Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей)

Декларация
о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации
(принята Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей)


Комитет Министров Совета Европы,

спустя более 50 лет после открытия для подписания государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), являющейся главным общеевропейским инструментом защиты прав и свобод, закрепленных в ней;

принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами в целях защиты и реализации идеалов и принципов, которые являются их общим наследием;

принимая во внимание приверженность всех государств-участников фундаментальным принципам плюралистической демократии, уважения прав человека и верховенства закона, которую главы государств и правительств вновь подтвердили на своем втором саммите в г. Страсбурге 11 октября 1997 г.;

вновь подтверждая, что основное право на свободу выражения мнения и информации, гарантированное Статьей 10 Конвенции, составляет одну из существенных основ демократического общества и одно из основных условий его прогресса и развития каждого человека, что отражено в Декларации Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнения и информации 1982 года;

ссылаясь на Декларацию о политике в средствах массовой информации на ближайшее будущее, принятой на шестой Европейской конференции министров по вопросам политики в средствах массовой информации в Кракове 15 и 16 июня 2000 г.;

принимая во внимание Резолюцию Комитета министров Совета Европы (74) 26 о праве на ответ - положении гражданина во взаимоотношениях с прессой и Рекомендацию Комитета министров Совета Европы N R (99) 15 о мерах, касающихся освещения средствами массовой информации предвыборных кампаний;

также принимая во внимание Рекомендацию Комитета министров Совета Европы N R (97) 20 О вопросах разжигания ненависти и подчеркивая, что свобода политической дискуссии не включает в себя свободу выражать расистские мнения или мнения, разжигающие ненависть, ксенофобию, антисемитизм и все формы нетерпимости;

принимая во внимание Резолюцию 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи о праве на неприкосновенность частной жизни;

вновь подтверждая первостепенную важность свободы выражения мнения и информации, в особенности посредством свободных и независимых средств массовой информации, для обеспечения права общества на получение информации по вопросам, затрагивающим общественные интересы, и осуществление общественный контроль в отношении общественных и политических дел, а также для обеспечения подотчетности и прозрачности политических органов и органов государственной власти без ущерба для внутренних норм государств-участников относительно статуса и ответственности должностных лиц;

принимая во внимание, что осуществление свободы выражения мнения несет с собой обязанности и ответственность, о которых работники средств массовой информации должны помнить, и что данная свобода может быть законно ограничена в целях поддержания баланса между осуществлением этого права и соблюдением других основных прав, свобод и интересов, охраняемых Конвенцией;

сознавая, что физические лица, являющиеся кандидатами в политические органы, избранные в них или ушедшие в отставку, или занимающиеся политической деятельностью на местном, региональном, национальном или международном уровне, или имеющие политическое влияние (далее - политические деятели), а также физические лица, занимающие государственные должности или осуществляющие государственные властные полномочия на перечисленных уровнях (далее - должностные лица), пользуются основными правами, которые могут быть нарушены распространением информации и мнений о них в средствах массовой информации;

сознавая, что некоторые национальные правовые системы по-прежнему наделяют политических деятелей или должностных лиц правовыми привилегиями в отношении распространения информации и мнений о них в средствах массовой информации, что несовместимо с правом на свободу выражения мнения и информации, гарантированным Статьей 10 Конвенции;

сознавая, что право на осуществление общественного контроля общественных дел может включать в себя распространение информации и мнений о лицах, не являющихся политическими деятелями и должностными лицами;

призывает государства - члены Совета Европы широко распространить данную Декларацию, при необходимости, сопроводив ее переводом, и в особенности довести ее до сведения политических органов, органов государственной власти и судебных органов, а также сделать ее доступной для средств массовой информации, журналистов и их профессиональных объединений;

обращает особое внимание на следующие принципы, касающиеся распространения информации и мнений о политических деятелях и должностных лицах в средствах массовой информации:


I. Свобода выражения мнения и информации посредством средств массовой информации


Плюралистическая демократия и свобода политической дискуссии требует, чтобы общество получало информацию по вопросам, затрагивающим общественные интересы, что включает в себя право средств массовой информации распространять негативную информацию и критические мнения о политических деятелях и должностных лицах наряду с правом общества получать их.


II. Свобода критики государства и государственных институтов


Государство, правительство или любой другой институт исполнительной, законодательной или судебной ветви власти может подвергаться критике в средствах массовой информации. В связи с доминирующим положением данных институтов они не должны защищаться уголовным правом от клеветнических и оскорбительных заявлений. Однако если указанные институты пользуются подобной защитой, она должна применяться ограниченно, при этом при любых обстоятельствах необходимо избегать ее использования для ограничения свободы критики. Кроме того, лица, представляющие данные институты, сохраняют право пользоваться защитой как физические лица.


III. Общественная дискуссия и контроль в отношении политических деятелей


Политические деятели, решившие вызвать доверие общества и согласившиеся стать объектом общественной политической дискуссии, в связи с этим подвергаются тщательному общественному контролю и потенциально резкой и сильной общественной критике посредством средств массовой информации в отношении того, как они исполняли и исполняют свои функции.


IV. Общественный контроль в отношении должностных лиц


Должностные лица должны принять тот факт, что они будут подвергаться общественному контролю и критике со стороны общества, особенно посредством средств массовой информации, в отношении того, как они исполняли и исполняют свои функции в той мере, в какой это необходимо для обеспечения прозрачности и ответственного выполнения ими своих функций.


V. Свобода сатиры


Юмористический и сатирический жанр, защищаемый Статьей 10 Конвенции, допускает большую степень преувеличения и даже провокации до той степени, в какой общество не вводится в заблуждение относительно фактов.


VI. Репутация политических деятелей и должностных лиц


Политические деятели не должны пользоваться большей защитой своей репутации и других прав, чем другие граждане, и соответственно более строгие санкции не должны применяться в соответствии с внутренним законодательством против средств массовой информации, если последние критикуют политических деятелей. Этот принцип распространяется также на должностных лиц; отступления допускаются только в том случае, когда это крайне необходимо для обеспечения надлежащего исполнения должностными лицами своих функций.


VII. Неприкосновенность частной жизни политических деятелей и должностных лиц


Частная и семейная жизнь политических деятелей и должностных лиц должна быть защищена от освещения в средствах массовой информации в соответствии со Статьей 8 Конвенции. Тем не менее, информация об их частной жизни может распространяться, если она представляет непосредственный общественный интерес в отношении того, как политические деятели и должностные лица исполняли или исполняют свои функции; наряду с этим следует принимать во внимание необходимость избегать причинения излишнего вреда третьим лицам. Если политические деятели и должностные лица привлекают общественное внимание к некоторым аспектам своей частной жизни, средства массовой информации имеют право подвергнуть эти аспекты тщательной проверке.


VIII. Средства правовой защиты от нарушений со стороны средств массовой информации


Политические деятели и должностные лица должны иметь возможность использовать только те средства правовой защиты от средств массовой информации, которыми обладают частные лица в случае нарушения их прав средствами массовой информации. Компенсация и штрафы за диффамацию (разглашение позорящих другое лицо правдивых сведений) и оскорбление должны быть соразмерны нарушению прав или урону, нанесенному репутации других лиц; при этом должны учитываться любые возможные эффективные и адекватные добровольные компенсационные меры, предложенные средствами массовой информации и принятые заинтересованными лицами. Диффамация и оскорбление со стороны средств массовой информации не должны приводить к лишению свободы, если только ввиду серьезности нарушения прав или урона, нанесенного репутации других лиц, данный вид наказания не является крайне необходимым и соразмерным, особенно когда другие фундаментальные права серьезно нарушаются путем клеветнических и оскорбительных заявлений в средствах массовой информации - таких, как разжигание ненависти.


Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей)


Перевод: Берестнев Ю.Ю


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.