Совместная декларация главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о развитом и всеобъемлющем партнерстве (Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г.)

Совместная декларация
главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о развитом и всеобъемлющем партнерстве
(Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г.)


Принята Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, Султаном Государства Бруней-Даруссалам Хассаналом Болкиахом, Премьер-министром Королевства Камбоджа Хун Сеном, Президентом Республики Индонезия Сусило Бамбангом Юдойоно, Премьер-министром Лаосской Народно-Демократической Республики Буннянгом Ворачитом, Премьер-министром Малайзии Абдуллой Ахмадом Бадави, Премьер-министром Союза Мьянма Со Вином, Президентом Республики Филиппины Глорией Макапагал Арройо, Премьер-министром Республики Сингапур Ли Сянь Луном, Премьер-министром Королевства Таиланд Таксином Чинаватом, Премьер-министром Социалистической Республики Вьетнам Фан Ван Кхайем 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия)


Мы, Глава Государства Российской Федерации и Главы Государств и Правительств Государства Бруней-Даруссалам, Королевства Камбоджа, Республики Индонезии, Лаосской Народно-Демократической Республики, Малайзии, Союза Мьянма, Республики Филиппины, Республики Сингапур, Королевства Таиланд и Социалистической Республики Вьетнам, государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), проведя 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия) свой первый исторический саммит,

учитывая динамичное развитие ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире и близость наших подходов к решению наиболее актуальных региональных и международных вопросов;

отмечая установление в 1994 году консультативного партнерства, а затем полномасштабного диалогового партнерства в 1996 году, а также устойчивый прогресс, достигнутый в сотрудничестве Российской Федерации и АСЕАН, который укрепил основы партнерства для дальнейшего расширения и развития отношений с целью придания им более динамичного и комплексного характера;

признавая, что подписание в 2003 году в Пномпене (Камбоджа) Совместной декларации Министров иностранных дел Российской Федерации и АСЕАН о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе сыграло важную роль в укреплении диалогового партнерства;

всесторонне рассмотрев состояние и перспективы дальнейшего продвижения всего комплекса российско-асеановских диалоговых отношений,

Заявляем о нижеследующем:


Укрепление диалогового партнерства


1. Российская Федерация и АСЕАН привержены дальнейшему развитию многостороннего взаимодействия и сотрудничества.

2. Российская Федерация и АСЕАН подтверждают, что дальнейшая консолидация их диалогового партнерства должна осуществляться с целью обеспечения экономического роста, устойчивого развития, процветания и социального прогресса Российской Федерации и АСЕАН на основе принципов равенства, взаимной выгоды и общей ответственности, а также содействия миру, стабильности, безопасности и процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3. Российская Федерация и АСЕАН выражают общую решимость расширять взаимовыгодные диалоговые отношения по всем направлениям и на всех уровнях. В этой связи Российская Федерация и АСЕАН договорились проводить регулярные саммиты Российская Федерация-АСЕАН.

4. Российская Федерация и АСЕАН будут там, где это необходимо, совершенствовать и укреплять диалоговые механизмы, а именно Постминистерские конференции (ПМК) АСЕАН с Российской Федерацией в формате 10+1, Совещания старших должностных лиц Российская Федерация-АСЕАН, Совместный комитет сотрудничества Российская Федерация-АСЕАН, Совместный планово-распорядительный комитет Российская Федерация-АСЕАН, Рабочую группу Российская Федерация- АСЕАН по торгово-экономическому сотрудничеству, Рабочую группу Российская Федерация-АСЕАН по научно-технологическому сотрудничеству, а также другие совместные органы, которые могут быть созданы в будущем. В этой связи мы приветствуем решение министров экономики стран АСЕАН об учреждении механизма Консультаций старших должностных лиц Российская Федерация-АСЕАН по экономическим вопросам. Данные механизмы будут регулярно задействоваться для достижения их общей цели.

5. АСЕАН приветствует готовность Российской Федерации вносить добровольные финансовые взносы в Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация-АСЕАН, который будет использоваться для осуществления взаимовыгодных совместных мероприятий и программ в рамках диалогового партнерства Российская Федерация-АСЕАН.


Сотрудничество в области политики и безопасности


6. Российская Федерация и АСЕАН отмечают, что глобализация привела к усилению взаимозависимости государств, в результате чего их безопасность и процветание стали взаимосвязаны. Учитывая все более глобальный характер угроз безопасности, эффективно противостоять им мировое сообщество может только сообща, наращивая усилия в противодействии им путем более тесной координации на основе принципов и норм международного права и поддержки многосторонности.

7. Российская Федерация и АСЕАН полны решимости расширять взаимодействие как между собой, так и со всеми заинтересованными партнерами в целях обеспечения большей стабильности и безопасности и создания благоприятных условий для всеобщего устойчивого развития в интересах международного сообщества.

8. Российская Федерация и АСЕАН подтверждают верховенство международного права, включая такие его базовые принципы как уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела, недопустимость применения силы или угрозы силой в обход Устава ООН. В этой связи Российская Федерация и АСЕАН едины в том, что Организация Объединенных Наций (ООН) и, в частности, ее Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея играют центральную роль в обеспечении международного мира и безопасности.

9. Российская Федерация и АСЕАН придают большое значение дальнейшему укреплению российско-асеановского взаимодействия в решении проблем глобального характера. В данном контексте Российская Федерация и АСЕАН полны решимости усиливать, в числе прочего, координацию коллективных действий в рамках ООН и других соответствующих международных организаций.

10. Российская Федерация и АСЕАН убеждены, что урегулирование любых международных и региональных конфликтов и кризисов должно осуществляться в строгом соответствии с Уставом ООН и другими принципами и нормами международного права при учете законных интересов всех вовлеченных сторон.

11. Российская Федерация и АСЕАН в равной степени озабочены террористической угрозой и признают ее одним из наиболее серьезных вызовов, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Российская Федерация и АСЕАН подтверждают обоюдную решимость развивать контртеррористическое сотрудничество на основе конвенций ООН и протоколов, касающихся терроризма, резолюций Совета Безопасности ООН, а также Совместной декларации Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, подписанной в 2004 году в Джакарте (Индонезия), и других антитеррористических конвенций, участниками которых являются Российская Федерация и отдельные государства-члены АСЕАН, и рассматривают такое взаимодействие как важную составную часть глобальных усилий по искоренению террора.

12. Российская Федерация и АСЕАН будут наращивать взаимодействие в противодействии транснациональной организованной преступности, в том числе незаконной торговле наркотиками, торговле людьми, морскому пиратству, контрабанде оружия, отмыванию денег, международным экономическим преступлениям и киберпреступности путем активного участия в Совещаниях старших должностных лиц Российской Федерации и АСЕАН по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП) с целью углубления эффективных институциональных связей, обмена информацией и реализации согласованных программ, представляющих взаимный интерес.

13. Российская Федерация рассматривает АСЕАН как движущую силу интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом контексте Российская Федерация поддерживает усилия государств-членов АСЕАН по созданию Сообщества безопасности АСЕАН. АСЕАН, со своей стороны, отмечает весомую роль и глубокую вовлеченность Российской Федерации в дела Азиатско-Тихоокеанского региона, неотъемлемой частью которого она является, и подтверждает готовность содействовать более полной интеграции Российской Федерации в систему регионального многостороннего взаимодействия.

14. АСЕАН приветствует оформленное во Вьентьяне (ЛНДР) в 2004 году присоединение Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, который обе стороны рассматривают в качестве основы кодекса поведения государств региона в деле поддержания мира и стабильности. Российская Федерация и АСЕАН стремятся подчеркнуть важность строгого соблюдения его положений всеми государствами-участниками и призывают диалоговых партнеров АСЕАН, которые еще этого не сделали, рассмотреть возможность скорейшего присоединения к Договору.

15. Российская Федерация и АСЕАН стремятся развивать взаимодействие в рамках различных региональных организаций и объединений. В частности, Российская Федерация и АСЕАН будут наращивать сотрудничество в рамках Регионального форума АСЕАН (АРФ), форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) и Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА). Российская Федерация и АСЕАН предпримут усилия для дальнейшего развития сотрудничества между АСЕАН и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).

16. АСЕАН поддерживает усилия Российской Федерации по обеспечению мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе предпринимаемые в рамках ШОС. В этой связи Российская Федерация и АСЕАН стремятся развивать взаимодействие между различными региональными и международными организациями и форумами.

17. Российская Федерация признает и уважает усилия АСЕАН по созданию Зоны, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии посредством Договора о Зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (ЗСЯО в ЮВА) и рассматривает эти усилия как важный элемент укрепления региональной безопасности и существенный вклад в создание таких зон в общемировом масштабе.


Сотрудничество в области экономического и социального развития


18. Признавая, что экономический прогресс является неотъемлемым условием поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, Российская Федерация и АСЕАН придерживаются общего мнения, что развитие экономического сотрудничества между ними внесет позитивный вклад в обеспечение процветания Российской Федерации и АСЕАН и региона в целом. В этой связи Российская Федерация и АСЕАН подтверждают заинтересованность в качественном углублении экономических связей на основе Соглашения о сотрудничестве в области экономики и развития, подписанного 10 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия).

19. Российская Федерация и АСЕАН выражают решимость предпринять все необходимые усилия для расширения рамок и углубления качества экономических отношений путем развития взаимной торговли, инвестиционного и экономического сотрудничества, диалога по вопросам политики в области торговли и инвестиций и внутреннего законодательства, совершенствования технического регулирования, налаживания технологической кооперации и обмена торговой, инвестиционной и экономической информацией.

20. Российская Федерация и АСЕАН отмечают важность прямых контактов представителей деловых кругов, включая малые и средние предприятия, для налаживания эффективного взаимовыгодного сотрудничества между ними. Обе стороны считают ключевым инструментом взаимодействия предпринимателей Деловой совет Россия-АСЕАН, учрежденный в Куала-Лумпуре в апреле 1998 года в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Конфедерацией Торгово-промышленных палат АСЕАН. В этой связи высокой оценки заслуживают итоги состоявшегося 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре 2-го Делового форума Российская Федерация-АСЕАН, подтвердившие важность и полезность проведения такого рода совместных мероприятий в будущем.

21. Обе стороны выступают в поддержку скорейшего присоединения Российской Федерации, Лаосской Народно-Демократической Республики и Социалистической Республики Вьетнам к Всемирной торговой организации (ВТО) и считают, что этот шаг придаст дополнительный импульс развитию российско-асеановского экономического сотрудничества, заложит основу для взаимодействия Российской Федерации и АСЕАН в рамках этой влиятельной международной структуры и создаст необходимые условия для насыщенного и содержательного экономического сотрудничества и будущих договоренностей.

22. Российская Федерация поддерживает усилия АСЕАН по углублению региональной экономической интеграции, в том числе путем реализации планов формирования Экономического сообщества АСЕАН, Инициативы интеграции АСЕАН (ИАИ) и Вьентьянской программы действий (ВПД), нацеленных, в частности, на сокращение разрыва в уровнях развития государств-членов АСЕАН, что повысит их конкурентоспособность и привлекательность в качестве единого рынка и производственной базы, а также с точки зрения инвестиций. Российская Федерация выражает готовность оказывать поддержку реализации этих программ.

23. Российская Федерация и АСЕАН отмечают наличие огромного потенциала для налаживания сотрудничества в сферах промышленности и энергетического машиностроения, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, а также науки и технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, развития людских ресурсов. Российская Федерация и АСЕАН твердо намерены укреплять взаимодействие в этих областях и признают целесообразность расширения спектра диалоговых связей, в том числе на таких перспективных направлениях как финансы, экология и здравоохранение.

24. Российская Федерация и АСЕАН отмечают важность расширения гуманитарных связей и контактов между людьми, в том числе на местном и региональном уровнях. С этой целью, с учетом планов создания Социально-культурного сообщества АСЕАН и единого туристического пространства АСЕАН, Российская Федерация и АСЕАН будут развивать сотрудничество в сфере туризма, разрабатывать и осуществлять программы культурных, образовательных, молодежных, спортивных и иных обменов, что существенно укрепит атмосферу взаимопонимания и доверия между Российской Федерацией и АСЕАН и тем самым положительно скажется на продвижении всего комплекса диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН.


Меры по выполнению положений Совместной декларации


25. Российская Федерация и АСЕАН предпримут все необходимые усилия по реализации шагов и мер, предусмотренных в настоящей Декларации. Ход выполнения Декларации будет рассматриваться министрами иностранных дел и старшими должностными лицами в рамках диалогового партнерства Российской Федерации и АСЕАН с последующим докладом на саммитах Российской Федерации и АСЕАН.

26. В целях реализации совместных мероприятий и программ в рамках диалогового партнерства Российской Федерации и АСЕАН лидеры Российской Федерации и АСЕАН принимают Комплексную программу действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН на 2005-2015 годы (прилагается).

27. Лидеры Российской Федерации и АСЕАН поручают соответствующим министрам контролировать выполнение Комплексной программы действий в курируемых ими областях. Лидеры также поручают министрам иностранных дел периодически рассматривать достигнутый прогресс, принимая во внимание развитие ситуации в мире и в регионе.


Совершено в Куала-Лумпуре (Малайзия) тринадцатого декабря две тысячи пятого года в двух экземплярах на русском и английском языках.



Совместная декларация главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о развитом и всеобъемлющем партнерстве (Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г.)


Текст декларации официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.