Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг. (Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г.)

Комплексная программа
действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг.
(Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г.)


Принята 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия)


Настоящая Комплексная программа действий нацелена на углубление и диверсификацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), реализацию целей и задач, изложенных в Совместной декларации главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств-членов АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве, подписанной 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия), Соглашении между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития, подписанном 10 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре, Совместной декларации Министров иностранных дел России и АСЕАН о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР, принятой 19 июня 2003 года в Пномпене (Камбоджа), а также Совместной декларации Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, принятой 2 июля 2004 года в Джакарте (Индонезия).

С учетом вышеизложенного Российская Федерация и АСЕАН в соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств намерены там, где это возможно, предпринять совместные действия и меры в следующих областях:


I. Сотрудничество в области политики и безопасности


- проводить регулярные встречи и консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, в рамках диалоговых механизмов Российская Федерация-АСЕАН: ежегодных Постминистерских конференций (ПМК) АСЕАН с Российской Федерацией в формате 10+1, Совещаний старших должностных лиц Российская Федерация-АСЕАН (ССДЛ), Совместного комитета сотрудничества Российская Федерация-АСЕАН (СКС), Совместного планово-распорядительного комитета Российская Федерация-АСЕАН (СПРК);

- создавать по обоюдному согласию новые диалоговые механизмы на соответствующем уровне в различных сферах сотрудничества в случаях, когда это будет признано необходимым;

- расширять и углублять взаимодействие и координацию в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), проводить в случае необходимости отдельные встречи министров иностранных дел Российской Федерации и АСЕАН в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, консультации делегаций по повестке дня этих сессий, а также встречи Постоянных Представителей при ООН;

- проводить консультации по вопросам повестки дня сессий Регионального форума АСЕАН (АРФ);

- продолжить участие в переговорах по вопросу о присоединении пяти ядерных держав к Договору о Зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии;

- организовать в 2006 г. юбилейные мероприятия по случаю десятилетия установления диалогового партнерства Российская Федерация-АСЕАН.


II. Сотрудничество в области противодействия терроризму и транснациональной преступности


- регулярно проводить Совещания старших должностных лиц Российская Федерация-АСЕАН по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП);

- изучить возможность создания Рабочей группы Российская Федерация-АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности, которая на уровне экспертов компетентных органов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН будет координировать взаимодействие Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в данной сфере.

1) Противодействие терроризму

В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:

- укреплять центральную роль ООН в объединении и координации международных усилий в противодействии терроризму во всех его формах и проявлениях, выявлении коренных причин и факторов, способствующих возникновению терроризма;

- предпринимать меры по развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества на основе норм международного права;

- продолжить прилагать усилия по завершению выработки Генеральной Ассамблеей ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом;

- предпринять меры к скорейшему подписанию и ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма;

- развивать сотрудничество на различных уровнях по антитеррористическим инициативам;

- обмениваться информацией о террористических группировках и потенциальных угрозах террористических атак, включая возможные акты с использованием химического, биологического, радиоактивного или ядерного оружия;

- продолжить обмен информацией о террористических организациях, их лидерах и членах, методах деятельности и структурах поддержки;

- продолжать сотрудничество и наращивание потенциала сил обеспечения безопасности, задействованных при проведении визитов на высоком уровне, а также государственных и международных мероприятий;

- обмениваться информацией о возможных террористических актах против своих государств и граждан, делиться наработками, знаниями и опытом в области предупреждения, пресечения и расследования таких террористических актов, а также о судебном преследовании террористов и их пособников;

- сотрудничать в борьбе с незаконным оборотом стрелкового оружия;

- поощрять межконфессиональный диалог с целью повышения взаимопонимания между цивилизациями и религиями;

- организовывать на основе взаимных интересов программы подготовки, симпозиумы и семинары по противодействию терроризму;

- координировать совместные меры по предотвращению финансирования терроризма;

- сотрудничать в соблюдении международных требований безопасности на воздушном, наземном и морском транспорте;

- оказывать содействие в проведении поисково-спасательных операций, доставке техники и гуманитарных грузов, медицинской помощи и реабилитации пострадавших от террористических актов;

- сотрудничать в изучении вопросов и тенденций, связанных с терроризмом.

2) Противодействие транснациональной преступности

В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:

- укреплять сотрудничество в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным и/или иным незаконным путем, в частности таких, которые используются на цели финансирования террористической деятельности, а также делиться наработками, наращивать потенциал и оказывать необходимую помощь в пресечении такой деятельности;

- обмениваться информацией и сотрудничать в целях предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств;

- сотрудничать и оказывать взаимную помощь в предупреждении и пресечении торговли людьми и связанных с ней преступлений в рамках соответствующих соглашений;

- осуществлять обмен информацией и сотрудничать в борьбе с изготовлением, сбытом и использованием фальшивых или поддельных средств платежа, а также документов, удостоверяющих личность;

- осуществлять обмен информацией, знаниями и наработками в борьбе с морским пиратством и преступлениями против безопасности транспортных средств;

- сотрудничать в оказании друг другу содействия в предупреждении и пресечении преступлений в сфере компьютерной информации, в частности преступлений, связанных с использованием сети Интернет и других средств связи в нарушение прав интеллектуальной собственности;

- изучить возможность сотрудничества по выявлению и перехвату каналов связи транснациональных преступных групп и террористических организаций.


III. Сотрудничество в области экономики


1) Торгово-инвестиционное сотрудничество

- на регулярной основе проводить Консультации старших должностных лиц по экономическим вопросам Российская Федерация-АСЕАН, а также проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация-АСЕАН по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС);

- содействовать торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству;

- обмениваться информацией в области торговли и инвестиций, в частности тарифной политики, о применяемых санитарных, фитосанитарных и других мерах нетарифного регулирования, в том числе технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, о страховании, интеллектуальной собственности, мерах по защите инвесторов и инвестиций;

- укреплять и развивать сотрудничество по следующим направлениям:

(a) установление контактов между государственными органами, регулирующими отношения в сфере разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия;

(b) обмен информацией о принятых и разрабатываемых технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;

(c) подготовка кадров в сферах разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия, а также обмен экспертами;

- поддерживать региональную интеграцию АСЕАН, включая Инициативу интеграции АСЕАН (ИАИ), обеспечивать особый и дифференцированный подход к "новым" государствам-членам АСЕАН, а именно Камбодже, Лаосу, Мьянме и Вьетнаму со стороны Российской Федерации с целью содействия их эффективному участию в реализации настоящей Комплексной программы действий;

- способствовать активизации работы Делового совета Российская Федерация-АСЕАН, регулярно проводить многосторонние и двусторонние бизнес-форумы с целью более широкого ознакомления предпринимателей обеих Сторон с возможностями соответствующих рынков;

- способствовать обмену делегациями деловых кругов.

2) Промышленность

- поощрять участие компаний Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в крупных проектах друг друга, в том числе в совместных инвестиционных проектах;

- расширять промышленное сотрудничество в отдельных отраслях производства и высоких технологий, таких как тяжелое машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, производство дорожно-строительной техники, электротехнических изделий и сельскохозяйственной техники;

- расширять сотрудничество в сфере научных исследований, инноваций и внедрения появляющихся и передовых технологий в горнодобывающей промышленности.

Конкретные условия и формы такого сотрудничества будут определяться на основе прямого диалога между уполномоченными органами Российской Федерации и АСЕАН.

3) Энергетика

- проводить консультации по сотрудничеству в области энергетики;

- выявлять инвестиционные возможности для развития инфраструктуры в сфере энергетики, нефти и природного газа на коммерческой основе;

- обмениваться разработками и технологиями в различных областях энергетики;

- способствовать использованию новых и возобновляемых ресурсов на коммерческой основе;

- содействовать реализации программ рационального энергопотребления и сохранения энергоресурсов;

- содействовать эффективному использованию энергии и широкому применению там, где это возможно, возобновляемых и альтернативных источников энергии (солнца, ветра, морских приливов и волн, гидро-, геотермальных вод, биомассы и других) путем укрепления потенциала в сферах выработки политики и регулирования, обмена и передачи технологий, исследований и разработок;

- использовать экологически чистые ресурсы и технологии;

- развивать сотрудничество в области разведки, добычи, транспортировки и потребления нефти, газа и продуктов их переработки, включая технический обмен в нефтегазовой отрасли;

- сотрудничать в области разведки и транспортировки нефти и газа.

4) Транспорт

- проводить консультации по вопросам транспортного сотрудничества;

- сотрудничать в области обеспечения безопасности морского судоходства и авиаперевозок в Российской Федерации и АСЕАН;

- исследовать потенциальные угрозы безопасности транспортной системы;

- обмениваться информацией в области противодействия терроризму на всех видах транспорта;

- совместно готовить специалистов по вопросам обеспечения транспортной безопасности;

- сотрудничать в рамках программ по наращиванию потенциалов использования и управления речным транспортом и судоходством;

- осуществлять обмен информацией, опытом и наработками по проектам строительства шоссейных автодорог, метро и портов.

5) Финансы

- налаживать обмен знаниями, опытом и информацией в вопросах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также участвовать в деятельности соответствующих рабочих групп по противодействию терроризму и соответствующих региональных программах подготовки кадров;

- рассмотреть вопрос об оказании Российской Федерацией услуг по подготовке кадров и технической помощи государствам-членам АСЕАН в рамках соответствующей региональной программы центра подготовки кадров Евразийской группы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ЕАГ), созданного при Росфинмониторинге;

- проработать вопрос об оказании Российской Федерацией как членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Контртеррористической рабочей группы "Группы восьми" (СТАГ) политической поддержки государствам-членам АСЕАН для получения иностранной технической помощи, направленной на укрепление их национальных потенциалов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

6) Малое и среднее предпринимательство (МСП)

- проводить консультации по вопросам сотрудничества организаций МСП;

- развивать более тесное сотрудничество МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в области укрепления потенциала, передачи технологий и изучения рынка;

- поощрять участие МСП в выставках и торговых ярмарках, содействовать установлению связей между МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

- способствовать развитию людских ресурсов на уровне организаций, включая обучение менеджменту, организацию ознакомительных посещений предприятий, обмен предпринимателями, а также стажировку и обучение в приоритетных секторах;

- способствовать наращиванию организационного потенциала в сфере вспомогательных бизнес-услуг, включая распространение информации, организацию выставок и презентаций продукции МСП, форумов МСП и семинаров по подбору партнеров, создание веб-сайтов МСП, подготовку деловых справочников, создание служб технической и консалтинговой поддержки, а также служб содействия и поддержки экспорта;

- содействовать осуществлению мер, нацеленных на укрепление взаимодействия между органами государственной власти и частными организациями с целью развития МСП;

- содействовать увеличению инвестиций путем применения различных стимулов, пересмотра правовых и регулирующих механизмов, совершенствования и рационализации процедур, развития людских ресурсов, внедрения субподрядов и других форм привлечения МСП.


IV. Функциональное сотрудничество


1) Научно-технологическое сотрудничество

- регулярно проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация-АСЕАН по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС);

- определять приоритетные направления, отдельные сферы, инициативы и формы сотрудничества на основе Концепции сближения интересов между Российской Федерацией и Комитетом АСЕАН по науке и технологиям (КНТ) в области науки и технологий, разрабатываемой РГНТС;

- поощрять передачу и обмен технологиями для взаимной выгоды Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

- обмениваться научно-технической информацией и осуществлять крупные совместные проекты;

- обеспечивать эффективную охрану прав интеллектуальной собственности, полученной в рамках настоящей Комплексной программы действий, в соответствии с международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государства-члены АСЕАН, и их национальным законодательством.

2) Сотрудничество в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

- проводить консультации по вопросам сотрудничества в сфере ИКТ с целью развития сотрудничества по следующим направлениям: телемедицина, электронное правительство, электронная торговля, дистанционное обучение, информационная безопасность и признание цифровой подписи.

3) Сотрудничество в области предупреждения и преодоления последствий стихийных бедствий

- проработать в практическом плане вопрос об оказании Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в развитии потенциала реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы путем создания и укрепления национальных служб по чрезвычайным ситуациям и оснащения их оборудованием и специальной техникой, включая авиационную;

- рассмотреть вопросы применения авиационных технологий Российской Федерации для борьбы с лесными и почвенными пожарами;

- проработать вопросы использования современных российских технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе систем оценки устойчивости зданий и различных сооружений, а также прогнозирования ущерба от стихийных бедствий;

- внедрять российские технологии и опыт мониторинга опасных техногенных и экологических процессов, а также программное обеспечение принятия решений по реагированию на стихийные бедствия;

- рассмотреть возможность оказания Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в подготовке кадров.

4) Сотрудничество в области природопользования, восстановления и охраны окружающей среды

- проводить консультации по сотрудничеству в сфере природопользования, восстановления и охраны окружающей среды;

- развивать сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды по следующим приоритетным направлениям:

а) борьба с трансграничным загрязнением окружающей среды;

b) сохранение биологического разнообразия и объектов природного наследия, создание сети охраняемых природных территорий;

c) охрана прибрежной и морской среды и рациональное использование морских ресурсов;

d) широкое применение наиболее совершенных и допустимых с экологической точки зрения производственных технологий, а также стратегий экологически чистого производства и потребления продукции;

e) устойчивое управление водными ресурсами;

f) устойчивое лесопользование, включая сохранение лесного фонда и борьбу с лесными пожарами;

g) борьба с нелегальными рубками леса и торговлей незаконно заготовленной древесиной;

h) осуществление мер по стабилизации климатической системы и адаптации населения и экономики к негативным последствиям изменения климата;

i) образование и просвещение в области экологии;

- проводить совместные научные исследования и изыскания, а также консультации, семинары и деловые встречи в указанных областях.

5) Сотрудничество в области развития людских ресурсов

- проводить консультации по сотрудничеству в области развития людских ресурсов;

- способствовать развитию связей между вузами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН путем налаживания студенческого обмена, командировок преподавателей и специалистов, а также разработки совместных программ;

- наладить сотрудничество в сфере естественнонаучного и математического образования через Ассоциацию университетов АСЕАН (АУН);

- способствовать обмену опытом развития сотрудничества в области трудовых ресурсов между Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН и проработать в практическом плане возможность оказания помощи Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН в наращивании потенциала в этой сфере.

6) Сотрудничество в области культуры и информации

a) Сотрудничество в области культуры

- проводить регулярные консультации экспертов в сфере культуры, включая информационный обмен;

- на регулярной основе проводить в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН культурные фестивали, в том числе кинофестивали;

- периодически проводить в Российской Федерации и в государствах-членах АСЕАН фестивали культуры народов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

- развивать обмен информацией в области кинематографии и взаимно участвовать в культурных выставках и международных фестивалях;

- содействовать развитию контактов между людьми путем обменов деятелями культуры и искусства, специалистами и исполнителями в области театра, музыки, акробатики, танца, "театра одного актера", музейного и библиотечного дела, народного творчества, охраны и реставрации памятников культуры и искусства, а также кинематографии;

- развивать сотрудничество между ведущими библиотеками, музеями, учебными и научными заведениями;

- наладить подготовку кадров, проведение семинаров и ознакомительных поездок в сфере культуры и искусства;

- рассмотреть возможность предоставления стипендий на подготовку деятелей культуры АСЕАН;

- поддерживать сотрудничество между культурными учреждениями Российской Федерации и государств-членов АСЕАН и наладить взаимодействие между специалистами и молодыми артистами в целях обучения и обмена опытом;

- способствовать участию специалистов и молодых артистов в проводимых курсах, конференциях и семинарах в области их специализации;

- способствовать развитию культурных обменов на коммерческой основе.

b) Сотрудничество в области информации

- рассмотреть возможность установления контактов между Росархивом и соответствующими органами АСЕАН, а также архивными службами заинтересованных государств-членов АСЕАН, в частности с учетом планируемого проведения в 2008 году в Куала-Лумпуре Международного конгресса архивов;

- углублять сотрудничество между ИТАР-ТАСС и информационными агентствами государств-членов АСЕАН;

- способствовать обмену журналистами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

- способствовать обучению и проведению семинаров в Российской Федерации для сотрудников средств массовой информации государств-членов АСЕАН.

7) Сотрудничество в области туризма

- проработать вопрос об организации Консультаций Российская Федерация-АСЕАН по туризму;

- развивать информационный обмен и сотрудничество в области туризма между государственными органами по туризму, включая проведение совместных рекламных и маркетинговых мероприятий путем выпуска сопутствующих материалов, а также публикацию рекламы в туристических журналах с целью презентации различных мест отдыха в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН;

- развивать сотрудничество с целью продвижения национальных туристических продуктов, используя международные туристические выставки, например, "ТРАВЕКС" в рамках Туристического форума АСЕАН (АТФ) на Филиппинах в январе 2006 года и Первую международную туристическую выставку "Интурмаркет", которая должна состояться в Москве в марте 2006 года, а также другие соответствующие туристические выставки в государствах-членах АСЕАН;

- проводить конференции и семинары по развитию туризма в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН, в том числе с целью укрепления потенциала и обмена инновациями и опытом государственного регулирования туристической деятельности, развития людских ресурсов, устойчивого развития туризма и инвестиционной деятельности в сфере туризма;

- способствовать проведению встреч, развитию стимулирования, организации конгрессов и выставок совместно Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН.

8) Сотрудничество в области спорта

- осуществлять сотрудничество между спортивными ведомствами, организациями и клубами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

- взаимно участвовать в различных спортивных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

- участвовать в различных международных спортивных выставках, конференциях и семинарах, организуемых в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН.

9) Сотрудничество в области продовольствия, сельского и лесного хозяйства

- проводить консультации по сотрудничеству в области сельского и лесного хозяйства;

- развивать сотрудничество и техническую помощь, а также поощрять инвестиции в области пищевой промышленности;

- содействовать наращиванию потенциала и развитию людских ресурсов посредством подготовки кадров и обмена информацией, опытом и наработками в различных областях сельского и лесного хозяйства;

- обмениваться разработками и технологиями в области сельского и лесного хозяйства.


V. Механизм реализации


1) Российская Федерация и АСЕАН будут использовать Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация-АСЕАН для выполнения настоящей Комплексной программы действий.

2) Российская Федерация и АСЕАН в случае необходимости составят отдельные рабочие планы по реализации мер, предусмотренных в настоящей Комплексной программе действий, и будут оказывать техническое содействие Секретариату АСЕАН в координации работы по выполнению настоящей Комплексной программы действий.

3) Ход выполнения настоящей Комплексной программы действий будет регулярно рассматриваться в рамках имеющихся механизмов диалогового партнерства Российская Федерация-АСЕАН.



Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг. (Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г.)


Текст программы официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение