Директива Совета Европейских Сообществ 90/435/ЕЭС от 23 июля 1990 г. "Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов"

Директива Совета Европейских Сообществ 90/435/ЕЭС от 23 июля 1990 г.
"Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов"


Совет Европейских Сообществ,

принимая во внимание Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, и, в частности, положения статьи 100 Договора,

принимая во внимание предложение Комиссии,

принимая во внимание заключение Европейского парламента,

принимая во внимание заключение Экономического и социального комитета,

поскольку объединение в группу компаний разных государств-членов может являться необходимостью для создания внутри Сообщества условий, аналогичных условиям внутреннего рынка, а также, таким образом, для обеспечения формирования и эффективного функционирования общего рынка;

поскольку проведение таких операций не должно быть затруднено существованием ограничений, негативных условий или искажений правового регулирования, возникающих, в частности, из положений налогового законодательства государств-членов;

поскольку очевидным и необходимым в отношении такого объединения в группу компаний разных государств-членов является установление налоговых норм, нейтральных с точки зрения конкуренции, для предоставления предприятиям возможности адаптации к требованиям общего рынка, повышения их продуктивности и улучшения их конкурентноспособности на международном уровне;

поскольку такое объединение может выражаться в создании группы материнских и дочерних компаний;

поскольку существующие положения налогового законодательства, регулирующие взаимоотношения между материнскими и дочерними компаниями разных государств-членов, варьируются от одного государства-члена до другого и являются менее предпочтительными, чем те, которые подлежат применению к материнским и дочерним компаниям одного и того же государства-члена;

поскольку в связи с этим сотрудничество между компаниями разных государств-членов является менее выгодным в сравнении с сотрудничеством компаний одного и того же государства-члена;

поскольку необходимым является устранение таких негативных условий путем введения общей системы для целей содействия объединению компаний;

поскольку, когда материнская компания в силу своего объединения со своей дочерней компанией получает распределенную прибыль, государство материнской компании обязано:

- либо воздержаться от налогообложения такой прибыли;

- либо произвести налогообложение такой прибыли, в то же время предоставив материнской компании право произвести вычет из суммы подлежащего уплате налога, в части налога на корпорации, уплаченного дочерней компанией с такой прибыли;

поскольку, кроме того, для целей обеспечения фискального нейтралитета необходимым является, чтобы прибыль, распределяемая дочерними компаниями их материнским компаниям, была освобождена от налогообложения налогом у источника;

поскольку, однако, Федеративной Республике Германия и Греческой Республике в силу особой природы их систем налога на корпорации и Португальской Республике по причинам бюджетной политики должно быть разрешено существование на временной основе налога у источника,

Принял настоящую Директиву:


Статья 1


1. Каждое государство-член применяет настоящую Директиву:

- к распределению прибыли, полученной компаниями такого государства, которая поступает от их дочерних компаний других государств-членов;

- к распределению прибыли компаниями такого государства в пользу компаний других государств-членов, дочерними компаниями которых они являются;

- к распределению прибыли, полученной постоянными представительствами компаний других государств-членов, находящимися в таком государстве, которая поступает от их дочерних компаний государства-члена, иного, чем то, в котором такое постоянное представительство находится;

- к распределению прибыли компаниями такого государства в пользу находящихся в другом государстве-члене постоянных представительств компаний этого же государства-члена, дочерними компаниями которых они являются.

2. Настоящая Директива не препятствует применению положений национального законодательства или международных договоров, необходимых для предотвращения мошенничеств и правонарушений.


Статья 2


1. Для целей настоящей Директивы "компания государства-члена" означает любую компанию, которая:

(a) имеет одну из организационно-правовых форм, перечисленных в Приложении к Директиве;

(b) согласно налоговому законодательству государства-члена признается резидентом такого государства-члена и которая согласно положениям соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного с третьими странами, для целей налогообложения не признается резидентом за пределами Сообщества;

(c) кроме того, является плательщиком одного из следующих видов налогов, без возможности выбора по их применению или освобождения от их уплаты:


РИСУНОК 1. (ДИРЕКТИВА СОВЕТА 90/435/EEC ОТ 23.07.90)

или иного вида налог, которым может быть заменен любой вид из вышеперечисленных.

2. Для целей настоящей Директивы понятие "постоянное представительство" означает постоянное место ведения деятельности, находящееся в государстве-члене, через которое полностью или частично ведется деятельность компании другого государства-члена в такой степени, в которой прибыль от ведения такой деятельности через представительство подлежит налогообложению в государстве-члене, в котором оно находится, в силу соответствующего двустороннего договора об избежании двойного налогообложения или в отсутствие такового - в силу положений национального законодательства.


Статья 3


1. Для целей применения настоящей Директивы:

(a) статус материнской компании придается любой компании государства-члена, которая по крайней мере выполняет условия, установленные в статье 2, и имеет минимальное участие в размере 20% в уставном капитале компании другого государства-члена, выполняющей те же условия;

такой статус также придается в соответствии с теми же условиями компании государства-члена, которая имеет минимальное участие в размере 20% в уставном капитале компании того же государства-члена, участие и владение в которой полностью или частично осуществляется через постоянное представительство первой упоминавшейся компании, находящееся в другом государстве-члене;

с 1 января 2007 г. минимальный размер участия составит 15%;

с 1 января 2009 г. минимальный размер участия составит 10%;

(b) "дочерняя компания" означает такую компанию, в уставном капитале которой присутствует участие, установленное параграфом (a).

2. Государства-члены имеют право выбора путем частичного ограничения выполнения положений параграфа 1:

- путем заключения двусторонних соглашений заменить критерий участия в уставном капитале на критерий участия, дающего право голоса;

- не применять положения настоящей Директивы к компаниям такого государства-члена, которые не удовлетворяют требование непрерывного участия в течение как минимум двух лет для их квалификации в качестве материнских компаний, и к таким их компаниям, в которых компания другого государства-члена не удовлетворяет требованию непрерывного участия в течение как минимум двух лет.


Статья 4


1. В случае, когда материнская компания или ее постоянное представительство в силу объединения материнской и дочерней компании получает распределенную прибыль, государство материнской компании и государство ее постоянного представительства, за исключением случаев, когда дочерняя компания ликвидирована:

- либо воздерживаются от налогообложения такой прибыли;

- либо производит налогообложение такой прибыли, предоставляя материнской компании и постоянному представительству налоговый вычет из суммы подлежащего уплате налога, в части налога на корпорации в отношении такой прибыли, уплаченного дочерней компанией и любой компанией, в которой участвует дочерняя, при условии, что компания на каждом корпоративном структурном уровне и ее дочерняя компания удовлетворяют требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3, в пределах суммы соответствующего подлежащего уплате налога.

(a) Ничто в настоящей Директиве не препятствует государству материнской компании устанавливать требования о фискальной прозрачности на основании оценки государством правовых характеристик такой дочерней компании, установленных законодательством, в соответствии с которым она была создана, и, следовательно, производить налогообложение материнской компании в части прибыли ее дочерней компании "как и когда такая прибыль возникла". В этом случае государство материнской компании воздерживается от налогообложения распределенной прибыли дочерней компании.

При определении части прибыли материнской компании в прибыли ее дочерней компании "так, как она возникает" государство материнской компании либо освобождает от налогообложения такую прибыль, либо предоставляет материнской компании налоговый вычет из суммы подлежащего уплате налога, в части налога на корпорации в отношении части прибыли материнской компании, уплаченного дочерней компанией и любой компанией, в которой участвует дочерняя, при условии, что компания на каждом корпоративном структурном уровне и ее дочерняя компания удовлетворяют требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3, в пределах суммы соответствующего подлежащего уплате налога.

2. Однако каждое государство-член сохранит за собой возможность установить, что любые расходы, относящиеся к участию одной компании в уставном капитале другой, и любые убытки, возникшие в процессе распределения прибыли дочерней компании, не могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли материнской компании.

Когда расходы на управление, относящиеся на участие (в уставном капитале), установлены в постоянном твердом размере, такой фиксированный размер не может превышать 5% от прибыли, распределяемой дочерней компанией.

3. Параграфы 1 и применяются до даты полного вступления в силу общей системы налогообложения компаний.

В соответствующее время Совет примет правила для применения после наступления даты, указанной в первом подпараграфе.


Статья 5


1. Прибыль, которая распределяется дочерней компанией материнской компании, подлежит освобождению от налога у источника.


Статья 6


Государство-член материнской компании не может удерживать налог у источника на прибыль, которую такая компания получает от дочерней компании.


Статья 7


1. Понятие "налог у источника", используемое в настоящей Директиве, не включает в себя авансовый платеж или предоплату (предварительный платеж) (prйcompte) по корпоративному налогу государства-члена дочерней компании, которые производятся в отношении распределения прибыли в адрес ее материнской компании.

2. Действие настоящей Директивы не затрагивает вопросы применения положений национального законодательства или (международных) договоров, которые предназначены для устранения или снижения двойного налогообложения дивидендов, в частности, положений, относящихся к выплате налоговых кредитов получателями дидивендов.


Статья 8


1. Государства-члены введут в действие законы, правила и административные акты, необходимые им для выполнения настоящей Директивы, до 1 января 1992 г., о чем они незамедлительно проинформируют Комиссию.

2. Государства-члены обеспечат передачу Комиссии текстов основных положений национального законодательства, которые они примут в сфере, урегулированной настоящей Директивой.


Статья 9


Настоящая Директива адресована государствам-членам.


Совершено в Брюсселе, 23 июля 1990 г.


За Совет
Председатель

G. Carli


Приложение


Перечень видов компаний, на которые распространяется действие статьи 2 (а)


РИСУНОК 2. (ПРИЛОЖ. К ДИРЕКТИВЕ СОВЕТА 90/435/EEC ОТ 23.07.90)

(g) компании, учрежденные или существующие по законодательству Ирландии, учреждения, зарегистрированные в соответствии с Актом о промышленных и экономических (кооперативных) обществах, строительные общества, учрежденные в соответствии с Актом о строительных обществах, и доверительные сберегательные банки в форме, предусмотренной Актом о доверительных сберегательных банках 1989 г.;


РИСУНОК 3. (ПРИЛОЖ. К ДИРЕКТИВЕ СОВЕТА 90/435/EEC ОТ 23.07.90)

(l) коммерческие компании или компании, по гражданскому праву имеющие форму коммерческих компаний, кооперативы и государственные предприятия, учрежденные в соответствии с законодательством Португалии;


РИСУНОК 4. (ПРИЛОЖ. К ДИРЕКТИВЕ СОВЕТА 90/435/EEC ОТ 23.07.90)

(u) компании, учрежденные по законодательству Литвы;


РИСУНОК 5. (ПРИЛОЖ. К ДИРЕКТИВЕ СОВЕТА 90/435/EEC ОТ 23.07.90)

Директива Совета Европейских Сообществ 90/435/ЕЭС от 23 июля 1990 г. "Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов"


Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является


Текст Директивы опубликован в Сборнике "Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения - European Union Tax Law: EC Directives on direct taxation in force" / А.С. Захаров. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 144 с.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.