Резолюция Комитета министров Совета Европы от 21 декабря 2004 г. ResDH (2004)85 "О Постановлении Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 года (вступило в силу 4 сентября 2002 года) по делу "Бурдов против России"

Резолюция
Комитета министров Совета Европы от 21 декабря 2004 г. ResDH(2004)85*
"О Постановлении Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 года (вступило в силу 4 сентября 2002 года) по делу "Бурдов против России"


Комитет министров в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод с поправками, внесенными в нее Протоколом N 11 (далее - Конвенция),

принимая во внимание Постановление Европейского Суда по правам человека, вынесенное 7 мая 2002 года по делу Бурдова и окончательно переданное Комитету министров в соответствии со статьями 44 и 46 Конвенции,

напоминая, что дело было инициировано жалобой (N 59498/00), поданной в Европейский Суд по правам человека 20 марта 2000 г. против Российской Федерации гражданином России Анатолием Тихоновичем Бурдовым в соответствии со статьей 34 Конвенции, и что Европейский Суд признал приемлемой жалобу на неисполнение в течение нескольких лет российскими органами социального обеспечения окончательных судебных решений о выплате заявителю компенсации и возмещении ущерба (с последующей индексацией), нанесенного его здоровью в ходе спасательных работ на Чернобыльской атомной электростанции,

принимая во внимание, что в своем постановлении от 7 мая 2002 года Европейский Суд единогласно:

- признал, что был нарушен пункт 1 статьи 6 Конвенции,

- признал, что была нарушена статья 1 Протокола N 1 к Конвенции,

- признал, что власти Российской Федерации должны были выплатить заявителю в течение трех месяцев со дня вступления Постановления в силу три тысячи евро в качестве компенсации морального ущерба, переведенных в российские рубли по курсу, действовавшему на дату выплаты, а также любые суммы, которые могут быть начислены к выплате в качестве налогов, и что к этой сумме должна была быть добавлена простая процентная ставка в размере 23% в год за период с момента истечения указанного срока вплоть до ее выплаты,

учитывая правила, утвержденные Комитетом министров относительно порядка применения пункта 2 статьи 46 Конвенции,

предложив властям Российской Федерации доложить ему о мерах, принятых по Постановлению от 7 мая 2002 года с учетом обязанности Российской Федерации выполнить его, согласно пункту 1 статьи 46 Конвенции,

убедившись, что 16 июля 2002 года в установленный срок власти Российской Федерации выплатили заявителю сумму, предусмотренную Постановлением от 7 мая 2002 года,

учитывая, что при рассмотрении этого дела Комитетом министров власти Российской Федерации представили последнему информацию о принятых мерах, позволяющих избежать новых нарушений, подобных отмеченным в настоящем постановлении, информацию, кратко изложенную в приложении к настоящей резолюции,

принимая к сведению, в частности, меры, принятые в отношении лиц, оказавшихся в положении, аналогичном положению заявителя, и напоминая, что более общая проблема, касающаяся неисполнения национальных судебных решений в России, находится на рассмотрении властей под контролем Комитета министров в рамках других находящихся на его рассмотрении дел,

заявляет, рассмотрев информацию, представленную властями Российской Федерации, что они выполнили свои обязательства, предусмотренные пунктом 2 статьи 46 Конвенции, по настоящему делу.


Приложение к резолюции ResDH(2004)85


Информация, представленная властями Российской Федерации в ходе рассмотрения дела "Бурдов против России" Комитетом министров


Власти Российской Федерации напоминают, что настоящее дело касается невыполнения окончательных постановлений, вынесенных в период между 1997 и 2000 годами городским судом г. Шахты (Ростовская область), в соответствии с которыми российские органы социального обеспечения должны были выплатить заявителю фиксированную компенсацию и ежемесячное пособие (впоследствии индексированное) в связи с ухудшением состояния его здоровья, связанное с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Что касается индивидуальных мер, то суммы, причитающиеся к выплате по внутренним судебным решениям, были выплачены заявителю 5 марта 2001 года, то есть до того, как Европейский Суд по правам человека вынес свое постановление (см. пункт 22 постановления). Затем 11 июля 2003 года городской суд г. Шахты потребовал провести новую индексацию ежемесячного пособия (окончательное постановление от 1 октября 2003 года). Органы социального обеспечения продолжают выполнять внутренние судебные решения, регулярно выплачивая заявителю суммы, присужденные ему судом.

К тому же российские власти приняли следующие меры общего характера для выполнения постановления Европейского Суда.

а) Урегулирование аналогичных дел

Прежде всего, власти Российской Федерации выплатили задолженность, накопившуюся в результате неисполнения (как в данном случае) национальных судебных решений о выплате компенсаций и пособий жертвам Чернобыля, оказавшимся в положении, аналогичном положению заявителя (в целом, в период между январем и октябрем 2002 года было выплачено 284,6 млн. рублей).

Власти выполнили 5 128 других внутренних решений об индексации пособий, выплачиваемых лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Власти Российской Федерации усовершенствовали также свои бюджетные процедуры с тем, чтобы можно было предоставить необходимые средства органам социального обеспечения (2 152 071 000 рублей были выделены в 2003 году, 2 538 280 500 рублей - в 2004 году и 2 622 335 000 - в 2005 году) и дать им возможность выполнить их финансовые обязательства, предписанные аналогичными постановлениями.

К тому же в духе реформы, начатой для того, чтобы гарантировать долгосрочную эффективность системы Конвенции, власти приняли конкретные меры, открывающие возможность для урегулирования многочисленных аналогичных споров, разбирательством которых занимался Европейский Суд. Поэтому Суд исключил из списка дел к слушанию большое число этих жалоб после того, как констатировал, что правительство признает нарушения, выплачивает жертвами компенсации за нанесенный ущерб и невыплаченные проценты и возмещает им расходы, а также принимает меры общего характера под контролем Комитета в соответствии со статьей 46 (см., например, решение, вынесенное 4 сентября 2003 года по делу "Алексенцева и 28 других против Российской Федерации").

b) Новая система индексации, предусмотренная законодательством

Что касается обязательства о регулярной индексации сумм, присужденных к выплате внутренними судами, то действовавшее в свое время законодательство предусматривало индексацию пособий по показателю стоимости жизни. Решением от 19 июня 2002 года Конституционный Суд Российской Федерации квалифицировал эти законоположения неконституционными, поскольку они закрепляли систему, которой не хватало ясности и предсказуемости - в этом решении Суд сослался на заключения, сделанные Европейским Судом в постановлении по делу Бурдова. Поэтому 2 апреля 2004 года российский парламент внес поправки в законодательство, регулирующее социальное обеспечение жертв Чернобыля. Новый закон, вступивший в силу 29 апреля 2004 года, предусматривает новую систему индексации пособий, привязанную к уровню инфляции, используемому для расчета федерального бюджета на следующий финансовый год.

с) Публикация и распространение постановления

Постановление, вынесенное Европейским Судом по делу Бурдова, опубликовано в "Российской газете" (4 июля 2002 года), основном официальном периодическом издании, в котором публикуются все законы и нормативные акты Российской Федерации и которое широко распространяется во всех органах власти. Постановление появилось также в ряде российских юридических журналов и занесено в базу данных Интернет, поэтому с ним легко могут проконсультироваться органы государственной власти и население.

d) Заключение

Учитывая вышеизложенное, власти Российской Федерации считают, что меры, принятые по этому постановлению, позволят не допустить, чтобы лица, находящиеся в положении, аналогичном положению заявителя, становились жертвами подобных нарушений; они считают, что в данном случае Российская Федерация выполнила обязательства, возлагаемые на нее пунктом 1 статьи 46 Конвенции.

По мнению властей Российской Федерации, принятые меры являются также важным шагом на пути урегулирования более общей проблемы неисполнения решений, принимаемых внутренними судами в различных областях, проблемы, наличие которой, в частности, стало очевидным при рассмотрении других жалоб на Российскую Федерацию, рассмотрением которых был занят Суд. Власти Российской Федерации продолжают принимать меры, направленные на решение этой проблемы, в частности, в рамках исполнения под контролем Комитета других постановлений Европейского Суда.


* Принята на 906-м заседании представителей министров.



Резолюция Комитета министров Совета Европы от 21 декабря 2004 г. ResDH(2004)85* "О Постановлении Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 года (вступило в силу 4 сентября 2002 года) по делу "Бурдов против России"


Перевод М. Виноградова


Текст Резолюции опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 3/2007.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.