Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 2 ноября 1996 г. N 8-12 "О рекомендательном законодательном акте "Об экологической безопасности"

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
от 2 ноября 1996 г. N 8-12
"О рекомендательном законодательном акте "Об экологической безопасности"

 

Рассмотрев вопрос о рекомендательном законодательном акте "Об экологической безопасности", Межпарламентская Ассамблея постановляет:

1. Принять рекомендательный законодательный акт "Об экологической безопасности" (прилагается).

2. Направить указанный акт парламентам государств - участников Межпарламентской Ассамблеи для использования его при разработке национального законодательства.

 

Председатель
Совета Ассамблеи

Е.С. Строев

 

Санкт-Петербург

2 ноября 1996 года N 8-12

 

Рекомендательный законодательный акт
об экологической безопасности
(принят на восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
(постановление N 8-12 от 2 ноября 1996 г.)

 

Настоящий Закон развивает нормы в области экологической безопасности как составной части безопасности личности, общества и государства, направлен на создание условий перехода государства к устойчивому развитию и устанавливает соответствующие требования, подлежащие соблюдению и развитию в других законодательных актах и иных нормативных правовых актах, принимаемых в соответствии с настоящим Законом, в том числе устанавливает ограничения и запреты в области экологической безопасности.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Область распространения и цель настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

2. Целью настоящего Закона является защита жизни, здоровья и условий жизнедеятельности человека, защита общества, его материальных и духовных ценностей, окружающей природной среды, в том числе атмосферного воздуха и космического пространства, водных объектов, недр, земельных и лесных ресурсов, почв, ландшафтов, растительного и животного мира от Угроз, возникающих в результате воздействий на окружающую природную среду.

Статья 2. Правовые основы обеспечения экологической безопасности в государстве

1. Правовыми основами обеспечения экологической безопасности в государстве являются конституция, закон об охране окружающей природной среды, другие устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности законы и нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с настоящим Законом государственные стандарты и иные нормативные правовые акты специально уполномоченных государственных органов в области экологической безопасности и органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности (далее - нормативные правовые акты органов исполнительной власти), иные нормативные правовые акты, а также международные договоры государства в области экологической безопасности.

2. Требования к обеспечению экологической безопасности, в том числе ограничения воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, в отношении видов этих воздействий и видов источников экологической опасности; видов чрезвычайных экологических ситуаций; категорий земель, природных сред, в том числе космического пространства, и природных ресурсов; зонирования территории государства по степени экологической опасности устанавливаются законодательством государства.

Статья 3. Основные понятия

Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее.

Экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу и окружающей природной среде в результате антропогенных и природных воздействий на нее.

Экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения либо негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий на нее, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам личности и обществу.

Чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опасная ситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также в целях защиты окружающей природной среды обязательного принятия экстренных мер для устранения такой ситуации.

Экологическое бедствие - чрезвычайная экологическая ситуация, характеризующаяся необратимыми изменениями окружающей природной среды и условий жизнедеятельности людей.

Субъект экологической опасности - юридическое или физическое лицо, в том числе должностное лицо, деятельность которого способна создать экологически опасную ситуацию.

Обеспечение экологической безопасности - система действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе отдаленных.

Глава II. Государственная политика в области экологической безопасности

 

Статья 4. Основные требования к обеспечению экологической безопасности

1. Нарушения правовых норм в области экологической безопасности относятся к нарушениям прав человека.

Экологическая безопасность является составной частью безопасности личности, общества и государства. Реализация прав и свобод граждан, причиняющих ущерб правам других граждан на экологическую безопасность, не допускается.

Воздействия на окружающую природную среду не должны понижать уровень экологической безопасности настоящего и будущих поколений.

2. Государственная политика в области экологической безопасности на территории государства, его исключительной экономической зоны и континентального шельфа должна предусматривать единство и согласованность действий в этой области органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

3. При формировании и реализации государственной стратегии развития государства, в том числе стратегии перехода к устойчивому развитию, экологическая безопасность обеспечивается в приоритетном порядке.

Обеспечение экологической безопасности на глобальном и национальном уровнях относится к приоритетным направлениям международного сотрудничества государства.

4. Государственная политика в области экологической безопасности должна предусматривать планомерное понижение уровня экологической опасности. Установление требований к обеспечению экологической безопасности менее жестких, чем действующие, не допускается.

5. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности, граждан должна обеспечивать сохранение биосферы, всех ее компонентов на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях и условий для жизнедеятельности людей.

6. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, должна регламентироваться с позиций обеспечения экологической безопасности.

7. Все субъекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе природоохранной, обязаны соблюдать требования к обеспечению экологической безопасности, установленные законами и иными нормативными правовыми актами государства, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов государства, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.

8. При планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности любыми субъектами экологической опасности, включая организации независимо от их форм собственности, обеспечение экологической безопасности, в том числе проведение необходимых профилактических мер и передача в установленном порядке информации об экологически опасных ситуациях органам государственной власти, должно осуществляться в приоритетном порядке.

Обязательным условием осуществления прав собственности на природные ресурсы, владения и пользования природными ресурсами является соблюдение требований к обеспечению экологической безопасности.

9. Экологическая безопасность должна гарантированно обеспечиваться за счет финансовых и материально-технических ресурсов юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность.

10. Граждане, а также организации в случае возникновения экологически опасной ситуации в обязательном порядке информируются о ее характере и источниках.

Глава III. Права граждан и общественных объединений

 

Статья 5. Права граждан и общественных объединений в области экологической безопасности

1. Экологическая безопасность каждого гражданина обеспечивается государством.

2. Граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства, имеют равные права на экологическую безопасность и на возмещение ущерба, причиненного в результате возникновения экологически опасных ситуаций.

3. Граждане и общественные объединения имеют право:

- направлять для рассмотрения органам государственной власти и органам местного самоуправления предложения об обеспечении экологической безопасности;

- получать в установленном порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией информацию об источниках экологической опасности, об экологически опасных ситуациях и о принимаемых мерах по их устранению;

- осуществлять в установленном порядке общественный контроль за соблюдением требований к обеспечению экологической безопасности;

- обращаться в соответствующие органы государственной власти, в том числе в органы прокуратуры, а также в органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в случае нарушения законов и иных нормативных правовых актов государства, законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства, нормативных правовых актов органов исполнительной власти;

- обращаться в установленном порядке в конституционный суд в случае нарушения их прав на экологическую безопасность при применении законов в конкретном деле, суд, арбитражный суд в случае причинения ущерба гражданам в результате создания экологически опасной ситуации;

- получать в установленном порядке необходимые знания в области экологической безопасности.

Глава IV. Полномочия президента государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в области экологической безопасности

 

Статья 6. Вопросы ведения государства в области экологической безопасности

К ведению государства в области экологической безопасности относятся:

- формирование и реализация единой государственной политики в области экологической безопасности;

- обеспечение экологически безопасного использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности;

- правовое регулирование общественных отношений в области экологической безопасности на территории государства;

- формирование, финансирование и реализация государственных программ по обеспечению экологической безопасности;

- осуществление международного сотрудничества государства и реализация международных договоров в области экологической безопасности.

Статья 7. Полномочия президента государства, органов государственной власти в области экологической безопасности

1. Президент:

- является гарантом обеспечения экологической безопасности при принятии политических, социально-экономических и иных решений;

- определяет единую государственную политику в области экологической безопасности и контролирует ее реализацию;

- осуществляет общее руководство деятельностью в области экологической безопасности органов исполнительной власти.

2. Законодательные органы государства:

- обеспечивают правовые основы деятельности в области экологической безопасности;

- определяют приоритеты в области экологической безопасности;

- устанавливают компетенцию государственных органов исполнительной власти в области экологической безопасности;

- утверждают бюджетные ассигнования на финансирование реализации государственных программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

3. Правительство государства:

- обеспечивает проведение в государстве единой государственной политики в области экологической безопасности;

- обеспечивает соблюдение требований к обеспечению экологической безопасности;

- утверждает государственные программы по обеспечению экологической безопасности;

- предусматривает выделение средств за счет государственного бюджета на финансирование реализации государственных программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности при разработке проектов государственного бюджета;

- осуществляет меры по защите прав граждан на экологическую безопасность;

- отчитывается в установленном порядке за деятельность в области экологической безопасности перед президентом государства и ежегодно информирует граждан об этой деятельности;

- участвует в установленном международными договорами, ратифицированными государством, порядке в международных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности;

- осуществляет в соответствии со своей компетенцией иные полномочия в области экологической безопасности,

4. Генеральная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства государства в области экологической безопасности путем организации специализированных подразделений.

Статья 8. Полномочия региональных органов государственной власти в области экологической безопасности

К полномочиям региональных органов государственной власти в области экологической безопасности относятся:

- реализация государственной политики в области экологической безопасности;

- установление приоритетов в области экологической безопасности и требований к ее обеспечению на соответствующих территориях;

- осуществление правового регулирования отношений в области экологической безопасности, не противоречащего законодательству государства в области экологической безопасности и предусматривающего учет экологических, демографических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта права, и при необходимости установление более жестких требований к обеспечению экологической безопасности в развитие требований, предусмотренных законодательством государства в области экологической безопасности;

- осуществление государственного контроля за исполнением законодательства государства в области экологической безопасности и законодательства регионального уровня в области экологической безопасности;

- формирование, финансирование и реализация программ по обеспечению экологической безопасности на соответствующих территориях;

- участие в формировании, финансировании и осуществлении государственных и региональных программ в части обеспечения экологической безопасности на соответствующих территориях;

- информирование населения об экологически опасных ситуациях, возникающих на соответствующих территориях;

- иные полномочия, установленные законодательством в области экологической безопасности.

Статья 9. Права органов местного самоуправления в области экологической безопасности

Органы местного самоуправления в области экологической безопасности имеют право:

- устанавливать требования к обеспечению экологической безопасности, дополняющие требования к обеспечению экологической безопасности в государстве и требования к обеспечению экологической безопасности регионов;

- обращаться в установленном порядке к органам исполнительной власти по вопросам проведения проверки организаций на соответствие требованиям к обеспечению экологической безопасности на соответствующих территориях;

- ограничивать в установленном порядке деятельность организаций, расположенных на соответствующих территориях, и физических лиц в связи с нарушениями ими требований к обеспечению экологической безопасности вплоть до принятия решения о приостановлении деятельности соответствующих организаций;

- организовывать общественные обсуждения и опросы среди населения, а также осуществлять иные формы участия граждан в принятии решений по вопросам экологической безопасности на соответствующих территориях;

- осуществлять иную деятельность, не противоречащую законодательству государства.

Статья 10. Функции, права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области экологической безопасности

1. Специально уполномоченными государственными органами в области экологической безопасности являются специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности и его территориальные органы.

2. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности осуществляет следующие функции:

- разработку и реализацию в соответствии со своей компетенцией совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, единой государственной политики в области обеспечения экологической безопасности на территории государства, комплексных и целевых программ в этой области; координацию деятельности по реализации указанных программ и контроль за их выполнением;

- координацию деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, по выявлению, прогнозированию процессов и явлений, создающих угрозу возникновения и развития экологически опасных ситуаций, и осуществление этой деятельности;

- организацию, осуществление информационного обеспечения в области экологической безопасности и координацию деятельности в этой области государственных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности;

- координацию деятельности в области экологической безопасности органов исполнительной власти;

- координацию и осуществление в соответствии с настоящим Законом работ по формированию и ведению комплекса нормативных правовых актов органов исполнительной власти;

- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям к обеспечению экологической безопасности, в том числе посредством проведения в установленном порядке государственной экологической экспертизы;

- государственный контроль совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, за соблюдением требований к обеспечению экологической безопасности государственными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, оказывающую прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду;

- приостановление деятельности организаций в случае нарушения законодательства государства в области экологической безопасности;

- определение совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, мероприятий по обеспечению экологической безопасности в государстве, в том числе по ликвидации опасных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности;

- внесение в установленном порядке предложений о придании соответствующим территориям статуса зон чрезвычайной экологической ситуации, в том числе зон экологического бедствия;

- участие в разработке государственных программ обучения населения в области экологической безопасности и их согласование;

- иные полномочия, установленные законодательством государства в области экологической безопасности.

3. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности обязан:

- обеспечивать соответствие комплекса нормативных правовых актов органов исполнительной власти законодательству государства в области экологической безопасности;

- гарантировать соответствие государственных программ по обеспечению экологической безопасности требованиям к обеспечению экологической безопасности;

- своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства государства в области экологической безопасности;

- выполнять иные требования, установленные законодательством государства в области экологической безопасности.

4. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности имеет право:

- взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения экологической безопасности;

- получать в соответствии с законодательством государства безвозмездно от органов государственной власти и органов местного самоуправления и организаций информацию, необходимую для осуществления своей деятельности в области экологической безопасности;

- взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими органами иностранных государств в целях проведения консультаций, обмена опытом, специалистами, информацией в области экологической безопасности;

- подготавливать соответствующие материалы и передавать их правоохранительным и иным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства государства в области экологической безопасности;

- организовывать, проводить в установленном порядке международные мероприятия по обеспечению экологической безопасности и принимать в них участие;

- осуществлять в пределах своей компетенции иные действия в области экологической безопасности.

5. Нормативные правовые акты специально уполномоченного государственного органа в области экологической безопасности, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, а также принимаемые в пределах его компетенции решения в области экологической безопасности обязательны для государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

6. В компетенцию специально уполномоченных территориальных органов в области экологической безопасности входит осуществление на соответствующей территории полномочий, установленных пунктами 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, а также иных полномочий в области экологической безопасности.

Статья 11. Полномочия органов исполнительной власти в области экологической безопасности

1. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения, охраны атмосферного воздуха и космического пространства, водных объектов, недр, земельных и лесных ресурсов, почв, ландшафтов, растительного и животного мира; по мониторингу окружающей среды и природных ресурсов; по вопросам ядерной и радиационной безопасности, промышленной безопасности, пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, и иные органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам экологической безопасности, а также их территориальные органы в соответствии со своей компетенцией выполняют в области экологической безопасности следующие функции:

- участие в разработке и реализации единой государственной политики в области экологической безопасности, государственных комплексных и целевых программ по обеспечению экологической безопасности и осуществление контроля за их выполнением, а также координацию деятельности органов исполнительной власти в области экологической безопасности и методическое руководство этой деятельностью;

- участие в деятельности по выявлению и прогнозированию процессов и явлений, создающих угрозу возникновения и развития экологически опасных ситуаций, и осуществление этой деятельности;

- осуществление в соответствии с настоящим государственным законом работ по формированию и ведению комплекса нормативных правовых актов органов исполнительной власти и контроль за их соблюдением;

- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям к обеспечению экологической безопасности, участие в информационном обеспечении в области экологической безопасности;

- участие в определении мероприятий по обеспечению экологической безопасности, в том числе по ликвидации опасных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности;

- иные полномочия, установленные законодательством государства в области экологической безопасности.

Органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экологической безопасности, и их территориальные органы координируют свою деятельность в области экологической безопасности со специально уполномоченными государственными органами в области экологической безопасности.

2. Устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности нормативные правовые акты органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, а также принимаемые в пределах их компетенции решения в области экологической безопасности обязательны для органов исполнительной власти государства, органов местного самоуправления, а также для юридических и физических лиц.

3. Органы исполнительной власти государства, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, иные юридические и физические лица обязаны выполнять направленные на обеспечение экологической безопасности предписания специально уполномоченных государственных органов в области экологической безопасности, органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, и их должностных лиц.

Глава V. Нормативное правовое регулирование и информационное обеспечение в области экологической безопасности

 

Статья 12. Нормативное правовое регулирование в области экологической безопасности

1. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности и его территориальные органы в соответствии с их компетенцией утверждают государственные стандарты, иные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности.

Органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экологической безопасности, и их территориальные органы в соответствии со своей компетенцией утверждают нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности.

2. Нормативные правовые акты специально уполномоченного государственного органа в области экологической безопасности, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, согласовываются с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, в соответствии с их компетенцией в части установления более жестких требований к обеспечению экологической безопасности.

Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности может утверждать нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, по которым от органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, не поступили предложения по установлению более жестких требований к обеспечению экологической безопасности.

3. Государственные стандарты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, и иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством государства.

4. Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления могут устанавливаться более жесткие требования к обеспечению экологической безопасности по сравнению с требованиями, установленными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти государства.

Статья 13. Информационное обеспечение деятельности в области экологической безопасности

1. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической безопасности и органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экологической безопасности, в соответствии со своей компетенцией определяют требования к информационному обеспечению в области экологической безопасности.

Органы исполнительной власти, осуществляющие мониторинг состояния окружающей среды и природных ресурсов, а также иные органы исполнительной власти осуществляют информационное обеспечение в области экологической безопасности и несут ответственность за нарушение требований, установленных настоящей статьей.

2. Финансовое и материально-техническое обеспечение соответствующей деятельности осуществляется в необходимом объеме за счет средств государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством государства.

Глава VI. Ограничения хозяйственной и иной деятельности и зонирование территории государства, обеспечивающие экологическую безопасность

 

Статья 14. Ограничения хозяйственной и иной деятельности, обеспечивающие экологическую безопасность

1. Органам государственной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается принимать и реализовать решения, допускающие:

- хозяйственную и иную деятельность, оказывающую прямое или косвенное отрицательное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также без выданной в установленном порядке лицензии (разрешения) на осуществление этой деятельности;

- хозяйственную и иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы;

- хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую требованиям к обеспечению экологической безопасности;

- вовлечение в хозяйственную и иную деятельность неосвоенных земель без восстановления ранее нарушенных земель в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государства;

- проведение научно-исследовательских, экономических и иных экспериментов в нарушение законодательства государства в области экологической безопасности.

2. Органам государственной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается принимать и реализовать решения, допускающие осуществление экологически опасной деятельности, в том числе:

- хозяйственной и иной деятельности в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, установившей ее экологическую опасность;

- проведения на поверхности земли, в атмосфере, космическом пространстве и под водой ядерных взрывов в мирных целях и ядерных испытаний, а также подземных ядерных взрывов в мирных целях и подземных ядерных испытаний, за исключением случаев, установленных международными договорами государства в области экологической безопасности;

- ввоза на территорию государства радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива, подлежащего дальнейшему использованию, а также в соответствии с перечнем, установленным законодательством государства, токсичных и иных опасных отходов производства и потребления, иных радиоактивных веществ и ядерных материалов, нетоксичных неутилизируемых отходов, а также веществ, использование и технология утилизации которых представляют экологическую опасность;

- производства и ввоза на территорию государства продукции, технология переработки, обезвреживания и утилизации которой представляет экологическую опасность, а также экологически опасной продукции;

- деятельности, способствующей глобальным изменениям окружающей природной среды и ее компонентов, в том числе деятельности, осуществляемой с нарушением международных договоров государства в области экологической безопасности;

- применения токсичных веществ, не подвергающихся естественному распаду и способных накапливаться в окружающей природной среде и организме человека, а также применения токсичных веществ, технология утилизации которых представляет экологическую опасность;

- применения веществ, оценка опасности которых для окружающей природной среды и человека не производилась;

- использования, разведения, расселения организмов, не свойственных природной среде соответствующей территории, а также организмов, полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения и расселения;

- иных видов деятельности, отнесенных законами и иными правовыми актами государства в области экологической безопасности, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти к категории экологически опасной деятельности.

Юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять указанные виды деятельности.

3. При предоставлении природных ресурсов в собственность, во владение или в пользование юридическим или физическим лицам в документах, подтверждающих их право на природные ресурсы, владение или пользование природными ресурсами, должны быть установлены требования к обеспечению экологически безопасного использования предоставляемых в собственность, владение или пользование соответствующих природных ресурсов, установленные в соответствии с законодательством государства.

Статья 15. Зонирование территории государства по степени экологической опасности

Вся территория государства, его исключительная экономическая зона и континентальный шельф делятся на зоны по степени обеспечения экологической безопасности, для каждой из которых законодательством государства устанавливаются требования к обеспечению экологической безопасности, в том числе требования, устанавливающие разрешенные и запрещенные виды хозяйственной и иной деятельности.

Глава VII. Предотвращение экологически опасных ситуаций и ликвидация их последствий

 

Статья 16. Принятие решений о хозяйственной и иной деятельности

1. Любая намечаемая хозяйственная и иная деятельность в установленном законом порядке подлежит оценке с позиций ее возможного прямого или косвенного воздействия на окружающую природную среду, определению степени ее экологической опасности, обязательной государственной экологической экспертизе и лицензированию.

2. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, является потенциально экологически опасной и подлежит в установленном порядке систематической проверке на соответствие требованиям к обеспечению экологической безопасности.

3. Намечаемая хозяйственная и иная деятельность, не соответствующая требованиям к обеспечению экологической безопасности, оценивается как экологически опасная и запрещается в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 17. Ликвидация последствий экологически опасных ситуаций

1. Последствия экологически опасных ситуаций, в том числе отдаленные последствия, ликвидируются в полном объеме за счет:

- средств лиц, виновных в создании экологически опасной ситуации;

- средств страхования ответственности субъекта хозяйственной и иной деятельности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде в результате возникновения экологически опасной ситуации;

- средств государственного бюджета, выделяемых на осуществление соответствующих видов хозяйственной и иной деятельности;

- целевых средств государственного бюджета в случаях, установленных законодательством государства.

Требования к страхованию ответственности субъекта хозяйственной и иной деятельности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде в результате возникновения экологически опасной ситуации, устанавливаются законодательством государства.

Экологические последствия стихийных бедствий и катастроф ликвидируются за счет целевых средств государственного бюджета с учетом территории и размера ущерба, нанесенного окружающей природной среде.

2. В случае невозможности выявления лица, виновного в создании экологически опасной ситуации, ее последствия ликвидируются за счет целевых средств государственного бюджета с учетом территории и размера ущерба, нанесенного окружающей природной среде.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в приоритетном порядке должны предусматривать и осуществлять организацию и поддержку мероприятий по восстановлению окружающей природной среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе в зонах экологических бедствий.

4. Координацию деятельности по ликвидации последствий опасных воздействий на окружающую природную среду и государственный контроль за осуществлением указанной деятельности осуществляют правительство и органы исполнительной власти.

5. Требования к ликвидации последствий экологически опасных ситуаций в отношении их конкретных видов устанавливаются законодательством государства.

Глава VIII. Финансирование деятельности в области экологической безопасности

 

Статья 18. Источники финансирования деятельности в области экологической безопасности

Финансирование деятельности в области экологической безопасности осуществляется в установленном порядке за счет средств субъектов экологической опасности, средств государственного бюджета, а также за счет средств внебюджетных экологических фондов и других источников.

Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства в области экологической безопасности

 

Статья 19. Виды нарушений законодательства государства в области экологической безопасности

1. Нарушениями законодательства государства в области экологической безопасности субъектами экологической опасности являются нарушения требований настоящего Закона, нормативных правовых актов государства, устанавливающих требования к обеспечению экологической безопасности, нормативных правовых актов органов исполнительной власти и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обеспечению экологической безопасности, в том числе преднамеренное разрушение или повреждение объектов, способных создать экологически опасную ситуацию, либо создание угрозы экологической опасности, а также финансирование экологически опасной деятельности организаций независимо от их форм собственности.

2. Нарушениями законодательства государства в области экологической безопасности должностными лицами специально уполномоченного государственного органа в области экологической безопасности являются:

- утверждение требований к обеспечению экологической безопасности, противоречащих законодательству государства в области экологической безопасности;

- утверждение государственных программ по обеспечению экологической безопасности, не соответствующих требованиям к обеспечению экологической безопасности;

- принятие в пределах своей компетенции решений и мер по обеспечению экологической безопасности, в том числе выдача заключений государственной экологической экспертизы с нарушением требований к обеспечению экологической безопасности.

3. Нарушениями законодательства государства в области экологической безопасности должностными лицами органов государственной власти, соответствующих государственных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления являются:

- проведение государственной политики в области экологической безопасности с нарушением требований к обеспечению экологической безопасности;

- нарушение требований к обеспечению экологической безопасности;

- фальсификация или несвоевременное предоставление информации об экологически опасных ситуациях, предоставление указанной информации в неполном объеме, а также невыполнение обязанностей по слежению за факторами, источниками и уровнями экологической опасности;

- несоответствие принимаемых законодательных актов, иных нормативных правовых актов, экономических, политических, финансовых и иных решений требованиям к обеспечению экологической безопасности;

- принятие решений, в том числе выдача лицензий (разрешений) на специальное природопользование, с нарушением требований к обеспечению экологической безопасности.

Законодательством государства может быть установлена ответственность за иные виды нарушений законодательства об экологической безопасности.

Статья 20. Уголовная и административная ответственность

Лица, виновные в нарушении законодательства государства в области экологической безопасности, несут уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством государства.

Статья 21. Гражданско-правовая ответственность

Лица, виновные в причинении вреда гражданам и окружающей природной среде в результате создания экологически опасных ситуаций, обязаны возместить причиненный ими ущерб в порядке, установленном гражданским законодательством государства.

Глава Х. Международные договоры государства в области экологической безопасности

 

Статья 22. Международные договоры государства в области экологической безопасности

Международные договоры государства в области экологической безопасности подлежат ратификации.

Если международным договором государству установлены иные правила в области экологической безопасности, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.


Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 2 ноября 1996 г. N 8-12 "О рекомендательном законодательном акте "Об экологической безопасности"


Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1997 г., N 12


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.