Организация деятельности и ответственность в области обращения с отходами

Глава 2. Организация деятельности и ответственность в области обращения с отходами


Статья 5. Отходы как объект права собственности


1. Отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном законодательством государства.

2. Право собственности на отходы принадлежит юридическому или физическому лицу, чья производственная или иная хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов и который при осуществлении своего права собственности обязан принимать меры, предотвращающие нанесение вреда окружающей среде и здоровью населения, стремиться к более полному и рациональному использованию исходного сырья. Производитель отходов приобретает право собственности на отходы с момента их образования, если иное не предусмотрено законодательством государства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов.

3. Собственник отходов вправе передать право собственности на отходы, саму собственность и риск, связанный с такой передачей, другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки об отчуждении отходов или путем совершения других действий, свидетельствующих о приобретении отходов в свою собственность.

4. Собственник отходов вправе отчуждать отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

5. Отказ от права собственности на отходы допускается при условии соблюдения требований законодательства государства об отходах и не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этих отходов до момента приобретения права собственности на них другим лицом, за исключением случаев, когда отходы в соответствии с законодательством государства подвергнуты удалению.

6. В случае, когда заполнение паспорта опасности отходов является обязательным в соответствии с законодательством государства, собственник отходов, иное лицо, им уполномоченное, при совершении сделки по отчуждению этих отходов должны передать такой паспорт лицу, к которому переходит право собственности на отходы по сделке.

7. При приватизации государственных предприятий, на которых накоплены определенные объемы отходов, право собственности на отходы и ответственность за нанесенный ими вред здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц и окружающей среде переходит к новым собственникам, если иное не предусмотрено законодательством государства или условиями приватизации этих предприятий.

Условиями приватизации может быть предусмотрена солидарная ответственность предыдущего собственника и собственника приватизированного предприятия за вред, наносимый отходами окружающей среде, здоровью и жизни населения.

8. Государство является собственником отходов, которые образуются на объектах государственной собственности или находятся на территории государства и не имеют собственника или собственник которых неизвестен.

9. Если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие о получении их в собственность в соответствии с законодательством государства.

Такое лицо вправе также требовать в судебном порядке возмещения ущерба, нанесенного ему в связи с оставлением отходов на земельном участке, независимо от их дальнейшего использования, если иное не предусмотрено законодательством государства.

10. Определение режимов использования отходов, упомянутых в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, возлагается на местные органы государственной власти и органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством государства. Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления ведут учет указанных отходов и несут ответственность за соблюдение условий безопасного и ресурсосберегающего обращения с указанными отходами с предупреждением их отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

11. Собственники или пользователи земельных участков, на которых обнаружены не принадлежащие им отходы, обязаны уведомить о них соответствующий местный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны принять меры по определению собственника отходов, класса их опасности, учету, паспортизации и принять решение относительно обращения с ними.


Статья 6. Полномочия органов государственной власти


1. Государственное управление обращением с отходами осуществляется органами государственной власти и субъектов права в пределах их компетенции.

2. В ведении государства находятся:

- формирование и реализация единой государственной политики в области безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами;

- принятие нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения на территории государства в области обращения с отходами и контроля (надзора) за их исполнением;

- определение специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами (компетентного органа), установление сферы его компетенции и утверждение положения о нем;

- обеспечение разработки и реализации на конкурсной основе целевых и научно-технических общегосударственных и межгосударственных программ в области обращения с отходами и внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий;

- обеспечение организационно-экономических принципов в сфере внедрения безотходных и малоотходных технологий со стимулированием вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

- утверждение порядка государственного контроля (надзора) над деятельностью в области обращения с отходами;

- утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы в области обращения с отходами;

- утверждение лимитов размещения отходов производства, а также конкретизация случаев, при которых лимиты их размещения не устанавливаются;

- утверждение перечня отходов, сделки по отчуждению и (или) передаче (кроме перевозки) которых другому лицу на определенный срок подлежат регистрации;

- утверждение перечня опасных отходов;

- утверждение перечня опасных отходов, трансграничное перемещение и удаление которых подлежат государственному регулированию, и организация контроля над их транспортированием и удалением;

- утверждение порядка лицензирования деятельности в области обращения с опасными отходами, в том числе получаемыми от сторонних юридических и физических лиц;

- утверждение порядка выдачи разрешений на право деятельности в области обращения с отходами;

- утверждение перечня видов ресурсно-ценных отходов, на которые распространяется разрешительный порядок предоставления права на их сбор и заготовку;

- утверждение порядка выдачи лицензий (разрешений) на сбор и заготовку ресурсно-ценных отходов;

- утверждение порядка сбора и заготовки ресурсно-ценных отходов;

- определение порядка и условий предоставления и возврата финансовых гарантий и утверждение перечня отходов, для трансграничного перемещения которых в государство или через территорию государства требуется предоставление этих гарантий;

- утверждение перечня технологических операций, связанных с утилизацией и удалением отходов;

- обеспечение на государственном уровне мер по выявлению и ликвидации неучтенных и бесхозных мест скопления отходов, включая скотомогильники прошлых лет;

- обеспечение создания в государстве объектов для удаления (захоронения) отходов, не подлежащих обезвреживанию и утилизации;

- утверждение порядка государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

- утверждение порядка ведения государственного кадастра отходов;

- утверждение порядка контроля (надзора) над исполнением законодательства государства в области обращения с отходами;

- утверждение порядка организации оценки соответствия отходов требованиям нормативно-правовой и нормативно-технической документации;

- обеспечение участия государства в международном сотрудничестве в области обращения с отходами;

- обеспечение на государственном уровне мер по ликвидации последствий катастроф, аварий, других нештатных ситуаций, связанных с обращением с отходами;

- обеспечение свободного доступа общественных объединений и граждан к информации в области обращения с отходами;

- просвещение населения в области обращения с отходами.


Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления


1. Органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обращения с отходами в пределах своих полномочий и прав, предоставленных им законодательством государства.

2. Органы местного самоуправления не вправе допускать размещение отходов в недрах и на территории местного образования без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

3. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в области обращения с отходами:

- принимают решения об отводе земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами;

- участвуют в разработке и реализации государственных и межрегиональных программ в области обращения с отходами;

- разрабатывают и организуют реализацию местных программ в области обращения с отходами;

- организуют сбор, транспортирование, хранение, обезвреживание и удаление отходов потребления;

- устанавливают по согласованию с соответствующими заинтересованными органами государственной власти порядок и условия обращения с отходами на территории населенных пунктов и иных населенных мест;

- организуют при обращении с отходами выполнение природоохранных, санитарных и противопожарных мероприятий по предупреждению вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;

- согласовывают инструкции по обращению с отходами, разрабатываемые и утверждаемые лицами, в процессе экономической деятельности которых осуществляется обращение с отходами;

- утверждают лимиты размещения отходов производства по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами;

- организуют взимание платежей за размещение отходов;

- создают условия, стимулирующие хозяйствующих субъектов и граждан обеспечивать вовлечение отходов в хозяйственный оборот;

- осуществляют контроль (надзор) над обращением с отходами, а также над соблюдением установленных законодательством государства правил и норм содержания территорий населенных мест;

- принимают меры по нахождению собственника выявленных неучтенных и бесхозных отходов, определению степени их опасности и установлению класса опасности неучтенных и бесхозных отходов, организации учета неучтенных и бесхозных отходов;

- возмещают затраты, связанные с выполнением предупредительных мер и (или) проведением работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных вредным воздействием неучтенных и бесхозных отходов на окружающую среду и (или) здоровье человека;

- несут ответственность перед населением и органами государственной власти за обеспечение требований экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, установленных законодательством государства, при обращении с отходами на территории местного образования;

- обеспечивают информирование и просвещение населения в области обращения с отходами.


Статья 8. Специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами и предметы его ведения


1. Государство, в соответствии с законодательством государства, учреждает специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами, имеющий территориальные отделения, либо возлагает функции специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами на исполнительный орган государственной власти в области охраны окружающей среды. Положение о специально уполномоченном государственном органе в области обращения с отходами утверждается государством.

2. К предметам ведения специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами и его территориальных органов относятся:

- координация работы министерств, ведомств, производственных объединений, юридических и физических лиц в области обращения с конкретными видами отходов, включая проведение единой научно-технической, экономической и инвестиционной политики в данной области;

- организация разработки и реализации на конкурсной основе целевых и научно-технических общегосударственных и межгосударственных программ в области обращения с отходами и внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий;

- организация научно-исследовательских и проектных работ по созданию технологий по переработке, утилизации и удалению отходов;

- организация изучения техногенных месторождений (образований) и проведение их эколого-экономической оценки;

- организация выявления и ликвидации неучтенных и бесхозных мест скопления отходов, включая скотомогильники прошлых лет;

- разработка, утверждение и принятие (издание) рекомендательных документов по наилучшим доступным технологиям в области обращения с отходами;

- организация разработки, согласования и принятия (издания) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обращения с отходами;

- разработка, утверждение и принятие (издание) государственных правил и норм, регламентирующих порядок экологически безопасного обращения с отходами и устанавливающих требования безопасности отходов для окружающей среды и здоровья человека;

- установление правил пользования отдельными видами природных ресурсов и обращения с отходами их переработки;

- организация государственного контроля (надзора) над деятельностью в области обращения с отходами;

- организация проведения государственной экологической экспертизы в области обращения с отходами;

- разработка, утверждение и введение (издание) лимитов размещения отходов производства, а также конкретизация случаев, при которых лимиты их размещения не устанавливаются;

- разработка, утверждение и введение (издание) перечня отходов, сделки по отчуждению и (или) передаче (кроме перевозки) которых другому лицу на определенный срок подлежат регистрации;

- разработка, утверждение и введение (издание) перечня опасных отходов;

- разработка, утверждение и введение (издание) перечня опасных отходов, трансграничное перемещение и удаление которых подлежат государственному регулированию, и организация контроля над их транспортированием и удалением;

- лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами, в том числе получаемыми от сторонних юридических и физических лиц;

- разработка, утверждение и введение (издание) порядка выдачи разрешений на право деятельности в области обращения с отходами;

- разработка, утверждение и введение (издание) перечня видов ресурсно-ценных отходов, на которые распространяется разрешительный порядок предоставления права на их сбор и заготовку;

- разработка, утверждение и введение (издание) порядка выдачи лицензий (разрешений) на сбор и заготовку ресурсно-ценных отходов;

- разработка, утверждение и введение (издание) порядка сбора и заготовки ресурсно-ценных отходов;

- разработка, утверждение и введение (издание) перечня технологических операций, связанных с утилизацией и удалением отходов;

- организация мероприятий по выявлению и ликвидации неучтенных и бесхозных мест скопления отходов, включая скотомогильники прошлых лет;

- организация создания в государстве объектов для удаления (захоронения) отходов, не подлежащих обезвреживанию и утилизации;

- разработка, утверждение и введение (издание) порядка государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

- разработка, утверждение и введение (издание) порядка ведения государственного кадастра отходов;

- ведение государственного кадастра отходов;

- разработка, утверждение и введение (издание) порядка контроля (надзора) над исполнением законодательства государства в области обращения с отходами;

- разработка, утверждение и введение (издание) организации оценки соответствия отходов требованиям нормативно-правовой и нормативно-технической документации;

- организация на государственном уровне мер по ликвидации последствий катастроф, аварий, других нештатных ситуаций, связанных с обращением с отходами;

- разработка, утверждение и ведение реестра объектов образования отходов и реестра мест удаления отходов;

- разработка, согласование с заинтересованными государственными органами, утверждение условий и порядка выдачи, приостановления и аннулирования разрешений на удаление отходов производства;

- осуществление контроля над ведением субъектами предпринимательской деятельности первичного учета образования, паспортизации, сбора, обработки, утилизации и удаления отходов;

- осуществление государственного контроля (надзора) за размещением отходов, безопасным ведением разработки техногенных месторождений, соблюдением норм и правил по обращению с отходами;

- осуществление контроля над составлением и ведением реестра объектов образования отходов и реестра мест удаления отходов;

- организация государственной системы экологического и санитарно-эпидемиологического мониторинга мест образования, хранения, переработки, утилизации, удаления отходов и объектов размещения отходов в рамках единой системы государственного мониторинга окружающей среды;

- проведение в установленном законодательством государства порядке государственной экологической экспертизы научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию предприятий, установок, полигонов, комплексов, сооружений, других специально отведенных мест или объектов, по соблюдению требований законодательства государства и нормативов при образовании, переработке, утилизации и удалении отходов;

- внесение в заинтересованные органы государственной власти предложений по установлению нормативов платы за размещение отходов, утверждение общегосударственных нормативов обращения с отходами;

- установление случаев, в которых нормативы образования отходов производства не разрабатываются;

- разработка порядка учета и отчетности в области обращения с отходами;

- создание информационно-аналитических систем и банков данных об объемах образования и обращении с отходами;

- разработка перечня отходов, подлежащих обязательной паспортизации, его согласование с заинтересованными государственными органами, утверждение;

- согласование формы паспорта опасности отходов и порядка осуществления паспортизации отходов;

- разработка совместно с заинтересованными государственными органами классификатора отходов и его утверждение;

- согласование формы государственной статистической отчетности по обращению с отходами и сроков ее представления;

- согласование лимитов на размещение отходов;

- согласование мест размещения объектов хранения и удаления отходов;

- выдача разрешений на осуществление деятельности в области обращения с отходами, включая ресурсно-ценные;

- выдача, приостановка и аннулирование разрешений на трансграничное перемещение отходов;

- выдача, приостановка и аннулирование по согласованию с заинтересованными государственными органами разрешения на размещение отходов производства, включая опасные отходы;

- установление условий утилизации или размещения неопасных отходов, для которых не требуется разрешения на осуществление деятельности в области обращения с отходами;

- осуществление международного сотрудничества в области обращения с отходами, включая содействие передаче опыта и достижений государства в области обращения с отходами;

- заключение в предусмотренном законодательством государства порядке межведомственных международных договоров государства о сотрудничестве в области обращения с отходами и контроле над трансграничным перемещением отходов;

- обеспечение обмена информацией с компетентными органами власти других государств и международными организациями в области обращения с отходами;

- организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области обращения с отходами;

- разработка и утверждение в установленном порядке инструктивно-методических документов, определяющих экологические требования при обращении с опасными отходами, на основании которых осуществляется профессиональная подготовка лиц к деятельности по обращению с опасными отходами;

- принятие мер по возмещению в добровольном или судебном порядке вреда, причиненного окружающей среде лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в том числе предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате деятельности по обращению с отходами, не соответствующей природоохранному законодательству государства;

- принятие решений о направлении материалов в судебные органы для принятия решения о прекращении любой деятельности по обращению с отходами, если она осуществляется с нарушением требований законодательства государства об отходах, установленных в государстве экологических, санитарных, противопожарных норм и правил;

- организация свободного доступа к информации в области обращения с отходами органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан;

- организация просвещения населения в области обращения с отходами;

- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством государства.


Статья 9. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в области обращения с отходами


1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности в области обращения с отходами, включая новое строительство и реконструкцию объектов по переработке и размещению отходов, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, а также предынвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность в области обращения с отходами, включая новое строительство и реконструкцию объектов по переработке и размещению отходов, с участием общественных организаций.

3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются исполнительным органом государственной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.


Статья 10. Экологическая экспертиза планируемой хозяйственной деятельности в области обращения с отходами


1. Экологическая экспертиза научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию предприятий, установок, полигонов, комплексов, сооружений, других специально отведенных мест или иных объектов, предназначенных для обращения с отходами, по соблюдению требований законодательства государства и нормативов при образовании, обработке, утилизации и удалении отходов проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям государства в области охраны окружающей среды.

2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается законодательством государства об экологической экспертизе.


Статья 11. Требования к органам, осуществляющим оценку соответствия отходов требованиям нормативно-правовой и нормативно-технической документации


1. Органы, осуществляющие оценку соответствия в области обращения с отходами, должны быть аккредитованы в государственной системе аккредитации, максимально гармонизированной с нормами международного права в области аккредитации.

2. Испытательные лаборатории должны удовлетворять требованиям государственной системы аккредитации, максимально гармонизированной с нормами международного права в области аккредитации.


Статья 12. Требования к охране труда хозяйствующих субъектов, занятых в области обращения с отходами


Требования к охране труда хозяйствующих субъектов, занятых в области обращения с отходами, должны соответствовать требованиям межгосударственной Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).


Статья 13. Требования к профессиональной подготовке лиц, осуществляющих деятельность по обращению с опасными отходами


Лица, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, в том числе получаемыми от сторонних хозяйствующих субъектов, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право деятельности в области обращения с опасными отходами.


Статья 14. Обязанности лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами


Лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, обязаны:

- соблюдать природоохранные, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством государства;

- соблюдать требования настоящего Закона;

- представлять достоверную информацию об обращении с отходами по требованию местных государственных органов, территориальных органов специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами;

- соблюдать требования законодательства государства по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с отходами;

- при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций немедленно информировать об этом местные государственные органы, территориальные органы и подразделения уполномоченного государственного органа по чрезвычайным ситуациям;

- принимать меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами


1. Хозяйствующие субъекты, должностные лица и граждане государства, а также иностранные лица, виновные в нарушении законодательства государства об отходах, в результате которого причинен вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу юридических и физических лиц, предусмотренном настоящим Законом и иными государственными нормативными правовыми актами в области обращения с отходами, несут дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную ответственность в соответствии с законодательством государства и органов местного самоуправления.

2. К нарушениям законодательства государства об отходах относятся нарушения юридическими и физическими лицами требований настоящего Закона, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, выразившиеся в следующем:

- нарушение установленного порядка обращения с отходами, которое привело или может привести к загрязнению окружающей среды, прямому или опосредованному вредному воздействию на здоровье человека и экономическим убыткам;

- самовольное складирование или удаление отходов, размещение отходов в местах, не предназначенных специально для этих целей;

- нарушение порядка ввоза отходов (вторичного сырья) на территорию государства, их вывоза и транзита через территорию государства;

- невыполнение распоряжений и предписаний компетентных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) над деятельностью в области обращения с отходами и над местами удаления отходов;

- сокрытие, искажение или отказ от предоставления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и граждан и их объединений относительно негативного воздействия на окружающую среду при образовании отходов и обращении с ними, в том числе об их аварийных сбросах и соответствующих последствиях;

- сокрытие превышения установленных лимитов на объемы размещения отходов;

- нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля в области обращения с отходами;

- нарушение сроков представления и порядка отчетности по образованию отходов, их утилизации и удалению;

- нарушение правил ведения мониторинга мест удаления отходов;

- невыполнение требований по обращению с отходами (во время их сбора, транспортирования, хранения, обработки, утилизации, удаления), приводящее к негативным экологическим, санитарно-эпидемическим последствиям либо причинению материального и (или) морального вреда;

- передача отходов предприятиям или организациям, не имеющим соответствующего разрешения на осуществление деятельности в области обращения с отходами;

- нарушение установленных в государстве правил и режима эксплуатации установок и производств по обработке и утилизации отходов, а также полигонов для захоронения отходов;

- нарушение правил сбора и вывоза бытовых отходов в населенных пунктах;

- нарушение установленных в государстве правил проектирования, строительства, пуска в эксплуатацию предприятий, предназначенных для ликвидации отходов;

- осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами без лицензии или с отступлением от условий лицензии;

- невыполнение мероприятий по устранению вредных последствий деятельности по обращению с отходами, рекультивации земель, восстановлению, очистке природных объектов, консервации мест размещения отходов;

- невыполнение предписаний экологических и иных экспертиз деятельности по обращению с отходами;

- производство продукции из отходов или с их использованием без соответствующей нормативно-технической и технологической документации, согласованной в установленном порядке;

- несвоевременное внесение платежей за размещение отходов.


Статья 16. Экологическое страхование в области обращения с отходами


1. Экологическое страхование осуществляется хозяйствующими субъектами в виде обязательного и (или) добровольного страхования ответственности за непредвиденные негативные воздействия на окружающую среду и здоровье людей, которые могут возникнуть при обращении с отходами.

2. Обязательное экологическое страхование осуществляется для мусоросжигательных заводов и объектов удаления отходов, включая полигоны для захоронения отходов, на основе национальных методик оценки ущерба, максимально гармонизированных с международными нормами.

3. Оценка потенциального ущерба, который может быть причинен вследствие нарушения законодательства государства в области обращения с отходами, осуществляется страховщиками на основе национальных методик оценки ущерба, максимально гармонизированных с международными нормами.


Статья 17. Возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения законодательства об отходах


1. Хозяйствующие субъекты возмещают ущерб, причиненный вследствие нарушения законодательства государства в области обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством государства, в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

2. Штрафы, предусмотренные административным и уголовным законодательством государства за нарушение правил обращения с отходами, перечисляются в установленном порядке в соответствующие бюджеты либо бюджетные экологические фонды, и полученные средства используются при проведении природоохранных мероприятий в порядке, установленном законодательством государства.

3. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещению вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц.


Статья 18. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области обращения с отходами


Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, разрешаются в соответствии с законодательством государства.


Статья 19. Доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся обращения с отходами


1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами принимают все необходимые меры для того, чтобы заявления на получение разрешений, касающиеся строительства новых объектов для размещения отходов или осуществления значительных изменений на существующих объектах для размещения отходов, были доступны для общественности в течение определенного периода времени, установленного законодательством государства, для того чтобы у общественности имелась возможность высказать свое мнение об указанных заявлениях до принятия решения специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

2. Результаты учета и отчетности в области обращения с отходами должны быть доступны для общественности.


Статья 20. Воспитательная и просветительская деятельность в области обращения с отходами


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди населения по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.

2. Распространение популярных знаний по безопасному, ресурсосберегающему обращению с отходами осуществляется через средства массовой информации, посредством выпуска научно-популярной литературы, наглядной агитации, листовок, а также другими доступными средствами.


Актуальный текст документа