• ДОКУМЕНТ

Направления сокращения образования отходов, вовлечения отходов в хозяйственный оборот и предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей

Глава 3. Направления сокращения образования отходов, вовлечения отходов в хозяйственный оборот и предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей


Статья 21. Программы в области обращения с отходами


1. Основные направления деятельности по сокращению образования отходов, вовлечению отходов в хозяйственный оборот и предотвращению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей определяются целевыми межгосударственными, государственными и местными программами, включающими мероприятия, разработанные с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, состояния окружающей среды, уровня социально-экономического развития территорий. Гармонизированные с международной практикой программные мероприятия (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, пилотные проекты и другие) включают мероприятия по изучению и оценке отходов, по выявлению и ликвидации бесхозных мест удаления отходов (включая скотомогильники), по разработке и внедрению ресурсосберегающих и малоотходных технологий, внедрению наилучших доступных технологий в области обращения с отходами, совершенствованию технологий переработки, утилизации, обезвреживания и удаления отходов, по разработке и введению новых правовых и экономических механизмов, направленных на совершенствование управления при обращении с отходами, а также по экологическому просвещению и обеспечению общественных организаций и граждан государства достоверной информацией в области обращения с отходами.

2. Порядок разработки и финансирования целевых межгосударственных, государственных и местных программ в области обращения с отходами устанавливается в соответствии с действующим законодательством государства.

3. Разработка межгосударственных, государственных и местных программ в области обращения с отходами осуществляется с учетом предложений граждан и общественных организаций.

4. На реализацию программных мероприятий могут быть направлены бюджетные средства в порядке, установленном законодательством государства, в виде прямых инвестиций, налоговых льгот, бюджетных кредитов, предоставляемых предприятиям, осуществляющим сбор и утилизацию отходов в качестве вторичных ресурсов, в том числе осуществляющим переработку техногенных месторождений (образований).

В ходе реализации целевых межгосударственных, государственных и местных программ объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке, исходя из возможностей организаций, осуществляющих финансирование программных мероприятий. Объемы бюджетного финансирования определяются при формировании государственного и местных бюджетов в соответствии с законодательством государства.

5. Для достижения целей, установленных настоящим Законом, разрабатываются государственная и местные программы в области обращения с отходами, а также программы собственников отходов в порядке, определенном законодательством.

Программа в области обращения с отходами в общем виде должна содержать:

- данные о видах, количестве и местонахождении отходов, подлежащих утилизации и (или) удалению;

- описание принятых и планируемых мер по предотвращению образования отходов, их утилизации и (или) удалению;

- оценку воздействия отходов на состояние окружающей среды;

- меры по уменьшению количества отходов и снижению их опасности для окружающей среды, а также меры по их безопасному сбору, хранению, транспортированию, переработке, утилизации и удалению;

- меры по выявлению и безопасной ликвидации бесхозных отходов, включая скотомогильники.

При разработке программ в области обращения с отходами должны учитываться следующие основные требования к обращению с отходами:

- при обращении с отходами должна быть применена наилучшая доступная технология;

- в случае отсутствия технологической возможности исключения образования отходов образовавшиеся отходы должны в максимальной степени утилизироваться;

- утилизация отходов в качестве вторичных материальных ресурсов имеет приоритет перед их сжиганием с целью выработки энергии;

- отходы должны быть утилизированы или удалены на объектах, обеспечивающих их безопасность для здоровья человека и окружающей среды.

6. Государственная программа в области обращения с отходами распространяется на всю территорию государства, включает вопросы информационного обеспечения деятельности в области обращения с отходами и международного сотрудничества в данной сфере.

Разработка, обсуждение и реализация государственной программы в области обращения с отходами осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

Государственная программа в области обращения с отходами разрабатывается в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона и утверждается на каждые пять лет.

Проект государственной программы в области обращения с отходами может быть внесен на общественное обсуждение.

7. Местные программы в области обращения с отходами разрабатываются на основании государственной программы в области обращения с отходами на каждые пять лет, в течение года после принятия государственной программы в области обращения с отходами.

Разработка, обсуждение и реализация местной программы в области обращения с отходами осуществляется местными органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами.

8. Собственники отходов разрабатывают, утверждают и реализуют свои ежегодные программы управления отходами, согласуя их с органами местного самоуправления.


Статья 22. Разрешение на деятельность по обращению с отходами


1. Разрешение на деятельность по обращению с отходами - документ, дающий хозяйствующему субъекту право на один или несколько видов деятельности по обращению с отходами, а также определяющий условия для реализации этого права.

2. Разрешение на деятельность по обращению с отходами требуется:

- для сбора и транспортирования опасных отходов, за исключением сбора опасных отходов, образующихся в жилом секторе до их передачи лицу, осуществляющему деятельность по утилизации и (или) удалению опасных отходов на основании лицензии по обращению с опасными отходами;

- сбора и транспортирования отходов, образующихся в жилом секторе;

- централизованного сбора, переработки и (или) утилизации отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства;

- централизованного сбора и (или) переработки отработавших аккумуляторных батарей;

- хранения отходов, за исключением временного, в целях их последующей утилизации в качестве вторичных ресурсов и (или) удаления в случае невозможности их утилизации в качестве вторичных ресурсов;

- транспортирования отходов;

- утилизации отходов в качестве вторичных ресурсов;

- удаления отходов;

- сбора или транспортирования лома и отходов черных и цветных металлов с целью их продажи или повторного использования.

3. Лица, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию опасных отходов, а также лица, организующие размещение или утилизацию отходов, в том числе от имени других лиц, регистрируются в порядке, установленном государством.

4. Разрешение на деятельность по обращению с отходами требуется при осуществлении деятельности, оказывающей существенное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами в следующих сферах:

- энергетика и топливная промышленность;

- производство и переработка металлов;

- производство и переработка минерального сырья;

- химическая промышленность;

- деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

- животноводство и пищевая промышленность;

- добыча и обогащение полезных ископаемых;

- дубление или переработка кожи, текстиля и волокна;

- обработка и отделка поверхностей с применением органических растворителей;

- складирование опасных химикатов, включая топливо.

5. Разрешение на деятельность по обращению с отходами определяет:

- виды и количество образующихся и утилизируемых отходов, в том числе лимиты их сброса в окружающую среду;

- объекты размещения отходов;

- общие требования по обращению с отходами;

- технические требования и требования по охране окружающей среды для лиц, осуществляющих деятельность на основании лицензии по обращению с отходами;

- требования по мониторингу окружающей среды;

- меры безопасности по осуществлению деятельности по обращению с отходами.

6. Оформление, регистрация и выдача разрешения на деятельность по обращению с отходами осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами в порядке, установленном государством.

7. Для получения разрешения на обращение с опасными отходами необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности.

8. Лимит размещаемых отходов определяется специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами, выдающим разрешение на основании представленных расчетов с учетом использования наилучшей доступной технологии.

9. В выдаче разрешения на деятельность по обращению с отходами может быть отказано в случаях, когда планируемая деятельность:

- противоречит законодательству государства;

- причиняет имущественный ущерб третьим лицам;

- представляет опасность для здоровья и имущества граждан и для окружающей среды;

- предполагает использование технологий, в результате применения которых образуется большее количество отходов и не обеспечивается комплексное использование природных ресурсов;

- не соответствует принципам государственной политики в области обращения с отходами, а также приоритетам государственных и местных программ в области обращения с отходами.

10. Специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами, выдавший разрешение на деятельность по обращению с отходами, может приостановить или отозвать выданное разрешение, предварительно известив владельца, в случаях:

- представления владельцем данных, не соответствующих действительности;

- при нарушении владельцем требований законодательства государства в области обращения с отходами;

- невыполнения владельцем условий выдачи разрешения на деятельность по обращению с отходами.

11. Для оценки соответствия деятельности владельца разрешения требованиям настоящего Закона и условиям выдачи разрешения специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами может потребовать проведения экологического аудита, в порядке, установленном законодательством государства.

12. Выдача, изменение, приостановление и отзыв разрешения на деятельность по обращению с отходами осуществляются в порядке, установленном специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.


Статья 23. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами


1. Деятельность хозяйствующих субъектов по обращению с опасными отходами, в том числе получаемыми от сторонних юридических и физических лиц, подлежит лицензированию.

2. Оформление, регистрация и выдача лицензий на сбор, транспортирование, размещение, переработку, утилизацию и удаление опасных отходов осуществляются специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами в порядке, установленном законодательством государства.

3. Оформление, регистрация и выдача лицензий на деятельность по разработке техногенных месторождений (образований) осуществляются государством в порядке, установленном законодательством государства о недрах.


Статья 24. Техническое регулирование в целях обеспечения безопасного обращения с отходами


1. Обеспечение безопасного обращения с отдельными видами отходов, перечисленными в статьях 39, 40, 43, 44, 48, 50 настоящего Закона, регламентируется нормами специальных технических регламентов в области обращения с этими видами отходов, гармонизированными с международными нормами и нормами рекомендательных документов по использованию наилучших доступных технологий в области обращения с отходами.

2. При разработке технических регламентов, устанавливающих требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, предусматриваются требования безопасности к утилизации и (или) удалению отходов как обязательному этапу соблюдения требований экологической безопасности на стадии превращения этой продукции в отходы.


Статья 25. Экономическое регулирование в целях обеспечения безопасного обращения с отходами


1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории государства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, с целью снижения образования отходов, стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот, внедрения малоотходных и безотходных технологий, внедрения наилучших доступных технологий в области обращения с отходами, материальной компенсации ущерба, наносимого окружающей среде при размещении отходов.

2. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:

- проведение экологического аудита с целью сокращения образования отходов с максимально возможным возвращением отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

- применение наилучших доступных технологий, в том числе в области обращения с отходами;

- платность размещения отходов с учетом объема их размещения, класса опасности и нормативов размещения;

- обеспечение равных возможностей для хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм, в деятельности, связанной с обращением с отходами;

- целевое финансирование государственных и местных программ в области обращения с отходами, предусматривающих, в частности, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, пилотные проекты в области обращения с отходами;

- организация системы финансирования работ по сбору и утилизации некоторых видов продукции в конце ее жизненного цикла (на стадии превращения в отход) за счет взимания платы с национальных и иностранных хозяйствующих субъектов, размещающих на рынке государства эту продукцию;

- создание условий для деятельности субъектов малого предпринимательства в системе управления отходами, разработка эффективных технологий работы с отходами, ориентированных на малый бизнес, а также технических средств, необходимых для реализации этих технологий;

- осуществление обязательного экологического страхования при обращении с опасными отходами, эксплуатации мусоросжигательных заводов, эксплуатации объектов удаления отходов, включая полигоны для всех видов отходов;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов;

- возмещение в установленном порядке ущерба окружающей среде и здоровью людей, нанесенного при обращении с отходами;

- государственные преференции продукции, произведенной из отходов;

- экономическое стимулирование производителей отходов к вовлечению в хозяйственный оборот образующихся у них отходов.

3. В государстве устанавливается следующий механизм экономического регулирования в области обращения с отходами:

- определение приоритетов относительно финансирования по государственным контрактам хозяйствующих субъектов, которые внедряют малоотходные технологии, обрабатывают и утилизируют отходы, с учетом обеспечения приоритета утилизации отходов над их удалением, а также занимаются разработкой техногенных образований (месторождений);

- пересмотр перечня отходов, в отношении которых с учетом государственных интересов должен устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, заготовки и использования;

- регулирование комплексного тарифа по всем операциям в системе обращения с отходами потребления;

- целевое финансирование из средств бюджетов всех уровней научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных проектов по рациональному сбору, сортировке, утилизации отходов в качестве вторичных ресурсов, включая разработку техногенных образований (месторождений), обезвреживанию (обеззараживанию) и удалению отходов;

- предоставление возможности производителям отходов оставлять у себя часть средств от платежей за размещение отходов на финансирование мероприятий по уменьшению объемов образования и утилизации отходов в соответствии с обоснованными инвестиционными проектами и программами;

- создание фондов для целевого финансирования мероприятий, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, по утилизации техногенных образований (месторождений) за счет добровольных взносов производителей отходов, собственников отходов, отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов, граждан, с учетом возможностей экологического страхования и т.п.

4. Основаниями для применения мер экономического регулирования являются:

- участие производителей отходов в реализации государственной и местных целевых программ в области обращения с отходами;

- применение хозяйствующими субъектами наилучших доступных технологий в области обращения с отходами, ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

- внедрение хозяйствующими субъектами оборудования по переработке собственных отходов;

- использование хозяйствующими субъектами вторичного сырья;

- проведение производителями отходов мероприятий по рациональному использованию вторичного сырья;

- инвестирование в строительство объектов по обращению с отходами производства и потребления;

- иные основания.


Статья 26. Экономическое стимулирование деятельности по сокращению образования отходов, вовлечению отходов в хозяйственный оборот, предотвращению негативного воздействия отходов на окружающую среду


1. Экономическое стимулирование деятельности по сокращению образования отходов, вовлечению отходов в хозяйственный оборот, предотвращению негативного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется на территории государства органами государственной власти, органами местного самоуправления посредством:

- частичного финансирования из государственного бюджета, бюджетов субъектов права и внебюджетных фондов;

- понижения размера платы за размещение отходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих уменьшение количества образующихся отходов;

- применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами;

- льготирования части налогов, поступающих в государственный бюджет, бюджеты субъектов права;

- предоставления бюджетных инвестиционных и налоговых кредитов из средств государственного бюджета, бюджетов субъектов права;

- размещения государственного заказа на закупки продукции, изготовленной из вторичного сырья.

2. В государстве устанавливаются налоговые, кредитные и иные льготы, снижение размеров платы за размещение отходов, применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с обезвреживанием и (или) утилизацией отходов, для хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, осуществляющих:

- внедрение малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологий и иные виды деятельности, обеспечивающей снижение образования отходов;

- сбор, сортировку, транспортирование отходов;

- утилизацию отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов на основе наилучших доступных технологий;

- сбор, прием у населения, заготовку вторичного сырья;

- реализацию целевых государственных и местных программ в области обращения с отходами;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по утилизации техногенных образований (месторождений).

В целях стимулирования мероприятий по уменьшению объемов образования и утилизации отходов хозяйствующим субъектам, которые внедряют наилучшие доступные технологии, направленные на уменьшение объемов образования отходов, утилизируют отходы в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), осуществляют сбор и заготовку отходов, строительство предприятий и цехов, производство оборудования для утилизации отходов, осуществляют паевое участие в финансировании мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования, могут предоставляться в соответствии с законодательством государства:

- льготы по налогообложению прибыли от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов;

- приоритетное государственное кредитование;

- специальные государственные субсидии на уменьшение процентов за банковские кредиты, связанные с инвестициями, которые направляются на утилизацию отходов и изготовление соответствующего оборудования;

- дотации из государственного бюджета, бюджета субъекта права и местных бюджетов, других источников для изготовления продукции из вторичного сырья, транспортирования отходов (вторичного сырья) и (или) полуфабрикатов, полученных из этих отходов;

- информация о технологических возможностях и экономической эффективности утилизации отходов.

Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления могут определять в пределах своих полномочий дополнительные меры, связанные со стимулированием уменьшения объемов образования отходов и их утилизации.

Специализированные организации, осуществляющие размещение отходов потребления, могут освобождаться от платежей за размещение отходов при условии направления высвобождающихся средств на создание новых и реконструкцию существующих мест размещения отходов потребления в соответствии с санитарно-гигиеническими и экологическими правилами и нормами, установленными законодательством государства.

Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством государства.

Порядок применения мер экономического стимулирования в области обращения с отходами утверждается государством.


Статья 27. Финансирование мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и уменьшению объемов образования отходов


Финансирование мероприятий по уменьшению объемов образования отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот осуществляется за счет средств производителей отходов и их собственников. Для финансирования этих мероприятий могут привлекаться средства фондов охраны окружающей среды, добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, а также средства бюджетов всех уровней, предусмотренные на проведение мероприятий, включаемых в государственную и местные программы в области обращения с отходами и социально-экономического развития государства.


Статья 28. Плата за размещение отходов


1. Плата за размещение отходов устанавливается в зависимости от класса опасности отходов в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

2. Плата за размещение отходов взимается с хозяйствующих субъектов в соответствии с законодательством государства.

3. Размер платы устанавливается на основе нормативов, рассчитываемых на единицу объема размещаемых отходов, в зависимости от уровня их безопасности и социально-экономической значимости территории, на которой они будут размещены. За сверхлимитное размещение отходов плата взимается в увеличенном размере. За временное хранение отходов плата не взимается.

4. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет государство.

5. Платежи за размещение отходов, образованных в процессе хозяйственной деятельности, осуществляются всеми хозяйствующими субъектами.


Статья 29. Тарифы на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов


Порядок формирования и утверждения тарифов на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории государства, определяется государством.


Статья 30. Требования по ограничению и предупреждению отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей


В целях ограничения и предупреждения отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей запрещается:

- вести какую-либо производственную деятельность, связанную с образованием отходов, без получения от специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами лимитов на объемы размещения отходов;

- использовать результаты научных исследований, внедрять в практику изобретения, применять новую технику, импортное оборудование, технологии и системы, если они не предусматривают предупреждение или минимизацию объемов образования отходов на всех стадиях технологического процесса, их утилизацию и безопасное удаление;

- определять места размещения предприятий, установок, полигонов, комплексов и других объектов обращения с отходами, проектировать и строить региональные и межрегиональные комплексы обработки, обезвреживания, утилизации и удаления отходов, если они не соответствуют экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, установленным законодательством государства;

- принимать решения о размещении и развитии городов и других населенных пунктов без определения технических и иных мер по созданию условий для утилизации или удаления отходов потребления;

- вводить в действие новые и реконструированные предприятия и другие объекты, не обеспеченные оборудованием и технологиями для безопасного обращения с отходами, а также в случае отсутствия данных, необходимых для оценки их воздействия на окружающую среду и здоровье человека, согласно установленному в государстве порядку;

- вводить в действие новые и реконструированные предприятия, установки, полигоны, другие специально предназначенные для обращения с отходами сооружения без положительного заключения экологической экспертизы;

- передавать или продавать опасные отходы гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, если они не обеспечивают утилизацию или удаление этих отходов экологически безопасным способом;

- привлекать детей и подростков к организованному сбору опасных отходов;

- нарушать сроки переработки отходов, ввезенных на территорию государства по соответствующему разрешению как вторичное сырье.

Законодательством государства могут предусматриваться другие специальные меры по ограничению и предупреждению отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека.


Статья 31. Требования по предупреждению и (или) уменьшению объемов образования отходов


В целях предупреждения и (или) уменьшения объемов образования отходов и стимулирования внедрения малоотходных технологий органы государственной власти, специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами в пределах своей компетенции осуществляют:

- разработку и внедрение научно обоснованных нормативов образования отходов на единицу продукции (сырья и энергии), в соответствии с передовыми научно-техническими и технологическими достижениями;

- периодический пересмотр установленных нормативов образования отходов, направленный на уменьшение их объемов, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и экономических возможностей;

- установление на основе утвержденных нормативов (удельных показателей объемов образования отходов) лимитов на размещение отходов;

- разработку системы обращения с отходами, требования к которым перечислены в статьях 39, 40, 43, 44, 48, 50 настоящего Закона;

- разработку общих требований к обращению с отходами потребления;

- разработку системы информационного, научно-методического обеспечения производителей отходов сведениями о технологических и других возможностях уменьшения объемов образования и утилизации отходов на основе наилучших доступных технологий;

- введение в соответствии с настоящим Законом санкций за превышение лимитов на объемы размещения отходов.


Статья 32. Требования по вовлечению отходов в хозяйственный оборот


1. Вовлечение отходов в хозяйственный оборот на основе утилизации отходов в качестве вторичных ресурсов является приоритетным направлением обращения с отходами.

Отходы подлежат утилизации в качестве вторичных ресурсов или по иному назначению с учетом технических (технологических) возможностей, экономической целесообразности, заинтересованности территории в сырье и (или) получаемой из отходов продукции, энергии, а также с учетом экологических условий территории.

2. Собственник отходов, являющихся вторичными ресурсами, обязан:

- проводить их утилизацию собственными силами на аттестованном перерабатывающем комплексе, либо

- заключить договор на их переработку с пользователем аттестованного перерабатывающего комплекса, либо

- заключить договор с посредником, занимающимся транспортированием, торговлей или посредничеством в области обращения с отходами.

3. Основой для создания системы взаимосвязанных организационных, научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, утилизации отходов в качестве вторичных ресурсов, безопасного для окружающей среды и здоровья людей удаления отходов, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду являются целевые государственные и местные программы в области обращения с отходами.

Хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками отходов, разрабатывают и утверждают в установленном порядке собственные объектовые (локальные) обязательные для исполнения программы в составе проектов обоснования лимитов на размещение отходов.

4. Перевод отходов в категорию вторичных ресурсов осуществляется собственником отходов в порядке, установленном государством.

5. Регулирование деятельности, связанной со сбором и заготовкой отдельных видов вторичного сырья и постоянного обеспечения ими перерабатывающих предприятий, осуществляется путем предоставления разрешений на сбор и заготовку соответствующих видов вторичного сырья, перечень которых устанавливается государством. Порядок предоставления разрешений на сбор и заготовку отдельных видов вторичного сырья устанавливается государством.


Статья 33. Требования к разработке ресурсных техногенных месторождений (образований)


1. Техногенные месторождения (образования) составляют неотъемлемую часть минерально-сырьевой ресурсной базы государства.

2. Права и обязанности пользователя ресурсного техногенного месторождения (образования) возникают с момента получения им лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых.

В случае если в условиях ранее выданной лицензии право пользования ресурсными техногенными месторождениями (образованиями) не закреплено, пользователь обязан получить отдельную лицензию в соответствии с законодательством государства о недрах.

3. Преимущественное право на разработку ресурсных техногенных месторождений (образований) имеют создавшие их организации. В случае их отказа от переработки либо переработки в неполном объеме государство вправе предоставить отдельную лицензию на разработку ресурсного техногенного месторождения (образования) другому лицу.

Организация, в результате деятельности которой образовалось ресурсное техногенное месторождение (образование), не вправе отказаться от его содержания до передачи права на разработку этого техногенного месторождения (образования) другому лицу.

4. Предоставление лицензии на разработку ресурсных техногенных месторождений (образований) может осуществляться на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов и их условия устанавливаются государством.

Условия конкурса могут предусматривать на основе соглашения о разделе продукции передачу части продукции, полученной при разработке техногенных месторождений, в государственную собственность.

5. Отношения, возникающие в процессе осуществления национальных и иностранных инвестиций в изучение и переработку ресурсных техногенных месторождений (образований), регулируются соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в соответствии с законодательством государства.

6. Хозяйствующие субъекты, получившие право на разработку ресурсных техногенных месторождений (образований), обязаны обеспечивать их надлежащее размещение, ведение паспорта и добычу ценных компонентов в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими нормативами и требованиями законодательства государства, проводить их геологическое изучение и эколого-экономическую оценку.

7. Разработка ресурсного техногенного месторождения (образования) осуществляется с применением безотходных и малоотходных технологий. Запрещается применение технологий, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

8. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие разработку ресурсного техногенного месторождения (образования), обязаны вести учет продуктов переработки и отходов производства, а также разрабатывать и утверждать программы управления отходами, предусматривающие комплексную переработку минерального сырья и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по повышению комплексности использования сырья, определению областей применения отходов производства и созданию технологий их утилизации, строительству новых современных производств. Уровень комплексности использования минерального сырья из техногенных ресурсов по отдельным организациям определяется уполномоченным государственным органом по использованию и охране недр в соответствии с законодательством государства.


Статья 34. Требования к обращению с отходами, образующимися при недропользовании


1. При разработке нефтяных и газовых месторождений на территории буровой площадки должна быть предусмотрена система организованного сбора и хранения отходов бурения.

2. Строительство скважин осуществляется с применением безамбарного способа приготовления и очистки бурового раствора.

3. Запрещается строительство шламовых амбаров и сброс отходов бурения в водоемы и подземные водоносные горизонты.

4. Отходы имеющихся шламонакопителей подлежат переработке и (или) утилизации с последующей рекультивацией земель на территории ликвидированных амбаров в сроки, согласованные с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и управления земельными ресурсами.

5. Проекты обустройства нефтяных месторождений под промышленную разработку утверждаются только после решения вопросов по сбору и рациональному использованию попутных нефтяных газов.

6. Сжигание попутного нефтяного газа на факелах при пробной и опытно-промышленной эксплуатации допускается только в течение срока, согласованного с уполномоченным государственным органом по использованию и охране недр и уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, но не более двух лет.

7. Запрещается выпуск сероводородосодержащего газа в атмосферу без сжигания или нейтрализации.

8. При проведении морских нефтяных операций запрещается сброс и захоронение отходов в море.

9. При эксплуатации месторождений подземных промышленных, лечебных минеральных и теплоэнергетических вод их сброс после использования должен проводиться строго с соблюдением требований водного законодательства государства и законодательства государства о недрах.

10. Запрещается без предварительной обработки и утилизации сбрасывать в водоемы сточные воды, содержащие вторичные материальные ресурсы.

11. Для целей захоронения опасных отходов допускаются строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей полезных ископаемых. Предоставление участков недр в этих случаях осуществляется в порядке, установленном государством.


Статья 35. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, перепрофилированию, техническому перевооружению, расширению, консервации, ликвидации хозяйственных и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами


1. Хозяйствующие субъекты обязаны предусматривать в проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение объектов, связанных с обращением с отходами, максимальное применение безотходных и малоотходных технологий, комплексное использование природных ресурсов, утилизацию и (или) удаление отходов с учетом наилучших доступных технологий.

2. Проектируемый объект, эксплуатация которого связана с обращением с отходами, должен соответствовать природоохранным, санитарным, противопожарным и иным требованиям, установленным законодательством государства.

3. При проектировании зданий, строений, сооружений, населенных пунктов и иных населенных мест, а также хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, должны быть предусмотрены места (площадки) или специальные объекты для сбора и размещения отходов в соответствии с требованиями законодательства государства об отходах.

4. Строительство, реконструкция, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение, консервация и ликвидация хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами:

- осуществляются в соответствии с законодательством государства, в том числе с государственными стандартами, государственными строительными нормами, правилами и иными нормативными документами в области проектирования и строительства;

- допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической, санитарно-гигиенической и иной экспертиз, если законодательством государства установлен обязательный характер проведение таких экспертиз обязательно в соответствии с законодательством государства.

5. Проект строительства, реконструкции, перепрофилирования, технического перевооружения, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами производства, должен содержать нормативно-техническую и технологическую документацию по вопросам образования, использования и (или) обезвреживания образующихся отходов.

6. Запрещается:

- производить переработку отходов, приводящую к захламлению, деградации земель, гибели растительного покрова и вызывающую эрозию почв;

- осуществлять переработку, хранение, утилизацию, удаление отходов на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и культурно-исторического назначения;

- производить захоронение отходов без оформления соответствующего разрешения специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами и другой необходимой документации;

- производить сжигание отходов производства и потребления открытым способом и без организации очистки отходящих газов;

- осуществлять несанкционированное размещение всех видов отходов в водоемах, на берегах и льду этих водоемов и на рельефе местности;

- осуществлять без соответствующего разрешения ввоз отходов производства и потребления, радиоактивных отходов для складирования и ликвидации на территории государства, а также для промышленного использования, приводящего к образованию опасных отходов.


Статья 36. Требования к размещению объектов удаления отходов


1. Определение места удаления отходов осуществляется на основе специальных геологических, гидрологических и иных исследований в порядке, установленном законодательством государства.

2. Предоставление земельного участка для размещения объекта удаления отходов осуществляется в соответствии с законодательством государства.


Статья 37. Требования к эксплуатации объектов удаления отходов


1. Объекты удаления отходов подлежат регистрации в государственном реестре объектов удаления отходов. Порядок ведения государственного реестра объектов удаления отходов определяется государством.

2. Объекты удаления отходов должны эксплуатироваться в соответствии с технологической схемой эксплуатации таких объектов, разрабатываемой в составе проектно-сметной документации на строительство и эксплуатацию этих объектов.

3. На территории объектов удаления отходов, а также в пределах зоны воздействия этих объектов на окружающую среду, устанавливаемой в соответствии с требованиями законодательства государства, собственники объектов удаления отходов обязаны осуществлять регулярный контроль и мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном законодательством государства.

4. При предоставлении объектов удаления отходов во владение и (или) пользование другим лицам к ним переходят обязанности собственников этих объектов, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

5. После окончания эксплуатации объекта удаления отходов собственник объекта или лицо, во владении и (или) пользовании которого находится такой объект, обязаны провести работы по восстановлению нарушенных земель и иных природных объектов, а также осуществлять контроль за состоянием и степенью воздействия этих объектов на окружающую среду в порядке, установленном законодательством государства.


Статья 38. Требования к обращению с опасными отходами


1. Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

Класс опасности отходов определяется их производителями в порядке, установленном техническим регламентом и нормативным правовым актом, утверждаемым специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами совместно с уполномоченным государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и уполномоченным государственным органом по чрезвычайным ситуациям.

Категории опасных отходов и операции по их удалению определяются в соответствии с требованиями технических регламентов, существующими международными и государственными стандартами и правилами.

2. Хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с обращением с опасными отходами, обязаны:

- иметь специальное разрешение на обращение с опасными отходами;

- обеспечить надежную защиту населения и окружающей среды от вредного воздействия опасных отходов;

- вести обязательные идентификацию, учет и паспортизацию опасных отходов в установленном порядке;

- принимать все необходимые меры по обеспечению того, чтобы в процессе сбора, транспортирования и временного хранения опасные отходы были должным образом упакованы и маркированы в соответствии с действующими международными и государственными стандартами.

3. Деятельность хозяйствующих субъектов, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть:

- ограничена при отсутствии обеспечения безопасного для здоровья человека и окружающей среды обращения с опасными отходами;

- запрещена в случае систематических (более двух раз) нарушений экологических требований при обращении с опасными отходами, повлекших причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

4. Запрещается разбавление опасных отходов путем смешения их с другими отходами или материалами, если это не приводит к сокращению массы или уменьшению токсичности вредных компонентов.

5. Размещение опасных отходов допускается только в специально оборудованных для этих целей сооружениях на основании разрешений, выданных в установленном государством порядке.

6. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, если в процессе их эксплуатации образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

7. Запрещается использовать продукцию, если в процессе ее использования и (или) в конце ее жизненного цикла образуются опасные отходы, которые не могут быть утилизированы, обезврежены или удалены экологически безопасными способами.

8. Специализированные установки или объекты для обезвреживания опасных отходов должны:

- отвечать требованиям наилучших доступных технологий;

- быть разрешены к применению на территории государства органами санитарно-эпидемиологического надзора;

- иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.


Статья 39. Требования к обращению с медицинскими отходами


1. Медицинские отходы подлежат выделению в отдельную категорию в связи со спецификой их образования и высокой потенциальной опасностью для здоровья человека и окружающей среды.

Медицинские отходы являются составной частью отходов, образующихся при проведении медицинских манипуляций в лечебно-профилактических учреждениях любых форм собственности, оздоровительных учреждениях, включая санатории, профилактории, дома отдыха и пансионаты; представляют биологическую, токсическую и радиационную опасность для контактирующих с ними людей, животных и окружающей среды; состоят полностью или частично из анатомических отходов (тканей, органов, конечностей, крови и других биологических жидкостей и т.д.), острых предметов (игл, шприцов, скальпелей, предметных стекол, ампул и т.д.), загрязненных кровью или другими биологическими жидкостями материалов, использованной ваты, бинтов, одноразовых средств ухода за пациентами, инфицированных отходов (списанных материалов или оборудования, загрязненных кровью и препаратами крови, другими биологическими жидкостями или экскрементами больных, страдающих опасными инфекционными заболеваниями), лабораторных отходов (микробиологических культур и штаммов, содержащих любые живые возбудители болезней, искусственно выращенные в значительных количествах, а также лабораторных чашек и устройств для переноса, инокуляции и смешивания микробиологических культур возбудителей инфекционных болезней и инфицированных животных из лабораторий), а также включают в себя лекарственные средства с просроченным сроком годности и фальсификаты.

2. На всех этапах сбора, хранения и транспортирования медицинских отходов не допускается смешивание отходов различных классов опасности.

3. Запрещается разбавление опасных медицинских отходов путем их смешивания с другими отходами или материалами, если это не приводит к сокращению массы или уменьшению токсичности вредных компонентов.

4. Сбор и транспортирование медицинских отходов различных классов опасности, в том числе содержащих патогенную флору, микробиологические культуры, вакцины, токсичные вещества, источники ионизирующих излучений и радиоактивные вещества, с целью обеспечения безопасности для здоровья человека и охраны окружающей среды осуществляются в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных нормативных правовых актов государства.

5. Запрещается размещение на полигонах медицинских отходов, которые не были подвергнуты предварительному обеззараживанию на специальных установках, отвечающих требованиям наилучших доступных технологий, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных нормативных правовых актов государства.

6. Порядок сбора и утилизации медицинских отходов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.


Статья 40. Требования к обращению с биологическими отходами


1. Биологические отходы, представляющие собой отходы, образующиеся в результате практической деятельности научных, медицинских или ветеринарных учреждений (при экспериментах с использованием животных, живых организмов, биологических жидкостей, материалов и тканей), гибели скота, других животных и птицы (включая скотомогильники прошлых лет, собственники которых неизвестны), а также отходы, образующиеся в биотехнологической промышленности при переработке сырья животного происхождения, подлежат особому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

2. Биологические отходы подлежат утилизации путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) обеззараживанию в биотермических ямах, уничтожению сжиганием или, в исключительных случаях, захоронению в специально отведенных местах (скотомогильниках).

Запрещается уничтожение биологических отходов путем захоронения в земле. При наличии решения уполномоченного государственного органа в области ветеринарии допускаются исключения в случаях массовой гибели животных от стихийных бедствий и невозможности их транспортирования для утилизации, сжигания или обеззараживания.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы и бытовые мусорные контейнеры, вывоз этих отходов на свалки и полигоны для захоронения твердых бытовых отходов.

Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями опасных болезней или болезней, ранее не зарегистрированных на территории государства, подлежат сжиганию.

Биологические отходы, подвергшиеся радиационному загрязнению с превышением установленных норм, подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

3. Биологические отходы подлежат утилизации путем сжигания в специально оборудованных печах, в соответствии с санитарными нормами и правилами, установленными уполномоченным государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Уничтожение трупов павших животных путем сжигания или биотермическими методами производится на специально отведенных для этих целей объектах по согласованию с органами государственной ветеринарной службы.

4. Порядок сбора и утилизации биологических отходов, выявления и ликвидации бесхозных скотомогильников прошлых лет регулируется нормами специальных технических регламентов государства.


Статья 41. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению


1. Правила обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждения устанавливаются государством.

2. Хозяйствующие субъекты вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по заготовке лома и отходов цветных и (или) черных металлов только на основе права собственности на необходимое имущество, используемое в качестве средств производства. Унитарные предприятия вправе осуществлять указанную деятельность при наличии права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, используемым в качестве средств производства.

3. Хозяйствующие субъекты могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные виды лома и отходов.

4. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных и (или) черных металлов, не вправе принимать от физических лиц лом и отходы цветных и (или) черных металлов промышленного производства.

5. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством государства, отчуждение лома и отходов цветных и (или) черных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных и (или) черных металлов в быту и принадлежащих им по праву собственности, согласно утвержденному государством перечню разрешенных для приема от физических лиц видов лома и отходов цветных и (или) черных металлов.


Статья 42. Требования к обращению с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы


1. Хозяйствующие субъекты вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по заготовке и переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, только при наличии специального разрешения (лицензии) на соответствующие виды деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, полученного в соответствии с законодательством государства.

2. Обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности по заготовке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, является наличие у хозяйствующих субъектов права собственности (для унитарных предприятий - права хозяйственного ведения или оперативного управления) на необходимое имущество, используемое в качестве средств производства.

3. Поставка лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, на переработку за пределы государства производится по специальным разрешениям (лицензиям) на экспорт, выдаваемым уполномоченным государственным органом в области торговли по согласованию с уполномоченным государственным органом в области финансов.


Статья 43. Требования к обращению с упаковочными отходами


1. Упаковочные отходы, представляющие собой упаковку и упаковочные материалы, полностью или частично утратившие свое первоначальное предназначение и потребительские свойства в конце своего жизненного цикла, подлежат особому техническому регулированию в связи с их высоким ресурсным потенциалом и неуклонным возрастанием объемов их образования.

2. Организация системы финансирования работ по сбору и утилизации упаковочных отходов осуществляется за счет взимания платы с национальных и иностранных хозяйствующих субъектов, размещающих на рынке государства упакованную продукцию и товары.

3. При обращении с упаковочными отходами устанавливаются следующие формы платы за утилизацию упаковочных отходов:

- акцизная форма платы, применяемая к упакованным товарам, стоимость которых сформирована с учетом затрат на утилизацию упаковки в конце ее жизненного цикла, устанавливаемая и взимаемая в соответствии с законодательством государства о налогах и сборах;

- таможенный сбор при перемещении импортных упакованных товаров на территорию государства для извлечения стоимости затрат на утилизацию упаковки, сопутствующей импортным товарам и продукции.

4. Плательщиками платы за утилизацию упаковочных отходов являются хозяйствующие субъекты, поставляющие в обращение на национальный рынок упакованные товары.

5. Порядок взимания платы за утилизацию упаковочных отходов устанавливается государством.

Освобождение плательщиков платы за утилизацию упаковочных отходов от взимания платы осуществляется при создании ими собственной системы утилизации упаковочных отходов на основе наилучших доступных технологий, включенной в государственную целевую программу в области обращения с отходами.

6. Организация и финансирование мероприятий по утилизации упаковочных отходов осуществляется в рамках государственной целевой программы в области обращения с отходами.

7. Координация работ по финансированию мероприятий по утилизации упаковочных отходов в рамках государственной целевой программы в области обращения с упаковочными отходами возлагается на специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами.

8. Порядок маркировки упаковки, ее сбора и утилизации в конце ее жизненного цикла регулируется нормами специальных технических регламентов государства.


Статья 44. Требования к обращению с отработавшими автотранспортными средствами


1. Производитель автотранспортных средств, размещающий свою продукцию на территории государства, обязан принимать безвозмездно все отработавшие автотранспортные средства всех своих марок, которые поступают к нему от последнего пользователя, для их утилизации. Производитель автотранспортных средств обязан принимать упомянутые автотранспортные средства либо непосредственно от последнего пользователя, либо от уполномоченного им предприятия, на котором производится прием и (или) демонтаж отработавших автотранспортных средств.

2. Если последний пользователь или собственник автотранспортного средства не установлен, то к последнему пользователю приравниваются лицензированные предприятия, занятые в сфере обращения с отработавшими автотранспортными средствами.

3. Производители автотранспортных средств обязаны самостоятельно, ассоциированно или с привлечением третьей стороны создавать предприятия, уполномоченные ими на проведение работ по приему отработавших автотранспортных средств и (или) их демонтажу. Уполномоченные предприятия по приему и (или) демонтажу отработавших автотранспортных средств должны быть доступны для пользователя.

4. Положения настоящей статьи не относятся к отработавшим автотранспортным средствам:

- которые не производились серийно;

- у которых отсутствует паспорт автотранспортного средства:

- у которых отсутствуют основные конструктивные элементы или компоненты, в том числе привод, кузов, шасси, электронные регуляторы функций.

5. Производители автотранспортных средств обязаны предоставить в распоряжение специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами все необходимые сведения об организованных ими уполномоченных предприятиях по приему и (или) демонтажу отработавших автотранспортных средств.

6. Утилизация отработавших автотранспортных средств осуществляется с учетом наилучших доступных технологий в соответствии со строительными, санитарными нормами и правилами, установленными законодательством государства.

7. Порядок сбора и утилизации отработавших автотранспортных средств регулируется нормами специальных технических регламентов государства.


Статья 45. Требования к обращению с брошенными и разукомплектованными автотранспортными средствами


1. Заключение о принадлежности транспортного средства (наличии или отсутствии собственника) представляет специально уполномоченный государственный орган в области охраны правопорядка.

2. Выявление на территории государства брошенного и разукомплектованного транспортного средства, от которого собственник в установленном порядке отказался или которое не имеет собственника, или собственник которого неизвестен, осуществляют местные органы государственной власти, а также специально уполномоченный государственный орган в области охраны правопорядка.

3. Ответственность за организацию работ по выявлению, учету и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспортного средства возлагается на балансодержателей территорий и домовладений, арендаторов земельных участков.

4. Транспортное средство, по которому имеется заключение специально уполномоченного государственного органа в области охраны правопорядка об отсутствии владельца, в пятидневный срок подлежит вывозу на утилизацию.

5. При выявлении владельца разукомплектованного автотранспортного средства балансодержатели территорий и домовладений, арендаторы земельных участков обязаны в течение трех дней направить извещение владельцу о необходимости вывоза автотранспортного средства или приведения его в порядок, а в случае его отказа обеспечить вывоз автотранспортного средства на охраняемую площадку - обратиться в суд с иском о возмещении стоимости затрат на эвакуацию и хранение автотранспортного средства.

6. Контроль над эвакуацией брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств осуществляют местные органы государственной власти и специально уполномоченный государственный орган в области охраны правопорядка.


Статья 46. Требования к обращению со строительными отходами


1. Строительные отходы, представляющие собой отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций, должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в государстве соответствующих перерабатывающих предприятий, а также территорий, отсыпка или рекультивация которых указанными отходами разрешена в соответствии с проектной документацией и архитектурно-планировочным заданием, подготавливаемым уполномоченным государственным органом по градостроительству и архитектуре.

2. Строительные отходы, переработка, использование или обезвреживание которых по причине отсутствия в государстве соответствующих предприятий и территорий временно невозможны, должны удаляться на полигонах твердых бытовых отходов, имеющих лимиты на размещение отходов.

3. Сбор, временное хранение, учет образовавшихся, переданных на переработку, утилизацию, обезвреживание, удаление строительных отходов осуществляются на объектах образования строительных отходов. Ответственность за сбор, временное хранение и учет строительных отходов несут хозяйствующие субъекты, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются строительные отходы.

4. Сбор строительных отходов осуществляется раздельно по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их переработку, использование в качестве вторичного сырья, обезвреживание, удаление.

5. Места временного хранения строительных отходов должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.

6. Предельное количество накопления строительных отходов на объектах их образования, сроки и способы их хранения определяются в соответствии с экологическими требованиями, санитарными нормами и правилами, а также правилами пожарной безопасности, установленными законодательством государства.

7. Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются строительные отходы, обязаны иметь договоры с перевозчиками и получателями строительных отходов на их транспортирование, переработку, обезвреживание, удаление или, при наличии соответствующих лицензий, производить данные виды деятельности самостоятельно.

8. Перемещение (транспортирование) строительных отходов должно осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. Ответственность за соблюдение указанных требований несут перевозчики строительных отходов.

9. Утилизация, обезвреживание, захоронение строительных отходов осуществляются с учетом наилучших доступных технологий в соответствии со строительными, санитарными нормами и правилами, установленными законодательством государства.

10. В качестве наилучших доступных технологий утилизации строительных отходов предусматривается, в частности, применение бетона, щебня, кирпичного боя, песка, грунта при изготовлении щебеночной смеси, а также частичное применение в качестве изоляционного материала на полигонах твердых бытовых отходов. Остальные составляющие строительных отходов, являющиеся вторичным сырьем, подлежат сдаче на перерабатывающие предприятия.


Статья 47. Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства


1. Предприятия, учреждения, организации, граждане, лица без гражданства, иностранные физические и юридические лица, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, находящиеся на территории государства и использующие в производственных и личных целях автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся централизованным сбором и (или) утилизацией отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства.

2. Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства до отправки на переработку должны храниться на специально отведенных бетонированных или асфальтированных площадках, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства должны быть очищены от грязи и мусора перед их сдачей на упомянутые в пункте 1 настоящей статьи лицензированные предприятия.

Сдача отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства подтверждается документами, выдаваемыми упомянутыми в пункте 1 настоящей статьи лицензированными предприятиями.

3. Транспортирование отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства должно производиться в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на территории государства.

4. Предприятия, осуществляющие централизованный сбор, переработку и (или) утилизацию отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

5. В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства предусматриваются, в частности, утилизация с получением тепловой и электрической энергии, пиролиз, получение резиновой крошки, производство продукции (брусчатки) с использованием резиновой крошки.


Статья 48. Требования к обращению с отработавшими химическими источниками тока, включая батареи (гальванические элементы) разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи


1. Отработавшие химические источники тока, включая батареи (гальванические элементы) разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи подлежат особому регулированию в связи с содержанием в них таких тяжелых металлов, как ртуть, кадмий, свинец, и высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

2. Отработавшие химические источники тока подлежат раздельному сбору и не должны смешиваться с отходами потребления.

3. Организация системы финансирования работ по сбору и утилизации отработавших химических источников тока осуществляется за счет взимания платы с национальных и иностранных хозяйствующих субъектов, размещающих химические источники тока на рынке государства.

4. Порядок маркировки химических источников тока, предусматривающей отметку в виде перечеркнутого мусорного ящика, показывающую, что их нельзя выбрасывать как обычные бытовые отходы, порядок сбора и утилизации химических источников тока в конце их жизненного цикла регулируются нормами специальных технических регламентов государства.

5. Предприятия, осуществляющие централизованный сбор и (или)
переработку отработавших химических источников тока, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

6. В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших химических источников тока предусматривается, в частности, технология на основе индукционной плавки с предварительной сепарацией химических источников тока, что позволяет перерабатывать металлическую, оксидно-сульфатную фракции и пластмассы.


Статья 49. Требования к обращению с сельскохозяйственными отходами


1. Сельскохозяйственные отходы, представляющие собой отходы, образующиеся при производстве и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также попутная продукция, не находящая применения в технологическом цикле, подлежат особому регулированию в связи с их высоким ресурсным потенциалом.

2. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны обеспечивать сбор и утилизацию образующихся отходов с учетом установленных законодательством государства гигиенических норм и правил в области переработки и захоронения отходов животноводства, наилучших доступных технологий по максимальному использованию сельскохозяйственных отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов.

3. Наилучшие доступные технологии утилизации сельскохозяйственных отходов предусматривают, в частности, их использование в качестве возобновляемого источника энергии.

4. Порядок сбора и утилизации сельскохозяйственных отходов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.


Статья 50. Требования к обращению с отработавшими нефтепродуктами, включая отработавшие моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости


1. Отработанные нефтепродукты, представляющие собой отходы, относящиеся к группам: синтетические и минеральные масла отработанные, синтетические и минеральные масла, потерявшие потребительские свойства, отходы эмульсий и эмульсионных смесей для механической обработки, содержащие масла или нефтепродукты, шламы нефти и нефтепродуктов, горюче-смазочные материалы, смазочные охлаждающие жидкости - подлежат особому техническому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

2. Отработанные нефтепродукты подлежат раздельному сбору и не должны смешиваться с отходами потребления и производства. При раздельном сборе отработанных нефтепродуктов запрещается смешивание различных видов отработанных нефтепродуктов, перечисленных в пункте 6 настоящей статьи.

3. Запрещаются открытое сжигание и сброс отработанных нефтепродуктов в канализационные и дренажные системы.

4. Субъектами системы обращения с отработанных нефтепродуктами являются хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с образованием отработанных нефтепродуктов, в том числе использующие отработанные нефтепродукты на собственные технологические нужды; специализированные организации и предприятия, осуществляющие сбор, размещение, использование, утилизацию, обезвреживание и транспортирование отработанных нефтепродуктов на основании лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами; территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами.

5. Устанавливают следующие виды обращения с отработанными нефтепродуктами:

- образование и хранение отработанных нефтепродуктов;

- использование отработанных нефтепродуктов на технологические нужды их владельцем с применением наилучших доступных технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу;

- сбор, использование, утилизация и обезвреживание отработанных нефтепродуктов, осуществляемые специализированными предприятиями на основании лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами.

6. Территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами устанавливают для предприятий и организаций, независимо от форм собственности, объемы сбора и сроки сдачи отработанных нефтепродуктов, исходя из ежегодного потребляемого количества свежих товарных масел и рекомендуемых минимальных нормативов сбора следующих отработанных нефтепродуктов:

- авиационные масла, в том числе масла типа МС-8, масла типа МС-20;

- масла для карбюраторных двигателей (автолы);

- масла моторные для дизельных двигателей;

- дизельные масла тепловозные;

- дизельные масла для судовых двигателей;

- трансмиссионные масла;

- гидравлические масла, в том числе требующие сезонной замены, всесезонные;

- индустриальные масла, в том числе без присадок, с присадками;

- турбинные масла;

- трансформаторные масла; кабельные масла;

- компрессорные масла;

- вакуумные масла;

- масла притирочные;

- масла для прокатных станов;

- обкаточные масла, осевые нефтяные промывочные жидкости, цилиндровые масла;

- горюче-смазочные материалы;

- смазочно-охлаждающие жидкости;

- смеси нефти и нефтепродуктов.

7. Руководители предприятий и организаций, осуществляющих поставку и отпуск нефтепродуктов, техническое обслуживание автотранспортных средств, организуют, по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами, на подведомственных территориях места для временного складирования отработанных нефтепродуктов.

8. Организации и предприятия, имеющие специальные резервуары и территории для хранения отработанных нефтепродуктов, организуют специализированные посты (пункты) сбора по группам отработанных нефтепродуктов, сдаваемых организациями и предприятиями.

9. Территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами совместно с органами местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют контроль за сбором и своевременной отправкой отработанных нефтепродуктов предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории и участвующими в системе обращения с отработанными нефтепродуктами, на специализированные посты (пункты) сбора отработанных нефтепродуктов.

10. Утилизация и удаление отработанных нефтепродуктов осуществляются специализированными предприятиями на основании лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами с учетом наилучших доступных технологий.

11. В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработанных нефтепродуктов предусматриваются, в частности, регенерация отработанных масел и их переработка на основе термического крекинга.

12. Порядок сбора, очистки, хранения, утилизации и удаления отработанных нефтепродуктов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.


Статья 51. Требования к сжиганию отходов на специализированных установках


1. Хозяйствующие субъекты обязаны предусматривать в проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение объектов, предназначенных для сжигания отходов, оснащение этих объектов очистными сооружениями, предотвращающими выбросы в атмосферу диоксида серы, оксидов азота и пыли, превышающие предельно допустимые значения этих выбросов, установленные законодательством государства.

2. Хозяйствующие субъекты обязаны предусматривать в проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение объектов, предназначенных для сжигания отходов, технологические возможности объединенной выработки тепловой и электрической энергии.

3. Проектируемый объект, эксплуатация которого связана со сжиганием отходов, должен соответствовать природоохранным, санитарным, противопожарным и иным требованиям, установленным законодательством государства.

4. Строительство, реконструкция, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение, консервация и ликвидация объектов, предназначенных для сжигания отходов:

- осуществляются в соответствии с требованиями наилучших доступных технологий;

- осуществляются в соответствии с законодательством государства, в том числе с государственными стандартами, строительными нормами, правилами и иными нормативными документами в области проектирования и строительства;

- допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической, санитарно-гигиенической и иной экспертиз проекта, если проведение таких экспертиз обязательно в соответствии с законодательством государства.

5. Проект на строительство, реконструкцию, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение, консервацию и ликвидацию хозяйственных и других объектов, предназначенных для сжигания отходов, должен содержать нормативно-техническую и технологическую документацию по вопросам образования, использования, обезвреживания, удаления образующихся отходов, включая зольные остатки и выбросы в атмосферу диоксида серы, оксидов азота и пыли.

6. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов, предназначенных для сжигания отходов, обязаны осуществлять регулярный контроль и мониторинг состояния окружающей среды на территории этих объектов и в пределах зоны воздействия этих объектов на окружающую среду в порядке, установленном законодательством государства.


Актуальный текст документа