Требования безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами на этапах их технологического цикла

Глава 4. Требования безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами на этапах их технологического цикла


Статья 52. Государственный кадастр отходов


1. В государстве формируется государственный кадастр отходов, который представляет собой систематизированный свод данных по учету отходов, независимо от форм собственности.

2. Государственный кадастр отходов включает в себя государственный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных о национальных и зарубежных технологиях переработки отходов, их утилизации в качестве вторичных ресурсов и удаления.

Банк данных о национальных и зарубежных технологиях переработки отходов, их утилизации в качестве вторичных ресурсов и удаления составляется по унифицированной форме, включающей данные о перерабатываемых отходах, получаемой конечной продукции, кратком описании технологического процесса и оборудования, технико-экономических показателях, стоимости, реквизитах организации-разработчика (поставщика), а также сведения о внедрении технологии, и подлежит ежегодной актуализации.

3. Порядок ведения государственного кадастра отходов, его содержание определяются государством.


Статья 53. Требования к классификации и кодированию отходов


1. В целях гармонизации с действующими международными нормативно-методическими документами классификация и кодирование отходов осуществляются в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30775-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения".

2. К опасным отходам относятся отходы следующих типов:

1) взрывоопасные вещества и продукты, которые могут взорваться при контакте с пламенем или обладают высокой большой чувствительностью к ударам и трению;

2) окислители и продукты, которые при контакте с другими веществами, в частности с легковоспламеняющимися, могут вызвать сильную экзотермическую реакцию;

3) легковоспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки ниже 21°С; вещества и продукты, которые при нормальной температуре могут самонагреваться при контакте с воздухом и, в конечном итоге, воспламеняться без потребности в дополнительной энергии; вещества и продукты, которые могут легко воспламеняться после кратковременного контакта с каким-либо горящим источником и продолжающие гореть после удаления указанного источника, а также вещества и продукты, которые при контакте с влажным воздухом или водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы в опасном количестве;

4) воспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки выше 21°С, но ниже 55°С;

5) раздражающие не едкие вещества и продукты, которые при мгновенном, продолжительном или повторном контакте с кожей или слизистой оболочкой человека могут вызывать воспаление;

6) вредные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу, могут вызывать ограниченный риск для здоровья людей;

7) токсичные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу, могут вызывать тяжкие, острые или хронические повреждения здоровья человека или его смерть;

8) канцерогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать онкологические заболевания или увеличивать частоту распространения указанных заболеваний;

9) едкие вещества и продукты, которые при непосредственном контакте с живыми тканями могут уничтожать их;

10) вещества, вызывающие инфекцию, содержащие живые микроорганизмы или их токсины, которые по известным данным неотвратимо или с большой вероятностью могут вызвать заболевания людей или живых организмов;

11) тератогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать наследственные врожденные уродства или увеличивать частоту их распространения;

12) мутагенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути или органы пищеварения могут вызывать наследственные генетические дефекты или увеличивать частоту их распространения;

13) вещества и продукты, при контакте которых с водой, воздухом или кислотами освобождаются токсичные или сверхтоксичные газы;

14) вещества и продукты, после удаления которых могут выделяться иные вещества, обладающие любыми свойствами, перечисленными в подпунктах 1 - 13 пункта 2 настоящей статьи;

15) токсичные вещества и продукты, которые создают или могут создать либо немедленно, либо через определенное время опасность для одного или нескольких компонентов окружающей среды.

3. Перечень образующихся опасных отходов в государстве, исходя из их свойств и состава, а также их предельно допустимая концентрация устанавливаются государством.


Статья 54. Государственный учет и отчетность в области обращения с отходами


1. Государственному учету подлежат в обязательном порядке все отходы, которые образуются на территории государства и на которые распространяется действие настоящего Закона. Государственный учет отходов осуществляется в порядке, установленном государством.

2. Государственная отчетность в области обращения с отходами ведется и обрабатывается по единой для государства системе.

3. Отходы, являющиеся предметом купли-продажи или экспорта и импорта, должны проходить сертификацию в порядке, определяемом законодательством государства.

4. Собственник отходов ведет учет видов, количества и происхождения отходов, находящихся в его распоряжении, а также свойств и опасностей отходов для здоровья человека или окружающей среды.

Собственники отходов должны хранить данные по учету отходов в течение пяти лет.

5. Хозяйствующие субъекты, имеющие разрешение на деятельность по обращению с отходами, и хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в государственном реестре отходов, а также производители опасных отходов, за исключением твердых бытовых отходов, обязаны вести регулярный учет видов, количества, свойств отходов, образовавшихся, собранных, перевезенных, утилизированных или удаленных в процессе их деятельности.

6. Собственники отходов представляют территориальным подразделениям специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами ежегодный отчет о своей деятельности в области обращения с отходами для внесения данных в государственный реестр отходов. Форма и порядок представления отчета устанавливаются в порядке, определенном специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

7. Специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами и его территориальные подразделения вправе требовать от производителей и импортеров продукции и иных организаций данные об изготовляемых изделиях и образующихся при этом отходах.

8. Статистические отчеты в области обращения с отходами формируются в соответствии с законодательством государства в области государственной статистики.

9. Государственный реестр отходов является банком данных, в котором собираются данные о видах, количестве и происхождении отходов; о хозяйствующих субъектах, занятых в сфере обращения с отходами; о местах удаления отходов и утилизации отходов; о разрешениях на деятельность по обращению с отходами и лицензиях на деятельность по обращению с опасными отходами, а также данные о трансграничных перевозках отходов.

Государственный реестр отходов состоит из центрального и территориальных реестров. Ответственным за ведение центрального реестра является специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами. Ответственными за ведение территориальных реестров являются территориальные подразделения специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами.

Государственный реестр отходов ведется за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном государством.

10. В целях полного учета и описания мест удаления отходов (полигонов и накопителей) ведется государственный реестр мест удаления отходов (как функционирующих, так и закрытых или законсервированных), а также осуществляется контроль над воздействием отходов на окружающую среду, над их количественным составом и качественными характеристиками. Порядок ведения государственного реестра мест удаления отходов определяется государством.

Государственный реестр мест удаления отходов ведется за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном государством.


Статья 55. Объекты стандартизации в области обращения с отходами


1. Стандартизации подлежат термины, используемые в области обращения с отходами, требования к классификации отходов и их паспортизации, способы определения состава отходов и классов их опасности, методы мониторинга и контроля состояния полигонов и накопителей, требования к безопасному обращению с отходами, обеспечивающие предупреждение их отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, а также требования к отходам как вторичным ресурсам.

2. Государственными стандартами и иными нормативными документами в области обращения с отходами устанавливаются:

- требования, нормы и правила в отношении работ, услуг и соответствующих методов контроля, а также продукции, изготовленной из вторичного сырья;

- требования, нормы и правила в отношении малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих предупреждение и минимизацию образования отходов;

- порядок организации деятельности в области обращения с отходами и управления такой деятельностью.

3. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области обращения с отходами разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.


Статья 56. Требования к паспортизации отходов


1. Основным документом, сопровождающим отходы на этапах их технологического цикла, является паспорт отходов, в котором дается характеристика инертных и опасных свойств отходов с указанием методов идентификации отходов, определения класса опасности, условий безопасного обращения с отходами и возможные направления их утилизации.

2. Порядок формирования паспортов отходов и паспортов опасности отходов устанавливается специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

3. Паспортизацию отходов осуществляют хозяйствующие субъекты, чья производственная или иная хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, в порядке, установленном законодательством государства.


Статья 57. Нормирование на этапах технологического цикла отходов


1. Хозяйствующие субъекты в соответствии с порядком, утвержденным специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами, обеспечивают допустимое воздействие отходов на окружающую среду и здоровье человека.

2. Нормативы образования и размещения отходов на территории государства утверждаются специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами для каждого хозяйствующего субъекта, в процессе деятельности которого образуются отходы, либо осуществляющего деятельность по обращению с отходами.

3. В области обращения с отходами устанавливают следующие нормативы:

- предельные показатели образования отходов в технологических процессах;

- удельные показатели образования отходов, использования и потерь сырья в технологических процессах;

- лимиты размещения отходов, в том числе временного, на территории предприятия;

- другие нормативы, предусмотренные законодательством государства.

4. В ранее установленные нормативы изменения вносятся в сторону их уменьшения с последующим утверждением в порядке, установленном законодательством государства.


Статья 58. Требования к санитарной очистке населенных пунктов от твердых бытовых отходов


1. Территории населенных пунктов, в том числе места временного проживания и отдыха граждан (садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, дома отдыха, детские лагеря, кемпинги и другие), подлежат, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, регулярной санитарной очистке от отходов, в том числе размещенных в неустановленных (несанкционированных) местах.

2. Санитарная очистка населенных пунктов от твердых бытовых отходов проводится по специальной схеме санитарной очистки населенных пунктов, предусматривающей раздельный сбор ценных компонентов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага, стекло и т.п.), разработку и функционирование которой обеспечивают органы местного самоуправления и территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами.

3. Органы местного самоуправления совместно с собственниками объектов, на которых образуются твердые бытовые отходы, в соответствии с разработанной схемой санитарной очистки населенного пункта обеспечивают создание и экологически безопасное функционирование специальных площадок для размещения контейнеров с удобным подъемом для транспорта, оборудуют их согласно нормативам контейнерами для сбора твердых бытовых отходов. Маршруты перевозки контейнеров предусматриваются схемой санитарной очистки населенных пунктов. Места расположения площадок согласуются со службами государственного архитектурного надзора и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. В сельской местности объекты размещения бытовых отходов создаются по упрощенной схеме согласно типовым требованиям, утвержденным государством, на основании разрешения специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами и решения органов местного самоуправления об отводе земельного участка с планом его границ, установленных в натуре (на местности).

В сельской местности разрешается совместное размещение твердых бытовых отходов по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

5. Сбор, транспортирование, размещение, утилизацию, удаление бытовых отходов осуществляют специализированные организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

6. Организация и порядок сбора отходов, предусматривающий раздельный сбор ценных компонентов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, упаковочные отходы, макулатура, стеклобой и другие), их временное хранение, регулярный вывоз и обезвреживание, а также санитарная очистка территории населенного пункта, определяются органами местного самоуправления с учетом наличия или отсутствия на местах предприятий по раздельной переработке или захоронению отходов по видам; санитарная очистка должна соответствовать требованиям санитарных правил, гигиенических и экологических нормативов, установленных законодательством государства.

7. Запрещается засорение отходами территорий населенных пунктов и мест временного проживания и отдыха граждан, а также открытое сжигание отходов на территориях населенных пунктов и местах временного проживания и отдыха граждан.

8. Органы местного самоуправления обязаны при реализации схемы санитарной очистки населенных пунктов и мест временного проживания и отдыха граждан принимать меры по раздельному сбору и удалению опасных отходов.


Статья 59. Требования к организации раздельного сбора отходов на территории населенных пунктов


1. В качестве отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами и подлежащихся раздельному сбору в качестве вторичных материальных ресурсов, в государстве определены следующие виды отходов производства и потребления:

- отходы фото- и киноматериалов, в том числе фотопленка отработанная черно-белая, кинопленка отработанная черно-белая, рентгеновская пленка, отходы фотобумаги, фиксаж;

- отработанные нефтепродукты, подлежащие регенерации, в том числе отработанное компрессорное масло, отработанное вакуумное масло, отработанное электротехническое масло, отработанное трансформаторное масло, отработанное моторное масло, отработанное индустриальное масло, отработанное гидравлическое масло, отработанное турбинное масло, отработанное трансмиссионное масло, отработанные горюче-смазочные материалы, отработанные смазочно-охлаждающие жидкости;

- отходы, содержащие ртуть и ее соединения, в том числе отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения, отработанные ртутные термометры, бой, брак газосветных ламп; отработанные дуговые ртутные бактерицидные лампы, отработанные люминесцентные лампы с ультрафиолетовым составом, ртуть металлическая;

- отходы полимерных материалов, в том числе полиэтилен высокого давления; полиэтилен низкого давления, полипропилен, поливинилхлорид, АБС-пластики, полистирол, шприцы одноразовые, полиэтилентерефталат (ПЭТ-бутылки), тара полиэтиленовая;

- лом и отходы черных металлов;

- лом и отходы цветных металлов;

- лом и отходы, содержащие драгоценные металлы;

- отходы бумаги и картона (незагрязненные), в том числе макулатура, обрезки бумаги типографской, отходы картона, отходы картона пищевого, упаковочные отходы, прочие бумажные отходы;

- отходы текстильные, в том числе тряпье, отходы производственного текстиля (в том числе незагрязненная списанная спецодежда), отходы кроя швейного производства;

- отработанные резинотехнические изделия, в том числе отработанные автомобильные шины с металлокордом, отработанные автомобильные шины с тканевым кордом, отработанная резина неармированная;

- для предприятий, имеющих производство по выпуску, переработке и использованию резино-технических изделий - отходы микропористой резины, отработанные резинотканевые пластины, брак резинотехнических изделий, отработанная резина армированная, отходы резины вулканизированной, отходы резиновой смеси;

- отработанные элементы питания, в том числе отработанные аккумуляторы, отработанные электролиты аккумуляторных батарей (для предприятий нефтяной отрасли для повторного использования), отработанные пластины аккумуляторных батарей свинцовые, отработанные пластины аккумуляторных батарей никелевые;

- отходы стеклянные, в том числе стеклобой, стеклотара;

- отходы деревообработки, в том числе стружки, опилки (для предприятий, имеющих деревообрабатывающее производство), кусковые отходы древесины.

2. Перечень отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, в течение года может быть изменен и дополнен с учетом изменений в деятельности предприятий по сбору, переработке и утилизации отходов производства и потребления.

3. В целях стимулирования снижения уровня образования отходов и увеличения объема утилизации отходов, используемых в качестве вторичных материальных ресурсов, по сравнению с объемом удаления отходов, местные органы государственной власти в соответствии с предоставленными полномочиями организуют на подведомственных им территориях системы раздельного сбора отходов, образующихся в промышленном секторе, сфере услуг и частично в домовладениях, путем создания сети приемных пунктов вторичного сырья и установки специализированных контейнеров, модульных промежуточных станций сбора и сортировки отходов, двухступенчатой системы вывоза отходов для их последующей утилизации за счет перехода на транспортирование отходов в специализированных контейнерах с использованием малотоннажных автотранспортных средств и транспортировки отходов к местам захоронения большегрузными автотранспортными средствами.

4. Организация системы раздельного сбора твердых бытовых отходов реализуется, в первую очередь, в частном секторе и местах временного проживания и отдыха граждан с последующим распространением опыта на районы многоэтажной застройки, для чего создается сеть приемных пунктов по приему вторичного сырья и в случае экономической целесообразности устанавливаются унифицированные (со специальной маркировкой) контейнеры для раздельного сбора отходов.

5. Собранные твердые бытовые отходы доставляются на расположенные в черте населенных пунктов модульные промежуточные перегрузочно-сортировочные станции, где их сортируют, извлекают ресурсно-ценные компоненты, которые могут быть переработаны и утилизированы, измельчают, уплотняют, прессуют для сокращения общего количества и объема удаляемых отходов и максимального использования материально-сырьевого потенциала отходов.

6. На промышленных предприятиях и в тех организациях, для которых характерна однородность образующихся отходов (предприятия общественного питания, учебные учреждения, иные учреждения), также организуют раздельный сбор твердых бытовых отходов.

Отходы, собранные в этом секторе и являющиеся вторичным сырьем, доставляются, минуя перегрузочно-сортировочные станции, непосредственно на предприятия, перерабатывающие вторичное сырье. Остальные отходы направляются на перегрузочно-сортировочные станции для последующей сортировки и доставки к местам удаления.


Статья 60. Требования к транспортированию отходов


1. Транспортирование отходов производства и потребления производится только на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах, обеспечивающих предотвращение потерь отходов в пути, в соответствии с утвержденными маршрутами движения в пункты назначения, при наличии у водителя транспортного средства разрешения на их транспортирование, а также документов, подтверждающих наличие договора на прием отходов на объекте их размещения.

2. Совместное транспортирование и смешивание отходов, содержащих вторичные ресурсы и подлежащих сортировке либо утилизации в качестве вторичных ресурсов, с другими видами отходов не допускаются.

3. Порядок транспортирования отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке, обеспечению экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности устанавливаются законодательством государства.


Статья 61. Требования к наилучшим доступным технологиям переработки и утилизации отходов


1. Технологии переработки и утилизации отходов должны удовлетворять критериям, применимым для наилучших доступных технологий. При этом под термином "технология" понимают не только собственно технологию и технические приемы, с помощью которых осуществляют утилизацию отходов, но и весь комплекс мероприятий, связанных с проектированием, строительством, эксплуатацией, выводом из эксплуатации объекта, на котором производят переработку и утилизацию отходов, и направленных на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду.

2. При выборе технологии переработки и утилизации отходов следует принимать во внимание, следующие основные положения: малоотходность технологии; исключение использования и образования токсичного сырья в технологическом процессе; наличие сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были успешно апробированы на промышленном уровне; достижения научно-технического прогресса; объем выбросов, сбросов и образования отходов, наличие других негативных воздействий, образующихся в технологическом процессе, и их воздействие на окружающую среду; необходимость ввода в эксплуатацию новых или эксплуатация существующих объектов; период времени, необходимого для внедрения технологии; потребление и эффективность использования сырья, воды и энергоносителей, применяемых в технологическом процессе.

3. В целях эффективного внедрения наилучших доступных технологий в области обращения с отходами специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами совместно с другими заинтересованными государственными органами разрабатывает не позднее чем через два года после вступления в силу настоящего Закона справочные рекомендательные документы по наилучшим доступным технологиям в области переработки и утилизации отходов, утверждает их и доводит до сведения заинтересованных хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. Справочные рекомендательные документы по наилучшим доступным технологиям в области переработки и утилизации отходов подлежат актуализации каждые три года.


Статья 62. Установление лимитов на безопасное размещение отходов


1. Деятельность хозяйствующих субъектов по размещению отходов определяется лимитами на размещение отходов, устанавливаемыми в соответствии с технологическими нормативами предприятия и с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду вблизи территории предприятия.

2. Лимит на размещение, в том числе временное, отходов устанавливает место их размещения, предельные размеры выделяемой площади, объем складируемых или удаляемых отходов, способы и условия размещения отходов, их наименования и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на окружающую среду и условия жизни населения вблизи территории предприятия

3. Для малых предприятий не требуется разработка лимитов на размещение отходов, если они заключили договор на вывоз отходов с организацией, имеющей лицензию на транспортирование и (или) размещение отходов.

4. Разработка и утверждение лимитов на размещение отходов производятся в порядке, установленном законодательством государства.


Статья 63. Общие требования к объектам и технологиям размещения отходов


1. Размещение отходов производится в местах, предоставленных органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией после согласования со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

2. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов в качестве вторичных ресурсов на месте или после передачи их другим потребителям.

3. Каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт природопользователя, в котором определены, в числе прочего, виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению, включая утилизацию и (или) удаление с использованием наилучших доступных технологий.

4. Запрещается размещение отходов на территории селитебной зоны городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в районах развития геотектонических структур, в сейсмоопасных районах, на территориях залегания полезных ископаемых и производства горных работ, в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов и где технически затруднено или экономически нецелесообразно осуществление соответствующих мероприятий, без проведения которых может возникнуть опасность для здоровья людей и окружающей среды.

Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях и только с учетом результатов специальных исследований, с соблюдением стандартов, норм и правил, предусмотренных законодательством государства.

5. Объекты размещения отходов вносят в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства.

6. При захоронении отходов в обязательном порядке осуществляется мониторинг состояния окружающей среды в районе размещения отходов. Мониторинг мест захоронения осуществляется собственником объекта размещения отходов в порядке, согласованном со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

7. Отдельному учету, раздельному складированию и хранению подлежат отходы, которые:

- по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичных ресурсов могут быть переработаны по определенной технологии, доступной для внедрения;

- по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям;

- по своим физико-химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.

8. В местах централизованной переработки, утилизации, обезвреживания, хранения и удаления отходов должны осуществляться постоянный контроль на наличие токсикологических, микробиологических примесей и постоянный радиационный контроль.

В случае выявления превышения установленного государственными санитарными правилами уровня радиационного фона отходы подлежат сбору, сортировке, транспортированию, обезвреживанию, использованию и захоронению в соответствии с законодательством государства.

9. Запрещается сваливать твердые отходы в поверхностные водоемы и подземные водоносные горизонты, что должно регулироваться нормами специальных технических регламентов государства.

10. Запрещается смешивать отходы, для утилизации которых в государстве имеются наилучшие доступные технологии.

11. Запрещается удалять отходы, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов и для которых в государстве имеются технологии вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот.

12. Размещение отходов вне установленных для этого мест, а также присутствие (за исключением временного хранения) отходов на территории собственника отходов, образованных в процессе его деятельности либо полученных от других собственников отходов, но не использованных и не реализованных как вторичное сырье, не сданных на организованное складирование или обезвреживание, квалифицируются как организация несанкционированной свалки.

13. Использование территорий рекультивируемого объекта удаления отходов под капитальное жилищное строительство не допускается.


Статья 64. Требования к полигонам опасных отходов


1. Собственник полигона опасных отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых он находится, обязаны организовать систему идентификации и учета поступающих на полигон опасных отходов.

2. На полигоны опасных отходов не должны приниматься: жидкие отходы; биологические отходы; инфицированные медицинские отходы, включая визуально опознаваемые отходы патологоанатомических отделений; медицинские отходы, которые не были подвергнуты предварительному обеззараживанию на специальных установках, отвечающих требованиям наилучших доступных технологий; отходы, которые в условиях полигона могут проявлять такие свойства, как взрывоопасность, окисляемость, способность к самовозгоранию.


Статья 65. Требования к полигонам твердых бытовых отходов


1. Участок для размещения и устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденными генеральными планами или проектами планировки и застройки населенных пунктов, пригородных зон и должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность для здоровья населения и отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил, экологических норм и иных нормативных правовых актов государства и национальных субъектов права в области охраны здоровья человека и окружающей среды.

2. Обустройство, паспортизация и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов должны осуществляться в соответствии с законодательством государства.

3. Собственники полигонов, а также лица, во владении или в пользовании которых находится полигон, обязаны иметь паспорта, включающие регламенты и режимы работы полигонов, инструкции по порядку и условиям приема и сортировки твердых бытовых отходов, и осуществлять контроль за составом и распределением отходов в работающих частях полигонов, вести круглосуточный учет и обеспечивать соблюдение технологических циклов по изоляции и обезвреживанию поступающих на полигоны твердых бытовых отходов.

Собственник полигона обязан организовать управление полигоном таким образом, чтобы в течение всего цикла его существования обеспечивать предотвращение или максимально возможное отрицательное воздействие полигона на окружающую среду, в особенности, на поверхностные и подземные воды, почву и воздух, в том числе и на глобальном уровне (включая парниковый эффект), на здоровье человека в результате действий, связанных с захоронением отходов.

4. На полигоны твердых бытовых отходов должны приниматься отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли и общественного питания, уличный и садово-парковый смет, обеззараженные отходы из лечебно-профилактических учреждений, строительный мусор и другие отходы, которые не могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов.

5. Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных бытовых отходов, содержащих примеси радиоактивных веществ, осуществляется на специальных полигонах в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, экологических норм и иных нормативных правовых актов государства в области обеспечения радиационной безопасности.

6. На территории полигона твердых бытовых отходов не разрешается открытое сжигание отходов, предусматриваются меры по предупреждению и исключению самовозгорания отходов, очистке образующегося фильтрата, утилизации свалочного газа.

7. Для захоронения на полигонах твердых бытовых отходов не допускается прием трупов павших животных и конфискатов боен мясоперерабатывающих комбинатов.

8. Прием вторичного сырья, включая отработанные автомобильные покрышки, аккумуляторные батареи, упаковочные отходы для захоронения на полигонах не допускается.

9. Не допускается смешивание отходов с целью выполнения критериев приема отходов на полигоны с целями захоронения.

10. Не допускается прием отходов, которые не были подвергнуты предварительной обработке с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Это условие не относится к отходам, для которых такая переработка технически невыполнима.


Актуальный текст документа