Протокол N 1 о роли национальных парламентов в Европейском Союзе (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (прекратил действие)

Протокол
о роли национальных парламентов в Европейском Союзе*(1)(Лиссабон, 13 декабря 2007 г.)

ГАРАНТ:

Настоящий Протокол фактически прекратил действие

См. Протокол о роли национальных парламентов в Европейском Союзе в новой редакции

О принятии настоящего Протокола см. Заключительный акт (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.)


Высокие договаривающиеся Стороны,

напоминая о том, что способ осуществления национальными парламентами контроля за своими правительствами по вопросам, связанным с деятельностью Европейского Союза, определяется в рамках собственной конституционной организации и практики каждого государства-члена;

желая содействовать более активному участию национальных парламентов в деятельности Европейского Союза и усилить их способность к выражению своей точки зрения в отношении проектов законодательных актов Европейского Союза, а также в отношении других вопросов, которые могут представлять для них особый интерес,

согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском Союзе, Договору о функционировании Европейского Союза и Договору об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии:


Раздел I
Информация, предназначаемая для национальных парламентов


Статья 1


Консультационные документы Комиссии (зеленые книги, белые книги и сообщения) при их опубликовании непосредственно передаются Комиссией национальным парламентам. Комиссия также передает национальным парламентам ежегодную законодательную программу и любой иной документ, относящийся к программированию законодательной деятельности или к политической стратегии, одновременно с передачей Комиссией этих документов Европейскому парламенту и Совету.


Статья 2


Проекты законодательных актов, адресуемые Европейскому парламенту и Совету, передаются национальным парламентам.

В целях настоящего Протокола термин "проект законодательного акта" обозначает предложения Комиссии, инициативы группы государств-членов, инициативы Европейского парламента, запросы Суда, рекомендации Европейского центрального банка и запросы Европейского инвестиционного банка, направленные на принятие законодательного акта.

Проекты законодательных актов, исходящие от Комиссии, непосредственно передаются Комиссией национальным парламентам одновременно с их передачей Европейскому парламенту и Совету.

Проекты законодательных актов, исходящие от Европейского парламента, непосредственно передаются Европейским парламентом национальным парламентам.

Проекты законодательных актов, исходящие от группы государств-членов, от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, передаются национальным парламентам Советом.


Статья 3


Согласно процедуре, предусмотренной Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности, национальные парламенты могут направлять в адрес председателей Европейского парламента, Совета и Комиссии мотивированное заключение по поводу соответствия проекта законодательного акта принципу субсидиарности.

Если проект законодательного акта исходит от группы государств-членов, то Председатель Совета передает мотивированное заключение (мотивированные заключения) правительствам этих государств-членов.

Если проект законодательного акта исходит от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, то Председатель Совета передает мотивированное заключение (мотивированные заключения) соответствующему институту или органу.


Статья 4


Срок в восемь недель выдерживается между тем моментом, когда проект законодательного акта представляется в распоряжение национальных парламентов на официальных языках Союза, и днем, когда данный проект включается в предварительную повестку дня Совета с целью его принятия или принятия по нему позиции в рамках законодательной процедуры*(2). Возможны исключения в экстренных случаях, мотивы которых излагаются в акте или в позиции Совета. Иначе как в экстренных случаях, надлежащим образом обоснованных, никакое соглашение по проекту законодательного акта не может констатироваться на протяжении этих восьми недель. Иначе как в экстренных случаях, надлежащим образом обоснованных, срок в десять дней выдерживается между включением проекта законодательного акта в предварительную повестку дня Совета и принятием по нему позиции.


Статья 5


Повестки дня и результаты сессий Совета, в том числе протоколы сессий, на которых Совет обсуждает проекты законодательных актов, непосредственно передаются национальным парламентам одновременно с их передачей правительствам государств-членов.


Статья 6


Когда Европейский совет намеревается применить первый или второй абзацы параграфа 7 статьи 48 Договора о Европейском Союзе, национальные парламенты информируются об инициативе Европейского совета, как минимум, за шесть месяцев до принятия решения.


Статья 7


Счетная палата в порядке информирования передает своей ежегодный доклад национальным парламентам одновременно с его передачей Европейскому парламенту и Совету.


Статья 8


Когда национальная парламентская система не является однопалатной, статьи 1-7 применяются к составляющим ее палатам*(3).


Раздел II
Межпарламентское сотрудничество


Статья 9


Европейский парламент и национальные парламенты совместно решают вопросы организации и развития эффективного и регулярного межпарламентского сотрудничества в рамках Союза.


Статья 10


Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Союза*(4), может представлять вниманию Европейского парламента, Совета и Комиссии любые вклады*(5), которые она сочтет уместными. Кроме того, данная Конференция содействует обмену информацией и передовой практикой между национальными парламентами и Европейским парламентом, в том числе между их специализированными комиссиями. Конференция также может организовывать межпарламентские конференции по специальным темам, в частности, для обсуждения вопросов общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны. Вклады Конференции не имеют обязательной силы для национальных парламентов и не предрешают их позиции.


------------------------------

*(1) Принят в 2007 г. вместе с Лиссабонским договором взамен одноименного протокола 1997 г. - Прим. перев.

*(2) См. статью 294 Договора о функционировании Европейского Союза. - Прим. перев.

*(3) См. "Декларацию Королевства Бельгия о национальных парламентах" - Декларацию N 51. - Прим. перев.

*(4) Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Сообщества и Европейского Союза, образована в 1989 г. Ее официальное сокращенное наименование COSAC (аббревиатура от франц.: Confrence des organes spcialiss dans les affaires communautaires).

В состав COSAC входят представители комиссий или других специализированных органов национальных парламентов государств-членов, которые занимаются "европейской" проблематикой (делегации Национального Собрания и Сената Франции по делам Европейского Союза; специальные комитеты Палаты Общин и Палаты Лордов британского парламента по европейскому законодательству и Европейским Сообществам и т.п.).

Наряду с представителями национальных парламентов (не более 6 депутатов из каждого государства-члена) в работе COSAC участвуют представители Европейского парламента (6 членов). - Прим. перев.

*(5) Имеются в виду предложения, поправки, рекомендации, меморандумы по тем или иным вопросам. - Прим. перев.



Протокол N 1 о роли национальных парламентов в Европейском Союзе (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.)


Текст Протокола официально опубликован не был


Перевод: А.О. Четвериков, кандидат юридических наук, доцент


Перевод выполнен с французского языка, на котором были подготовлены оригинальные тексты Договора о Европейском Союзе, Договора о функционировании Европейского Союза, Хартии Европейского Союза об основных правах и Лиссабонского договора. Перевод адаптирован с учетом текста указанных документов на английском языке. При переводе отдельных положений учтены тексты на болгарском, немецком и польском языках.

Аутентичные тексты существуют только на официальных языках Европейского Союза, включая пять вышеуказанных (всего 23 языка в 2007 г.). Они могут также официально переводиться на языки национальных меньшинств государств-членов ЕС (см. статью 55 Договора о Европейском Союзе). Официальная публикация произведена в "Официальном журнале Европейского Союза", серия "С" - "Информация и сообщения".


Настоящий Протокол фактически прекратил действие

См. Протокол о роли национальных парламентов в Европейском Союзе в новой редакции




Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.