Решение о Концепции согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств (Казань, 26 августа 2005 г. )

Решение
о Концепции согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств
(Казань, 26 августа 2005 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящего Решения


Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:

1. Утвердить Концепцию согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается).

2. Поручить Совету командующих Пограничными войсками совместно с заинтересованными органами государств, подписавших настоящее Решение, и органами Содружества Независимых Государств подготовить и внести в установленном порядке соответствующие предложения по реализации указанной Концепции.

3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.

ГАРАНТ:

Решение вступило в силу для Российской Федерации 26 августа 2005 г.


Совершено в городе Казани 26 августа 2005 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.


За Азербайджанскую Республику

За Республику Молдова


За Республику Армения
особым мнением)
/подпись/

За Российскую Федерацию
/подпись/


За Республику Беларусь
/подпись/

За Республику Таджикистан
/подпись/


За Грузию

За Туркменистан


За Республику Казахстан
/подпись/

За Республику Узбекистан
/подпись/


За Кыргызскую Республику
/подпись/

За Украину



Концепция
согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств
(утв. решением Совета глав государств СНГ о Концепции согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 г.)


Государства - участники Содружества Независимых Государств принимают настоящую Концепцию согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция), учитывая, что:

существующая геополитическая реальность вызывает необходимость тесного объединения усилий государств - участников СНГ в области защиты национальных интересов в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной и иных сферах обеспечения безопасности государств - участников СНГ, принявших настоящую Концепцию (далее - государства - участники);

на государственных границах государств - участников сосредоточен спектр их государственных и межгосударственных интересов, составляющих основу национальной безопасности каждого из них, обеспечение которой основывается на механизмах коллективного решения ключевых проблем;

жизненно важными для государств - участников являются устойчивые и надежные государственные границы, защита и охрана которых представляет собой главное условие, гарантирующее национальную безопасность государств - участников;

совместная деятельность в пограничной сфере осуществляется на основе принятой государствами - участниками системы взглядов на согласованную (скоординированную) работу институтов государственной власти, направленную на обеспечение пограничной безопасности.


I. Общие положения


Концепция представляет собой систему официально принятых взглядов на основные направления обеспечения безопасности, а также реализацию национальных интересов в пограничной сфере, развитие и углубление пограничного сотрудничества.

Определяя согласованную пограничную политику, государства - участники подтверждают свою приверженность Уставу ООН, принципам ОБСЕ, положениям Хельсинкского Заключительного акта, касающимся нерушимости границ, а также основополагающим документам СНГ в пограничной сфере.

Согласованная пограничная политика как часть внешней и внутренней политики государств - участников направлена на построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств - участников, охраны и защиты их государственных границ.

Стратегической целью согласованной пограничной политики является защита в пограничных пространствах общих и национальных интересов государств - участников, обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Главными приоритетами при реализации стратегической цели согласованной пограничной политики являются:

сотрудничество в обеспечении надежной безопасности государств - участников, сохранении и укреплении их суверенитета и территориальной целостности;

принятие совместных мер в соответствии с международными договорами о предотвращении военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах государств - участников;

совместное противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и угрозам безопасности;

создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных территорий, роста благосостояния и духовного развития населения как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности государств - участников;

сотрудничество в проведении политических, дипломатических, специальных и других акций на государственных границах и приграничных территориях, способствующих укреплению дружественных отношений между государствами.

Одним из структурных и функциональных компонентов обеспечения пограничной безопасности выступают пограничные ведомства государств - участников. При этом на них возлагается как непосредственная реализация определенной части задач пограничной безопасности, так и защита тех интересов, которые концентрируются на государственных границах государств - участников и проявляются в их пограничных пространствах.

Согласованная пограничная политика призвана обеспечить интересы установления и поддержания добрососедских отношений с сопредельными государствами на государственных границах, развития взаимовыгодного экономического и иного сотрудничества на приграничных территориях, обеспечения основных прав и свобод человека, защиту интересов личности, общества и каждого государства - участника.

Защита интересов государств - участников в пограничной сфере предусматривает осуществление комплекса политических, дипломатических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, финансовых, пограничных, правоохранительных, социальных и иных мер, включающих:

международно-правовое оформление государственных границ и обеспечение их неприкосновенности;

прогнозирование возможных угроз интересам государств - участников, своевременное выявление, отслеживание и пресечение их эскалации, оперативное доведение объективной информации до субъектов пограничной политики;

контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами непосредственно на государственных границах и в пограничных пространствах установленных законами режимных норм, правил, требований, принятых обязательств в соответствии с интересами государств - участников.

Согласованная пограничная политика государств - участников осуществляется в пограничных пространствах, охватывающих их государственные границы, пункты пропуска через государственные границы и связанные с ними объекты внутри государств, приграничные территории, определяемые национальным законодательством, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории внутренних вод и территориального моря, воздушное пространство, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону.

Объектами согласованной пограничной политики выступают национальные интересы государств - участников в их пограничном пространстве.

Субъектами согласованной пограничной политики государств - участников являются их органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, организации и отдельные граждане.

Правовую базу настоящей Концепции составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, заключенные государствами - участниками в пограничной сфере, и их национальное законодательство.


II. Основные принципы, задачи и направления согласованной пограничной политики


Основными принципами согласованной пограничной политики государств - участников являются:

взаимное уважение суверенитета, равенства и территориальной целостности государств - участников;

нерушимость государственных границ и мирное разрешение спорных пограничных вопросов;

всестороннее сотрудничество в защите и охране государственных границ государств - участников;

уважение прав и свобод человека и гражданина;

признание важности совместных решений в вопросах охраны государственных границ, комплексного подхода к реализации и защите государственных интересов в пограничных пространствах государств-участников.

Основными задачами согласованной пограничной политики государств-участников являются:

обеспечение на основе международных договоров и национального законодательства интересов и безопасности государств-участников на их государственных границах и приграничных территориях;

гармонизация и унификация национального законодательства по обеспечению пограничной безопасности;

осуществление межгосударственного сотрудничества в предотвращении военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах;

обеспечение территориальной целостности и национального суверенитета;

совершенствование взаимодействия в охране государственных границ, в том числе проведение совместных командно-штабных и тактических учений пограничных (региональных) управлений, групп войск и соединений пограничных ведомств, вооруженных сил и других воинских формирований, привлекаемых к охране смежных участков государственных границ государств-участников;

пресечение терроризма и иных проявлений экстремизма;

пресечение на государственных границах действий трансграничных организованных преступных групп, незаконной миграции, контрабандной деятельности и незаконного перемещения через границы наркотиков и прекурсоров, оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, психотропных, радиоактивных веществ, продукции оборонного и стратегического значения, в том числе оружия массового уничтожения и его компонентов, а также создание условий, исключающих противоправные действия на территориях государств-участников;

разработка и осуществление комплексных мероприятий по противодействию разведывательно-подрывной деятельности специальных служб третьих стран на внешних границах государств-участников;

предотвращение попыток международной изоляции отдельных государств-участников со стороны определенных иностранных государств и военно-политических блоков;

разработка, реализация и координация межгосударственных целевых, в том числе научно-технических, программ по вопросам безопасности государственных границ государств-участников, санитарной защиты территорий в пограничных пространствах и оценка их эффективности;

комплексная оценка военно-политических и социально-экономических последствий принятия законодательных и других нормативно-правовых актов, касающихся пограничных вопросов, а также анализ результатов их реализации;

оказание помощи населению приграничных территорий при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;

накопление, анализ и обработка информации о вопросах пограничной безопасности государств-участников, оценка внутренних и внешних угроз и выявление источников опасности на государственных границах, выработка рекомендаций по совершенствованию данной работы;

организация и проведение консультаций, научно-практических конференций по вопросам строительства пограничных ведомств и их статуса, обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой пограничных войск, подготовки войск и военных кадров государств-участников, а также по разработке проектов международных договоров, касающихся данных и ряда других вопросов, связанных с деятельностью пограничных войск на государственных границах государств-участников.

Основными направлениями согласованной пограничной политики государств - участников являются:

а) обеспечение пограничной безопасности государств-участников, а именно:

создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти, отдельных граждан приграничных территорий, а также устанавливающей ответственность за нарушения и ущерб в этой сфере;

приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности на основе разработки и реализации государственных целевых и комплексных программ;

своевременное прогнозирование развития обстановки на государственных границах и в приграничных территориях, организация и совершенствование взаимодействия органов государственной власти и управления, общественных и иных организаций в сфере их деятельности в интересах охраны государственных границ и обеспечения стабильного положения на них, формирование новых подходов к реализации системы комплексной защиты интересов населения приграничных территорий и обеспечения безопасности государственных границ государств-участников с учетом современных вызовов и угроз;

б) социально-экономическое развитие приграничных территорий, подъем благосостояния их населения, являющиеся важнейшими факторами поддержания общественной и политической стабильности, в том числе:

участие в создании необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, общего образования и др.);

обеспечение государственного контроля над стратегическими ресурсами этих территорий;

участие в комплексе мер регулирования миграционных потоков;

противодействие любым формам дискриминации населения;

создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - обеспечение необходимых мер для защиты населения и ликвидации последствий;

в) осуществление международно-правового оформления государственных границ государств-участников, на принципах взаимного уважения суверенитета и их территориальной целостности, мирного, ненасильственного разрешения пограничных вопросов;

г) обеспечение национальной и коллективной безопасности государств-участников на государственных границах с другими государствами;

д) развитие государствами-участниками на всех уровнях пограничного сотрудничества, направленного на последовательное углубление координации деятельности и взаимодействия при решении задач обеспечения охраны государственных границ, что предусматривает:

формирование международной нормативно-правовой базы пограничного сотрудничества, обеспечивающей на основе норм и принципов международного права соблюдение интересов каждого из государств-участников;

создание целостной системы пограничной безопасности, прежде всего на государственных границах государств-участников с другими государствами путем объединения в этих целях усилий всех заинтересованных сторон;

координацию действий в совместном противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и угрозам безопасности, а также в решении проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

е) формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики, обеспечивающей фундаментальную теоретическую проработку и комплексное решение проблем, связанных с защитой как национальных интересов каждого государства-участника, так и пограничной безопасности всех государств-участников.

Приоритетными задачами исследований в этой области являются:

учет влияния геополитического фактора на защиту национальных интересов государств-участников;

разработка политических, социально-экономических, военно-технических, методологических и иных аспектов пограничной безопасности;

выработка механизмов и путей мирного решения существующих пограничных проблем.


III. Взаимные обязательства государств-участников в области согласованной пограничной политики


Приоритет партнерства в стратегии и политике национальной безопасности государств-участников позволяет поддерживать необходимую готовность к адекватному парированию и пресечению любых посягательств на национальные интересы.

Дальнейшее развитие пограничного сотрудничества в области взаимных обязательств предусматривает:

обеспечение национальной и коллективной безопасности государств-участников на государственных границах;

сближение нормативно-правовой базы государств-участников;

содействие в развитии деловых добрососедских отношений с сопредельными государствами;

совершенствование правовых режимов в пунктах пропуска через государственные границы государств-участников;

совершенствование форм и методов сотрудничества государственных структур, участвующих в совместном противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и угрозам безопасности;

содействие и оказание взаимной помощи в решении экологических и гуманитарных проблем, предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

взаимное сотрудничество в совершенствовании материально-технической базы обеспечения безопасности в пограничной сфере.


IV. Материально-техническое и финансовое обеспечение положений Концепции


Материально-техническое и финансовое обеспечение положений настоящей Концепции, а также целевых программ и совместных мероприятий по ее реализации осуществляется в порядке и на условиях, определяемых государствами-участниками.


V. Механизм реализации положений Концепции


Механизм реализации положений настоящей Концепции предусматривает:

выработку согласованных подходов к вопросам обеспечения коллективной и национальной безопасности, пограничной политики и сотрудничества пограничных и иных ведомств государств-участников;

разработку целевых государственных (межгосударственных) комплексных программ по формированию систем обеспечения пограничной безопасности на государственных границах государств-участников;

выполнение положений международных договоров, межгосударственных программ по пограничным вопросам, заключенных в рамках СНГ;

разработку предложений по совершенствованию сотрудничества в материально-техническом обеспечении;

укрепление и развитие дружеских связей пограничных ведомств государств - участников, их сотрудничества в области культуры, спорта и ветеранского движения.

Контроль за исполнением решений, принятых в рамках настоящей Концепции, осуществляется на национальном уровне государств-участников.

Анализ хода выполнения настоящей Концепции и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляются Советом командующих Пограничными войсками совместно с Исполнительным комитетом СНГ на основе информации, представляемой государствами-участниками, а также органами Содружества.

В зависимости от развития обстановки в настоящую Концепцию могут вноситься изменения и дополнения.


Особое мнение
Республики Армения по пункту 7.2 Повестки дня заседания Совета глав государств СНГ "О Концепции согласованной пограничной политики государств - участников СНГ"
(Казань, 26 августа 2005 г.)


Положения Концепции согласованной пограничной политики государств - участников СНГ не могут быть применены Республикой Армения в отношении Азербайджанской Республики.


Президент Республики Армения

Роберт Кочарян



Решение о Концепции согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств (Казань, 26 августа 2005 г.)


Решение вступило в силу для Российской Федерации 26 августа 2005 г.


Текст Решения официально опубликован не был


См. статус настоящего Решения


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.