Совместная декларация о главных европейских приоритетах (Нант, 23 ноября 2001 г.)

Совместная декларация о главных европейских приоритетах*(1)
(Нант, 23 ноября 2001 г.)

ГАРАНТ:

См. предисловие переводчика


Перед лицом угрозы терроризма в глобальных масштабах Союз должен усилить свою общую политику в разных областях, в частности, в области правосудия и внутренних дел.

В сфере внешних сношений Союз должен обладать более действенными инструментами и механизмами для того, чтобы иметь возможность в полной мере выполнять свою роль на мировой арене.

Следует решительно и без задержек продолжать процесс расширения Союза.

Дебаты о будущем Европы и наша общая цель - Европейская конституция - должны иметь своим результатом эффективный, сильный и демократический Союз, обладающий ясными ориентирами действий и четкими сферами ответственности*(2).


1. Процесс создания пространства свободы, безопасности и правосудия на основании решений Европейского совета в Тампере*(3) должен быть более энергично доведен до конца. В ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г. Европейский совет утвердил 21 сентября 2001 г. план действий, предусматривающий амбициозные цели и мероприятия по борьбе с терроризмом.

Данный план включает, в частности, такие меры, как общие стандарты уголовно-правовой квалификации терроризма, введение европейского ордера на арест, борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также обмен информацией и сотрудничество между органами, ответственными в сфере обеспечения безопасности.

Франция и Германия решили объединить свои усилия для того, чтобы указанные решения были приняты в течение установленного графика.

В более длительной перспективе следует изучить другие радикальные инициативы, которые позволят еще лучше гарантировать безопасность на нашем континенте. Речь идет, в частности, о формировании европейской полиции, что даст возможность обеспечить более эффективный контроль на внешних границах Союза; усилении Европола, имея в виду перспективу учреждения объединенной полиции, которая будет уполномочена вести борьбу с международным терроризмом и организованной преступностью во взаимодействии с заинтересованными национальными службами; укреплении сотрудничества в области правосудия, в том числе, через Евроюст, с образованием в дальнейшем европейской прокуратуры; более тесной координации действий, осуществляемых консульскими учреждениями государств-членов за пределами Союза.

2. Сегодня Европа также сталкивается с новыми проблемами в сфере внешней политики и политики безопасности. К настоящему времени Союз уже играет ключевую роль на юго-востоке Европы*(4), его влияние растет в ближневосточном регионе. Ситуация на международной арене еще в большей мере повышает важность мероприятий Союза, направленных на сдерживание насилия, предотвращение конфликтов и обеспечение мира.

Франция и Германия считают необходимым расширить перечень средств, находящихся в распоряжении Союза, с тем, чтобы последний еще более эффективно мог выступать на мировой арене. Следует усилить координацию между внешней политикой государств-членов и внешней политикой Союза. В частности, Союз должен лучше использовать обширный арсенал уже имеющихся у него инструментов, которые представляют собой ценный козырь в его руках.

С целью усилить внешнеполитическую составляющую в деятельности Союза, сделать его внешнюю политику более скоординированной и ясной, необходимо добиться большей согласованности в работе Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, и Комиссара по внешним сношениям. Франция и Германия представят по этому вопросу соответствующие предложения.

Европейская политика в сфере безопасности и обороны также должна развиваться и проводиться в жизнь энергично, выйти на новые рубежи. Франция и Германия полагают, что проект европейской обороны не следует ограничивать "миссиями Петерсберга"*(5). В соответствии с Договором о Европейском Союзе его надлежит ориентировать на перспективу создания общей обороны. При этом Североатлантический альянс сохраняет основополагающую роль в деле обеспечения коллективной самообороны государств-членов.

Развитие европейской политики в сфере безопасности и обороны призвано, кроме того, обеспечить введение в действие необходимых средств борьбы с международным терроризмом.

Наконец, приоритетный характер должно приобрести техническое оснащение европейской обороны*(6).

3. Кардинальных решений требуют и возросшие экономические проблемы Европы. С введением в обращение 1 января 2002 г. монет и банкнот евро завершается исторический процесс создания европейской валюты. Даже в условиях нестабильности мирового хозяйства Союз, благодаря евро, располагает теперь более широкой и надежной экономической основой. Единая денежная единица также дает возможность Европе играть более заметную роль в международной валютной системе.

Вместе с евро существенно возрастает потребность в экономической и социальной солидарности внутри Европы. В этой связи в дополнение к уже существующим направлениям общей политики, которые подлежат дальнейшему развитию и усилению, наши две страны считают важным добиться прогресса в следующих областях: более скоординированная экономическая политика, проводимая государствами-членами; гармонизация налоговых систем, в частности, налогообложения предприятий; создание подлинно единого рынка финансовых услуг; улучшение и укрепление европейской социальной модели при сохранении, в частности, таких ее компонентов, как службы общеэкономического назначения, борьба с социальной изоляцией и различными видами дискриминации.

4. В связи с появлением у Союза новых задач на международной арене Франция и Германия полны решимости и впредь столь же энергично поддерживать курс на расширение Европейского Союза в соответствии с ранее согласованным графиком.

После вступления в силу Ниццкого договора Союз будет готов принять в свой состав новых членов. Кандидатам на присоединение следует активно развивать процесс реформ и тем самым обеспечить, со своей стороны, условия для их скорейшего приема в Союз. А именно, государства-кандидаты должны воспринять весь комплекс достижений Сообщества и быть способны применять их на практике*(7).

Расширение Союза повлечет за собой прямые выгоды в экономическом и политическом плане как для стран-кандидатов, так и для всех его нынешних государств-членов. Оно представляет важный вклад в достижение единства Европы, которая слишком долго оставалась разделенной на части.

5. Межправительственная конференция 2004 г. и предшествующий ей процесс демократического обсуждения призваны расширить масштабы интеграции; создать более прозрачную и легитимную и, в то же время, эффективно функционирующую европейскую демократию; учредить федерацию национальных государств. Европейская конституция, принятия которой желают Германия и Франция, послужит важным этапом в историческом процессе европейской интеграции.

Франция и Германия приветствуют создание в ходе ближайшего Европейского совета, который соберется в Лаакене, Конвента, состоящего из представителей государств-членов, депутатов национальных парламентов и Европейского парламента, а также представителей Европейской комиссии. Работа Конвента будет проходить при непосредственном участии стран-кандидатов, в интенсивном взаимодействии с гражданским обществом.

Конвент представляет собой новаторский инструмент для выработки необходимых вариантов реформ, в которых нуждается Европа. Данные реформы, в частности, должны позволить гражданам лучше осознать, кто на европейском уровне несет политическую ответственность за принятие решений, и дать им возможность с помощью демократических методов осуществлять воздействие на этот процесс.

Именно в указанном, более широком контексте, надлежит рассматривать четыре темы для обсуждения, выдвинутые Декларацией о будущем Союза*(8): проблема разграничения компетенции между Союзом и государствами-членами, роль национальных парламентов, упрощение учредительных договоров и инкорпорация Хартии об основных правах в их текст.

Перечисленные вопросы подводят к другим, более глубоким размышлениям относительно процесса конституционализации учредительных договоров и отношений между институтами Союза, в том числе, путем четкого разграничения законодательной и исполнительной функций.

Наши две страны открыты для дискуссий на любую тему, связанную с реформами по вопросам будущего устройства Союза. При необходимости сюда может быть отнесен и вопрос дальнейшего расширения сферы применения голосования квалифицированным большинством*(9).

Германия и Франция к настоящему моменту имеют одинаковую точку зрения по многим аспектам указанных реформ. К ним относятся, например, такие вопросы, как включение Хартии Европейского Союза об основных правах в текст будущей Европейской конституции; разделение учредительных договоров на две части: конституционную и субконституционную с облегченной процедурой пересмотра; более ясный и понятный способ распределения компетенции.

Мы выражаем решимость на всем протяжении работы Конвента постоянно искать согласия по любым вопросам, которые возникнут в ходе его деятельности. Мы полны веры, что подобный консенсус может быть достигнут.

Европейский совет собирается в Лаакене в момент, когда должен быть сделан важный политический выбор. От государств-членов, включая Францию и Германию, зависит, сможет ли Европейский совет поставить на обсуждение хорошо продуманные вопросы, с помощью которых удастся найти адекватные решения проблемам, стоящим перед Союзом.

ГАРАНТ:

См. Декларацию о будущем Европейского Союза ("Лаакенскую декларацию") от 15 декабря 2001 г.


_____________________________

*(1) Sommet franco-allemand. Declaration conjointe sur les grandes priorites europeennes. Nantes, 23 novembre 2001. Перевод и примечания Четверикова А.О.

*(2) Приведенный перечень воспроизводит в виде тезисов основные идеи декларации. Высказанные положения далее развиваются в отдельных пунктах документа.

*(3) Имеются в виду заключения Европейского совета, принятые по итогам его сессии, проходившей 15-16 октября 1999 года в г. Тампере (Финляндия). В этих заключениях сформулирована программа конкретных мер, которые нужно осуществить в целях создания на территории Союза "пространства свободы, безопасности и правосудия" (ст. 2 и ст. 29 Договора о Европейском Союзе).

*(4) Имеется в виду, прежде всего, территория бывшей Югославии (СФРЮ).

*(5) Имеются в виду миссии гуманитарного и миротворческого характера, которые предусмотрены в настоящее время параграфом 2 ст. 17 Договора о Европейском Союзе.

*(6) Речь идет о совместных проектах создания новой военной техники: "европейский" бронетранспортер, военно-транспортный самолет и др.

*(7) Под "достижениями Сообщества" (acquis communautaire) подразумеваются, в первую очередь, учредительные договоры, нормативные акты и другие источники права Европейских сообществ, которые были приняты, начиная с 1950-х годов.

*(8) Имеется в виду декларация, приложенная к тексту Ниццкого договора от 26 февраля 2001 г.

*(9) Речь идет о принятии решений в Совете Европейского Союза.



Совместная декларация о главных европейских приоритетах (Нант, 23 ноября 2001 г.)


Перевод и предисловие - к.ю.н. Четвериков А.О.


Текст Декларации официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.