Решение Экономического совета СНГ от 12 сентября 2008 г. "Об Информации о состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Украине"

Решение Экономического совета СНГ от 12 сентября 2008 г.
"Об Информации о состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Украине"


Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Информацию о состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Украине (прилагается), представленную Антимонопольным комитетом Украины совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.

2. Направить представленный материал в правительства государств - участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств.

3. Поручить Исполнительному комитету СНГ в месячный срок поместить указанную Информацию на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.


Председатель
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств

А. Кобяков


Информация
о состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Украине


1. Государственная политика в сфере развития экономической конкуренции


Особое внимание, уделяемое экономической конкуренции, обусловлено ее ключевой позицией, как в системе рыночной экономики, так и в системе демократического государства. Статья 42 Конституции Украины устанавливает принцип государственной защиты добросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.

Свободное соревнование предпринимателей в целях получения за счет собственных достижений преимуществ над другими обеспечивает:

в экономической сфере:

- наиболее эффективное распределение ограниченных общественных ресурсов;

- максимально эффективное использование каждым производителем имеющейся у него доли общественных ресурсов;

- создание и внедрение новых товаров, услуг, технологий, содействие научно-техническому прогрессу;

в социально-политической сфере:

- повышение совокупного общественного благосостояния как основы для формирования благосостояния и личной свободы каждого члена общества;

- свободу выбора каждым членом общества своих хозяйственных и межличностных связей;

- недопущение концентрации рыночной и, как следствие, общественной власти у отдельных лиц или групп лиц.

Законодательство Украины содержит ряд положений, определяющих характер и содержание деятельности государства в области экономической конкуренции и монополизма.

Так, Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" определяет в числе задач и полномочий Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) участие в формировании и реализации конкурентной политики (часть вторая статьи 1, статьи 3, 7, 20, 26).

Закон Украины "О защите экономической конкуренции" определяет субъекты осуществления государственной политики в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма (часть первая статьи 4).

Статья 10 Хозяйственного кодекса Украины в числе основных определяемых государством направлений экономической политики называет антимонопольно-конкурентную политику, направленную:

на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования;

обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции и услуг;

содействие росту эффективной, социально ориентированной экономики.

Часть первая статьи 18 Хозяйственного кодекса Украины отделяет государственную политику в сфере экономической конкуренции, ограничения монополизма в хозяйственной деятельности и защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции.

Содержательный анализ этих понятий позволяет рассматривать антимонопольно-конкурентную политику как более широкое понятие, которое включает деятельность государства по ограничению монополизма (антимонопольная политика), защите и развитию экономической конкуренции.

Частным случаем государственной политики по защите добросовестной конкуренции является государственная политика защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции.

Понятие "государственная политика в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма" включает деятельность по ограничению монополизма и развитию экономической конкуренции, но не охватывает деятельности по защите экономической конкуренции.

Деятельность государства по развитию и деятельность по защите экономической конкуренции вместе составляют конкурентную политику, или политику в сфере экономической конкуренции.

Итак, базовыми элементами антимонопольно-конкурентной политики являются: ограничение монополизма; развитие экономической конкуренции; государственная защита экономической конкуренции.

Развитие конкуренции предусматривает прежде всего систему положительных стимулирующих мер воздействия. Они тесно и неразрывно связаны с аграрной, промышленной, налоговой, регуляторной, инвестиционной, финансовой политикой, политикой в сфере приватизации. Эти меры предусматривают, в частности, осуществление финансовой, материально-технической, информационной, консультационной и другой поддержки субъектов хозяйствования.

В отличие от большинства стран с развитой рыночной экономикой, для которых конкуренция на протяжении столетий была естественным состоянием хозяйственных отношений, Украине за 15 лет пришлось пройти путь от планово-административной системы, которая практически исключала полноценные конкурентные отношения в сфере легального хозяйствования, к государству с признанной на международном уровне рыночной экономикой. Это предполагает активную роль государства не только в защите, но и в создании и развитии конкуренции и конкурентных отношений.

Антимонопольное регулирование прежде всего предполагает внедрение государственного регулирования цен (тарифы/расценки) на товары (работы/услуги) монопольных образований. Оно выступало в формах общего регулирования - путем установления государственного регулирования тарифов на товары определенного вида, прежде всего на услуги субъектов естественных монополий, и специального регулирования - путем установления государственного регулирования тарифов на товары отдельных субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение, в частности, в случае совершения ими злоупотреблений монопольным положением ценового характера.

В конце 90-х годов XX века в экономике Украины произошли важные изменения, которые сказались на состоянии конкуренции и монополизма. На большинстве товарных рынков Украины возникли конкурентные отношения.

В 1994-2000 годах количество монополизированных общегосударственных рынков продукции машиностроения и металлообработки сократилось на 16,5%, металлургической продукции - на 23,8%, продукции легкой промышленности - на 45%, продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - на 56%*. В то же время возможности структурной демонополизации были в основном исчерпаны.

В связи с этим изменился характер антимонопольно-конкурентной политики в государстве. Прежде всего существенным образом сократился объем мероприятий, направленных на создание предпосылок конкурентной среды - реструктуризации монопольных образований в процессе приватизации, мероприятий по демонополизации, а также мероприятий по антимонопольному регулированию (табл. 1).


Таблица 1


Количество мероприятий по демонополизации и антимонопольному регулированию, осуществленных при участии АМКУ в 1994-2003 годах


Годы

Новые субъекты хозяйствования, созданные вследствие реструктуризации в процессе приватизации при участии АМКУ

Меры по демонополизации, предпринятые при участии АМКУ

Среднегодовое количество монопольных образований, относительно которых осуществлялось ценовое регулирование

Количество монопольных образований, относительно которых ценовое регулирование было внедрено по инициативе органов АМКУ

1994-1998

4216

1784

871

1316

1999-2003

17

530

591

197


В сфере правоприменительной деятельности 1999-2003 годы характеризовались увеличением абсолютного количества выявленных и прекращенных нарушений непосредственно антиконкурентного характера, обеспечивших защиту конкуренции (антиконкурентные соглашения и другие согласованные действия субъектов хозяйствования, антиконкурентные действия государственных органов, недобросовестная конкуренции); увеличением доли выявленных и прекращенных правонарушений, связанных с противоправным использованием рыночной власти (злоупотребления монопольным и доминирующим положением) (табл. 2).


Таблица 2


Распределение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции (антимонопольного законодательства), выявленных и прекращенных органами АМКУ
в 1994-2007 годах


Годы

Всего нарушений

ЗМП

%

Нарушений непосредственно антиконкурентного характера, в том числе

%

АСД

АДОВ

НК

Всего

1994-1998

4881

1609

32,9

108

1100

514

1722

35,2

1999-2003

9618

4753

49,4

267

2253

375

2895

30,1

2004-2007

13370

6591

49,3

536

2968

306

4220

31,6


Примечание: ЗМП - выявленные и прекращенные злоупотребления монопольным (доминирующим) положением;

АСД - выявленные и прекращенные неправомерные соглашения субъектов хозяйствования и антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования;

АДОВ - выявленные и прекращенные случаи дискриминации субъектов хозяйствования органами власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля и антиконкурентных действий этих органов;

НК - выявленные и прекращенные случаи недобросовестной конкуренции, без недобросовестной рекламы.

В части осуществления контроля над экономической концентрацией (концентрация субъектов хозяйствования) в 1999-2002 годах по сравнению с предыдущим четырехлетним периодом количество рассмотренных по сути заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию уменьшилось (табл. 3).

Главной причиной этого уменьшения было повышение в 6 раз в 1997 году пороговых значений, при превышении которых необходимо получение предварительного разрешения АМКУ, что уменьшило количество случаев обращения в его органы.


Таблица 3


Контроль над концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования в 1994 году - первом полугодии 2007 года


Годы

Количество рассмотренных органами АМКУ по сути заявлений о предоставлении разрешения на

экономическую концентрацию, концентрацию субъектов хозяйствования

согласованные действия субъектов хозяйствования

1995-1998

2854

-

1999-2002

1854

-

2003-2006

1619

265

2007

724

64


2. Текущее состояние конкурентной политики


Реализация антимонопольно-конкурентной политики начиная с 2002 года проходила в условиях относительной стабилизации и роста национальной экономики. Благодаря преобразованию собственности, вступлению на товарные рынки новых субъектов хозяйствования произошло определенное расширение конкурентного сектора экономики. Удельный вес (в общем объеме реализации товаров, работ и услуг) предприятий, действовавших на рынках со структурными признаками доминирования и монополизированных рынках, за 2000-2003 годы уменьшился до 30,4%; доля олигопольного сектора выросла до 15,3%; доля предприятий, которые действовали на рынках с конкурентной структурой, - до 54,3%**. В этих условиях задача защиты эффективной конкуренции закономерно выдвинулась на первый план.

Расширению конкурентного сектора экономики способствует и развитие малого и среднего бизнеса. Темпы роста количества малых предприятий и отдельные показатели, отражающие этот процесс в Украине, приведены в табл. 4.


Таблица 4


Основные показатели развития малых предприятий*


Годы

Количество малых предприятий

Количество малых предприятий в расчете на 10 тыс. человек населения

Доля малых предприятий в общем объеме произведенной продукции, работ, услуг (без НДС и акциза) в целом по экономике, %

1998

173404

35

11,3

1999

197127

40

11,1

2000

217930

44

6,9

2001

233607

48

7,3

2002

253791

53

7,3

2003

272741

57

7,7

2004

283398

60

5,3

2005

295109

63

5,5

2006

307398

66

4,8

2007

324011

68

5,0


_____________________________

* Госкомстат Украины, 1998-2007 годы.


За 10 лет реализации антимонопольно-конкурентной политики количество малых предприятий увеличилось на 87%, и такая тенденция прослеживается за весь период.

В то же время доля малых предприятий в общем объеме произведенной продукции, работ, услуг (без НДС и акциза) в целом по экономике имеет тенденцию к уменьшению (с 11,3% в 1998 году до 5% в 2007 году), что может свидетельствовать о создании недостаточных условий для развития конкурентной среды в целом. В странах с развитой экономикой этот показатель колеблется от 30 до 50%.

Изменения в нормативной базе, происшедшие в связи с вступлением в силу со 2 марта 2002 года Закона Украины "О защите экономической конкуренции", имели целью сделать обеспечение защиты конкуренции главным приоритетом антимонопольно-конкурентной политики. В частности, в указанном Законе существенным образом расширено и дополнено определение состава правонарушений в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, а также предусмотрено усиление ответственности за их совершение. В Законе внедрен механизм предварительного контроля над согласованными действиями субъектов хозяйствования, детализированы процессуальные основы рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции, дел и заявлений о концентрации, согласованных действиях субъектов хозяйствования.

В результате абсолютное среднегодовое количество выявленных правонарушений непосредственно антиконкурентного характера сравнительно с предыдущим пятилетием выросло в 1,9 раза (с 579 до 1 088), в том числе антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования - в 2,9 раза (с 53 до 153). Именно по итогам рассмотрения дел об антиконкурентных согласованных действиях субъектов хозяйствования АМКУ были применены наибольшие штрафные санкции: 97 770 тыс. гривен за антиконкурентные согласованные действия на рынке нефтепродуктов в Днепропетровской области (2003 год) и 17 250 тыс. гривен - за антиконкурентные согласованные действия на рынке сахара (2006 год).

Вместе с тем преобладающим видом нарушений, выявляемых и прекращаемых АМКУ, остаются злоупотребления монопольным (доминирующим) положением. Их доля в общем количестве составляет 51,1%. При этом значительная часть указанных правонарушений имеет место на регулируемых рынках. Так, в общем количестве злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением, которые выявлялись и прекращались органами АМКУ в 2006-2007 годах, доля ценовых нарушений, совершавшихся большей частью на регулируемых рынках, составляла 65-70% общего количества. Из числа злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением, которые были выявлены и прекращены в 2005-2007 годах на региональном уровне, от 35,5 до 50,2% имели место на рынках тепло-, водо- и газоснабжения.

Фактически АМКУ путем применения специфических для него средств влияния компенсировал недостатки государственного регулирования в соответствующих сферах. Такое положение обусловлено как минимум двумя причинами: во-первых, остротой проблемы злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением, так как монопольный сектор в Украине остается довольно значительным, а механизмы его государственного регулирования - недостаточно эффективными; во-вторых, относительной сложностью применения процедур, направленных непосредственно на защиту экономической конкуренции. Прежде всего это касается таких специфических для АМКУ процедур, как расследования по делам об антиконкурентных согласованных действиях субъектов хозяйствования.

Как свидетельствуют данные организованных АМКУ научных исследований, по итогам 2006 года около трети всех товаров, работ и услуг (за исключением перепродажи без дополнительной обработки) реализовывалось в Украине на рынках с высоким уровнем концентрации, неблагоприятным для эффективной конкуренции между предпринимателями; в том числе на рынках, на которых действует один или практически один продавец - около 7%. Вместе с тем в условиях, когда структура рынков не создавала существенных препятствий для конкуренции между их участниками, в Украине по итогам 2006 года реализовывалось более 53% всего объема товаров, работ и услуг в ценовом выражении.

Помимо сферы естественных монополий (услуги энергетической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, коммунальной инфраструктуры, почты и электросвязи общего пользования) наименее благоприятные для функционирования конкурентных механизмов структурные предпосылки на начало 2007 года сложились в добыче углеводородов, сфере услуг по ассенизации, уборке улиц и обработке отходов, в производстве кокса, продуктов нефтепереработки ядерного топлива.

Данные опросов предпринимателей относительно интенсивности внутренней конкуренции свидетельствуют, что в 2007 году по сравнению с предыдущим годом соотношение предприятий, оценивающих конкуренцию со стороны отечественных товаров как отсутствующую, слабую, умеренную и значительную, практически не изменилось. Вместе с тем по сравнению с 2005 годом уменьшилось число как тех, кто оценивал внутреннюю конкуренцию как значительную, так и тех, кто не ощущал или ощущал лишь незначительную конкуренцию со стороны других отечественных предпринимателей (табл. 5). В то же время существенно возросла конкуренция со стороны зарубежных предпринимателей. Если в 2005 году не ощущали конкуренции со стороны товаров, произведенных в государствах - участниках СНГ, 29% опрошенных украинских предпринимателей, а товаров, произведенных в других зарубежных странах - 50%, то в 2007 году их доля сократилась более чем в 2 раза - до 12 и 20% соответственно. Вместе с тем доля отечественных предприятий, ощущавших значительное конкурентное давление со стороны предпринимателей из государств - участников СНГ, выросла за два года с 16 до 26%, а предприятий Украины, ощущавших значительное конкурентное давление со стороны товаров из других зарубежных стран, - с 15 до 20%.


Таблица 5


Ощутимость внутренней конкуренции предприятиями Украины в 2005-2007 годах (по данным исследований Института экономики и прогнозирования НАН Украины)


Годы

Доля предприятий (в%), оценивающих внутреннюю конкуренцию как

значительная

умеренная

слабая

отсутствующая

2005

52

34

8

6

2006

45

47

5

3

2007

44

47

5

4


Проведенные исследования интенсивности конкуренции в отдельных сферах экономической деятельности показали, что в промышленности, строительстве и на транспорте степень ощутимости конкуренции в 2007 году по сравнению с предыдущими годами не уменьшилась. В то же время в сфере торговли, особенно розничной, интенсивность конкуренции хотя и остается высокой, но имеет тенденцию к ослаблению (табл. 6). Указанные тенденции в значительной степени связаны с процессами укрупнения предприятий торговли, наблюдаемыми в последние годы. Так, по данным государственной статистики, с 1995 по 2006 год физический объем розничного товарооборота возрос в 2,6 раза, в то же время количество торговых предприятий уменьшилось на 44,9%. Таким образом, средняя доля одного субъекта хозяйствования на соответствующем рынке выросла в 3,8 раза.


Таблица 6


Степень ощутимости значительной внутренней конкуренции предприятиями отдельных сфер экономической деятельности


Сфера экономической деятельности

Доля предприятий (%), ощутивших значительное конкурентное давление со стороны отечественных конкурентов

1998 год

2002 год

2005 год

2006 год

2007 год

Промышленность

10

25

34

36

36

Строительство

16

20

25

30

36

Транспорт

-

52

56

52

54

Сельское хозяйство

-

5

7

8

9

Розничная торговля

45

62

62

54

50


Примечание: "-" - данные отсутствуют.

В 2007 году острой оставалась проблема недостаточной эффективности государственного регулирования сферы естественных монополий. Данные исследований засвидетельствовали самую высокую с 2000 года долю опрошенных промышленных предприятий, которые охарактеризовали высокие тарифы на услуги субъектов естественных монополий как фактор, сдерживающий производство. Наиболее серьезной эта проблема является для производителей неметаллических минеральных изделий (ее указали 50% опрошенных), предприятий, работающих в сфере производства электроэнергии, газа и воды (48%), производителей транспортного оборудования (39%), электрического и электронного оборудования (37%).

В целом имеющаяся в Украине система защиты экономической конкуренции обеспечивает сохранение конкурентного сектора экономики. Вместе с тем его расширение на протяжении последних лет было несущественным, а в отдельных областях и сферах экономической деятельности практически отсутствовало. В силу этого насущной проблемой является активизация работы уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в части осуществления мероприятий по демонополизации экономики, финансовой, материально-технической, информационной, консультационной и другой поддержке субъектов хозяйствования, содействующих развитию конкуренции.


3. Правоприменительная деятельность органов Антимонопольного комитета Украины


Правоприменительная деятельность органов АМКУ осуществлялась в непростых экономических условиях, которые характеризовались усилением инфляционных процессов и ростом цен на основные виды промышленных и продовольственных товаров.

В процессе осуществления контроля над соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции при принятии решений государственными органами АМКУ в 2007 году было проанализировано 1 725 проектов решений правительства, органов исполнительной власти и местного самоуправления (в 2006 году - 2 243). Из них к 393 документам были представлены замечания и предложения, в согласовании 287 проектов решений и актов было отказано. При этом в 145 случаях замечания и в 29 случаях - отказы касались проектов решений, подготовленных центральными органами исполнительной власти.

Так, например, АМКУ отказал в согласовании проекта постановления Кабинета Министров Украины о введении предельного уровня оптово-отпускных цен на этиловый спирт, что могло привести к существенному ограничению ценовой конкуренции на рынке данного товара.

В 2007 году органами АМКУ приняты решения с признанием совершения нарушений в 1 417 делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (в 2006 году - 1 158) и даны рекомендации, которые были исполнены, по прекращению 1 683 действий (бездеятельности), содержавших признаки нарушений.

Наиболее многочисленной группой нарушений законодательства о защите экономической конкуренции остаются дела о злоупотреблении монопольным (доминирующим) положением - 50,7% общего количества (в 2006 году - 52,8%).

Например, прекращено злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке производства и реализации авиагорючего. К ответственности привлечено АО "Укртатнафта", которое осенью 2006 года, занимая монопольное положение на рынке авиатоплива, увеличило цены на него до уровня, превышающего цену реализации этого товара на внешних конкурентных рынках. Кроме того, ЗАО "КРЕБО" и ООО "ЛУК АВИА ОЙЛ", совместно занимающие монопольное положение на рынке авиационного горючего для заправки воздушных судов в аэропорту Борисполь, также были привлечены к ответственности за увеличение цен на этот товар на 44 и 48% соответственно, хотя уменьшали цену на конкурентном рынке оптовой торговли авиационным горючим.

Вместе с тем с 31 до 33,3% увеличилась доля прекращенных нарушений, которые наносят непосредственный вред конкуренции: антиконкурентных действий субъектов хозяйствования, государственных органов и недобросовестной конкуренции.

В процессе контроля над соблюдением законодательства в сфере государственных закупок территориальным отделением АМКУ в Автономной Республике Крым привлечены к ответственности ПП "Диона" и ЗАО Детский оздоровительный лагерь "Берег" вследствие сговора во время проведения тендера на закупку услуг по оздоровлению детей: ЗАО ДОТ "Берег" должно было заявить во время тендера менее выгодные для заказчика ценовые условия, чем ПП "Диона". Кроме того, последнее уступает конкуренту часть заказа на организацию оздоровления детей, полученного в результате выигранного тендера.

Также органами АМКУ в 2007 году защищена деловая репутация ООО "Интеррыбфлот Украина" по ряду известных марок рыбных консерв; ООО "Агрофирма "Шабо" - по винам, на этикетках которых в качестве места происхождения обозначен регион села Шабо Белгород-Днестровского района Одесской области; ЗАО "Оболонь" - по напиткам "Живчик" и "Живчик Уник"; ОП "Ужгородский коньячный завод" - по торговой марке "коньяк Карпатский"; корпорации "МАРС, Инк" (США) - по кормам для животных с торговыми марками "Whiskas" и "Pedigree"; ООО "Reed Messe Wien Gmb" (Австрия) - по знакам "INTERTOOL"; ЗАО "ПТИ ГЛОБАЛ" (Российская Федерация) - по комбинированному знаку для товаров и услуг "ПТИ" и др.

В 2007 году АМКУ рассмотрено 911 заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования, что в 1,44 раза больше, чем за предыдущий год. При этом треть заявлений (305) поступила от иностранных инвесторов или предприятий с иностранными инвестициями, что в 1,8 раза больше, чем за 2006 год, и является наивысшим показателем за все время осуществления в Украине контроля концентрации субъектов хозяйствования. Динамика количества заявлений на концентрацию при участии иностранных инвесторов приведена ниже.


Разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования при участии иностранных инвесторов


Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Поступило заявлений

129

116

148

189

192

305


В 54 случаях, исходя из наличия оснований для возможного запрета концентрации или необходимости проведения углубленного исследования, начато рассмотрение дел о концентрации, 30 заявлений отозвано заявителями после получения разъяснений АМКУ о возможном запрете концентрации.

По результатам рассмотрения указанных заявлений и дел в 717 случаях было предоставлено согласие на концентрацию, в 4 - отказано в предоставлении такого согласия. Отказы касались создания Государственного производственного авиастроительного концерна "Авиация Украины", Государственного концерна "Укрторф", приобретения корпорацией "IBE Trade Corp" (США) контрольного пакета акций совместного украино-американского предприятия "Ай-би-би-стирол" (г. Горловка, Донецкая область) и присоединения 6 коммунальных предприятий в г. Славута (Хмельницкая область). Во всех случаях АМКУ сделан вывод о том, что заявленная концентрация приводит к монополизации товарных рынков.

В 160 случаях заявления возвращены заявителям без рассмотрения, поскольку не отвечали требованиям, определенным законодательством.

В 6 случаях разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования обусловлены принятием заявителями обязательств, направленных на смягчение отрицательного влияния концентрации на конкуренцию. Это обеспечило сохранение предпосылок конкуренции на общегосударственных рынках отдельных видов металлургической продукции, авиационных двигателей и услуг по их ремонту, железорудного концентрата, региональном рынке хлеба и хлебобулочных изделий Донецкой области.

Важное значение в деятельности органов АМКУ имеет формирование проконкурентного сознания потребителей, представителей участников рынка и органов административного управления и контроля. В связи с этим весьма неэффективной представляется существующая система административной ответственности физических лиц за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции. Неоднократно предлагалось ужесточить такую ответственность и внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, однако в Верховной Раде Украины эти предложения не были поддержаны. Поэтому в 2007 году АМКУ составлено всего 12 протоколов об административных правонарушениях, на основе которых судами вынесено 3 постановления о наложении штрафа в общем размере 544 гривны.

Не были поддержаны парламентом очень важные законопроекты, касающиеся внедрения механизма ответственности за выделение и использование государственной помощи антиконкурентного характера, а также усовершенствования порядка назначения и освобождения членов АМКУ. К сожалению, до сих пор не принято разработанное АМКУ постановление Кабинета Министров Украины "О создании Национальной комиссии регулирования транспорта", направленное на приведение системы государственного регулирования в отрасли транспорта в соответствие с Законом Украины "О естественных монополиях".


4. Приоритетные направления деятельности по развитию конкуренции


Таким образом, действующая в Украине система развития конкурентной политики в целом выполняет задачу сохранения, расширения и защиты конкурентной среды. В то же время существует необходимость осуществления скоординированных на общегосударственном уровне действий в целях активизации процессов развития и защиты конкуренции. Большая часть рекомендаций в этом направлении, высказанных экспертами Организации экономического сотрудничества и развития во время обсуждения на Глобальном форуме отчета о состоянии конкурентного законодательства и политики в Украине, была воспринята положительно.

Исходя из вышеизложенного, приоритетными направлениями антимонопольно-конкурентной политики в Украине в настоящее время являются:

- постепенный перенос акцента в правоприменительной деятельности на выявление и прекращение нарушений на конкурентных и потенциально конкурентных рынках, в первую очередь антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования (в частности, при проведении конкурсных процедур закупок), недобросовестной конкуренции;

- усиление процессуальных возможностей АМКУ в отношении рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции, создание эффективных механизмов взаимодействия органов АМКУ и государственных органов, имеющих полномочия на осуществление оперативно-разыскной деятельности;

- усиление фактической ответственности фирм, нарушивших законодательство о защите экономической конкуренции, в первую очередь антиконкурентные согласованные действия, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением антиконкурентного характера;

- усиление внимания государственных органов, осуществляющих отраслевое управление и регулирование инфраструктурных сфер, к вопросам внедрения и развития у них конкурентных основ (в первую очередь на железнодорожном транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, телекоммуникационной сфере);

- усиление работы по адвокатированию конкуренции;

- дальнейшее расширение международного сотрудничества в области конкурентной политики.

В связи с последним приоритетом следует отдельно отметить, что сотрудничество государств - участников СНГ в области конкурентной политики имеет все основания для дальнейшего углубления и развития, поскольку оно, как правило, базируется на принципах взаимного доверия, близости интересов и традиций, более детальных правовых нормах.

Оценивая в целом перспективы осуществляемой в рамках работы Межгосударственного совета по антимонопольной политике деятельности, важно отметить, что она и в будущем будет оставаться важным фактором, обеспечивающим надлежащее внедрение законодательства о защите экономической конкуренции. Благодаря совместным усилиям сторон по развитию этой деятельности в направлении практического взаимодействия антимонопольных органов СНГ, она становится надежным инструментом для преодоления нарушений в сфере конкуренции на транснациональном уровне.

Такое сотрудничество реально обеспечивает гармонизацию и сбалансирование интересов разных стран в процессе либерализации международной торговли, оказывает содействие формированию привлекательного инвестиционного климата, укреплению хозяйственных связей и формированию отношений справедливой конкуренции между субъектами хозяйствования государств - участников СНГ.

Кроме названных выше, определены также и ближайшие приоритеты совместной с Кабинетом Министров Украины, министерствами, ведомствами, другими заинтересованными органами работы в сфере реализации эффективной конкурентной политики:

- разработка и принятие общегосударственной программы содействия развитию конкуренции на среднесрочную (до 5 лет) и долгосрочную (до 10 лет) перспективу;

- четкая координация действий по исполнению указанной программы всеми заинтересованными министерствами, ведомствами и государственными институтами;

- завершение создания секторальных регуляторов (сфера ЖКХ и транспорта), формирование ими прозрачных тарифов на основные услуги естественных монополий, разделение полномочий с АМКУ;

- совершенствование законодательства в сфере защиты экономической конкуренции с учетом расширения прав сотрудников АМКУ по сбору доказательств (процедуры обыска и выемки), повышение порогов по концентрации, усиление административной и внедрение уголовной ответственности за антиконкурентные согласованные действия;

- создание механизма контроля над предоставлением и использованием государственной помощи в целях минимизации ее влияния на конкуренцию;

- обеспечение прозрачности в деятельности АМКУ, прежде всего при выполнении разрешительных функций (согласие на концентрацию), путем публикации решений АМКУ и выработки "понятных" бизнесу правил и исключений в этой сфере;

- содействие формированию проконкурентного сознания в украинском обществе;

- усиление работы по выявлению и прекращению антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования и злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, прежде всего на рынках основных продовольственных товаров и энергоносителей;

- реформирование системы государственных закупок путем обеспечения прозрачности и доступности проведения процедуры закупок, создание бесплатного веб-портала по вопросам государственных закупок.

Эти направления будут определять развитие конкурентной среды, а, соответственно, и инструментарий ее защиты в Украине. Полагаем, что этот опыт будет полезен и для других стран, в том числе государств - участников СНГ.


_____________________________

* Антимонопольный комiтет Украiни. Рiчний звiт. 2000. К., 2001. С. 14.

** Конкуренцiя в Украiнi. Аналiтичная доповiдь про стан, тенденцii та проблеми розвитку економiчноi конкуренцii в Украiнi в 2000-2005 годах. К., 2006. С. 12


Приложение


Данные о работе
Антимонопольного комитета Украины в 2007 году


На протяжении 2007 года в органы АМКУ поступило 5 625 заявлений и обращений от юридических и физических лиц о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции.

За 2007 год прекращено 3 496 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Из них:

- злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением - 1 774;

- антиконкурентных действий государственных органов - 878.

Кроме того, в 2007 году прекращено:

- 139 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования;

- 149 нарушений в виде недобросовестной конкуренции;

- 556 нарушений в виде несоблюдения требований законодательства при осуществлении концентрации субъектов хозяйствования и предоставлении информации по запросу органов АМКУ.

В 2007 году на нарушителей законодательства о защите экономической конкуренции были наложены штрафы в общем размере 11 569,240 тыс. гривен.

Нарушителями законодательства о защите экономической конкуренции уплачено в государственный бюджет штрафов и пени в размере 5 947,76 тыс. гривен, что в 1,6 раза больше, чем в 2006 году.

Вследствие прекращения органами АМКУ нарушений законодательства о защите экономической конкуренции предупреждены прямые потери юридических и физических лиц в размере более 42,1 млн. гривен.

При непосредственном участии органов АМКУ в 2007 году продолжалось осуществление предприятиями ЖКХ перерасчетов потребителям за непредоставленные или предоставленные в неполном объеме услуги по централизованному тепло-, водоснабжению и водоотводу. По состоянию на ноябрь 2007 года сумма таких перерасчетов за отчетный период составила более 487 млн. гривен, а за все время проведения этих перерасчетов (2001-2007 годы) - более 2 800 млн. гривен.

В целях предотвращения монополизации товарных рынков, существенного ограничения конкуренции на них в 2007 году органами АМКУ было рассмотрено:

- 78 заявлений о предоставлении разрешения на согласованные действия и в 62 случаях предоставлено разрешение на согласованные действия; в 2 случаях - отказано;

- 911 заявлений о концентрации субъектов хозяйствования. По результатам рассмотрения указанных заявлений в 719 случаях предоставлено разрешение на концентрацию и в 4 - отказано.

В 2007 году АМКУ и его территориальными отделениями осуществлено 172 проверки по вопросам контроля над соблюдением требований законодательства о государственных закупках. Всего в отчетном году проверено 2 966 процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Нарушения выявлены по 944 процедурам. Проверено 23 процедуры, имеющие признаки преступлений и/или коррупционных действий, материалы по которым переданы в правоохранительные органы. Составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, правоохранительными органами возбуждено 5 уголовных дел.

В 2007 году АМКУ осуществлял организационно-методическое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок. Всего в 2007 году в Межведомственную комиссию и АМКУ по вопросам государственных закупок поступило и было отработано 42 909 документов (от заказчиков торгов, участников торгов и органов власти).

В 2007 году работниками АМКУ отработано для рассмотрения на Межведомственной комиссии 10 658 обращений на согласование процедуры закупки у одного участника и с ограниченным участием, из них согласовано - 7 924 процедуры, не согласовано - 634 и предоставлены разъяснения - по 324.

Рассмотрено 5 610 обращений по вопросам методологического обеспечения процессов проведения государственных закупок, из них от вышестоящих органов государственной власти - 382.

Обработано в процессе подготовки к рассмотрению Межведомственной комиссией 1 347 жалоб по вопросам государственных закупок.

За отчетный период постоянно действующей административной коллегией АМКУ и Межведомственной комиссией согласованы применения распорядителями государственных средств отдельных процедур закупок товаров, работ и услуг (у одного исполнителя и с ограниченным участием) на общую сумму 133 068,4 млн. гривен, из них Межведомственной комиссией - на сумму 68 848,9 млн. гривен.


Сравнительные данные о работе
Антимонопольного комитета Украины
в 2003-2007 годах*


Количество обращений, рассмотренных АМКУ


Годы

2003

2004

2005

2006

2007

Обращений

4638

5053

5997

5164

5625


Количество дел о нарушениях, начатых в 2003-2007 годах


Годы

2003

2004

2005

2006

2007

На основании жалоб и обращений государственных органов

343

364

386

396

467

По собственной инициативе АМКУ

755

898

716

729

1011


Количество дел, законченных с признанием нарушений в течение 2003-2007 годов


Годы

2003

2004

2005

2006

2007

Весь период

Всего

996 (6)

1090 (7)

1004 (13)

1166 (8)

1424 (14)

5680 (48)

Согласованные действия субъектов хозяйствования

36 (6)

20 (7)

18 (6)

31 (0)

65 (2)

170 (21)

Злоупотребления монопольным (доминирующим) положением

410 (0)

456 (0)

401 (5)

422 (5)

547 (8)

2236 (18)

Антиконкурентные действия госорганов

68 (0)

60 (0)

73 (2)

127 (0)

183 (1)

511 (3)

Недобросовестная конкуренция

58 (0)

55 (0)

29 (0)

49 (2)

144 (1)

335 (3)

Прочие

424 (0)

499 (0)

483 (0)

537 (1)

485 (2)

2428 (3)


Примечание: в скобках - количество дел, оконченных внесением рекомендаций.


* Данные за 2007 год имеют предварительный характер.


Количество выполненных рекомендаций относительно прекращения действий, имевших признаки нарушений


Годы

2003

2004

2005

2006

2007

Весь период

Всего

1416 (6)

1721 (7)

1954 (13)

2186 (8)

1683 (14)

8960 (48)

Согласованные действия субъектов хозяйствования

39 (6)

116 (7)

59 (6)

79 (0)

66 (2)

359 (21)

Злоупотребления монопольным (доминирующим) положением

849 (0)

869 (0)

1138 (5)

1311 (5)

940 (8)

5107 (18)

Антиконкурентные действия госорганов

492 (0)

618 (0)

662 (2)

687 (0)

526 (1)

2985 (3)

Недобросовестная конкуренция

29 (0)

50 (0)

47 (0)

76 (2)

111 (1)

313 (3)

Прочие

7 (0)

68 (0)

48 (0)

33 (1)

40 (2)

196 (3)


Примечание: в скобках - количество рекомендаций, внесенных по результатам рассмотрения дел о нарушениях.


Рассмотрение заявлений о разрешении на согласованные действия субъектов хозяйствования


Годы

Получено заявлений

Не рассмотрено заявлений*

Разрешено без условий

Разрешено на условиях

Запрещено

2007

80

17

63

0

0

2006

84

15

63

6

0

2005

69

15

40

13

1

2004

117

11

95

11

0

2003

77

15

45

13

4

Всего

427

73

306

43

5


_____________________________

* Отозвано заявителями или по другим причинам.


Рассмотрение заявлений о разрешении на концентрацию субъектов хозяйствования


Годы

Получено заявлений

Не рассмотрено заявлений*

Разрешено без условий

Разрешено на условиях

Запрещено

2007

911

190

711

6

4

2006

631

124

500

5

2

2005

538

179

352

6

1

2004

595

174

419

0

2

2003

643

314

326

3

0

Всего

3318

981

2308

20

9


_____________________________

* Отозвано заявителями или по другим причинам.


Наложенные и уплаченные штрафы за нарушения законодательства о защите экономической конкуренции


Годы

2003

2004

2005

2006

2007

Сумма наложенных штрафов (тысяч гривен/тысяч евро*)

102821,415/ 17058,7

2943,782/ 445,3

3979,359/ 623,5

23472,900/ 3702,8

14109,875/ 2105,6

Сумма уплаченных штрафов и пени (тысяч гривен/тысяч евро*)

1917,876/ 318,2

1692,215/ 256,0

2269,143/ 355,5

3457,469/ 545,4

5975,48/ 863,4


_____________________________

* По среднегодовому курсу Нацбанка Украины.


Наложенные штрафы по видам нарушений (2005-2007 годы)


Вид нарушений

Наложенные штрафы (тысяч гривен/тысяч евро)*

% общей суммы (в гривнах)

Антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования

86219,277/13995,326

58,5

Злоупотребления монопольным (доминирующим) положением

50351,463/8064,694

34,1

Недобросовестная конкуренция

1217,236/183,504

0,8

Прочие

9839,355/1609,240

6,6

Всего

147327,331/23852,764

100


_____________________________

* По среднегодовому курсу Нацбанка Украины.


Судебный пересмотр решений Антимонопольного комитета Украины


Годы

Обжалованные решения АМКУ*

Решения, которые судами

оставлены без изменений

признаны недействительными частично

признаны недействительным и полностью

2007

148

124

4

6

2006

144

121

3

14

2005

115

84

6

13

2004

132

100

2

14

2003

157

64

8

33

Всего

677

472

23

79


_____________________________

* Число решений АМКУ, обжалованных в судах в течение соответствующего периода.



Решение Экономического совета СНГ от 12 сентября 2008 г. "Об Информации о состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Украине"


Текст Решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.