Решение Экономического Совета СНГ от 12 сентября 2008 г. "Об Обзоре торговой политики Азербайджанской Республики"

Решение Экономического Совета СНГ от 12 сентября 2008 г.
"Об Обзоре торговой политики Азербайджанской Республики"


Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Обзор торговой политики Азербайджанской Республики (прилагается).

2. Направить указанный Обзор в правительства государств - участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств.

3. Поручить Исполнительному комитету СНГ в месячный срок поместить указанный Обзор на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.


Председатель Экономического
совета Содружества
Независимых Государств

А. Кобяков


Обзор
торговой политики Азербайджанской Республики


Обзор торговой политики Азербайджанской Республики составлен в соответствии с Порядком проведения обзоров торговой политики государств - участников СНГ, утвержденным Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 15 марта 2002 года.

Обзор подготовлен Исполнительным комитетом СНГ на основании национального доклада, представленного Министерством экономического развития Азербайджанской Республики, и имеющейся у Исполнительного комитета СНГ информации по данному вопросу.

Целью обзоров торговой политики является достижение государствами - участниками СНГ транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли, а также регулярное проведение объективной оценки основных показателей торговой политики и практики государств - участников СНГ, их влияния на развитие взаимной торговли.


1. Режим торговой политики


1.1. Институциональные рамки


Центральным органом исполнительной власти, определяющим и реализующим государственную политику в области торговли, а также осуществляющим государственное регулирование, исследование состояния и подготовку прогнозных показателей развития данной области, является Министерство экономического развития Азербайджанской Республики.


1.2. Цели торговой политики


Основными целями торговой политики, проводимой в Азербайджанской Республике, являются:

- интеграция в мировую экономику;

- вступление во Всемирную торговую организацию;

- либерализация внешнеэкономической деятельности;

- усовершенствование действующего законодательства;

- приоритет принципа взаимности во внешнеэкономической деятельности и применение его при формировании договорно-правовой базы;

- создание инфраструктуры торговой деятельности современного типа.


1.3. Нормативно-правовая база


Законы Азербайджанской Республики:

Таможенное законодательство:

- "О Таможенном тарифе" N 1064 от 20 июня 1995 года;

- "Об утверждении Таможенного кодекса Азербайджанской Республики" N 311-I от 10 июня 1997 года;

- "О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике" Указ Президента Азербайджанской Республики N 609 от 24 июня 1997 года.

В течение 2007 года были приняты следующие постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики:

- "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики "О правилах применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Азербайджанской Республики и вывозимых с этой территории" N 7 от 12 января 1998 года" N 159 от 6 октября 2007 года;

- "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики "О ставках таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям, размере сборов, взимаемых за таможенное оформление, в Азербайджанской Республике" N 80 от 12 апреля 2001 года" N 189 от 27 ноября 2007 года;

- "Об утверждение Порядка определения страны происхождения товара" N 190 от 29 ноября 2007 года;

- "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики "О Перечне товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Азербайджанской Республики" N 11 от 31 января 2005 года" N 220 от 30 декабря 2007 года.

В Азербайджане применяются тарифные ограничения при импорте товаров из Республики Казахстан и Российской Федерации (подписаны соответствующие двусторонние протоколы), срок отмены действующих изъятий - 1 января 2012 года.

В перечень товаров, подпадающих под изъятия, включены следующие товары:


N п/п

Код TH ВЭД СНГ

Название раздела, группы, подгруппы товарной позиции

При импорте из Республики Казахстан

1.

2207 10 000

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более

2.

2208 90 910

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта, менее 8 об.% в сосуда емкостью 2 л и менее

3..

2208 90 990

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об.% в сосудах емкостью более 2 л

4.

2402 20

Сигареты, содержащие табак

При импорте из Российской Федерации

1.

2207

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта не менее 80 об.%, этиловый спирт и прочие спирты денатурированные любой концентрации

2.

2208 90 910

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об.% в сосудах емкостью 2 л и менее

3.

2208 90 990

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об.% в сосудах емкостью более 2 л

4.

2402

Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары) и сигареты из табака или его заменителей


Также согласно постановлению Кабинета Министров Азербайджанской Республики N 138 от 22 августа 2002 года "О внесении изменений в "Ставки импортных таможенных пошлин по товарам, ввозимым на территорию Азербайджанской Республики", утвержденные постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики "О ставках таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям, размере сборов, взимаемых за таможенное оформление, в Азербайджанской Республике" N 80 от 12 апреля 2001 года при ввозе на территорию страны товаров под товарными позициями ТН ВЭД: 7207 11 140 0, 7207 11 160 0, 7216 31 100 0 (высотой до 100 мм), 7216 50 100 0, 7216 50 990 0, 7214 99 100 0, 7306 11 110 0, независимо от страны происхождения облагаются, таможенной пошлиной.


Лицензирование импорта


В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики N 782 от 2 сентября 2002 года лицензирование применяется при импорте этилового (пищевого) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.


Ограничение экспорта


В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики N 457 от 17 апреля 2001 года временно приостановлен экспорт отходов и крошек черных и цветных металлов (в целях укрепления сырьевой базы металлургической промышленности).


2. Меры торговой политики и практика ее применения


2.1. Регулирование импорта


Согласно Правилам регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике, утвержденным Указом Президента Азербайджанской Республики N 609 от 24 июня 1997 года "О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике", при импорте товаров резиденты представляют в таможенные органы следующие документы:

- заключенный договор;

- грузовую таможенную декларацию, которая соответствует форме Единого административного документа;

- инвойс - документ, определяющий товарную стоимость импортируемого товара;

- дорожно-транспортные документы;

- документ, подтверждающий происхождение товара;

- сертификат качества товара;

- сертификат соответствия товара.

В случаях, предусмотренных в указанных Правилах, также представляется распоряжение Кабинета Министров Азербайджанской Республики или положительное заключение экспертизы Министерства экономического развития.


2.2. Регулирование экспорта


Согласно Правилам регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике, утвержденным Указом Президента Азербайджанской Республики N 609 от 24 июня 1997 года "О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике", при экспорте товаров резиденты представляют в таможенные органы следующие документы:

- о регистрации лица в государственных органах;

- договор, заключенный с иностранными лицами;

- документы о происхождении экспортируемых товаров;

- документы уполномоченного банка о предоплате стоимости экспортируемых товаров или открытии аккредитива;

- в случаях, предусмотренных указанными Правилами, распоряжение Кабинета Министров Азербайджанской Республики или положительное заключение Министерства экономического развития;

- грузовую таможенную декларацию, которая соответствует форме Единого административного документа;

- сертификат качества на рыбу и другие морепродукты, экспортируемые из Азербайджанской Республики в страны Европейского союза.


Налоговая сфера


В соответствии с положениями Налогового кодекса импорт товаров (за исключением импорта, освобожденного от налога) считается налогооблагаемым. По правилам транзитных грузоперевозок товары, ввозимые на территорию Азербайджанской Республики в форме временного импорта либо импортируемые или считающиеся не принятыми в соответствии с таможенным законодательством товары для внутреннего потребления, не считаются импортными товарами для целей обложения НДС.

Одновременно на основании других статей Налогового кодекса экспорт товаров и следующих услуг облагается НДС по нулевой (0) ставке:

- передача в собственность либо уступка прав на патенты, лицензии, торговые марки, а также авторских и иных аналогичных прав;

- оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инженерных или рекламных услуг, а также услуг по обработке информации и иных аналогичных услуг;

- оказание услуг по предоставлению рабочей силы;

- сдача в аренду движимого имущества (за исключением транспортных средств транспортных предприятий);

- услуги агента, который от имени основного участника договора привлекает юридические или физические лица для оказания вышеуказанных услуг;

- оказание телекоммуникационных услуг (прием, распространение, передача посредством телеграфа, радио, оптических и иных электромагнитных систем сигналов, документов, фотографий либо звуков или информации всевозможного характера, в том числе предоставление или получение прав на подобную передачу, получение или распространение);

- радио- и телевизионные трансляции, оказание услуг почтовой связи;

- оказание услуг посредством компьютера, Интернета и других электронных сетей, электронной почты и других подобных средств либо предоставление права пользования такого рода сетями или услугами.

В целом в настоящее время проценты импортных таможенных пошлин соответствуют принятым в мировой практике нормам: 15-, 10-, 5-, 3-, 0,5%-ная пошлина.


3. Секторы экономики


3.1. Сельское хозяйство


В 2007 году было произведено 2 004,4 тыс. тонн зерновых и бобовых, 1 037,3 тыс. тонн картофеля, 1 227,3 тыс. тонн овощей, 677,8 тыс. тонн фруктов и плодово-ягодных, 417,6 тыс. тонн продовольственно-бахчевой продукции, 100,1 тыс. тонн хлопка, 103,4 тыс. тонн винограда, 2,9 тыс. тонн табака, 141,9 тыс. тонн сахарной свеклы, 483,8 тонн листьев зеленого чая. По сравнению с 2006 годом было произведено больше на 38 тыс. тонн картофеля, 40,9 тыс. тонн овощей, 15,4 тыс. тонн фруктов и плодово-ягодных, 55,5 тыс. тонн продовольственно-бахчевой продукции, 9,3 тыс. тонн винограда.

В результате проводимых изменений в посевной структуре уменьшилось производство зерна на 3,6%, хлопка - на 23,1%, табака - на 39,6%, лепестков зеленого чая - на 26,1%.

Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики N 181 от 16 ноября 2007 года сельским предпринимателям для урожая 2008 года на каждый гектар посева пшеницы было выделено 40 манат помощи, что всего составило 20,2 млн. манат средств. Помощь, выделенная производителям сельскохозяйственной продукции в 2007 году, составляла 71,4 млн. манат.

В настоящее время для развития семеноводства в республике было создано более 300 частных семеноводческих хозяйств.

Под урожай 2008 года осенью 2007 года в стране было засеяно 831,8 тыс. га озимых зерновых. Из них 598,1 тыс. га составляет озимая пшеница, 233,6 тыс. га - ячмень. По сравнению с 2007 годом посевная площадь зерновых возросла на 110,9 тыс. га, ячменя - на 36,7 тыс. га.

Одной из основных отраслей сельского хозяйства является животноводство. Каждый год динамично увеличиваются количество голов скота и производство животноводческой продукции. В республике 37,6% общей производительности сельского хозяйства выпадает на долю животноводства. В 2007 году на душу населения было произведено 20 кг мяса, 159 кг молока, 103 яйца.

В 2007 году в страну импортировано животноводческой продукции на сумму 49 119,6 тыс. долларов, а именно 4 700 тонн говядины, 18 651 тонна мяса птицы, 5 254 тонны колбасы и мясных консервов, 4 380,9 тонны сливочного масла, 5 583 тонны сгущенного молока и сливок, 3 619 тонн сыра, 5 677,8 тонны других молочных изделий.

Впервые из страны было экспортировано животноводческой продукции на сумму 15 434,2 тыс. долларов. Приняты меры для развития животноводства. Расширяется сеть пунктов искусственного осеменения животных. В текущем году правительством было выделено для строительства Республиканского семенного банка и оснащения этой сети оборудованием 1 600 тыс. манат. В 2008 году будет подготовлено 143 специалиста в области искусственного осеменения. Работа в этом направлении продолжается.

В 2007 году произведено 99,7% сельскохозяйственной продукции в негосударственных предприятиях. В результате успешной аграрной политики в государстве были проведены реформы в коллективных хозяйствах: земля роздана сельчанам, приватизированы предприятия, модернизированы старые и отданы в использование сотни новых предприятий.

За последние годы в Азербайджане построены и введены в эксплуатацию консервные заводы по производству гранатового сока в Хачмазском, Габалинском и Геокчайском районах, в Имишлинском - завод по производству сахара, пять предприятий по переработке хлопка-сырца, табачная фабрика "European-Tobacco-Baku", предприятия "Azersun Holding" по производству консервов, растительного масла и переработке чая.

Модернизированы ряд винодельческих предприятий, продукция которых удостоена многочисленных медалей и дипломов на международных дегустациях, выставках и ярмарках.

В настоящее время с европейских стран поступают заказы на производство вин Бакинскими заводами N 1 и N 2, Бакинским заводом шампанских вин, предприятиями Товуз-Балтия ЛТД, Гянджинским, Ханларским и Гилан-Кабалинскими винными заводами.

В 2007 году объем импорта продукции сельского хозяйства составил 724 145,9 тыс. долларов, а объем экспорта - 438 219,9 тыс. долларов. Основная часть экспортно-импортных операций проводилась с Республикой Беларусь, Грузией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной.

Продажа всей продукции ведется в соответствии с принципами свободной рыночной экономики, цены устанавливаются в соответствии со взаимными договоренностями.

Государственная служба Фитосанитарного контроля при Министерстве сельского хозяйства в 2002 году присоединилась к международной Конвенции по охране и карантину растений, а в 2007 году - Конвенции о создании Европейско-средиземноморской организации по охране и карантину растений.

Начиная с 1992 года были подписаны межгосударственные договоры по сотрудничеству в области охраны и карантина растений с Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Республикой Узбекистан, Украиной, Ираном и Румынией.

В целях улучшения фитосанитарных мероприятий государственная служба претворяет в жизнь проекты с турецким Агентством развития и сотрудничества, продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и другими международными организациями. В рамках проектов были выявлены направления улучшения деятельности и фитосанитарных возможностей в республике по методике ВТО и ФАО.

В направлении членства Азербайджанской Республики в ВТО в области фитосанитарии была проведена работа с экспертами ФАО для приведения соглашения Санитарного и фитосанитарного сертификата ВТО в соответствие с законодательством и в настоящее время продолжается сотрудничество с различными международными организациями в целях подготовки нормативных правовых актов в соответствующих областях.

В районах и городах Азербайджана действуют 65 ветеринарных управлений и 766 ветеринарных пунктов, на границах с соседними странами - 11 ветеринарных контрольных пунктов, на железной дороге - ветеринарно-контрольное управление и на его основе 8 контрольных пунктов и 1 дезинфекционная станция.

В целях принятия срочных мер при чрезвычайных и сложных эпизоотических ситуациях в республике действуют экспедиции по борьбе с туберкулезом и бруцеллезом, а также противоэпизоотическая экспедиция по борьбе с острыми инфекционными заболеваниями.

На 1 января 2008 года в стране имеется в наличии 2 511,8 тыс. голов крупного рогатого скота, 8 109,7 тыс. голов мелкого рогатого скота, 71,9 тыс. голов лошадей, 222 головы верблюдов, 18,7 тыс. голов свиней, 20,8 млн. птиц, 126,4 тыс. пчелиных улей.

Эпизоотические мероприятия по ликвидации туберкулеза, бруцеллеза, лептоспироза, ветрянки у овец, бешенства, сибирской язвы, ящура и классической чумы свиней финансируются из бюджета Азербайджанской Республики.

Чума крупного рогатого скота в Азербайджане была ликвидирована в 1992 году. Вакцинация животных против этой инфекции не проводится с 2003 года.

В последние 8 лет не наблюдалась ветрянка у овец. С учетом этого вакцинация против ветрянки проводится всего лишь у 20% мелкого рогатого скота.

В республике на основе промышленности действует 36 птичьих комплекса, и 867 тыс. семей разводит птиц в домашних условиях.

Во всем мире возрастает роль опасность распространения инфекционного гриппа птиц. Так как Азербайджан расположен на пути миграции перелетных птиц, это послужило одним из основных факторов распространения гриппа. Впервые вирус гриппа птиц был замечен в начале 2006 года в 9 пунктах перелетных птиц, 4 пунктах домашней птицы. В этих пунктах было уничтожено до 750 тыс. домашних птиц. В настоящее время эпизоотическое положение относительно гриппа птиц стабильно.

В последние годы проводятся мероприятия по расширению частных ветеринарных служб, усовершенствованию специалистов-ветеринаров на различных семинарах и тренингах, строительству и ремонту объектов государственных ветеринарных служб, закупке современного оборудования, обеспечению снаряжением и транспортными средствами специального назначения за счет технической помощи международных организаций, а также средствами, выделенными из государственного бюджета.


3.2. Промышленность


В целом в 2007 году наблюдалась динамика роста промышленного производства. В промышленности страны в 2007 году с учетом промышленной продукции домашних хозяйств, а также с учетом деятельности физических лиц произведено продукции и оказано услуг на 22,4 млрд. манат, что на 24% больше по сравнению с предыдущим годом.

На развитие промышленности в Азербайджане значительно повлиял рост добычи сырой нефти. Так, например, увеличение добычи на месторождении "Азери", а также дальнейшая эксплуатация месторождения "Чыраг" способствовали значительному росту нефтяного производства в стране. Также особым толчком в развитии промышленности Азербайджана послужили успешная деятельность нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и эксплуатация газово-конденсатного месторождения "Шахдениз".

В 2007 году в общем объеме промышленного производства доля выпуска продукции составила 95,2%, доля услуг - 4,8%. В течение года 73,1% промышленной продукции приходится на долю добывающего сектора, 21,9% - на долю обрабатывающего сектора, а 5% - на долю сектора по производству и продаже электроэнергии, газа и воды.

В 2007 году доля негосударственного сектора в промышленности составила 78,4%, что на 32,6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Действующие в промышленности страны 293 акционерных общества в прошлом году произвели промышленной продукции и оказали услуг на сумму 1 017,3 млн. манат, что составляет до 4,5% общего выпуска. По сравнению с 2006 годом этот показатель вырос на 32,1%.

Самый высокий показатель, помимо нефтяного сектора, в 2007 году приходится на долю производства машин и оборудования - 56,8%, электрооборудования, транспортных средств и оборудования - 35,7%, резиновых и пластмассовых изделий - 33,7% и т.д. Кроме этого, в течение года наблюдался значительный рост в производстве строительных материалов, пищевой продукции, включая алкогольные напитки. А в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности, например, текстильной промышленности, наоборот, наблюдался некоторый спад.

В 2007 году 99,9% произведенной на сумму 20,4 млрд. манат промышленной продукции направлено потребителю.

В добывающей промышленности наблюдается рост на 32% по сравнению с предыдущим годом. В 2007 году добыча сырой нефти (включая газовый конденсат) составила 42 604,3 тыс. тонн.

За отчетный год значительные изменения произошли также и в обрабатывающей промышленности. Значительно возрос объем производства в таких важных отраслях обрабатывающей промышленности, как производство безалкогольных напитков, фруктово-овощных соков, шампанских вин, водки, кондитерских изделий, сахара и сахарного песка, макарон, виноградного вина, мясных, рыбных и колбасных изделий. На долю негосударственных предприятий приходится 99,4% произведенной пищевой продукции.

Рост производства наблюдался также и в таких отраслях обрабатывающей промышленности, как производство нефтяной продукции - на 7,7%, производство машин и оборудования - на 56,8%, транспортных средств и оборудования - на 35,7%, а в металлургической промышленности наблюдался спад на 6,1%. На долю негосударственных предприятий приходится 45,9% металлургической продукции.

Число занятых на промышленных предприятиях в 2007 году достигает 194,5 тыс. человек, что на 5,5% больше по сравнению с предыдущим годом.

В 2007 году было произведено 21,8 млрд. кВт.ч электроэнергии, что меньше показателя предыдущего года на 2,7 млрд. кВт.ч. На долю теплоэлектростанций приходится 19,4 млрд. кВт.ч энергии, на долю гидроэлектростанций - 2,4 млрд. кВт.ч.


3.3. Транспорт


Транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.

Для проведения обзора торговой политики Азербайджанской Республики исключительное значение имеет состояние и развитие транспортной системы.

В Азербайджанской Республике в период реформ на транспорте проведены базовые и институциональные преобразования. Осуществлена первоначальная приватизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, созданы правовые основы транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. В этот период транспорт обеспечил в целом платежеспособный спрос на перевозки пассажиров и грузов. Завершение базовых структурных реформ, переход экономики в фазу роста, создание основ правовой базы работы транспорта в рыночных условиях, развитие транспортной отрасли создали предпосылки для формирования в Азербайджанской Республике единой транспортной системы, а также комплексного развития транспортной инфраструктуры, интеграции преимуществ различных видов транспорта для развития экономики и повышения уровня жизни населения.

В 2007 году перевезено 167,5 млн. тонн грузов, что превышает показатели 2006 года на 15,1%. Объем железнодорожных перевозок составил 28,3 млн. тонн, морских - 10,2 млн. тонн, автомобильных - 81,6 млн. тонн. Перевозка пассажиров увеличилась на 8%, что составило 1 148 млн. пасс.-км. На терминалах Бакинского международного морского торгового порта переработано 5,5 млн. тонн грузов, из них 4,7 млн. тонн составляют транзитные грузы. По международному транспортному коридору "Европа - Кавказ - Азия" перевезено 42,6 млн. тонн грузов, из них 9,9 млн. тонн грузов - транзитные.

С 2006 года осуществляется выдача лицензии на виды деятельности международных, межгородских и внутригородских грузопассажирских перевозок автомобильного транспорта.

Согласно действующему законодательству Азербайджанской Республики применяется "система разрешения" и взимается сбор (пошлина) за въезд автотранспортных средств при международных перевозках, а также осуществляются выплаты в Дорожный фонд, средства которого направляются на строительство автомобильных дорог и развитие дорожной инфраструктуры. На строительство и полную реконструкцию сети автомобильных дорог республики за 2007 год выделено 693,0 млн. манат, в том числе за счет бюджета на содержание дорог - 130,0 млн. манат, за счет национального инвестирования - 460,9 млн. манат, что в два раза больше средств, выделенных в 2006 году.

В 2007 году на развитие железных дорог сумма привлеченных инвестиций составляет 4,4 млн. манат. В целях обновления локомотивного парка Азербайджанской железной дороги приобретены 10 локомотивов, отремонтированы 800 грузовых и 61 пассажирский вагон, проведен капитальный ремонт 7,3 км железнодорожных путей.

С января 2007 года начались строительные работы по реализации проекта соединительной железнодорожной линии Баку - Тбилиси - Карс, которой придается большое значение. В Грузии объявлен тендер по закупке строительных работ на железнодорожном участке Ахалкалаки - Карцахи, определен победитель тендера и подписан соответствующий договор.

Во исполнение распоряжения Президента Азербайджанской Республики N 2443 от 18 октября 2007 года о строительстве нового Морского торгового порта осуществляются подготовительные меры, после чего начнутся строительные работы. Порт, который расположен на пересечении транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг", имеет непосредственный выход на основные железнодорожные и автомобильные магистрали. Благодаря тому, что порт Баку расположен на центральной оси транспортного коридора ТРАСЕКА, появляется возможность для создания на территории порта зоны свободной торговли, в свою очередь повышается роль Азербайджана как транзитной страны, имеющей потенциал, развитую инфраструктуру и широкий выход на Евроазиатскую транспортную сеть.

Для привлечения дополнительных объемов перевозки грузов проводится работа по совершенствованию тарифной политики. В этих целях устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, соблюдению рентабельности, использованию средств государственного бюджета для поддержки пассажирских перевозок, поставок подвижного состава, развитию приграничной инфраструктуры, строительству объектов производственного назначения. К действующим ставкам (тарифам) были представлены скидки на транзитные перевозки грузов по международному транспортному коридору "Европа - Кавказ - Азия".


3.4. Телекоммуникации и почта


В 2007 году совокупность доходов в сфере информационно-коммуникационных технологий составила 773,5 млн. манат, из которых 721,8 млн. манат приходится на долю телекоммуникационного и почтового секторов. Рост доходов в этих секторах экономики составил 27,3%, или 154,8 млн. манат.

Из общего объема доходов по сектору 563,6 млн. манат (78,1%) получено от услуг связи, оказанных негосударственными предприятиями, а 158,2 млн. манат (21,9%) - государственными предприятиями. По сравнению с предыдущим годом рост по негосударственным предприятиям связи составил 34,8%, а по государственным - 6,2%.

В целях улучшения социального положения связистов была продолжена работа по увеличению размеров оплаты труда. В течение года средняя заработная плата связистов повысилась на 36,3%, в том числе по Министерству связи и информационных технологий - на 31,8%, и на 1 января 2008 года составила 299,4 маната, по Министерству связи и информационных технологий - 205 манат.

За 2007 год общий объем инвестиций по сектору составил 167,4 млн. манат, в том числе объединениями и предприятиями, входящими в структуру Министерства связи и информационных технологий - 39,3 млн. манат. В результате работ, проведенных по реконструкции и модернизации фиксированной телефонной сети, емкость фиксированной телефонной сети общего пользования достигла 1 426 900 номеров.

За отчетный год были проведены целенаправленные работы по полной электронизации республиканской телефонной сети. К 1 января 2008 года удельный вес АТС электронного типа в общей телефонной сети по республике доведен до 79,5%, тогда как к 1 января 2007 года этот показатель составлял 75,7%, а по телефонной сети г. Баку аналогичный показатель возрос с 83,6 до 84,7%.

В отчетном году количество основных телефонных аппаратов на каждые 100 человек по республике составило 14,5, в 2006 году - 14. Данный показатель по городу Баку составляет 33 единицы, а в других регионах республики - 9,4.

Число абонентов фиксированной телефонной сети на каждые 100 семей возросло с 60 в 2006 году до 63 в 2007 году.

В Азербайджане, как и во всем мире, стремительно развивается сектор мобильной связи. Если в 2003 году число абонентов мобильной связи составляло 1 млн. человек, то к концу 2007 года данный показатель возрос до 4,5 млн. К концу отчетного года число абонентов мобильной связи на каждые 100 человек увеличилось до 52,4, что примерно на 34,3% выше показателя предшествующего года.

Одной из причин таких резких темпов роста является вступление "Азерфон", являющегося новым мобильным оператором, на рынок мобильной связи и доведение им в короткие сроки числа своих абонентов до 300 тыс.

За 2007 год объем международного входящего трафика в Азербайджан, увеличившись по сравнению с предыдущим годом примерно на 69,8 млн. мин., или 21,8%, составил 389,1 млн. мин., а объем исходящего трафика, увеличившись на 30,1 млн. мин., или 33,6%, составил 119,6 млн. мин.

В 2007 году количество компьютеров на каждые 100 человек населения было равно 4, а число пользователей Интернет - 11, что выше по сравнению с 2006 годом на 29 и 10% соответственно.

За последние 4 года скорость подключения сети Интернет страны к глобальной сети Интернет увеличилась в 25 раз и достигла 6 Гб/с, и в результате объем экспорта информации в международную сеть Интернет из республики увеличился в 25 раз, а объем импорта - в 17 раз.

Кроме того, за отчетный период было расширено введение услуг широкополосной связи. Наряду с г. Баку в 22 районах республики для 14 600 пользователей создана возможность пользования услугами широкополосной связи. В указанный период число интернет-пользователей широкополосной линией на каждые 10 тыс. человек составило 17, тогда как в 2006 году - 8.


3.5. Спорт


В 2006 году азербайджанские спортсмены участвовали в различных мероприятиях в рамках СНГ, в том числе:

- азербайджанская делегация в составе 24 человек участвовала в VI Международных спортивных играх под девизом "Вместе - мир и здоровье", состоявшихся 19-24 июня 2006 года в Минске;

- представители молодежи и спорта Азербайджанской Республики принимали участие в работе заседания Совета по делам молодежи государств - участников СНГ 14 сентября 2006 года и 24-25 января 2008 года в Минске, а также II Форума молодых лидеров стран СНГ и Балтии 16-19 сентября 2006 года в Сочи;

- делегация Министерства спорта и молодежи Азербайджанской Республики участвовала в IV Дельфийских играх молодежи стран СНГ 24-30 октября 2006 года;

- делегация Министерства спорта и молодежи Азербайджанской Республики участвовала в заседании 5-8 декабря 2006 года, посвященном проблемам молодежи стран СНГ.

III Форум молодых лидеров стран СНГ и Балтии прошел 11-14 октября 2007 года в Баку.


Республика Беларусь


Министр спорта и туризма Республики Беларусь побывал в Азербайджане 11-13 октября 2006 года. В ходе визита подписано Соглашение о сотрудничестве в области физического воспитания и спорта между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и Министерством спорта и туризма Республики Беларусь. В ходе официального визита Президента Азербайджанской Республики Алиева И. в Республику Беларусь 17 октября 2006 года подписано Соглашение о сотрудничестве в области физического воспитания и спорта между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и Министерством спорта и туризма Республики Беларусь. Подписаны Программы сотрудничества на 2007-2008 годы в области физического воспитания и спорта между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

С 24 по 26 апреля 2007 года состоялся визит в Азербайджан делегации Министерства образования Республики Беларусь. Во время визита обсуждались перспективы сотрудничества в области молодежной политики между двумя государствами.


Грузия


Традиционно развиваются и крепнут связи между молодежью Азербайджанской Республики и Грузии, проводятся регулярные встречи. Подписан Протокол о сотрудничестве между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и Министерством культуры, защиты памятников и спорта Грузии. Также планируется подписание совместного Плана мероприятий в области молодежи и спорта на 2007-2008 годы между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и Министерством культуры, защиты памятников и спорта Грузии.


Республика Молдова


Делегация Молдовы, возглавляемая Министром образования и молодежи Молдовы Тсвиркуном В. посетила Азербайджан с официальным визитом. В итоге подписан План мероприятий по сотрудничеству в области молодежной политики и спорта на 2006-2007 годы. В Кишиневе 19-25 апреля 2006 года состоялась выставка молодых фотографов Азербайджана и Молдовы. В Азербайджане 26-29 октября проводились дни молодежи Молдовы. Азербайджанская делегация участвовала в I Национальном форуме молодежи 7-10 ноября в Кишиневе.

Дни молодежи Азербайджана прошли в Молдове 5-6 декабря 2007 года.


Российская Федерация


Делегация Министерства спорта и молодежи Азербайджанской Республики участвовала в заседании 4-8 декабря 2006 года в Санкт-Петербурге, посвященном вопросу двустороннего сотрудничества с правительством Санкт-Петербурга в области работы с молодежью.

Дружеская встреча по художественной гимнастике между командами Азербайджана и России, посвященная дням Российской Федерации в Азербайджане состоялась 18-21 августа 2006 года.


Республика Узбекистан


Также существуют широкие связи в области молодежи и спорта между Азербайджанской Республикой и Республикой Узбекистан. Подготовлен проект плана по сотрудничеству на 2007-2008 годы между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и общественным молодежным движением Республики Узбекистан "Камолот".


Украина


Развивается сотрудничество в области молодежи и спорта между Азербайджаном и Украиной. Разработан и готов к подписанию проект плана мероприятий в области работы с молодежью и спорта.

Между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и Министерством по делам семьи, молодежи и спорта Украины 22 мая 2008 года подписана Программа о сотрудничестве в области молодежной политики и спорта на 2008-2009 годы.


4. Меры товарно-денежной политики и межбанковских кредитных взаимоотношений, практика их применения


4.1. Конвертируемость и курс национальной валюты


Наметившаяся с начала 2007 года общая тенденция ослабления курса доллара привела к небольшим колебаниям в течение всего года. К концу декабря 2007 года по сравнению с предыдущим месяцем курс доллара снизился на 0,2%, а по сравнению с началом года - на 3,0%. Ослабление курса американской валюты сопровождалось укреплением позиций евро, и в результате к концу декабря 2007 года по сравнению с соответствующей датой 2006 года курс евро вырос на 8,8%. Также в конце декабря 2007 года по сравнению с концом декабря 2006 года курс российского рубля к азербайджанскому манату вырос на 4,8%.


Курс маната по отношению к доллару за 2007 год


Месяц

В долларах

Среднегодовой

0,8581

Январь

0,8713

Февраль

0,8697

Март

0,8679

Апрель

0,8656

Май

0,8620

Июнь

0,8565

Июль

0,8548

Август

0,8534

Сентябрь

0,8519

Октябрь

0,8502

Ноябрь

0,8481

Декабрь

0,8460


4.2. Порядок открытия корреспондентских счетов в иностранной и национальной валюте иностранным банкам


Порядок открытия в Азербайджанской Республике корреспондентских счетов иностранных коммерческих банков устанавливается действующими Правилами Национального банка "Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов" от 3 ноября 2004 года, которыми устанавливается порядок открытия и ведения счетов в иностранной валюте, а также Правилами Национального банка от 11 сентября 1999 года "Об открытии и ведении в национальной валюте корреспондентских счетов иностранным банкам кредитными организациями Азербайджанской Республики", устанавливающими порядок открытия и ведения счетов в национальной валюте.

В соответствии с указанными нормативными актами для открытия корреспондентского счета в банках, действующих на территории Азербайджанской Республики, иностранному банку необходимо предоставить следующие документы:

- заявление установленного образца;

- устав банка или иной документ, отражающий юридический статус, а также копия документа, выданная уполномоченным органом в стране регистрации, предоставляющая право на осуществление банковской деятельности (легализованная в установленном законодательством порядке, перевод которого нотариально заверен);

- годовой отчет за истекший год и справка о результатах аудиторской проверки за последний финансовый год;

- баланс по состоянию на 1-е число истекшего месяца;

- легализованные в установленном законодательством порядке оттиск печати банка и образцы подписей лиц, обладающих правом распоряжения счетом;

- в случаях, предусмотренных международными договорами Азербайджанской Республики, разрешение (легализованное в установленном законодательством порядке, перевод которого нотариально заверен), выданное уполномоченным органом иностранного государства (центральным банком или другим уполномоченным органом);

- внутренние правила банка по борьбе с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма, а также информация об ответственном лице.

Кроме того, для открытия корреспондентских счетов банки имеют право требовать у контрагента дополнительные документы, предоставление которых предусмотрено внутренними процедурами в целях предотвращения их использования для осуществления операций нездорового характера, в том числе по отмыванию незаконных денег и финансированию терроризма.


Средние процентные ставки по кредитам



Дата

По выданным кредитам

Средние процентные ставки

01.02.07

В манатах

16,23


В иностранной валюте

16,63

01.03.07

В манатах

16,32


В иностранной валюте

16,84

01.04.07

В манатах

15,28


В иностранной валюте

16,36

01.05.07

В манатах

15,46


В иностранной валюте

16,37

01.06.07

В манатах

15,46


В иностранной валюте

16,25

01.07.07

В манатах

15,63


В иностранной валюте

16,43

01.08.07

В манатах

16,85


В иностранной валюте

16,77

01.09.07

В манатах

16,91


В иностранной валюте

17,16

01.10.07

В манатах

17,06


В иностранной валюте

17,15

01.11.07

В манатах

17,15


В иностранной валюте

16,97

01.12.07

В манатах

17,46


В иностранной валюте

16,68

01.01.08

В манатах

16,97


В иностранной валюте

16,26


5. Краткая статистическая и табличная информация


5.1. Основные макроэкономические показатели на 2005-2011 годы


Показатели


Ед.

изм.

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Реальный сектор

ВВП по рыночным ценам

Млн. манат

12522,4

18746,2

26815,1

31468,9

36581,8

39387,8

41421,0

Темпы реального роста

%

126,4

134,5

125,0

118,2

114,1

105,9

103,5

Дефлятор

%

116,2

111,3

114,4

104,7

101,9

101,7

101,6

Удельный вес частного сектора

%

77,8

81,0

84,0

89,0

90,0

88,0

86,0

Ненефтяной сектор, ВВП, по рыночным ценам

Млн. манат

7001,6

8654,4

11403,4

12858,7

15460,6

18435,8

21560,2

Темпы реального роста

%

108,3

111,9

111,3

108,1

108,3

108,5

109,0

Дефлятор

%

110,4

109,6

118,4

113,7

111,0

109,9

107,3

Нефтяной сектор, ВВП, по рыночным ценам*

Млн. манат

5520,8

10091,8

15411,7

18610,1

21121,2

20952,0

19860,8

Темпы реального роста

%

166,3

163,1

136,8

126,1

119,1

104,1

99,1

Дефлятор

%

124,2

112,0

111,6

98,6

95,3

95,3

95,7

Доля нефтяного сектора в ВВП

%

44,1

53,8

57,5

59,1

57,7

53,2

47 9

Производственная структура ВВП

Промышленность

Млн. манат

6190,2

10732,2

16252,4

19758,6

22496,9

22575,8

21761,7

темпы реального роста

%

156,9

157,6

135,1

124,8

118,2

104,1

99,6

дефлятор

%

120,7

114,1

112,1

99,6

96,4

96,4

96,8

в том числе:









ненефтяная промышленность

Млн. манат

669,3

640,2

840,7

1148,4

1375,8

1623,8

1903,9

темпы реального роста

%

114,8

111,3

109,1

107,3

106.7

106,2

106,3

дефлятор

%

97,7

85,9

120,3

114,1

112,3

111,1

110,3

Сельское хозяйство

Млн. манат

1145,5

1329,3

1568,9

1947,3

2373,7

2841,4

3371,3

темпы реального роста

%

107,5

100,9

108,0

107,7

106,7

106,7

106,7

дефлятор

%

113,7

115,0

116,0

115,2

114,2

112,1

111,2

Строительство

Млн. манат

1171,6

1445,4

1897,9

1875,7

2225,5

2667,1

3152,9

темпы реального роста

%

102,0

108,5

116,0

104,7

105,7

107,7

107,2

дефлятор

%

108,1

113,7

113,2

113,2

112,2

111,2

110,2

Торговля

Млн. манат

832,0

1038,9

1373,8

1832,4

2423,1

3149,1

4056,7

темпы реального роста

%

113,2

117,9

117,1

114,8

114,8

114,8

114,8

дефлятор

%

112,1

112,8

114,5

116,2

115,2

113,2

112,2

Транспорт

Млн. манат

670,5

872,2

1054,8

1252,8

1390,6

1543,6

1713,4

темпы реального роста

%

111,5

133,3

113,6

111,8

111,8

111,8

111,8

дефлятор

%

98,0

97,5

106,4

99,3

99,3

99,3

99,3

Связь

Млн. манат

261,6

370,6

470,6

467,1

551,1

633,8

728,9

темпы реального роста

%

136,0

124,0

132,0

120,0

118,0

115,0

115,0

дефлятор

%

96,9

114,3

96,2

100,0

100,0

100,0

100,0

Социальные и иные виды услуг

Млн. манат

1304,3

1865,8

2220,7

1985,1

2320,7

2677,1

3033,2

темпы реального роста

%

101,5

107,7

105,2

103,2

103,2

103,2

103,2

дефлятор

%

109,0

132,8

113,1

114,3

113,3

111,8

109,8

Чистые налоги на продукцию и импорт

Млн. манат

946,5

1024,4

1869,5

2350,0

2800,0

3300,0

3600,0

Удельный вес отраслей в ВВП

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Промышленность

%

49,4

57,2

60,6

62,8

61,5

57,3

52,5

Сельское хозяйство

%

9,1

7,1

5,8

6,2

6,5

7,2

8,1

Строительство

%

9,4

7,7

7,1

6,0

6,1

6,8

7,6

Услуги

%

24,5

22,5

19,5

17,6

18,3

20,3

23,0

Торговля

%

6,6

5,9

5,5

5,8

6,6

8,0

9,8

Транспорт

%

5,4

4,7

3,9

4,0

3,8

3,9

4,1

Связь

%

2,1

2,0

1,8

1,5

1,5

1,6

1,8

Социальные и неформальные услуги

%

10,4

10,0

8,3

6,3

6,3

6,8

7,3

Чистые налоги на продукцию и импорт

%

7,6

5,5

7,0

7,5

7,7

8,4

8,7

Доходы населения и цены

Население (на конец периода, с учетом оккупированных земель)

Тыс. человек

8436,4

8532,7

8629,9

8723,3

8823,7

8926,3

9030,1

Население (среднегодовое, с учетом оккупированных земель)

Тыс. человек

8391,9

8484,5

8581,3

8573,3

8673,7

8776,3

8880,1

Объем ВВП на душу населения

Манат

1513,9

2241,2

3168,5

3670,6

4217,5

4488,0

4664,5


Долл.

1600,5

2508,6

3692,4

4552,9

5506,7

6168,2

6748,2

Розничный товарооборот

Млн. манат

4622,6

5760,3

7617,4

9968,9

12931,8

16478,5

20619,5

темпы реального роста

%

113,2

113,5

114,0

114,8

114,8

114,8

114,8

индекс цен

%

109,5

109,8

116,0

114,0

113,0

111,0

109,0

Денежные доходы населения

Млн. манат

8063,6

10198,5

14305,6

16650,0

20340,0

23830,0

27420,0

Номинальный рост

%

122,3

126,5

140,3

129,4

122,2

117,2

115,1

Среднемесячная заработная плата

Манат

123,6

149,0

215,8

233,3

296,0

365,3

454,4

Номинальный рост

%

124,3

120,6

144,8

128,0

126,9

123,4

124,4

Внешняя торговля и платежный баланс

Баланс счетов текущих операций

Млн. долл.

167,3

3707,6

9018,9

10516,6

16214,4

17907,0

17124,3

Баланс товаров и услуг

Млн. долл.

1329,1

5821,9

13093,3

17221,5

21219,0

21217,2

19601,2

Экспорт товаров и услуг

Млн. долл.

8331,9

13954,5

22516,9

26328,3

31233,5

32646,6

32547,9

Экспорт ненефтяных товаров и услуг

Млн. долл.

1448,8

1879,2

2326,9

2683,5

3032,8

3331,9

3586,7

Номинальный рост

%

44,5

29,7

23,8

16,8

13,0

9,9

7,6

Доля нефтяного сектора в ВВП

%

19,5

20,4

18,6

16,8

15,0

13,1

11,5

Импорт товаров услуг

Млн. долл.

7002,8

8132,6

9423,6

9106,9

10014,5

11429,4

12946,7

Импорт ненефтяных товаров и услуг

Млн. долл.

3418,1

4778,6

6164,0

7049,2

8369,1

9941,8

11501,6

Номинальный рост

%

23,0

39,8

29,0

17,9

18,7

18,8

15,7

Доля ненефтяного сектора в ВВП

%

45,9

51,9

48,5

44,2

41,5

39,2

36,9

Прямые иностранные инвестиции, поступления

Млн. долл.

4475,4

4469,0

4526,0

2672,6

2419,2

2398,6

2484,3

Ненефтяной сектор

Млн. долл.


368,4

440,0

644,3

782,2

920,1

1058,0

Нефтяной сектор

Млн. долл.

4208,8

7438,5

13916,5

10162,5

8468,8

7168,7

7147,0

Репатриация прибыли в нефтяном секторе

Млн. долл.

1422,1

2374,5

4814,9

7073,1

5705,4

4643,5

4704,6

Репатриация капитала в нефтяном секторе

Млн. долл.

2786,6

5063,9

9101,6

3089,4

2763,4

2525,2

2442,3


_____________________________

* Рассчитано на основе обнаруженных и утвержденных на сегодняшний день углеводородных запасов.


5.2. Объем экспорта и импорта внешней торговли, их товарная структура и географическое распределение


Внешнеторговый оборот Азербайджанской Республики в 2007 году составил 11 770,6 млн. долларов (в 2006 году - 11 638,9 млн. долларов), что превысило уровень 2006 года на 1,1%. При этом экспорт уменьшился на 4,9% и составил 6 058,4 млн. долларов (в 2006 году - 6 372,2 млн. долларов), а импорт увеличился на 8,5% и составил 5 712,2 млн. долларов (5 266,7 млн. долларов).

Сальдо торгового баланса сложилось положительным в размере 346,2 млн. долларов, в 2006 году было также положительным, но значительно больше - 1 105,5 млн. долларов.

Объем торговли Азербайджанской Республики с государствами - участниками СНГ в 2007 году составил 3 004,8 млн. долларов, что ниже уровня 2006 года на 0,8%. При этом экспорт увеличился на 18,6% и составил 1 102,5 млн. долларов (в 2006 году - 929,7 млн. долларов), а импорт сократился - на 9,3% и составил 1 902,3 млн. долларов (2 098,2 млн. долларов). Сокращение импорта наблюдалось в основном за счет снижения импортных закупок из России (на 15%) и Туркменистана (на 89,1%).

Сальдо торгового баланса сложилось отрицательным в размере 799,8 млн. долларов, в 2006 году было также отрицательным - 1 168,5 млн. долларов.

Торговля с государствами - участниками СНГ составила 25,5% общего объема внешней торговли Азербайджана (в 2006 году - 26%), в том числе экспорт в общем объеме экспорта - 18,2%, импорт - 33,3% (14,6 и 39,8% соответственно).

Удельный вес Азербайджана в общем объеме торговли с государствами - участниками СНГ составил 1,6%, в том числе доля экспорта - 1,2% (в 2006 году - 1,3%), доля импорта в общем объеме взаимного импорта - 1,9% (2,8%).

В 2007 году Азербайджан увеличил поставки в государства - участники СНГ масла растительного на 35%, машин, оборудования и транспортных средств (в денежном эквиваленте) - 38%, уменьшил поставки продуктов переработки нефти на 39%, электроэнергии - на 30%, волокна хлопкового - на 27%, черных металлов (кроме чугуна и ферросплавов) - на 55%.

Доля государств - участников СНГ в общем объеме импорта Азербайджана составляла: рыбы свежей и свежемороженой - 92,2%, хлебных злаков - 99%, муки пшеничной или пшенично-ржаной - 98,6%, масла растительного - 99,7%, сахара белого - 95,5%, продуктов переработки нефти - 68,4%, газа природного - 100%, электроэнергии - 66%, удобрений минеральных или химических - 96,3%, лесоматериалов - 99,9%, тканей хлопчатобумажных - 91,6%, тракторов - 58,7%, автомобилей легковых - 45,7%, черных металлов (кроме чугуна и ферросплавов) - 90,4%, труб из черного металла - 56,2%.

В 2007 году Азербайджан увеличил закупки в государствах - участниках СНГ мяса и мясных субпродуктов в 7,9 раза (увеличение вследствие роста импорта из Украины), масла растительного - на 33%, хлебных злаков - 39%, муки пшеничной или пшенично-ржаной - в 4,2 раза (объясняется в основном ростом импорта из России), медикаментов - на 20,5%, лесоматериалов - на 28%, труб из черных металлов - на 14%, черных металлов (кроме чугуна и ферросплавов) - на 35%, тракторов - на 182,7%, автомобилей грузовых - на 6%.

Основными торговыми партнерами среди государств - участников СНГ были Грузия, Казахстан, Россия и Украина.

Объем торговли Азербайджанской Республики со странами дальнего зарубежья в 2007 году составил 8 765,8 млн. долларов, что превысило уровень 2006 года на 1,8%. При этом экспорт уменьшился на 8,9% и составил 4 955,9 млн. долларов (в 2006 году - 5 442,5 млн. долларов), а импорт увеличился на 20,2% и составил 3 809,9 млн долларов (3 168,5 млн. долларов).

Сальдо торгового баланса сложилось положительным в размере 1 146,0 млн. долларов, в 2006 году было также положительным - 2 274,0 млн. долларов.

Доля торговли со странами дальнего зарубежья в общем объеме внешней торговли Азербайджана составила 74,5% (в 2006 году - 74%), в том числе экспорт со странами дальнего зарубежья в общем объеме экспорта составил 81,8%, импорт - 66,7% (85,4 и 60,2% соответственно).

Удельный вес Азербайджана в общем объеме экспорта государств - участников СНГ в страны дальнего зарубежья составил 1,3% (в 2006 году - 1,6%), в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья - 1,5% (1,9%).

Одной из основных статей экспорта Азербайджана являлись нефть сырая и продукты переработки нефти. При этом 96,5% нефти сырой и 90,2% продуктов переработки нефти экспортировалось в страны дальнего зарубежья.

В 2007 году Азербайджан увеличил закупки в странах дальнего зарубежья медикаментов на 39,3%, машин, оборудования и транспортных средств (в денежном эквиваленте) - на 23%, автомобилей легковых - на 41%, автомобилей грузовых - на 101%, черных металлов (кроме чугуна и ферросплавов) - на 55%, труб из черных металлов - на 26%, рыбы свежей, мороженой и рыбного филе - на 44,5%, масла сливочного и прочих молочных жиров - на 34%, хлебных злаков - на 17%. Уменьшились закупки муки пшеничной или пшенично-ржаной на 99%, электроэнергии - на 64%.

Одним из основных торговых партнеров Азербайджана среди стран дальнего зарубежья являлась Италия.


Товарооборот Азербайджанской Республики с государствами - участниками СНГ
в 2007 году


Государства - участники СНГ

Экспорт, тыс. долларов

Импорт, тыс. долларов

Сальдо (экспорт-импорт), тыс. долларов

В% к предыдушему периоду

Экспорт

Импорт

Республика Беларусь

2324,3

76966,0

-74641,7

158,0

372,0

Грузия

343819,7

62930,8

280888,9

120,5

127,9

Республика Казахстан

127594,3

222294,2

-94699,9

120,8

174,7

Кыргызская Республика

2698,2

924,1

1774,1

38,4

194,7

Республика Молдова

108,6

9801,1

-9692,5

32,0

210,0

Российская Федерация

527121,5

1003886,1

-476764,6

153,1

85,0

Республика Таджикистан

51564,7

514,6

51050,1

39,4

177,8

Туркменистан

13599,7

40294,0

-26694,3

142,8

10,9

Республика Узбекистан

4454,7

19131,5

-14676,8

65,0

69,6

Украина

29188,1

465557,6

-436369,5

76,0

146,6

Итого

1 102 473,7

1 902 299,8

-799 826,1

118,6

90,7



Решение Экономического Совета СНГ от 12 сентября 2008 г. "Об Обзоре торговой политики Азербайджанской Республики"


Текст Решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение