Концепция агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 г. N 204)

Концепция
агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества
(утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 г. N 204)


Концепция агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС, Сообщество) разработана в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года с целью формирования общего аграрного рынка государств-членов ЕврАзЭС.

Агропромышленная политика государств-членов ЕврАзЭС - это совокупность принципов и методов государственного воздействия на экономическую интеграцию агропромышленных комплексов, развитие сельской местности для обеспечения политической стабильности, продовольственной безопасности и повышения уровня жизни населения каждого государства и Сообщества в целом.

Основным принципом агропромышленной политики является уважение национальных интересов государств-членов ЕврАзЭС при определении приоритетов, направленных на достижение общих целей. Соблюдая данный принцип, необходимо также:

- учитывать специфику агропромышленного комплекса каждого государства Сообщества;

- учитывать международные обязательства государств-членов ЕврАзЭС в области агропромышленной политики;

- учитывать эволюционность характера формирования механизмов согласованной агропромышленной политики, исходя из общей стратегии экономической интеграции государств-членов ЕврАзЭС.

Агропромышленная политика государств-членов ЕврАзЭС реализуется в соответствии с целями, задачами и интересами государств-членов ЕврАзЭС посредством системы мер бюджетной, финансов-кредитной#, инвестиционной, налоговой, тарифной, внешнеэкономической, институциональной, структурной, научно-технической и социальной политики.


1. Цели, задачи и основные направления агропромышленной политики Евразийского экономического сообщества


Цель агропромышленной политики - обеспечение динамичного развития всех сфер агропромышленного комплекса (далее - АПК), повышение его эффективности и конкурентоспособности, достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-члена ЕврАзЭС и Сообщества в целом, комплексное решение социально-экономических проблем развития сельских регионов, выработка скоординированной политики в области государственных закупок сельскохозяйственного сырья и продовольствия, промышленных товаров, используемых в АПК.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

- содействие формированию Единого экономического пространства с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия;

- реализация совместных мер по обеспечению общих выгод и национальных интересов государств-членов ЕврАзЭС, координация их усилий по повышению доходности сельскохозяйственного производства;

- развитие общего аграрного рынка Сообщества путем создания благоприятных условий для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, обеспечение совместной защиты от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран;

- содействие усилению потенциала присутствия продукции агропромышленного комплекса государств Сообщества на мировых рынках;

- создание условий для развития многообразных форм собственности в аграрном секторе экономики;

- осуществление мер по обеспечению продовольственной безопасности Сообщества в целом и входящих в него государств;

- выработка согласованной внешнеэкономической политики в сфере АПК, включая отношения с другими государствами и международными организациями, в том числе ВТО;

- формирование Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- развитие научно-технического сотрудничества в области селекции и семеноводства, ветеринарии, защиты растений и карантина, племенного дела, повышения плодородия почв, разработки прогрессивных технологий и технических средств в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, мелиорации земель, расширения потенциала перерабатывающих отраслей, производства новых, экологически чистых видов продовольственных товаров, а также землеустройства и других сфер АПК;

- разработка и осуществление совместных научных исследований по проблемам агропромышленного комплекса на основе межгосударственных программ научно-исследовательских работ, включая совместные программы по экологизации сельскохозяйственного производства, а также подготовку и переподготовку кадров по сельскохозяйственным специальностям и аграрной науке;

- создание единой информационной системы общего аграрного рынка Сообщества;

- обмен опытом в сфере развития сельских территорий;

- обеспечение разработки и реализации совместных инвестиционных проектов и программ в приоритетных сегментах аграрного рынка;

- оказание содействия предпринимательским структурам государств-членов ЕврАзЭС в установлении и укреплении экономических взаимосвязей, развитии кооперации, агропромышленной интеграции и внутрирегиональной специализации, создании совместных предприятий;

- содействие созданию межгосударственных отраслевых союзов в АПК.

Основными направлениями агропромышленной политики государств-членов Сообщества являются:

- развитие агропромышленного комплекса государств Сообщества, включая сельскохозяйственное производство и переработку сельскохозяйственного сырья, рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов и услуг для села;

- развитие инфраструктуры общего аграрного рынка и системы мер по его регулированию;

- подготовка предложений по мерам, направленным на развитие АПК в сфере бюджетной, кредитно-финансовой, таможенной, ценовой, налоговой, тарифной и страховой политики;

- выработка единого механизма межгосударственного лизинга сельскохозяйственной техники;

- стимулирование спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

- создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов и программ;

- координация вопросов в области подготовки и переподготовки кадров;

- повышение доходности и рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в государствах ЕврАзЭС;

- улучшение условий труда в АПК;

- решение социально-экономических проблем развития сельских территорий;

- гармонизация нормативной и правовой базы общего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов, научно-технического сотрудничества, социального положения работников аграрного сектора экономики;

- обеспечение мониторинга состояния и тенденции развития АПК государств-членов ЕврАзЭС.


2. Экономический механизм агропромышленной политики


- Экономический механизм агропромышленной политики государств-членов ЕврАзЭС должен быть направлен на создание условий для обеспечения добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов государств-членов ЕврАзЭС.

- В области внешнеэкономических связей в соответствии с Приоритетными направлениями развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы предстоит:

- перейти к единой политике, нормам и механизмам субсидирования сельскохозяйственного производства;

- заключить необходимые международные договоры о применении единой системы сертификации продовольственной продукции, поступающей в торговый оборот на общем аграрном рынке Сообщества;

- проводить необходимые консультации Сторон по вопросам агропромышленной политики и доступа на рынок товаров, услуг сельского хозяйства с целью выработки согласованной политики на переговорах по присоединению к ВТО.

Согласованная бюджетная политика осуществляется путем постепенной унификации методов финансовой поддержки и системы налогообложения в агропромышленных комплексах государств-членов ЕврАзЭС.

Налоговая политика государств-членов ЕврАзЭС предполагает сближение налоговых систем государств Сообщества с целью исключения двойного налогообложения дохода и капитала, применение принципа страны назначения при обложении косвенными налогами.

Кредитование и выдача гарантий при проведении операций на общем аграрном рынке осуществляется путем взаимодействия финансовых институтов стран Сообщества.

Государства Сообщества осуществляют координацию национальных ценовых политик в сфере АПК. При этом учитывается национальный опыт государств Сообщества по применению гарантированных закупочных, интервенционных, залоговых и других видов цен.

Страхование рисков в АПК осуществляется страховыми организациями, действующими и зарегистрированными в соответствии с законодательством в государствах-членах ЕврАзЭС.

В области таможенного дела:

- осуществление совместных мер по борьбе с контрабандой и теневым товарооборотом сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

- участие в реализации Программы обустройства пунктов пропуска на внешних границах государств Сообщества на период 2001 - 2005 гг., в части ветеринарного и фитосанитарного контроля.


3. Научно-техническое и информационное сотрудничество, подготовка кадров


Согласованная агропромышленная политика в области улучшения использования научного потенциала государств-членов ЕврАзЭС включает:

- разработку рекомендаций по гармонизации законодательств государств-членов ЕврАзЭС в области развития аграрной науки;

- создание условий для координации информационного обмена в научно-технической сфере;

- создание совместных научных структур, действующих на принципах самоокупаемости;

- использование международных грантов и программ для совместной научной деятельности;

- создание совместных аналитических центров по изучению и мониторингу развития агропромышленных комплексов государств-членов ЕврАзЭС;

- проведение маркетинга рынков научно-технической продукции в государствах-членах ЕврАзЭС и в третьих странах;

- проведение совместных научно-практических конференций, тематических семинаров, обмен информацией по вопросам анализа аграрной политики (последствия рыночных преобразований и перспективы развития) и обмен опытом по инновационной деятельности в области агропромышленного комплекса.

Приоритетным направлением в развитии инновационной деятельности в сфере АПК является разработка и реализация межгосударственных научно-технических и инновационных программ.

Координация исследований в области общего аграрного рынка осуществляется в рамках научно-технического сотрудничества по фундаментальным и приоритетным прикладным научным проблемам общего аграрного рынка государств-членов ЕврАзЭС. Особое внимание предполагается уделить формированию информационной среды, предусматривающей создание информационных систем:

- правовой, нормативно-справочной и научной информации;

- оперативной информации по различным видам рынков;

- аналитической информации по основным рынкам;

- информационной поддержки продвижения товаров на рынки;

- информации о фитосанитарной и эпидемиологической обстановке.

Развитие кадрового потенциала АПК предполагает:

- формирование общего образовательного пространства, обеспечивающего равные условия для поступления в учебные заведения, взаимное признание документов об образовании, ученых степенях и званиях;

- целевую подготовку специалистов для АПК;

- расширение межгосударственного обмена научными и педагогическими кадрами, приема в аспирантуру и докторантуру;

- разработку межгосударственной программы переподготовки кадров по основным специальностям АПК.


4. Механизм и критерии эффективности реализации агропромышленной политики


Механизм реализации агропромышленной политики включает:

- гармонизацию нормативной правовой базы функционирования АПК в каждом государстве ЕврАзЭС и в Сообществе в целом;

- создание общественных институтов и их эффективное функционирование;

- использование различных организационных форм реализации принятых решений;

- создание условий для обеспечения социальных гарантий в АПК государств-членов ЕврАзЭС.

Межправительственным органом, который разрабатывает и реализует основные мероприятия агропромышленной политики, является Совет по агропромышленной политике при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, состоящий из руководителей центральных органов исполнительной власти по вопросам АПК государств-членов ЕврАзЭС.

Реализация агропромышленной политики проводится путем:

- разработки и принятия международных договоров, основ законодательства и других нормативно-правовых актов ЕврАзЭС и государств-членов Сообщества;

- принятия целевых программ;

- выработки предложений и рекомендаций для правительств государств-членов ЕврАзЭС или субъектов общего аграрного рынка.

Критериями эффективности агропромышленной политики являются:

- рост доходов и рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей при снижении себестоимости, улучшение условий труда и развитие социальной сферы села, снижение показателя уровня бедности сельского населения;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государств-членов ЕврАзЭС на мировом рынке;

- рост товарообмена на общем аграрном рынке Евразийского экономического сообщества;

- повышение уровня продовольственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС;

- экологизация агропромышленного производства.



Концепция агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 г. N 204)


Текст Концепции опубликован в Сборнике базовых документов Евразийского экономического сообщества, 2-издание, Москва, 2008 г.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.