Решение о Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ (Астана, 22 мая 2009 г.)

Решение
о Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ
(Астана, 22 мая 2009 г.)


Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:

1. Утвердить Концепцию формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ (прилагается).

2. Предоставить Экономическому совету Содружества Независимых Государств право вносить изменения в План мероприятий по реализации Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ в соответствии с предложениями государств - участников СНГ и заинтересованных органов отраслевого сотрудничества.

3. Настоящее Решение вступает в силу с даты подписания.


Совершено в городе Астане 22 мая 2009 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.


За Правительство Азербайджанской Республики


За Правительство Республики Молдова


За Правительство Республики Армения

/подпись/

За Правительство Российской Федерации

/подпись/

За Правительство Республики Беларусь

/подпись/

За Правительство Республики Таджикистан

/подпись/

За Правительство Грузии


За Правительство Туркменистана


За Правительство Республики Казахстан

/подпись/

За Правительство Республики Узбекистан


За Правительство Кыргызской Республики

/подпись/

За Правительство Украины




Концепция
формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ от 22 мая 2009 г.)


Введение


Годы, прошедшие после образования СНГ, показали, что с образованием новых независимых государств население приграничных территорий оказалось в сложном положении, когда были нарушены и существенно ограничены культурные связи. Острота этой ситуации подтверждает необходимость использования потенциала межрегионального и приграничного сотрудничества для создания условий, способствующих повышению эффективности и стимулирования межгосударственного регионального сотрудничества в сфере формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек.

Потребность народов государств - участников СНГ в общении обусловливает расширение связей и контактов между государствами - участниками СНГ. Этому активно способствуют библиотеки и профессиональное библиотечное сотрудничество.

Создание информационно-библиотечного пространства через развитие современных средств коммуникации и информатизации, библиотечного взаимодействия становится одним из направлений сотрудничества государств - участников СНГ.


1. Общие положения


Современное развитие принципов государственного управления, углубление и расширение торгово-экономических, производственных, научно-технических и культурных связей между регионами различных государств усиливают значимость межрегионального сотрудничества. В его рамках активизируются связи между приграничными территориально-административными и хозяйствующими субъектами, решаются конкретные задачи взаимодействия государств - участников СНГ. Приграничное сотрудничество рассматривается как наиболее активная форма межрегионального сотрудничества.

Формирование информационно-библиотечного пространства предусматривает решение задачи обеспечения доступности документированной информации для граждан и организаций на всей территории Содружества Независимых Государств. Прежде всего это относится к информации, которая накапливается в открытых фондах библиотек и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, предназначенных для обслуживания физических и юридических лиц.

Наиболее эффективным способом повышения доступности информации является ее предоставление на цифровом и традиционном (бумажном) носителях, в том числе через приграничные библиотеки. Наблюдается повсеместное внедрение систем администрирования в разных сферах деятельности, и все больше государств переносит на цифровые носители свое культурное достояние в целях расширения и предоставления качественного доступа к нему.

Разработка Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ (далее - Концепция) как части информационного пространства СНГ объективно обусловлена наличием общих целей и приоритетов в развитии. Концепция должна представлять собой систему взаимосогласованных государствами - участниками СНГ взглядов на цели и приоритеты формирования культурного и информационно-библиотечного пространства в условиях углубления межгосударственных отношений.

Нормативной и правовой основой Концепции являются:

- национальное законодательство государств - участников СНГ;

- многосторонние межгосударственные документы, принятые Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ;

- модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ;

- двусторонние соглашения государств - участников СНГ, касающиеся развития сферы культуры, библиотечной деятельности, информации и смежных областей.

Информационно-библиотечное пространство - совокупность национальных информационных пространств государств - участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров, в формировании которого принимают участие приграничные библиотеки.

Приграничные территории - территории или часть территорий административно-территориальных образований государства - участника СНГ, прилегающие к государственной границе государства - участника СНГ и определяемые в качестве таковых в соответствии с его национальным законодательством или международными договорами.

Приграничные библиотеки - библиотеки, находящиеся в ведении территориально-административных образований государств - участников СНГ и расположенные на приграничных территориях.

В документе учтены положения Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года, Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года, Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года.

Целью Концепции являются выработка согласованных позиций, стратегии и определение основных направлений практической деятельности по формированию информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ. Для реализации Концепции разработан План мероприятий на 2008-2010 годы.


2. Приграничные библиотеки как межгосударственные и информационные центры СНГ


2.1. Особенности функционирования приграничных библиотек


Приграничные библиотеки функционируют на приграничных территориях, являющихся зонами активного взаимодействия сопредельных государств. Характер их деятельности определяется историческими, политическими, экономическими, экологическими, социокультурными факторами, требованиями государственной и информационной безопасности.

Среди факторов, непосредственно влияющих на деятельность библиотек, следует выделить следующие:

- исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами - участниками СНГ, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничных территориях государств - участников СНГ;

- разнообразие культур, национальные, этнополитические, этнокультурные и лингвистические особенности;

- влияние миграции на социальные процессы приграничных территорий государств - участников СНГ, в том числе внешней миграции;

- наличие условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющих трансграничные последствия;

- особенности режима межрегионального и приграничного информационного обмена с сопредельными государствами - участниками СНГ;

- особенности обеспечения национальной безопасности на приграничных территориях государств - участников СНГ.

Таким образом, характерной особенностью приграничных территорий, наряду со сложившейся системой связей и отношений, является наличие вполне соотносимой по объему совокупности многосторонних связей и отношений, отличающихся изменяемостью и неустойчивостью. Задача приграничных библиотек заключается в том, чтобы оперативно выполнять свои функции, адаптируясь к неустойчивой составляющей социальных связей, и в то же время четко и организованно работать систематически, выполняя основную миссию обеспечения доступа населения приграничных территорий к фондам библиотеки и имеющимся (в зависимости от технологической оснащенности и информатизации) информационно-библиотечным ресурсам.

Особое значение приграничных библиотек определяется тем, что они представляют собой важнейшее звено в инфраструктуре библиотечной сети государств - участников СНГ, выступают гарантами устойчивого развития всей системы информационно-библиотечного обслуживания населения государств - участников СНГ.

Особенности приграничных библиотек также определяются структурой, состоянием и функционированием библиотечной сети конкретных территориально-административных образований в государствах - участниках СНГ в целом.


2.2. Направления развития приграничных библиотек в современном обществе


Библиотеки приграничных территорий выполняют важные социальные и коммуникативные функции, являясь базовым элементом культурной жизни административно-территориальных образований государства - участника СНГ, сосредоточившим культурные, образовательные, историко-краеведческие функции, необходимые для обеспечения информационных потребностей населения.

Приграничные библиотеки находятся, как правило, в отдаленных от национальных, региональных и муниципальных центров районах, иногда труднодоступных и недостаточно обеспеченных фондами, персоналом и техническими средствами. Поэтому стратегической целью развития приграничных библиотек должны стать создание системы библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей гражданам свободный доступ к информации, приобщение к ценностям этнической, национальной и мировой культуры, стимулирование расширения межнационального общения на пространстве СНГ.

Достижение этой цели будет способствовать развитию приграничных библиотек и инициировать решение следующих задач:

- обеспечение доступа пользователей к библиотечным ресурсам региональных и центральных библиотек государств - участников СНГ;

- оперативная доставка документов удаленным пользователям с использованием современных телекоммуникационных технологий;

- максимальное удовлетворение потребностей пользователей в различных видах информации и документов на основе взаимоиспользования фондов библиотек;

- обслуживание абонентов с использованием информационных ресурсов других библиотек и организаций;

- предоставление пользователям документов из фонда каждой библиотеки в виде оригиналов или копий на любых носителях во временное пользование;

- предоставление абонентам копий необходимых документов или их отдельных частей на платной основе с использованием копировально-множительной техники.

Развитие приграничных библиотек будет способствовать расширению библиотечной сети в государствах - участниках СНГ, а также стимулировать формирование культурного, информационного, интеллектуального, образовательного пространства государств - участников СНГ путем:

- создания обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между библиотечными организациями, библиотеками приграничных территорий государств - участников СНГ;

- межкультурной коммуникации приграничных библиотек в аспекте сохранения культурного наследия народов государств - участников СНГ;

- развития и укрепления культурных, научных и гуманитарных связей между библиотеками всех уровней;

- увеличения объемов обмена информацией из библиотек государств - участников СНГ;

- упрощения взаимного обращения пользователей библиотек, проживающих на приграничной территории, за необходимой информацией, находящейся в библиотеках других государств - участников СНГ;

- эффективного развития библиотечной инфраструктуры на приграничных территориях государств - участников СНГ;

- создания условий, способствующих сокращению сроков доставки информации из библиотек государств - участников СНГ по запросам пользователей (физические и юридические лица), включая содействие поиску необходимой информации, техническое обеспечение ее копирования и/или доставки в оригинальной форме, пропуск через государственную границу системой электронного документооборота, совершенствование инфраструктуры, в том числе разработку и принятие соответствующих нормативных правовых актов;

- осуществления согласованной политики в вопросах доступа и обмена информацией между государствами - участниками СНГ.

Формирование и эффективное развитие информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек окажут эффективное позитивное воздействие на межрегиональное и приграничное сотрудничество государств - участников СНГ и будут способствовать:

- взаимному обогащению культур;

- обеспечению взаимных интересов в межкультурном приграничном сотрудничестве;

- взаимному уважению национального законодательства государств - участников СНГ в части, касающейся развития всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества, и в том числе библиотечного дела, а также соответствующих международных договоров;

- оказанию содействия в выработке единых подходов и рекомендаций для приграничных библиотек (разного уровня), участвующих в межкультурных и межцивилизационных отношениях;

- переосмыслению роли и значения приграничных библиотек как социального института, ориентированного на укрепление межкультурного взаимодействия и социально-экономических взаимоотношений, а также на снижение социальной напряженности на приграничных территориях государств - участников СНГ.

Таким образом, создание системы библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей гражданам свободный доступ к информации, будет содействовать превращению приграничных библиотек в социокультурные информационные центры - важнейшие элементы структуры информационно-библиотечного пространства государств - участников СНГ.


3. Основные принципы и направления формирования информационно-библиотечного пространства государств - участников СНГ с участием приграничных библиотек


3.1. Основные принципы формирования информационно-библиотечного пространства с участием приграничных библиотек государств - участников СНГ


Основу формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек составляют принципы, изложенные в Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года, со следующими дополнениями:

- инновационный подход к разработке и реализации всех решений, касающихся развития приграничных библиотек;

- разнообразие, означающее учет и сохранение особенностей развития информационно-библиотечной сферы в различных странах, регионах и местных сообществах;

- мультикультурализм, т.е. учет всего комплекса межкультурных коммуникаций разного уровня и их особенностей в обслуживании населения;

- открытость в принятии решений по всему комплексу вопросов, связанных с развитием информационно-библиотечной ресурсной базы и доступности информации;

- учет ответственности и рисков, связанных с информационной безопасностью государств - участников СНГ;

- соблюдение норм международного права и учет национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству приграничных библиотек в области информации;

- заинтересованность и поиск оптимальных совместных взаимовыгодных решений и механизмов их реализации.


3.2. Основные направления сотрудничества приграничных библиотек государств - участников СНГ


Для развития сотрудничества приграничных библиотек могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:

- проведение научно-исследовательских работ по информационно-библиотечному взаимодействию приграничных территорий с использованием прогрессивных технологий;

- совместная разработка и реализация программ по охране и использованию историко-культурного и культурного наследия; научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:

разработка и реализация совместных научно-исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении и преподавании языков и культуры народов государств - участников СНГ:

создание интернет-сайтов (порталов) по вопросам сотрудничества приграничных библиотек;

- поддержка и развитие всех форм библиотечных молодежных обменов, участие в реализации международных библиотечных проектов и программ;

- развитие взаимодействия региональных и приграничных библиотек;

- взаимообмен приграничных библиотек цифровыми материалами на базе генерирования информации по краеведению и страноведению;

- проведение профессиональных стажировок специалистов в области автоматизации и внедрения новых технологий в библиотечном деле в целях формирования информационно-библиотечного пространства государств - участников СНГ;

- активизация деятельности приграничных библиотек по проекту "Встречи на границах";

- обмен научно-технической информацией и проведение научных конференций, научно-методических семинаров, выставок в области библиотечного дела;

- взаимодействие соответствующих компетентных служб по усилению контроля за незаконным перемещением культурных ценностей, находящихся в зоне обслуживания библиотек;

- объединение региональных и приграничных библиотек в Корпоративную библиотечно-информационную систему;

- взаимообмен приграничных библиотек информационными ресурсами на родном языке в целях поддержки соотечественников за рубежом;

- осуществление при необходимости разработки методологической и нормативной документации в области библиотечного дела в государствах - участниках СНГ.

В государствах - участниках СНГ могут применяться и другие направления сотрудничества приграничных библиотек, не противоречащие национальному законодательству и отвечающие целям и принципам развития библиотек государств - участников СНГ, их административно-территориальных образований и приграничных территорий.

Стимулирование развития сотрудничества приграничных библиотек с учетом интересов населения приграничных территорий, административно-территориальных образований и всего населения государств - участников СНГ предлагается осуществлять по следующим направлениям:

- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы библиотечного межрегионального и приграничного сотрудничества;

- укрепление взаимовыгодных социокультурных и научных связей государств - участников СНГ;

- финансовая поддержка в рамках национального законодательства государств - участников СНГ органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ сотрудничества приграничных библиотек;

- разработка государственных и региональных программ развития сотрудничества приграничных библиотек на ближайшую перспективу;

- применение иных мер по стимулированию сотрудничества приграничных библиотек, не противоречащих национальному законодательству государств - участников СНГ.

Межрегиональное и приграничное библиотечное сотрудничество при формировании информационно-библиотечного пространства должно осуществляться путем взаимодействия с органами власти в виде:

- разработки и реализации межгосударственных проектов и программ, способствующих развитию информационно-библиотечного пространства;

- правового, экономического и организационного обеспечения информационно-библиотечной деятельности и конкретных программ сотрудничества;

- создания на базе приграничных библиотек системы депозитариев для более эффективного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ;

- формирования органами власти совместных координирующих органов по межрегиональному и приграничному библиотечному сотрудничеству;

- создания и деятельности рабочих групп по развитию приграничного библиотечного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по научному и культурно-информационному сотрудничеству.

Для активизации межрегионального библиотечного сотрудничества целесообразно проводить практические семинары по вопросам формирования и разработки нормативно-правовой базы информационно-библиотечного пространства с участием представителей библиотек государств - участников СНГ.


3.3. Состояние нормативно-правовой базы в области библиотечного дела


Возможности развития межрегионального и приграничного библиотечного сотрудничества сдерживаются из-за недостаточной проработанности правовой базы этой сферы как в национальном библиотечном законодательстве большинства государств - участников СНГ, так и в рамках многостороннего библиотечного сотрудничества Содружества Независимых Государств.

Несмотря на то, что законодательство о библиотечном деле начинает играть заметную роль в жизни библиотек, обеспечении прав пользователей и определении ответственности государства за их реализацию, все большую актуальность приобретают вопросы сохранения информации в условиях новых технологий, когда реальностью становится возможность ее мгновенного копирования, рассылки, тиражирования. Развитие новых технологий цифровой записи и электронной коммуникации требует совершенствования законодательства об охране авторских и смежных прав, предоставления правообладателям эффективных способов защиты их интересов, адекватных особенностям современных видов массового использования охраняемых авторским правом объектов. Для защиты авторских и смежных прав все чаще требуются комплексное применение правовых и технических мер, активное сотрудничество между всеми заинтересованными структурами и организациями государств - участников СНГ. Эта ситуация актуальна и для библиотечной сферы. Многие проблемы, связанные с охраной произведений и объектов смежных прав при новых способах их использования, до настоящего времени не находят общепризнанных решений.

Большая часть создаваемых документов, в том числе печатных изданий, непубликуемых документов, а также аудиовизуальных документов в процессе подготовки проходит стадию цифровой формы (оригинал-макет печатного издания, электронная версия неопубликованных документов, цифровые фильмы, фотографии и др.). Наличие этих форм открывает возможности для передачи обязательного экземпляра непосредственно в электронном виде и в этом случае позволяет существенно снизить затраты как производителей, так и получателей обязательного экземпляра, а также обеспечить сохранение и постепенное накопление национального электронного информационно-библиотечного фонда.

Вместе с тем создание электронной версии информационно-библиотечного фонда не должно разрушать сложившуюся систему формирования этого фонда в традиционной (печатной) форме, а также учитывать законодательство об интеллектуальной собственности и не нарушать права автора или издателя.

В архивах электронные документы приходят на смену бумажным. Документы, которые используются в течение многих лет и даже десятилетий, неизбежно должны быть перенесены из старой среды в новую, хотя при этом существует риск потери или изменения содержания, функциональности или оригинального воплощения. При отсутствии фиксированного объекта, который может быть сохранен сам по себе, возникает необходимость определить, какие элементы действительно составляют оригинальный электронный документ и должны быть сохранены обязательно. Кроме того, изменяются место и роль обязательного библиотечного экземпляра, более глубокого осмысления требует проблема сохранения авторского права.

Для организации согласованной деятельности приграничных библиотек государств - участников СНГ необходима разработка нормативных правовых документов, регламентирующих эту деятельность.


4. Условия реализации Концепции


Органы исполнительной власти государств - участников СНГ разрабатывают меры по формированию информационно-библиотечного пространства и контролируют их реализацию.

Правовая и социальная защита лиц, участвующих в сотрудничестве приграничных библиотек, гарантируется и осуществляется государствами - участниками СНГ в порядке, установленном национальным законодательством.

Финансовое обеспечение реализации сотрудничества приграничных библиотек государств - участников СНГ может осуществляться за счет средств, предусматриваемых в национальных бюджетах на соответствующие цели, бюджетов регионов государств - участников СНГ, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, и средств сопредельных государств, использование которых определяется в порядке, установленном национальным законодательством государств - участников СНГ. Выполнение совместных межгосударственных программ и проектов осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.

Контроль за деятельностью участников сотрудничества приграничных библиотек осуществляется соответствующими органами власти государств -участников СНГ, органами власти их регионов в пределах их компетенции и библиотечными организациями государств - участников СНГ.

Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в государствах - участниках СНГ.

План мероприятий по реализации Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ приведен в приложении.


Приложение


План мероприятий
по реализации Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ


Содержание мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1.

Разработка проекта соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников СНГ по обеспечению сотрудничества приграничных библиотек

2009-2010 гг.

Национальные библиотеки государств - участников СНГ, Библиотечная Ассамблея Евразия, базовая организация государств - участников СНГ по сотрудничеству в области библиотечного дела федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека"

2.

Составление перечня действующих нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность приграничных библиотек

2009-2010 гг.

Национальные библиотеки государств - участников СНГ, Библиотечная Ассамблея Евразия, базовая организация государств - участников СНГ по сотрудничеству в области библиотечного дела федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека"

3.

Отработка пилотного проекта формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек Беларуси, России и Украины (Брянская область и сопредельные территории)

2009-2010 гг.

Библиотечная Ассамблея Евразия, базовая организация государств - участников СНГ по сотрудничеству в области библиотечного дела федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека", Брянская областная библиотека, администрация Брянской области и администрации сопредельных территорий

4.

"Встречи на границах" - проект, осуществляемый в рамках программы в области гуманитарного сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на 2007-2009 годы

2009-2010 гг.

Национальная библиотека Республики Казахстан, базовая организация государств - участников СНГ по сотрудничеству в области библиотечного дела федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека", библиотеки приграничных областей Республики Казахстан и Российской Федерации

5.

Формирование базы данных приграничных библиотек государств - участников СНГ

2009-2010 гг.

Национальные библиотеки государств - участников СНГ, Библиотечная Ассамблея Евразия, базовая организация государств - участников СНГ по сотрудничеству в области библиотечного дела федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека"

6.

Разработка проекта "Библиотека - центр диалога культур" по формированию информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек Ферганской долины: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан

2009-2010 гг.

Областные и районные библиотеки Ошской (Кыргызстан), Согдийской (Таджикистан), Андижанской (Узбекистан) областей

7.

Укрепление профессиональных и культурных связей приграничных библиотек Ферганской долины путем реализации проекта "Библиотека равных возможностей"

2009-2010 гг.

Ошский офис Фонда Евразия Центральной Азии, Ошская областная детская библиотека им. Мияшова (Кыргызстан), Библиотечно-информационный центр им. Аль-Форгоний Ферганской области и Библиотечно-информационный центр им. Бобура Андижанской области (Узбекистан), областная библиотека Согдийской области г. Ходжент (Таджикистан)



Решение о Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств - участников СНГ (Астана, 22 мая 2009 г.)


Текст Решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение