Решение Совета министров иностранных дел СНГ о Рекомендациях по формулированию государствами - участниками Содружества Независимых Государств оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 10 апреля 2009 г.)

Решение Совета министров иностранных дел СНГ
о Рекомендациях по формулированию государствами - участниками Содружества Независимых Государств оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках Содружества Независимых Государств
(Ашхабад, 10 апреля 2009 г.)


Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств решил:

1. Утвердить подготовленные Консультативным комитетом руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников Содружества Независимых Государств Рекомендации по формулированию государствами - участниками Содружества Независимых Государств оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках Содружества Независимых Государств (прилагаются).

2. Поручить Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств довести настоящее Решение до сведения Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.


Министр иностранных дел
Азербайджанской Республики

Министр иностранных дел
Республики Молдова


Министр иностранных дел
Республики Армения
/подпись/

Министр иностранных дел
Российской Федерации
/подпись/


Министр иностранных дел
Республики Беларусь
/подпись/

Министр иностранных дел
Республики Таджикистан
/подпись/


Министр иностранных дел
Грузии

Министр иностранных дел
Туркменистана


Министр иностранных дел
Республики Казахстан
/подпись/

Министр иностранных дел
Республики Узбекистан
/подпись/


Министр иностранных дел
Кыргызской Республики
/подпись/

Министр иностранных дел
Украины


Рекомендации
по формулированию государствами - участниками Содружества Независимых Государств оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках Содружества Независимых Государств
(утв. Решением Совета министров иностранных дел СНГ о Рекомендациях по формулированию государствами - участниками Содружества Независимых Государств оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках Содружества Независимых Государств от 10 апреля 2009 г.)


1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях гармонизации практики формулирования оговорок к международным договорам в рамках Содружества, приведения ее в соответствие с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года,* отражающими обычное международное право, и современной международной практикой в данной области.


Содержание и формулировка оговорки.
Процедура и условия формулирования оговорки


2. Согласно статье 2 Венской конвенции о праве международных договоров под оговоркой понимается одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

3. При формулировании заявления, которое представляет собой оговорку, не следует использовать термины "особое мнение", "замечания", "предложения" и т.п., поскольку они указывают на явления, которые характерны для стадии разработки проекта договора. В наименованиях заявлений к подписанному договору, текст которого является окончательным, такую терминологию использовать некорректно.

В качестве наименования оговорки рекомендуется использовать термины "оговорка" или "заявление".

4. Формулировка оговорки должна отвечать критериям ясности и полноты и должна позволять определить сферу применения оговорки для оценки, в частности, ее совместимости с объектом и целью договора.

В оговорке рекомендуется указывать, к каким положениям договора она относится и каким образом государство намерено изменить действие данных положений договора в их применении к этому государству.


Например:

[Государство А] не считает себя связанным положениями статей 3 и 18 [договора].

или:

[Государство А] заявляет о том, что положения пункта 1 статьи 4 [договора] не будут применяться [государством А] в отношении товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками [договора].


Если оговорка содержит отсылку к нормам внутреннего права государства, формулирующего оговорку, то в ней следует указывать, к каким положениям договора она относится и каково содержание норм внутреннего права.


Например:

[Государство А] заявляет о том, что положения пункта 3 статьи 18 [договора] будут применяться [государством А] в части, не противоречащей законодательству [государства А] по состоянию на день уведомления о выполнении внутригосударственных процедур в отношении [договора]. [Государство А] сообщает, что согласно его законодательству [далее излагается содержание соответствующих положений внутреннего права, в соответствии с которыми применяется упомянутое положение договора].


Если информация о содержании норм внутреннего права имеет значительный объем, то она может быть представлена в качестве отдельного документа.

Оговорка, которая не позволяет определить объем обязательств, принимаемых государством - автором оговорки к договору, и оценить совместимость оговорки с объектом и целью договора, является общей (или неясной) оговоркой.

5. Как следует из определения оговорки (см. п. 2 настоящих Рекомендаций), оговорка не может быть направлена на изменение положений договора. Таким образом, заявление, посредством которого государство желает исключить или иным образом изменить положения договора или добавить новые, является предложением об изменении содержания договора и не является оговоркой.

Соответственно, если государство намерено сформулировать оговорку, а не предложения об изменении содержания договора, то при формулировании оговорки не следует использовать следующие и подобные им выражения:

"внести в Договор следующие изменения", "исключить из Договора положения, допускающие международную правосубъектность", "изложить статью 3 Договора в следующей редакции", "за исключением пункта 4 статьи 3 Договора".

Заявление, которое предполагает изменение применения договора не только в отношениях между государством - автором оговорки и другими участниками договора, но и в отношениях между всеми участниками, также представляет собой предложение об изменении содержания договора и не является оговоркой.

Например, не является оговоркой заявление:

"[Государство А] считает целесообразным наделить Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства только консультативными и информативными функциями".

Заявление, нацеленное на изменение порядка вступления договора в силу, также является предложением об изменении содержания договора и не является оговоркой.

Например, следующее заявление, сделанное государством к договору, который вступает в силу со дня подписания, является предложением об изменении содержания договора и не является оговоркой:

"Статью 8 Договора изложить в следующей редакции:

"Настоящий Договор вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу"".

6. Государство может формулировать оговорку к договору, за исключением тех случаев, когда:

а) данная оговорка запрещается договором;

б) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;

в) в случаях, не подпадающих под действие пунктов а) и б), оговорка несовместима с объектом и целью договора.

Оговорка несовместима с объектом и целью договора, если она затрагивает существенно важный элемент договора, необходимый для его общей структуры, таким образом, что подрывает смысл существования договора.

7. Оговорка может формулироваться в случаях, если выражается окончательное согласие на обязательность договора: при подписании, ратификации, принятии, утверждении договора или присоединении к нему.

Оговорка, сформулированная при подписании договора, в отношении которого требуется выполнение внутригосударственных процедур, должна быть подтверждена государством при выражении окончательного согласия на его обязательность, в противном случае она не считается сделанной.

8. Если оговорка формулируется при подписании договора, то рядом с подписью уполномоченного представителя государства указывается "с оговоркой". Текст оговорки должен быть воспроизведен в отдельном документе, который одновременно с подписанием передается депозитарию и прилагается к заверенной копии договора, рассылаемой депозитарием государствам, подписавшим договор.

Не следует допускать ситуаций, когда при подписании договора "с оговоркой" текст самой оговорки не предоставляется.

9. Оговорка, формулируемая при ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, препровождается в письменном виде одновременно с соответствующим уведомлением депозитарию (либо включается непосредственно в уведомление), который информирует об оговорке все государства, подписавшие договор.

При подтверждении оговорки, сформулированной при подписании договора, в уведомлении о выполнении внутригосударственных процедур, направляемом депозитарию, указывается, что государство "подтверждает оговорку, сделанную им при подписании договора", либо воспроизводится текст оговорки целиком.

10. Оговорка может быть снята в любое время путем направления соответствующего уведомления депозитарию.

11. Если договор не предусматривает иное, государство может формулировать возражение против оговорки до конца двенадцатимесячного периода после того, как оно было уведомлено о такой оговорке, или до той даты, когда оно выразило свое согласие на обязательность для него договора, в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней.

Если в течение указанного времени государство не выскажет возражений против оговорки, оговорка считается принятой этим государством, если договор не предусматривает иное.

12. Датой уведомления государства об оговорке считается дата ноты депозитария, в которой государствам сообщается об оговорке.

13. Правовые акты Содружества Независимых Государств не наделяют депозитарий правом ставить перед государствами - участниками договора вопрос об официальном выражении их реакции на оговорку, сформулированную одним из участников договора. Государство не обязано официально подтверждать депозитарию принятие оговорки, если иное не предусмотрено договором.


Диалог об оговорках


14. Если, по мнению государства, оговорка, сформулированная другим государством, является общей (неясной), дает основания усомниться в ее совместимости с объектом и целью договора, первое государство может обратиться к государству - автору оговорки с просьбой разъяснить содержание и цели оговорки. В частности, если оговорка содержит ссылку на законодательство государства - автора оговорки, ему может быть адресован запрос о содержании соответствующих положений законодательства.

15. Указанный запрос может быть направлен адресату непосредственно. В таком случае запрашивающее государство информирует о запросе и о полученном ответе депозитарий, который доводит данную информацию до сведения государств - участников договора и других государств - участников СНГ.

Запрос также может быть направлен через депозитарий. Ответ в таком случае также направляется через депозитарий. Депозитарий информирует о запросе и ответе государства - участники договора и другие государства-участники СНГ.


______________________________

* Участниками Венской конвенции о праве международных договоров являются все государства - участники СНГ, за исключением Азербайджана.



Решение Совета министров иностранных дел СНГ о Рекомендациях по формулированию государствами - участниками Содружества Независимых Государств оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 10 апреля 2009 г.)


Текст Решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.