Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2009 г. N 1745-р О подписании Соглашения о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников СНГ

Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2009 г. N 1745-р


В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минобороны России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проект Соглашения о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается).

Разрешить Минобороны России в ходе проведения переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Признать целесообразным подписать указанное Соглашение на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.

ГАРАНТ:

Соглашение подписано в Ялте 20 ноября 2009 г.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин


Проект


Соглашение
о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств


Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание важность объективного установления причин авиационных происшествий с государственными воздушными судами,

в целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами одного государства на территории другого государства - участника настоящего Соглашения

согласились о нижеследующем:


Статья 1


Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

"авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна;

"государственная авиация" - авиация, используемая для осуществления государственной службы в военных, пограничных, милицейских, таможенных и других органах государства - участника Содружества Независимых Государств;

"государственное воздушное судно" - воздушное судно государственной авиации;

"расследование авиационного происшествия" - процесс, включающий выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия;

"рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия" - предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;

"уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации" - орган, осуществляющий расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами, их классификацию и учет, а также государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения в части, касающейся безопасности полетов.


Статья 2


Стороны через свои уполномоченные органы сотрудничают в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами на территориях государств - участников настоящего Соглашения в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются).


Статья 3


Целями расследования авиационного происшествия являются установление причин авиационного происшествия и разработка рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия.

Любое судебное или административное разбирательство, направленное на установление чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно от расследования авиационного происшествия на основании соответствующих соглашений и законодательства государства каждой из Сторон.


Статья 4


Стороны осуществляют скоординированную деятельность при проведении научных разработок, проектировании, изготовлении, приобретении и внедрении технических средств и комплексных систем расследования авиационных происшествий, в том числе путем разработки совместных программ по совершенствованию методов расследования авиационных происшествий.


Статья 5


Подготовка и переподготовка специалистов в области расследования авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов государственных воздушных судов осуществляются по согласованным методикам и программам на основе соглашений между Сторонами.


Статья 6


Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения ими настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.


Статья 7


Стороны в ходе реализации настоящего Соглашения обеспечивают режим защиты информации, в отношении которой передающая Сторона обусловила необходимость соблюдения конфиденциальности. Передача такой информации осуществляется на основании соответствующих соглашений и законодательства государства каждой из Сторон.


Статья 8


Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждого из государств - участников настоящего Соглашения, вытекающих для него из других международных договоров, участником которых оно является.


Статья 9


Для реализации положений настоящего Соглашения Стороны определяют уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации, о чем информируют депозитарий одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения.

В случае изменения наименования уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации соответствующая Сторона информирует об этом депозитарий.


Статья 10


По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые являются его неотъемлемой частью и которые оформляются соответствующим протоколом.


Статья 11


Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.


Статья 12


Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.

Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.


Статья 13


Настоящее Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств путем передачи депозитарию документа о присоединении.

Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.


Статья 14


Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.


Совершено в г. ___________ "____"_____________ 2009 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.


За Правительство
Азербайджанской Республики

За Правительство
Республики Молдова


За Правительство
Республики Армения

За Правительство
Российской Федерации


За Правительство
Республики Белоруссия

За Правительство
Республики Таджикистан


За Правительство
Грузии

За Правительство
Туркменистана


За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Республики Узбекистан


За Правительство
Киргизской Республики

За Правительство
Украины


Приложение
к Соглашению о сотрудничестве в области расследования
авиационных происшествий с государственными
воздушными судами государств - участников
Содружества Независимых Государств


Правила
расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств


I. Общие положения


1. Настоящие Правила предназначены для обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий и распространяются на авиационные происшествия с государственными воздушными судами одного государства - участника Соглашения о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение) на территории другого государства - участника Соглашения.

2. Настоящие Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Соглашения, устанавливают порядок проведения расследования и степень участия уполномоченных представителей и их советников в расследовании авиационных происшествий с государственными воздушными судами одного государства - участника Соглашения на территории другого государства - участника Соглашения.

Каждое авиационное происшествие с государственными воздушными судами одного государства - участника Соглашения на территории другого государства - участника Соглашения подлежит обязательному расследованию.

Расследование авиационного происшествия является процессом, включающим выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия.


II. Классификация и определения


3. Авиационные события подразделяются:

а) на авиационные происшествия;

4. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются:

б) на аварии.

5. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются:

а) на авиационные инциденты;

6. В целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий применяются следующие понятия:

а) "авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;

б) "авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией государственного воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости государственного воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

в) "авиационное происшествие" - событие, которое связано с летной эксплуатацией воздушного судна и которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна. Воздушное судно считается утраченным, когда:

произошло полное разрушение воздушного судна;

местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;

эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;

восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно;

г) "авиационное событие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация;

д) "государство места события" - государство, на территории которого имело место авиационное происшествие;

е) "государство регистрации воздушного судна" - государство, в реестрах которого зарегистрировано государственное воздушное судно;

ж) "государство - эксплуатант воздушного судна" - государство, на территории которого находится основное место деятельности организации, эксплуатирующей государственное воздушное судно, или, если организация, эксплуатирующая государственное воздушное судно, не имеет такого места деятельности, - постоянное место пребывания данной организации;

з) "заинтересованные государства" - государство места события, государство регистрации воздушного судна, государство - эксплуатант воздушного судна, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку воздушного судна, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа воздушного судна, а также государство, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при авиационном происшествии;

и) "катастрофа" - авиационное происшествие, повлекшее телесное повреждение со смертельным исходом какого-либо лица или пропажу без вести пассажиров или членов экипажа воздушного судна;

к) "летная эксплуатация воздушного судна" - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по эксплуатации данного типа воздушного судна;

л) "наземное происшествие" - событие, которое связано с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна и при котором произошло повреждение или утрата этого судна;

м) "органы обслуживания воздушного движения" - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства;

н) "особая ситуация" - ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации воздушного судна в результате проявления (воздействия) опасных факторов;

о) "опасный фактор" - потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и (или) развитию особой ситуации;

п) "председатель комиссии по расследованию" - лицо, которому в силу наличия у него соответствующей квалификации поручены организация и проведение расследования;

р) "причины (факторы) авиационного происшествия" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию;

с) "серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, который связан с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности авиационного происшествия, для предотвращения которого требуется выполнение экипажем и (или) органами организации воздушного движения, обслуживания воздушного движения сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета воздушного судна. Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:

выход воздушного судна за пределы условий летной эксплуатации;

возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и другое) на экипаж или пассажиров воздушного судна;

значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;

значительное снижение работоспособности членов экипажа воздушного судна;

значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж воздушного судна;

возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате пожара, разрушения или рассоединения элементов управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и другое;

т) "советник уполномоченного представителя" - лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования авиационного происшествия;

у) "телесное повреждение со смертельным исходом" - телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть;

ф) "уполномоченный представитель" - лицо, которому поручено руководителем уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации одной из Сторон государств - участников Соглашения участие в расследовании авиационного происшествия, проводимом другой Стороной;

х) "чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, которое связанно с эксплуатацией воздушного судна и при котором наступило одно из следующих последствий:

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в результате террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;

гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.


III. Расследование авиационных происшествий


Организация расследования


7. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами организует уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, являющегося государством места события.

8. Государство места события вправе передать право расследования государству регистрации воздушного судна или другому заинтересованному государству - участнику Соглашения, которое оформляется отдельным документом.

В этом случае расследование организуется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, которому переданы права на расследование.

9. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами проводится комиссией, образованной уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, проводящим расследование, в соответствии с международными договорами, участником которых является соответствующее государство, настоящими Правилами и законодательством государства места события.

10. Заинтересованные государства могут назначать своих уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей для участия в расследовании авиационного происшествия.

Уведомление о составе уполномоченных представителей направляется по дипломатическим каналам.

11. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, проводящий расследование, включает уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в состав рабочих органов комиссии по расследованию авиационного происшествия.

12. Степень участия уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в расследовании авиационного происшествия определяется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, проводящим расследование, и дает указанным лицам право по согласованию с председателем комиссии и под его контролем:

а) посещать место авиационного происшествия;

б) осматривать воздушное судно или части разрушенного воздушного судна, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;

в) получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса;

г) иметь доступ ко всем относящимся к авиационному происшествию вещественным доказательствам;

д) получать относящиеся к авиационному происшествию документы;

е) участвовать в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного происшествия, таких, как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования авиационного происшествия;

ж) принимать участие в совещаниях, связанных с формулированием выводов, причин и рекомендаций по авиационному происшествию.

13. Лица, участвующие в расследовании авиационного происшествия, должны иметь соответствующую квалификацию, не должны быть причастными к организации, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета, по которому проводится расследование, а также не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к авиационному происшествию.

14. Доставку лиц, привлекаемых к расследованию, на территорию государства места события и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, направляющего этих представителей.

Перевозку членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту авиационного происшествия и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства места события.

15. Органы исполнительной власти, организации, дипломатические представительства и консульские учреждения государства - участника Соглашения оказывают содействие работе комиссии.


Оповещение об авиационном происшествии


16. В случае авиационного происшествия органы обслуживания воздушного движения, осуществляющие непосредственное руководство (управление) полетом воздушного судна, действуют в соответствии с законодательством государства места события.

17. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства места события незамедлительно информирует об авиационном происшествии уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации государства регистрации воздушного судна, государства - эксплуатанта воздушного судна и при необходимости уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации других заинтересованных государств.


Действия должностных лиц при авиационном происшествии


18. Организация поиска воздушного судна, спасание его пассажиров и членов экипажа и оказание им помощи осуществляются в соответствии с законодательством государства места события.

19. Руководители соответствующих организаций заинтересованных государств обязаны при получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности документации, относящейся к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна и обеспечению его полета.

20. Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета государственного воздушного судна принимает руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства места события по согласованию с руководителем органа исполнительной власти или организации государства - эксплуатанта воздушного судна.

21. Решение о целесообразности эвакуации государственного воздушного судна принимают руководители органов исполнительной власти и организаций государства регистрации воздушного судна по согласованию с председателем комиссии.


IV. Порядок предания гласности информации об авиационном происшествии


22. Порядок предания гласности информации о факте авиационного происшествия определяется законодательством государства каждого из участников Соглашения.

23. Информация, полученная в ходе расследования авиационного происшествия и содержащая любые заявления и свидетельства лиц, любую переписку, имеющую отношение к авиационному происшествию и другие сведения об авиационном происшествии, могут быть преданы гласности только по согласованию с правоохранительными органами, осуществляющими следствие.

24. Вновь установленную информацию относительно обстоятельств авиационного происшествия участники расследования докладывают председателю комиссии. С согласия председателя комиссии они могут использовать эту информацию для принятия мер, направленных на повышение безопасности полетов. Указанная информация ни при каких обстоятельствах не может предоставляться или обсуждаться с лицами, не входящими в состав комиссии, или со специалистами, не привлекаемыми для проведения расследования авиационного происшествия.



Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2009 г. N 1745-р


Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5843


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.