Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии в сопредельных районах двух государств в сфере изучения, сохранения и рационального/устойчивого использования экосистем (Токио, 12 мая 2009 г.)

Программа сотрудничества
между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии в сопредельных районах двух государств в сфере изучения, сохранения и рационального/устойчивого использования экосистем
(Токио, 12 мая 2009 г.)


Правительство Российской Федерации и Правительство Японии (далее именуемые Сторонами),

придавая важное значение охране окружающей среды, в особенности обеспечению экологической безопасности сопредельных районов Российской Федерации и Японии, и осознавая, что дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества в этой сфере отвечает национальным интересам Российской Федерации и Японии,

принимая во внимание общность экосистем в сопредельных районах Российской Федерации и Японии и подтверждая общее понимание, что в этих районах актуальной задачей для обеих Сторон является продвижение практического и научного сотрудничества в сфере изучения, сохранения и рационального/устойчивого использования экосистем,

учитывая общность задач по охране окружающей среды и необходимость дальнейшего продвижения двустороннего взаимодействия на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Правительством СССР и Правительством Японии от 18 апреля 1991 года,

исходя из того, что в Российско-Японском плане действий, принятом на высшем уровне 10 января 2003 года, подтверждено намерение об активизации работы Смешанной российско-японской комиссии по охране окружающей среды и о последовательном претворении в жизнь соответствующих проектов двустороннего сотрудничества,

принимая во внимание, что в "Инициативе по укреплению российско-японского сотрудничества в регионах российского Дальнего Востока и Восточной Сибири", предложенной Японией в ходе российско-японской встречи на высшем уровне в Хайлигендамме 8 июня 2007 года, упоминается о возможности сотрудничества, направленного на охрану окружающей среды с целью устойчивого развития Азиатско-Тихоокеанского региона,

учитывая, что лидеры государств в ходе российско-японской встречи на высшем уровне в Москве 26 апреля 2008 года пришли к общему пониманию о продвижении взаимовыгодного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды на основе указанной Инициативы,

высказали намерение развивать сотрудничество в регионе Охотского моря, включая зону от о. Хоккайдо до Камчатского полуострова, и в сопредельных районах в Японском море и Тихом океане по следующим направлениям:

1. Совместное изучение морских и наземных экосистем и их компонентов в сопредельных районах Российской Федерации и Японии в целях сохранения и устойчивого/рационального использования.

В этих целях, руководствуясь принципами интегрированного и адаптивного управления, предполагается:

1.1. Совместно осуществлять научные исследования и мониторинг морских и наземных экосистем и их компонентов в сопредельных районах Российской Федерации и Японии, уделяя повышенное внимание особо уязвимым экосистемам и популяциям редких и исчезающих видов.

1.2. Совместно проводить исследования по оценке влияния хозяйственной деятельности на состояние морских и наземных экосистем и их компонентов в сопредельных районах Российской Федерации и Японии.

1.3. Осуществлять совместный анализ получаемых данных, подготовку и опубликование отчетов с результатами исследований.

1.4. Проводить совместные научные исследования и мониторинг состояния популяций редких и исчезающих видов животных, в том числе совместные научные исследования и мониторинг состояния популяций редких и исчезающих видов птиц, скоординированные с. мероприятиями, проводимыми в целях реализации Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания от 10 октября 1973 г.

1.5. Развитие сотрудничества применительно к сфере охраняемых районов (в определении Конвенции ООН о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г.) по вопросам:

- планирования и управления охраняемыми районами;

создания совместной единой базы данных по биологическому разнообразию охраняемых районов;

- экологического просвещения.

В качестве основных организаций, которые будут осуществлять сотрудничество, предусмотренное настоящим пунктом, предполагаются:

с российской стороны - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), ИГКЭ Росгидромета и РАН, Дальневосточное отделение Российской академии наук (ДВО РАН) - учреждения Российской академии наук: Институт биологии моря, Тихоокеанский институт географии, Тихоокеанский океанологический институт, Институт водных и экологических проблем, Биолого-почвенный институт;

с японской стороны - Министерство иностранных дел, Министерство окружающей среды, Губернаторство Хоккайдо, Научно-исследовательский центр окружающей среды Хоккайдо, Рыбопромышленная лаборатория Хоккайдо, Государственный институт изучения окружающей среды (Независимый административный институт), Университет Хоккайдо, Токийский сельскохозяйственный университет, Токийский университет морских наук и технологий.

2. Совместное получение, обработка и использование информации об экосистемах.

В этих целях предполагается:

2.1. Совместное формирование и использование баз данных.

В частности:

2.1.1. Создание реестра имеющихся данных о современном состоянии экосистем в сопредельных районах Российской Федерации и Японии и налаживание обмена данными.

2.1.2. Совместный сбор и анализ современными методами информации об экосистемах в том числе информации, получаемой в рамках таких международных организаций, как Северо-Тихоокеанская организация по морским наукам (PICES).

2.1.3. Обмен опытом и мнениями по мерам, принимаемым Сторонами, по защите естественной окружающей среды.

2.1.4. Создание совместной единой базы данных по биологическому разнообразию сопредельных районов Российской Федерации и Японии.

2.1.5. Разработка и использование сопоставимых методик сбора и анализа данных.

2.2. Организация оперативного обмена информацией при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера, в том числе:

- разработка системы экстренного обмена информацией о возникновении аварий с утечкой нефти и нефтепродуктов, химических веществ и т.д., а также информацией об авариях, повлекших загрязнение рек и морей и оказавших негативное воздействие на экосистемы сопредельных районов Российской Федерации и Японии;

- обмен данными о перелетных птицах, обитающих в сопредельных районах Российской Федерации и Японии, а также совместное проведение исследований с целью изучения проблемы распространения птичьего гриппа.

2.3. Создание системы совместного использования информации с помощью геоинформационных технологий (GIS).

В этих целях предполагается:

2.3.1. Проведение сбора первичных данных и разработка методики их систематизации.

2.3.2. Создание "метабаз данных" для совместного пользования информацией, разработка системы "clearing house".

2.3.3. Разработка системы доступа к "метабазам данных".

В качестве основных организаций, которые будут осуществлять сотрудничество, предусмотренное настоящим пунктом, предполагаются:

с российской стороны - Минприроды России, Росприроднадзор, Росгидромет, Росрыболовство, ДВНИГМИ Росгидромета, ГОИН Росгидромета, Дальневосточное УГМС, Приморское УГМС, Сахалинское УГМС, Колымское УГМС, Камчатское УГМС, ФИАЦ НПО "Тайфун", ДВО РАН - учреждения Российской академии наук: Институт биологии моря, Тихоокеанский институт географии, Тихоокеанский океанологический институт, Институт водных и экологических проблем, Биолого-почвенный институт;

с японской стороны - Министерство иностранных дел, Министерство окружающей среды, Управление рыболовства, Губернаторство Хоккайдо, Научно-исследовательский центр окружающей среды Хоккайдо, Рыбопромышленная лаборатория Хоккайдо, Государственный институт изучения окружающей среды (Независимый административный институт), Центр общих исследований рыболовной промышленности (Независимый административный институт), Университет Хоккайдо, Университет молочного хозяйства, Токийский сельскохозяйственный университет, Токийский университет морских наук и технологий.

3. Оценка состояния морской среды, в том числе анализ гидрометеорологических явлений, морских условий, движения дрейфующих льдов и других факторов, оказывающих на нее влияние.

В этих целях предполагается:

3.1. Осуществлять совместные проекты по мониторингу состояния морей и прибрежных зон, в том числе с использованием стационарных и дрейфующих буев, судовых наблюдений, спутниковых систем и других средств наблюдения.

3.2. Организация совместных работ по оценке морской среды, включая исследования стока реки Амур и его влияния на прилегающие акватории Охотского и Японского морей.

В качестве основных организаций, которые будут, осуществлять сотрудничество, предусмотренное настоящим пунктом, предполагаются:

с российской стороны - Росгидромет, Росприроднадзор, ДВНИГМИ Росгидромета, ААНИИ, ГОИН Росгидромета, НИЦ "Планета", Приморское УГМС, Сахалинское УГМС, Колымское УГМС, Камчатское УГМС, ДВО РАН - учреждения Российской академии наук: Тихоокеанский океанологический институт, Тихоокеанский институт географии, Институт биологии моря, Институт экономических исследований;

с японской стороны - Институт низких температур Университета Хоккайдо, Институт прикладной механики Университета Кюсю, Институт проблем человечества и окружающей среды, Научно-исследовательский центр окружающей среды Хоккайдо.

4. Реализация совместных проектов по исследованию состояния атмосферы, климатических изменений и их влияния на экосистемы сопредельных районов Российской Федерации и Японии.

В этих целях предполагается:

4.1. Проводить совместные исследования и наблюдения за состоянием атмосферы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая Восточную Сибирь, Дальний Восток Российской Федерации, северо-западную часть Тихого океана и северо-восточную часть Японии, в том числе контроль атмосферного переноса загрязняющих веществ на большие расстояния.

4.2. Совместный сбор и анализ метеорологической и климатической информации, в том числе получаемой в рамках глобальной системы наблюдений Всемирной метеорологической организации.

В качестве основных организаций, которые будут осуществлять сотрудничество, предусмотренное настоящим пунктом, предполагаются:

с российской стороны - ДВНИГМИ Росгидромета, Приморское УГМС, Сахалинское УГМС, Колымское УГМС, ГГО Росгидромета, ИГКЭ Росгидромета и РАН, ДВО РАН - учреждения Российской академии наук: Тихоокеанский океанологический институт, Тихоокеанский институт географии, Институт экономических исследований;

с японской стороны - Главное управление гидрометеорологической службы, Государственный институт изучения окружающей среды (Независимый административный институт), Институт низких температур Университета Хоккайдо, Институт прикладной механики Университета Кюсю, Научно-исследовательский центр окружающей среды Хоккайдо.

5. Расширение в приемлемых для Сторон формах сотрудничества между соответствующими ведомствами и организациями Российской Федерации и Японии, а также обмена специалистами.

В этих целях предполагается:

5.1. На основе настоящей Программы использовать возможности двусторонних консультаций, прежде всего в формате Смешанной российско-японской комиссии по охране окружающей среды и в рамках международного информационного обмена.

5.2. В необходимых случаях применять процедуры, предусмотренные в рамках межправительственной договоренности от 14 октября 1991 года.

5.3. Стороны, как правило, не реже одного раза в год будут проводить консультации по вопросам реализации настоящей Программы и при необходимости дополнять конкретные сферы сотрудничества.

5.4. Дополнения к настоящей Программе и новые сферы сотрудничества, а также регулярные отчеты о реализации Программы представляются и рассматриваются на очередном заседании Смешанной российско-японской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Настоящая Программа, а также осуществляемое в соответствии с ней сотрудничество и меры по ее реализации не должны рассматриваться как наносящие ущерб юридическим позициям и точкам зрения любой из Сторон по любым связанным с настоящей Программой вопросам.

Настоящая Программа не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом.


Совершено в г. Токио 12 мая 2009 года в двух экземплярах, каждый на русском и японском языках.


За Правительство Российской Федерации

/подпись/

За Правительство Японии

/подпись/



Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии в сопредельных районах двух государств в сфере изучения, сохранения и рационального/устойчивого использования экосистем (Токио, 12 мая 2009 г.)


Текст Программы официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение