Соглашение о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств (Ялта, 20 ноября 2009 г.)

Соглашение
о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств
(Ялта, 20 ноября 2009 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящего Соглашения

Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание важность объективного установления причин авиационных происшествий с государственными воздушными судами,

в целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами одного государства на территории другого государства - участника настоящего Соглашения

согласились о нижеследующем:


Статья 1


Для целей настоящего Соглашения используются следующие определения:

"авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и/или утрате этого воздушного судна;

"государственная авиация" - авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы государства - участника СНГ;

"государственное воздушное судно" - воздушное судно государственной авиации;

"расследование авиационного происшествия" - процесс, включающий выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия;

"рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия" - предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;

"уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации" - орган, осуществляющий расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами, их классификацию и учет, а также государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения в части, касающейся безопасности полетов.


Статья 2


Стороны через свои уполномоченные органы сотрудничают в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами на территориях государств - участников настоящего Соглашения в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются).


Статья 3


Целями расследования авиационного происшествия являются установление причин авиационного происшествия и разработка рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия.

Любое судебное или административное разбирательство, направленное на установление чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно от расследования авиационного происшествия на основании соответствующих соглашений и национального законодательства государств - участников настоящего Соглашения.


Статья 4


Стороны осуществляют скоординированную деятельность при проведении научных разработок, проектировании, изготовлении, приобретении и внедрении технических средств и комплексных систем расследования авиационных происшествий, в том числе путем разработки совместных программ по совершенствованию методов расследования авиационных происшествий.


Статья 5


Подготовка и переподготовка специалистов в области расследования авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов государственных воздушных судов осуществляются по согласованным методикам и программам на основе соглашений между Сторонами.


Статья 6


Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения ими настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.


Статья 7


Стороны в ходе реализации настоящего Соглашения обеспечивают режим защиты информации, в отношении которой передающая Сторона обусловила необходимость соблюдения конфиденциальности. Передача такой информации осуществляется на основании соответствующих соглашений и национального законодательства государств - участников настоящего Соглашения.


Статья 8


Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждого государства - участника настоящего Соглашения, вытекающих для него из других международных договоров, участником которых оно является.


Статья 9


Для реализации положений настоящего Соглашения Стороны определяют уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации, о чем информируют депозитарий одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур.

В случае изменения наименования уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации соответствующая Сторона информирует об этом депозитарий.


Статья 10


По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются соответствующим протоколом.


Статья 11


Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.


Статья 12


Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.

Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за шесть месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.


Статья 13


Настоящее Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства - участника СНГ путем передачи депозитарию документа о присоединении.

Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.


Статья 14


Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.


Совершено в г. Ялте 20 ноября 2009 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.


От Азербайджанской Республики

-


От Республики Армения

/подпись/


От Республики Беларусь

/подпись/


От Республики Казахстан

/подпись/


От Кыргызской Республики

/подпись/


От Республики Молдова

-


От Российской Федерации

/подпись/


От Республики Таджикистан

/подпись/


От Туркменистана

-


От Республики Узбекистан

/подпись/


От Украины

-


Приложение

к Соглашению о сотрудничестве в области

расследования авиационных происшествий

с государственными воздушными судами государств -

участников Содружества Независимых Государств

от 20 ноября 2009 года


Правила
расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств


Настоящие Правила направлены на обеспечение единого подхода к организации расследования авиационных происшествий и распространяются на авиационные происшествия с государственными воздушными судами одного государства на территории другого государства - участника настоящего Соглашения.


I. Общие положения


Настоящие Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников настоящего Соглашения, устанавливают порядок проведения расследования и степень участия уполномоченных представителей и их советников в расследовании авиационных происшествий с государственными воздушными судами одного государства на территории другого государства - участника настоящего Соглашения.

Каждое авиационное происшествие с государственными воздушными судами одного государства на территории другого государства - участника настоящего Соглашения подлежит обязательному расследованию.

Расследование авиационного происшествия - процесс, включающий выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия.


II. Классификация и определения


1. Авиационные события подразделяются на:

а) авиационные происшествия;

б) авиационные инциденты;

2. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

3. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на:

а) авиационные инциденты;

б) серьезные авиационные инциденты.

В целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий применяются следующие термины и их определения:

"авиационное событие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация.

Особая ситуация - ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации воздушного судна в результате проявления (воздействия) опасных факторов.

Опасный фактор - потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и/или развитию особой ситуации;

"авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и/или утрате этого воздушного судна.

Воздушное судно считается утраченным, когда:

произошло полное разрушение воздушного судна;

местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;

эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;

восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно;

"авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией государственного воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости государственного воздушного судна и/или жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

"авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;

"катастрофа" - авиационное происшествие, повлекшее телесное повреждение со смертельным исходом какого-либо лица или пропажу без вести пассажиров или членов экипажа воздушного судна.

Телесное повреждение со смертельным исходом - только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом;

"серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности авиационного происшествия, для предотвращения которого требуется выполнение экипажем и/или органами организации воздушного движения, обслуживания воздушного движения сложных и/или экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета воздушного судна.

Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:

выход воздушного судна за пределы условий летной эксплуатации;

возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.) на экипаж или пассажиров воздушного судна;

значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;

значительное снижение работоспособности членов экипажа воздушного судна;

значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж воздушного судна;

возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате пожара, разрушения или рассоединения элементов управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссий и т.п.;

"летная эксплуатация воздушного судна" - процесс эксплуатации воздушного судна, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра воздушного судна и до момента, когда все лица, находившиеся на борту воздушного судна с целью полета, покинули воздушное судно;

"наземное происшествие" - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошло его повреждение или утрата;

"причины (факторы) авиационного происшествия" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию;

"чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в результате террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;

гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения;

"государство места события" - государство, на территории которого имело место авиационное происшествие;

"государство регистрации воздушного судна" - государство, в реестрах которого зарегистрировано государственное воздушное судно;

"государство - эксплуатант воздушного судна" - государство, на территории которого находится основное место деятельности организации, эксплуатирующей государственное воздушное судно, или, если организация, эксплуатирующая государственное воздушное судно, не имеет такого места деятельности, - постоянное место пребывания данной организации;

"заинтересованные государства" - государство места события; государство регистрации воздушного судна; государство - эксплуатант воздушного судна; государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку воздушного судна; государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа воздушного судна, а также государства, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при авиационном происшествии;

"председатель комиссии по расследованию" - лицо, которому в силу наличия у него соответствующей квалификации поручены организация и проведение расследования;

"уполномоченный представитель" - лицо, которому поручено руководителем уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения участие в расследовании авиационного происшествия, проводимом другой Стороной;

"советник уполномоченного представителя" - лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования авиационного происшествия;

"органы обслуживания воздушного движения" - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства.


III. Расследование авиационных происшествий


Организация расследования


4. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами организует уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения, являющегося государством места события.

5. Государство места события вправе передать право расследования государству регистрации воздушного судна или другому заинтересованному государству - участнику настоящего Соглашения, которое оформляется отдельным документом.

В этом случае расследование организуется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения, которому переданы права на расследование.

6. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами проводится комиссией, образованной уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения, проводящим расследование, в соответствии с международными договорами, участником которых является соответствующее государство, настоящими Правилами и национальным законодательством государства места события.

7. Заинтересованные государства могут назначать своих уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей для участия в расследовании авиационного происшествия.

Уведомление о составе уполномоченных представителей направляется по дипломатическим каналам.

8. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения, проводящий расследование, включает уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в состав рабочих органов комиссии по расследованию авиационного происшествия.

9. Степень участия уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в расследовании авиационного происшествия определяется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения, проводящим расследование, и дает им право по согласованию с председателем комиссии и под его контролем:

посещать место авиационного происшествия;

осматривать воздушное судно или части разрушенного воздушного судна, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;

получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса;

иметь доступ ко всем относящимся к авиационному происшествию вещественным доказательствам;

получать относящиеся к авиационному происшествию документы;

участвовать в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного происшествия, таких как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования авиационного происшествия;

принимать участие в совещаниях, связанных с формулированием выводов, причин и рекомендаций по авиационному происшествию.

10. Лица, участвующие в расследовании авиационного происшествия, должны иметь соответствующую квалификацию, не должны быть причастными к организации, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета, по которому проводится расследование, а также не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к авиационному происшествию.

11. Доставку лиц, привлекаемых к расследованию, на территорию государства места события и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения, направляющего этих представителей.

Перевозку членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту авиационного происшествия и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства места события.

12. Органы исполнительной власти, организации, дипломатические представительства и консульские учреждения государства - участника настоящего Соглашения оказывают содействие работе комиссии.


Оповещение об авиационном происшествии


13. В случае авиационного происшествия органы обслуживания воздушного движения, осуществляющие непосредственное руководство (управление) полетом воздушного судна, действуют в соответствии с национальным законодательством государства места события.

14. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства места события незамедлительно информирует об авиационном происшествии уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации государства регистрации воздушного судна, государства - эксплуатанта воздушного судна, а при необходимости, уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации других заинтересованных государств.


Действия должностных лиц при авиационном происшествии


15. Организация поиска воздушного судна, спасание его пассажиров и членов экипажа, оказание им помощи осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства места события.

16. Руководители соответствующих организаций заинтересованных государств обязаны при получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности документации, относящейся к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна и обеспечению его полета.

17. Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета государственного воздушного судна принимает руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства места события по согласованию с руководителем органа исполнительной власти или организации государства - эксплуатанта воздушного судна.

18. Решение о целесообразности эвакуации государственного воздушного судна принимают руководители органов исполнительной власти и организаций государства регистрации воздушного судна по согласованию с председателем комиссии.


IV. Порядок предания гласности информации об авиационном происшествии


19. Порядок предания гласности информации о факте авиационного происшествия определяется национальным законодательством государств - участников настоящего Соглашения.

20. Информация, полученная в ходе расследования авиационного происшествия и содержащая любые заявления и свидетельства лиц, любую переписку, имеющую отношение к авиационному происшествию, другие сведения об авиационном происшествии могут быть преданы гласности только по согласованию с правоохранительными органами, осуществляющими следствие.

21. Вновь установленную информацию относительно обстоятельств авиационного происшествия участники расследования докладывают председателю комиссии. С согласия председателя комиссии они могут использовать эту информацию для принятия мер, направленных на повышение безопасности полетов. Чтобы не повредить процессу расследования, указанная информация ни при каких обстоятельствах не может предоставляться или обсуждаться с лицами, не входящими в состав комиссии, или со специалистами, не привлекаемыми для проведения расследования авиационного происшествия.


Заявление Украины от 20 ноября 2009 года
по пункту 11 повестки дня заседания Совета глав правительств СНГ о Соглашении о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств


"Украинская сторона определится с позицией после завершения проведения внутригосударственных процедур".


Премьер-министр Украины,
Глава делегации

Ю. Тимошенко



Соглашение о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств (Ялта, 20 ноября 2009 г.)


Соглашение вступило в силу 9 января 2011 г.


Текст Соглашения опубликован в Бюллетене международных договоров, октябрь 2011 г., N 10


См. статус настоящего Соглашения


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.