Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. N 467 "О Концепции создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества" (г. Санкт-Петербург)

Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. N 467
"О Концепции создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества"
(г. Санкт-Петербург)


Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил:

1. Утвердить Концепцию создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества (прилагается).

2. Правительствам государств-членов ЕврАзЭС, при принятии мер по созданию указанного банка данных, учитывать положения Концепции.


Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:


От

Республики

Беларусь

От

Республики

Казахстан


От

Кыргызской

Республики

От

Российской

Федерации


От

Республики

Таджикистан



Приложение
к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС
от 11 декабря 2009 г. N 467


Концепция
создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества


Настоящая Концепция разработана в целях содействия обеспечению безопасности государств-членов ЕврАзЭС (далее - государств ЕврАзЭС или Сообщества), повышению эффективности совместной борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной миграцией и иными вызовами и угрозами безопасности на территориях государств Сообщества.


I. Общие положения


1.1. Межгосударственный банк данных о трудящихся мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее - МБДТМ) - специализированная межгосударственная автоматизированная система, обеспечивающая получение, сбор, накопление, обработку, хранение и передачу потребителям определенной информации о физических лицах.

1.2. МБДТМ предназначен для постоянного фиксирования фактов въезда в государства ЕврАзЭС, пребывания на их территориях и выезда из них граждан третьих государств и лиц без гражданства. МБДТМ создается в виде организационно-технической системы, позволяющей осуществлять информационное обеспечение компетентных органов государств Сообщества.

1.3. Применительно к настоящей Концепции термины (определения) означают следующее:

единая система учета - совокупность организационно, функционально и технически взаимосвязанных органов, абонентских постов и пунктов, средств связи, информационно-учетных комплексов и банков учетных данных, обеспечивающих сбор, обработку, защиту, хранение, подготовку и передачу субъектам - потребителям определенных учетных сведений;

учетные данные - неформализованная или формализованная информация (сведения) о трудящихся-мигрантах государств ЕврАзЭС;

корреспонденты учетных данных - должностные лица, компетентные органы, абонентские посты и пункты, технические средства и комплексы, осуществляющие первичное получение учетных данных, предварительную и последующую их обработку и передачу в соответствующие инстанции (органы);

банк учетных данных - совокупность организованных по общим принципам и объединенных единым управлением баз (массивов) данных, а также программных и технических средств, обеспечивающих их обработку, систематизацию, архивирование и работу с ними заинтересованных корреспондентов и субъектов - потребителей учетных данных;

субъекты - потребители учетных данных - должностные лица, компетентные органы, абонентские посты и пункты, технические средства и комплексы, осуществляющие получение обработанных учетных данных;

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющиеся гражданином государства трудоустройства и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющиеся гражданином государства пребывания, не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

трудящийся-мигрант - лицо, имеющее урегулированный правовой статус и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории государства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.


II. Основные принципы, цель и задачи формирования МБДТМ


2.1. Основными принципами формирования МБДТМ являются:

- общая (коллективная) заинтересованность в создании и функционировании МБДТМ;

- соблюдение принципов и норм международного права, в том числе международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС;

- взаимовыгодное сотрудничество на этапах выбора технических решений, разработки, создания и эксплуатации единой системы учета;

- разработка согласованных требований к созданию структурных компонентов (элементов) единой системы учета, содержанию информационно-учетных данных, составу и комплектации аппаратного, программного и методического обеспечения;

- соблюдение прав государств Сообщества на независимое формирование и использование национальных информационно-учетных систем, ведомственных и межведомственных банков данных, информационных массивов, ресурсов и фондов;

- добровольность участия государств ЕврАзЭС в создании общих унифицированных информационно-учетных фондов, ресурсов и их взаимная ответственность за оперативность, полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления сведений в общий банк данных;

- единство требований к защите информационно-учетных фондов, ресурсов, банков данных и общность подходов к их реализации.

2.2. Целью формирования единой системы учета является осуществление, на основе единого перечня учетных данных, автоматизированного сбора, обработки, накопления, хранения, передачи и использования информации, позволяющей вести своевременный учет трудящихся-мигрантов государств Сообщества.

2.3. Единая система учета строится на основе существующих или создаваемых национальных информационно-учетных систем государств ЕврАзЭС. Она может быть составной частью более крупной межгосударственной автоматизированной системы информационного обмена между государствами Сообщества и входить в ее состав в виде отдельной подсистемы для обслуживания определенной категории пользователей, обеспечения субъектов - потребителей необходимыми учетными данными.

2.4. Основными задачами формирования единой системы учета являются:

- разработка общих организационных и технических требований к единой системе учета;

- определение состава и структуры единой системы учета, основных компонентов (элементов) и взаимосвязей между ними;

- установление единого перечня, характера и объема учетных сведений, принципов и способов их формирования, обработки, защиты, хранения, представления и циркулирования в единой системе учета;

- выбор технических решений построения единой системы учета, ее компонентов (элементов);

- определение возможностей и порядка функционирования корреспондентов (абонентов), общего банка учетных данных и субъектов - потребителей учетных данных;

- установление рациональных способов функционирования МБДТМ на основе результатов экономической оценки вариантов ее построения;

- реализация организационно-технических решений и построение функционирующего механизма получения, сбора, обработки, защиты, хранения и передачи субъектам-потребителям учетных данных о трудящихся мигрантов государств - участников ЕврАзЭС;

- обеспечение автоматизированного учета и контроля въезда-выезда, регламента (продолжительности) пребывания на территориях государств ЕврАзЭС трудящихся-мигрантов - граждан государств Сообщества;

- создание соответствующей инфраструктуры и унифицированной системы подготовки специалистов, осуществляющих организационную, техническую, информационную и учетную практику.


III. Основы формирования единой системы учета


3.1. Формирование МБДТМ основывается на создании и развитии национальных информационно-учетных систем.

На начальном этапе национальные системы (сегменты) единой системы учета - корреспонденты (абоненты), ведомственные, межведомственные, территориальные, региональные, национальные банки (массивы) учетных данных или органы их ведения - функционируют как структурно автономные блоки. Связь и взаимодействие между внутренними компонентами в этих блоках обеспечиваются средствами и аппаратно-программными комплексами внутригосударственных локальных сетей. Взаимодействие с внешними пользователями учетной информации - модулями общего банка учетных данных и субъектами-потребителями - осуществляется с использованием традиционных средств связи (проводные, радио, радиорелейные, факсимильные и т.д.).

По мере формирования нормативно-правовой базы, определяющей состав, структуру, основы построения, регламент, порядок функционирования и финансирования единой системы учета, осуществляется интеграция ее составляющих в рамках общего банка учетных данных. Проводится информационно-коммуникационное сопряжение национальных систем (сегментов) и их компонентов с блоками (модулями) общего банка учетных данных и субъектами - потребителями учетной информации. Сопряжение производится с использованием внутригосударственных и межгосударственных телекоммуникационных систем.

3.2. МБДТМ и его составляющие - национальные информационно-учетные системы - разрабатываются или дорабатываются на основе применения типовых проектных и технических решений с учетом возможностей использования существующих информационных, программно-технических, телекоммуникационных и кадровых ресурсов, а также современных достижений в области информатизации и автоматизации процессов обмена данными.

При выборе проектных и технических решений построения МБДТМ и его компонентов в качестве типовых могут рассматриваться существующие национальные автоматизированные информационные системы, выполненные по схеме "корреспонденты - распределитель (накопитель) - потребители".

3.3. МБДТМ имеет блочно-модульную структуру.

Она формируется из совокупности структурно автономных национальных систем (сегментов) с возможностью их самостоятельного построения, расширения и развития без нарушения принципов функционирования.

Структура МБДТМ, ее основные блоки и функциональные взаимосвязи показаны на схеме (приложение).

3.4. Основными требованиями к техническому и программному обеспечению МБДТМ являются:

- информационная и технологическая совместимость всех уровней МБДТМ;

- автоматизация основных процессов функционирования;

- сопряжение программно-технических комплексов (элементов);

- надежность линий и каналов связи;

- использование современных аппаратных и программных средств,

- комплексов и технологий автоматизированного сбора, считывания, обработки, хранения и передачи информации;

- оперативность, полнота и точность предоставляемых субъектам - потребителям учетных данных;

- простота и достаточный уровень защищенности циркулирующих информационных потоков и накапливаемых информационно-учетных ресурсов, обеспечение равнопрочной защиты, целостности и подлинности учетной информации на всех этапах ее обработки (формализации), хранения (архивирования) и передачи по каналам связи;

- контроль доступа к информационно-учетным ресурсам (массивам) и банкам учетных данных на предмет использования учетных данных в служебных целях;

- оптимальные затраты на разработку, приобретение (закупку), установку, эксплуатацию и обслуживание программно-технических средств и комплексов.

3.5. Программно-технические комплексы всех уровней МБДТМ проектируются в открытой архитектуре "клиент-сервер", включают средства технического, программного и лингвистического обеспечения. Они объединяются в единую информационно-учетную систему на основе Web-технологии с использованием локальных сетей на местах, ведомственных, государственных и межгосударственных сетей связи и передачи данных общего назначения.

Для передачи и получения сведений в электронном виде, формирования информационно-учетных ресурсов (массивов) в национальных и общем банках учетных данных могут использоваться специализированные сети передачи данных, а также Интернет для обмена открытой информацией между заинтересованными органами и международными организациями через отдельные абонентские пункты.

3.6. Формирование МБДТМ осуществляется на основе применения стандартизированных технических и программных средств (комплексов), а также унифицированных информационных фондов (ресурсов) с использованием единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколов и регламентов для внутреннего обмена и взаимодействия с внешним окружением. Специальное аппаратно-программное обеспечение МБДТМ создается в виде технологически взаимосвязанных модулей (массивов, баз данных, пакетов, электронных таблиц, файлов) с возможностью гибкой настройки на конкретные условия применения. При этом обеспечивается одноразовость первичного ввода учетных данных, согласованность их спецификаций и комплексность обработки.

При изучении типовых проектов программно-технических комплексов автоматизированных систем пунктов пропуска через государственную границу одним из критериев может быть возможность получения информации о лице посредством машиночитаемых документов, удостоверяющих личность.


IV. Нормативно-правовое, организационное, информационное и научное обеспечение единой системы учета


4.1. Нормативно-правовое обеспечение МБДТМ заключается в целенаправленной конкретизации действующих и разработке новых межгосударственных нормативно-правовых актов, необходимых для планирования и регламентации организационных, проектных, технических и других практических работ и мероприятий в рамках ЕврАзЭС. Оно проводится с учетом реализации межгосударственных программ совместной борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, трансграничной преступностью и незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, работы по созданию регионального рынка труда в условиях выработки согласованных мер и решения задач по гармонизации и сближению национальных законодательств, регулирующих взаимодействие и сотрудничество государств Сообщества в данной области.

Основными задачами нормативно-правового обеспечения являются:

- разработка международных договоров и других нормативно- правовых актов, определяющих участников, объемы, сроки и порядок создания единой системы учета;

- разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении учетных данных и правовом режиме информационно-учетных ресурсов;

- выработка и принятие согласованных мер для оказания специальных информационных и телекоммуникационных услуг;

- разработка и утверждение необходимых методик, инструкций, механизмов формирования и защиты учетных данных, правил и порядка доступа к информационно-учетным ресурсам (массивам) и банкам учетных данных;

- подготовка и принятие согласованных документов о планировании и выполнении в государствах ЕврАзЭС организационных, научно-исследовательских, проектных, технических и других мероприятий;

- осуществление обмена между государствами Сообщества законодательными и нормативно-правовыми актами о создании, эксплуатации и обеспечении функционирования национальных информационно-учетных систем и их компонентов (элементов).

4.2. Организационное обеспечение МБДТМ предполагает выработку согласованных решений и мер, регулирующих отношения государств ЕврАзЭС на этапах разработки, формирования, функционирования и развития данной системы. Оно осуществляется на основе взаимовыгодного расширения общего информационного пространства и совершенствования автоматизированных систем и комплексов информационного обмена между государствами Сообщества.

Главной задачей организационного обеспечения, включающего решение вопросов распорядительного, материально-технического, финансового и кадрового характера, является разработка и выполнение в государствах ЕврАзЭС мероприятий, создающих благоприятные условия для построения рациональной структуры единой МБДТМ, эффективного функционирования ее основных компонентов (элементов) - абонентских постов и пунктов, национальных банков (массивов) учетных данных и органов их ведения.

Реализация главной задачи предусматривает создание межгосударственной рабочей группы экспертов.

4.3. Выбор организационных принципов и методов формирования абонентских постов и пунктов, создания и комплектования ведомственных, межведомственных, территориальных, региональных, национальных банков (массивов) учетных данных и органов их ведения, а также порядок обмена информацией является прерогативой государственных структур законодательной и исполнительной власти, соответствующих министерств, ведомств и других компетентных органов государств ЕврАзЭС.

4.4. Основными источниками или корреспондентами учетных данных в государствах Сообщества могут быть абонентские посты и пункты следующих органов:

- пограничного контроля (паспортно-визовые данные, сведения о пересечении государственных границ);

- таможенного и транспортного контроля (сведения о въезде и выезде, маршрутах следования);

- внутренних дел, иммиграционного и паспортно-визового контроля (сведения о выданных (продленных) визах, приглашениях, а также об изменении регламента пребывания на территориях);

- безопасности и иностранных дел (сведения о выданных (продленных) визах и приглашениях);

- других компетентных органов.

4.5. Основным документом, определяющим содержание учетной информации и регламентирующим работу абонентских постов и пунктов единой системы учета, является согласованный в процессе ее разработки и создания Единый перечень учетных данных трудящихся-мигрантов - граждан государств ЕврАзЭС.

4.6. Для организации процессов получения, обработки и передачи фиксируемой информации разрабатываются и применяются единые правила структурирования, индексирования и кодирования учетных данных, а также единые методические подходы к выбору и использованию информационно-поисковых языков и средств лингвистического обеспечения. (Единые правила и методы должны содержаться в специальных инструкциях, руководствах, пособиях по сбору, обработке, хранению и передаче учетных данных).

4.7. В целях организации учета прибывающих на определенное время и проживающих как временно, так и постоянно в государствах Сообщества трудящихся-мигрантов - граждан государств ЕврАзЭС осуществляется:

формирование структурно-функциональных элементов общего банка учетных данных путем группирования и распределения сведений с использованием такого критерия, как время заявленного (разрешенного) пребывания трудящихся-мигрантов - граждан государств ЕврАзЭС. При создании комплекса аппаратно-программного обеспечения общего банка учетных данных необходимо предусматривать возможность функционирования в условиях неполного информационного обеспечения, потребность выполнения задач группирования учетных сведений с использованием других реквизитов и показателей.

4.8. Место размещения, порядок создания и ведения общего банка учетных данных определяются по предложениям и результатам согласованных действий заинтересованных органов государств Сообщества, устанавливаются и утверждаются решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств).

4.9. Общий и национальные банки (массивы) учетных данных и содержащаяся в них информация подлежат защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном международными договорами и внутригосударственными нормативно-правовыми актами государств Сообщества об обеспечении безопасности (защиты) информации и разграничения доступа к ней.

Передача учетных данных вне единой системы учета и распространения хранящихся в общем банке учетных данных сведений о трудящихся-мигрантах - гражданах государств ЕврАзЭС запрещается.

4.10. Порядок определения корреспондентов (абонентов) учетных данных предполагает составление перечня подразделений, организаций, учреждений, министерств и ведомств, межведомственных органов государств ЕврАзЭС, а также органов Сообщества, на которые возлагаются функции получения, сбора, обработки и предоставления учетных сведений в общий банк учетных данных.

Единый перечень абонентов (корреспондентов) учетных данных составляется по представлениям компетентных органов государств ЕврАзЭС.

4.11. Порядок определения субъектов - потребителей учетных данных предполагает составление перечня учреждений, министерств, ведомств и других компетентных органов государств ЕврАзЭС, которые заинтересованы в получении информации из общего банка учетных данных.

Единый перечень субъектов - потребителей учетных данных составляется по представлениям государств Сообщества, а также их органов, рассматривается и утверждается решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств).

4.12. Научное обеспечение единой системы учета предусматривает организацию и проведение совместных научно-исследовательских и проектных работ, которые должны задаваться и выполняться в целях получения научно обоснованных рекомендаций по построению и развитию единой информационно-учетной системы, стандартизации и унификации ее компонентов (элементов), совершенствованию программного и технического обеспечения. При этом они могут являться составной частью комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектных и экспериментальных разработок в области создания и совершенствования автоматизированных систем информационного обмена государств ЕврАзЭС.

Задание на проведение совместных научно-исследовательских и проектных работ, направленных на создание и развитие единой системы учета, рассматривается и утверждается решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств). и предполагает:

- определение содержания, актуальности, реальной потребности разработки конкретных проблемных вопросов и тем;

- установление генерального заказчика, заказчиков, исполнителей и соисполнителей работ с выявлением их полномочий, отношений и форм взаимодействия;

- выработку согласованных технических заданий на выполнение работ с учетом возможности применения договорных и организационно- распорядительных методов;

- согласование и установление этапов, сроков и основных условий проведения работ;

- решение вопросов научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения исследований и разработки проектов;

- организацию контроля за ходом работ и отчетностью о полученных результатах;

- приемку результатов работ, научно-технической, проектной, программной продукции и планирование мероприятий по их внедрению;

- определение порядка и объемов финансирования работ.


V. Основы финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения МБДТМ


5.1. Целевое финансирование совместных работ по разработке, созданию и развитию МБДТМ осуществляется по договоренности заинтересованными государствами ЕврАзЭС.

5.2. Материально-техническое обеспечение единой системы учета, создаваемой на основе унификации и стандартизации основных компонентов (элементов) и совместимости программных и технических средств (комплексов), осуществляется с учетом потребностей и возможностей использования существующих телекоммуникационных сетей, традиционных средств связи, широко применяемых персональных компьютеров и периферийных устройств, пакетов программ и приложений.

Главной задачей материально-технического обеспечения МБДТМ является разработка и выполнение в государствах Сообщества согласованных мероприятий по аппаратно-программному оснащению и комплектованию автоматизированными комплексами основных структурно-функциональных элементов системы - абонентских постов и пунктов, общего и национальных банков учетных данных и органов их ведения.

5.3. Кадровое обеспечение МБДТМ заключается в комплектовании абонентских (корреспондентских) постов и пунктов национальных информационно-учетных систем, общего банка учетных данных и подразделений субъектов - потребителей квалифицированными специалистами.

Подготовка кадров для подразделений, учреждений, министерств, ведомств и других компетентных органов государств ЕврАзЭС, в которых функционируют абонентские (корреспондентские) посты и пункты, должна проводиться в рамках сложившихся систем профессиональной подготовки и переподготовки специалистов информационно-аналитических подразделений, связи, операторов-программистов и других.

Подготовка и переподготовка кадров для работы на автоматизированных комплексах МБДТМ осуществляется на основе двусторонних (многосторонних) договоров государств ЕврАзЭС.


Приложение
к проекту Концепции


Примерный единый перечень
учетных данных о трудящихся-мигрантах - гражданах государств-членов ЕврАзЭС


1. Наименование государств и пунктов въезда-выезда, пропуска через государственные границы.

2. Фамилия, имя, отчество трудящегося-мигранта (или второе имя).

3. Дата рождения - число, месяц, год.

4. Пол - мужской, женский.

5. Вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

6. Гражданство (подданство) или его отсутствие.

7. Цель визита - частная, деловая, туристическая, учебная, рабочая, гуманитарная, получение убежища, временное проживание, постоянное проживание, транзит.

8. Номер разрешения на работу.

9. Дата выдачи разрешения на работу.

10. Срок действия разрешения на работу.

11. Разрешенные виды деятельности.

12. Адрес принимающей организации или места пребывания (жительства).

13. Заявленный (разрешенный) срок пребывания - начало, окончание.

14. Из какого государства прибывает (прибыл), в какое другое государство убывает (убыл).

15. Даты въезда в государства ЕврАзЭС, выезда из них, пересечения государственных границ.

16. Сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории государства ЕврАзЭС, их наличие или отсутствие.

17. Данные о прошлых посещениях территорий государств ЕврАзЭС.

18. Медицинское заключение о состоянии здоровья трудящегося-мигранта (справки, сведения о прохождении медицинского освидетельствования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих и т.п.).

19. Другие сведения.

Сбор указанных сведений осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств ЕврАзЭС и должен проводиться на каждого трудящегося-мигранта - гражданина государства Сообщества, независимо от их возраста.




Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. N 467 "О Концепции создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества" (г. Санкт-Петербург)


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.