• ДОКУМЕНТ

Приложение. Концепция межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества "Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС"

Приложение
к Решению Межгосовета ЕврАзЭС
от 11 декабря 2009 г. N 466

 

Концепция
межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества "Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС"

 

1. Государство - член ЕврАзЭС, выступившее с инициативой о разработке проекта целевой программы

 

Российская Федерация.

 

2. Предполагаемое наименование целевой программы

 

Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества (далее - СИМО ЭК ЕврАзЭС, Система).

 

3. Обоснование актуальности проблемы

 

Основными целями и задачами развития Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС, Сообщества) является создание таможенного союза и единого экономического пространства в рамках Сообщества.

Таможенный союз предполагает создание единой таможенной территории, на которой действуют единый торговый режим, единый порядок тарифного и нетарифного регулирования в отношениях с третьими странами, в том числе единый порядок экспортного контроля.

Единые правила осуществления экспортного контроля устанавливаются Соглашением о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 года (далее - Соглашение).

В целях реализации норм Соглашения, уполномоченные государственные органы Сторон в области экспортного контроля (далее - уполномоченные органы Сторон) должны обмениваться информацией в отношении:

- выданных уполномоченными органами Сторон разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, за пределы территорий государств - членов ЕврАзЭС;

- выявленных недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности;

- принятых решений об аннулировании разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, о приостановке или изменении условий действия таких разрешений;

- принятых решений о приостановке вывоза с территории своего государства за пределы государств - членов ЕврАзЭС товаров и технологий, в отношении которых были выданы разрешения на вывоз уполномоченным органом другого государства - члена ЕврАзЭС;

- согласования выдачи разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в случаях, когда это предусмотрено Соглашением;

- дополнительных ограничительных мер на осуществление внешнеэкономических операций, принятых государством - членом ЕврАзЭС.

Такая деятельность необходима:

- для обеспечения интересов безопасности государств - членов ЕврАзЭС в контексте решения задач нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- для исключения бесконтрольных передач продукции, используемой в целях создания других наиболее опасных видов вооружения и военной техники;

- для недопущения попадания оружия или его компонентов в руки террористов;

- для создания условий для эффективной реализации Соглашения.

Учитывая существующие в настоящее время различия в системах экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС, эффективное взаимодействие предполагает также проведение консультаций представителей уполномоченных органов Сторон с целью:

- принятия согласованных решений по конкретным текущим проблемам в области экспортного контроля;

- оперативного решения возникающих в ходе реализации Соглашения проблемных вопросов;

- осуществления взаимодействия по вопросам гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в области экспортного контроля;

- согласования выдачи разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в случаях, когда это предусмотрено Соглашением.

Отсутствие взаимной координации деятельности в данном направлении может привести к нарушениям взаимных обязательств Сторон в области экспортного контроля, а также их международных обязательств.

Актуальность проведения работ в рамках межгосударственной целевой программы обусловлена также другим аспектом деятельности уполномоченных органов Сторон. Как правило, национальные системы информационного обеспечения экспортного контроля взаимодействуют с национальными системами таможенного контроля (в контексте введения электронного декларирования, мониторинга исполнения лицензий и т.д.). В связи с этим внедрение СИМО ЭК ЕврАзЭС позволит повысить эффективность функционирования систем таможенного контроля, как национальных, так и в масштабах ЕврАзЭС.

Такая деятельность будет способствовать гармонизации национальных систем экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС.

По мере развития сектора наукоемкой и высокотехнологичной продукции в государствах - членах ЕврАзЭС возрастает потребность в обучении участников внешнеэкономической деятельности правилам экспортного контроля, повышению их информированности.

Уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации накоплен большой опыт работы по внедрению информационно-методического обеспечения в своей повседневной деятельности. Консолидация усилий, ресурсов и опыта в рамках межгосударственной целевой программы позволит создать эффективную систему взаимодействия в условиях интеграционного процесса и будет способствовать гармонизации национальных систем экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС.

Требуемые уровни оперативности, качества и эффективности решения совместных проблем и задач, возникающих при осуществлении экспортного контроля, могут быть достигнуты за счет создания и использования современных аппаратурно-алгоритмических комплексов, а также создания и внедрения единого методического обеспечения в практику информирования и обучения участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) на всем пространстве государств - членов ЕврАзЭС.

Таким образом, создание и внедрение системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС позволит:

- обеспечить оперативность обмена между уполномоченными органами Сторон информацией, необходимой для своевременного выявления и пресечения правонарушений в области экспортного контроля;

- повысить оперативность взаимодействия уполномоченных органов Сторон при выдаче разрешительных документов на вывоз контролируемой продукции и, соответственно, сократить сроки рассмотрения заявлений участников ВЭД на их получение;

- повысить эффективность контроля за соблюдением законодательства в области экспортного контроля и выполнения обязательств по международным режимам экспортного контроля;

- обеспечить своевременность получения необходимой информации о перемещении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через границы государств - членов Сообщества;

- создать единое методическое обеспечение информирования и обучения участников ВЭД на всем пространстве государств - членов ЕврАзЭС.

 

4. Конкретные цели и задачи целевой программы

 

Целью настоящей Программы является разработка и внедрение механизма оперативного взаимодействия и методической поддержки деятельности в области экспортного контроля уполномоченных органов Сторон и участников ВЭД.

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

1) создание национальных компонентов СИМО ЭК ЕврАзЭС и программно-алгоритмического комплекса с разнесенными пунктами приема-передачи информации, обеспечивающего оперативное взаимодействие уполномоченных органов Сторон и централизованное ведение общей информации ЕврАзЭС по тематике экспортного контроля;

2) разработка методологических подходов, методических и нормативных материалов в интересах информирования, повышения квалификации кадров и обучение участников ВЭД по вопросам экспортного контроля, в том числе путем создания общей информационной базы нормативных правовых актов государств - членов ЕврАзЭС по вопросам экспортного контроля.

 

5. Предварительная оценка социально-экономической эффективности целевой программы

 

В настоящее время в рамках ЕврАзЭС взаимодействие между уполномоченными органами осуществляется в формате встреч экспертов и заседаний Комиссии по взаимодействию в области экспортного контроля при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС. Возникающие проблемные вопросы решаются посредством почтовой переписки либо ведения телефонных переговоров, причем во втором случае исключается возможность обмена конфиденциальной информацией. Вместе с тем создание в перспективе единой таможенной территории предусматривает свободное перемещение продукции (за исключением отдельных видов товаров) в пределах территорий государств - членов ЕврАзЭС, а также действие разрешений на вывоз товаров и технологий, выданных уполномоченным органом Стороны, на территории всех государств - членов Сообщества за его пределы.

Обеспечение оперативности обмена сведениями о выданных разрешительных документах, принятых решениях об их аннулировании, приостановке или изменении условий их действия, принятия согласованных решений по конкретным текущим вопросам в области экспортного контроля требует безусловного перехода на качественно новый уровень взаимодействия уполномоченных органов Сторон.

Реализация Программы обеспечит повышение эффективности деятельности уполномоченных органов Сторон, в том числе:

- повышение эффективности контроля за соблюдением и выполнением обязательств по международным режимам экспортного контроля;

- ускорение решения вопросов, возникающих в ходе реализации Соглашения;

- обеспечение своевременности получения необходимой информации о перемещении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через границы государств - членов Сообщества;

- создание единого методического обеспечения по вопросам экспортного контроля в рамках Соглашения.

Таким образом, межгосударственная координация деятельности в области экспортного контроля, в том числе и на территории создаваемого к 2010 году таможенного союза, потребует современного уровня информационного взаимодействия, повышения квалификации специалистов и их обучения по единым стандартам.

В целом, в социально-экономическом плане реализация Программы позволит создать благоприятные условия для наращивания товарооборота государств - членов ЕврАзЭС за счет устранения излишних бюрократических процедур при одновременном обеспечении выполнения государствами - членами Сообщества международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.

 

6. Предполагаемые целевые индикаторы и показатели

 

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе разработанной системы целевых индикаторов и показателей. Предлагаемые целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации и поэтапного достижения цели Программы, представлены в Приложении 1.

Представленный перечень будет уточнен на стадии разработки проекта Программы применительно к мероприятиям Программы.

 

7. Оценка соответствия программных мероприятий экологическим и иным требованиям

 

В связи с тем, что при создании СИМО ЭК ЕврАзЭС предусматривается использование современных вычислительных средств, средств связи и отображения информации, при реализации мероприятий Программы будут обеспечены условия экологической безопасности.

Средства на проведение экспертизы соответствия программных мероприятий экологическим и иным требованиям в Программе не предусмотрены.

В случае необходимости заказчики Программы могут провести соответствующую экспертизу мероприятий за счет своих средств.

 

8. Основные мероприятия, необходимые для реализации программы

 

Для достижения цели Программы планируется осуществить комплекс мероприятий (Приложение 2) в соответствии с задачами, изложенными в разделе 4:

- в рамках реализации первой задачи:

эскизное и техническое проектирование СИМО ЭК ЕврАзЭС;

разработка функционального программного обеспечения СИМО ЭК ЕврАзЭС;

подготовка спецификаций и закупка технических средств, системного программного обеспечения, покупных компонентов СИМО ЭК ЕврАзЭС;

поэтапное оснащение и ввод в эксплуатацию систем автоматизации координационного центра ИК ЕврАзЭС и уполномоченных органов Сторон;

обучение специалистов, в должностные обязанности которых входит обслуживание систем автоматизации;

обучение специалистов, в должностные обязанности которых входит эксплуатация систем автоматизации;

- в рамках реализации второй задачи:

разработка учебных планов, курсов лекций, учебно-методических пособий и других средств обучения специалистов в области экспортного контроля;

организация обучения представителей государственных структур и внешнеторговых организаций государств-участников ЕврАзЭС по вопросам экспортного контроля;

определение состава и порядка ведения информационно-справочной базы данных нормативно-правовой информации СИМО ЭК ЕврАзЭС;

в необходимых случаях приведение нормативно-правовой информации к формализованному виду с целью ее автоматизированного использования в компонентах СИМО ЭК ЕврАзЭС (например, типовые списки товаров, подлежащих экспортному контролю).

Принципы построения, проект структуры СИМО ЭК ЕврАзЭС и проект схемы взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС в рамках создаваемой Системы, а также предложения по составу компонент Системы приведены в Приложении 5.

Правовыми аспектами создания системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС являются нормативные правовые акты ЕврАзЭС, регулирующие отношения в области экспортного контроля, и нормативные правовые акты государств - членов ЕврАзЭС в области экспортного контроля, обеспечивающие их выполнение на национальных уровнях.

 

9. Участники целевой программы

 

от Республики Беларусь Государственный военно-промышленный комитет;

от Республики Казахстан Министерство индустрии и торговли;

от Кыргызской Республики Министерство экономического развития и торговли;

от Российской Федерации Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

от Республики Таджикистан Министерство экономического развития и торговли.

 

10. Заказчик-координатор

 

ФСТЭК России.

 

11. Заказчики от каждого государства - члена ЕврАзЭС

 

от Республики Беларусь Государственный военно-промышленный комитет;

от Республики Казахстан Министерство индустрии и торговли;

от Кыргызской Республики Министерство экономического развития и торговли;

от Республики Таджикистан Министерство экономического развития и торговли.

 

12. Разработчики проекта Концепции целевой программы:

 

от Республики Беларусь - Государственный военно-промышленный комитет, Научно - исследовательское республиканское унитарное предприятие "НИИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ";

от Республики Казахстан - Министерство индустрии и торговли;

от Российской Федерации - ФСТЭК России (основной разработчик).

 

13. Сроки разработки проекта целевой программы

 

Разработку проекта целевой Программы предполагается выполнить в 2011 году в течение 4 месяцев с даты заключения соответствующего договора между Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС, заказчиком-координатором и заказчиками Программы.

 

14. Ориентировочные сроки реализации целевой программы

 

Ориентировочный срок реализации Программы - 2011-2014 годы (четыре года).

Создание Системы предполагает решение сложных технических задач, привлечение значительных объемов финансовых и организационных ресурсов.

Представляется целесообразным основные элементы Программы реализовать в период с 2011 по 2012 годы. Результатом этой работы должен стать ввод в опытную эксплуатацию Системы для взаимодействия уполномоченных органов трех государств - членов ЕврАзЭС с координационным центром.

Опытная эксплуатация, а также доработка и развитие СИМО ЭК ЕврАзЭС с учетом складывающейся практики взаимодействия уполномоченных органов Сторон будут проводиться в период с 2013 по 2014 годы.

 

15. Объем необходимых финансовых средств для разработки проекта целевой программы с указанием источников финансирования и долевого участия участников целевой программы

 

На разработку и согласование проекта целевой Программы потребуются средства в размере 4 млн. российских рублей (Приложение 3). Расчет необходимого объема финансирования проводился, исходя из опыта аналогичных работ, и учитывает трудозатраты и потребности для обеспечения деятельности коллектива, участвующего в разработке проекта.

Пояснительная записка со сметой предполагаемых затрат, а также расчет финансовых средств, требуемых каждому участнику на разработку проекта целевой программы, прилагается (Приложение 4). При распределении финансовых средств принято во внимание, что Научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие "НИИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ" (Республика Беларусь) будет выполнять функции основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС, а Российская Федерация - функции заказчика-координатора.

Финансирование разработки проекта Программы осуществляется на основании решения Межгоссовета ЕврАзЭС об утверждении Концепции и разработке проекта Программы.

Финансирование разработки проекта Программы осуществляется из бюджета ЕврАзЭС за счет взносов государств - членов Сообщества (табл. 1).

Средства, предусмотренные на разработку проекта Программы, перечисляются государствами-членами в полном объеме в установленный срок на отдельный бюджетный счет Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, открытый в Межгосбанке в российских рублях.

Интеграционный Комитет ЕврАзЭС перечисляет поступившие от Сторон средства заказчику-координатору и заказчикам целевой Программы в соответствии с договором между Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС, заказчиком-координатором и заказчиками Программы.

 

Предлагаемое долевое участие государств - членов ЕврАзЭС в разработке проекта Программы

 

Таблица 1 *

Государства-члены

Доля участия (%) в централизованном финансировании

Объем финансирования

в млн. российских руб.

Российская Федерация

32

1,28

Республика Беларусь

32

1,28

Республика Казахстан

32

1,28

Республика Таджикистан

2

0,08

Кыргызская Республика

2

0,08

ИТОГО

100

4

 

* Примечание. Объемы финансирования, приведенные в табл. 1 и 2, определены исходя из разноуровневого участия стран в интеграционном процессе и равной заинтересованности РБ, РК, РФ - в скорейшем внедрении СИМО ЭК ЕврАзЭС в условиях формирования таможенного союза.

 

16. Ориентировочный объем финансовых средств для реализации целевой программы, источники финансирования, долевого участия участников целевой программы и направления расходования

 

Финансирование мероприятий межгосударственной целевой Программы (табл. 2) предлагается осуществлять следующим образом:

из бюджета ЕврАзЭС за счет взносов государств - членов ЕврАзЭС, участвующих в ее реализации;

методом раздельного финансирования из бюджетов государств - членов ЕврАзЭС для выполнения работ на территориях соответствующих государств (в частности, Республики Беларусь). Перечень работ, подлежащих раздельному финансированию, и объем соответствующих финансовых средств, засчитываемых в счет объема финансирования, исчисленного исходя из установленного настоящей Программой долевого участия государств-участников, будет уточнен на этапе разработки проекта межгосударственной целевой Программы при разработке технико-экономического обоснования.

 

Предполагаемое долевое участие государств - членов ЕврАзЭС в реализации целевой Программы

 

Таблица 2 *

Государства-члены

Доля участия (%)

Объем финансирования

в млн. российских руб.

Российская Федерация

32

129,2

Республика Беларусь

32

129,2

Республика Казахстан

32

129,2

Республика Таджикистан

2

8,08

Кыргызская Республика

2

8,08

ИТОГО

100

403,76

 

* Примечание. Объемы финансирования, приведенные в табл. 1 и 2, определены исходя из разноуровневого участия стран в интеграционном процессе и равной заинтересованности РБ, РК, РФ - в скорейшем внедрении СИМО ЭК ЕврАзЭС в условиях формирования таможенного союза.

 

Долевое участие государств - членов ЕврАзЭС в реализации Программы будет уточнено на стадии разработки проекта целевой программы исходя из степени их участия и заинтересованности в конкретных мероприятиях программы.

На реализацию Программы предполагается использовать общий объем финансирования предположительно в размере 403,76 млн. российских рублей.

Направления расходования средств по годам:

2011 г. - 60,78 млн. руб. (эскизное и техническое проектирование СИМО ЭК ЕврАзЭС);

2012 г. - 101,56 млн. руб. (рабочее проектирование, установка оборудования и ввод СИМО ЭК ЕврАзЭС в опытную эксплуатацию, работы по разработке информационной и учебно-методической части Программы);

2013 г. - 96,22 млн. руб. (мониторинг и доработка СИМО ЭК ЕврАзЭС с учетом опытной эксплуатации; подготовка справочных и учебно-методических пособий и проведение обучения специалистов государств - членов ЕврАзЭС);

2014 г. - 145,2 млн. руб. (доработка СИМО ЭК ЕврАзЭС с учетом опытной эксплуатации; установка и ввод в эксплуатацию Системы в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан и проведение обучения специалистов государств - членов ЕврАзЭС).

В инициативном предложении о разработке Программы предполагалось использовать объем финансирования в размере 105 млн. росс. руб. При этом отмечено, что "стоимость работ указана ориентировочно и будет уточняться при разработке проекта Концепции".

Рост расходов на реализацию Программы обусловлен установленной в ходе разработки проекта Концепции необходимостью включения в состав СИМО ЭК ЕврАзЭС компонентов национальных систем, обеспечения требуемого уровня информационной безопасности при обмене данными между национальными системами экспортного контроля и интегрированной частью системы, что привело к существенному увеличению предполагаемых трудозатрат и стоимости проводимых работ с учетом индексации заработной платы исполнителей за период с января 2007 г. по октябрь 2008 г.

Возможность уточнения работ и требуемых объемов финансирования на этапе разработки проекта Концепции предусмотрена одобренным инициативным предложением, утвержденным решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 29.07.2008 г. N 907.

Предполагаемые объемы финансовых средств, требуемые участникам целевой программы для ее реализации, представлены в таблице 3. Объемы финансирования указаны ориентировочно и будут уточняться при разработке проекта целевой программы.

 

Предполагаемые объемы финансовых средств, требуемые участникам целевой Программы для ее реализации

 

Таблица 3

Участники программы

Объем финансирования в млн. руб. (ориентировочно)

Всего

в том числе по годам:

2011

2012

2013

2014

Республика Беларусь

238,93

31,0

67,9

54,2

85,83

Республика Казахстан

56,74

10,12

12,24

15,28

19,1

Российская Федерация

98,53

19,66

21,42

26,74

30,71

Кыргызская Республика

4,78

-

-

-

4,78

Республика Таджикистан

4,78

-

-

-

4,78

ИТОГО

403,76

60,78

101,56

96,22

145,2

 

Распределение финансовых средств, представленное в таблице 3, приведено при условии, что Республика Беларусь выполняет функции основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС (раздел 5 Приложения 5), а Российская Федерация - функции заказчика-координатора.

Схема взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС предполагает создание трехуровневой структуры (раздел 2 Приложения 5). При этом работы, связанные с разработкой координационного центра СИМО ЭК ЕврАзЭС и пунктов взаимодействия, планируется осуществить основным разработчиком. Закупку и поставку оборудования, системного программного обеспечения и обучение специалистов по вопросам эксплуатации оборудования планируется осуществить централизовано, ориентировочная стоимость вышеуказанных работ в ценах 2008 года составляет 76,82 млн. руб. Такой подход позволит реализовать технические требования к компонентам СИМО ЭК ЕврАзЭС (раздел 4 Приложения 5) и повысить эффективность расходования финансовых средств.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.