Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 11 декабря 2009 г. N 464 "О Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества" (г. Санкт-Петербург)

Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 11 декабря 2009 г. N 464
"О Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества"


Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил:

1. Утвердить Концепцию продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества (прилагается).

2. Правительствам государств-членов ЕврАзЭС при разработке мер по обеспечению продовольственной безопасности учитывать положения Концепции.


Концепция
продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества


Введение


В настоящее время перед государствами-членами ЕврАзЭС, несмотря на внешнюю стабильность и предсказуемость продовольственных рынков Сообщества, наиболее остро стоит проблема продовольственной безопасности.

Основываясь на положениях Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года, в целях реализации Концепции агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества, утвержденной Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г. N 204, а также Концепции Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 21 июня 2005 г. N 467, подготовлен проект Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества (далее - Концепция) с учетом соответствующих национальных нормативных правовых актов.

На уровень потребления продовольствия и его структуру определённое влияние оказывают традиции, природные условия, научно-технический уровень агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и доходы населения с учетом различий по социально-экономическим группам.

Основной целью социально-экономического развития государств-членов ЕврАзЭС и обеспечения продовольственной безопасности является повышение качества жизни населения государств Сообщества.

Продовольственная безопасность является составной частью экономической безопасности государств-членов ЕврАзЭС, фактором сохранения их государственности и суверенитета, важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения и демографической политики, а также необходимым условием сохранения здоровья, обеспечения физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения каждого государства Сообщества.

Целью продовольственной безопасности ЕврАзЭС является максимально возможное обеспечение всего населения основными видами продовольствия за счет производства государств-членов ЕврАзЭС при обязательном условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности человека при максимально возможной независимости государств Сообщества от внешних источников поступления продовольствия.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

- предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина государств-членов ЕврАзЭС безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления основных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

- устойчивое развитие внутреннего производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости ЕврАзЭС;

- обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов.

Проект Концепции разработан с учетом основных принципов, закономерностей, тенденций формирования и функционирования мирового продовольственного рынка, а также национальных особенностей социально-экономического развития государств-членов ЕврАзЭС.


Термины и определения


государственный продовольственный резерв - составляющая часть государственного материального резерва страны, состоящая из неснижаемого оперативного запаса продовольственных товаров, предусмотренная для использования в целях предупреждения продовольственного кризиса либо ликвидации его последствий;

емкость внутреннего рынка по отдельным продуктам питания - произведение годового среднедушевого потребления определенного продукта питания на среднегодовую численность населения;

показатель биологической безопасности - показатель безопасности и безвредности для употребления в пищу человеком, определяется содержанием вредоносных ингредиентов в 1 грамме пищевого продукта;

показатель биологического качества - питательная ценность, определяемая содержанием жизненно важных питательных веществ и энергии в 1 грамме пищевого продукта: энергетическая ценность (ккал), белок (мг), жиры (мг), углеводы (мг);

продовольственная безопасность Евразийского экономического сообщества - способность Евразийского экономического сообщества содействовать обеспечению продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС и гарантированности физической и экономической доступности продовольствия для всего населения Сообщества в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни;

продовольственная безопасность государства (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность основных видов продовольствия и чистой питьевой воды для всего населения в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни, обеспечения демографического роста;

степень удовлетворения суточной энергетической потребности человека - соотношение фактического значения потребления продуктов питания с учетом их пищевой и энергетической ценности к нормативным значениям, определяемым соответствующим органом каждого государства-члена ЕврАзЭС;

уровень достаточности потребления отдельного продукта питания - отношение фактического потребления к рациональной норме, определяемой соответствующим органом каждого государства-члена ЕврАзЭС;

уровень запасов основных продуктов питания в государственных резервах - отношение фактического уровня запасов к годовому объему потребления;

уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам питания - отношение величины собственного производства конкретного продукта питания к емкости внутреннего рынка по этому продукту;

уровень экономической доступности продуктов питания - отношение затрат на питание к совокупным затратам на все виды товаров и услуг;

Положения, закрепленные в определениях терминов, должны сохраняться при любых изменениях внешних и внутренних условий и без сокращения размеров государственного продовольственного резерва.


1. Состояние агропромышленного комплекса Евразийского экономического сообщества и его роль в обеспечении продовольственной безопасности


Анализ современной ситуации в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах ЕврАзЭС позволяет выделить проблемы, оказывающие непосредственное влияние на обеспечение продовольственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, основные из которых следующие.

1. Практически ни одна из стран Сообщества не может обеспечить себя самостоятельно продовольственными товарами и сырьем для их производства (таблица 2).

2. Внутренний рынок стран Сообщества характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта по отдельным видам продукции, по которым в ряде случаев за его счет формируется в среднем до 40 % ресурсов на продовольственном рынке (таблицы 2, 3).

3. Ускоренное выбытие основных фондов. Прежде всего, это относится к сельскохозяйственной технике: по отдельным ее видам от 50 до 70% машин превысили нормативный срок их эксплуатации. Невозможность технического обновления приведет к дальнейшему сокращению посевных площадей и спаду производства сельскохозяйственной продукции.

4. Вызывает обоснованное опасение процесс установления контроля иностранными компаниями над отдельными отраслями АПК государств-членов ЕврАзЭС (табачной, чайной и пивной отраслями промышленности) (таблица 5).

5. Остается высоким уровень морального и физического износа судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих производств в организациях рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, являющейся весомым поставщиком рыбопродукции в государства-члены ЕврАзЭС.

Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в государствах-членах ЕврАзЭС в последние годы остаются ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. В соответствии с рекомендациями Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (FAO) для обеспечения мировой продовольственной безопасности предлагается, чтобы импорт продуктов питания не превышал 16 % их совокупного потребления. В частности, по зерну, данная организация рекомендует - 17 %. Каждая страна имеет право устанавливать собственный порог.

Обеспечение крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов на 50-70% зависит от импортных поставок продовольствия.

Хотя в последние годы прослеживается тенденция стабильного увеличения уровня потребления населением государств Сообщества основных продуктов питания, по некоторым из них оно по-прежнему ниже рекомендуемых рациональных норм (таблица 11).

Экономика государств - членов ЕврАзЭС развивается динамично, наблюдается стабильное увеличение объема продукции сельского хозяйства по государствам Сообщества, однако в большинстве стран темпы роста сельскохозяйственного производства замедляются (таблицы 1, 9-15).

Практически во всех странах Сообщества происходит заметное ускорение роста цен на ряд социально-значимых продуктов питания.

Изменение цен на продукты питания по-прежнему оказывает определяющее влияние на динамику индекса цен на товары и услуги, поскольку расходы на питание составляют от 31 до 59 % расходов населения на покупку товаров и оплату услуг.

Во всех государствах-членах ЕврАзЭС происходит насыщение рынка продовольственными товарами, однако в большинстве стран Сообщества сохраняется тенденция опережающего роста цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными товарами (таблица 6-7).

Товаропотоки между странами Сообщества достаточно насыщены, но характеризуются неустойчивостью. Положительное сальдо торговли отмечается только у Беларуси. Остальные страны Сообщества имеют отрицательное сальдо взаимной торговли пищевыми продуктами и сырьем для их изготовления (таблица 2).

Наибольший удельный вес в торговле между странами ЕврАзЭС занимает Россия (47% в стоимости экспорта и 50% в стоимости импорта).


2. Оценка уровня продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС


Продовольственная независимость, составляющая основу продовольственной безопасности государств, определяется как состояние экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет в соответствии с рекомендациями FAO порядка 80% годовой потребности населения в этих пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания.

Оценка уровня продовольственной независимости Евразийского экономического сообщества проводится с учетом индикаторов, использующихся в практической деятельности соответствующих органов государств-членов ЕврАзЭС. Они включают:

суточную пищевую и энергетическую ценность рациона человека;

уровень достаточности потребления каждого отдельного продукта питания;

уровень достаточности запасов зерна в государственных ресурсах;

экономическую доступность продуктов питания;

емкость внутреннего рынка отдельных продуктов;

степень продовольственной независимости по отдельным продуктам;

уровень достаточности запасов чистой питьевой воды.

Данные об уровнях продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС по основной группе продуктов питания за счет внутреннего производства свидетельствуют о значительной дифференциации этих показателей (таблица 8).

Наибольший уровень продовольственной независимости по основной группе продуктов питания достигнут Республикой Беларусь. Остальные государства-члены ЕврАзЭС имеют ряд нерешенных в настоящее время проблем по производству и самообеспечению некоторых видов продуктов питания.


3. Комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества


Решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности Сообщества должно способствовать принятие системы нормативных и правовых актов, отражающих специфические стороны этой проблемы.

В этих актах должны быть закреплены меры, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности Сообщества, с учетом норм и принципов ВТО, включая:

- проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности;

- разработку совместных прогнозных продовольственных балансов;

- создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации;

- поэтапное создание и развитие единой межгосударственной товаропроводящей системы и системы обеспечения чистой питьевой водой;

- выработку единых требований к системе санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности.

В этих актах целесообразно также предусмотреть показатели и критерии, характеризующие уровень продовольственной безопасности и продовольственной независимости каждого государства и Сообщества в целом, включая:

- уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импортных поставок;

- размеры стратегических, оперативных и переходящих продовольственных запасов в сопоставлении с их нормативными уровнями;

- доля отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции и продовольствия в общем объеме ее потребления и в товарных ресурсах;

- степень удовлетворения физиологических потребностей в продуктах питания с учетом их безопасности, пищевой и энергетической ценности.

С целью оценки уровня продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества и наращивания объемов производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, увеличения инвестиционной привлекательности сельского и рыбного хозяйства, обеспечения финансовой устойчивости и повышения доходности, представляется важным ввести в практику деятельности правительств государств-членов ЕврАзЭС ежегодное рассмотрение ценовых межотраслевых пропорций, включая ценовой паритет для обеспечения нормативной доходности каждой из подотраслей сельского хозяйства.

Кроме того, целесообразно предусмотреть меры, направленные на:

осуществление мониторинга за использованием основных видов ресурсов в сельскохозяйственном производстве;

обеспечение адресной помощи категориям граждан, которые находятся в зоне наибольшего риска;

оказание поддержки бедным слоям населения в натуральной форме (программы "продовольственных талонов", "школьного питания", "матери и ребенка", "летнего питания" и т.д.);

организацию системы контроля за качеством и безопасностью продукции по всей технологической цепи, особое внимание уделив контролю за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений, а также мерам по сертификации и стимулированию производства экологически чистой высококачественной продукции.

Необходимо принять во всех странах Сообщества основы государственной политики в области здорового питания населения (включая разработку технических регламентов) с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании.

Продовольственный рынок объективно нуждается в регулировании со стороны государства в силу присущих ему природных и экономических факторов неустойчивости и высокой социальной значимости. При этом потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали более разнообразными и масштабными.

Для продовольственного рынка наиболее подходит смешанный тип регулирования, который базируется на следующих принципах:

- реализация приоритетов развития каждой страны при особом значении социальной сферы с целью удовлетворения потребностей всего населения;

- поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, соотношения между объемами товарного производства и спроса, товарной и денежной массой;

- выбор наиболее эффективных организационных форм регулирования рыночных отношений и, в первую очередь, создание эффективной товаропроводящей системы.

Исходя из этих принципов система регулирования продовольственного рынка должна включать экономические, организационные и административные меры.

В экономических мерах целесообразно предусматривать:

Стимулирование спроса и предложения на продовольствие в форме:

- установления госзаказа на социально-значимые продукты питания;

- льготного кредитования, в том числе и под залог будущего урожая и доли квот добычи (вылова) рыбных ресурсов, а также производимой предприятиями государств-членов ЕврАзЭС продукции;

- выработки единого механизма и развитие межгосударственного лизинга скота, сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки;

- создания системы гарантирования и страхования сделок на рынке;

- формирования эффективной системы сбыта сельскохозяйственной и рыбной продукции и межгосударственной системы товародвижения.

Регулирование равновесного состояния продовольственного рынка, включая:

- создание государственных и межгосударственных продовольственных резервов;

- регулирование импорта (за счет применения мер тарифно-нетарифного регулирования сельскохозяйственных и продовольственных товаров).

В организационных мерах целесообразно предусматривать:

- развитие инфраструктуры рынка на основе льготного кредитования строительства хранилищ, холодильников, оптовых рынков, товарных бирж, терминалов и других структур, обслуживающих систему товародвижения;

- активизацию работы по презентации инвестиционных возможностей для привлечения прямых инвестиций;

- введение в практику проведения ярмарок, выставок продукции, производимой агропромышленным комплексом Сообщества.

В административных мерах целесообразно предусматривать:

- принятие гармонизированных с международными стандартов и технических регламентов продовольствия;

- разработку единых подходов к оценке качества и безопасности продовольствия;

- мониторинг безопасности и качества продовольствия;

- контроль за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений;

- контроль за применением незарегистрированных пищевых добавок и красителей пестицидов, средств борьбы с заболеваниями животных и так далее;

- меры по сертификации и стимулированию производства органических продуктов.

Система регулирования достаточно сложна и носит как прямой (субсидии и компенсации), так и косвенный (поддержка развития рыночной инфраструктуры) характер действия. Для конкретных условий и рынков конструкция регуляторов может быть весьма разнообразной, но основой ее применения должна являться адекватность экономическим условиям, конъюнктуре рынка и предполагаемым тенденциям развития.

Механизм реализации обеспечения продовольственной безопасности Сообщества в целом и входящих в него государств должен включать следующие взаимосвязанные подсистемы:

нормативно-правовую базу проведения агропромышленной политики в каждом государстве ЕврАзЭС и в Сообществе в целом (соглашения, соответствующие нормативно-правовые акты и целевые программы);

межгосударственные органы и органы регулирования и управления развитием агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в каждом государстве, а также общественные институты, создаваемые для выработки и реализации совместных решений;

экономические методы и организационные формы согласованных действий по развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также по решению социальных проблем села и улучшению условий труда,

создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Межгосударственной информационной системы Сообщества с выходами в третьи страны мирового рынка.

Гарантией достижения продовольственной безопасности являются стабильность внутреннего производства государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, а также наличие необходимых резервов и запасов.

В рамках формирующегося в настоящее время таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - таможенный союз) вопросы продовольственной безопасности обеспечиваются, в основном, за счет единообразного применения в странах-членах таможенного союза унифицированных мер тарифного и нетарифного регулирования.

В этой связи страны таможенного союза должны применять в отношении импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции унифицированные ставки ввозных таможенных пошлин, что позволит обеспечить защиту производителей соответствующей продукции на единой таможенной территории.

Нормативно правовые акты таможенного союза позволяют в исключительных случаях устанавливать количественные ограничения в соответствии с Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года.

Еще одним инструментом, используемым в настоящее время в рамках Таможенного союза, в целях регулирования импорта сельскохозяйственных товаров являются тарифные квоты (например, на импорт мяса в Российскую Федерацию), которые, с одной стороны, позволяют обеспечить потребителя необходимым продуктом по доступной цене, а, с другой стороны, защитить отечественного производителя от чрезмерного ввоза аналогичного импортного товара из третьих стран.

Инструментом защиты продовольственного рынка таможенного союза являются также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Указанные меры позволяют защитить производителей сельскохозяйственной продукции в таможенном союзе. Однако введение их должно осуществляться с учетом интересов потребителей.

Сертификация качества производимой и реализуемой в государствах таможенного союза продуктов питания должна осуществляться в соответствии с едиными правилами при применению санитарных и фитосанитарных мер для обеспечения необходимого уровня санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности территорий государств.

Планируется дальнейшее развитие и совершенствование нормативной базы таможенного союза, направленной на техническое регулирование рынка продовольствия в соответствии с нормами Всемирной торговой организации.


4. Обеспечение продовольственной безопасности на межгосударственном и государственном уровнях


Проблему обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС следует рассматривать как многоуровневую иерархическую систему с четко структурированными целями (рис.01).

На межгосударственном и государственном уровнях основная цель обеспечения продовольственной безопасности состоит в стабилизации экономики и в сбалансированности внутренних продовольственных рынков.

На региональном уровне основная цель состоит в обеспечении необходимого уровня доходов, гарантирующих нормативное потребление продуктов питания всеми группами населения.


РИС. 1. УРОВНИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРАЗЭС

Рис. 1. Уровни обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС


На уровне определенных социальных групп населения (семей) необходимо обеспечить свободное приобретение и потребление продуктов питания в рациональном ассортименте.

Каждый уровень структуры Сообщества управляется соответствующими администрациями, в обязанности которых входит создание условий для получения необходимых доходов жителями территорий, обеспечение поставок продовольствия в торговую сеть, контроль качества и безопасности продуктов.

Сообщество, решая проблемы на межгосударственном уровне, оказывает содействие в преодолении дефицита продовольствия или даже голода в конкретных государствах-членах Сообщества. Страны вносят вклад в создание безопасности, стимулируя развитие собственного конкурентоспособного производства продовольствия и воздействуя на повышение уровня самообеспечения регионов, социальных групп и домашних хозяйств.

Каждый уровень продовольственной безопасности формируется под воздействием динамичной совокупности внешних и внутренних факторов, взаимозависимых и взаимообусловленных.

Факторы можно классифицировать как на внешние, так и на внутренние с позиций возможности непосредственного контроля и управления со стороны субъектов определенного уровня обеспечения продовольственной безопасности. Внешние факторы учитываются при разработке мер по ее обеспечению внутри данной системы.

Приоритетное значение в обеспечении продовольственной безопасности на государственном (национальном) уровне принадлежит наиболее ценным, социально значимым продуктам. Удовлетворение потребностей в этих видах продукции должно контролироваться органами государственной законодательной и исполнительной власти.

Картофель, овощи, плоды, ягоды, яйца являются преимущественно предметом регионального обеспечения и каждому из них в том или ином регионе может принадлежать приоритетная роль. По мере развития переработки этих видов продовольствия в транспортабельные и пригодные для длительного хранения продукты их значение в территориальном распределении, создании запасов, а, в конечном счете, в обеспечении продовольственной безопасности страны будет возрастать.

В рамках обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС и обеспечения национальной продовольственной безопасности каждого из входящих в Сообщество государств целесообразно:

разрабатывать и реализовывать на среднесрочный период программы развития рынков зерна, мяса, рыбы, молока, растительного масла, плодоовощной продукции;

ежегодно разрабатывать балансы производства, распределения, хранения и потребления основных стратегических продуктов питания;

регулярно прогнозировать цены производства и цены реализации продуктов питания на рынках;

разрабатывать госпрограммы инвестиций по расширению и модернизации производства и внедрению новых технологий во все сферы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов государств-членов ЕврАзЭС;

систематически разрабатывать и принимать меры повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и улучшения условий труда в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, учитывая конкретные условия каждой страны Сообщества;

разработать систему страхования рисков при движении сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном и рыбном рынке с целью защиты интересов товаропроизводителей государств-членов ЕврАзЭС.

способствовать развитию научно-технического сотрудничества в области агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.


5.Оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества


Количественную оценку уровня продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества предлагается осуществлять с использованием следующей системы индикаторов:

- степень удовлетворения суточной энергетической потребности человека;

- уровень достаточности потребления отдельного продукта питания;

- уровень запасов основных продуктов питания в государственных резервах;

- уровень экономической доступности продуктов питания;

- емкость внутреннего рынка по отдельным продуктам питания;

- уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам питания.

Одним из наиболее важных критериев продовольственной безопасности в мире считается уровень самообеспечения основными видами продовольствия и уровень их переходящих запасов, равный 15-20 % годового потребления.

В ближайшее время и в перспективе мировая продовольственная ситуация может только обостряться. В то же время, Сообщество обладает неиспользуемым потенциалом земельных и водных ресурсов, которые возможно вовлечь в сельскохозяйственное производство.

Для реализации разработанной Концепции необходимо разработать комплекс мероприятий, который должен состоять из двух разделов, относящихся к периодам функционирования ЕврАзЭС: до и после формирования таможенной территории трех государств - Беларуси, Казахстана и России.

При этом реализация мероприятий первого этапа предусматривает получение положительного социального и экономического эффекта по Сообществу в целом. Дальнейшее увеличение уровня продовольственной безопасности ЕврАзЭС может быть достигнуто при формировании агропродовольственного и рыбного рынка ЕврАзЭС и общей таможенной территории Сообщества.


6. Выводы


1. Обеспечение продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества предполагает обоснование внутреннего производства необходимых продовольственных ресурсов и запасов чистой питьевой воды в объемах, соответствующих размерам потребления основных видов продовольствия, с использованием системы норм питания, лежащих в основе расчетов прожиточного минимума, минимальных физиологических норм и рациональных норм потребления продуктов питания. Такая нормативная база необходима для определения пороговых значений потребления продовольствия как важнейшей характеристики здорового образа жизнедеятельности населения государств-членов ЕврАзЭС.

2. Обеспечение продовольственной независимости является необходимым условием и ядром достижения продовольственной безопасности страны. Самообеспеченность базовыми продуктами питания снимает угрозу политического давления, позволяет стабильно снабжать население продовольствием. Государство в меньшей степени зависит от конъюнктуры мирового продовольственного рынка, избавляется от угрозы давления на аграрный сектор страны вследствие продолжительного замещения отечественных продуктов питания импортными.

Продовольственная независимость государств-членов ЕврАзЭС не означает их самоизоляцию. Замещение собственных продуктов питания конкурентоспособным импортом имеет положительный эффект экономии национальных ресурсов и повышения конкурентоспособности товаров внутреннего производства.

3. Обеспечение продовольственной безопасности Сообщества требует налаживания рыночного механизма, обеспечивающего оптимальное распределение ресурсов в процессе бесперебойного снабжения населения входящих в него государств продовольствием. Объем и структура импорта во всей продовольственной цепочке каждого продуктового подкомплекса зависят от особенностей каждого сельскохозяйственного года, конъюнктуры мирового продовольственного рынка, возможностей создания запасов и экспорта продукции агропромышленного комплекса.

Необходимо формирование многоуровневой системы агропродовольственных интегрированных структур, включающей межгосударственный, государственный и региональный уровни и представляющей замкнутые продовольственные цепочки по производству основных конечных продуктов.

4. Развитие всех звеньев агропромышленного комплекса должно быть подчинено задаче обеспечения продовольственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, реализации согласованной аграрной политики, способствующей эффективному развитию сельского хозяйства, пищевой, перерабатывающей промышленности и инфраструктуры продовольственного рынка, налаживанию выгодных внешнеэкономических связей.


Таблица 1


Динамика валовой продукции сельского хозяйства
(в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году)



2004

2005

2006

2007

2008

Беларусь

112,6

101,7

106,0

104,4

108,6

Казахстан

99,5

107,3

106,2

108,9

94,4

Кыргызстан

104,1

95,8

101,7

101,5

100,7

Россия

103,0

102,4

103,6

103,4

110,8

Таджикистан

111,3

101,6

105,6

106,5

107,9

В среднем по странам ЕврАзЭС

104

103

104

104

109


Таблица 2


Экспорт и импорт готовых пищевых продуктов и сырья для их производства в государствах-членах ЕврАзЭС в 2007 г.
(тыс. долл. США)

ГАРАНТ:

Начало таблицы. См. окончание


Экспорт

Импорт

Сальдо

Экспорт

Импорт

Сальдо

Экспорт

Импорт

Сальдо

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Готовые пищевые продукты и сырье для их производства,

всего, в том числе:

1511485,5

858722,6

652762,9

771152,0

1150400,9

-379248,9

105661,2

243734,3

-138073,1

Беларусь




33055,7

35950,1

-2894,4

426,4

8689,4

-8263,0

Казахстан

34498,7

38435,6

-3936,9




47933,0

146044,1

-98111,1

Кыргызстан

8037,9

556,4

7481,5

150604,8

42297,1

108307,7




Россия

1463498,8

816185,9

647312,9

245824,0

1054732,8

-808908,9

49351,5

84311,5

-34960,0

Таджикистан

413,9

703,2

-289,3

141403,8

4083,6

137320,2

5549,4

3,4

5546,0

Мясо и пищевые мясные субпродукты, всего, в том числе:

220237,9

1495,5

218742,4

1735,4

144,9

1590,4

55,8

568,6

-512,8

Беларусь




-

-

-

-

-

-

Казахстан

-

-

-




1,4

346,6

-345,2

Кыргызстан

-

-

-

1312,3

1,4

1310,9

-

-

-

Россия

220237,9

1495,5

218742,4

-

143,5

-143,5

-

222,0

-222,0

Таджикистан

-

-

-

423,0

-

423,0

31,5

-

31,5

Молочная продукция; яйца птиц, всего, в том числе:

897734,4

30485,6

867248,8

6252,7

182818,5

176565,7

24890,0

8684,5

16205,5

Беларусь




-

26229,5

-26229,5

0,4

613,8

-613,4

Казахстан

25401,9

-

25401,9




22731,1

727,2

22003,9

Кыргызстан

543,2

0,5

542,7

2228,1

22029,0

-19801,0




Россия

871731,7

30485,1

841246,6

1883,1

133890,1

132007,0

1768,1

7343,5

-5575,4

Таджикистан

57,6

-

57,6

1984,7

2,8

1981,9

390,4

-

390,4

Съедобные фрукты и орехи, всего,

в том числе:

3771,7

5743,0

-1971,3

53812,6

1497,1

52315,5

21674,9

22,5

21652,4

Беларусь




7,7

-

7,7

-

-

-

Казахстан

-

7,7

-7,7




225,3

6,9

218,4

Кыргызстан

-

-

-

2,8

169,7

-166,9




Россия

3771,7

3785,6

-13,9

53802,1

735,1

53066,9

21449,6

6,3

21443,3

Таджикистан

-

545,9

-545,9

-

225,5

-225,5

-

1,0

-1,0

Злаки, всего, в том числе:

273,8

68461,6

-68187,8

262571,8

23349,5

239222,3

78,6

71598,7

-71520,1

Беларусь




32883,4

-

32883,4

-

-

-

Казахстан

-

38185,8

-38185,8




-

69663,5

-69663,5

Кыргызстан

-

-

-

69273,8

-

69273,8




Россия

273,8

30275,8

-30002,0

84824,0

23347,6

61476,4

78,6

753,5

-674,9

Таджикистан

-

-

-

50464,1

0,4

50463,7

-

-

-

Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод крахмалы, всего, в том числе:

16478,7

40238,8

-23760,1

258571,9

10851,1

247720,8

189,7

14897,6

-14707,9

Беларусь




75,7

16,3

59,4

-

91,8

-91,8

Казахстан

12,2

79,2

-67,0




9,3

12681,6

-12672,3

Кыргызстан

83,0

-

83,0

13865,1

-

13865,1




Россия

16179,6

40159,6

-23980,0

2832,5

10724,8

-7892,3

-

1604,5

-1604,5

Таджикистан

41,2

-

41,2

81437,4

-

81437,4

169,9

-

169,9

Масла животные или растительные,

всего, в том числе:

5524,9

95041,3

-89516,4

20227,9

88179,3

-67951,4

9145,1

25521,0

-16375,9

Беларусь




-

411,9

-411,9

-

49,3

-49,3

Казахстан

377,5

-

377,5




9143,0

11120,9

-1977,9

Кыргызстан

-

-

-

11251,3

8310,1

2941,3




Россия

5121,4

95041,3

-89919,9

128,0

75429,2

-75301,1

2,1

12614,3

-12612,2

Таджикистан

26,0

-

26,0

2698,1

7,0

2691,1

-

-

-

Сахар и кондитерские изделия из сахара, всего, в том числе:

119181,8

9537,2

109644,6

23074,9

80427,1

-57352,2

7664,8

22925,6

-15260,8

Беларусь




30,5

6368,6

-6338,1

-

7882,6

-7882,6

Казахстан

6026,5

37,3

5989,2




3824,4

12633,6

-8809,2

Кыргызстан

7367,4

-

7367,4

12802,3

3176,1

9626,2




Россия

101320,9

9499,9

91821,0

9449,5

70701,6

-61252,1

3710,2

2172,0

1538,2

Таджикистан

114,0

-

114,0

250,7

1,2

249,4

41,3

-

41,3

Готовые продукты из зерна злаков, муки крахмала или мучные кондит. изделия, всего, в том числе:

19661,3

111198,2

-91536,9

9506,4

123406,3

-113899,8

2432,9

11587,3

-9154,4

Беларусь




30,0

1064,0

-1034,0

41,1

16,8

24,3

Казахстан

1046,5

46,2

1000,3




888,1

2605,3

-1717,2

Кыргызстан

15,4

44,2

-28,8

2785,4

730,0

2055,5




Россия

18443,3

111107,8

-92664,5

5491,3

121510,1

-116018,8

209,6

8959,8

-8750,2

Таджикистан

101,6

-

101,6

1009,2

-

1009,2

931,1

2,3

928,8

Продукты переработки овощей, фруктов, всего, в том числе:

14076,6

41514,1

-27437,5

3177,7

44782,6

-41604,9

1932,9

2932,7

-999,8

Беларусь




-

459,9

-459,9

-

-

-

Казахстан

417,2

-

417,2




1681,7

1149,5

532,2

Кыргызстан

-

-

-

2459,3

1383,6

1075,7




Россия

13659,4

41198,7

-27539,3

128,4

34056,8

-33928,4

124,7

1688,7

-1564,0

Таджикистан

-

-

-

52,1

3712,4

-3660,3

89,6

-

89,6

ГАРАНТ:

Окончание таблицы. См. начало


Экспорт

Импорт

Сальдо

Экспорт

Импорт

Сальдо


Россия

Таджикистан (2006 г.)

Готовые пищевые продукты и сырье для их производства, всего, в том числе:

2142207

2418138

-275931

35475

140865

-105390

Беларусь

816186

1463499

-647313

385

3574

-3189

Казахстан

1089450

312357

777093

3545

76518

-72973

Кыргызстан

87263

122804

-35541

298

4162

-3864

Россия




31170

42912

-11742

Таджикистан

86213

103018

-16805




Мясо и пищевые мясные субпродукты,

всего, в том числе:

1823

220238

-218415

-

689

-689

Беларусь

1496

220238

-218742

-

-

-

Казахстан

322

-

322

-

-

-

Кыргызстан

-

-

-

-

-

-

Россия




-

185

-185

Таджикистан

0,5

-

0,5




Молочная продукция; яйца птиц,

всего, в том числе:

169801

876306

-706505

59

1819

-1760

Беларусь

30485

871732

-841247

5

-

5

Казахстан

129024

1922

127102

-

2

-2

Кыргызстан

6566

2101

4465

-

442

-442

Россия




54

1284

-1230

Таджикистан

1486

22

1464




Съедобные фрукты и орехи, всего, в том числе:

40889

449997

-409109

20831

50

20781

Беларусь

3786

3772

14

311

-

311

Казахстан

36384

71721

-35337

105

-

105

Кыргызстан

6

73129

-73123

-

-

-

Россия




20411

37

20374

Таджикистан

216

61039

-60823




Злаки, всего, в том числе:

47449

1423

46026

29

29935

-29906

Беларусь

37598

343

37255

-

-

-

Казахстан

9399

56

9343

-

23106

-23106

Кыргызстан

355


355

-

-

-

Россия




29

1602

-1573

Таджикистан

80

103

-23




Продукция мукомольно-крупяной промышленности, всего, в том числе:

80779

19151

61628

-

51317

-51317

Беларусь

40160

16180

23980

-

212

-212

Казахстан

9667

2971

6696

-

49410

-49410

Кыргызстан

2014

-

2014

-

18

-18

Россия




-

1179

-1179

Таджикистан

20853

-

20853




Масла животного или растительного происхождения, всего, в том числе:

210968

5336

205632

12

9853

-9841

Беларусь

95041

5121

89920

-

-

-

Казахстан

77532

128

77404

3

2622

-2619

Кыргызстан

12409

2

12407

9

-

9

Россия




-

1347

-1347

Таджикистан

7206

0,3

7206




Сахар и кондитерские изделия из сахара,

всего, в том числе:

126619

114492

12127

7

20165

-20158

Беларусь

9500

101321

-91821

-

3362

-3362

Казахстан

69512

9159

60353

-

638

-638

Кыргызстан

1792

4004

-2212

-

600

-600

Россия




7

15209

-15202

Таджикистан

27542

5

27537




Готовые продукты из зерна злаков, муки. крахмала, всего, в том числе:

269429

24160

245269

-

7502

-7502

Беларусь

111108

18443

92665

-

-

-

Казахстан

127565

5717

121848

-

545

-545

Кыргызстан

13450

-

13450

-

631

-631

Россия




-

6119

-6119

Таджикистан

11328

-

11328




Продукты переработки овощей, фруктов,

всего, в том числе:

78393

31455

46939

5642

681

4961

Беларусь

41199

13659

27540

-

-

-

Казахстан

33881

154

33727

3380

23

3357

Кыргызстан

2723

144

2579

128

6

122

Россия




2085

652

1433

Таджикистан

426

2097

-1671





Таблица 3


Экспорт и импорт злаков в страны ЕврАзЭС в 2007-2008 гг.
(по данным стран-экспортеров, тыс. тонн)


Экспорт злаков странами ЕврАзЭС в 2007-2008 гг.

Страны-экспортеры

Всего

В том числе страны ЕврАзЭС


2007

2008

2007

2008

Беларусь

0,8

0,9

0,7

0,8

Казахстан

6881

5646

1553

1015

Кыргызстан

2

2

0,1

0,03

Россия

16673

13594

191

235

Таджикистан

0,05

0,01

0,03

0,01

Импорт злаков странами ЕврАзЭС в 2007-2008 гг.

Страны-импортеры

Всего

В том числе из стран ЕврАзЭС


2007

2008

2007

2008

Беларусь

589

494

331

164

Казахстан

84

118

73

75

Кыргызстан

400

355

367

308

Россия

1067

959

520

262

Таджикистан

301

285

287

271


Таблица 4


Потребление основных продуктов питания в различных государствах ЕврАзЭС в 2007 году на душу населения, кг/год


Наименование

Рациональные нормы потребления продуктов питания

Фактическое потребление

Соотношение фактического потребления к рациональной норме, %


Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Таджикистан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Таджикистан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Таджикистан

Хлебопродукты и крупяные изделия (в пересчете на пшеницу)

105

185

118,1

105

183

93

278

157,3

121

123,3

88,6

150,3

133,2

115,2

67,4

Картофель

170

70,0

60,8

100

110

188

112,9

180,5

132

86

110,6

161,3

296,9

132,0

78,2

Овощи и бахчевые культуры

124

100,0

118,4

150

142

141

169,9

157,3

110

110

113,7

169,9

133,0

73,3

77,5

Фрукты и ягоды

78

22,0

66,2

70

241

57

15,1

46,0

54

66

73,1

68,6

60,4

77,1

27,4

Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар)

33

14,7

29,7

30

20

(мед)

34

41,1

22,3

39

-

103,0

279,6

73,8

130,0

-

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

80

48,0

65,6

75

45

69

64,8

48,0

61

13,9

86,3

135,0

73,1

81,3

30,9

Рыба и рыбопродукты

18,2

5,0

-

26

-

16,7

4,0

-

13,9

-

91,8

80,0

-

53,5

-

Яйца

294

139,0

197,9

250

220

275

167,6

72,1

254

15,1

93,5

120,6

36,6

101,6

6,4

Молочные продукты (в пересчете на молоко)

393

260,0

296,9

305

183

233

300,2

218,7

242

69,1

59,3

115,5

73,6

79,3

37,8

Масло растительное (включая маргарин и майонез)

13,2

8,8

11,8

12

-


21,9

7,4

12,8

-


248,9

62,9

106,7

-


Таблица 5


Доля российского и зарубежного капитала в отдельных отраслях пищевой промышленности Российской Федерации*


Отрасль

Доля российского капитала, %

Доля иностранного капитала, %

Табачная

12

88

в том числе:

Филип Моррис



22,2

БАТ


17,1

Лиггет -Дукат


16,2

Петро


14,6

Чайная

13

87

в том числе:

Майский чай


13


Ореми-Трейд


25

Юниливер


20

Ахмад


7




Пивная

15

85

в том числе:

Очаково


6


БиБиЭйч


35,2

Сан Интербрю


18,1

Хайнекен


16,1

Эфес


9,7


* - по данным Департамента пищевой промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации


Таблица 6


Темпы роста потребительских цен в 2007 и 2008 годах
(декабрь в % к декабрю предшествующего года)



Все товары и услуги

В том числе

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Услуги

Беларусь





2007

112,1

115,9

105,9

110,5

2008

113,3

115,9

106,8

116,2

Казахстан





2007

118,8

126,6

110,5

115,4

2008

109,5

110,8

105,7

111,4

Кыргызстан





2007

120,1

127,1

109,8

110,6

2008

120,0

119,6

116,0

134,4

Россия





2007

111,9

115,6

106,5

113,3

2008

113,3

116,5

108,0

115,9

Таджикистан





2007

119,7

125,5

107,5

117,1

2008

111,8

113,0

105,0

120,6


Таблица 7


Структура потребительских расходов домашних хозяйств
(по данным выборочного обследования; в процентах к общим расходам на покупку товаров и услуг)



Расходы на покупку продуктов питания

Расходы на покупку непродовольственных товаров

Расходы на покупку алкогольных напитков

Расходы на оплату услуг

Беларусь





2006

42,3

33,7

2,4

21,6

2007

41,5

34,6

2,3

21,6

2008

(9 месяцев)

41,2

34,6

2,4

21,8

Казахстан





2006

39,1

33,6

1,2

26,1

2007

39,0

33,2

1,2

26,6

2008

(III квартал)

40,5

33,1

1,0

25,4

Кыргызстан





2006

53,7

28,4

0,5

17,4

2007

52,5

30,2

0,4

16,9

2008

(I полугодие)

59,3

24,6

0,6

15,5

Россия





2006

34,1

38,8

1,9

25,2

2007

31,2

41,7

1,7

25,4

2008

(III квартал)

30,8

41,8

1,3

26,1

Таджикистан





2006

57,8

28,4

0,3

13,5

2007

58,3

28,3

0,3

13,1

2008

(9 месяцев)

58,8

28,1

0,1

13,0


Таблица 8


Уровень продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС по основной группе продуктов питания в 2008 году, %


Государства - члены ЕврАзЭС

Зерно

(хлебопродукты)

Картофель

Овощи

Мясо

Молоко

Яйцо (шт.)

Беларусь

691

462

161

78

224

123

Казахстан

427

149

136

85

109

107

Кыргызстан

238

155

109

96

110

97

Россия

452

196

103

24

92

104

Таджикистан

87

289

108

20

60

14


Таблица 9


Производство зерна



Производство зерновых и зернобобовых культур (хозяйства всех категорий; в весе после доработки)


Всего, тыс. тонн

На душу населения, кг


2006

2007

2008

2006

2007

2008

Беларусь

5923

7217

9000

609

744

931

Казахстан

16512

20138

15600

1079

1301

994

Кыргызстан

1562

1491

1500

301

285

286

Россия

78625

81797

108100

552

576

761

Таджикистан

904

931

800

129

132

111


Таблица 10


Производство сахарной свеклы фабричной
(хозяйства всех категорий; в весе после доработки)



Всего, тыс. тонн

На душу населения*, кг


2006

2007

2008

2006

2007

2008

Беларусь

3978

3626

4030

409

374

416

Казахстан

339,0

309,4

130

22

20

8

Кыргызстан

226,0

155,4

-

44

30

-

Россия

27069

25467

26082

190

179

184

Таджикистан

-

-

-

-

-

-


*- население Кыргызской Республики 5217,5 тыс. человек


Таблица 11


Производство картофеля (хозяйства всех категорий)



Производство картофеля

(хозяйства всех категорий; в весе после доработки)


Всего, тыс. тонн

На душу населения, кг


2006

2007

2008

2006

2007

2008

Беларусь

8329

8744

8749

2006

2007

2008

Казахстан

2362

2415

2355

856

901

904

Кыргызстан

1255

1374

1335

98.0

96.0

96.0

Россия

28260

27195

28874

242

262

253

Таджикистан

574

662

649

198

191

203


Таблица 12


Производство овощей (хозяйства всех категорий)



Всего, тыс. тонн

На душу населения, кг


2006

2007

2008

2006

2007

2008

Беларусь

2174

2153

2295

223

222

237

Казахстан

2059

2196

22280

135

142

146

Кыргызстан

761

790

823

147

134.6

145.6

Россия

11358

11476

12952

80

81

91

Таджикистан

760

835

733

109

118

100


Таблица 13


Производство скота и птицы на убой (в убойном весе)



Всего, тыс. тонн

На душу населения, кг


2006

2007

2008

2006

2007

2008

Беларусь

767

815

843

79

84

87

Казахстан

809

839

873

53

54

56

Кыргызстан

182

183

184.2

35

35

35

Россия

5189

8706

6165

36

40

36

Таджикистан

56

60

65

8

8

9


Таблица 14


Производство молока (хозяйства всех категорий)



Всего, тыс. тонн

На душу населения, кг


2006

2007

2008

2006

2007

2008

Беларусь

5895

5903

6230

606

608

643

Казахстан

4926

5073

5164

322

328

330

Кыргызстан

1212

1240

1274

233

237

241

Россия

31441

32017

32382

210

209

209

Таджикистан

545

584

601

78

82

82


Таблица 15


Производство яиц (хозяйства всех категорий)



Всего, млн. шт.

На душу населения, шт.


2006

2007

2008

2006

2007

2008

Беларусь

3337

3228

3319

343

333

343

Казахстан

2495

2664

2973

163

172

190

Кыргызстан

343

374

369

66

71

70

Россия

37923

37875

37751

65

71

72

Таджикистан

105

111

151

15

16

21


Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:


От

Республики

Беларусь

От

Республики

Казахстан


От

Кыргызской

Республики

От

Российской

Федерации


От

Республики

Таджикистан




Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 11 декабря 2009 г. N 464 "О Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества" (г. Санкт-Петербург)


Текст Решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.