Модельный закон "О среднем общем образовании" (принят постановлением на двадцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 апреля 2004 г. N 23-13)

Модельный закон
"О среднем общем образовании"
(принят постановлением на двадцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 апреля 2004 г. N 23-13)


Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы среднего общего образования, что способствует свободному развитию человеческой личности, формируя ценности правового демократического общества.


Раздел I
Общие положения


Статья 1. Термины и определения

Среднее общее образование - целенаправленный процесс овладения учащимися систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности, результатами которого является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, составляющее основу для дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Общеобразовательное учебное учреждение - учебное учреждение, обеспечивающее реализацию права граждан на среднее общее образование.

Средняя общеобразовательная школа - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней (I ступень - начальная школа, II ступень - основная школа, III ступень - старшая школа, как правило, с профильным обучением).

Специализированная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов.

Гимназия - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем обучения.

Лицей - общеобразовательное учебное учреждение III ступени с повышенным уровнем образования, профильным обучением и допрофессиональной подготовкой.

Общеобразовательная школа-интернат - общеобразовательное учебное учреждение с частичным или полным содержанием за счет государства детей, нуждающихся в социальной помощи.

Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное учреждение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.

Общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Школа социальной реабилитации - общеобразовательное учебное учреждение для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (отдельно для мальчиков и девочек).

Вечерняя (сменная) школа - общеобразовательное учебное учреждение II - III ступеней для граждан, не имеющих возможности обучаться в школах с дневной формой обучения.

Внешкольное учебно-воспитательное учреждение - учебное учреждение для воспитания детей и удовлетворения их потребностей в дополнительном образовании по интересам (научным, техническим, художественно-эстетическим, спортивным и т.п.).

Межшкольный учебно-производственный комбинат - учебное учреждение для удовлетворения потребностей учащихся общеобразовательных учебных учреждений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке.

Профессионально-техническое учебное учреждение - учебное учреждение для удовлетворения потребностей граждан в профессионально-техническом и полном среднем общем образовании.

Высшее учебное заведение I - II уровней аккредитации - учебное учреждение для достижения гражданами образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и бакалавра с одновременным завершением получения полного среднего общего образования.

Учащийся - лицо, обучающееся и воспитывающееся в одном из общеобразовательных учебных учреждений. Зачисление учащихся в общеобразовательные учебные учреждения осуществляется, как правило, с шести лет.

Государственный стандарт среднего общего образования - свод норм и положений, определяющих государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на уровне начального, базового и полного среднего общего образования и гарантии государства в его достижении.

Базовое среднее общее образование - образовательный уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий всестороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального образования.

Полное среднее общее образование - образовательный и образовательно-квалификационный уровень общеобразовательной подготовки, обеспечивающий всестороннее развитие учащегося как личности, его способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общекультурной морали, усвоение определенного общественными, национально-культурными требованиями объема знаний о природе, человеке, обществе и производстве, экологическое воспитание и физическое совершенствование.


Статья 2. Основные принципы среднего общего образования

Основными принципами среднего общего образования являются:

- доступность и бесплатность для каждого гражданина всех форм и типов общеобразовательных услуг, предоставляемых государством;

- единство обучения и воспитания, поликультурность образования;

- взаимоуважение между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства;

- равность условий для полной реализации каждым человеком его способностей, талантов, всестороннего развития;

- гуманизм, демократичность, гражданское сознание, приоритетность общечеловеческих ценностей;

- независимость среднего общего образования от политических партий, общественных и религиозных организаций;

- научный, светский характер среднего общего образования;

- интеграция с наукой и производством;

- единство, последовательность системы среднего общего образования;

- непрерывность, системность и разнообразие среднего общего образования.


Статья 3. Среднее общее образование

Среднее общее образование является обязательной основной составляющей непрерывного образования.

Среднее общее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, которые основываются на общечеловеческих и национальных ценностях.

Среднее общее образование является обязательной основной составляющей непрерывного образования.

Среднее общее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, которые основываются на общечеловеческих и национальных ценностях.


Статья 4. Система среднего общего образования

Систему среднего общего образования составляют: общеобразовательные учебные учреждения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, коррекции физического и (или) умственного развития, межшкольные учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, научно-методические учреждения и органы управления системой среднего общего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации, дающие полное среднее общее образование.


Раздел II
Общеобразовательные и другие учебные учреждения системы общего среднего образования


Статья 5. Общеобразовательное учебное учреждение

1. Общеобразовательное учебное учреждение, основанное на государственной или коммунальной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии решения соответствующего органа государственной власти.

Общеобразовательное учебное учреждение, обеспечивающее начальное профессиональное обучение, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством порядке.

Общеобразовательное учебное учреждение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством порядке.

2. Общеобразовательное учебное учреждение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Статус экспериментального не меняет подчинение, тип и форму собственности общеобразовательного учебного учреждения. Положение об экспериментальном общеобразовательном учебном учреждении утверждается центральным органом управления образованием.


Статья 6. Типы общеобразовательных учебных учреждений системы среднего общего образования

1. В соответствии с образовательным уровнем, который обеспечивается общеобразовательным учебным учреждением (начальное общее образование, базовое среднее общее образование, полное среднее общее образование), существуют различные типы общеобразовательных учебных учреждений I, II, III ступеней. Школы каждой из трех ступеней могут функционировать совместно или самостоятельно.

К общеобразовательным учебным учреждениям относятся:

- средняя общеобразовательная школа;

- специализированная школа (школа-интернат);

- гимназия;

- лицей;

- общеобразовательная школа-интернат;

- специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);

- общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат);

- школа социальной реабилитации;

- вечерняя (сменная) школа;

- внешкольное учебно-воспитательное учреждение;

- межшкольный учебно-производственный комбинат;

- профессионально-техническое учебное учреждение;

- высшее учебное заведение I - II уровней аккредитации.

2. Общеобразовательные учебные учреждения могут создавать в своем составе классы (группы) с вечерней (заочной) формой обучения, классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов.

Общеобразовательные учебные учреждения независимо от подчинения, типов и форм собственности могут иметь в своем составе интернаты с частичным или полным содержанием учащихся за счет собственника. Общеобразовательные учебные учреждения могут создавать учебно-воспитательные комплексы в составе учебных учреждений различных типов и уровней аккредитации для удовлетворения допрофессиональных и профессиональных запросов граждан, а также учебно-воспитательные объединения с дошкольными и внешкольными учебными учреждениями для удовлетворения образовательных и культурно-образовательных потребностей.

3. Перечень специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) определяется центральным государственным органом управления образованием по согласованию с центральным государственным органом здравоохранения.

4. Положение об общеобразовательных учебных учреждениях утверждается правительством страны.

Общеобразовательное учебное учреждение разрабатывает устав, который утверждается собственником (для государственных и коммунальных общеобразовательных учебных учреждений - соответствующим органом управления образованием) и регистрируется местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.


Статья 7. Статус общеобразовательного учебного учреждения

1. Общеобразовательное учебное учреждение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам общеобразовательные учебные учреждения могут быть государственными, коммунальными и частными.

2. Статус государственного имеет общеобразовательное учебное учреждение, основанное на государственной форме собственности.

3. Статус коммунального имеет общеобразовательное учебное учреждение, основанное на коммунальной форме собственности.

4. Статус частного имеет общеобразовательное учебное учреждение, основанное на частной форме собственности.


Статья 8. Создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательного учебного учреждения

1. Государственные и коммунальные общеобразовательные учебные учреждения создаются соответственно центральными, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии необходимого количества учащихся в соответствии с установленными нормативами наполняемости классов, необходимой материально-технической и научно-методической базы, педагогических кадров в порядке, установленном правительством страны.

2. Решения о создании коммунальных общеобразовательных учебных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, принимаются областными государственными органами власти или самоуправления по согласованию с центральным государственным органом управления образованием.

3. Решения о создании гимназий, лицеев, специализированных школ (школ-интернатов), основанных на коммунальной форме собственности, принимаются по представлению соответствующих органов управления образованием областными государственными органами власти.

4. Решение о создании общеобразовательного учебного учреждения, основанного на частной форме собственности, принимается учредителем (собственником) в порядке, установленном законодательством.

5. Решения о создании школ социальной реабилитации, их подчиненности и источниках финансирования принимаются правительством по представлению центрального государственного органа управления образованием.

6. Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных учреждений проводятся в порядке, установленном законодательством.

Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных учреждений сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускаются только с согласия территориальных общин.


Раздел III
Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях


Статья 9. Срок обучения

1. Срок обучения для получения полного среднего общего образования в общеобразовательных учебных учреждениях I-III ступеней составляет 12 лет: в общеобразовательных учебных учреждениях I ступени - 4 года; в общеобразовательных учебных учреждениях II ступени - 5 лет; в общеобразовательных учебных учреждениях III ступени - 3 года.

2. Срок обучения в общеобразовательных учебных учреждениях для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, устанавливается правительством.

3. В профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации срок получения полного среднего общего образования устанавливается центральным государственным органом управления образованием.


Статья 10. Формы обучения

Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учебных учреждениях осуществляется по классно-урочной, групповой, семейной и индивидуальной формам обучения, положения о которых утверждает центральный государственный орган управления образованием.

Желающим предоставляется право и создаются условия для ускоренного окончания школы, сдачи экзаменов экстерном.


Статья 11. Наполняемость классов общеобразовательных учебных учреждений

1. Наполняемость классов общеобразовательных учебных учреждений не должна превышать 25 учащихся.

2. В общеобразовательных учебных учреждениях, расположенных в селах, поселках, количество учащихся в классах определяется демографической ситуацией, но должно составлять не менее пяти лиц. При меньшем количестве учащихся в классе занятия проводятся по индивидуальной форме обучения.

3. Порядок деления классов на группы при изучении отдельных предметов устанавливается центральным государственным органом управления образованием по согласованию с Министерством финансов.

4. Для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) количество учащихся в классе определяется центральным государственным органом управления образованием по согласованию с министерствами и ведомствами.

5. Количество учащихся в группах продленного дня учебных заведений всех типов определяется центральным государственным органом управления образованием по согласованию с Министерством финансов.

6. Зачисление учащихся в общеобразовательную санаторную школу (школу-интернат) проводится в порядке, установленном центральным государственным органом здравоохранения.


Статья 12. Учебные планы и нагрузка учащихся

1. Базовый учебный план общеобразовательных учебных учреждений (далее - Базовый учебный план) определяет структуру и содержание среднего общего образования через инвариантную и вариативную составляющие, которые устанавливают почасовое и смысловое соотношение между образовательными областями (циклами учебных предметов), предельно допустимую учебную нагрузку учащихся и общегодовое количество учебных часов. Инвариантная составляющая содержания среднего общего образования формируется на государственном уровне, является единой для всех учреждений системы среднего общего образования, определяется по образовательным областям Базового учебного плана. Вариативная составляющая содержания среднего общего образования формируется общеобразовательным учебным учреждением с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов учащихся. Базовый учебный план для общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности утверждается правительством страны.

2. На основе Базового учебного плана центральный государственный орган управления образованием утверждает типовые учебные планы для общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности. В типовых учебных планах образовательные области представлены в виде учебных предметов и курсов в соответствии с инвариантной и вариативной составляющими содержания среднего общего образования.

Типовые учебные планы устанавливают объем еженедельной классно-урочной учебной нагрузки обучающихся. При пятидневной неделе обучения она составляет: для 1-х классов - 22 часа; для 2 - 4-х классов - 22 часа; для 5-х классов - 28 часов; для 6-хклассов - 29 часов; для 7-х классов - 31 час; для 8-9-х классов - 32 часа, для 10 - 12 классов - 33 часа. При шестидневной неделе обучения она составляет: для 1-х классов - 22 часа; для 2 - 4-х классов - 25 часов; для 5-х классов - 31 час; для 6-х классов - 32 часа; для 7-х классов - 34 часа; для 8 - 9-х классов - 35 часов; для 10 - 12-х классов - 36 часов.

Суммарная общегодовая учебная нагрузка, включая организацию индивидуальной, групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся, с учетом деления на подгруппы может превышать указанные объемы и составлять при пятидневной учебной неделе 1440 часов, при шестидневной неделе - 1550 часов.

3. На основе типовых учебных планов общеобразовательным учебным учреждением составляется рабочий учебный план с конкретизацией вариативной составляющей и определением профиля обучения.

Рабочие учебные планы государственных и коммунальных общеобразовательных учебных учреждений утверждаются соответствующим органом управления образованием.

Рабочие учебные планы профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации, в части получения полного среднего общего образования, разрабатываются на основе типовых учебных планов для общеобразовательных учебных учреждений и согласовываются с центральным государственным органом управления образованием.

Экспериментальные рабочие учебные планы составляются, с учетом типовых учебных планов, общеобразовательными учебными учреждениями, имеющими статус экспериментальных.

Введение экспериментальных рабочих учебных планов, новых образовательных программ, педагогических новаций и технологий возможно лишь по решению центрального государственного органа управления образованием.


Статья 13. Учебный год и режим работы общеобразовательного учебного учреждения

1. Учебный год в общеобразовательных учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности начинается 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.

2. Продолжительность учебного года в общеобразовательных учебных учреждениях I ступени не может быть меньше 175 рабочих дней, а в общеобразовательных учебных учреждениях II-III ступеней - 190 рабочих дней, без учета времени на сдачу переводных и выпускных экзаменов, продолжительность которых не может превышать трех недель.

3. Структура учебного года (по четвертям, триместрам, полугодиям) и продолжительность учебной недели устанавливаются общеобразовательным учебным учреждением в пределах времени, предусмотренного рабочим учебным планом, по согласованию с соответствующим органом управления образованием.

4. Режим работы общеобразовательного учебного учреждения определяется им на основе нормативно-правовых актов и по согласованию с соответствующим органом государственной санитарно-эпидемиологической службы.

5. Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных учреждениях составляет: в 1-х классах - 35 минут, во 2-4-х классах - 40 минут, в 5-12-х классах - 45 минут. Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и органами государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Разница во времени учебных часов 1-4-х классов обязательно учитывается и компенсируется проведением дополнительных, индивидуальных занятий и консультаций с учащимися.


Статья 14. Воспитательный процесс в общеобразовательных учебных учреждениях

1. Воспитание учащихся в общеобразовательных учебных учреждениях осуществляется в процессе урочной, внеурочной и внешкольной работы с ними.

Цели воспитательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях определяются на основе принципов, заложенных в Конституции, законах и иных нормативно-правовых актах.

2. В общеобразовательных учебных учреждениях запрещаются образование и деятельность организационных структур политических партий, а также религиозных организаций и военизированных формирований.

3. Принуждение учащихся общеобразовательных учебных учреждений к вступлению в какие бы то ни было объединения граждан, религиозные организации и военизированные формирования запрещается.


Статья 15. Зачисление учащихся

1. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления закрепляют за общеобразовательными учебными учреждениями соответствующие территории обслуживания и до начала учебного года ведут учет учащихся, которые должны их посещать.

2. Зачисление учащихся в общеобразовательное учебное учреждение проводится приказом директора, издаваемым на основании заявления, при наличии медицинской справки установленного образца и соответствующего документа об образовании (кроме учащихся 1-х классов).

3. Зачисление учащихся в гимназии, лицеи, специализированные школы (школы-интернаты) проводится в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием.

4. Зачисление учащихся в общеобразовательную санаторную школу (школу-интернат) проводится в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием и центральным государственным органом здравоохранения.

5. Направление учащихся в школы социальной реабилитации и досрочное освобождение их из этих учебных учреждений осуществляются по решению суда.

6. Зачисление и подбор детей для обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), их перевод из таких учебных учреждений одного типа в другой проводятся по соответствующему психолого-медико-педагогическому заключению консультаций в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием.


Раздел IV
Участники учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях


Статья 16. Участники учебно-воспитательного процесса

Участниками учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях являются: учащиеся; руководители; педагогические работники, психологи, библиотекари, другие специалисты; родители или лица, их заменяющие.


Статья 17. Статус учащихся

Статус учащихся как участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях, их права и обязанности определяются настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами.


Статья 18. Социальная защита учащихся

1. Учащимся общеобразовательных учебных учреждений может предоставляться дополнительно социальная и материальная помощь за счет средств центральных органов исполнительной власти и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц страны и граждан, проживающих за ее пределами, а также средств фонда общеобязательного обучения и за счет других поступлений.

Учащиеся общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности имеют право на льготный проезд городским и пригородным пассажирским транспортом в порядке, установленном правительством.

Учащиеся общеобразовательных учебных учреждений в сельской местности обеспечиваются транспортом до места обучения и домой бесплатно.

2. Дети с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата обеспечиваются средствами индивидуальной коррекции в порядке, установленном правительством.

3. Воспитанники школ-интернатов всех типов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, находятся на полном государственном содержании. Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, обучающиеся в других общеобразовательных учебных учреждениях, обеспечиваются питанием, одеждой и иными услугами в порядке, установленном правительством. Содержание воспитанников, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), санаторных школах-интернатах осуществляется в порядке установленном законодательством.

4. Дети-сироты, дети, лишенные родительского попечения, дети, нуждающиеся в коррекции физического и (или) умственного развития, трудоустраиваются или продолжают обучение согласно полученному образованию в порядке, установленном законодательством.


Статья 19. Охрана и укрепление здоровья учащихся

1. Общеобразовательное учебное учреждение обеспечивает безопасные и безвредные условия обучения, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья, формирует гигиенические навыки и основы здорового образа жизни учащихся.

2. Учащиеся общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности обеспечиваются медицинским обслуживанием, осуществляемым медицинскими работниками, которые входят в штат этих учреждений или соответствующих учреждений здравоохранения, в порядке, установленном правительством.

Учреждения здравоохранения совместно с органами управления образованием и органами здравоохранения ежегодно обеспечивают бесплатный медицинский осмотр учащихся, мониторинг и коррекцию состояния здоровья, несут ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности.

3. Ответственность за организацию питания учащихся в общеобразовательных учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности возлагается на учредителей (собственников), руководителей этих учебных учреждений. Нормы и порядок организации питания учащихся в общеобразовательных учебных учреждениях устанавливаются правительством.

4. Контроль за охраной здоровья и качеством питания учащихся возлагается на органы здравоохранения.


Статья 20. Поощрение учащихся

Для учащихся устанавливаются различные виды морального стимулирования и материального поощрения, предусмотренные центральным государственным органом управления образованием, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, уставом общеобразовательного учебного учреждения.


Статья 21. Права учащихся

Правами учащихся, гарантированными государством, являются:

- доступность и бесплатность среднего общего образования;

- обучение для получения базового и полного среднего общего образования и начальной профессиональной подготовки;

- выбор учебного заведения, форм обучения, индивидуальных программ, внешкольных занятий;

- пользование учебной, культурной, спортивной, оздоровительной, производственной базой учебного заведения;

- участие в научно-исследовательской, исследовательско-конструкторской деятельности, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях;

- защита от проявлений любых форм физического или психического насилия, эксплуатации, от действий педагогических и других работников, которые нарушают права или покушаются на честь и достоинство учащегося.

Законодательством, положением об общеобразовательных учебных учреждениях, их уставами могут быть определены дополнительные права учащихся.


Статья 22. Обязанности учащихся

Обязанностями учащихся являются:

- выполнение требований законодательства, морально-этических норм;

- систематическое и глубокое овладение знаниями, практическими навыками и умениями, профессиональным мастерством, повышение общего культурного уровня;

- выполнение требований устава и правил организации учебного процесса общеобразовательного учебного учреждения.

Законодательством, положением об общеобразовательных учебных учреждениях, их уставами могут утверждаться дополнительные обязанности.


Статья 23. Педагогические работники

1. Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющее соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляющее педагогическую деятельность, обеспечивающее результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет исполнять профессиональные обязанности в учебных учреждениях системы среднего общего образования.

Перечень должностей педагогических работников системы среднего общего образования устанавливается правительством.

2. Должность руководителя общеобразовательного учебного учреждения независимо от подчинения, типа и формы собственности может занимать лицо, являющееся гражданином страны, имеющее высшее педагогическое образование на уровне специалиста или магистра, стаж педагогической работы не менее трех лет, успешно прошедшее аттестацию руководящих кадров образования в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием.


Статья 24. Педагогическая нагрузка

1. Педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного учреждения независимо от подчинения, типа и формы собственности - время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов в течение учебной недели, что составляет тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности в следующем соотношении к тарифной ставке:

классное руководство - 20-50%; проверка тетрадей - 10-20%; заведование: мастерскими - 15-20%; учебными кабинетами - 10-15%; учебно-опытными участками - 10-25%.

Размеры и порядок установления доплат за другие виды педагогической деятельности определяются правительством.

Педагогическая нагрузка воспитателя общеобразовательного учебного учреждения включает 30 часов, воспитателя общеобразовательной специальной школы (школы-интерната) - 25 часов в неделю, что составляет тарифную ставку.

Размеры тарифных ставок других педагогических работников общеобразовательных учебных учреждений устанавливаются правительством.

Распределение педагогической нагрузки в общеобразовательном учебном учреждении осуществляется его руководством и утверждается соответствующим органом управления образованием.

2. Педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного учреждения независимо от подчинения, типа и формы собственности объемом менее тарифной ставки, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливается только с его согласия.

Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным предметам, что предусматривается рабочим учебным планом, или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением законодательства о труде.


Статья 25. Трудовые отношения в системе среднего общего образования

1. Трудовые отношения в системе среднего общего образования регулируются законодательством о труде, настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами.

2. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя государственного и коммунального общеобразовательного учебного учреждения осуществляет соответствующий орган управления образованием. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя руководителя и других педагогических работников государственного и коммунального общеобразовательного учебного учреждения осуществляется соответствующим органом управления образованием по представлению руководителя общеобразовательного учебного учреждения. Назначение на должность и освобождение от должности других работников государственного и коммунального общеобразовательного учебного учреждения осуществляет его руководитель. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя и заместителей руководителя частного общеобразовательного учебного учреждения осуществляет его собственник по согласованию с соответствующим органом управления образованием. Назначение на должность и освобождение от должности педагогических и других работников частного общеобразовательного учебного учреждения осуществляет его собственник.

3. Отвлечение педагогических работников от исполнения профессиональных обязанностей на выполнение работ, не предусмотренных трудовым договором, без согласия педагогического работника не допускается. Отказ педагогического работника от выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором, не может быть основанием для его освобождения от должности, кроме случаев, установленных законодательством.

4. Педагогическому работнику-призывнику, имеющему высшее педагогическое образование и основным местом работы которого является общеобразовательное учебное учреждение, предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу на весь период его работы по специальности.


Статья 26. Аттестация педагогических работников

1. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности является обязательной и осуществляется, как правило, раз в пять лет в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным центральным государственным органом управления образованием.

2. По результатам аттестации педагогических работников общеобразовательных учебных учреждений определяется соответствие педагогического работника занимаемой должности, присваивается квалификационная категория (специалист, специалист второй категории, специалист первой категории и специалист высшей категории) и может быть присвоено педагогическое звание (старший учитель, учитель-методист, воспитатель-методист, педагог-организатор-методист и т.п.). Положения о квалификационных категориях и педагогических званиях утверждаются центральным государственным органом управления образованием.


Статья 27. Права и обязанности педагогических работников системы среднего общего образования

Права и обязанности педагогических работников системы среднего общего образования определяются Конституцией, Кодексом законов о труде, настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами.


Статья 28. Права и обязанности родителей или лиц, их заменяющих

1. Родители или лица, их заменяющие, имеют право:

выбирать учебные учреждения и формы обучения для несовершеннолетних детей;

принимать решение об участии ребенка в инновационной деятельности общеобразовательного учебного учреждения;

избирать и быть избранными в органы общественного самоуправления общеобразовательных учебных учреждений;

обращаться в соответствующие органы управления образованием по вопросам обучения и воспитания детей;

защищать законные интересы детей.

2. Родители или лица, их заменяющие, обязаны:

обеспечивать условия для получения ребенком полного среднего общего образования по любой форме обучения;

постоянно заботиться о физическом здоровье, психическом состоянии детей, создавать надлежащие условия для развития их природных способностей;

уважать достоинство ребенка, воспитывать трудолюбие, чувство доброты, милосердие, почтительное отношение к семье, старшим по возрасту, государственному и родному языкам, к народным традициям и обычаям;

воспитывать уважение к национальным, историческим, культурным ценностям народа, бережное отношение к историко-культурному достоянию и окружающей природной среде, любовь к Родине.

3. В случае, если родители или лица, их заменяющие, вопреки соответствующему психолого-медико-педагогическому заключению отказываются направлять ребенка в соответствующую специальную общеобразовательную школу (школу-интернат), обучение ребенка проводится по индивидуальной форме.


Раздел V
Государственный стандарт среднего общего образования


Статья 29. Понятие Государственного стандарта среднего общего образования

1. Государственный стандарт среднего общего образования - свод норм и положений, определяющих государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на уровне начального, базового и полного среднего общего образования и гарантии государства в его достижении.

2. Соблюдение требований Государственного стандарта общего среднего образования является обязательным для общеобразовательных учебных учреждений, а также для профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации независимо от подчинения, типов и форм собственности.


Статья 30. Разработка и утверждение Государственного стандарта среднего общего образования

1. Государственный стандарт среднего общего образования разрабатывается центральным государственным органом управления образованием совместно с профильными и научно-исследовательскими учреждениями. Государственный стандарт среднего общего образования утверждается и пересматривается не реже одного раза в 10 лет.

Изменение содержания и объема Государственного стандарта общего среднего образования другими органами исполнительной власти не допускается.

2. Учебно-методическое обеспечение реализации Государственного стандарта среднего общего образования осуществляется центральным государственным органом управления образованием.


Статья 31. Структура Государственного стандарта среднего общего образования

Структуру Государственного стандарта среднего общего образования составляют:

Базовый учебный план общеобразовательных учебных учреждений;

общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания среднего общего образования;

государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.


Статья 32. Соблюдение Государственного стандарта среднего общего образования

Соблюдение требований Государственного стандарта среднего общего образования является обязательным для общеобразовательных учебных учреждений, а также профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации независимо от подчинения, типов и форм собственности.

Обязанностью общеобразовательного учебного учреждения по соблюдению Государственного стандарта среднего общего образования является:

- выполнение инвариантной составляющей содержания среднего общего образования;

- определение предметной направленности вариативной составляющей содержания среднего общего образования, ее содержательного наполнения и форм реализации на каждой ступени общего образования по согласованию с соответствующими органами управления образованием;

- выбор и использование образовательных программ, учебных курсов, пособий к вариативной составляющей содержания среднего общего образования в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием.

Обязанностью общеобразовательного учебного учреждения по соблюдению Государственного стандарта среднего общего образования является:

выполнение инвариантной составляющей содержания среднего общего образования;

определение предметной направленности вариативной составляющей содержания среднего общего образования, ее содержательного наполнения и форм реализации на каждой ступени среднего общего образования по согласованию с соответствующими органами управления образованием;

выбор и использование образовательных программ, учебных курсов, пособий к вариативной составляющей содержания среднего общего образования в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием.


Статья 33. Аттестация и оценка знаний учащихся

1. Контроль за соответствием образовательного уровня учащихся, которые закончили общеобразовательное учебное учреждение I, II и III ступеней, требованиям Государственного стандарта общего среднего образования осуществляется путем их государственной итоговой аттестации. Содержание, формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяются и утверждаются центральным государственным органом управления образованием.

2. Текущую и итоговую оценку знаний учащихся и выбор ее форм, содержания и способа осуществляет общеобразовательное учебное учреждение.

3. Организация экзаменов, аттестация, перевод и выпуск учащихся общеобразовательного учебного учреждения осуществляется в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием.

4. Перевод учащихся в другое общеобразовательное учебное учреждение осуществляется при наличии личных дел учащихся установленного центральным государственным органом управления образованием образца.

5. Выпускникам общеобразовательных учебных учреждений I и II ступеней выдается соответствующий документ об образовании. Образцы документов о среднем общем образовании утверждает правительство. Изготовление документов о среднем общем образовании осуществляется за счет средств государственного бюджета.


Раздел VI
Управление системой среднего общего образования


Статья 34. Органы управления системой среднего общего образования

Управление системой среднего общего образования осуществляется центральным государственным органом управления образованием, другими центральными органами исполнительной власти, которым подчинены учебные учреждения, указанные в статье 8 настоящего Закона, соответствующими органами управления образованием областных, городских, районных, районных в городах государственных органов власти, а также органами местного самоуправления.


Статья 35. Основные задачи органов управления системой среднего общего образования

Основными задачами органов управления системой среднего общего образования являются:

создание условий для получения гражданами полного среднего общего образования;

прогнозирование развития среднего общего образования, сети общеобразовательных учебных учреждений в соответствии с образовательными потребностями граждан;

аттестация учебных учреждений системы среднего общего образования, обнародование результатов аттестации через средства массовой информации;

лицензирование общеобразовательных учебных учреждений, основанных на частной форме собственности;

контроль за соблюдением Государственного стандарта среднего общего образования, нормативно-правовое, учебно-методическое руководство и государственное инспектирование учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности;

обеспечение социальной защиты, охраны жизни, здоровья и защиты прав педагогических работников, психологов, библиотекарей, других специалистов, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, учащихся общеобразовательных учебных учреждений;

содействие развитию самоуправления в общеобразовательных учебных учреждениях;

комплектование системы среднего общего образования педагогическими работниками, в том числе руководящими кадрами.


Статья 36. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в системе среднего общего образования

1. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области среднего общего образования:

реализует государственную политику в сфере среднего общего образования;

осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование отношений в системе среднего общего образования;

разрабатывает и представляет на утверждение правительства нормативы материально-технического и финансового обеспечения общеобразовательных учебных учреждений согласно Государственному стандарту среднего общего образования;

определяет перспективы развития системы среднего общего образования;

разрабатывает, внедряет Государственный стандарт среднего общего образования и контролирует его соблюдение;

контролирует деятельность органов управления образованием и учебных учреждений системы среднего общего образования;

организует нормативное, программное, научно-методическое и информационное обеспечение системы среднего общего образования;

определяет порядок аттестации педагогических работников, в том числе руководящих кадров, в системе общего образования;

организует подготовку и повышение квалификации педагогических работников, в том числе руководящих кадров, в системе среднего общего образования;

принимает решение об организации инновационной деятельности в системе среднего общего образования, координирует и контролирует ее проведение;

обеспечивает подготовку и издание учебников, пособий, методической литературы для общеобразовательных учебных учреждений, одобряет их издание, организует заказ через соответствующие местные органы управления образованием;

утверждает типовые перечни обязательного учебного и другого оборудования (в том числе коррекционного), учебно-методических и наглядных пособий, учебников, художественной и иной литературы;

обеспечивает социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиту прав педагогических работников, специалистов, которые принимают участие в учебно-воспитательном процессе, учащихся (воспитанников) общеобразовательных учебных учреждений, поощряет педагогических работников;

организует обеспечение педагогических работников учебниками, пособиями и методической литературой;

осуществляет международное сотрудничество в установленном законодательством порядке.

Акты центрального государственного органа управления образованием, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены общеобразовательные учебные учреждения, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, общеобразовательных учебных учреждений независимо от типов и форм собственности.

Центральный государственный орган управления образованием, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены общеобразовательные учебные учреждения, осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами и положениями о них.

2. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в области среднего общего образования в пределах их компетенции:

обеспечивают реализацию государственной политики в сфере среднего общего образования;

контролируют соблюдение требований законов и иных нормативно-правовых актов в области образования, обязательное выполнение Государственного стандарта среднего общего образования всеми учебными учреждениями системы среднего общего образования;

принимают участие в разработке и реализации вариативной составляющей содержания среднего общего образования;

создают условия для получения гражданами полного среднего общего образования;

в случае ликвидации в установленном законодательством порядке общеобразовательного учебного учреждения, основанного на коммунальной форме собственности, принимают меры по устройству учащихся в другие общеобразовательные учебные учреждения;

организуют нормативное, программное, материальное, научно-методическое обеспечение, переподготовку, повышение квалификации, аттестацию педагогических работников;

осуществляют подбор, назначение на должность и освобождение от должности педагогических работников, в том числе руководящих кадров, государственных и коммунальных общеобразовательных учебных учреждений;

обеспечивают педагогических работников учебниками, пособиями, методической литературой;

проводят аттестацию учебных учреждений системы среднего общего образования, расположенных на их территориях, обнародуют результаты аттестации;

содействуют проведению инновационной деятельности в системе среднего общего образования;

обеспечивают социальную защиту педагогических работников, специалистов, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, учащихся;

осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией, другими законами и положениями о них.


Статья 37. Полномочия общеобразовательного учебного учреждения

Общеобразовательное учебное учреждение:

реализует положения Конституции, настоящего Закона, иных нормативно-правовых актов в области образования;

удовлетворяет потребности граждан соответствующей территории в получении полного среднего общего образования, обеспечивает единство обучения и воспитания;

разрабатывает и реализует вариативную составляющую содержания среднего общего образования;

создает научно-методическую и материально-техническую базу для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса;

обеспечивает соответствие уровня среднего общего образования Государственному стандарту среднего общего образования;

охраняет жизнь и здоровье учащихся, педагогических и других работников общеобразовательного учебного учреждения;

формирует у учащихся основы здорового образа жизни, гигиенические навыки;

обеспечивает подбор и расстановку кадров (кроме педагогических работников государственного и коммунального общеобразовательного учебного учреждения);

устанавливает в соответствии с законодательством прямые связи с учебными учреждениями зарубежных стран, международными организациями и т.п.;

соблюдает финансовую дисциплину, сохраняет материально-техническую базу;

выдает документы об образовании установленного образца;

осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом общеобразовательного учебного учреждения.


Статья 38. Управление и общественное самоуправление общеобразовательного учебного учреждения

1. Руководство общеобразовательным учебным учреждением осуществляет директор.

Коллегиальным органом управления общеобразовательным учебным учреждением является педагогический совет, полномочия которого определяются Положением об общеобразовательных учебных учреждениях.

2. Органом общественного самоуправления общеобразовательного учебного учреждения является общее собрание (конференция) коллектива общеобразовательного учебного учреждения.

3. В общеобразовательных учебных учреждениях могут функционировать методические объединения, охватывающие участников учебно-воспитательного процесса и специалистов определенного профессионального направления.


Статья 39. Государственный контроль за деятельностью общеобразовательных учебных учреждений

1. Государственный контроль за деятельностью общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляется с целью обеспечения реализации единой государственной политики в сфере среднего общего образования.

2. Государственный контроль за деятельностью общеобразовательных учебных учреждений всех типов и форм собственности осуществляют центральный государственный орган управления образованием, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены общеобразовательные учебные учреждения, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и подчиненные им органы управления образованием.

3. Основной формой государственного контроля за деятельностью общеобразовательных учебных учреждений всех типов и форм собственности является государственная аттестация учреждения, которая проводится не реже одного раза в 10 лет в порядке, установленном центральным государственным органом управления образованием. Результаты государственной аттестации обнародуются.

Внеочередная аттестация проводится, как исключение, только по решению центрального государственного органа управления образованием по представлению органа общественного самоуправления общеобразовательного учебного учреждения или соответствующего органа управления образованием.


Раздел VII
Научно-методическое обеспечение системы среднего общего образования


Статья 40. Задачи научно-методического обеспечения системы среднего общего образования

Задачами научно-методического обеспечения системы среднего общего образования являются:

координация деятельности институтов последипломного педагогического образования, методических кабинетов и методических объединений педагогических работников;

разработка и издание учебных программ, учебно-методических и учебно-наглядных пособий;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, в том числе руководящих кадров, системы среднего общего образования;

изучение уровня знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательных учебных учреждений, выработка соответствующих рекомендаций;

организация сотрудничества с высшими учебными заведениями всех уровней аккредитации для повышения эффективности учебно-методического обеспечения;

освещение в средствах массовой информации достижений педагогической науки и педагогического опыта.


Статья 41. Осуществление научно-методического обеспечения системы среднего общего образования

Научно-методическое обеспечение системы среднего общего образования осуществляют центральный государственный орган управления образованием, подчиненные ему научно-методические учреждения и высшие учебные заведения, а также областные и городские институты последипломного педагогического образования, районные (городские) методические кабинеты, научно-исследовательские учреждения.


Раздел VIII
Финансово-хозяйственная деятельность, материально-техническая база общеобразовательных учебных учреждений


Статья 42. Финансово-хозяйственная деятельность общеобразовательных учебных учреждений

1. Финансово-хозяйственная деятельность общеобразовательных учебных учреждений осуществляется в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами.

2. Педагогическим работникам, специалистам и обслуживающему персоналу государственных и коммунальных общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения и типов заработная плата и другие вознаграждения выплачиваются из средств государственного бюджета.

3. Содержание и развитие материально-технической базы общеобразовательных учебных учреждений финансируются за счет средств учредителей (собственников) этих учреждений.


Статья 43. Материально-техническая база общеобразовательных учебных учреждений

1. Материально-техническая база общеобразовательных учебных учреждений включает здания, сооружения, землю, коммуникации, оборудование, транспортные средства, служебное жилье и другие ценности. Имущество общеобразовательных учебных учреждений принадлежит им на правах, определенных законодательством.

2. Требования к материально-технической базе общеобразовательных учебных учреждений определяются соответствующими строительными и санитарно-гигиеническими нормами и правилами, а также типовыми перечнями обязательного учебного и другого оборудования (в том числе коррекционного), учебно-методических и учебно-наглядных пособий, учебников, художественной и иной литературы.

3. Материально-техническая база общеобразовательных учебных учреждений огосударствлению и приватизации не подлежит.


Статья 44. Штатные расписания общеобразовательных учебных учреждений

1. Штатные расписания государственных и коммунальных общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения и типов устанавливаются соответствующим органом управления образованием на основании типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных учреждений, утвержденных центральным государственным органом управления образованием.

2. Штатные расписания частных общеобразовательных учебных учреждений устанавливаются учредителем (собственником).


Раздел IX
Международное сотрудничество


Статья 45. Международное сотрудничество в системе среднего общего образования

Органы управления системой среднего общего образования и учебные учреждения системы среднего общего образования имеют право заключать соглашения о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с органами управления образованием и учебными учреждениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в установленном законодательством порядке.

Государство содействует международному сотрудничеству в системе среднего общего образования.


Раздел Х
Ответственность в сфере среднего общего образования


Статья 46. Ответственность за нарушение законодательства о среднем общем образовании

1. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о среднем общем образовании, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Ущерб, причиненный учащимися общеобразовательному учебному учреждению, возмещается в соответствии с законодательством.

3. Злостное уклонение родителей от исполнения обязанностей по получению их несовершеннолетними детьми полного среднего общего образования может быть основанием для лишения их родительских прав.



Модельный закон "О среднем общем образовании" (принят постановлением на двадцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 апреля 2004 г. N 23-13)


Текст Модельного закона опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 2004 г., N 33


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение