Рекомендательный законодательный акт "Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей в государствах-участниках Межправительственной Ассамблеи" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств) (Санкт-Петербург, 13 мая 1995 г.)

Рекомендательный законодательный акт
"Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей в государствах-участниках Межправительственной Ассамблеи"
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств)
(Санкт-Петербург, 13 мая 1995 г.)


Настоящий рекомендательный законодательный акт предназначен для определения общих правовых и организационных основ осуществления защиты прав потребителей и направлен на создание равных условий для граждан-потребителей государств Содружества, достижение унифицированности и соответствия мировой практике регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, а также создание действенного механизма защиты прав и законных интересов потребителей.


Статья 1.
Основные понятия, применяемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия и определения:

потребитель - гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд;

изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации;

исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;

продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;

безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде при обычных условиях использования, хранения, транспортирования, утилизации товара (результата работы, услуги) или в процессе выполнения работы (оказания услуги);

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие нормативные документы, которые в соответствии с законодательством данного государства устанавливают обязательные требования к качеству, в том числе безопасности, товаров (работ, услуг);

недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

существенный недостаток - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо не может быть устранен в отношении потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения.


Статья 2.
Права потребителей


1. Потребители имеют право на:

свободный выбор товаров, работ, услуг;

получение достоверной информации о товарах, работах, услугах, а также их изготовителях, исполнителях, продавцах;

просвещение;

надлежащее качество товаров, работ, услуг;

безопасность товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителей, их имущества, а также окружающей среды;

защиту своих прав;

образование общественных объединений потребителей.

2. Для отдельных контингентов потребителей, отнесенных государством к категориям приоритетных, могут предоставляться льготы и преимущества в сфере торговли, бытового и иных видов обслуживания.


Статья 3.
Гарантии прав потребителей


1. Права потребителей и их защита гарантируются законодательством государства.

2. Правительство данного государства вправе регулировать отношения по защите прав потребителей в случаях, предусмотренных законодательными актами данного государства. Правительство данного государства не вправе поручать министерствам и ведомствам принимать нормативные акты по защите прав потребителей.


Статья 4.
Применение законодательства о защите прав потребителей одного государства на территории другого государства, входящего в состав Содружества Независимых Государств


1. Законодательство о защите прав потребителей одного государства в составе Содружества государств применяется на территории другого государства в составе Содружества государств согласно следующим правилам:

к отношениям, возникающим при причинении потребителям вреда и при осуществлении их права на безопасность жизни и здоровья, применяется закон места рассмотрения спора, а по ходатайству потребителя - закон места причинения вреда;

к отношениям, основывающимся на иных предусмотренных законодательством правах потребителей, применяется закон места приобретения товаров (работ, услуг), а по ходатайству потребителя - закон места его жительства.

2. Граждане каждого государства Содружества, а также лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях всех других государств Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данного государства Содружества.

Граждане каждого государства Содружества, а также другие лица, проживающие на его территории, имеют право свободно обращаться в суды, государственные и общественные организации по защите прав потребителей и иные учреждения других государств Содружества, к компетенции которых относится защита прав потребителей, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данного государства Содружества.


Статья 5.
Приоритет международных договоров


Если международным договором данного государства установлены иные правила о защите прав потребителей, применяются правила международного договора.


Статья 6.
Государственная и общественная защита прав потребителей. Судебная защита прав потребителей


1. Государственная защита прав потребителей осуществляется уполномоченными государственными органами исполнительной власти в пределах установленной законодательством компетенции.

2. Органы местного самоуправления осуществляют защиту прав потребителей в порядке, определяемом соответствующим законодательством государства.

3. Защита прав потребителей может осуществляться общественными объединениями потребителей.

4. Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в защиту потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей.


Статья 7.
Ответственность продавцов, изготовителей, исполнителей


1. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законодательством государства о защите прав потребителей. Договором между потребителем и продавцом (исполнителем) может предусматриваться ответственность за нарушение последним обязательств, за которые законодательством о защите прав потребителей ответственность не установлена, а также определяться более высокий размер ответственности.

2. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению сверх неустойки, установленной законодательством государства о защите прав потребителей.

3. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него законодательством о защите прав потребителей обязанностей перед потребителем.

4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством по защите прав потребителей, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством о защите прав потребителей.


Статья 8.
Ответственность за ненадлежащую информацию


1. Продавцы, изготовители, исполнители несут ответственность за ненадлежащую информацию. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:

приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, - он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, - потребитель вправе потребовать предоставления в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, - он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования, предусмотренные статьей 12 настоящего Закона, а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся во владении потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством данного государства или договором.

2. Отсутствие достоверной информации о товаре (работе, услуге) влечет приостановление реализации такого товара (работы, услуги) до ее предоставления по предписанию уполномоченных государственных органов.

3. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.


Статья 9.
Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)


1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, если законодательством данного государства не предусмотрен более высокий размер ответственности.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым протерпевшим, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем (продавцом) или нет.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся по истечении гарантийного срока, подлежит возмещению изготовителем.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы (услуги), подлежит возмещению исполнителем.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся в течение гарантийного срока, подлежит возмещению продавцом или изготовителем.

3. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, приборов, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

4. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем правил пользования или хранения.


Статья 10.
Возмещение морального вреда


Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.


Статья 11.
Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей


1. Условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными.

Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2. Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются торговыми предприятиями, предприятиями бытового и иных видов обслуживания в полном объеме.

3. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю дополнительные услуги, предоставляемые за плату, потребитель вправе потребовать возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия дополнительных услуг.


Статья 12.
Защита прав потребителя при продаже товаров


1. Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

д) расторжения договора и возмещения убытков.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить по месту покупки товара.

Потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению, либо о замене товара также изготовителю товара или предприятиям, созданным им для этих целей, или предприятиям, выполняющим указанные требования на основании договора с изготовителем.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар с недостатками и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Продавец, изготовитель (созданные ими предприятия, предприятия, на которые их функции возложены на основании договора) обязаны удовлетворить требования потребителя, если не докажут, что недостатки в товаре возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил использования, хранения или транспортировки товара, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

3. Потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи Закона, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока, установленного изготовителем.

По товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования в течение срока, установленного законодательством данного государства.

4. Сроки, указанные в пункте 3 настоящей статьи, а также срок службы товара исчисляются со дня его продажи потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления.

Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления. Срок годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

5. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (созданным им предприятием, предприятием, выполняющим его функции на основании договора) или продавцом (созданным им предприятием, предприятием, выполняющим его функции на основании договора) в течение срока, установленного законодательством данного государства. Указанные сроки исчисляются с момента предъявления соответствующего требования.

В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков до момента исполнения требования потребителя.

6. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявлении им требования о его замене продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны заменить его немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) - в течение срока, установленного законодательством данного государства.

При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) на момент предъявления соответствующего требования необходимого для замены товара он должен заменить его в течение срока, установленного законодательством государства.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.

7. За просрочку выполнения требований потребителя, указанных в пунктах 3, 4, 5, 6 настоящей статьи, продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции), допустившие такие нарушения, выплачивают потребителю неустойку в размере, установленном законодательством данного государства.

8. При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.

При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар, исходя из его цены на момент расторжения договора, а в случае снижения цены - исходя из цены товара на момент покупки.

При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен заплатить разницу в ценах. В случае, когда цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах оплачивается потребителю. В указанных расчетах в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применяется его цена на момент предъявления требования, в случае понижения цены - на момент покупки.

9. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам и не может быть им использован по назначению.

Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается правительством данного государства.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в момент обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы либо обменять товар на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу.

10. Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в безналичном порядке) определяется по соглашению между потребителем и продавцом.

Продажа товаров в кредит осуществляется в порядке, устанавливаемом правилами продажи товаров в кредит, утверждаемыми правительством данного государства.

При покупке товаров в кредит право собственности у потребителя возникает с момента передачи ему товара, если иное не предумотрено договором.


Статья 13.
Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг


1. Исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом он должен организовать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно. Исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг.

2. Правила выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) утверждаются правительством государства.

Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем установленный указанными правилами.

3. Срок исполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом времени), к которой работа (услуга) должна быть выполнена (оказана), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен приступить к ее выполнению (оказанию). В случае, если работа (услуга) выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора, должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения работ (оказания услуг).

4. Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или если во время ее исполнения (оказания) станет очевидным, что она не будет выполнена (оказана) в срок, а также в случае просрочки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по своему выбору:

назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить (оказать);

поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счет исполнителя;

потребовать уменьшения вознаграждения за работу (услугу);

расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Требования потребителя, установленные пунктом 4 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что просрочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

5. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее закончить, указываются в договоре.

В случае просрочки назначенных новых сроков свыше одного месяца потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 4 настоящей статьи.

6. При расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или выполняет (оказывает) ее настолько медленно, что исполнение к сроку становится невозможным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу).

Особенности порядка расчетов в таких случаях могут устанавливаться правилами об отдельных видах работ (услуг).

7. Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);

соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, или повторного выполнения работы, или возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом.

8. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) или иные существенные отступления от условий договора.

9. Требования, установленные пунктом 8 настоящей статьи, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) или в ходе ее выполнения (оказания), а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) - в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение срока, устанавливаемого законодательством государства и исчисляемого со дня принятия работы (услуги).

Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков работы (услуги) по истечении гарантийных сроков. Указанное требование может быть предъявлено, если в течение установленного срока службы (а если срок службы не установлен - в течение срока, установленного законодательством государства и исчисляемого со дня принятия работы, услуги) были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине исполнителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные пунктом 10 настоящей статьи, потребитель по своему выбору вправе требовать:

соответствующего уменьшения вознаграждения за работу;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами либо третьим лицом;

расторжения договора и возмещения убытков.

10. Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения, должны быть устранены в соразмерный срок, назначаемый потребителем.

Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в срок, установленный законодательством государства, если более короткий срок не установлен договором (соглашением сторон) при принятии работы (услуги) или правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг.

Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устранения недостатков фиксируется в договоре либо ином документе, подписываемом сторонами.

11. За нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель обязан уплатить неустойку в размере, установленном законодательством государства, или правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг), или договором.

12. Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу) и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.

13. На выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление сметы обязательно, если на этом настаивает потребитель или исполнитель.

Исполнитель не вправе требовать оплаты работы и дополнительных расходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласия на их производство или не поручил исполнителю выполнение таких работ.

Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе отказаться от договора, возместив исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу, согласно первоначально определенной смете. Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении приблизительной сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения сверхсметных расходов.

14. Исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором, из своего материала и своими средствами, если потребитель не требует выполнения работы из своего материала.

Исполнитель, выполняющий работу из своего материала, несет ответственность за его надлежащее качество.

Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении договора полностью или в размере, указанном в правилах о выполнении отдельных видов работ или договоре, с окончательным расчетом при получении потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок расчетов за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон.

В случаях, предусмотренных правилами или договором, материал может быть предоставлен исполнителем в кредит. Последующее изменение цены предоставленного в кредит материала не влечет за собой перерасчета.

15. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи), правильное его использование.

Исполнитель обязан:

предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного им материала (вещи);

предоставить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

Исполнитель отвечает за утрату и повреждение принятого от потребителя материала (вещи) в соответствии с законодательством данного государства. Стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется потребителем в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.

Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребителя, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойствах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполнителем указанных свойств не освобождает его от ответственности.

16. Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, грозят годности и прочности выполняемой работы, качеству оказываемой услуги.

Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, грозящих ее годности и прочности (качеству), исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные убытки.

17. Форма оплаты (наличными или в безналичном порядке) выполненной работы (оказанной услуги) определяется по соглашению между потребителем и исполнителем, если иное не предусмотрено законодательством данного государства.

Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем работу (оказанную услугу) по сдаче всего ее объема, если иное не установлено законодательством данного государства или договором.



Рекомендательный законодательный акт "Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей в государствах-участниках Межправительственной Ассамблеи" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств) (Санкт-Петербург, 13 мая 1995 г.)


Текст Рекомендательного законодательного акта опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 1995, N 8, с.80


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение