Рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств) (Санкт-Петербург, 13 мая 1995 г.)

Рекомендательный законодательный акт
"Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности"
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств)
(Санкт-Петербург, 13 мая 1995 г.)


Раздел I. Общие положения


Настоящий рекомендательный законодательный акт формулирует значение, основные задачи, содержание, правовые основы и механизм сотрудничества государств-участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности.

Предлагаемые рекомендации исходят из следующих определений.

Наука - интеллектуальная деятельность, содержанием которой является познание неизвестных ранее человечеству свойств и закономерностей природы и общества. Она включает в себя как деятельность, направленную на получение новых знаний, так и ее результат - совокупность знаний, составляющих основу научной картины мира и отражающих законы его развития.

Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает:

а) фундаментальные научные исследования, т.е. экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях природы и общества;

б) прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, для обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий, видов продукции и т.д. в области производства, управления, труда на предприятии, в отрасли.

Научно-техническая политика - составная часть государственной социально-экономической политики; выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в сфере науки и техники, реализации научных и научно-технических достижений.


Раздел II. Цели, принципы и направления сотрудничества


Статья 1. Сотрудничество в области науки и научно-технической деятельности осуществляется на государственной и негосударственной основах и ориентируется на следующие принципы:

- совпадение долговременных интересов и целей, связанных с необходимостью объединения усилий в деятельности государств-участников СНГ;

- взаимное уважение сторонами государственных интересов, особенностей и традиций каждого из участников;

- признание международных правовых норм;

- равноправное участие в совместном решении проблем, представляющих интерес для сотрудничающих государств и организаций;

- обеспечение взаимной выгоды от сотрудничества по государственной и негосударственной линиям;

- взаимная ответственность сторон;

- учет особенностей современного этапа социально-экономического развития государств - участников СНГ.


Статья 2. По государственной линии сотрудничество организуется и осуществляется органами государственной власти, государственными учреждениями и организациями за счет государственных бюджетных средств.


Статья 3. По негосударственной линии сотрудничество организуется и осуществляется неправительственными (в том числе общественными) организациями и объединениями, творческими союзами, фондами, юридическими лицами с государственной и негосударственной формой собственности, а также частными лицами за счет внебюджетных средств.


Статья 4. Международное сотрудничество может осуществляться также на смешанной (государственной и негосударственной) основе.


Статья 5. Государства-участники СНГ осуществляют сотрудничество в сфере науки и научно-технической деятельности, исходя из более общих задач их интеграции в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях социальной жизни, в частности, в целях:

- формирования условий стабильного социально-экономического развития каждого государства и в целом СНГ;

- поэтапного формирования общего экономического пространства;

-обеспечения единого образовательного пространства, а также культурного сотрудничества;

- совместного решения экологических проблем и проблем, вызванных стихийными бедствиями и катастрофами.


Раздел III. Формы и методы сотрудничества


Статья 6. Основными формами международного сотрудничества государств-участников СНГ в науке и научно-технической деятельности являются:

- международные научные и научно-практические форумы (конференции, симпозиум, совещания);

- международная двусторонняя и многосторонняя кооперация в научной и научно-технической деятельности, в подготовке и повышении квалификации научных кадров;

- создание на государственной и негосударственной основах международных фондов, ассоциаций, творческих союзов, информационных и научных центров, лабораторий, исследовательских институтов, научно-производственных объединений и т.д.;

- выполнение научных исследований и научно-технических разработок по заказу сотрудничающего государства или организации, находящейся на его территории;

- обмен на коммерческой и некоммерческой основах научно-технической информацией, результатами исследований и разработок, новыми прогрессивными технологиями;

- обмен специалистами по государственной и негосударственной линиям;

- проведение льготной налоговой политики при осуществлении инновационной деятельности;

- проведение льготной таможенной политики в отношении товаров, сырья, материалов, финансовых ресурсов, перемещаемых через границы государств-участников СНГ при осуществлении инновационной деятельности;

- кооперация в области подготовки научных кадров высокой квалификации (кандидатов и докторов наук), исходя из имеющихся условий в Научно-исследовательских институтах и вузах СНГ.


Статья 7. Основными методами международного сотрудничества в сфере науки и научно-технической деятельности являются:

- заключение международных договоров, договоров и соглашений между государственными негосударственными организациями разных стран;

- координация научно и научно-технической деятельности;

- реализация совместных научных и научно-технических программ и планов, разрабатываемых органами государственной власти, государственными и негосударственными организациями и предприятиями;

- использование современной системы лицензионных соглашений и лицензионных платежей;

- развитие международного лизинга и лизинговых отношений;

- совместное финансирование государственных и международных программ и проектов, работ по подготовке и повышению квалификации научных кадров, в том числе из совместных фондов, а также на компенсационных началах и на основе частных инициатив;

- разработка модельных законодательных актов как правовой базы международного сотрудничества;

- обобщение и внедрение передового мирового опыта организации научно-технического сотрудничества.


Статья 8. Государства-участники СНГ координируют свою научно-техническую политику:

- в области инвестиций, включая политику привлечения иностранных инвестиций и кредитов;

- в области цен на продукцию научно-исследовательской и научно-технической деятельности, используя договорные и мировые цены и обязуясь не прибегать к ценовой дискриминации.


Статья 9. Координация научных исследований и научно-технических работ, выполняемых по государственным планам и программам, координация действий, направляемых на укрепление материально-технической базы науки и научно-технической деятельности, защиту интеллектуальной собственности, международное программирование научно-исследовательской и научно-технической деятельности, осуществляются в строгом соответствии с принципами добровольности, уважения государственного суверенитета и равенства прав.


Раздел IV. Правовые основы и механизм реализации сотрудничества


Статья 10. Сотрудничество в сфере науки и научно-технической деятельности регулируется государственными законодательствами, международными договорами, данным рекомендательным законодательным актом. В случаях, когда международными договорами устанавливаются иные условия и правила сотрудничества, чем предусматриваемые государственными законодательствами, применяются условия и правила, зафиксированные в договорах.


Статья 11. Государственными законодательствами и международными договорами, исходя из соображений государственной и международной безопасности, защиты внутреннего рынка и субъектов научной и научно-технической деятельности, могут устанавливаться ограничения на обмен достижениями научной и научно-технической деятельности и соответствующей информацией.


Статья 12. Безопасность и эффективность использования научно-технического потенциала сотрудничающих государств обеспечивается на основе их законов об интеллектуальной собственности.


Статья 13. Эффективное использование международных лицензионных соглашений и платежей в сфере науки и научно-технической деятельности обеспечивается только при условии комплексной оценки экономической целесообразности таких соглашений и платежей, с учетом мировой практики среднегодовых платежей и стоимости лицензий.


Статья 14. В соответствии с необходимостью правового обеспечения развития международного научного и научно-технического сотрудничества государства-участники СНГ проводят работу по согласованию действующих государственных законодательств и новых государственных правовых актов в области науки и научно-технической деятельности, охраны интеллектуальной собственности и организации патентного дела с учетом норм международного права и мирового опыта, руководствуясь данным рекомендательным законодательным актом.



Рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств) (Санкт-Петербург, 13 мая 1995 г.)


Текст Рекомендательного законодательного акта опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 1995, N 8, с.80


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.