Рекомендательный законодательный акт "О защите гражданских лиц и прав военнопленных" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 13 мая 1995 г.)

Рекомендательный законодательный акт
"О защите гражданских лиц и прав военнопленных"
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 13 мая 1995 г.)


Настоящий рекомендательный законодательный акт принимается исходя из: важности законодательного регулирования вопросов, связанных с защитой гражданских лиц и прав военнопленных, на основе приоритета прав человека и ответственности государства за их обеспечение;

норм международного права и необходимости установления государством гарантий гуманного обращения, уважения к личности и чести, а также защиты оказавшихся по различным причинам в зоне вооруженного конфликта гражданских лиц, соблюдения прав всех военнопленных;

стремления развивать сотрудничество со всеми сопредельными и другими государствами, международными организациями в целях координации усилий по обеспечению защиты жертв военных конфликтов и признания целесообразности развития сотрудничества государственных органов, к компетенции которых относится решение этих проблем.

Настоящий рекомендательный законодательный акт предполагает заключение соответствующих соглашений между сторонами вооруженного конфликта и сохранение за государством права обращаться в Международную комиссию по установлению фактов нарушений и несоблюдения норм международного права по вопросам необеспечения противной стороной гарантий защиты гражданских лиц и нарушений прав военнопленных.


I. Общие положения


Статья 1


Положения настоящего рекомендательного законодательного акта применяются в случаях, если государство по какой-либо причине оказалось стороной межгосударственного вооруженного конфликта (войны) или на территории государства возник внутренний вооруженный конфликт между двумя или более сторонами, даже если одна из этих сторон не признает наличие такого конфликта.


Статья 2


Положения настоящего рекомендательного законодательного акта действуют с момента возникновения и прекращают свое действие после общего окончания вооруженного конфликта, а на оккупированных территориях - по окончании оккупации. На лиц, окончательное освобождение, репатриация или устройство которых будут иметь место после указанных сроков, действие положений настоящего рекомендательного законодательного акта распространяется вплоть до окончательного фактического освобождения, репатриации или устройства.


Статья 3


Под гражданскими лицами в настоящем рекомендательном законодательном акте понимаются:

1) в период межгосударственного вооруженного конфликта - лица, которые не входят в состав вооруженных сил стороны конфликта и находятся в какой-либо момент и каким-либо образом в зоне такого конфликта или во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующего государства, гражданами которого они не являются;

2) в период внутреннего вооруженного конфликта - лица, которые не входят в состав вооруженных сил стороны конфликта, не принимают непосредственного участия в военных действиях, а также лица, которые, будучи в составе вооруженных сил стороны конфликта до начала военных действий, добровольно сложили оружие или выбыли из строя по любой другой причине.


Статья 4


Под гражданскими объектами в настоящем рекомендательном законодательном акте понимаются все объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования не вносят существенного вклада в военные действия, а их полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация при существующих на конкретный момент обстоятельствах не дают никакого военного преимущества.

Гражданские объекты после эвакуации оттуда гражданских лиц и занятия их вооруженными силами противной стороны конфликта могут рассматриваться как военные объекты.


Статья 5


Под военнопленными в настоящем рекомендательном законодательном акте понимаются лица, входящие в состав вооруженных сил находящейся в конфликте стороны (независимо от того, принимали они непосредственное участие в военных действиях или нет) и захваченные противной стороной.

Статус военнопленного не распространяется на шпионов и наемников.


Статья 6


Под ранеными и больными в настоящем рекомендательном законодательном акте понимаются все лица, как гражданские так и военнослужащие, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от совершения любых враждебных действий.


Статья 7


Права гражданских лиц и военнопленных, установленные настоящим рекомендательным законодательным актом, неотчуждаемы. Отказ от этих прав со стороны гражданских лиц и военнопленных, независимо от его мотивов, признается не имеющим силу.


Статья 8


Если по какой-либо причине государство оказывается стороной межгосударственного вооруженного конфликта или на территории государства возникает внутренний вооруженный конфликт, государство без промедления обязано назначить державы-покровительницы, призванные беспристрастно обеспечивать соблюдение и применение сторонами конфликта положений настоящего рекомендательного законодательного акта. Если по какой-либо причине державы-покровительницы не назначены или не признаны в двухнедельный срок противной стороной, в качестве их субститута государство признает Международной комитет Красного Креста.


Статья 9


Государство обязано всячески содействовать эффективной деятельности держав-покровительниц или их субститута - Международного комитета Красного Креста. При соответствующем их обращении государство обязано незамедлительно создать все необходимые условия для осуществления контроля за исполнением положений настоящего рекомендательного законодательного акта со стороны держав-покровительниц или их субститута.


Статья 10


Государство признает права родственников всех гражданских лиц и военнослужащих, оказавшихся в зоне вооруженного конфликта или во власти противной стороны, знать о судьбе своих близких. В целях координирования информации о каждом гражданском лице или военнопленном, попавшем во власть противной стороны, а также решения всех связанных с ними проблем государство после начала вооруженного конфликта незамедлительно учреждает Государственную комиссию по делам гражданских лиц, оказавшихся в зоне вооруженного конфликта, военнопленных и пропавших без вести лиц (далее - Государственная комиссия).


Статья 11


Государственная комиссия:

1) собирает и анализирует информацию о каждом таком лице, включая все случаи их перемещения, освобождения, репатриации, побегов, госпитализации, смерти, о состоянии здоровья тяжело раненных и больных и уведомляет заинтересованные семьи о судьбе родственников;

2) осуществляет учет каждого лица, попавшего в руки противной стороны, независимо от его статуса и производит регистрацию данных, способствующих установлению его личности, с соблюдением требований норм международного права;

3) отвечает на посылаемые ей запросы, касающиеся гражданских лиц, оказавшихся в зоне вооруженного конфликта, военнопленных и пропавших без вести лиц, включая тех, кто умер в плену;

4) делает необходимые для получения сведений, которыми она не располагает, запросы, обращаясь к противной стороне непосредственно, через державы-покровительницы или субститут - Международный комитет Красного Креста.

Сообщения и запросы, исходящие от Государственной комиссии, должны скрепляться подписью полномочного должностного лица и гербовой печатью.


Статья 12


В период вооруженного конфликта государство обеспечивает в зонах военных действий регистрацию, транспортировку и доставку в распоряжение Государственной комиссии всех гражданских лиц и военнопленных противной стороны конфликта.


Статья 13


После начала вооруженного конфликта государство создает пункты обмена информацией об интернированных, трупах и лицах, подлежащих немедленной репатриации.

Определяется следующий порядок функционирования пунктов обмена:

1) сосредоточение попавших в руки лиц противной стороны, в том числе раненых и умерших по причинам, связанным с военными действиями; оперативный сбор сведений о них, их транспортировка (за исключения трупов) в распоряжение государственных комиссий;

2) трупы лиц противной стороны после опознания и установления личности (по документам) либо, если таковое не представляется возможным, после максимально подробного описания трупа (по личным вещам, особым приметам) выдаются противной стороне в течение 24 часов;

3) если обмен трупами невозможен, то после принятия указанных в предыдущем абзаце мер по опознанию каждая сторона предает их погребению. Места погребения этих лиц пользуются уважением и обозначаются таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать;

4) места расположения пунктов обмена объявляются демилитаризованными зонами, в которые допускаются уполномоченные представители сторон конфликта, держав-покровительниц и Международного комитета Красного Креста.


II. Защита гражданских лиц


Статья 14


В период вооруженного конфликта государство обеспечивает защиту гражданских лиц, даже если одна из сторон не признает наличие такого конфликта. Гражданские лица, оказавшиеся на оккупированной территории во власти противной стороны, пользуются уважением и гуманным обращением без какого-либо дискриминационного различия, основанного на признаках расы, пола, языка, вероисповедания, национального и социального происхождения и других подобных критериях.


Статья 15


Оказавшись по какой-либо причине участником вооруженного конфликта, государство, со своей стороны, не допускает применения оружия в отношении гражданских лиц, обстрела, бомбардировки или нападения на гражданские объекты, а также обеспечивает принятие неотложных мер к эвакуации из осажденной или окруженной зоны всех гражданских лиц, оказывая при этом особое внимание и уход раненым, больным, инвалидам, престарелым, детям и женщинам.

Бережное отношение и уход должны быть обеспечены беременным женщинам и матерям с малолетними детьми.


Статья 16


Государство не допускает каких-либо действий в качестве репрессалий в отношении гражданских лиц, медицинских учреждений и их персонала, гражданских объектов, гражданского имущества, исторических памятников, произведений искусства, мест отправления культов, природной среды, сооружений, содержащих опасные силы, в ответ или с целью положить конец аналогичным действиям противной стороны конфликта.

Вынужденные действия, совершенные в ходе ведения военных действий в условиях крайней необходимости, не могут рассматриваться в качестве таких репрессалий.


Статья 17


В отношении гражданских лиц запрещается совершение следующих действий:

1) насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием лиц (убийство, пытки всех видов, изнасилование, телесные наказания, увечья);

2) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение к любому человеку и, в первую очередь, непристойное отношение к женщинам, принуждение их к проституции или иное посягательство на их честь и достоинство;

3) взятие заложников;

4) угон и депортация с оккупированной территории на территорию оккупирующей стороны;

5) использование в военных действиях или содержание гражданских лиц противной стороны в районе, особенно подвергающемся опасностям вооруженного конфликта;

6) депортация или перемещение части своего собственного гражданского населения на оккупированную территорию;

7) разграбление или уничтожение оккупирующей стороной движимого или недвижимого имущества, которое не является необходимым для военных действий;

8) направление на принудительные работы лиц, не достигших 18-летнего возраста;

9) осуждение и приведение в исполнение наказаний без судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным по закону судом при соблюдении судебных гарантий, признанных международным правом.


III. Защита прав военнопленных


Статья 18


Военнопленные, захваченные в период вооруженного конфликта отдельным лицом, группой лиц, какой-либо организацией или воинской частью, находясь во власти государства как одной из сторон конфликта, пользуются уважением к личности и чести, а также правами, предусмотренными настоящим рекомендательным законодательным актом, независимо от их статуса, национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе и других аналогичных критериев.


Статью 19


Государство не допускает и строго пресекает на своей территории содержание военнопленных в зоне военных действий, у отдельных граждан или в воинских частях, за исключением специально отведенных для этих целей в соответствии с требованиями международного права лагерей.


Статья 20


Государство обеспечивает регистрацию всех военнопленных противной стороны с указанием их фамилий, имен, званий, дат и мест рождения, адреса их постоянного проживания.


Статья 21


В отношении военнопленных запрещаются:

1) посягательство на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, изнасилование, нанесение физических увечий, проведение медицинских или иных научных экспериментов, жестокое обращение и пытки;

2) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

3) использование для прикрытия в военных действиях;

4) осуждение и приведение в исполнение наказаний без судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным по закону военным судом при соблюдении судебных гарантий, признанных международным правом.


Статья 22


При всех обстоятельствах военнопленные имеют право на:

1) гуманное обращение, уважение к их личности и чести (особое уважение и защита от непристойных посягательств оказываются женщинам и несовершеннолетним);

2) сохранение своей гражданской правоспособности, которой они пользовались до времени захвата в плен;

3) сохранение своих гражданских прав в соответствии с законами своей страны, но с ограничениями, которых требуют условия плена;

4) размещение только в помещениях, расположенных на суше и предоставляющих гарантию в отношении безопасности, гигиены и сохранности здоровья;

5) получение необходимой медицинской помощи, питания, одежды, а также возможности поддерживать переписку с родственниками и близкими (непосредственно через противную сторону и пункты обмена либо через державы-покровительницы или их субститут - Международный комитет Красного Креста), следовать своим привычкам, национальным обычаям и религиозным обрядам, а также получать материальную помощь извне;

6) свободно путем тайного голосования каждые шесть месяцев избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед властями (за исключением военнопленных офицеров, представителем которых является старший по званию военнопленный офицер).


Статья 23


Военнопленные при совершении правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности только начальником лагеря или назначенным им офицером, а при совершении преступления могут быть осуждены только военным судом.


IV. Защита раненых и больных


Статья 24


Государство во всякое время, в особенности после боя, обеспечивает принятие всех возможных мер к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных, а также оградить их от ограбления и дурного обращения.


Статья 25


На раненых и больных в зависимости от их статуса (гражданских лиц или военнопленных) распространяются все соответствующие этому статусу положения настоящего рекомендательного законодательного акта.

Государство при любых обстоятельствах в максимально кратчайшие сроки обеспечивает медицинскую помощь и уход, которых требует состояние раненых и больных независимо от их статуса.


Статья 26


Государство осуществляет непосредственную репатриацию:

1) неизлечимо раненных и больных, умственные и физические способности которых не подлежат восстановлению;

2) раненых, получивших физические увечья, исключающие дальнейшее их участие в военных действиях.


Статья 27


Раненые и больные, принадлежащие противной стороне конфликта, после полного излечения, будучи военнопленными, интернируются государством в специально отведенные для этого места.


V. Умершие и пропавшие без вести


Статья 28


Государство при первой возможности, самое позднее незамедлительно после окончания активных военных действий, производит розыск лиц, о которых противная сторона конфликта сообщает как о пропавших без вести, и представляет противной стороне непосредственно, через державы-покровительницы или их субститут - Международный комитет Красного Креста - все необходимые сведения о таких лицах с целью содействия их розыску.


Статья 29


Государство обеспечивает принятие необходимых мер, чтобы:

1) сбор информации и регистрация сведений о разыскиваемых лицах были произведены в любом случае независимо от того, было ли данное лицо задержано, заключено в тюрьму или умерло;

2) достоверные сведения о пропавших без вести лицах и запросы в отношении них были незамедлительно переданы непосредственное противной стороне либо через держав-покровительниц или их субститут Международный комитет Красного Креста;

3) останки лиц, не являющихся гражданами государства и умерших от ранений или в заключении, смерть которых последовала в связи с военными действиями или оккупацией, были погребены с должным уважением, а все данные о погребении и могилах зарегистрированы соответствующей погребальной службой;

4) списки могил и данные о военнопленных, погребенных на кладбищах и в других местах, были переданы стороне, за которой числились эти военнопленные;

5) места погребения останков указанных лиц содержались и обозначались, как это предусмотрено нормами международного права, с целью последующего возвращения останков и личного имущества умерших на родину по просьбе сторон или по просьбе близких родственников умерших.


VI. Заключительные положения


Статья 30


Государство обеспечивает постоянное изучение положений настоящего рекомендательного законодательного акта всеми своими гражданами в рамках учебных программ гражданской обороны и подготовки всех категорий военнослужащих.

В случае, если государство оказывается одной из сторон вооруженного конфликта, оно обязано провести необходимый инструктаж с привлекаемым для его разрешения личным составом своих вооруженных сил и оказавшимся в зоне такого конфликта гражданским населением.


Статья 31


Нарушения положений настоящего рекомендательного законодательного акта в зависимости от их тяжести влекут за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность совершивших их виновных лиц в соответствии с действующим законодательством государства и нормами международного права.


Статья 32


Если в период вооруженного конфликта на контролируемой государством территории со стороны отдельных лиц нарушен запрет на взятие заложников, государство обеспечивает их незамедлительное освобождение и выдачу, если они имеются.


Статья 33


Государство обязано немедленно пресекать любые действия, нарушающие положения настоящего рекомендательного законодательного акта, от кого бы они не исходили, и ответственно перед всем миром за бездействие в каждом таком случае.


Статья 34


Если международным договором, участником которого является государство, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем рекомендательном законодательном акте, применяются правила международного договора.

В случаях, не предусмотренных настоящим рекомендательным законодательным актом, гражданские лица и права военнопленных находятся под защитой государства в силу принципов международного права, вытекающих из обычаев, установившихся среди цивилизованных народов, из законов человечности и велений общественной совести.



Рекомендательный законодательный акт "О защите гражданских лиц и прав военнопленных" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 13 мая 1995 г.)


Текст Рекомендательного законодательного акта опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 1995, N 8, с. 201


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.