Ответственность за ручную кладь, животных, багаж и автомашины

Глава III
Ответственность за ручную кладь, животных, багаж и автомашины


Часть 1
Ручная кладь и животные


Статья 33
Ответственность


§ 1 В случае гибели и ранения пассажиров перевозчик, кроме того, несет ответственность за ущерб, причиненный в связи с полной или частичной утерей или повреждением вещей, которые пассажир имел либо на себе, либо с собой в виде ручной клади; это также относится к животным, которых пассажир взял с собой. По аналогии применяется статья 26.

§ 2 Во всех остальных случаях перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный в связи с полной или частичной утерей или повреждением вещей, ручной клади или животных, присмотр за которыми возлагается на пассажира в соответствии со статьей 15, лишь в том случае, если этот ущерб произошел по вине перевозчика. В данном случае остальные статьи раздела IV, за исключением статьи 51, и раздел VI не применяются.


Статья 34
Ограничение возмещения убытков при утере или повреждении вещей


Если перевозчик несет ответственность согласно положениям статьи 33, § 1, то он обязан возместить ущерб каждому пассажиру из расчета до 1 400 расчетных единиц.


Статья 35
Освобождение от ответственности


Перевозчик не несет ответственности перед пассажиром за ущерб, связанный с несоблюдением пассажиром предписаний таможни или других административных властей.


Часть 2
Багаж


Статья 36
Обоснование ответственности


§ 1 Перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный в связи с полной или частичной утерей или повреждением багажа, с момента приема перевозчиком и до момента выдачи, а также за просрочку в доставке.

§ 2 Перевозчик освобождается от этой ответственности в той мере, в которой утеря, повреждение или просроченная выдача произошли по вине пассажира, в связи с его распоряжением, не относящимся к ошибке перевозчика, а также в связи с особыми недостатками багажа или обстоятельствами, которых железная дорога не смогла избежать и последствия которых не могла предотвратить.

§ 3 Перевозчик освобождается от этой ответственности, если утеря или повреждение возникают из особого риска, связанного с одним или несколькими из следующих обстоятельств:

а) отсутствие или недостаточность упаковки;

б) особый характер багажа;

в) перевозка в качестве багажа предметов, которые не допускаются к перевозке.


Статья 37
Бремя доказывания


§ 1 Доказательство того, что утеря, повреждение или просроченная выдача обусловлены одним из упомянутых в статье 36, § 2, фактов, возлагается на перевозчика.

§ 2 Если перевозчик устанавливает, что утеря или повреждение могли возникнуть, учитывая фактические обстоятельства по причине одного или нескольких упомянутых в статье 36, § 3, особых рисков, то предполагается, что ущерб произошел от этого. Однако правомочное лицо сохраняет право доказать, что ущерб не был причинен полностью или частично в результате одного из этих рисков.


Статья 38
Последующие перевозчики


Если перевозка производилась в соответствии с единым договором перевозки несколькими последующими перевозчиками, то каждый перевозчик, принявший багаж вместе с багажной квитанцией или принявший автомашину с транспортной накладной, участвует в отношении перевозки багажа или автомашины в договоре перевозки в соответствии с указаниями багажной квитанции или транспортной накладной и выполняет вытекающие из этого обязательства. В данном случае каждый перевозчик отвечает за перевозку на всем пути до выдачи.


Статья 39
Фактический перевозчик


§ 1 Если перевозчик поручил полностью или частично произвести перевозку фактическому перевозчику, будь то или нет в рамках исполнения возможности, признаваемой за ним в договоре перевозки, то перевозчик продолжает нести ответственность за осуществление полностью всей перевозки.

§ 2 Все положения настоящих Единых правовых предписаний, относящиеся к ответственности перевозчика, действуют также и в отношении ответственности фактического перевозчика, касающейся выполняемой им перевозки. Если к работникам или любым другим лицам, услугами которых пользовался фактический перевозчик для выполнения перевозки, предъявляется иск, то применяются статьи 48 и 52.

§ 3 Любое особое соглашение, согласно которому на перевозчика возлагаются обязательства, но которые не подпадают под действие настоящих Единых правовых предписаний, или согласно которому он отказывается от прав, которые ему предоставляют эти Единые правовые предписания, не имеет силы в отношении фактического перевозчика, который определенно не принял это соглашение и не сделал это в письменной форме. Независимо от того, принял или нет фактический перевозчик это соглашение, перевозчик остается связан обязательствами или отступлениями, вытекающими из вышеуказанного особого соглашения.

§ 4 Если только перевозчик и фактический перевозчик ответственны, их ответственность солидарна.

§ 5 Общая сумма возмещения, причитающаяся с перевозчика, фактического перевозчика, а также их работников или любых других лиц, услугами которых они пользовались для выполнения перевозки, не должна превышать пределов, предусмотренных настоящими Едиными правовыми предписаниями.

§ 6 Настоящая статья не ущемляет права на иск, который может возникнуть между перевозчиком и фактическим перевозчиком.


Статья 40
Предположение об утере


§ 1 Правомочное лицо может считать без дальнейшего доказательства багажное место как утерянное, если в течение 14 дней со дня затребования его выдачи согласно статье 22, § 3, багажное место не было выдано ему или не было предоставлено в его распоряжение.

§ 2 Если считавшееся утерянным багажное место было найдено в течение одного года с момента затребования его выдачи, то перевозчик должен уведомить правомочное лицо, если известен его адрес или его можно узнать.

§ 3 В течение 30 дней со дня получения уведомления, указанного в § 2, правомочное лицо может потребовать, чтобы багажное место ему было выдано. В этом случае оно должно оплатить расходы за перевозку багажного места с места отправления до места выдачи и возвратить полученное возмещение за вычетом расходов, которые могли бы быть включены в это возмещение. Однако оно сохраняет свои права на возмещение за просрочку в доставке согласно статье 43.

§ 4 Если найденное багажное место не было затребовано в течение предусмотренного в § 3 срока или оно найдено по истечении года после затребования выдачи, то перевозчик распоряжается им согласно законам и предписаниям, действующим в месте нахождения багажного места.


Статья 41
Возмещение в случае утери


§ 1 В случае полной или частичной утери багажа перевозчик должен оплатить, за исключением всех других убытков:

а) если размер ущерба доказан - возмещение в этом размере, которое, однако, не должно превышать 80 расчетных единиц за каждый недостающий килограмм веса брутто или 1 200 расчетных единиц за каждое багажное место;

б) если размер ущерба не доказан - заранее определенное возмещение в размере 20 расчетных единиц за каждый недостающий килограмм веса брутто или 300 расчетных единиц за каждое багажное место.

Способ возмещения за каждый недостающий килограмм или багажное место определяется Общими условиями перевозки.

§ 2 Кроме того, перевозчик должен возместить стоимость перевозки багажа и прочие суммы, израсходованные в связи с перевозкой утерянного багажного места, а также уже оплаченные таможенные и акцизные сборы.


Статья 42
Возмещение в случае повреждения


§ 1 В случае повреждения перевозчик должен выплатить возмещение, за исключением всех других убытков, соответствующее снижению стоимости багажа.

§ 2 Возмещение не должно превышать:

а) если ценность совокупности багажа уменьшена в результате повреждения - суммы, которой оно могло бы достигнуть в случае полной утери;

б) если уменьшается ценность только части багажа в результате повреждения - суммы, которой оно могло бы достигнуть в случае утери части, ценность которой уменьшена.


Статья 43
Возмещение в случае просрочки в доставке


§ 1 В случае просрочки в доставке багажа перевозчик должен выплатить за каждые начатые сутки с момента затребования выдачи, однако максимально за 14 дней:

а) если правомочное лицо докажет, что из-за этого был причинен ущерб, включая повреждение, - возмещение суммы ущерба до максимального предела в размере 0,80 расчетной единицы за килограмм веса брутто или 14 расчетных единиц за каждое место выданного с просрочкой багажа;

б) если правомочное лицо не докажет, что из-за этого возник ущерб - заранее определенное возмещение в размере 0,14 расчетной единицы за килограмм веса брутто или 2,80 расчетной единицы за каждое место выданного с просрочкой багажа.

Способ возмещения за каждый килограмм или каждое багажное место определяется Общими условиями перевозки.

§ 2 В случае полной утери багажа возмещение согласно § 1 не может объединяться с возмещением, предусмотренным в статье 41.

§ 3 В случае частичной утери багажа возмещение выплачивается согласно § 1 за неутерянную часть.

§ 4 В случае повреждения багажа, которое не является следствием просрочки в доставке, возмещение, предусмотренное в § 1, при необходимости, объединяется с возмещением, о котором говорится в статье 42.

§ 5 Совокупность возмещения, предусмотренного § 1, включающая возмещения, предусмотренные в статьях 41 и 42, ни в коем случае не должна превышать возмещения, которое могло бы причитаться в случае полной утери багажа.


Часть 3
Автомашины


Статья 44
Возмещение в случае опоздания


§ 1 Если автомашина загружается или выдается с опозданием по вине перевозчика, то перевозчик обязан выплатить компенсацию, сумма которой не должна превышать стоимости перевозки автомашины, если правомочное лицо докажет, что в результате такого опоздания был причинен ущерб.

§ 2 Если в случае опоздания загрузки, происшедшего по вине перевозчика, правомочное лицо отказывается от выполнения договора перевозки, то ему возмещается стоимость перевозки. Если правомочное лицо докажет, что из-за этого опоздания был причинен ущерб, то оно, кроме того, может потребовать возмещения, сумма которого не должна превышать стоимости перевозки.


Статья 45
Возмещение в случае утери


При полной или частичной утере автомашины возмещение, выплачиваемое правомочному лицу за доказанный ущерб, рассчитывается на основе обычной стоимости автомашины. Оно не может превышать 8 000 расчетных единиц. Прицеп с грузом или без груза считается автомашиной.


Статья 46
Ответственность в отношении других предметов


§ 1 В отношении предметов, оставленных в автомашине или находящихся в багажниках (например, автомобильный багажник или багажник для лыж), прочно прикрепленных к автомашине, перевозчик несет ответственность только за ущерб, причиненный по его вине. Общая сумма компенсации не может превышать 1 400 расчетных единиц.

§ 2 В отношении предметов, прикрепленных к внешней стороне автомашины, включая багажники, указанные в § 1, перевозчик несет ответственность только в том случае, если доказано, что возникший ущерб объясняется действием или упущением со стороны перевозчика либо намерением причинить такой ущерб, либо риском и пониманием того, что такой ущерб, вероятно, будет причинен.


Статья 47
Применяемое право


При условии соблюдения положений настоящей части, к автомашинам применяются положения части 2, касающиеся ответственности за багаж.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.