Модельный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. N 10-6)

Модельный закон
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. N 10-6)


Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты населения и территорий государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности.

Модельный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеет целью определить общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах государства или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территория) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Статья 1. Основные понятия


Чрезвычайная ситуация*(1) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по их урегулированию в компетенцию настоящего Закона не входят.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.


Статья 2. Законодательство государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Законодательство государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов государства, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства.


Статья 3. Цели настоящего Закона


Целями настоящего Закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.


Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства государственных органов исполнительной власти субъектов Государства, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

- разработка и реализация правовых и экономических мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка их социально-экономических последствий;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правительство обеспечивает необходимые экономические и материально-технические условия для безопасного ведения производств и экстренного устранения последствий чрезвычайных ситуаций. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством государства, постановлениями и распоряжениями правительства.


Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций


Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством государства руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций*(2), установленной правительством государства, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.


Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством государства.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством государства.

Порядок обеспечения населения, государственных и местных органов и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством государства.


Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенности территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов государства, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством государства порядке привлекаются силы и средства государственных органов исполнительной власти.

При необходимости, на основании обращения в установленном порядке правительства государства, применяются силы и средства Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В случае, когда последствия чрезвычайной ситуации затрагивают интересы мирового сообщества, правительство государства может воспользоваться помощью соответствующих международных организаций.


Статья 8. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Определение полномочий*(3) органов государственной власти, органов власти субъектов государства и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основано на конституции государства и включает:

- полномочия президента государства; полномочия парламентского (законодательного) органа; полномочия правительства государства;

- полномочия органов государственной власти субъектов государства и органов местного самоуправления;

- иных уполномоченных органов, на которые возлагаются обязанности по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Статья 9. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Для осуществления государственного управления и координации деятельности государственных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти. Указанный орган создает подведомственные ему территориальные органы.

Государственные органы исполнительной власти организуют работу*(4) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами государства.

Руководители государственных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством государства ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Статья 10. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций


Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством государства и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.


Статья 11. Привлечение Вооруженных Сил государства, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций


Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил государства, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется президентом государства в соответствии с законодательством государства.


Статья 12. Применение сил и средств органов внутренних дел государства и органов внутренних дел субъектов государства при ликвидации чрезвычайных ситуаций


При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел государства и органов внутренних дел субъектов государства применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами субъектов государства.


Статья 13. Права и обязанности граждан государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших


Граждане государства имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов государства, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам государства в соответствии с перечисленными в настоящей статье правами устанавливаются законодательством государства и законодательством его субъектов.

Граждане государства обязаны:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты государства, законы и иные нормативные правовые акты его субъектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Статья 14. Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций


1. Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется правительством государства.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

2. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти, органами государственной власти субъектов государства, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.


Статья 15. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


1. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством государства и законодательством его субъектов.

2. Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

3. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда правительства государства в порядке, устанавливаемом правительством.

4. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов государства, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством государства, законодательством его субъектов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Статья 16. Государственная экспертиза, надзор, контроль и ответственность за нарушение законодательства государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


1. Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государства в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством государства.

В случае необходимости указанная экспертиза может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством государства.

2. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются государственными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государства в соответствии с его законодательством и законодательством субъектов государства.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане государства должны нести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством государства и законодательством его субъектов.


Статья 17. Международные договоры в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Если международным договором, заключенным или признанным государством, установлены иные правила в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международного договора.


Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативно-правовые акты, действующие на территории государства, до приведения их в соответствие с настоящим Законом, применяются в части, не противоречащей ему.


------------------------------

*(1) Понятие "чрезвычайная ситуация" применяется в редакции Положения о Межгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденного Президиумом Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 22 марта 1996 г.

*(2) Рекомендации по классификации чрезвычайных ситуаций приведены в приложении 1.

*(3) Рекомендации по определению полномочий органов государственной власти, органов власти субъектов государства и органов местного самоуправления приведены в приложении 2.

*(4) Рекомендации по организации работ государственных органов исполнительной власти и организаций приведены в приложении 3.


Приложение 1


Рекомендации
по классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, республиканские (государственные) и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта государства.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1 тыс. человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов государства.

К республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1 тыс. человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов государства.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы государства, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию государства.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов государства, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта государства.

Ликвидация региональной и республиканской (государственной) чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов государства, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и республиканской (государственной) чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению правительства государства в соответствии с нормами международного права и международными договорами государства.

При необходимости правительство государства обращается в установленном порядке с просьбой о применении сил и средств Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы государства, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством государства.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Приложение 2


Рекомендации
по определению полномочий органов государственной власти, органов власти субъектов государства и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


1. Полномочия президента государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) определение в соответствии с конституцией государства и государственным законодательством основных направлений государственной политики;

б) внесение на рассмотрение совета безопасности государства и принятие, с учетом его предложений, решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;

в) введение при чрезвычайных ситуациях в соответствии с конституцией государства при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных государственным законодательством, на территории Государства или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения;

г) принятие решения о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил государства, других войск и воинских формирований.

2. Полномочия парламентского (законодательного) органа государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) обеспечение единообразия в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждение бюджетных ассигнований на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

в) проведение парламентских слушаний по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Полномочия правительства государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) издание на основании и во исполнение конституции государства, государственного законодательства и нормативных актов президента государства постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнения;

б) организация научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) организация разработки и обеспечение выполнения специальных государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) определение задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей государственных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление руководства единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) обеспечение создания государственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определение порядка использования указанных резервов;

е) установление и контролирование процесса производства, режима хранения, условий перевозки и порядка использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

ж) установление классификации чрезвычайных ситуаций и полномочий исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

з) принятие решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;

и) определение порядка привлечения войск гражданской обороны государства к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) определение порядка сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Полномочия органов государственной власти субъектов государства и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

Органами государственной власти субъектов Государства:

а) принимаются в соответствии с государственными законами нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимаются решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивается их проведение;

г) осуществляется в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивается своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) организуются и проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживается общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к правительству государства за оказанием помощи;

е) осуществляется финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) оказывается содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создаются при органах исполнительной власти субъектов государства постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами местного самоуправления:

а) осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимаются решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуется их проведение;

в) осуществляется в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивается своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляется финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуются и проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживается общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов государства;

ж) оказывается содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создаются при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Приложение 3


Рекомендации
по организации работ государственных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Государственные органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

- разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;

- утверждают и издают в соответствии с государственными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

- финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

- организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

- осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

- разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

Предприятия и организации:

а) планируют и осуществляют необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планируют и проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования предприятий и организаций и обеспечивают жизнедеятельность работников в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств к участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников предприятий и организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;

г) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансируют мероприятия по защите работников предприятий и организаций и подведомственных им объектов от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещают работников предприятий и организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.



Модельный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. N 10-6)


Текст Модельного закона опубликован в информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1998, N 16


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение