Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г. об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, и о пруденциальном надзоре за их деятельностью (отменена)

Директива
Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г.
об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, и о пруденциальном надзоре за их деятельностью*(1)

ГАРАНТ:

Директивой Совета Европейских Сообществ 2009/110/EC от 16 сентября 2009 г. настоящая Директива отменена с 30 апреля 2011 г.

Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,

Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, в частности, предложениями 1 и 3 пункта 2 Статьи 47 указанного Договора,

Руководствуясь предложением Европейской Комиссии*(2),

Руководствуясь заключением Комитета по социальным и экономическим вопросам*(3),

Руководствуясь заключением Европейского Центрального Банка*(4),

Действуя в соответствии с процедурой, установленной Статьей 251 Договора об учреждении Европейского Сообщества*(5),

Принимая во внимание, что:

(1) Кредитные организации в значение абзаца (b) параграфа 1 Статьи 1 Директивы 2000/12/ЕС*(6) имеют ограниченные сферы деятельности.

(2) Нужно учитывать особенности этих организаций и предусматривать соответствующие меры, необходимые для согласованности и гармонизации законодательных, регламентарных и административных положений Государств-членов ЕС, касающихся учреждения и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, и пруденциального надзора за их деятельностью.

(3) В целях настоящей Директивы электронные деньги могут рассматриваться как заменители монет и банкнот, которые хранятся на специальном электронном устройстве, таком, как микрочип, или в памяти электронной вычислительной машины, и которые, как правило, предназначены для осуществления электронных платежей в ограниченных количествах.

(4) Принятый подход направлен на достижение согласованности только по самым основным вопросам, необходимым и достаточным для обеспечения взаимного признания разрешения и пруденциального надзора за деятельностью организаций, эмитирующих электронные деньги, делая возможным предоставление единой лицензии, признанной повсюду в Сообществе и предназначенной для обеспечения доверия пользователей и применения принципа национального пруденциального надзора в каждом государстве-члене ЕС.

(5) В рамках более широкого подхода при быстро развивающейся электронной торговле целесообразно обеспечить наличие регулирующей основы, которая способствует получению наибольшей пользы от обращения электронных денег и которая способствует отмене ограничений, в частности, в технологических инновациях. Следовательно, настоящая Директива представляет технологически нейтральную юридическую основу, которая предусматривает соразмерный пруденциальный надзор за организациями, эмитирующими электронные деньги, в той степени, которая необходима для обеспечения их платежеспособности и нормального функционирования, особенно, их финансовой устойчивости.

(6) Кредитным организациям на основании пункта 5 Приложения к Директиве 2000/12/ЕС уже разрешено выпускать и применять платежные средства, включающие электронные деньги, и осуществлять такую деятельность в рамках Сообщества, при условии наличия общего признания и всесторонней системы пруденциального надзора, применяемой к этим организациям в соответствии с Европейскими банковскими директивами.

(7) Введение отдельного режима пруденциального надзора за организациями, эмитирующими электронные деньги, который, несмотря на существование инспекционной системы административного контроля, применяемой к другим кредитным организациям, и Директивы 2000/12/ЕС, за исключением Титула V, а именно, 2 и 3 Глав, отличается от такой системы, оправдано и желательно, поскольку выпуск электронных денег составляет не только саму эмиссию, с точки зрения их особого свойства как электронного заменителя монет и банкнот; если полученные денежные средства непосредственно обмениваются на электронные деньги, то в соответствии со Статьей 3 Директивы 2000/12/ЕС данная деятельность является деятельностью по принятию вкладов.

(8) Получение от общества денежных средств взамен электронных денег, в результате чего образуется кредитовое сальдо за счет предстоящих платежей организации-эмитента, представляет собой получение депозитов или иных подлежащих выплате денежных вкладов для целей, предусмотренных Директивой 2000/12/ЕС.

(9) В целях обеспечения доверия пользователя необходимо, чтобы электронные деньги были погашаемы. Погашаемость сама по себе не означает, что полученные взамен электронных денег средства должны рассматриваться как депозиты или иные подлежащие выплате денежные вклады для целей, предусмотренных Директивой 2000/12/ЕС.

(10) Погашаемость электронных денег всегда должна пониматься как возможность получения номинальной стоимости.

(11) В целях реагирования на особые риски, связанные с эмиссией электронных денег, этот пруденциальный надзор должен быть в большей степени плановым и менее обременительным, чем режим административного контроля, применяемый к кредитным организациям; особенно это касается пониженных требований к первоначальному капиталу и неприменения Директивы 93/6/ЕЭС*(7) и Титула 1, Главы 2, Разделов II и III Директивы 2000/12/ЕС.

ГАРАНТ:

Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2006/49/ЕЭС от 14 июня 2006 г. Директива 93/6/ЕЭС аннулирована

(12) Тем не менее, необходимо сохранять равенство поля деятельности между организациями-эмитентами электронных денег, и иными кредитными организациями, эмитирующими электронные деньги, и, соответственно, обеспечивать честную конкуренцию среди широкого круга организаций к пользе держателей электронных денег. Это будет достигнуто после того, как вышеупомянутые менее обременительные особенности режима пруденциального надзора, применяемого к организациям, эмитирующим электронные деньги, будут уравновешены тем положением, что они являются более строгими, чем те, которые применяются к иным кредитным организациям. В большей степени это касается ограничений относительно деловых операций, которые могут совершать организации, эмитирующие электронные деньги. В частности, пруденциальные ограничения в отношении капитала, предназначенного для обеспечения их финансовых обязательств, зависящих от количества неоплаченных электронных денег, всегда сопровождаются требованием к наличию достаточно ликвидного имущества, в меньшей степени подверженного риску утраты.

(13) При координации пруденциального надзора за внешней деятельностью кредитных организаций необходимо, чтобы в организациях, эмитирующих электронные деньги, существовал механизм устойчивого и разумного управления и контроля. Для возможности осуществления операционной и других вспомогательных функций, связанных с эмиссией электронных денег, предприятиями, в отношении которых не осуществляется пруденциальный надзор, важно, чтобы организации, эмитирующие электронные деньги, имели свои внутренние структуры контроля, ответственные за предотвращение возможных финансовых и нефинансовых рисков.

(14) Эмиссия электронных денег может оказывать влияние на стабильность финансовой системы и беспрепятственное функционирование платежных систем. В обеспечении целостности системы электронных денег требуется тесное взаимодействие.

(15) Целесообразно предоставить компетентным органам власти возможность отказываться от применения некоторых или всех требований, предписываемых настоящей Директивой для организаций, эмитирующих электронные деньги, если они осуществляют деятельность только в пределах территории соответствующего Государства-члена ЕС.

(16) С принятием настоящей Директивы вводятся в действие наиболее подходящие средства для достижения требуемых целей. Настоящая Директива ограничена минимально необходимым для достижения этих целей и не выходит за пределы того, что необходимо для такого результата.

(17) Должно быть предусмотрено условие пересмотра настоящей Директивы в связи с опытом развития рыночных отношений и защитой держателей электронных денег.

(18) При принятии настоящей Директивы ее положения выносились на обсуждение Банковского Консультативного Комитета.

Приняли настоящую Директиву:


Статья 1
Сфера применения, определения и ограничения деятельности


1. Настоящая Директива распространяет свое действие на организации, эмитирующие электронные деньги.

2. Директива не распространяется на организации, указанные в параграфе 3 Статьи 2 Директивы 2000/12/ЕС.

3. Для целей настоящей Директивы:

(a) "организация, эмитирующая электронные деньги" означает предприятие или любое другое юридическое лицо, иное, чем кредитная организация, как она определена в абзаце (а) пункта 1 параграфа 1 Статьи 1 Директивы 2000/12/ЕС, которое выпускает средства платежа в форме электронных денег;

(b) "электронные деньги" - это денежная стоимость, представленная в виде требования к эмитенту, которая:

(i) хранится на специальном электронном устройстве;

(ii) эмитирована после получения эмитентом денежных средств в количестве, стоимостное выражение которого не менее выпущенной денежной стоимости;

(iii) принимается в качестве средства платежа иными, кроме эмитента, предприятиями.

4. Государства-члены ЕС должны запретить физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, как они определены в абзаце 1 параграфа 1 Статьи 1 Директивы 2000/12/ЕС, осуществлять деятельность по эмиссии электронных денег.

5. Помимо эмиссии электронных денег организации, эмитирующие электронные деньги, ограничены в своей деятельности и могут осуществлять лишь следующие деловые операции:

(a) предоставление непосредственно связанных финансовых и нефинансовых услуг, таких как администрирование электронных денег, путем выполнения операционной и иных вспомогательных функций, связанных с их эмиссией, также эмиссия и администрирование иных средств платежа, за исключением предоставления кредитов в любых формах; и

(b) хранение сведений на электронном устройстве от имени других предприятий или государственных учреждений.

Организации, эмитирующие электронные деньги, не могут иметь долю участия в других предприятиях, за исключением случаев, когда эти предприятия выполняют операционную или другие вспомогательные функции, связанные с обращением электронных денег, эмитированных или распространенных участвующей организацией.


Статья 2
Применение банковских директив


1. Во всем остальном, кроме прямо предусмотренных только для кредитных организаций случаев, положения Директивы 91/308/ЕС*(8) и Директивы 2000/12/ЕС, за исключением Титула V, Главы 2 указанной Директивы, применяются в отношении организаций, эмитирующих электронные деньги.

ГАРАНТ:

Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 г. Директива 91/308/ЕС отменена

2. Статьи 5, 11, 13, 19, параграф 7 Статьи 20, Статьи 51 и 59 Директивы 2000/12/ЕС не применяются. Взаимно признанные договоренности, предусмотренные в Директиве 2000/12/ЕС, не применяются в отношении осуществляемых организациям, эмитирующим электронные деньги, деловых операций, иных, чем эмиссия электронных денег.

3. Получение денежных средств в значении подпункта (ii) пункта (b) параграфа 3 Статьи 1 не означает принятие депозитов или иных подлежащих выплате денежных вкладов, в соответствии со Статьей 3 Директивы 2000/12/ЕС, если такие денежные средства непосредственно обмениваются на электронные деньги.


Статья 3
Погашаемость


1. Держатель электронных денег может в течение срока их действия просить эмитента выплатить номинальную стоимость в монетах или банкнотах либо перевести на счет без дополнительных расходов, не считая совершенно необходимых для выполнения данной операции.

2. Соглашение между эмитентом и держателем электронных денег должно четко определять порядок их погашения.

3. В соглашении может быть установлен минимальный порог погашения. Такой минимальный предел не может превышать 10 евро.


Статья 4
Требования к первоначальному капиталу и собственным средствам


1. Организации, эмитирующие электронные деньги, должны иметь первоначальный капитал, размер которого, согласно абзацам 1 и 2 параграфа 2 Статьи 34 Директивы 2000/12/ЕС, должен быть не менее 1 миллиона евро. Несмотря на положения параграфов 2 и 3, размер их собственных средств, в соответствии с Директивой 2000/12/ЕС, не должен быть ниже указанной величины.

2. Организации, эмитирующие электронные деньги, должны постоянно иметь собственные средства в размере, равном или превышающем 2% самой высокой стоимости из действующих финансовых обязательств, относящихся к неоплаченным электронным деньгам, или средней стоимости общего количества финансовых обязательств за предшествующие шесть месяцев.

3. Если организация, эмитирующая электронные деньги, не осуществляет деятельность в течение шести месяцев, начиная с даты ее создания, она должна иметь собственные средства в размере, равном или превышающем 2% от самой высокой стоимости действующих финансовых обязательств либо 2% от общей величины финансовых обязательств, запланированных на период шесть месяцев и относящихся к неоплаченным электронным деньгам. Общая величина запланированных на период шесть месяцев финансовых обязательств организации, относящихся к неоплаченным электронным деньгам, должна подтверждаться финансовым планом организации, согласованному с компетентными органами власти (в случае если он подлежал согласованию).


Статья 5
Ограничения инвестиций


1. Организации, эмитирующие электронные деньги, осуществляют инвестиции в размере не менее их финансовых обязательств, относящихся к неоплаченным электронным деньгам, только в следующие активы:

(a) активы, которые, согласно абзацу (а) параграфа 1 Статьи 43, параграфам 2, 3 и 4, и параграфу 1 Статьи 44 Директивы 2000/12/ЕС, имеют нулевой кредитный риск и которые в достаточной степени ликвидны;

(b) бессрочные депозиты, одобренные кредитными организациями зоны А, определенными в Директиве 2000/12/ЕС; и

(c) долговые документы, которые:

(i) в достаточной степени ликвидны;

(ii) не относятся к пункту (а) параграфа 1;

(iii) признаются компетентными органами власти в качестве допустимых активов в значении пункта 12 Статьи 2 Директивы 93/6/ЕЭС; и

(iv) эмитированы предприятиями, отличными от тех, которые имеют квалифицированную долю участия, определенную в Статье 1 Директивы 2000/12/ЕС, в зависимых организациях, эмитирующих электронные деньги, либо которые должны быть объединены с такими предприятиями.

2. Инвестиции, обозначенные в пунктах (b) и (c) параграфа 1, не могут превышать более чем в 20 раз размер собственных средств зависимых организаций, эмитирующих электронные деньги, и подлежат ограничениям, по крайней мере, таким же строгим, как ограничения, применяемые в отношении кредитных организаций в соответствии с Титулом V, Главой 2, Разделом III Директивы 2000/12/ЕС.

3. В целях ограничения рыночных рисков, возникающих при эмиссии электронных денег и инвестициях, обозначенных в параграфе 1, организации, эмитирующие электронные деньги, могут использовать достаточно свободные процентные ставки и свободную иностранную валюту также в виде вторичных способов биржевой торговли (то есть не ОТС*(9)), при которых они подвергаются ежедневным предельным ограничениям или действию валютных соглашений с первоначальным сроком платежа 14 календарных дней или меньше. Использование вторичных способов в соответствии с первым предложением допустимо, только если планируется полное исключение рыночных рисков.

4. Государства - члены ЕС должны налагать соответствующие ограничения на рыночные риски организаций, эмитирующих электронные деньги, которые могут быть следствием инвестиций, названных в параграфе 1.

5. В целях применения параграфа 1, стоимость имущества должна быть ниже рыночной.

6. В случае если стоимость активов, названных в параграфе 1, окажется ниже суммы финансовых обязательств, относящихся к неоплаченным электронным деньгам, компетентные органы власти должны обеспечить принятие такими организациями, эмитирующими электронные деньги, соответствующих мер для быстрого разрешения сложившейся ситуации. В этих целях и только на определенный период компетентные органы власти могут разрешить, чтобы финансовые обязательства организации, относящиеся к неоплаченным электронным деньгам, посредством других, кроме названных в параграфе 1, активов, были восстановлены в сумме, не превышающей нижнего предела 5% таких обязательств либо общего количества собственных средств организации.


Статья 6
Верификация специальных требований компетентными органами власти


Компетентные органы власти должны обеспечивать составление расчетов, подтверждающих соответствие деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, положениям Статьей 4 и 5, не реже двух раз в год. Расчеты могут производиться самими организациями, эмитирующими электронные деньги, которые должны сообщать их и любые необходимые составляющие данные компетентным органам власти. Расчеты могут производиться компетентными органами, использующими сведения, предоставленные организациями, эмитирующими электронные деньги.


Статья 7
Устойчивое и разумное функционирование


Организации, эмитирующие электронные деньги, должны иметь систему устойчивого и разумного управления, административных и финансовых методов, и соответствующие механизмы внутреннего контроля. Это необходимо в целях реагирования на финансовые и нефинансовые риски, которым подвержена организация, включая как технологические и методологические риски, так и риски, связанные с их взаимодействием с различными предприятиями, осуществляющими операционную и другие вспомогательные функции, связанные с их деловыми операциями.


Статья 8
Отказ от права


1. Государства-члены ЕС могут разрешить их компетентным органам отказаться от применения некоторых или всех положений настоящей Директивы и применения Директивы 2000/12/ЕС в отношении организаций, эмитирующих электронные деньги, в случае, если:

(a) в результате осуществления суммарного количества деловых операций организации, относящихся к названным в пункте (a) параграфа 3 Статьи 1 настоящей Директивы, общее количество финансовых обязательств, относящихся к неоплаченным электронным деньгам, обычно не превышает 5 миллионов евро и никогда не превышает 6 миллионов евро; либо

(b) эмитированные организацией электронные деньги принимаются как средство платежа только следующими структурами: ее дочерними организациями, которые выполняют операционную и иные вспомогательные функции, связанные с электронными деньгами, выпускаемыми или размещаемыми организацией; любым предприятием-учредителем организации или любыми другими дочерними организациями таких учредителей; либо

(c) эмитированные организацией электронные деньги принимаются как средство платежа только ограниченным числом предприятий, которые можно четко различить по:

(i) их месторасположению в одном и том же недвижимом владении или на иной ограниченной локальной территории; либо

(ii) их тесным финансовым или деловым отношениям с организацией-эмитентом, таким как общий рынок или схемы распределения.

Основные конвенциальные договоренности должны предусматривать, что максимальный объем накопления электронного запоминающего устройства, находящегося в распоряжении держателей электронных денег в целях осуществления торговых платежей, составляет не более 150 евро.

2. Организация, эмитирующая электронные деньги, которой в соответствии с параграфом 1 предоставлено право отказа, не должна использовать преимущество взаимно признанных договоренностей, предусмотренных в Директиве 2000/12/ЕС.

3. Государства-члены ЕС должны требовать, чтобы организации, эмитирующие электронные деньги, в отношении которых было отменено применение настоящей Директивы и Директивы 2000/12/ЕС, периодически предоставляли отчет об их деятельности, с указанием общего количества финансовых обязательств, связанных с обращением электронных денег.


Статья 9
Санкционирование предшествующей деятельности


Организации, эмитирующие электронные деньги, относящиеся к предмету регулирования настоящей Директивы, начавшие свою деятельность в соответствии с действующими положениями в Государствах-членах ЕС, в которых расположены их руководящие органы, до даты вступления в силу положений, принятых во исполнение настоящей Директивы, либо до даты, указанной в пункте 1 Статьи 10, в зависимости от того, какая из них наступила ранее, предполагаются имеющими разрешение на деятельность. Государства-члены ЕС должны обязать организации, эмитирующие электронные деньги, представить на рассмотрение компетентным органам всю значимую информацию, чтобы дать им возможность в течение шести месяцев с даты вступления в силу положений, принятых во исполнение настоящей Директивы, принять решение: соответствуют ли данные организации требованиям настоящей Директивы; какие меры необходимо предпринять для обеспечения соответствия; подлежит ли отзыву разрешение. Если в течение шести месяцев с даты, указанной в параграфе 1 Статьи 10, соответствие не подтвердилось, организации, эмитирующие электронные деньги, не должны после этого использовать преимущество от режима взаимного признания.


Статья 10
Имплементация


1. Государства-члены ЕС должны ввести в действие законодательные, регламентарные и административные положения, необходимые для исполнения настоящей Директивы, не позднее 27 апреля 2002 года. Они должны незамедлительно сообщить об этом Европейской Комиссии.

При принятии этих мер Государствами-членами ЕС в документах должно содержаться упоминание настоящей Директивы, либо их официальное опубликование должно сопровождается такой ссылкой. Способы изложения данной ссылки устанавливаются Государствами-членами ЕС.

2. Государства-члены ЕС должны сообщать Европейской Комиссии текст основных положений национального права, принятых в сфере действия настоящей Директивы.


Статья 11
Пересмотр


Не позднее 27 апреля 2005 года Европейская Комиссия представляет Европейскому парламенту и Совету отчет о применении настоящей Директивы, в частности:

- о мерах, направленных на защиту держателей электронных денег, включая возможную необходимость введения обеспечительных программ;

- о требованиях к капиталу;

- об отказах от применения, и

- о возможной необходимости запрета некоторых платежей денежными средствами, полученными в обмен на электронные деньги,

Отчет о применении настоящей Директивы должен в соответствующих случаях сопровождаться предложениями о ее пересмотре.


Статья 12
Вступление в силу


Настоящая Директива вступает в силу в день ее опубликования в Официальном Журнале Европейского Сообщества.


Статья 13


Настоящая Директива адресована Государствам-членам ЕС.


Совершено в Брюсселе 18 сентября 2000 года


За Европейский парламент
Председатель
N. Fontaine


За Совет ЕС
Президент
H.Vedrine


------------------------------

*(1) Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions. Опубликована в Официальном журнале (далее - ОЖ) OJ L 275, 27.10.2000, стр. 39-43

*(2) ОЖ N С 317, 15.10.1998, с. 7.

*(3) ОЖ N С 101, 12.04.1999, с. 64.

*(4) ОЖ N С 189, 06.07.1999, с. 7.

*(5) Заключение Европейского парламента от 15 апреля 1999 года (ОЖ N С 219, 30.07.1999, с. 415), утвержденное 27 октября 1999 года (ОЖ N С 26, 28.01.2000, с. 1) и Решение Европейского парламента от 11 апреля 2000 года. Решение Совета от 16 июня 2000 года.

*(6) Директива Европейского парламента и Совета N 2000/12/ЕС от 20 марта 2000 года об учреждении и деятельности кредитных организаций (ОЖ N L 126, 26.05.2000, с. 1). Директива с учетом изменений, внесенных Директивой 2000/28/ЕС.

*(7) Директива Совета 93/6/ЕЭС от 15 марта 1993 года о достаточности капитала для инвестиционных фирм и кредитных организаций (ОЖ N L 141, 11.06.1993, с. 1). Директива с изменениями, внесенными Директивой 98/33/ЕС (ОЖ N L 204, 21.07.1998, с. 29).

*(8) Директива Совета 91/308/ЕЭС от 10 июня 1991 года о противодействии использования финансовой системы для целей отмывания денег (ОЖ N L 166, 28.06.1991, с. 77).

*(9) OTC (Over-the-Counter) - внебиржевой рынок, на котором сделки совершаются напрямую между контрагентами без участия биржи - прим. переводчика



Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г. об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, и о пруденциальном надзоре за их деятельностью


Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является


Переводчик - Прошутина Е. В.


Настоящая Директива вступает в силу в день ее опубликования в Официальном Журнале Европейского Сообщества


Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном журнале L 275, 27.10.2000, стр. 39-43


Директивой Совета Европейских Сообществ 2009/110/EC от 16 сентября 2009 г. настоящая Директива отменена с 30 апреля 2011 г.



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.