Постановление Правительства РФ от 17 мая 2010 г. N 349 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между государствами - членами таможенного союза о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях"

Постановление Правительства РФ от 17 мая 2010 г. N 349
"О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между государствами - членами таможенного союза о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях"


В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Одобрить представленный Федеральной таможенной службой согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения между государствами - членами таможенного союза о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (прилагается).

Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Соглашения.

ГАРАНТ:

Соглашение подписано в Астане 5 июля 2010 г.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин


Москва

17 мая 2010 г. N 349


Проект


Соглашение
между государствами - членами таможенного союза о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях


Республика Белоруссия, Республика Казахстан и Российская Федерация, именуемые в дальнейшем Сторонами,

основываясь на положениях Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.,

придавая важное значение борьбе с нарушениями таможенного законодательства таможенного союза и законодательства каждой из Сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, желая с этой целью оказывать друг другу как можно более широкое содействие в расследовании указанных нарушений и повышать эффективность сотрудничества в этой области путем организации взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и их методического обеспечения, а также информационного обмена в этой области, согласились о нижеследующем:


Часть I. Общие положения


Статья 1
Сфера применения


1. Сферой применения настоящего Соглашения являются правовые отношения, возникающие при осуществлении сотрудничества таможенных органов Сторон с целью раскрытия преступлений и привлечения виновных лиц к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства каждой из Сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

2. Центральными таможенными органами для целей настоящего Соглашения являются:

от Республики Белоруссия - Государственный таможенный комитет Республики Белоруссия;

от Республики Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан;

от Российской Федерации - Федеральная таможенная служба.

Территориальными таможенными органами являются иные таможенные органы Сторон, осуществляющие производство по уголовным делам и (или) ведущие административный процесс (производство) по делам об административных правонарушениях.


Статья 2
Признание документов


Документы, изготовленные или засвидетельствованные учреждением или специально на то уполномоченным должностным лицом в пределах их компетенции и скрепленные гербовой печатью на территории одной из Сторон, принимаются на территориях других Сторон без какого-либо специального удостоверения.


Статья 3
Язык


Переписка и обмен информацией в рамках настоящего Соглашения ведутся на русском языке.


Статья 4
Конфиденциальность информации


1. Любая информация, предоставленная в соответствии с настоящим Соглашением, носит конфиденциальный характер и может быть использована в том числе в суде исключительно в целях, предусмотренных настоящим Соглашением. Использование информации для других целей возможно только по письменному согласию таможенного органа Стороны, который ее предоставил.

2. Информация, документы и другие сведения, предоставляемые таможенными органами друг другу, обеспечиваются такой же защитой, как и информация, документы и другие сведения, полученные на собственной территории.


Статья 5
Способы обмена информацией


Переписка и обмен информацией в рамках настоящего Соглашения осуществляются доступными средствами связи, в том числе телефаксимильной и электронной, с обязательной последующей отправкой по почте.


Статья 6
Расходы


1. Запрашивающая Сторона несет расходы, возникающие в связи с реализацией настоящего Соглашения на ее территории.

2. В отдельных случаях центральные таможенные органы могут договориться о разделении расходов.


Часть II. Оказание правовой помощи по уголовным делам


Статья 7
Формы оказания правовой помощи по уголовным делам


1. Таможенные органы Сторон оказывают друг другу содействие, выполняя процессуальные и иные действия, в частности, путем:

а) допроса подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или эксперта;

б) получения доказательств преступления;

в) установления местонахождения (местопребывания) и идентификации лиц и предметов;

г) проведения обыска, выемки и осмотра;

д) предоставления документов и предметов, необходимых для расследования или судебного разбирательства;

е) составления и пересылки документов;

ж) проведения экспертизы, следственного эксперимента, проверки показаний на месте и очной ставки;

з) предоставления копий приговоров судов по уголовным делам;

и) вручения процессуальных и иных документов;

к) обмена информацией по вопросам, касающимся выполнения настоящего Соглашения.

2. Таможенные органы вправе оказывать иные виды правовой помощи в соответствии с целями настоящего Соглашения, не противоречащие законодательству каждой из Сторон.

3. Правовая помощь оказывается на основании запроса (поручения).

4. При исполнении запроса (поручения) об оказании правовой помощи запрашиваемый таможенный орган применяет законодательство запрашиваемой Стороны.


Статья 8
Направление запроса (поручения) об оказании правовой помощи


1. При реализации настоящего Соглашения запрос (поручение) об оказании правовой помощи по уголовным делам передается через центральные таможенные органы и под их контролем.

2. Предусмотренное настоящим Соглашением взаимодействие может осуществляться территориальными таможенными органами в соответствии с единым порядком, определенным центральными таможенными органами.


Статья 9
Форма и содержание запроса (поручения) об оказании правовой помощи


1. Запрос (поручение) об оказании правовой помощи должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование запрашиваемого таможенного органа;

б) наименование запрашивающего таможенного органа;

в) номер уголовного дела, по которому запрашивается правовая помощь, подробное описание преступления и иных относящихся к нему фактов, сведения о стоимости товаров и о размере ущерба, юридическая квалификация деяния в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны с приложением текста применяемого закона, а также описание запрашиваемой правовой помощи;

г) имена, отчества и фамилии свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, их местожительство или местопребывание, гражданство, занятие, место и дата рождения (если об этом имеется информация), а для юридических лиц - их полное наименование и местонахождение;

д) точный адрес получателя, содержащийся в поручении о вручении документов, и наименование вручаемого документа.

2. Запрос (поручение) об оказании правовой помощи должен быть подписан полномочным должностным лицом таможенного органа и удостоверен гербовой печатью таможенного органа.

3. Запрос (поручение) об оказании правовой помощи может также содержать:

а) указание срока исполнения требуемых мероприятий;

б) ходатайство о предоставлении возможности представителям запрашивающего таможенного органа присутствовать при выполнении указанных в запросе (поручении) мероприятий;

в) ходатайство о проведении указанных в запросе (поручении) мероприятий в определенном порядке;

г) иные ходатайства, связанные с выполнением запроса (поручения).

4. Центральные таможенные органы могут предоставлять друг другу по письменной просьбе информацию о законодательстве каждой из Сторон (в том числе о нормах, утративших силу) и о практике его применения.


Статья 10
Порядок исполнения запроса (поручения) об оказании правовой помощи


1. Запрашиваемый таможенный орган исполняет запрос (поручение) об оказании правовой помощи в возможно короткие сроки. Запрашиваемый таможенный орган может запросить дополнительные сведения, если это необходимо для исполнения запроса (поручения).

2. По просьбе запрашивающего таможенного органа запрашиваемый таможенный орган заблаговременно сообщает о планируемом времени и месте исполнения запроса (поручения) для рассмотрения запрашивающим таможенным органом возможности присутствовать его представителям при исполнении запроса (поручения).

3. В случае если точный адрес указанного в запросе (поручении) лица неизвестен, запрашиваемый таможенный орган принимает необходимые меры для установления адреса этого лица.

4. Любые предметы, а также оригиналы материалов или документов, переданные во исполнение запроса (поручения) об оказании правовой помощи, возвращаются запрашивающему таможенному органу запрашиваемым таможенным органом в максимально короткие сроки.

5. При возникновении сомнения в подлинности запроса (поручения) или информации запрашиваемым таможенным органом может быть запрошено их подтверждение.


Статья 11
Передача уголовных дел


Передача уголовного дела таможенным органом одной Стороны для производства расследования на территории другой Стороны осуществляется по согласованию с центральным таможенным органом через уполномоченные органы Сторон.


Часть III. Взаимодействие по делам об административных правонарушениях


Статья 12
Направление запросов о предоставлении информации и документов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий


1. Запросы о предоставлении информации и документов и поручения о проведении отдельных процессуальных действий могут направляться как между территориальными таможенными органами, так и через центральные таможенные органы в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением.

2. В случаях когда невозможно определить, в какой таможенный орган нужно направить запрос о предоставлении информации и документов и (или) поручение о проведении отдельных процессуальных действий, такие запрос и (или) поручение направляются в центральный таможенный орган запрашиваемой Стороны.

3. Запрос о предоставлении информации и документов и поручение о проведении отдельных процессуальных действий оформляются в письменной форме на бланке таможенного органа и содержат:

а) наименование запрашиваемого таможенного органа;

б) наименование запрашивающего таможенного органа;

в) номер дела об административном правонарушении (при наличии), по которому запрашивается правовая помощь, подробное описание правонарушения и иных относящихся к нему фактов, сведения о стоимости товаров и о размере ущерба, юридическую квалификацию деяния в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны с приложением текста применяемого закона;

г) имена, отчества и фамилии лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), свидетелей, их местожительство или местопребывание, гражданство, занятие, место и дата рождения (если об этом имеется информация), а для юридических лиц - их полное наименование и местонахождение;

д) точный адрес получателя, содержащийся в поручении о вручении документа, и наименование вручаемого документа;

е) перечень сведений и действий, подлежащих представлению либо исполнению (для производства опроса необходимо указать, какие обстоятельства должны быть выяснены и уточнены, а также последовательность и формулировку вопросов, которые должны быть поставлены опрашиваемому).

4. Запрос о предоставлении информации и документов и поручение о проведении отдельных процессуальных действий могут также содержать:

а) указание срока исполнения требуемых мероприятий;

б) ходатайство о проведении указанных в запросе мероприятий в определенном порядке;

в) ходатайство о предоставлении возможности представителям таможенных органов запрашивающей Стороны присутствовать при выполнении указанных в запросе мероприятий;

г) иные ходатайства, связанные с выполнением указанных запроса и поручения.

5. Запрос о предоставлении информации и документов и поручение о проведении отдельных процессуальных действий подписываются руководителем (начальником) запрашивающего таможенного органа или его заместителем. К указанным запросу и поручению должны быть приложены имеющиеся копии документов, на которые имеются ссылки в тексте таких запроса и поручения, а также копии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих документов и иных документов, необходимых для их надлежащего исполнения.

6. Поручения о производстве экспертиз и других процессуальных действий, исполнение которых требует дополнительных расходов для исполняющей Стороны, направляются в исключительных случаях по согласованию между центральными таможенными органами.

7. Таможенные органы каждой из Сторон могут отправлять процессуальные документы по почте непосредственно участникам административного процесса (производства), находящимся на территории другой Стороны.

8. Допускается направление повторного запроса и (или) поручения при необходимости получения дополнительных сведений и уточнения информации, полученной в рамках исполнения предыдущего запроса и (или) поручения.


Статья 13
Исполнение запросов о предоставлении информации и документов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий


1. Запрос о предоставлении информации и документов и поручение о проведении отдельных процессуальных действий исполняются в течение 1 месяца со дня их получения, с пометкой "срочно" - не более 2 недель. При необходимости сокращения этих сроков делается оговорка в тексте таких запроса и (или) поручения с указанием причин и желаемого срока исполнения.

2. В случае необходимости обращения в иной государственный орган запрашиваемой Стороны сроки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, увеличиваются в соответствии с внутриведомственным порядком таможенного органа данной Стороны.

3. Запрашиваемый таможенный орган проводит все указанные в запросе и (или) поручении действия и отвечает на все поставленные вопросы. Запрашиваемый таможенный орган вправе по своей инициативе провести не предусмотренные указанным запросом и (или) поручением действия, связанные с их исполнением.

4. Запрашиваемый таможенный орган направляет ответ на запрос и (или) поручение, а также соответствующие материалы и документы (заверенные копии) непосредственно запрашивающему таможенному органу на имя руководителя (начальника) таможенного органа, подписавшего указанный запрос и (или) поручение, с обязательной ссылкой на реквизиты полученного запроса.

5. В случае невозможности исполнения запроса и (или) поручения частично или полностью в установленный срок запрашиваемый таможенный орган информирует о предполагаемых сроках исполнения указанных запроса и (или) поручения запрашивающий таможенный орган.

6. Таможенные органы каждой из Сторон в обязательном порядке представляют друг другу документы (заверенные копии), содержащие ставшую известной одной из Сторон информацию об административных правонарушениях, совершенных (подготавливаемых) на территории другой Стороны. Оригиналы документов и других материалов при необходимости возвращаются за минованием надобности.

7. Центральные таможенные органы изучают практику исполнения запросов о предоставлении информации и документов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий, информируя друг друга о фактах ненадлежащего их исполнения.


Статья 14
Особенности исполнения поручений о проведении отдельных процессуальных действий


1. Таможенные органы при исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных действий производят следующие процессуальные действия:

а) опросы лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), и свидетелей;

б) изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения;

в) истребование документов, необходимых для производства по делу;

г) осмотр;

д) получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц;

е) вручение процессуальных документов или их копий участникам административного процесса (производства);

ж) экспертиза.

2. Процессуальные действия по делам об административных правонарушениях производятся в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны.

3. В случае если законодательство запрашиваемой Стороны требует для производства отдельных процессуальных действий вынесения специальных постановлений уполномоченных должностных лиц, вынесение таких постановлений производится по месту исполнения поручения.

4. Таможенные органы одной Стороны могут командировать на определенный срок сотрудников для участия в выполнении процессуальных действий на территории другой Стороны.

5. По просьбе запрашивающего таможенного органа запрашиваемый таможенный орган заблаговременно сообщает о планируемом времени и месте исполнения поручения о проведении отдельных процессуальных действий для рассмотрения запрашивающим таможенным органом возможности присутствовать его представителям при исполнении поручения.

6. В случае если точный адрес указанного в запросе и (или) поручении лица неизвестен, запрашиваемый таможенный орган принимает в соответствии с законодательством своей Стороны необходимые меры для установления адреса.


Статья 15
Обмен информацией


1. Центральные таможенные органы принимают меры по организации обмена в электронном виде информацией об административных правонарушениях и лицах, их совершивших.

2. Каждая из Сторон предоставляет по письменному запросу другой Стороны сведения о привлечении лиц к административной ответственности, если эти лица привлекаются к административной ответственности на территории запрашивающей Стороны.

3. Центральные таможенные органы направляют друг другу информационно-аналитические и методические материалы, касающиеся борьбы с административными правонарушениями.


Статья 16
Методическая помощь


Центральные таможенные органы принимают меры по изданию совместных методических материалов, касающихся борьбы с административными правонарушениями, обучения сотрудников таможенных органов и повышения их квалификации.


Часть IV. Заключительные положения


Статья 17
Отказ в содействии


1. В оказании правовой помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях отказывается, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой Стороны либо противоречит ее законодательству.

2. В случае если правовая помощь не могла быть оказана, одновременно с возвратом документов запрашивающий таможенный орган незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению запроса (поручения).

3. Допускается направление повторного запроса об оказании правовой помощи по уголовным делам, а также запроса о предоставлении информации и документов и поручения о проведении отдельных процессуальных действий по делам об административных правонарушениях при необходимости получения дополнительных сведений и уточнения информации, полученной в рамках исполнения предыдущего запроса или поручения.


Статья 18
Соотношение настоящего Соглашения с другими международными договорами


1. Положения настоящего Соглашения не препятствуют сотрудничеству таможенных органов Сторон в соответствии с иными международными договорами, участниками которых они являются.

2. Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, которые вытекают для нее из других международных договоров, участницей которых она является.


Статья 19
Порядок разрешения споров


1. Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров между сторонами спора.

2. В случае если спор не будет урегулирован сторонами спора путем консультаций и переговоров в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из сторон спора другой стороне спора, то любая из сторон спора может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.


Статья 20
Порядок внесения изменений


По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.


Статья 21
Порядок вступления в силу


Настоящее Соглашение подлежит ратификации.

Настоящее Соглашение вступает в силу в соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства, которое станет членом таможенного союза.


Статья 22
Последствия прекращения действия


В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны обязуются обеспечить конфиденциальность информации и документов, полученных в рамках настоящего Соглашения, в соответствии с законодательством каждой из Сторон.


Совершено в г. _____________ "__" __________ 2010 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая является депозитарием настоящего Соглашения и направит каждой Стороне его заверенную копию.


За Республику Белоруссия

За Республику Казахстан

За Российскую Федерацию



Постановление Правительства РФ от 17 мая 2010 г. N 349 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между государствами - членами таможенного союза о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 21 ст. 2623 (без приложения)


Актуальный текст документа