Правовой статус охранника, телохранителя и сыщика. Профессиональная подготовка

Глава IV. Правовой статус охранника, телохранителя и сыщика. Профессиональная подготовка


Статья 18. Правовой статус охранника и телохранителя


Охранник является работником по трудовому договору и на него распространяется действие законодательства о труде. Он выполняет трудовые обязанности и пользуется правами, предусмотренными настоящим Законом, при наличии удостоверения охранника и разрешения на ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Гражданин, претендующий на работу в качестве охранника, при заключении трудового договора с охранной организацией, обязан предоставить наряду с документами, предусмотренными трудовым законодательством, также документ, подтверждающий прохождение им специальной подготовки.

Не вправе претендовать на приобретение статуса охранника и осуществлять охранную функцию следующие граждане:

- лица не достигшие возраста 18 лет;

- состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании либо имеющие иное заболевание, препятствующее исполнению ими обязанностей охранника и подтвержденное заключением учреждения здравоохранения;

- имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

- которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

- уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов или из государственных военизированных организаций за дисциплинарные проступки, если со дня увольнения прошло менее одного года.

Охранник, выполняющий функции телохранителя по защите жизни и здоровья охраняемого лица, должен обладать статусом охранника, установленным статьей 19 настоящего Закона.

Вправе претендовать на приобретение статуса телохранителя и осуществлять защиту жизни и здоровья граждан, в том числе и с использованием огнестрельного оружия, лица:

- имеющие стаж работы не менее двух лет в качестве охранника, выполнявшего трудовые функции, связанные с оказанием услуг, предусмотренных пп. 2 - 6 статьи 8 настоящего Закона;

- имеющие стаж работы не менее одного года в качестве выполнявшего указанные функции охранника при наличии стажа работы (службы) не менее трех лет в правоохранительных органах или в государственных военизированных организациях, при условии, что его работа (служба) была связана с использованием огнестрельного оружия;

- прошедшие специальную подготовку для работы в качестве телохранителя.


Статья 19. Права охранника и телохранителя


Охранник при выполнении трудовых обязанностей имеет право:

- требовать от граждан, находящихся на территории охраняемого объекта, выполнения своих законных требований в связи с исполнением им обязанностей охранника;

- требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов и удалять, а при необходимости задерживать с применением физической силы, лиц, пытающихся проникнуть (проникших) на охраняемый объект или покинуть его в нарушение установленных правил, при оказании указанными лицами сопротивления и неповиновении;

- при осуществлении пропускного режима на охраняемых объектах производить в случаях, предусмотренных законодательством и договорами на оказание охранных услуг, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или предметами административного правонарушения, проверку документов граждан, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);

- осуществлять досмотр транспортных средств при их въезде (выезде) на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);

- осуществлять физическое задержание лиц, совершивших правонарушения в отношении охранника, лиц охраны, либо на охраняемом объекте, и незамедлительно передавать задержанных лиц в правоохранительный орган;

- доставлять, то есть принудительно препровождать, физических лиц, совершивших правонарушение, в помещения охраны или в орган внутренних дел;

- применять в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, физическую силу, специальные средства, гражданское и служебное оружие.

Нарушение охранником законных прав и свобод граждан влечет за собой установленную законодательством ответственность.

Охранник, выполняющий функции телохранителя по защите жизни и здоровья охраняемого лица имеет право:

- осуществлять защиту жизни и здоровья охраняемого лица, в том числе и с использованием гражданского и служебного оружия и специальных средств;

- осуществлять физическое задержание лиц, совершивших правонарушения в отношении охраняемого лица, телохранителя, и незамедлительно передавать задержанных лиц в орган внутренних дел;

- применять в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие;

- доставлять, то есть принудительно препровождать физических лиц, совершивших правонарушения, в помещение охраны или в орган внутренних дел;

- исполнять функциональные обязанности охранника.


Статья 20. Правовой статус сыщика


На сыщика, работающего по трудовому договору, распространяется действие законодательства о труде.

Сыщик (индивидуальный предприниматель) осуществляет сыскную деятельность в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Законом.

Гражданин, претендующий на работу в качестве сыщика, при заключении трудового договора с сыскной организацией обязан предоставить наряду с документами, предусмотренными Трудовым кодексом, также документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки и документы, подтверждающие наличие у него юридического образования.

Гражданин, претендующий на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью по оказанию сыскных услуг, обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, получить лицензию на осуществление сыскной деятельности, пройти специальную подготовку и иметь высшее юридическое образование, либо иметь непрерывный трехлетний стаж работы в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов.

Не вправе претендовать на приобретение статуса сыщика, лица, не отвечающие требованиям статьи 19 настоящего Закона.


Статья 21. Права сыщика


Сыщик имеет право:

- опрашивать граждан с их согласия;

- осуществлять наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за исключением специальных технических средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности;

- получать информацию от граждан и должностных лиц с их согласия;

- исследовать предметы и изучать документы с письменного согласия их владельцев;

- осуществлять внешний осмотр зданий, сооружений, строений, помещений, участков местности, транспортных средств и других объектов для получения необходимой информации;

- принимать меры по закреплению (фиксации) следов события;

- применять в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, физическую силу и специальные средства.

Нарушение сыщиком прав и свобод граждан влечет за собой установленную законодательством ответственность.


Статья 22. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников и сыщиков


Профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей) и сыщиков осуществляют негосударственные образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами и имеющие лицензию на образовательную деятельность.

Переподготовка руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей) и сыщиков, осуществляется один раз в пять лет.

Лицензирование образовательной деятельности негосударственных (частных) образовательных учреждений, имеющих намерение осуществлять профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей), сыщиков, и контроль за такой деятельностью осуществляют Государственный орган по образованию и подчиненные ему органы, при наличии соответствующих учебных программ, согласованных с правоохранительными органами.

Государственные образовательные учреждения вправе осуществлять профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей) и сыщиков при отсутствии условий такой подготовки негосударственными образовательными учреждениями и если это не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность указанных образовательных учреждений.


Актуальный текст документа