Совместная программа действий на 2010 - 2011 гг. между Российской Федерацией и Королевством Бельгия, его сообществами и регионами (Москва, 4 мая 2010 г.)

Совместная программа
действий на 2010 - 2011 гг. между Российской Федерацией и Королевством Бельгия, его сообществами и регионами
(Москва, 4 мая 2010 г.)


Российская Федерация, в лице ее Правительства, с одной стороны, и Королевство Бельгия, его Сообщества и Регионы, в лице их правительств, с другой, именуемые в дальнейшем Сторонами;

признавая, что вступление в силу Договора между Российской Федерацией и Королевством Бельгия о согласии и сотрудничестве, подписанного 8 декабря 1993 г., вывело их отношения на качественно более высокий уровень и открыло путь к новым возможностям сотрудничества,

отмечая успешное выполнение Совместных программ действий на 1999 - 2000, 2001 - 2002, 2003 - 2004 и 2005 - 2007 гг. и выражая удовлетворение развитием и обогащением двусторонних отношений, которым они способствовали,

подтверждая политическую волю и дальше развивать весь комплекс их отношений и обязуясь предпринять в 2010 - 2011 гг. совместные согласованные шаги для реализации Договора о согласии и сотрудничестве,

принимая во внимание, что в федеративной Бельгии в компетенцию сообществ полностью или частично входят такие сферы, как культура (в том числе языки, обучение, изящные искусства, культурное наследие, средства массовой информации, спорт и туризм), образование, вопросы, относящиеся к личности (здравоохранение и поддержка граждан), научные исследования, сотрудничество в целях развития и международное сотрудничество в указанных областях; что в компетенцию регионов полностью или частично входят такие сферы, как внешняя торговля, включая торговлю оружием, обустройство территории, окружающая среда и политика в области водных ресурсов, развитие сельских районов и охрана природы, жилищная политика, сельское хозяйство, рыболовство, экономика, энергетическая политика, взаимоотношения с нижестоящими инстанциями, политика в области занятости, политика в области здравоохранения, общественные работы, перевозка пассажиров автотранспортом, а также научные исследования и международные отношения в указанных областях; что вопросы двустороннего сотрудничества в перечисленных сферах будут обсуждаться непосредственно соответствующими инстанциями, а также что федеральное государство имеет полную либо частичную компетенцию по другим вопросам,

принимая во внимание компетенцию федерального государства в некоторых областях, по которым имеются специальные соглашения между Россией и Бельгией, такие как Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанное в Москве 20 декабря 2000 г. и вступившее в силу 31 января 2006 г.,

подчеркивая важность стратегического партнерства Россия - Европейский союз (ЕС) и в связи с расширением Европейского союза необходимость учета интересов России и ЕС на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., Протоколов от 27 апреля 2004 г. и 19 апреля 2007 г. к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, принимающих во внимание расширение ЕС, "Дорожных карт" по формированию четырех общих пространств Россия - ЕС от 10 мая 2005 г., а также других решений, принятых в рамках взаимоотношений Россия - ЕС,

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "19 апреля 2007 г." следует читать "23 апреля 2007 г."


стремясь к продолжению политического диалога путем придания ему регулярного и интенсивного характера и к углублению сотрудничества в борьбе с терроризмом,

выражая удовлетворение в связи с празднованием Сторонами в 2005 г. 60-летия окончания Второй мировой войны и проявляя готовность к совместной работе по подготовке организации празднования 65-летия окончания Второй мировой войны в 2010 г.,

желая и дальше углублять их отношения в социальной, экономической, финансовой и торговой областях, а также придать дополнительную динамику деятельности имеющихся структур сотрудничества в этих сферах,

выражая удовлетворение открытием Генерального консульства Бельгии в Санкт-Петербурге,

подчеркивая, что настоящая Программа действий будет осуществляться с учетом законодательства и своих международных обязательств,

условились о нижеследующем:


1. Интенсивный политический диалог
(статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 13 Договора о согласии и сотрудничестве)


Политический диалог будет продолжаться в следующих формах:

1.1. Встречи между Сторонами на самом высоком политическом уровне по мере необходимости.

1.2. Встречи между министрами иностранных дел не реже одного раза в год в ходе взаимных визитов или в рамках совместного участия в работе международных совещаний.

1.3. Регулярные, не реже одного раза в год, консультации на уровне заместителей министров и генерального секретаря, председателя руководящего комитета, генеральных директоров, руководителей департаментов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной государственной службы иностранных дел, внешней торговли и сотрудничества в целях развития Королевства Бельгия, а также других федеральных государственных служб, сообществ и регионов Королевства Бельгия и их российских партнеров.

1.4. Рабочие контакты на уровне глав делегаций Сторон в международных организациях и на международных форумах.

1.5. Обмен информацией через посольства о важных вопросах внутренней и внешней политики, включая вопросы кризисного регулирования, а также обмен стажерами между структурами, курирующими международные отношения Сторон.

1.6. Регулярные межпарламентские обмены, в том числе в рамках международных парламентских организаций.

1.6.1. Продолжение межпарламентского диалога по вопросам борьбы с терроризмом, начатого по совместной инициативе Совета Федерации Федерального Собрания России и Сената Бельгии в форме международных парламентских коллоквиумов, принимая во внимание Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, вступившую в силу в 1978 г.

1.6.2. Продолжение взаимодействия между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Бельгии на основе Протокола о сотрудничестве между ними от 6 октября 2003 г.

1.6.3. Развитие сотрудничества между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Палатой Представителей Бельгии, а также между другими законодательными собраниями России и Бельгии, включая регулярные контакты профильных Комитетов (Комиссий) и групп дружбы двух федеральных парламентов.

1.7. В политический диалог могут также вносить вклад представители академических кругов. Стороны организуют семинар на тему сравнительного анализа федерализма в Российской Федерации и Королевстве Бельгия с участием властей федерального уровня и субъектов федерации.

В Брюсселе будут проведены консультации по вопросам внешнеполитического планирования между представителями Министерства иностранных дел России и Федеральной государственной службы иностранных дел, внешней торговли и сотрудничества в целях развития Бельгии, сообществ и регионов, а также академических кругов.

Содержание политического диалога:

1.8. Все внешнеполитические темы могут включаться в повестку дня, в том числе:

1.8.1. в многосторонней области:

- отношения между Россией и Европейским союзом, вопросы институционального строительства ЕС и развития интеграционных процессов в Европе, в том числе по реализации "дорожных карт" по формированию четырех общих пространств Россия - ЕС; Стороны выразили готовность содействовать завершению переговоров по новому Соглашению между Россией и ЕС взамен нынешнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве;

- согласование и координация подходов по проблематике Договора о европейской безопасности;

- оборонная политика России и Европейская политика в области безопасности и обороны (ЕПБО) и сотрудничество Россия - ЕС в этой сфере;

- международный терроризм и борьба с терроризмом;

- все вопросы, относящиеся к компетенции Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее специализированных учреждений, программ и фондов, региональных экономических комиссий; взаимодействие в рамках ООН по вопросам согласования положений Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме; формирование целостной стратегии реагирования на вызовы и угрозы XXI века в контексте выполнения целей, одобренных в Декларации тысячелетия ООН, принятой 8 сентября 2000 г. резолюцией 55/2 на 8-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН;

- сотрудничество в разработке в рамках ООН мер транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности;

- более тесное сотрудничество в ОБСЕ;

- сотрудничество по линии Совета Европы;

- отношения России с Организацией Североатлантического Договора (далее - НАТО), в частности, сотрудничество в рамках Совета Россия - НАТО;

- отношения России с ОЭСР, в частности, в рамках процесса присоединения России к этой организации.

1.8.2. отдельные внешнеполитические направления:

- отношения со странами Центральной и Восточной Европы;

- Северное измерение;

- Западные Балканы;

- страны СНГ;

- Ближний Восток и Ирак;

- Иран;

- Африка, в частности, район Великих озер;

- Демократическая Республика Конго;

- Дарфур;

- Азия, Центральная Азия и Афганистан, в частности, в отношении последней страны - военный транзит через воздушное пространство Российской Федерации и борьба с незаконным оборотом наркотиков;

- Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество и деятельность Всемирной таможенной организации в регионе;

1.8.3. отдельные темы:

- демократия и соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам;

- взаимодействие в сфере проведения гуманитарных и миротворческих операций;

- борьба против современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости;

- международное гуманитарное право;

- борьба с терроризмом, включая укрепление правовых основ антитеррористической безопасности и международное антитеррористическое сотрудничество;

- борьба с незаконным оборотом оружия;

- вопросы обеспечения международной информационной безопасности;

- борьба с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, включая международное сотрудничество в антинаркотической сфере;

- нераспространение оружия массового уничтожения;

- разоружение;

- охрана окружающей среды и рациональное природопользование;

- защита биологического разнообразия;

- устойчивое управление, охрана и рациональное использование лесных и водных ресурсов;

- изменение климата;

- энергетика (механизм раннего предупреждения, взаимность инвестиций, энергетическая эффективность, обмен информацией);

- политические аспекты энергетического диалога с Европейским Союзом;

- вопросы иммиграции, в том числе нелегальной;

- борьба с наиболее опасными инфекционными заболеваниями (ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия) и разработка Международного санитарного регламента;

- любые другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

Королевским институтом международных отношений ЭГМОНТ и Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО) будут организованы конференции по этим темам применительно к России или к Бельгии.

1.9. Двустороннее сотрудничество в сфере обороны.

Стороны подтверждают свое намерение укреплять контакты между ведомствами, в компетенцию которых входят вопросы обороны, что является важным фактором укрепления доверия. В целях развития взаимоотношений в двустороннем формате Стороны будут проводить по мере необходимости встречи атташе по вопросам обороны при Посольстве Российской Федерации в Королевстве Бельгия с руководством Министерства обороны Королевства Бельгия и Генерального штаба Королевства Бельгия, а также атташе по вопросам обороны при Посольстве Королевства Бельгия в Российской Федерации с руководством Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе по возможностям диалога в рамках оборонной политики России и Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО) ЕС.

Двустороннее сотрудничество по военной линии будет осуществляться на основе Соглашения между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Королевства Бельгия о сотрудничестве от 19 декабря 2001 г.

В рамках упомянутого Соглашения по согласию Сторон могут заключаться отдельные договоренности по его выполнению между оборонными ведомствами России и Бельгии.

1.10. Сотрудничество в областях юстиции и внутренних дел.

Стороны отмечают свое намерение продолжать и развивать сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, с учетом продвижения диалога между Россией и ЕС в этой сфере, в том числе путем заключения договоренностей между профильными службами и агентствами, в частности, в следующих областях:

1.10.1. обмен информацией, организация семинаров и других форм сотрудничества по иммиграционным проблемам. Стороны выражают стремление к укреплению конструктивного сотрудничества по вопросам миграции и выражают готовность к проведению регулярных консультаций между Федеральной миграционной службой и Управлением по делам иностранцев МВД Бельгии по вопросам миграции, включая идентификацию и документирование граждан России и Бельгии;

1.10.2. борьба с преступностью на основе Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., а так же Дополнительного протокола к ней от 17 марта 1978 г. и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 20 декабря 2000 г. Стороны приложат все усилия для начала его применения в ближайшее время и подтверждают решимость конструктивно сотрудничать в розыске, задержании и экстрадиции граждан друг друга, обвиняемых в уголовных преступлениях.

В этой связи Сторонами будут предприниматься усилия в целях выявления обстоятельств, препятствующих сотрудничеству, а также в целях их преодоления.

1.10.3. борьба против международного терроризма и иных проявлений экстремизма при строгом выполнении международных обязательств, включая Устав ООН и соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, с учетом важности диалога между Российской Федерацией и Европейским Союзом по данному вопросу.

1.10.4. борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ, незаконной торговлей предметами искусства, торговлей людьми (в том числе эксплуатацией проституции третьими лицами и сексуальной эксплуатацией детей) на основе национального законодательства каждой из Сторон;

1.10.5. борьба с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, включая обмен информацией по данной проблематике, а также проведение совместных полицейских операций и профилактических мероприятий. В целях создания договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества по противодействию наркоугрозе Стороны активизируют усилия для заключения межправительственного и межведомственных соглашений о сотрудничестве в антинаркотической сфере;

1.10.6. продолжение реализации Соглашения между Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу и Подразделением по обработке финансовой информации Бельгии о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, от 12 декабря 2002 г.;

1.10.7. налаживание взаимодействия компетентных органов по аресту и конфискации имущества, полученного преступным путём;

1.10.8. продолжение сотрудничества в области реадмиссии и выдачи виз, в частности, в рамках реализации соглашений, заключенных между Российской Федерацией и Европейским союзом в области виз и реадмисии, и в рамках диалога об условиях перехода к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и ЕС;

1.10.9. активизация сотрудничества в области разработки и введения в обращение проездных документов и виз нового поколения, содержащих биометрические данные их владельцев;

1.10.10. изучение возможности улучшения обмена информацией между компетентными органами на основе международных стандартов в области защиты данных;

1.10.11. обмен опытом между своими высшими судебными инстанциями путем встреч и программ, координируемых Высшим советом юстиции либо будущим Институтом судебного образования в части, касающейся Бельгийской Стороны;

1.10.12. изучение возможности сотрудничества в борьбе с распространением материалов и информации, носящих антисемитский характер или призывающих к ксенофобии, расовой и религиозной дискриминации, на основе соответствующих международно-правовых документов;

1.10.13. активизация обмена оперативной информацией между правоохранительными органами в области борьбы с преступностью в сфере информационных технологий.

1.11. Стороны продолжат развитие профессиональных контактов в области архивного дела между компетентными учреждениями Российской Федерации и Королевства Бельгия.


2. Отношения в экономической, финансовой, налоговой, торговой, научно-технической, социальной областях и в области технологий
(статьи 9, 11, 12 Договора о согласии и сотрудничестве)


Стороны продолжат углублять торгово-экономическое, финансовое, промышленное, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в налоговой, социальной сфере, в области технологий, а также региональные связи в кредитной и инвестиционной сферах.

2.1. Смешанная комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом продолжит свою деятельность в качестве координирующего органа в области развития торгово-экономических связей между Сторонами, при сохранении возможности установления прямых связей в области экономического сотрудничества между бельгийскими регионами и соответствующими российскими партнерами.

Сессии Смешанной комиссии будут проходить под сопредседательством членов правительств Сторон, назначаемых с обеих Сторон в соответствии с установленным порядком.

После проведения VII сессии Смешанной комиссии в Великом Герцогстве Люксембург ее VIII сессия пройдет в Российской Федерации в 2011 г.

Переговоры между сопредседателями Смешанной комиссии будут проводиться в ходе их взаимных визитов или в рамках их участия в работе международных конференций. Между сессиями Комиссии будут осуществляться консультации на уровне уполномоченных представителей Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной государственной службы иностранных дел, внешней торговли и сотрудничества в целях развития Королевства Бельгия и органов власти его регионов.

Стороны сосредоточат работу Комиссии на решении проблем, возникающих у участников торгово-экономического сотрудничества, в целях улучшения инвестиционного климата, содействия развитию торговых отношений и росту взаимного товарооборота. Комиссия будет поощрять расширение связей представителей делового мира, в том числе в ходе бизнес-форумов. Например, Стороны изучат возможность организации форума по теме энергетики, касающейся, в частности, вопросов энергоэффективности, развития возобновляемых источников энергии, а также роли предприятий в этих видах деятельности.

Стороны изучат возможность совершенствования структуры Смешанной комиссии в целях активизации ее работы и лучшего учета их соответствующих интересов.

2.2. Стороны будут способствовать развитию двустороннего и многостороннего торгово-экономического сотрудничества, в том числе путем организации выставок, ярмарок, экономических конференций, форумов и обмена делегациями предпринимателей, а также будут поощрять и поддерживать инициативы, направленные на диверсификацию товарной структуры двусторонней торговли, имея в виду облегчение обмена технологичной продукцией между двумя странами, и развитие сотрудничества в области торговли и использования сырьевых ресурсов.

2.2.1. Стороны будут активно поддерживать взаимное направление в 2010 и 2011 гг. миссий, а также другие инициативы, которые выдвинут российские власти или бельгийские регионы, в компетенцию которых входит развитие внешней торговли, включая участие в ярмарках, презентациях, семинарах.

Стороны будут способствовать укреплению связей субъектов Российской Федерации с сообществами и регионами Бельгии, оказывать содействие в налаживании деловых контактов, проведении презентаций и осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности, поиске надежных партнеров, продвижении торгово-экономических проектов, привлечении инвестиций.

Фламандский регион будет работать на основе ориентированной по отраслям целевой стратегии и пересматриваемых ежегодно планов действий. Отраслями, на которые будет нацелено сотрудничество России с Фламандским регионом на период 2007-2010 гг., являются: строительные материалы, логистика и транспорт, производство пищевых продуктов и напитков, авиастроение и автомобилестроение. Фламандский регион будет с большим интересом следить за развитием в области нанотехнологии и наноматериалов, газохимической промышленности, биотехнологии, авиакосмической промышленности (без ущерба для компетенции федерального государства в области исследования космоса в рамках международного сотрудничества), производства программного обеспечения, телекоммуникационной индустрии, а также экономическим и торговым развитием российских регионов. Город Москва и Фламандский регион в рамках достигнутых договоренностей об установлении отношений сотрудничества проводят на регулярной и взаимной основе экономические презентации своих регионов. Московская область и Фламандский регион будут развивать свои связи на основе Протокола о намерениях по развитию сотрудничества между этими регионами на 2009-2010 гг.

Валлонский регион, со своей стороны, будет работать на основе ежегодно корректируемой трехлетней программы. Стратегические направления данной программы определяются по согласованию с широким кругом валлонских организаций. Отраслями, на которые будет нацелено сотрудничество в рамках данной программы действий на период 2009-2011 гг., являются: строительство, машиностроение, оборудование, наука о живой природе, агропромышленный комплекс, нанотехнологии и наноматериалы, газохимическая промышленность, биотехнологии, авиакосмическая промышленность (без ущерба для компетенции федерального государства в области исследования космоса в рамках международного сотрудничества), производство программного обеспечения, телекоммуникационная индустрия. Особое внимание будет уделяться регионам России.

Брюссельский столичный регион работает с городом Москвой на основе трехлетних программ. Действующая программа охватывает период с 2009 по 2011 гг.

На федеральном уровне под руководством Государственной федеральной службы экономики будет поощряться любая инициатива, направленная на поддержку мер по обеспечению качества и транспарентности в отношении технических норм в целях увеличения обменов между партнерами.

2.2.2. Представители бельгийских политических и деловых кругов, заинтересованные в налаживании сотрудничества, будут приглашены участвовать в работе ежегодного Петербургского экономического форума, организуемого Российской Стороной.

2.2.3. Стороны будут поддерживать развитие сотрудничества по линии торгово-промышленных палат (далее - ТПП) двух государств, в первую очередь в рамках подписанного 5 июня 2008 г. Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Бельгийско-Люксембургской Торговой палатой по связям с Россией и Белоруссией.

Стороны будут оказывать содействие деятельности ТПП двух государств по активизации контактов представителей деловых кругов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Стороны будут поддерживать инициативы ТПП двух государств, связанные с развитием делового сотрудничества в области поддержки малых и средних предприятий, создания положительного образа России в Бельгии и Бельгии в России, а также в сфере налаживания и развития делового информационного обмена, в первую очередь, с использованием современных технологий, в частности, в том, что касается цифровой выдачи сертификатов о происхождении в рамках "DiGiChambers".

2.2.4. Стороны будут поощрять и поддерживать инициативы ассоциаций предприятий в целях продвижения торговых отношений, а также развития связей между ассоциациями предпринимателей.

2.2.5. Бельгийские регионы и сообщества будут развивать сотрудничество со своими российскими партнерами в рамках соответствующих программ сотрудничества.

2.2.6. Стороны будут использовать механизм консультаций, предусмотренный главой I настоящей Программы действий, в целях обмена мнениями по вопросам, касающимся деятельности Организации экономического сотрудничества и развития и других международных экономических и финансовых организаций.

2.2.7. Стороны будут содействовать развитию сотрудничества в кредитно-финансовой области, в том числе по ипотечному кредитованию и страховым услугам, поощряя проведение конференций, семинаров, обмен специалистами и актуальной информацией по вопросам банковской деятельности.

2.2.8. Стороны будут поощрять и поддерживать деятельность и инициативы банков двух государств, направленные на создание благоприятных условий для экспортеров и импортеров обоих государств во внешней торговле, основанных на принципах равноправия и взаимной выгоды.

2.3. В целях создания благоприятного климата для деловой и инвестиционной деятельности Стороны:

2.3.1. продолжат консультации с целью завершения переговоров по заключению нового Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерацией и Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом. Стороны приложат все усилия для его подписания и вступления в силу в возможно короткие сроки;

2.3.2. примут необходимые меры, с учетом своего законодательства, направленные на облегчение рассмотрения визовых запросов и выдачи виз в рамках торговых отношений между обеими Сторонами;

2.3.3. изучат возможность организации обменов или стажировок специалистов в области коммерческого права, в частности, права, регулирующего конкуренцию и деятельность компаний;

2.3.4. организуют также "круглый стол" российских и бельгийских предприятий с участием представителей исполнительных органов власти Сторон;

2.3.5. будут содействовать сотрудничеству компаний и банков в области реализации и финансирования торговых или инвестиционных проектов;

2.3.6. рассмотрят возможность проведения в Брюсселе семинара по вопросам создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации.

2.3.7. рассмотрят возможность организации обмена опытом в области борьбы с контрафактной продукцией;

2.3.8. рассмотрят возможность организации встреч специалистов в области стандартизации;

2.3.9. рассмотрят возможность организации в Брюсселе семинара (круглого стола) российских и бельгийских предпринимателей с участием представителей соответствующих ведомств на тему энергетической эффективности.

2.4. Стороны также отмечают свой интерес к развитию сотрудничества в следующих областях:

2.4.1. Экономические вопросы.

Учитывая накопленный опыт, Стороны активизируют сотрудничество в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, таможенное дело, промышленность, строительство, энергетика, научные исследования, охрана окружающей среды, наука, технологии, космос, информационные технологии.

а) сельское хозяйство и продовольственная безопасность;

Стороны в рамках своей компетенции будут содействовать развитию сотрудничества на федеральном и региональном уровнях, в том числе по реализации совместных проектов, а также поощрять инвестиции в агропромышленный сектор обоих государств. Приоритетными направлениями сотрудничества признаны следующие области: молочное и мясное животноводство, производство кормов, вопросы ветеринарного и фитосанитарного регулирования, подготовка сельскохозяйственных кадров среднего и высшего звена.

Стороны будут проводить взаимные консультации в области ветеринарного и фитосанитарного надзора при соблюдении соответствующих национальных компетенций. Федеральное агентство продовольственной безопасности Королевства Бельгия организует в Бельгии по просьбе Российской стороны семинар по правовому регулированию ветеринарного и фитосанитарного надзора.

Стороны учитывают, что в Бельгии с 1 января 2002 г. общие вопросы сельскохозяйственной политики находятся в ведении регионов, а компетенция федеральных властей распространяется на продовольственную безопасность. Федеральная государственная служба здравоохранения, продовольственной безопасности и окружающей среды несет ответственность за нормативную часть и санитарную политику, в то время как Федеральное агентство по продовольственной безопасности (AFSCA) ведает вопросами стратегии контроля и контроля продовольственной безопасности.

b) транспорт и таможенное дело;

Стороны выражают готовность развивать двустороннее сотрудничество на взаимовыгодной паритетной основе в соответствии с действующим Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о воздушном сообщении от 8 декабря 1993 г.

Двусторонние консультации по вопросам воздушного сообщения, состоявшиеся в Брюсселе 20 марта 2007 г., открыли путь для интенсификации воздушного сообщения между двумя странами. Принятый по их результатам Меморандум о взаимопонимании между авиационными властями Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия предусматривает, помимо прочего, увеличение в два раза частоты полетов, с 7 до 14 в неделю, начиная с лета 2008 г.

Стороны намереваются вести поиск решения, позволяющего назначенным ими авиакомпаниям на практике реализовать права на дополнительные перевозки, которые были согласованы. Авиационные власти также намерены проводить консультации на более регулярной основе и вести переговоры по новому соглашению о воздушном сообщении.

Стороны придают большое значение работе Смешанной российско-бельгийской комиссии по морскому транспорту и выражают намерение поддерживать инициативы в рамках указанной Комиссии с целью содействия развитию связей между морскими судоходными компаниями обоих государств и решения актуальных вопросов сотрудничества в сфере морского судоходства, как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций по морскому транспорту.

Стороны выражают удовлетворение итогами поездки в Санкт-Петербург делегации Брюссельского порта, состоявшейся осенью 2007 г., которая сможет положить начало возможному сотрудничеству с портом г. Приморска.

Стороны активизируют сотрудничество в области автомобильного транспорта и завершат работу по вступлению в силу и выполнению положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о международном автомобильном сообщении, подписанного 2 марта 2007 г., а также продолжат сотрудничество в части:

- проведения заседаний Смешанной российско-бельгийской комиссии по автомобильному транспорту на регулярной основе в соответствии со статьей 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о международном автомобильном сообщении;

- подготовки предложений по созданию условий для дальнейшего развития перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов между Россией и Бельгией в целях обеспечения растущих потребностей торгового и культурного обмена между двумя странами;

- разработки предложений по координации позиций сторон в рамках международных организаций в области автомобильного транспорта.

В соответствии с положениями таможенного кодекса Европейского союза и положениями о его применении Стороны будут принимать меры, способствующие упрощению таможенных процедур, в частности, за счет взаимодействия таможенных органов. В этих целях они будут руководствоваться принципами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о взаимной административной помощи в таможенных делах от 2 октября 2001 г. для решения вопросов, возникающих в международной торговле и при применении различных нормативных документов, и для активизации борьбы с нарушениями таможенных правил.

Стороны будут поощрять и поддерживать проведение конференций, семинаров, обмен специалистами и актуальной информацией по вопросам таможенного дела. Принятое решение о прикомандировании бельгийского атташе по таможенным вопросам к Посольству Бельгии в Москве будет способствовать упрощению таможенных процедур и укреплению сотрудничества между соответствующими ведомствами.

с) энергетика;

Стороны продолжат сотрудничество в области использования атомной энергии в мирных целях, включая научные исследования в области ядерной физики, повышение безопасности ядерных установок, совершенствование топливного цикла и инновационных систем, обращение с накопленными радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, вывод из эксплуатации и реабилитация ядерных и радиационно-опасных объектов, защита от радиоактивного излучения, вопросы нераспространения ядерного оружия.

Стороны продолжат работу по подготовке Меморандума о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Федеральной государственной службой по вопросам экономики, средних и малых предприятий, среднего класса и энергетики, в частности, в том, что касается вопросов, относящихся к ядерной безопасности.

Российская Сторона подтверждает ранее сделанное ею предложение Бельгийской Стороне принять участие в деятельности создаваемого в России Международного центра по обогащению урана. Российская Сторона готова приступить к обсуждению элементов соглашения по данному вопросу.

Российско-бельгийское сотрудничество будет также направлено на поддержку использования возобновляемых источников энергии и экономии энергии. Через механизмы гибкого подхода, предусмотренные Киотским протоколом, Федеральная государственная служба здравоохранения, продовольственной безопасности и окружающей среды может активно стимулировать эти возможности.

Стороны изучат возможности сотрудничества в создании газотранспортных коридоров и терминалов регазификации сжиженного газа.

Российско-бельгийское сотрудничество должно также быть направлено на учреждение законодательных и нормативных рамок, открытых и транспарентных на всех уровнях цепи обеспечения топливом.

d) окружающая среда;

В целях развития сотрудничества в сфере защиты и улучшения окружающей среды и природы компетентные органы Сторон начнут консультации по заключению нового межправительственного соглашения в данной области взамен рамочного Соглашения между Правительством СССР и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 25 июня 1975 г. Компетентные органы Сторон будут укреплять и углублять, в частности, взаимодействие в области охраны окружающей среды и природы по линии многостороннего сотрудничества в рамках глобальных и региональных международных организаций и форумов, включая Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН), международных конвенций и соглашений по охране природы и окружающей среды, а также иных международных договоров в указанной сфере, участниками которых они являются.

Стороны изучат возможности сотрудничества в области исследования Антарктики, в т.ч. с использованием возможностей, открываемых действующими на этом континенте российской и бельгийской антарктическими станциями.

e) научно-техническое сотрудничество;

Научно-техническое сотрудничество будет осуществляться на основе Протоколов о сотрудничестве, утверждаемых Российско-Бельгийской рабочей группой по научно-техническому сотрудничеству, в следующих областях фундаментальных и прикладных научных исследований и технологий:

- наука о Земле;

- климат и его изменения;

- космические науки;

- биология, биоразнообразие, экосистемы и охрана окружающей среды;

- биоэтика и биобезопасность;

- медицинские науки и здравоохранение;

- прикладные исследования и технологии;

- сельскохозяйственные науки и др.

Научно-техническое сотрудничество будет осуществляться путем проведения совместных научных исследований, реализации научных проектов, обменов научными исследователями и использования других форм сотрудничества. Сотрудничество будет организовано в рамках смешанных комиссий, созданных между Правительством Российской Федерации и правительствами субъектов федерации Бельгии, а также ранее достигнутых Сторонами договоренностей, в том числе соглашений между институтами Российской Академии наук и федеральными и региональными научными учреждениями Королевства Бельгия.

В российско-бельгийском сотрудничестве будут также поощряться научные исследования, образование и разъяснительные программы в области средне- и долгосрочных климатических изменений.

f) сотрудничество в области информационных технологий и формирования "информационного общества";

Стороны будут способствовать развитию сотрудничества в сфере информационных технологий на основе Плана действий, принятого на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве 10 - 12 декабря 2003 г., в том числе, по таким направлениям, как:

- совершенствование и гармонизация нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий, создание правовых условий для применения электронной цифровой подписи, создание технологической базы, необходимой для внедрения информационных технологий в сферу управления ("электронное правительство");

- развитие сотрудничества в области противодействия использованию инфокоммуникационных технологий в целях, не соответствующих задачам поддержания стабильности и безопасности на международном уровне;

- выработка общих подходов в области развития и использования национальных сегментов сети Интернет;

- развитие сотрудничества в области разработки и применения новых информационных технологий и программных продуктов, в частности, изучение возможностей сотрудничества в сфере офшорного программирования;

- обмен опытом в области обеспечения информационной безопасности, а также развитие сотрудничества в области охраны интеллектуальных прав;

- разработка и внедрение единых требований для осуществления электронной торговли и развития инфраструктуры глобального информационного общества;

- организация встреч предпринимателей Российской Федерации и Королевства Бельгия для обсуждения вопросов взаимодействия в сфере информационных и коммуникационных технологий;

- изучение возможности сотрудничества в области организации транзита трафика Европа-Азия через территорию Российской Федерации, включая возможное строительство новых магистральных линий связи.

- организация встреч представителей бизнес-сообществ Российской Федерации и Королевства Бельгия при участии представителей правоохранительных структур в целях обсуждения вопросов противодействия преступности в сфере информационных технологий.

Стороны будут оказывать содействие организации и проведению российско-бельгийских семинаров по вопросам информационного общества (в частности, обмен опытом по вопросам введения и применения электронного удостоверения личности).

Стороны будут также поощрять рассмотрение вопросов, связанных с возможностью реализации совместных проектов в следующих областях:

- дистанционное обучение;

- телемедицина;

- использование информационных технологий для обеспечения безопасности населения, социальной и технологической инфраструктуры;

- автоматизация процессов регистрации, демографической статистики и обеспечения контроля миграционных ситуаций, в том числе с использованием биометрических технологий;

g) сотрудничество в области космоса будет осуществляться в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 20 декабря 2000 г.

h) сотрудничество в области сертификации товаров;

Отдавая себе отчет в важности доверия со стороны контрагентов к качеству продукции, услуг и процессов, Стороны намереваются:

- приступить к обмену информацией в области сертификации товаров, за исключением продукции, входящей в продовольственную цепочку;

- подписать меморандум о взаимопонимании для установления сотрудничества в области норм и стандартов, применимых к промышленной продукции, включая предварительную стандартизацию и уделив особое внимание строительной отрасли,

- содействовать заключению соглашений о взаимном признании учреждений, осуществляющих сертификацию.

i) сотрудничество в области прав интеллектуальной собственности.

Сотрудничество в области соблюдения прав интеллектуальной собственности путем обмена положительным опытом в практике поощрения частных инвестиций. Эти обмены информацией будут организованы на двусторонней основе в соответствии с международными стандартами. Власти обеих Сторон, компетентные в вопросах охраны интеллектуальных прав и их соблюдения, будут самым тесным образом привлекаться к такому сотрудничеству.

2.4.2. Социальные вопросы.

a) занятость и трудовая сфера;

В области занятости и труда обе Стороны предусмотрят проведение двустороннего обсуждения, в частности, последствий выполнения международной повестки дня по достойному труду и других социальных аспектов глобализации в своих странах, прежде всего в рамках ежегодной международной конференции труда МОТ, а также встреч и обменов со странами-членами, организуемых по инициативам, предпринятым в рамках соглашений с Европейским союзом.

b) социальная защита;

Стороны будут поощрять визиты российских и бельгийских специалистов по социальным вопросам в исследовательских целях. Эти визиты будут осуществляться, в частности, в рамках программ, разработанных международными организациями.

с) здравоохранение;

Сотрудничество в области здравоохранения и медицинских наук строится на основе положений Соглашения между Правительством СССР и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 15 июня 1981 г., а также Протокола к нему, от января# 1998 г.,

Области сотрудничества:

- регистрация и контроль качества, безопасности и эффективности лекарственных средств, сертификация и контроль медицинских приборов;

- медицинские науки;

- организация и качество медицинской и социальной помощи;

- медицина катастроф и применение Международного санитарного регламента, и наблюдение за заразными заболеваниями;

- воздействие факторов среды обитания человека на здоровье;

- подготовка и обмен специалистами;

- пожилые люди и люди с ограниченными возможностями;

- регистрация и обмен данными в области здравоохранения.

Это сотрудничество может осуществляться путем обмена специалистами, прямых связей между исследовательскими учреждениями, обмена информацией и публикациями в указанных областях, участия в местных и/или международных мероприятиях.

2.4.3. Налоговая система.

В целях усиления контроля за соблюдением законодательства Стороны будут стремиться к дальнейшему развитию сотрудничества в области обмена информацией в соответствии с Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 г.

Стороны также рассмотрят возможности активизации сотрудничества между компетентными органами в области взаимной помощи и содействия в целях уведомления и взимания налогов.

В целях учета изменений налоговой системы Бельгии Стороны подпишут новое соглашение об избежании двойного налогообложения.


3. Культурные программы и программы обменов
(статьи 9, 11, 12 Договора о согласии и сотрудничестве)


Отмечая большой успех состоявшегося в октябре 2005 - феврале 2006 гг. фестиваля культуры "Европалия - Россия - 2005", Стороны будут и в дальнейшем поощрять проведение культурных мероприятий в целях лучшего ознакомления с культурным наследием друг друга и углубления взаимопонимания между народами России и Бельгии.

3.1. Культурные, образовательные и научные обмены, относящиеся к компетенции бельгийских сообществ, обсуждаются в рамках постоянных смешанных комиссий, в которые входят представители Российской Федерации, с одной стороны, и каждого из бельгийских сообществ - с другой.

Эти обмены строятся на основе рабочих программ, подписываемых Российской Федерацией с Фламандским и Французским сообществами в рамках реализации Соглашения между СССР и Бельгией о культурном сотрудничестве от 25 октября 1956 г.

3.1.1. Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между Российской Федерацией и Фламандским сообществом Бельгии на период 2008-2011 гг. включает, в частности:

- науку, изобретательство и образование: обмен информацией, обмены преподавателями, предоставление стипендий на исследования, стипендий по специализации, стипендий на изучение языка, проекты в рамках Протокола о сотрудничестве в области образования между Министерством образования и науки Российской Федерации и Департаментом образования Министерства Фламандского сообщества от 17 марта 2005 г.;

- культуру: обмен информацией, обмены экспертами, обмены деятелями культуры в области живописи, скульптуры, танца, организация выставок, перевод на русский язык произведений фламандских авторов, стажировки во Фландрии для российских переводчиков, сотрудничество в области кино, фольклора, архивов и центров документации;

- молодежное сотрудничество;

- сотрудничество в области здравоохранения и спорта.

3.1.2. Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между Российской Федерацией и Французским сообществом Бельгии включает, в частности, следующие сферы сотрудничества:

- обмены между университетскими и научными учреждениями;

- предоставление стипендий с отличием исследователям преимущественно в области науки о живой природе, агроиндустрии, транспорта-логистики, аэронавтики и космонавтики, машиностроения (включая нанотехнологии) в соответствии с законодательством Сторон;

- обмены в области образования и обучения, в частности, посредством направления французского лектора по линии Французского сообщества Бельгии в российские университеты;

- содействие взаимному изучению языков;

- обмены в области культуры: музыка и сценическое искусство, кино, книги и литература, стажировки для деятелей культуры, культурное наследие, музейное дело и изящные искусства.

3.1.3. Стороны поощряют деятельность Российского центра науки и культуры в Брюсселе, являющегося культурным центром при Посольстве России в Бельгии, нацеленную на расширение сотрудничества в области культуры, образования и науки между Россией и Бельгией на основе соответствующих программ сотрудничества, принимаемых Российской Федерацией с Фламандским и Французским сообществами Бельгии.

3.2. Стороны продолжат поощрять побратимские связи между городами и областями.

Стороны будут способствовать развитию сотрудничества в экономической, культурной, образовательной, гуманитарной и других сферах между правомочными субъектами, включая местные (областные, муниципальные и коммунальные) структурные образования Российской Федерации и Королевства Бельгия.

3.3. Стороны будут содействовать развитию прямых связей между учреждениями культуры Российской Федерации и Королевства Бельгия.


* * *


По истечении половины срока применения настоящей Программы Стороны проведут консультации с целью совместного анализа ее продвижения и реализации, для ее корректировки и придания ей новой динамики.

Эти консультации состоятся в Москве в 2011 г.

Роль координатора в выполнении настоящей программы с Российской Стороны возлагается на Министерство иностранных дел, с Бельгийской Стороны - на Федеральную государственную службу иностранных дел, внешней торговли и сотрудничества в целях развития и на органы внешних связей инстанций субъектов федерации, каждого в пределах своих компетенций.


г. Москва, 4 мая 2010 года


За Правительство Российской Федерации

/подпись/


За Правительство Королевства Бельгия


За Правительство Фландрии


За Правительство Французского сообщества


За Правительство Германоязычного сообщества


За Правительство Валлонии


За Правительство Брюссельского столичного региона

/подпись/



Совместная программа действий на 2010 - 2011 гг. между Российской Федерацией и Королевством Бельгия, его сообществами и регионами (Москва, 4 мая 2010 г.)


Текст Программы официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.