Решение Комиссии Таможенного союза от 4 февраля 2009 г. N 9 "О некоторых вопросах взимания налоговыми органами косвенных налогов во взаимной торговле государств - участников таможенного союза"

Решение Комиссии Таможенного союза от 4 февраля 2009 г. N 9
"О некоторых вопросах взимания налоговыми органами косвенных налогов во взаимной торговле государств - участников таможенного союза"


Комиссия таможенного союза решила:

1. Принять к сведению информацию руководителя экспертной группы по разработке договорно-правовой базы таможенного союза по направлению "Косвенные налоги" - заместителя Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан Кипшакова A.M. (прилагается).

2. Просить Стороны в срок до 20 февраля 2009 года представить в Комиссию таможенного союза свои позиции по вопросам, изложенным в информации, прилагаемой к пункту 1 настоящего Решения.


Члены Комиссии таможенного союза:


От Республики Беларуси
А. Кобяков


От Республики Казахстан
В. Школьник


От Российской Федерации
И. Шувалов


Приложение
к Решению Комиссии таможенного союза
от 4 февраля 2009 г. N 9


Информация
экспертной группы по направлению "Косвенные налоги"


Экспертная группа по разработке договорно-правовой базы таможенного союза по направлению "Косвенные налоги" настоящим сообщает следующее.

При согласовании четырех проектов Протоколов, являющихся неотъемлемыми частями межправительственного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года, возникли вопросы, решение которых выходит за рамки компетенции экспертной группы.


По вопросу взимания НДС при ввозе товаров на территории свободных (особых, специальных) экономических зон государств - участников таможенного союза


При взимании налога на добавленную стоимость (НДС) с товаров, ввозимых на территории свободных (особых, специальных) экономических зон (СЭЗ), находящихся на территориях государств - участников таможенного союза, у Сторон существуют различные подходы.

Так, при ввозе товаров на территории российских СЭЗ, импортные (за исключением белорусских) и российские товары не подлежат обложению НДС.

В связи с тем, что с 1 января 2005 года между Республикой Беларусь и Российской Федерацией отменено таможенное оформление, белорусские товары при ввозе на территории российских СЭЗ не оформляются в таможенном режиме свободной таможенной зоны (СТЗ) и, соответственно, облагаются НДС.

При ввозе товаров на территорию российской СЭЗ в Калининградской области от уплаты НДС освобождаются только импортные товары. Белорусские и российские товары облагаются НДС, что ставит их в неравные условия по сравнению с импортными.

В условиях таможенного союза импорт товаров из Республики Казахстан на территории российских СЭЗ, по аналогии с товарами из Беларуси, также будет облагаться НДС, что негативно скажется на их ценовой конкурентоспособности.

Таким образом, необходимо определить окончательную позицию по взиманию НДС с товаров, поставляемых нашими странами в свободные экономические зоны, расположенные на территориях государств - участников таможенного союза.


По вопросу исчисления налоговой базы, являющейся основанием для исчисления косвенных налогов по импортируемым товарам в рамках таможенного союза


С 1 января 2005 года между Беларусью и Россией отменено таможенное оформление, налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно, в которую включаются цена сделки, согласно контракту, и сопутствующие расходы до места назначения на территории государства-импортера (если они не были учтены в контракте).

Трехлетний опыт применения указанного выше порядка показывает, что белорусские и российские налоговые органы столкнулись с проблемой определения налоговой базы.

Так, если в настоящее время таможенные органы исчисляют налоговую базу с учетом расходов до границы (четко определен один пункт назначения - доставка до таможенной границы), то в условиях отсутствия таможенного оформления возникнет вопрос определения конечного пункта назначения товаров на территории государства-импортера.

В Беларуси и России между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают спорные моменты по определению расходов, не учтенных в контрактах и влияющих на размер налоговой базы, что на практике приводит к конфликтным ситуациям с правоохранительными органами и к судебным разбирательствам с налогоплательщиками.

Учитывая данное обстоятельство, экспертной группой предложено не включать в налоговую базу те расходы, которые не указаны в контрактах (в т.ч. транспортные расходы), т.е. исчислять налоговую базу на основе цены сделки.

Принятие данного предложения приведет к унификации исчисления налоговой базы, резко упростит налоговое администрирование в рамках таможенного союза, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Однако, учитывая, что принятие данного предложения приведет к уменьшению налоговой базы, и, как следствие, к снижению объемов поступления косвенных налогов, необходимо определить окончательную позицию Сторон по изложенному вопросу.


Проект на 04.12.2008 г.


Протокол
об особенностях взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в особые (свободные) экономические зоны государств - участников таможенного союза


Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь статьей 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года,

исходя из взаимной заинтересованности в усилении контроля за экспортом и импортом товаров, своевременным и полным поступлением косвенных налогов, в государственные бюджеты государств - участников таможенного союза,

желая с этой целью оказывать друг другу содействие,

согласились о нижеследующем:


Статья 1


1. Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) не взимается налоговым органом при импорте товаров на территорию особой (свободной, специальной) экономической зоны (далее - особая зона), расположенной на территории одного государства - участника таможенного союза, налогоплательщиком, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории этой особой зоны в соответствии с законодательством об особых зонах, применяемым на территории этой зоны (далее - налогоплательщик особой зоны), с территории другого государства - участника таможенного союза.

2. Налогоплательщик особой зоны, осуществляющий импорт товаров на территорию особой зоны, обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных (ввезенных) товаров.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик особой зоны, осуществляющий импорт товаров на территорию особой зоны, представляет в налоговый орган Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление), предусмотренное пунктом 6 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 8 статьи 2" Протокола


При этом налоговый орган особой зоны на трех бумажных экземплярах Заявлений, представленных налогоплательщиком особой зоны, вместо отметки об уплате косвенных налогов проставляет отметку об освобождении от уплаты НДС.

3. При реализации налогоплательщиком особой зоны импортированных им товаров не налогоплательщику этой особой зоны или при вывозе этих товаров с территории особой зоны на остальную часть территории государства - участника таможенного союза (за исключением реализации импортированных товаров налогоплательщику этой особой зоны или налогоплательщику другой особой зоны), НДС, от которого налогоплательщик особой зоны был освобожден при импорте товаров, уплачивается в порядке, установленном статьей 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров.

4. Положения настоящей статьи применяются в случае, если указанные нормы предусмотрены национальным законодательством государства - участника таможенного союза.


Статья 2


Экспорт товаров с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию особой зоны, расположенной на территории другого государства - участника таможенного союза, облагается по нулевой ставке НДС в порядке, предусмотренном статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе.


Статья 3


По взаимному согласию Сторон в настоящий Протокол могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Протокола.


Статья 4


Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Протокола, разрешаются путем консультаций или переговоров заинтересованных Сторон. В случае недостижения согласия в течение шести месяцев со дня начала таких консультаций или переговоров спор передается по инициативе любой из заинтересованных Сторон на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.


Статья 5


Настоящий Протокол вступает в силу со дня получения последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам депозитария о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Протокола в силу.


Статья 6


Настоящий Протокол подлежит применению с даты начала применения Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года.


Статья 7


Подлинный экземпляр настоящего Протокола хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, который, являясь депозитарием настоящего Протокола, направит каждой Стороне его заверенную копию.


Совершено в городе " ____ " ____________ 200 __ г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.


За Правительство
Республики Беларусь


За Правительство
Республики Казахстан


За Правительство
Российской Федерации



Рассмотрен вопрос о взимании косвенных налогов при перемещении товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (ТС).

Так, при ввозе товаров на территории российских свободных экономических зон (СЭЗ) импортные (за исключением белорусских) и российские не облагаются НДС.

При ввозе товаров на СЭЗ в Калининградской области от уплаты НДС освобождаются только импортные товары. Белорусская и российская продукция облагается НДС, что ставит ее в неравные условия по сравнению с первыми.

В связи с этим необходимо определить окончательную позицию по взиманию НДС с товаров, поставляемых в СЭЗ, расположенные на территориях государств-членов ТС.

Дополнительно рассмотрен вопрос об исчислении налоговой базы, являющейся основанием для исчисления косвенных налогов по импортируемым товарам в рамках ТС.

Разработан проект Протокола об особенностях взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в особые (свободные) экономические зоны государств-членов ТС.


Решение Комиссии Таможенного союза от 4 февраля 2009 г. N 9 "О некоторых вопросах взимания налоговыми органами косвенных налогов во взаимной торговле государств - участников таможенного союза"


Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (http://www.tsouz.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение