Решение Комиссии Таможенного союза от 4 февраля 2009 г. N 8 "О проектах международных договоров направления "Нетарифное регулирование"

Решение Комиссии Таможенного союза от 4 февраля 2009 г. N 8
"О проектах международных договоров направления "Нетарифное регулирование"


Комиссия таможенного союза решила:

1. Одобрить проекты международных договоров:

Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран;

ГАРАНТ:

Названное Соглашение подписано в Москве 9 июня 2009 г.

Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

ГАРАНТ:

Названное Соглашение подписано в Москве 9 июня 2009 г.

2. Российской Стороне в срок до 1 апреля 2009 г. представить белорусской и казахстанской Сторонам окончательные тексты проектов международных договоров по результатам проведения внутригосударственных процедур до принятия соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.

Сторонам в срок до 1 июня 2009 года провести внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания международных договоров, указанных в пункте 1 настоящего Решения, по результатам внутригосударственных процедур белорусской и казахстанской Сторон.

3. Экспертной группе по разработке договорно-правовой базы таможенного союза по направлению "Нетарифное регулирование" с привлечением заинтересованных министерств и ведомств Сторон, в рамках подготовки проекта документа о поэтапной передаче Комиссии таможенного союза полномочий по применению единых мер нетарифного регулирования, приступить к формированию Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Об итогах проводимой работы раз в два месяца информировать Комиссию таможенного союза.


Члены Комиссии таможенного союза:


От Республики Беларусь

/подпись/

А. Кобяков


От Республики Казахстан

/подпись/

В. Школьник


От Российской Федерации

/подпись/

И. Шувалов


Проект


Соглашение
о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами


Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях реализации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года,

принимая во внимание намерения Сторон по установлению единого торгового режима в отношении третьих стран,

согласились о нижеследующем:


Статья 1
Сфера действия


Настоящее Соглашение определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень).

Действие настоящего Соглашения не распространяется на импорт и экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю, а также в отношении импорта и экспорта вооружений и военной техники, а также иной продукции военного назначения.


Статья 2
Основные понятия


Для целей настоящего Соглашения используются следующие понятия:

генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Стороны и предоставляющая право экспорта или импорта отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве;

исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право экспорта или импорта отдельного вида товара;

разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право экспорта или импорта данного товара в определенном количестве;

разрешение - разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве.


Статья 3
Условия и порядок выдачи лицензий


1. Уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон (далее - уполномоченный орган) выдаются следующие виды лицензий:

разовые;

генеральные;

исключительные.

Выдача уполномоченным органом генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия).

2. Период действия разовой лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора).

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается 31 декабря календарного года, на который установлена квота.

Срок действия генеральной лицензии не может быть больше одного года со дня ее выдачи, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается 31 декабря текущего календарного года, если иное не оговорено решением Комиссии.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии таможенного союза.

3. Для оформления лицензии участником внешнеторговой деятельности (далее - заявитель) в уполномоченный орган представляются следующие документы:

заявление, заполненное и оформленное в соответствии с Инструкцией о порядке оформления заявления на лицензию и лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению;

копия заявления в электронном виде в формате, утвержденном Комиссией, с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией таможенного союза и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе (участник внешнеторговой деятельности для формирования электронной копии заявления может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным форматом);

копия внешнеторгового контракта (договора), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), либо договора о безвозмездной передаче;

копия договора между заявителем и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник;

документ, удостоверяющий право представления интересов заявителя;

копии учредительных документов, в случаях, предусмотренных решением Комиссии;

копия документа о постановке на учет в налоговом органе;

копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;

документ, подтверждающий выделение квоты с указанием объемов (для квотируемых товаров);

копия нормативного правового акта государства Стороны о предоставлении участнику внешнеторговой деятельности исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара (для исключительной лицензии) в соответствии с решением Комиссии об установлении исключительного права на экспорт и (или) импорт этого товара;

иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя, либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя.

Представленные заявителем документы подлежат регистрации уполномоченном органе исполнительной власти государства Стороны.

4. В случаях, предусмотренных решением Комиссии, оформленное заявление на лицензию до представления в уполномоченный орган, направляется заявителем на согласование в соответствующий орган исполнительной власти государства Стороны, определенный Стороной на основании решения Комиссии.

5. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается уполномоченным органом, на основании представленных заявителем документов, в течение 15 рабочих дней со дня подачи всех необходимых документов.

6. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

неправильное оформление заявления;

наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;

несоблюдение требований настоящего Соглашения;

наличие в договоре (контракте) положений, обязательств, противоречащих или взаимоисключающих друг друга;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения контракта (договора), для реализации которого запрашивается лицензия,

исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

7. Уполномоченный орган оформляет один оригинал лицензии, который выдается заявителю или его представителю, имеющему письменное подтверждение полномочий на его получение. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами.

8. Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

9. В случае внесения изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, (изменения организационно-правовой формы, наименования, либо места его нахождения) или же изменения паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о приостановлении действия выданной лицензии и оформлении новой с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

10. Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

по письменному обращению заявителя;

в случае внесения изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, (изменения организационно-правовой формы, наименования, либо места его нахождения) или же изменения паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;

при представлении для получения лицензии неполных или недостоверных сведений или данных;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

если исполнение контракта (договора), связанного с лицензией, нарушает международные обязательства государств Сторон;

отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование

невыполнение владельцем лицензии пункта 13 настоящей статьи.

Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом.

Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления.

Действие лицензии прекращается с даты ее выдачи.

11. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения уведомляет в письменной форме о прекращении либо приостановлении действия лицензии заявителя, таможенные органы государств Сторон и Комиссию с обязательным указанием причин, повлекших такое решение.

12. В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись "Дубликат".

Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется в произвольной форме.

Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

13. Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально до 15 числа следующего за последним месяцем отчетного квартала представлять в уполномоченный орган отчет о ходе ее исполнения.

Владельцы разовых лицензий обязаны в течение 15 дней по истечении её действия обязаны представлять в уполномоченный орган отчет об ее исполнении.

14. При снятии лицензии с контроля таможенный орган выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течении пяти рабочих дней.

15. В случае изменения условий контракта в части увеличения количества товара уполномоченный орган выдает лицензию на изменения и дополнения к контракту в порядке, установленном настоящим Соглашением для получения лицензии.


Статья 4
Условия и порядок выдачи разрешений


1. Разрешения выдаются без ограничений всем участникам внешнеторговой деятельности (далее - заявители).

2. Оформление проекта разрешения и разрешения осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке оформления проекта разрешения и разрешения на экспорт и (или) импорт товаров, согласно Приложению 2 к настоящему Соглашению.

3. Для получения разрешения заявитель представляет в уполномоченный орган проекта разрешения в одном экземпляре на бумажном носителе и копию заявления в электронном виде в формате, утвержденном Комиссией, с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией таможенного союза и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе (участник внешнеторговой деятельности для формирования электронной копии проекта разрешения может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденном форматом).

Проект разрешения подается до таможенного оформления товаров.

Не допускается требование для получения разрешения иных документов, кроме проекта разрешения и его копии в электронном виде.

4. Разрешение выдается в течение 3 рабочих дней с даты подачи проекта разрешения.

5. Срок действия разрешения заканчивается 31 декабря года, в котором выдано разрешение.

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения является неправильное оформление проекта разрешения.

7. Внесение изменений в выданное разрешение не допускается.

8. Уполномоченный орган оформляет один оригинал разрешения, который выдается заявителю или его представителю, имеющему письменное подтверждение полномочий на его получение. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Разрешение выдается заявителю или представителю заявителя, имеющему письменное подтверждение полномочий на его получение.

9. Выданные разрешения не подлежат переоформлению на других заявителей.

10. В случае утраты выданного разрешения уполномоченный орган может выдать по письменному обращению заявителя дубликат разрешения, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись "Дубликат". При этом в обращении должны разъясняться причины и обстоятельства утраты лицензии. Обращение составляется в произвольной форме.

11. При таможенном оформлении товаров, в отношении экспорта и (или) импорта которых введено наблюдение, заявитель помимо документов, необходимых для таможенных целей, предъявляет в таможенные органы оригинал разрешения.


Статья 5
Общие положения


1. За выдачу лицензии уполномоченным органом взимается плата в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства Стороны.

2. Лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый в соответствии с ЕТН ВЭД, в отношении которого введено лицензирование или наблюдение.

3. Образцы подписей должностных лиц уполномоченных органов, наделенных правом подписи лицензий и разрешений, а также образцы оттисков печатей уполномоченных органов направляются в Комиссию для препровождения в таможенные органы государств Сторон.

4. Документы, представленные для оформления лицензии (разрешения), а также экземпляры лицензий (разрешений), подлежащие хранению в уполномоченных органах, хранятся в течение 3 лет после окончания срока действия лицензии (разрешения) либо даты принятия решения о прекращении или приостановлении действия лицензии.

По истечении указанного срока документы уничтожаются в установленном законодательством Сторон порядке.

5. Уполномоченные органы осуществляют ведение баз данных о выданных лицензиях и разрешениях и представляют в месячный сроки указанную информацию Комиссии, которая направляет ее таможенным органам государств Сторон.

6. С даты наделения высшим органом таможенного союза Комиссии соответствующими полномочиями по применению в отношении третьих стран мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов, а также особых видов запретов и ограничений, Комиссии предоставляется право определять порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень.


Статья 6
Разрешение споров


1. Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются, в первую очередь, путем проведения переговоров и консультаций.

2. Если спор не будет урегулирован Сторонами спора путем консультаций и переговоров в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из Сторон спора другой Стороне спора, то, при отсутствии иной договоренности между Сторонами спора относительно способа его разрешения, любая из Сторон спора передает этот спор для рассмотрения в суд Сообщества.


Статья 7
Изменения


По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.


Статья 8
Заключительные положения


Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.


Совершено в г.________________"____"___________200___г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, который является его депозитарием и направит каждой Стороне его заверенную копию.


За Правительство
Республики Беларусь


За Правительство
Республики Казахстан


За Правительство
Российской Федерации


Проект


Соглашение
о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран


Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,

основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года и Договоре о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года,

в целях реализации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года и обеспечения эффективного функционирования таможенного союза,

руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,

согласились о нижеследующем:


Статья 1
Общие положения


1. Настоящее Соглашение определяет порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования, порядок применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов, а также особых видов запретов и ограничений (далее - меры регулирования).

2. С даты наделения высшим органом таможенного союза Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия) соответствующими полномочиями по применению в отношении третьих стран мер регулирования, такие меры вводятся решением Комиссии, кроме мер, предусмотренных статьями 8 и 9 настоящего Соглашения.

3. Товары, к которым применяются меры регулирования, включаются в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень). Единый перечень утверждается Комиссией с даты наделения ее соответствующими полномочиями по принятию решений о применении единых мер регулирования.

4. После принятия Комиссией решения о введении мер регулирования в отношении отдельного вида товара, он включается Комиссией в Единый перечень.


Статья 2
Принятие Комиссией решений о введении мер нетарифного регулирования


1. Комиссия принимает решения, о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования (далее - мера нетарифного регулирования) по основаниям, предусмотренным статьями 3, 4, 6 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года.

2. Комиссия рассматривает предложение о введении меры нетарифного регулирования в отношении отдельного вида товара на основании документов, которые содержат:

наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ЕТН ВЭД);

предлагаемую меру нетарифного регулирования:

- запрет экспорта;

- количественное ограничение экспорта и (или) импорта, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт;

- наблюдение за экспортом и (или) импортом;

срок действия предлагаемой меры нетарифного регулирования (даты начала и окончания действия меры);

обоснование необходимости введения такой меры в соответствии с положениями статей 3-5 настоящего Соглашения.

Предложение может быть представлено как по инициативе Стороны (Сторон), так и Комиссии.

3. Решение о введении меры нетарифного регулирования принимается Комиссией не позднее 30 дней с даты получения предложения от Стороны (Сторон). Меры нетарифного регулирования применяются в соответствии с порядком, определенным статьями 3-5 настоящего Соглашения.

Решения Комиссии таможенного союза о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования публикуются в соответствии Правилами процедуры Комиссии таможенного союза от 12 декабря 2008 года


Статья 3
Запреты или количественные ограничения


1. Обоснование необходимости введения количественных ограничений, в том числе запрета на экспорт товаров, должно содержать:

на экспорт товаров:

сведения об объеме производства и потребности в товаре в рамках таможенного союза (в натуральном и стоимостном выражении), статистические данные, финансово-экономические расчеты и другую информацию, обосновывающие объемы товара, разрешенные к вывозу, которые позволят предотвратить либо уменьшить критический недостаток этого товара на внутреннем рынке таможенного союза, в случаях, предусмотренных статьей 3 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

сведения об объеме экспорта товара с единой таможенной территории;

на импорт товаров:

сведения об объемах производства или продажи товара (в натуральном и стоимостном выражении), статистические данные, финансово-экономические расчеты и другую информацию, обосновывающую необходимость ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, в случаях, предусмотренных статьей 3 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

сведения об объемах импорта этого товара на единую таможенную территорию.

2. При установлении Комиссией на единой таможенной территории количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.

Количественные ограничения применяются:

при экспорте - только к товарам, происходящим с единой таможенной территории;

при импорте - только к товарам, происходящим из третьих стран.

Товары, в отношении которых могут устанавливаться количественные ограничения на экспорт, должны содержаться в Перечне товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта (далее - Перечень существенно важных товаров).

Перечень существенно важных товаров утверждается Комиссией не позднее 30 дней с даты передачи ей полномочий по применению единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на основании предложений Сторон.

3. Комиссия распределяет объем экспортной и (или) импортной квоты между Сторонами и определяет метод распределения долей экспортной и (или) импортной квоты среди участников внешнеторговой деятельности Сторон, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.

Распределение объема экспортной и (или) импортной квот между Сторонами осуществляется Комиссией в зависимости от задач, которые предполагается решить введением количественных ограничений с учетом предложений Сторон исходя из объемов производства и (или) потребления товаров в каждом из государств Сторон.

4. Комиссия при принятии решения о применении экспортной и (или) импортной квоты обеспечивает:

а) установление экспортной и (или) импортной квоты (независимо от того, будет ли она распределена между третьими странами или нет) на определенный срок;

б) информирование всех заинтересованных третьих стран об объеме выделенной им импортной квоты, в случае если импортная квота распределяется между третьими странами;

в) опубликование информации о применении экспортной и (или) импортной квоты, ее объеме и сроке действия, а также о распределении импортной квоты между третьими странами.

5. Распределение импортной квоты между третьими странами, в случае если Комиссией принято такое решение, как правило, осуществляется Комиссией на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран.

В настоящей статье под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в импорте данного товара на единую таможенную территорию 5 процентов и более.

6. В случае если распределение импортной квоты не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение о распределении квоты между третьими странами должно приниматься Комиссией с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.

7. Комиссия не устанавливает никаких условий или формальностей, которые могут воспрепятствовать любой третьей стране полностью использовать выделенную ей импортную квоту, при условии, что поставка такого товара будет произведена в период действия импортной квоты.

8. Выбор предшествующего периода для товара, в отношении которого вводится экспортная и (или) импортная квота, осуществляется Комиссией. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие три года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и (или) импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и (или) импортная квота распределяется на основе оценки наиболее вероятного распределения реального объема экспорта и (или) импорта.

В настоящей статье под реальным объемом экспорта и (или) импорта понимается объем экспорта и (или) импорта в условиях отсутствия его ограничений.

9. При получении просьбы от любой третьей страны, заинтересованной в поставке товара, Комиссия должна провести консультации с этой страной относительно:

а) необходимости перераспределения установленной импортной квоты;

б) изменения выбранного предшествующего периода;

в) необходимости отмены условий, формальностей или любых других положений, установленных в одностороннем порядке в отношении распределения импортной квоты или ее неограниченного использования.

10. Распределение долей экспортной и (или) импортной квоты среди участников внешнеторговой деятельности осуществляется Сторонами методом, определяемым Комиссией, и основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения долей экспортной и (или) импортной квоты и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

11. Таможенное оформление товаров в рамках импортных и экспортных квот осуществляется при наличии лицензии на импорт (экспорт) таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон.

12. Кроме случаев распределения импортной квоты между третьими странами, Комиссия не должна требовать, чтобы лицензии использовались для экспорта (импорта) данного товара в какую-либо определенную страну и (или) из какой-либо определенной страны.

13. В связи с применением экспортных и (или) импортных квот Комиссия должна:

а) предоставить по требованию третьей страны, заинтересованной в торговле указанным товаром, информацию, касающуюся порядка распределения экспортной и (или) импортной квоты, механизма ее распределения между участников внешнеторговой деятельности и объеме квоты, на который выданы лицензии;

б) опубликовать информацию об общем количестве или стоимости товара, экспорт (импорт) которого будет разрешен в течение определенного времени в будущем, а также о датах начала и окончания действия экспортной и (или) импортной квоты и любых их изменениях.


Статья 4
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров


1. Решение Комиссии о введении ограничения на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров принимается по предложению Сторон (Стороны).

Обоснование необходимости введения исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров должно содержать статистические данные, финансово-экономические расчеты и иную необходимую информацию, подтверждающую целесообразность применения данной меры.

2. Отдельные виды товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также порядок определения Сторонами организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Комиссии.

Перечень товаров на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров подлежит опубликованию в соответствии с решением Комиссии.

3. Товары, в отношении которых применяются ограничения путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт, включаются в Единый перечень.

4. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензий, которые выдаются уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон участникам внешнеторговой деятельности, определенным Сторонами в соответствии с решением Комиссии, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.


Статья 5
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров


1. Решение Комиссии о введении наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров принимается в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

Обоснование необходимости введения наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров представляется как по инициативе Стороны (Сторон), так и Комиссии, и должно содержать информацию о невозможности отслеживания количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений иными способами.

2. Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится наблюдение, а также его сроки устанавливаются Комиссией.

Товары, в отношении которых применяется наблюдение, включаются в Единый перечень.

3. Экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, за которыми установлено наблюдение, осуществляется по разрешениям, которые выдаются уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон.

4. Разрешения оформляются в порядке, определяемом отдельным международным договором.

5. Отсутствие разрешения является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.


Статья 6
Меры регулирования, вводимые исходя из национальных интересов Сторон


1. Исходя из национальных интересов государств Сторон, и в соответствии со статьей 7 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Комиссией по предложению Стороны (Сторон) могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера:

запрет ввоза и (или) вывоза;

количественное ограничение ввоза и (или) вывоза;

предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз;

разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза отдельных видов товаров;

иные меры регулирования.

2. Комиссия рассматривает предложение Стороны (Сторон) о введении меры, исходя из национальных интересов в отношении отдельного вида товара, на основании документов, которые содержат:

наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;

предлагаемую меру регулирования;

срок действия предлагаемой меры регулирования (даты начала и окончания действия меры,); в случае необходимости окончание действия меры может не указываться);

обоснование необходимости введения такой меры, включая информацию, подтверждающую необходимость её введения.

3. Комиссии принимает решение о введении разрешительного порядка ввоза и (или) вывоза отдельных видов товаров, в случае если они могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником


3. Комиссия утверждает перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.

4. Решение о введении меры регулирования, исходя из национальных интересов Сторон принимается Комиссией не позднее 30 дней с даты его получения.

5. Меры, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.

6. В случае, если Комиссия не примет предложение Стороны (Стороны) о введении меры, исходя из национальных интересов Сторон (Стороны), то Сторона, представившая предложение о введение меры регулирования, может принять решение о введении такой меры в одностороннем порядке в случаях, определенных статьями 8-10 настоящего Соглашения.


Статья 7
Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами


1. Решением Комиссии внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, в том числе мерами, отступающими от положений статей 3 и 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса.

Комиссия рассматривает предложение Стороны (Сторон) о введении упомянутой меры на основании документов, которые содержат:

наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;

предлагаемую меру регулирования;

срок действия предлагаемой меры регулирования (даты начала и окончания действия меры);

обоснование необходимости введения такой меры.

В случае если Комиссия не примет предложения Стороны (Сторон) о введение вышеуказанной меры, то она может принять решение о введении такой меры в одностороннем порядке, предусмотренном статьями 8-10 настоящего Соглашения.

2. Решением Комиссии внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств-участников таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН.

Комиссия вводит такие меры на основании решения высшего органа таможенного союза.


Статья 8
Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке


1. Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера (далее - временные меры), если они направлены на:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

обеспечение обороны и безопасности;

охрану жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

защиту культурных ценностей и культурного наследия;

защиту интеллектуальной собственности;

предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

предотвращение либо уменьшение критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

защиту внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса.

2. Сторона, вводящая в соответствии с настоящим Соглашением временные меры, заблаговременно, но не позднее 3 календарных дней до их вступления в силу, информирует Комиссию об их введении и вносит на её рассмотрение предложение о применении аналогичных мер регулирования другими Сторонами.

3. Предложение о применении временных мер содержит:

наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;

предлагаемую меру регулирования в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения:

сведения о поставщиках товаров, идентификационные признаки товаров, известные способы транспортировки, иную информацию, позволяющую выявлять товар, в отношении которого введено ограничение;

дату начала действия меры;

обоснование необходимости применения такой меры.

4. Обоснование должно содержать:

правовое основание введения временной меры (наименование нормативного правового акта правительства Стороны);

информацию, подтверждающую необходимость введения временной меры,

а также:

для разрешительного порядка вывоза и (или) ввоза отдельных видов товаров - информацию, подтверждающую неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

для количественных ограничений - размер квоты;

в случае предоставления исключительного права - перечень участников внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право.

5. Комиссия рассматривает предложения Стороны (Сторон) не позднее 30 дней с даты его получения.

6. По итогам рассмотрения предложения Стороны (Сторон) Комиссия может принять решение о введении предлагаемой временной меры на единой таможенной территории.

Срок действия временной меры в данном случае устанавливается решением Комиссии.

7. В случае если решение о введении предлагаемой временной меры на единой таможенной территории не принято, Комиссия информирует Сторону (Стороны), введшую такую временную меру, и таможенные органы, что данная мера действует не более шесть месяцев с даты ее введения.


Статья 9
Применение временных мер в одностороннем порядке


1. На основании полученного от Стороны уведомления о введении в одностороннем порядке временной меры Комиссия незамедлительно информирует таможенные органы о введении одной из Сторон в одностороннем порядке временной меры регулирования вывоза и (или) ввоза.

Информация содержит:

наименование нормативного правового акта Стороны, которым вводится временная мера;

наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;

сведения о поставщиках товаров, идентификационные признаки товаров, известные способы транспортировки, иную информацию, позволяющую выявлять товар, в отношении которого введено ограничение;

дату введения временной меры и срок действия меры.

2. После получения указанной информации таможенные органы государств Сторон не допускают:

вывоз товаров, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи и происходящих с таможенной территории государства Стороны, применившей в одностороннем порядке временную меру, без лицензии, выданной уполномоченным государственным органом исполнительной власти указанной Стороны;

ввоз товаров, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи и предназначенных для государства Стороны, применившей в одностороннем порядке временную меру, без лицензии, выданной уполномоченным государственным органом исполнительной власти указанной Стороны. При этом Стороны, не применяющие указанные меры, предпринимают необходимые усилия, направленные на недопущение ввоза этих товаров на территорию государства Стороны, применившей указанную меру.


Статья 10
Лицензирование в сфере внешней торговли


1. Применение мер регулирования, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, включенными в Единый перечень, а также применение тарифной квоты реализуются, как правило, путем лицензирования ввоза и (или) вывоза таких товаров.

2. Выдача лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности государств Сторон.

3. Лицензии оформляются в порядке, определяемом отдельным международным договором.

4. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.


Статья 11
Исключения


Настоящее Соглашение не распространяется на отношения Сторон, касающиеся вопросов экспортного контроля, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.


Статья 12
Гласность в разработке мер регулирования внешнеторговой деятельности


1. При подготовке решения Комиссии, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, Комиссия предлагает организациям и индивидуальным предпринимателям государств Сторон, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием такого решения (заинтересованные лица), представить предложения и замечания по данному вопросу в Комиссию.

2. Комиссия принимает решение о способе и форме проведения консультаций, а также о способе и форме доведения информации о ходе и результатах проведения консультаций до сведения заинтересованных лиц, представивших свои предложения и замечания.

3. В случае, если это следует из международных договоров государств Сторон, компетентным органам других государств (групп государств) предлагается представить свои мнения способом, предусмотренным положениями соответствующих международных договоров государств Сторон. Иностранным организациям и предпринимателям также предлагается представить свои мнения способом, предусмотренным положениями соответствующих международных договоров государств Сторон.

4. Комиссия может принять решение не проводить консультации в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи при наличии любого из следующих условий:

о мерах, предусмотренных проектом решения, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, не должно быть известно до момента вступления его в силу и проведение консультаций приведет или может привести к недостижению целей, предусмотренных таким решением;

проведение консультаций приведет к задержке принятия решения, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, что может привести к причинению существенного ущерба интересам государств Сторон.

при предоставлении исключительного права;

при введении меры Стороной (Сторонами) в одностороннем порядке.

5. Не проведение консультаций не может являться основанием для признания решения Комиссии, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, недействительным.

6. Положения пунктами 4 и 5 настоящей статьи не применяются при разработке проектов решений, затрагивающих право осуществления внешнеторговой деятельности, в частности определения метода распределения квот в соответствии со статьей 3 настоящего Соглашения.


Статья 13
Разрешение споров


1. Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются, в первую очередь, путем проведения консультаций и переговоров.

2. Если спор не будет урегулирован Сторонами спора путем консультаций и переговоров в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из Сторон спора другой Стороне спора, то, при отсутствии иной договоренности между Сторонами спора относительно способа его разрешения, любая из Сторон спора передает этот спор для рассмотрения в суд Сообщества.


Статья 14
Изменения


По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.


Статья 15
Заключительные положения


Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.


Совершено в г.     "   "      200  г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится у депозитария, которым является Комиссия Таможенного союза.

Депозитарий направит каждой Стороне заверенную копию настоящего Соглашения.


За Правительство
Республики Беларусь


За Правительство
Республики Казахстан


За Правительство
Российской Федерации



Одобрены проекты 2 соглашений Таможенного союза. Первое касается введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран.

Во втором речь идет о лицензировании в сфере внешней торговли.

До 1 июня 2009 г. планируется провести внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания соглашений.


Решение Комиссии Таможенного союза от 4 февраля 2009 г. N 8 "О проектах международных договоров направления "Нетарифное регулирование"


Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (http://www.tsouz.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение