Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2006/32/ЕС от 5 апреля 2006 г. об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС (отменена)

Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
2006/32/ЕС от 5 апреля 2006 г.
об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС*(1)

 

(Действие Директивы распространяется на Европейское экономическое пространство)

 

(Текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1137/2008 от 22 октября 2008 г.*(2))

ГАРАНТ:

Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/27/ЕС от 25 октября 2012 г. настоящая Директива отменена с 5 июня 2014 г. за исключением Статьи 4(1) - (4) и Приложений I, III и IV, которые отменены с 1 января 2017 г.

Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,

Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества и, в частности, Статьей 175(1) Договора,

На основании предложения Европейской Комиссии,

Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),

Руководствуясь Заключением Комитета Регионов*(4),

Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(5),

Принимая во внимание, что:

(1) В Сообществе существует необходимость усовершенствованной эффективности конечного использования энергии, контролируемого спроса на энергию и продвижения выработки возобновляемой энергии, поскольку область другого влияния на обеспечение энергией и условия распределения в краткосрочной и долгосрочной перспективе довольно ограничена, путем построения новых мощностей или улучшения передачи и распределения энергии. Таким образом, настоящая Директива улучшает безопасность поставок.

(2) Улучшенная эффективность конечного использования энергии также будет обеспечивать сокращение первоначального энергопотребления, уменьшение количества СО2 и выбросов других парниковых газов и, следовательно, предотвращение опасного изменения климата. Данные выбросы продолжают увеличиваться, делая все сложнее выполнение условий Киотского протокола. Деятельность человека в энергетической сфере является причиной 78% выбросов парникового газа в Сообществе. Шестая Программа Сообщества по Защите Окружающей Среды, утвержденная Решением Европейского Парламента и Совета ЕС 1600/2002/ЕС*(6), предусматривает, что для достижения долгосрочной цели Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об Изменении Климата о стабилизации концентрации парникового газа в атмосфере на таком уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное влияние на климат, требуется дальнейшее их сокращение. Следовательно, необходимо выработать конкретную стратегию и принять меры.

(3) Улучшенная эффективность конечного использования энергии сделает возможным применение потенциально рентабельной экономии энергии экономически выгодным. Меры по улучшению энергоэффективности могли бы способствовать экономии энергии и, таким образом, помочь Сообществу сократить его зависимость от импорта энергии. Более того, шаг в направлении энергоэффективных технологий может поднять уровень инноваций и конкурентоспособность Сообщества, как подчеркивается в Лиссабонской стратегии.

(4) Сообщение Европейской Комиссии о внедрении первого этапа Европейской программы по изменению климата включает в список Директиву о контроле спроса на энергию как одну из наиболее приоритетных мер в области изменения климата, которые должны быть приняты на уровне Сообщества.

(5) Настоящая Директива согласуется с Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС 2003/54/ЕС от 26 июня 2003 г. об общих правилах для внутреннего рынка электричества*(7) и с Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС 2003/55/ЕС от 26 июня 2003 г. об общих правилах для внутреннего рынка природного газа*(8), которая предусматривает возможность использования энергоэффективности и управления спросом в качестве альтернатив новому снабжению и для защиты окружающей среды, позволяя властям Государств-членов ЕС, inter alia, объявлять тендеры для новых мощностей или выбирать усовершенствование энергоэффективности и меры по спросу, включая системы для белых сертификатов.

(6) Настоящая Директива без ущерба действию Статьи 3 Директивы 2003/54/ЕС требует, чтобы государства-члены ЕС обеспечивали универсальным обслуживанием всех клиентов, являющихся физическими лицами, и, где государства-члены ЕС считают приемлемым, малыми предприятиями - правом быть обеспеченным электричеством указанного качества на их территории по разумным, легко и четко сравнимым и прозрачным ценам. 

(7) Цель настоящей Директивы - не только продолжить продвигать предложение по энергетическим услугам, но также создать более сильные инициативы для спроса. Государственный сектор в каждом государстве-члене ЕС должен, таким образом, установить образец по инвестициям, обслуживанию и затратам на оборудование, использующее электроэнергию, энергетическим услугам и другим мерам по улучшению энергоэффективности. Следовательно, государственный сектор должен поощряться к интеграции затрат по улучшению энергоэффективности в его инвестиции, накопленную амортизацию и рабочие бюджеты. Более того, государственный сектор должен пытаться использовать критерий энергоэффективности в тендерных процедурах для государственных закупок, практику, разрешенную Директивой 2004/17/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 31 марта 2004 г. о координации процедуры закупок на предприятиях, работающих в сфере водоснабжения, энергетическом, транспортном и почтовом секторах*(9) и Директивой 2004/18/EC от 31 марта 2004 года Европейского Парламента и Совета ЕС о координации процедур заключения государственных заказов на выполнение работ, поставку товаров и оказание услуг*(10), принцип которой был утвержден решением Суда Европейских сообществ от 17 сентября 2002 г., дело С-513/33*(11). Ввиду того, что административные структуры сильно отличаются в различных государствах-членах ЕС, на соответствующем государственном, региональном и/или местном уровне должны быть приняты разные типы мер, которые государственный сектор может предпринять. 

(8) Существует множество путей выполнения государственным сектором своей показательной роли: помимо применимых мер, перечисленных в Приложении III и VI, государственный сектор может, например, начать пилотные проекты по энергоэффективности и стимулировать энергоэффективное поведение сотрудников. Для того, чтобы достичь умноженного воздействия, должен быть результативно осуществлен ряд таких действий в отношении физических лиц и/или компаний с акцентом на экономию. 

(9) Либерализация рынков розничной торговли для конечных потребителей электричества, природного газа, угля и лигнита, тепла и в некоторых случаях даже районных систем отопления и охлаждения почти полностью привела к улучшению энергоэффективности и более низким затратам на выработку энергии, ее преобразование и распределение. Данная либерализация не привела к значительной конкуренции продукции и услуг, которая могла бы в результате дать энергоэффективность со стороны спроса. 

(10) В своем Решении от 7 декабря 1998 г. об энергоэффективности в Европейском Сообществе*(12) Совет ЕС одобрил цель для Сообщества в целом улучшать энергоемкость конечного потребления на дополнительный процентный пункт в год до 2010 г.

(11) Государства-члены ЕС должны утвердить список государственных целей для продвижения энергоэффективности на стадии конечного пользователя и обеспечить постоянный рост, жизнеспособность рынка энергетических услуг и, таким образом, сделать вклад в реализацию Лиссабонской стратегии. Утверждение государственных целей для продвижения энергоэффективности на стадии конечного пользователя обеспечивает эффективную совместную деятельность с другими законодательными органами Сообщества, которая будет способствовать достижению данных государственных целей.

(12) Настоящая Директива требует, чтобы государствами-членами ЕС были приняты меры по выполнению целей в зависимости от воздействия, которое такие меры имеют на конечного потребителя энергии. Конечный результат мер государств-членов ЕС зависит от многих внешних факторов, которые влияют на поведение потребителей в отношении их энергопотребления, желания внедрять методы энергосбережения и применения энергосберегающих приборов. Следовательно, не смотря на то, что государства-члены ЕС обязались прилагать усилия для достижения цели в 9%, государственная цель энергосбережения является по характеру показательной и не влечет юридически принудительного обязательства ее достижения государствами-членами ЕС. 

(13) При достижении своей государственной показательной цели государства-члены ЕС могут установить себе цель выше 9%.

(14) Энергоэффективность улучшится от обмена информацией, опытом и практикой на всех уровнях, включая, в частности, государственный сектор. Следовательно, государства-члены ЕС должны составить список мер, предпринимаемых в контексте настоящей Директивы, и как можно глубже пересмотреть их влияние на меры по энергоэффективности. 

(15) При стремлении достичь энергоэффективности на основе технологических, поведенческих и/или экономических изменений необходимо избегать значительного отрицательного воздействия на окружающую среду и сохранять социальные приоритеты. 

(16) Финансирование предложения и затраты со стороны спроса играют важную роль в сфере энергетических услуг. Создание фондов для субсидирования реализации программ по энергоэффективности и других мер по улучшению энергоэффективности и для стимулирования развития рынка энергетических услуг может явиться подходящим инструментом для обеспечения равноправного начального финансирования на таком рынке. 

(17) Улучшенная энергоэффективность на стадии конечного пользователя может быть достигнута путем увеличения объема и спроса на энергетические услуги или другими мерами по улучшению энергоэффективности.

(18) Для того, чтобы реализовать потенциал энергосбережения в некоторых сегментах рынка, где проверки потребления энергии обычно в большом количестве не проводятся, например, у физических лиц, государства-члены ЕС должны обеспечить наличие проверок потребления энергии.

(19) Выводы Совета ЕС от 2 декабря 2000 г. указывают на продвижение энергетических услуг путем развития стратегии Сообщества в качестве приоритетной области, где необходимо принять меры для улучшения энергоэффективности.

(20) Дистрибьюторы энергии, операторы систем распределения и компании розничной торговли энергией могут улучшить эффективность использования энергии в Сообществе, если энергетические услуги, которые они продают на рынке, включают такое эффективное конечное потребление, как отопление помещений, горячая вода в домах, замораживание, производство продукции, освещение и движущая мощность. Таким образом, максимизация прибыли для дистрибьюторов энергии, операторов систем распределения и компаний розничной торговли энергией становится более тесно связанной с продажей энергии как можно большему количеству клиентов, нежели чем с продажей как можно большего количества энергии каждому клиенту. Государства-члены ЕС должны пытаться избегать искажения конкуренции в данной области для того, чтобы гарантировать одинаковую площадку для всех поставщиков энергетических услуг. Однако они могут передать выполнение этой задачи государственному регулирующему органу.

(21) Принимая во внимание национальный характер организаций-участников рынка энергетического сектора, и для того, чтобы способствовать внедрению энергетических услуг и мер по улучшению эффективности использования энергии, предусмотренных в настоящей Директиве, государства-члены ЕС должны иметь возможность сделать обязательным для дистрибьюторов энергии, операторов систем распределения и компаний розничной торговли энергией или, где возможно, для двух или всех данных участников рынка, предоставление таких услуг и участие в принятии таких мер.

(22) Использование финансирования третьих сторон является инновационной практикой, которая должна поощряться. Таким образом бенефициар избегает инвестиционных затрат путем использования части суммы от экономии энергии, которая является результатом инвестиций третьей стороны, для возмещения инвестиций третьей стороны и расходов по выплате процентов.

(23) Для установления тарифов и вынесения других постановлений по сетевой энергии, более подходящих для эффективного конечного использования энергии, инициативы с неоправданно большой тратой энергии должны исключаться. 

(24) Продвижение рынка энергетических услуг может быть достигнуто различными средствами, включая нефинансовые средства.

(25) Энергетические услуги, программы по улучшению эффективности использования энергии и другие меры по улучшению эффективности использования энергии, введенные в действие для достижения цели экономии энергии, могут поддерживаться и/или реализовываться путем добровольных соглашений между акционерами и государственными органами, назначенными государствами-членами ЕС.

(26) Добровольные соглашения, попадающие под действие настоящей Директивы, должны быть прозрачными и должны включать, где возможно, информацию по следующим темам: изученные и многоэтапные цели, мониторинг и отчетность.

(27) Сектор по продаже топлива для транспортных средств и транспортный сектор могут играть важную роль для эффективности использования энергии и экономии энергии.

(28) При определении мер по улучшению эффективности использования энергии необходимо принять во внимание доходы, полученные путем широкого использования прибыльных технологических инноваций, например, электронное измерение. В контексте настоящей Директивы индивидуальные счетчики по конкурентной цене включают точные калориметры.

(29) Для того, чтобы конечные пользователи смогли принимать решения об их индивидуальном потреблении энергии, они должны быть обеспечены разумным объемом информации по данному вопросу, а также такой соответствующей информацией, как информация о доступных мерах по улучшению эффективности использования энергии, сравнительные профили конечных потребителей или технические спецификации оборудования, которое может включать оборудование типа "Фактор четыре" или подобные приборы. Напоминаем, что некоторая такая ценная информация должна уже быть доступна для конечных клиентов в Статье 3(6) Директивы 2003/54/ЕС. В дополнение потребители должны активно поощряться для регулярной проверки показаний их собственных счетчиков.

(30) Информация разных типов, связанная с энергоэффективностью, должна быть широко распространена среди целевой аудитории в соответствующей форме, включая счета. Она может включать информацию о финансовом и правовом положении, кампаниях, направленных на коммуникацию и продвижение на рынке, и большой обмен опытом на всех уровнях. 

(31) С принятием настоящей Директивы все существенные положения Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС от 13 сентября 1993 г. об ограничении выбросов углекислого газа путем улучшения энергоэффективности (программа SAVE)*(13) охватываются другим законодательством Сообщества, и, следовательно, Директива 93/76/ЕЭС должна быть отменена.

(32) Так как цели настоящей Директивы - способствовать эффективности конечного использования энергии и развивать рынок энергетических услуг - не могут быть достигнуты государствами-членами ЕС в достаточной мере, но более успешная их реализация возможна на уровне Сообщества, Сообщество может принять меры в соответствии с принципом разрешения проблем на самом низком местном уровне, как указано в Статье 5 Договора. В соответствии с принципом приоритетности низшего звена в принятии решений, как указано в данной Статье, содержание настоящей Директивы не выходит за рамки необходимого для достижения этих целей. 

(33) Меры, необходимые для реализации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета ЕС 1999/468/ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры по применению полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию.*(14)

приняли настоящую Директиву:

Совершено в Страсбурге, 5 апреля 2006.

 

За Европейский Парламент
Президент
J. Borrell Fontelles

 

За Совет ЕС
Президент
H. Winkler

 

_____________________________

*(1) Directive 2006/32/EC of the European Parliament and of the Council of 5 April 2006 on energy end-use efficiency and energy services and repealing Council Directive 93/76/EEC (Text with EEA relevance). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 114, 27.4.2006, стр. 64-85

*(2) ОЖ N L 311, 21.11.2008, стр. 1.

*(3) ОЖ N С 120, 20.5.2005, стр. 115.

*(4) ОЖ N С 318, 22.12.2004, стр. 19.

*(5) Заключение Европейского парламента от 7 июня 2005 г. (еще не опубликовано в Официальном Журнале), Общая позиция Совета ЕС от 23 сентября 2005 г. (ОЖ N С 275 E, 8.11.2005, стр. 19) и Позиция Европейского парламента от 13 декабря 2005 г. (еще не опубликована в Официальном Журнале), Решение Совета ЕС от 14 марта 2006 г.

*(6) ОЖ N L 242, 10.9.2002, стр. 1.

*(7) ОЖ N L 176, 15.7.2003, стр. 37. Текст в редакции Директивы Совета ЕС 2004/85/ЕС (ОЖ N L 236, 7.07.2004, стр. 10).

*(8) ОЖ N L 176, 15.7.2003, стр. 57.

*(9) ОЖ N L 134, 30.4.2004, стр. 1. Директива с последними изменениями, внесенными Регламентом (ЕС) Европейской Комиссии 2083/2005 (ОЖ N L 333, 20.12.2005, стр. 28)

*(10) ОЖ N L 134, 30.4.2004, стр. 114. Директива c последними изменениями, внесенными Регламентом (ЕС) 2083/2005.

*(11) С-513/99: Concordia Bus Finland Oy Ab, ранее Stagecoach Finland Oy Ab v Helsinki kaupunki and HKL-Bussliikenne (2002 ECR I-7213).

*(12) ОЖ N С 394, 17.12.1998, стр. 1.

*(13) ОЖ N L 237, 22.9.1993, стр. 28.

*(14) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.

*(15) ОЖ N L 275, 25.10.2003, стр. 32. Директива с последними изменениями, внесенными Директивой 2004/101/ЕС (ОЖ N L 338, 13.11.2004, стр. 18).

*(16) ОЖ N L 283, 27.10.2001, стр. 33. Директива c последними изменениями, внесенными Актом о присоединении 2003 г.

*(17) ОЖ N L 1, 4.1.2003, стр. 65.

*(18) ОЖ N L 52, 21.2.2004, стр. 50.

*(19) Государства-члены ЕС могут применять разные преобразовательные факторы, если это оправданно.

*(20) килограмм условного топлива - прим. перев.

*(21) Проект ODYSSEE-MURE, программа SAVE. Европейская Комиссия 2005 г.

*(22) Модель для установления уровня количественной неточности на основе этих трех типов ошибок дана в Приложении В Международного протокола измерения и проверки производительности (IPMVP).

 


Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2006/32/ЕС от 5 апреля 2006 г. об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС


Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является


Переводчик - Рябкова Т.В.


Настоящая Директива должна вступить в действие на 20-ый день после ее опубликования в Официальном журнале Европейского Союза


Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном журнале N L 114, 27.4.2006, стр. 64-85


Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/27/ЕС от 25 октября 2012 г. настоящая Директива отменена с 5 июня 2014 г. за исключением Статьи 4(1) - (4) и Приложений I, III и IV, которые отменены с 1 января 2017 г.



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.