Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 мая 2011 г. N 80 "О Докладе Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза "Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 - 2012 годы"

Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 мая 2011 г. N 80
"О Докладе Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза "Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 - 2012 годы"


Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил:

Принять к сведению Доклад Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза об основных итогах функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередных задачах на 2011 - 2012 годы (прилагается).


Члены Межгосударственного Совета:


От Республики Беларусь
/подпись/


От Республики Казахстан
/подпись/


От Российской Федерации
/подпись/


Приложение
к решению Межгосударственного Совета
от 19 мая 2011 г. N 80


Основные итоги
функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 - 2012 годы


Формирование Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. N 1, и Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленными Решением N 9 Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 9 июня 2009 г.

К настоящему времени задачи, установленные указанными документами, в основном выполнены. Реализованы мероприятия по формированию нормативно-правовой базы Таможенного союза, Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС), единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза. Единая система мер регулирования внешней торговли, созданная в рамках Таможенного союза, органично встроена в национальные системы управления экономикой, одновременно являясь инструментом реализации торгово-экономических интересов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Завершается выполнение мероприятий заключительного этапа, связанных с переносом всех согласованных видов государственного пограничного контроля (таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) на внешние границы государств-членов Таможенного союза, а также с унификацией торговых режимов и защитных мер по отношению к третьим странам. Кроме того, завершается реализация утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в соответствии с которым Комиссией Таможенного союза (далее - Комиссия) принято более 100 нормативных документов, подготовлено 20 проектов международных договоров, 16 из которых приняты и применяются.

Из 51 международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, вступили в силу и применяются 42. Не применяются 9 международных договоров, из которых 7 утратили актуальность в связи с вступлением в силу ТК ТС. Одно соглашение (Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.) в соответствии с Решениями Высшего органа Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 17 и Комиссии от 27 января 2010 г. N 160 планируется заменить Соглашением об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза, проект которого находится на рассмотрении заинтересованных министерств и ведомств Сторон. Вопрос о вступлении в силу Протокола об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 12 декабря 2008 г. внесен на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств.

В дополнение к установленным указанным перечнем международным договорам принято более двух десятков международных соглашений, регулирующих различные вопросы обращения товаров на единой таможенной территории и деятельности органов Таможенного союза. С учетом их значения для обеспечения эффективного функционирования Таможенного союза их следует внести в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, одновременно исключив из него соглашения, утратившие актуальность. В дальнейшем данный перечень необходимо также дополнить разрабатываемыми и планируемыми к подписанию соглашениями: по вопросам осуществления экспортного контроля; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза; о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах; об осуществлении транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза и другими.

В соответствии со вступившими в силу международными договорами и Решениями Высшего органа Таможенного союза Комиссией осуществляется выполнение около 150 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. После ратификации пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) функции Комиссии еще более расширятся, охватят вопросы координации макроэкономической и антимонопольной политики, мониторинга соблюдения установленных норм предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, проведения госзакупок, обеспечения контроля за соблюдением единых правил конкуренции, доступа на рынки услуг, включая регулирование уровня тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и другие вопросы деятельности субъектов естественных монополий.

Существенное расширение полномочий Комиссии требует совершенствования ее работы как в части процедур принятия решения, так и  повышения управленческих возможностей Секретариата. Наряду с соответствующим изменением его структуры и штатной численности необходимо освоение современных информационных технологий при подготовке и согласовании решений с уполномоченными ведомствами Сторон. Требуется также освоение функций стратегического планирования торгово-экономической политики, что предполагает соответствующее наращивание аналитического потенциала Секретариата Комиссии, включая предоставление ему возможностей по проведению необходимых научных и экспертных работ.

Создание Таможенного союза способствовало росту внешней и взаимной торговли государств-членов, объем которой вырос на треть по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, также как объем поступлений по импортным пошлинам. С ноября 2010 г. восстановился докризисный уровень внешнеторгового оборота государств - членов Таможенного союза. После устранения таможенного оформления товаров Таможенного союза, перемещаемых через общие границы государств-членов, быстро растет объем приграничной торговли, расширяются кооперационные связи предприятий.

Ниже излагаются основные результаты деятельности Комиссии по осуществлению переданных ей функций.


1. Таможенное регулирование


Со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение Межгоссовет ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. N 48) заработала единая система таможенного регулирования на Единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Стороны провели работу по приведению национального законодательства в соответствие с ТК ТС, ратифицировали Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.

С момента введения в действие ТК ТС и передаче соответствующих полномочий Комиссией было принято более ста нормативных актов по вопросам таможенного регулирования. В их числе решениями Комиссии утверждены: формы таможенных документов  и инструкции по их заполнению;  порядок совершения таможенных операций  по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости. Завершается выполнение Плана мероприятий по введению в действие ТК ТС (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17). В соответствии с ним принято 16 международных договоров. Три проекта соглашений находятся в стадии доработки (о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом; об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза; об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза).

Комиссией проводится мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза. В соответствии с ее Решением от 17 августа 2010 г. N 335 на белорусско-российской и казахстанско-российской границах контроль осуществляются на основании стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов. При этом до 1 июля обеспечивается таможенный контроль за отдельными товарами в соответствии с Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с Планом по переносу с 1 июля 2011 г. согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза, завершаются мероприятия по подготовке переноса таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного видов контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза.

В настоящее время на белорусско-российской границе с белорусской Стороны отсутствуют какие-либо виды государственного контроля. С российской Стороны осуществляются отдельные виды таможенного и транспортного контроля в пунктах подачи уведомлений. Таможенный контроль осуществляется в отношении товаров третьих стран, перемещаемых между белорусскими и российскими таможенными органами по процедуре таможенного транзита, путем принятия от перевозчиков уведомлений о факте ввоза иностранных товаров на территорию России, а также приема-передачи транспортных средств, сопровождаемых нарядами охранных предприятий Республики Беларусь.

В соответствии с планом переноса согласованных видов государственного контроля с казахстанско-российской границы на внешнюю границу Таможенного союза в стадии исполнения находятся пять мероприятий в части таможенного контроля. Они включают: определение порядка взимания акцизов по товарам, подлежащим маркировке; утверждение единого порядка осуществления контроля за лицензируемыми товарами; подготовку предложений по повышению эффективности борьбы с таможенными правонарушениями и др. Кроме того необходимо установить процедуры применения мер экспортного контроля во взаимной торговле и порядок администрирования оборота на территории Республики Казахстан товаров, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа. Необходимо также принять и ввести в действие Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза.

Разработан и согласован проект Положения об оборудовании и материально-техническом оснащении зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля, который в настоящее время проходит процедуры внутригосударственного согласования. Само обустройство пограничной инфраструктуры планируется вести в рамках реализации Комплексной целевой программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - членов Евразийского экономического сообщества, проект которой был одобрен Решением Межгосударственной комиссии государств-членов ЕврАзЭС от 24 февраля 2011 г. N 28.

С учетом накапливаемого практического опыта применения норм таможенного законодательства Таможенного союза ведется работа по его совершенствованию и приближению к передовым международным стандартам. Проводится работа по присоединению государств - членов Таможенного союза к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 г. и Конвенции о процедуре общего транзита 1987 г. (далее - Конвенции). Результатами этой работы должна стать унификация утвержденных Комиссией декларации на товары и транзитной декларации, с единым административным документом, а также возможность их использования при транзите по территории Европейского союза и Таможенного союза.

Проводимый мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза выявил необходимость внесения уточнений и дополнений в ТК ТС, для разработки которых целесообразно создание совместной экспертной группы.


2. Единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование


К настоящему времени полностью реализованы мероприятия по созданию нормативно-правовой базы единой системы таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, осуществляемого Комиссией с 1 января 2010 г. При этом сохраняются исключения из ЕТТ ТС для ввоза ряда товаров на территорию Казахстана, определенные Перечнем товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин отличные от ставок ЕТТ ТС. В соответствии с этим Перечнем казахстанской Стороной по 409 товарным позициям применяются более низкие ставки таможенных пошлин по сравнению с установленными ЕТТ ТС. В связи с планируемым с 1 июля прекращением таможенного контроля на казахстано-российской границе казахстанская Сторона разрабатывает меры по обеспечению администрирования оборота ввозимых таким образом товаров с целью недопущения их вывоза на территорию других государств-членов Таможенного союза, а также готовит предложения по сокращению их перечня. Его окончательная редакция и меры по администрированию оборота этих товаров должны быть определены не позднее 15 июня т.г.

С момента утверждения ЕТТ ТС и получения Комиссией полномочий по его ведению ею по предложениям Сторон было принято свыше 70 решений, касающихся вопросов применения единых мер таможено-тарифного регулирования. В том числе по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин - 29 решений (10 - в сторону повышения и 19 - понижения), по установлению тарифных квот в отношении импорта ряда сельскохозяйственных товаров - 4 решения, предоставлению тарифных льгот (в т.ч. при применении режима временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин) - 10.

Для предварительного рассмотрения и согласования предложений Сторон создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, в который входят уполномоченные Сторонами представители исполнительных органов власти государств - членов Таможенного союза. Разработан и принят Регламент внесения в Комиссию предложений по мерам регулирования внешней торговли, предусматривающий конкретные сроки рассмотрения Сторонами предложений и процедуру согласования позиций Сторон. К настоящему времени проведено 11 заседаний Комитета, на которых одобрено более 70 решений в сфере таможенно-тарифного регулирования. При этом практически все решения были приняты консенсусом. Для урегулирования спорных вопросов Комиссией были приняты Рекомендации по подготовке докладов по итогам рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования. В соответствии с ними Секретариат Комиссии готовит доклад в отношении ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную технику.

Накопленный опыт принятия решений в области таможенно-тарифного регулирования свидетельствует о необходимости установления четких критериев оценки влияния предлагаемых мер на экономику и бюджет государств - членов Таможенного союза. Как правило, в качестве основания для принятия решений по снижению ставок ввозных таможенных пошлин указывается лишь информация об отсутствии производства аналогичных товаров на территории Таможенного союза, достоверность которой бывает трудно проверить или оценить. Не менее важным является определение возможности организации производства таких товаров и учет соответствующих планов предприятий Таможенного союза, реализации которых снижение импортного тарифа может нанести ущерб. В отсутствие такой информации возможно принятие решений, идущих в разрез с реализуемыми в государствах - членах Таможенного союза программами модернизации экономики и развития перспективных производств.

В целом для обеспечения должного обоснования решений в области таможенно-тарифного регулирования необходимо стратегическое планирование торгово-экономической политики Таможенного союза, включающее разработку общих направлений таможенно-тарифной политики с их увязкой с приоритетными направлениями развития и модернизации экономики государств - членов Таможенного союза. Особую актуальность этому придает проводимая в настоящее время работа по унификации тарифных обязательств России и Казахстана на переговорах по условиям их присоединения к ВТО, затрагивающая обширный перечень товарных позиций.

С 1 января 2010 г. Комиссией осуществляются полномочия в сфере нетарифного регулирования внешней торговли таможенного союза на основе Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень) и Положения о применении ограничений. За прошедший период Комиссией было принято 36 решений в данной области, в том числе 8 - в отношении временных мер, вводимых Сторонами в одностороннем порядке.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 было определено в срок до 1 июля 2010 г. обеспечить внесение изменений в законодательные акты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в связи с вступлением в силу международных договоров в сфере единой системы нетарифного регулирования Таможенного союза. Однако в полной мере этого сделано не было, некоторые национальные нормативные правовые акты не в полной степени соответствуют нормам законодательства Таможенного союза.

К функциям Комиссии, в соответствии с ТК ТС отнесено ведение ТН ВЭД ТС, а также принятие решений по классификации отдельных товаров. В этих целях были приняты Положение о порядке технического ведения ТН ВЭД ТС, Регламент взаимодействия по вопросам ведения ТН ВЭД ТС, Положение о порядке принятия Комиссией решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров и Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров. В соответствии с полномочиями в данной области Комиссией было принято 22 решения о внесении изменений в ТН ВЭД ТС и 6 решений по классификации отдельных видов товаров.

Комиссия осуществляет ведение единого Сборника принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров, опубликованного на официальном сайте Комиссии. Секретариатом Комиссии ведется работа по анализу взаимного соответствия принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров с целью их унификации. Подготовлен и предварительно согласован с таможенными органами Сторон проект Пояснений к ТН ВЭД ТС.

В 2012 г. планируется выпустить новую редакцию ТН ВЭД ТС на основе пятого издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, вступающего в силу с 1 января 2012 г.


3. Защитные меры


Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. N 37 Комиссия была наделена полномочиями в области специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

На переходный период, обусловленный необходимостью решения вопросов распространения национальных специальных защитных и антидемпинговых мер на единую таможенную территорию, проведение расследований и выполнение установленных процедурных действий Комиссия поручила уполномоченным органам Сторон. Для этого было принято Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, а также План реализации мероприятий по распространению на единую таможенную территорию Таможенного союза специальных защитных и антидемпинговых мер.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации провели пересмотры, действующих на национальном уровне специальных защитных и антидемпинговых мер. По результатам пересмотров к распространению на единую таможенную территорию предлагается 10 специальных защитных и антидемпинговых мер. Вопрос планируется рассмотреть на заседании Комиссии в июне 2011 г. с тем, чтобы завершить процедуру распространения действующих национальных мер на единую таможенную территорию к 1 июля 2011 г.

В целях создания условий для передачи полномочий по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований соответствующему органу Секретариата Комиссии ведется активная работа по формированию необходимой для этого нормативной базы. В частности, Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 59 принят Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих, в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. На рассмотрение Комиссии представлено Положение об использовании и защите конфиденциальной информации в органе, проводящем расследования и Регламент принятия решений о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. На рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) внесен Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г.

В Секретариате Комиссии с 1 января 2011 г. функционирует Департамент по защитным мерам во внешней торговле, проводится набор кадров соответствующей квалификации. К сентябрю текущего года будут созданы необходимые условия для передачи полномочий по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований соответствующим департаментом Секретариата Комиссии, что позволит завершить переходный период в части передачи полномочий по проведению расследований на наднациональный уровень.

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 15 марта 2011 г. Секретариату было поручено изучить возможность применения ответных мер государствами - членами Таможенного союза в случае оказания третьими странами экономического давления на одно из государств - членов Таможенного союза. Во исполнение этого поручения Секретариатом подготовлен обзор действующих в этой сфере международных нормативных правовых актов, норм национального законодательства государств-членов Таможенного союза и его нормативно-правовой базы, а также законодательства Европейского союза.


4. Техническое регулирование и применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер


С началом второго этапа функционирования единой таможенной территории с 1 июля 2010 г. в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. N 39 в Таможенном союзе начало действовать единое правовое поле в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, включающих применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми государствами - членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия указанным требованиям. В рамках этого правового поля исключается необходимость осуществления данных видов контроля на межгосударственных границах государств - членов Таможенного союза. Они уже упразднены на российско-белорусской границе и, в соответствии с этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза, с 1 июля 2011 г. будут отменены на казахстанско-российской границе. Необходимые для этого работы Сторонами в основном завершены.

Принятие 21 мая 2010 г. Протоколов к соглашениям Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер позволило обеспечить оптимизацию контрольно-надзорных процедур в этих сферах. В рамках Таможенного союза отменены: применение санитарно-эпидемиологических заключений; разрешений уполномоченного органа на ввоз ветеринарной продукции (товаров); аттестация предприятий страны-экспортера представителями стороны импортера при взаимных поставках продукции. Для третьих стран в ближайшее время будет отменено применение импортных карантинных разрешений.

В сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка ведется работа по унификации методов испытаний для целей оценки соответствия товаров единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. В соответствии с Планом мероприятий по взаимному признанию регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств - членов Таможенного союза, изготовленных в условиях надлежащей производственной практики (GMP) осуществляется разработка соответствующих нормативно-правовых актов. Реализация этого Плана позволит упростить движение лекарственных средств на единой таможенной территории Таможенного союза.

ГАРАНТ:

См. Положение об унификации методов испытаний для целей оценки соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденное решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2012 г. N 35

В области применения ветеринарных мер в 2011 г. Сторонами разработаны и утверждены формы Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары, подлежащие ветеринарному контролю, из третьих стран. Это позволит выстраивать торговые отношения с третьими странами на основе единых документов.

В целях научно-методического обеспечения деятельности уполномоченных органов Сторон в области карантина растений научными учреждениями Сторон подписан соответствующий Меморандум.

Ведется работа по унификации норм технического регулирования. Продукция, в отношении которой технические требования, формы и схемы подтверждения соответствия, применяемые при этом методы исследований (испытаний) и измерений у Сторон совпадают, включена в Единый перечень продукции, на которую выдаются документы по единым формам, признаваемым всеми государствами - членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. Данный Единый перечень был существенно расширен Решением Комиссии от 7 апреля т.г. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (соответствию) требованиям безопасности.

Унификация в области технического регулирования в Таможенном союзе обеспечивается путем разработки принятия единых технических регламентов Таможенного союза, которые содержат все требования к безопасности продукции, включая санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные. В целях создания соответствующего правового поля в ноябре 2010 г. подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которым Комиссии переданы полномочия по принятию технических регламентов Таможенного союза. В его развитие Комиссией в 1 квартале 2011 г. утверждены 4 нормативных акта, обеспечивающих механизм реализации этого Соглашения, а также График разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, предусматривающий разработку 47 технических регламентов в текущем году. В соответствии с этими документами ведется активная работа по подготовке проектов технических регламентов: 9 из них уже проходят внутригосударственное согласование, после чего они будут внесены на утверждение Комиссии. Еще 10 проектов находятся в стадии обсуждения.

В соответствии с Решениями Комиссии разработан и направлен на внутригосударственное согласование проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2011-2015 годы. Разработан и проходит необходимые для принятия внутригосударственные процедуры проект Соглашения о гармонизации законодательств государств - членов Таможенного союза в части определения видов административных правонарушений и установления ответственности за нарушения в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Деятельность Комиссии в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с международными стандартами и направлена на сокращение технических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных барьеров во взаимной и внешней торговле Таможенного союза при обеспечении безопасности продукции (товаров). В соответствии с мировой практикой планируется введение публичного обсуждения проектов технических регламентов и экспертизы документов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

ГАРАНТ:

См. Положение о едином порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, утвержденное решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2012 г. N 212


5. Ограничительные меры во взаимной торговле


В целях исполнения п. 7.3 Плана действий по формированию Таможенного союза ведется работа по выявлению и последовательному устранению ограничительных мер экономического характера, применяемых Сторонами во взаимной торговле на основе приведения национальных правовых актов в соответствие с законодательством Таможенного союза. Составлен перечень таких мер, ведутся консультации с целью его сокращения и внесения соответствующих изменений в национальное законодательство Сторон.

В ходе проведения консультаций о поэтапной отмене действующих ограничительных мер экономического характера к настоящему времени белорусская Сторона сняла претензии относительно отмены в Российской Федерации обязательной сертификации и введения процедуры подтверждения соответствия продукции в форме декларирования, в том числе при поставках соковой продукции, в связи с урегулированием вопроса. Урегулирован проблемный вопрос в части применявшегося российской Стороной мер лабораторного контроля в отношении белорусской молочной продукции.

Российская Сторона сняла претензии к белорусской Стороне по вопросам: о приобретении всеми государственными организациями импортных сырья, материалов, комплектующих изделий, машин и оборудования только за счет средств долгосрочных (не менее 3-5 лет) кредитных линий, открытых банками государств, резиденты которых являются поставщиками таких товаров; о необходимости согласования контролируемых государством организациями закупок ряда товаров иностранного происхождения с руководителями соответствующих органов исполнительной власти.

В целях обеспечения отмены существующих и предотвращения появления новых ограничительных мер во взаимной торговле разработан проект Соглашения о свободном движении товаров на общем рынке государств - членов Таможенного союза, который содержит базовые принципы обеспечения свободного движения товаров Таможенного союза, исключающие правовые основания ограничения их оборота по сравнению с товарами местного производства. Проводится работа по подготовке проектов шести нормативных актов, регламентирующих обращение на единой таможенной территории Таможенного союза отдельных товаров, которые являются чувствительными для государств-членов Таможенного союза или к которым применяются ограничительные меры, установленные международными договорами (опасные отходы, наркотики, служебное и гражданское оружие, спецтехника и т.п.).

Следует отметить, что ряд действующих в настоящее время ограничительных мер в сферах, связанных с правилами конкуренции, госзакупками, субсидированием и предоставлением иных мер государственной поддержки, выходит за пределы сферы регулирования Таможенного союза. Они могут быть отменены после ратификации всеми Сторонами пакета соглашений по формированию ЕЭП.


6. Регулирование налоговых и финансовых взаимоотношений


В области зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин действует Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. Им предусмотрено, что ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат к уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, и распределяются в бюджеты Сторон согласно нормативам распределения, установленным для Республики Беларусь - 4,70%, Республики Казахстан - 7,33%, Российской Федерации - 87,97%.

В целях реализации функций Комиссии по контролю за выполнением Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) утверждены формы отчета таможенных органов Сторон о суммах взысканных ввозных таможенных пошлин и отчета национальных (центральных) банков Сторон об объемах продаж/покупок долларов США за суммы в национальной валюте Сторон, подлежащих перечислению по итогам распределения ввозных таможенных пошлин. Комиссией одобрен проект Протокола о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, в соответствии с которым таможенные органы Сторон должны направлять в Секретариат Комиссии соответствующую информацию. Таможенные органы Сторон разрабатывают проект Технических условий обмена информацией, предусматривающих структуру и формат сведений, регламент обмена, сроки и способы обмена, а также лиц, ответственных за подготовку, передачу и получение информации.

С момента вступления в силу указанного Соглашения за сентябрь 2010 г. - март 2011 г. в бюджеты государств - членов Таможенного союза зачислены следующие суммы ввозных таможенных пошлин в долларовом эквиваленте, рассчитанном из среднего номинального курса доллара США по отношению к национальным валютам Сторон: Республики Беларусь - 679,1 млн. долларов США; Республики Казахстан - 1 059,8 млн. долларов США; Российской Федерации - 12 712,7 млн. долларов США. Согласно данным, поступившим от Республики Казахстан и Российской Федерации, объемы взысканных импортных пошлин по сравнению с сентябрем 2009 г. - мартом 2010 г. увеличились в 2,9 раза и в 1,4 раза соответственно.

За сентябрь 2010 г. - март 2011 г. фактов нарушений, связанных с распределением и перечислением в бюджеты Сторон ввозных таможенных пошлин, не зафиксировано.

Итоги применения в сентябре 2010 г. - марте 2011 г. механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) приведены в Приложении 1 к настоящему Докладу.

В области валютного регулирования и валютного контроля в целях создания единого порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза наличных денег в соответствии с пунктом 5 статьи 355 ТК ТС подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, которым установлен порог обязательного письменного декларирования при единовременном вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США. В настоящее время этот Договор находится в стадии ратификации.

В налоговой сфере сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов и позволяет обеспечить контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров. С 1 июля 2010 г. введены в действие: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе; Протокол о внесении изменений в Соглашение от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"; межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г. Разрабатывается проект Соглашения о создании института налоговых представителей государств-членов Таможенного союза. В государствах - членах Таможенного союза проведена работа по приведению налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза.

В рамках мониторинга реализации нормативно-правовой базы Таможенного союза в сфере косвенного налогообложения готовится пакет поправок в нормативные акты в целях совершенствования единой системы администрирования НДС и акцизов во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза.

Налоговыми органами государств - членов Таможенного союза ведется регулярный информационный обмен, начата эксплуатация соответствующего программного обеспечения. Функционирует программа "ТС - Обмен НП", обеспечивающая подготовку заявлений налогоплательщика на бумажном носителе и в электронном виде для передачи в налоговые органы при взимании косвенных налогов. Дальнейшее формирование и сопровождение информационной системы в области налогового контроля Таможенного союза будет осуществляться в рамках национального сегмента Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

С формированием Единого экономического пространства должна решаться задача гармонизации и унификации национальных налоговых систем для обеспечения их совместимости, простоты администрирования, снижения транзакционных издержек налогоплательщиков, выравнивания условий конкуренции между предприятиями-резидентами стран - членов Таможенного Союза и ЕЭП. Национальные системы взимания прямых налогов не должны создавать чрезмерно различающуюся по величине налоговую нагрузку на предприятия (включая взносы на социальную защиту), так как сильная дифференциация налоговой нагрузки внутри ЕЭП означает неравенство условий конкуренции.


7. Информационное взаимодействие и статистика


Информационное взаимодействие между контролирующими органами государств - членов Таможенного союза реализовывается для обеспечения различных видов контроля на внешней границе Единой таможенной территории и формирования общих баз данных Таможенного союза.

В целях обеспечения необходимого информационного взаимодействия таможенные службы Таможенного союза ведут работу по адаптации программного обеспечения в соответствии с требованиями Таможенного союза. Во исполнение Решения Комиссии от 16 апреля 2010 г. N 218 "Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза" таможенными службами с 1 января 2011 г. проводится информационное взаимодействие в рамках контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Однако реализация сквозной технологии контроля за таможенным транзитом на Единой таможенной территории пока не завершена.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. N 40 с 1 июля 2010 г. вступили в силу Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза и Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии. Решениями Комиссии утверждены Технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, Программа статистических работ Центра таможенной статистики на 2011 г., Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, соответствующая методическим рекомендациям Статистического Отдела ООН и статье 47 ТК ТС. Решениями Комиссии принят комплект унифицированных классификаторов, применяемых для заполнения таможенных деклараций и одобрены структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости. К настоящему времени в основном создана организационная и методическая основа для полноценного ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Таможенного союза.

Предварительные данные о внешней и взаимной торговле за первые 6 месяцев функционирования Единой таможенной территории свидетельствуют о ее росте (Приложение 2, 3 и 4).

Суммарный объем внешнеторгового оборота государств - членов Таможенного союза за второе полугодие 2010 года составил $375 013,6 млн., из них экспорт - $227 498,0 млн., импорт - $147 515,6 млн. За I квартал 2011 года внешнеторговый оборот государств - членов ТС составил $189 721,7 млн., из них экспорт - $125 472,3 млн., импорт - $64 249,4 млн. Прирост объема внешней торговли в I квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил 30,6%. При этом импорт вырос на 47,0%, экспорт - на 23,5%.

Общий объём торгового оборота как товарами собственного, так и несобственного производства между государствами - членами Таможенного союза ЕврАзЭС, согласно данным Статкомитета СНГ, в 2010 г. (первом неполном году существования Таможенного союза) составил $87 329,5 млн., чистый оборот по взаимной торговле - $43 695,3 млн.

Создание единой таможенной территории способствовало росту взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза, оборот которой во II полугодии 2010 г. увеличился на 11,6% по сравнению с I полугодием 2010 г. (по сравнению с аналогичными шестью месяцами предыдущего года - на 13,9%). Несмотря на достигнутый рост, доля взаимной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота государств - членов Таможенного союза в 2010 г. против 2009 г. понизилась с 12,4% до 11,3% (во внешнеторговом обороте за вычетом взаимной торговли - с 14,1% до 12,7%).

Рост взаимной торговли по месяцам происходил неравномерно. В первый месяц образования Таможенного союза произошло падение общего взаимного торгового оборота на 9,1%. Начиная с августа 2010 г., наблюдался рост, который в ноябре по отношению к октябрю достиг 13,5%. В декабре 2010 г. и январе 2011 г. отмечалось повторное падение общего взаимного торгового оборота на 20,7 и 6,9% соответственно. В феврале 2011 г. наметился прирост общего взаимного торгового оборота, который по сравнению с январем 2011 г. составил 29,9%.


8. Развитие судебной системы Таможенного союза


Во исполнение Плана действий по формированию Таможенного союза разработан и принят Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 502 Статут Суда Евразийского экономического сообщества, компетенция которого расширяется в части рассмотрения дел в рамках Таможенного союза в связи с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 г. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 9 декабря 2010 г. Решение N 534 принят Договор о порядке обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним.

Защите прав хозяйствующих субъектов может послужить такой институт, как Экспертный совет в рамках Таможенного союза, положение о котором утверждено Высшим органом Таможенного союза 27 ноября 2009 г. Решение N 16. Состав Совета утвержден Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств 9 декабря 2010 г. N 69.


9. Первоочередные задачи на 2011 - 2012 годы


В целях своевременного выполнения заключительного этапа формирования единой таможенной территории к 1 июля 2011 г. должны быть введены в действие все предусмотренные решениями органов Таможенного союза международные соглашения и нормативные акты Комиссии, завершен перенос согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза, проведена отмена остающихся изъятий из Таможенного кодекса Таможенного союза, завершены мероприятия по унификации торговых режимов и защитных мер. Необходимо установить порядок администрирования Казахстанской Стороной товаров, в отношении которых она применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных ЕТТ ТС.

Завершение формирования Таможенного союза и введение в действие с начала будущего года пакета соглашений по ЕЭП создает предпосылки для перехода к более глубокой фазе региональной экономической интеграции, определенной подписанной 9 декабря 2010 г. главами государств Декларацией о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в договорно-правовую базу и институциональную структуру, расширить компетенцию и сферу деятельности органов интеграции, действующих в рамках ЕврАзЭС, создать условия для отмены остающихся видов государственного контроля на общих границах государств-членов, а также обеспечить должный уровень гармонизации их национальных законодательств и стратегий развития.


Развитие договорно-правовой базы Таможенного союза


В связи с завершением формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и планируемым с начала будущего года введением в действие пакета соглашений по ЕЭП стоит задача систематизации законодательства Таможенного союза. Решением Высшего органа Таможенного союза от 15 марта 2011 г. N 73 и N 74 Комиссия предусмотрена кодификация законодательства Таможенного союза и ЕЭП.

Текущая редакция Перечня международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, утверждена Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств 27 ноября 2009 г. N 14. В связи с принятием ТК ТС утратили актуальность 8 международных договоров, включенных в Перечень. Кроме того, в настоящее время в рамках Таможенного союза приняты более 25 новых международных договоров, которые в указанный Перечень не включены. В этой связи представляется целесообразным внести изменения в Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, исключив из него утратившие актуальность международные договоры и дополнив его новыми соглашениями.


Таможенное регулирование


В 2011-2012 гг. наряду с переносом таможенного, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля на внешнюю границу Таможенного союза предстоит решить следующие основные задачи по совершенствованию таможенного регулирования в Таможенном союзе:

- обобщение и подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза и отдельные решения Комиссии. Для этих целей предлагается создать специальную экспертную группу;

- разработка единых правил осуществления таможенных операций при представлении таможенным органам предварительной информации, а также при предварительном таможенном декларировании товаров;

- подготовка единообразных правил, учитывающих особенности таможенного декларирования и проведения таможенных процедур в отношении товаров в некомплектном или незавершенном виде в течение установленного периода времени, а также предварительного, неполного и периодического таможенного декларирования товаров;

- внесение изменений и дополнений в соглашения: о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада, свободных (специальных, особых) экономических зонах и таможенной процедуре свободной таможенной зоны, о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.


Таможенно-тарифное регулирование и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности


Основными задачами в этой области являются:

- разработка основных направлений таможенно-тарифной политики государств-членов Таможенного союза с их увязкой со стратегическими планами Сторон по развитию экономики, установленными ими приоритетными направлениями развития и модернизации отдельных отраслей экономики;

- систематизация и совершенствование действующих нормативно-правовых актов Таможенного союза в сфере единого таможенно-тарифного регулирования с учетом формируемого единого кодифицированного документа Таможенного союза и ЕЭП;

- внесение соответствующих изменений в ЕТТ ТС и в другие меры единого таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования Таможенного союза в случае присоединения одного из государств - членов Таможенного союза к ВТО и, в этой связи, необходимостью учета принятых в данной сфере международных обязательств и договоренностей;

- введение процедур консультаций на наднациональном уровне предлагаемых изменений с деловыми кругами государств - членов Таможенного союза;

- подготовка и утверждение Пояснений к ТН ВЭД ТС;

- подготовка новой редакции ТН ВЭД ТС на основе пятого издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, вступающего в силу с 1 января 2012 года;

- анализ взаимного соответствия принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров и их унификации.


Нетарифное регулирование


В целях совершенствования единой системы нетарифного регулирования основными направлениями деятельности 2011-2012 годы являются:

- проведение анализа нормативных правых актов Таможенного союза, определяющих применение мер нетарифного регулирования, с целью сокращения избыточных административных барьеров при перемещении отдельных категорий товаров, устранения отсылочных норм и противоречий правового характера;

- выработка единых принципов при введении государствами - членами Таможенного союза в одностороннем порядке временных мер нетарифного регулирования для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров.

Кроме того, следует отметить необходимость выработки и принятия решений в отношении ряда отдельных вопросов:

- реэкспорта отдельных товаров, произведенных или добытых на территории одного из государств - членов Таможенного союза;

- выдачи одного разрешительного документа на транзит контролируемых товаров по территориям государств - членов Таможенного союза;

- перемещения и внутреннего оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, в условиях отсутствия государственного контроля данной категории товара на территории Республики Казахстан;

- внесения в Единый перечень изменений и дополнений, отражающих изменения национальных законодательств государств - членов Таможенного союза.

Кроме этого, требуют завершения разработка нормативного акта, определяющего порядок оформления нотификации о характеристиках товара (продукции), содержащей шифровальные (криптографические) средства, а также утверждение единой формы заключения (разрешительного документа), которая позволит унифицировать разрешительные документы, выдаваемые органами исполнительной власти Сторон при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров, к которым применяются запреты или ограничения в торговле с третьими странами.


Экспортный контроль


Во исполнение Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. N 52 ведется разработка следующих нормативных правовых актов в области экспортного контроля:

- Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза;

- Единые правила к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю в государствах - членах Таможенного союза;

- Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах - членах Таможенного союза;

- Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами - членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза;

- Единый список продукции военного назначения государств - членов Таможенного союза;

- Единый список товаров Таможенного союза, контролируемых  по соображениям национальной безопасности государств - членов Таможенного союза.

В настоящее время завершается разработка проектов указанных нормативных правовых актов, согласование которых планируется провести на очередном заседании Комиссии.


Техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер


Основными задачами в данной области являются:

- завершение работы над Стратегией развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер таможенного союза на 2011-2015 годы и ее реализация;

- переход на единые обязательные требования к продукции, устанавливаемые в технических регламентах Таможенного союза и других нормативных актах Комиссии и активизация работы над техническими регламентами Таможенного союза (в 2011 г. необходимо принять 47 технических регламентов);

- совершенствование правовой базы Таможенного союза в данной сфере в целях дальнейшего снижения технических барьеров в торговле при обеспечении необходимого уровня безопасности в эпидемиологическом, эпизоотическом и карантинном фитосанитарном плане;

- установление общих принципов обеспечения безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и требований безопасности к продукции;

- определение единых принципов и правил формирования национальных систем аккредитации в соответствии с международными требованиями;

- установление общих принципов, правил и средств обеспечения единства измерений;

- гармонизация законодательства Сторон в области ответственности за нарушение требований законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и государственного контроля (надзора) за выполнением обязательных требований;

- создание информационной системы в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в том числе базы данных о случаях причинения вреда жизни и здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений, а также об опасной продукции;

- координация деятельности в области научно-методического обеспечения работ по оценке риска в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в целях обеспечения безопасности единой таможенной территории в эпидемиологическом, эпизоотическом и карантинном плане;

- обеспечение в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер необходимых условий для вступления Сторон в ВТО.


Приложение 1


Информация
об итогах применения в сентябре 2010 г. - апреле 2011 г. механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)


Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. (далее - Соглашение) разработано в рамках Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 "О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза".

Соглашение вступило в силу с 1 сентября 2010 г. Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат к уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, и распределяются в бюджеты Сторон согласно нормативам распределения, установленным для: Республики Беларусь - 4,70%, Республики Казахстан - 7,33%, Российской Федерации - 87,97%.

Расчеты нормативов распределения ввозных таможенных пошлин были произведены исходя из следующих принципов:

- норматив рассчитан как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, рассчитанных двумя способами:

- на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 - 2008 годы, с корректировкой для Республики Казахстан по объемам импорта товаров, в отношении которых для Республики Казахстан в течение переходного периода применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза;

- исходя из стоимостных объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 г. - 2008 гг. на базе статистических данных ООН по торговле товарами "Комтрейд ООН" в разрезе двузначных групп ТН ВЭД с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок ЕТТ ТС, с применением для Республики Казахстан ставок, ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Уполномоченные органы Сторон ежемесячно, на пятый рабочий день, представляют в Секретариат Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия) отчеты о перечислении в бюджеты государств - членов Таможенного союза сумм от распределения ввозных таможенных пошлин, разработанные и согласованные уполномоченными органами Сторон в соответствии со статьей 6 Соглашения.

В целях реализации контрольных функций Комиссии по применению механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) было принято Решение Комиссии от 14 октября 2010 г. N 439, утверждающее форму отчета таможенных органов Сторон о суммах взысканных ввозных таможенных пошлин и форму отчета национальных (центральных) банков Сторон об объемах продаж/покупок долларов США за суммы в национальной валюте Сторон, подлежащих перечислению по итогам распределения ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии от 28 января 2011 г. N 532 одобрен проект Протокола о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, в соответствии с которым таможенные органы Сторон будут направлять в Секретариат Комиссии информацию, связанную с взысканными ввозными таможенными пошлинами. Проект Протокола о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин находится на внутригосударственном согласовании.

С момента вступления в силу Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) за сентябрь 2010 г. - апрель 2011 г. в бюджеты государств - членов Таможенного союза зачислены следующие суммы ввозных таможенных пошлин в долларовом эквиваленте, рассчитанном из среднемесячного номинального курса доллара США по отношению к национальным валютам Сторон:

Республика Беларусь - 787,2 млн. долларов США;

Республика Казахстан - 1228,2 млн. долларов США;

Российская Федерация - 14736,4 млн. долларов США.

Согласно данным, поступившим от Республики Казахстан и Российской Федерации, объемы импортных пошлин, взысканные в сентябре 2010 г.- апреле 2011 г. за товары, ввезенные из стран дальнего зарубежья, по сравнению с объемами импортных пошлин, взысканными в сентябре 2009 г. - апреле 2010 г. увеличились в 2,7 раза и в 1,4 раза соответственно.

Объем импортных поставок из стран дальнего зарубежья в сентябре 2010 г. - марте 2011 г. в Российскую Федерацию составил 129900,03 млн. дол. США (на 39,2% больше чем в сентябре 2009 г. - марте 2010 г.), в Республику Беларусь увеличился на 59,1% по сравнению с сентябрем 2009 г. - мартом 2010 г. и составил 10375,62 млн. дол. США, в Республику Казахстан импорт из стран дальнего зарубежья вырос на 2,4 % и составил 9658,29 млн. дол. США.

Фактов нарушений, связанных с распределением и перечислением в бюджеты Сторон ввозных таможенных пошлин за сентябрь 2010 г. - апрель 2011 г. не выявлено.


Приложение 2


Суммарный внешнеторговый оборот
Таможенного Союза и государств - членов Таможенного Союза за период 2009 - 2011 гг.


Таможенный союз

2009 - 2010










(млн. долл. США)

Месяц

2009 год

2010 год

2010 г. в % к 2009 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2009 г.

2010 г.

I квартал

99 558,7

61 449,7

38 109,0

145 314,9

101 622,0

43 692,9

146,0%

165,4%

114,7%

23 340,7

57 929,1

II квартал

116 247,2

72 956,2

43 291,0

165 986,1

107 523,8

58 462,3

142,8%

147,4%

135,0%

29 665,2

49 061,5

III квартал

138 306,3

90 541,8

47 764,5

175 936,5

106 458,4

69 478,1

127,2%

117,6%

145,5%

42 777,3

36 980,3

IV квартал

162 452,6

104 529,8

57 922,8

199 076,7

121 039,4

78 037,3

122,5%

115,8%

134,7%

46 607,0

43 002,1













2010 - 2011










(млн. долл. США)

Месяц

2010 год

2011 год

2011 г. в % к 2010 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2010 г.

2011 г.

I квартал

145 314,9

101 622,0

43 692,9

189 721,7

125 472,3

64 249,4

130,6%

123,5%

147,0%

57 929,1

61 222,9

II квартал

165 986,1

107 523,8

58 462,3







49 061,5


III квартал

175 936,5

106 458,4

69 478,1







36 980,3


IV квартал

199 076,7

121 039,4

78 037,3







43 002,1














Республика Беларусь

2009 - 2010










(млн. долл. США)

Месяц

2009 год

2010 год

2010 г. в % к 2009 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2009 г.

2010 г.

I квартал

5 107,5

2 611,5

2 496,0

5 915,0

3 078,1

2 836,9

115,8%

117,9%

113,7%

115,5

241,2

II квартал

6 028,5

3 285,9

2 742,6

6 979,1

3 245,6

3 733,5

115,8%

98,8%

136,1%

543,3

-487,9

III квартал

6 874,6

4 035,6

2 839,0

7 662,8

3 432,1

4 230,7

111,5%

85,0%

149,0%

1 196,6

-798,6

IV квартал

7 663,7

4 161,3

3 502,4

10 256,1

4 795,9

5 460,2

133,8%

115,3%

155,9%

658,9

-664,3













2010 - 2011










(млн. долл. США)

Месяц

2010 год

2011 год

2011 г. в % к 2010 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2010 г.

2011 г.

I квартал

5 915,0

3 078,1

2 836,9

10 016,80

4 779,60

5 237,20

169,3%

155,3%

184,6%

241,2

-457,6

II квартал

6 979,1

3 245,6

3 733,5







-487,9


III квартал

7 662,8

3 432,1

4 230,7







-798,6


IV квартал

10 256,1

4 795,9

5 460,2







-664,3














Республика Казахстан

2009 - 2010










(млн. долл. США)

Месяц

2009 год

2010 год

2010 г. в % к 2009 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2009 г.

2010 г.

I квартал

11 433,4

7 290,4

4 143,0

15 408,4

12 214,2

3 194,2

134,8%

167,5%

77,1%

3 147,4

9 020,0

II квартал

13 255,7

8 334,7

4 921,0

19 112,4

14 626,0

4 486,4

144,2%

175,5%

91,2%

3 413,7

10 139,6

III квартал

16 118,5

11 259,4

4 859,1

19 003,0

13 634,2

5 368,8

117,9%

121,1%

110,5%

6 400,3

8 265,4

IV квартал

17 931,5

12 709,6

5 221,9

19 725,1

14 030,0

5 695,1

110,0%

110,4%

109,1%

7 487,7

8 334,9













2010 - 2011










(млн. долл. США)

Месяц

2010 год

2011 год

2011 г. в % к 2010 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2010 г.

2011 г.

I квартал

15 408,4

12 214,2

3 194,2

19 927,80

16 351,70

3 576,10

129,3%

133,9%

112,0%

9 020,0

12 775,6

II квартал

19 112,4

14 626,0

4 486,4







10 139,6


III квартал

19 003,0

13 634,2

5 368,8







8 265,4


IV квартал

19 725,1

14 030,0

5 695,1







8 334,9














Российская Федерация

2009 - 2010










(млн. долл. США)

Месяц

2009 год

2010 год

2010 г. в % к 2009 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2009 г.

2010 г.

I квартал

83 017,8

51 547,8

31 470,0

123 991,5

86 329,7

37 661,8

149,4%

167,5%

119,7%

20 077,8

48 667,9

II квартал

96 963,0

61 335,6

35 627,4

139 894,6

89 652,2

50 242,4

144,3%

146,2%

141,0%

25 708,2

39 409,8

III квартал

115 313,2

75 246,8

40 066,4

149 270,7

89 392,1

59 878,6

129,4%

118,8%

149,4%

35 180,4

29 513,5

IV квартал

136 857,4

87 658,9

49 198,5

169 095,5

102 213,5

66 882,0

123,6%

116,6%

135,9%

38 460,4

35 331,5













2010 - 2011










(млн. долл. США)

Месяц

2010 год

2011 год

2011 г. в % к 2010 г.

Сальдо

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

2010 г.

2011 г.

I квартал

123 991,5

86 329,7

37 661,8

159 777,10

104 341,00

55 436,10

128,9%

120,9%

147,2%

48 667,9

48 904,9

II квартал

139 894,6

89 652,2

50 242,4







39 409,8


III квартал

149 270,7

89 392,1

59 878,6







29 513,5


IV квартал

169 095,5

102 213,5

66 882,0







35 331,5



Приложение 3


Статистические данные
по внешней торговле государств - членов Таможенного союза за период 2007-2011 годы


График 1

Суммарный внешнеторговый оборот государств - членов Таможенного союза за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 2

Внешнеторговый оборот Российской Федерации за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 3

Внешнеторговый оборот Республики Беларусь за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 4

Внешнеторговый оборот Республики Казахстан за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 5

Суммарный экспорт государств - членов Таможенного союза за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 6

Экспорт Российской Федерации за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 7

Экспорт Республики Беларусь за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 8

Экспорт Республики Казахстан за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 9

Суммарный импорт государств - членов Таможенного союза за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 10

Импорт Российской Федерации за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 11

Импорт Республики Беларусь за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)

График 12

Импорт Республики Казахстан за период 2007-2011 гг. (млрд. долл. США)


Суммарный внешнеторговый оборот государств - членов Таможенного союза за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


СУММАРНЫЙ ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ ГОСУДАРСТВ

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 1


Внешнеторговый оборот Российской Федерации за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 2


Внешнеторговый оборот Республики Беларусь за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 3


Внешнеторговый оборот Республики Казахстан за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 4


Суммарный экспорт государств - членов Таможенного союза за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


СУММАРНЫЙ ЭКСПОРТ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 5


Экспорт Российской Федерации за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ЭКСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 6


Экспорт Республики Беларусь за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ЭКСПОРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 7


Экспорт Республики Казахстан за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ЭКСПОРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 8


Суммарный импорт государств - членов Таможенного союза за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


СУММАРНЫЙ ИМПОРТ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 9


Импорт Российской Федерации за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 10


Импорт Республики Беларусь за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ИМПОРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 11


Импорт Республики Казахстан за период 2007 - 2011 гг. (млрд. долл. США)*


ИМПОРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА ПЕРИОД 2007 - 2011 ГГ.

По данным таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза

График 12



Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 мая 2011 г. N 80 "О Докладе Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза "Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 - 2012 годы"


Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (http://www.tsouz.ru) 20 мая 2011 г.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.