Информационно-аналитический обзор "О состоянии рынка ценных бумаг в государствах - участниках СНГ" (подготовлен Советом руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ) (Москва, от 13 ноября 2010 г.)

Информационно-аналитический обзор
"О состоянии рынка ценных бумаг в государствах - участниках СНГ"
(подготовлен Советом руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ)
(Москва, 13 ноября 2010 г.)

 

Введение

 

В разной мере, в зависимости от состояния национальных финансовых рынков и степени их интегрированности в мировую экономику, кризис ликвидности и нестабильность на международных финансовых рынках отразились и на состоянии экономики государств - участников СНГ, включая рынок ценных бумаг.

Как известно, острая фаза кризиса завершилась в конце 2008 - начале 2009 года. В течение второй половины 2009 года - начале 2010 года рынок стал постепенно восстанавливаться. Этот фактор дает возможность для сдержанных предположений относительно улучшения состояния фондового рынка.

При этом важную роль сыграли антикризисные меры, принятые уполномоченными государственными органами государств - участников СНГ, и скоординированная государственная политика, которая дала возможность решить возникшие проблемы, связанные с нехваткой средств и ликвидности.

Ощутимое влияние кризиса сказалось на рынках ценных бумаг России, Казахстана и Украины, которые более интегрированы в мировую экономику. В то же время на экономику этих стран благоприятно повлиял рост цен на сырье и энергоресурсы, который обеспечил приток капитала, восстановление экономической активности, в том числе рынка ценных бумаг.

Надо отметить, что рынки ценных бумаг государств - участников СНГ, менее интегрированные в мировую экономику, слабо подвержены влиянию финансового кризиса и имеют все возможности развиваться.

В целом по-прежнему наблюдается низкий уровень развития рынков ценных бумаг государств - участников СНГ, о чем свидетельствует невысокое соотношение уровня капитализации и объема торгов по отношению к ВВП, что также означает наличие значительного потенциала дальнейшего развития национальных рынков при условии повышения их конкурентоспособности по отношению к иностранным рынкам развитых стран. Взаимодействие государств - участников СНГ по ключевым направлениям сотрудничества, в том числе в рамках работы Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ, дает такую возможность и способствует обмену опытом для улучшения функционирования и дальнейшего развития национальных фондовых рынков.

Настоящий обзор рынка ценных бумаг проведен на основе информации, представленной государственными органами по регулированию рынков ценных бумаг по итогам 2009 года. Анализ и свод осуществлен Центральным банком Республики Армения.

 

I. Экономический аспект регулирования рынка ценных бумаг в государствах - участниках СНГ

 

Вследствие мирового финансового кризиса экономика государств - участников СНГ подверглась существенному внешнему воздействию. Уполномоченные государственные органы приложили усилия для его смягчения, вследствие чего в 2010 году в регионе СНГ наблюдается экономический рост. Признаки восстановления мировой экономики и позитивные ожидания привели к увеличению притока капитала в экономику государств - участников СНГ и, как следствие, к росту активности рынка ценных бумаг. Существенное повышение уровня капитализации рынка наблюдается в странах - экспортерах сырья и ресурсов с наиболее развитой финансовой системой и интеграцией в мировые финансовые рынки. В то же время рынки стран - импортеров энергоресурсов слабо отреагировали на рост мировой финансовой активности. В этих странах продолжается снижение уровня капитализации рынков.

 

Капитализация рынка акций

 

Государства - участники СНГ

Капитализация рынка акций, млн долларов США

Капитализация рынка акций/ВВП, %

По состоянию на 1 января 2009 г.

По состоянию на 1 января 2010 г.

По состоянию на 1 января 2009 г.

По состоянию на 1 января 2010 г.

Республика Армения

176

141

1,5

1,71

Республика Беларусь

103

1500

0,18

3,2.

Республика Казахстан

31 130

57 310

23,64

53,24

Кыргызская Республика

1216

1328

25,24

29,8

Республика Молдова

713

362

11,85

11,06*

Российская Федерация

365 413

760 000

26,4

59

Украина

23 542

17 153

19,08

Данные не предоставлены

 

* На 30 сентября 2009 года.

 

В 2009 году наибольший рост капитализации рынка акций, обращающихся на организованном рынке, наблюдался в наиболее интегрированных в международную финансовую систему странах, финансовые рынки которых быстрее отреагировали на глобальный экономический рост. Капитализация российского рынка акций за год возросла на 108% и составила 0,76 трлн долларов США. Соотношение капитализации рынка акций и ВВП по итогам года составило 59%. Капитализация рынка в Республике Казахстан в 2009 году возросла на 84% и составила 53% ВВП.

Рынки ценных бумаг остальных государств двигались в противоположном направлении. Так, наибольшее снижение капитализации наблюдалось в Украине и Молдове - 27 и 49% соответственно. По сравнению с Украиной и Молдовой спад уровня капитализации в Армении оказался более низким, но тем не менее значительным - 19%. Стоит отметить, что рынок Кыргызстана показал рост, хотя и незначительный - 0,01%.

Объем и количество выпусков ценных бумаг в течение 2009 года в основном показывают противоположную динамику по сравнению с предыдущем годом. Несмотря на уменьшение почти во всех государствах количества выпусков ценных бумаг (только в Армении количество выпусков возросло на 50%, в Кыргызстане наблюдается незначительный рост выпусков - 1,5%) объемы размещенных ценных бумаг показали значительный рост (исключение составляет лишь Молдова, где объемы снизились на 33%). Наиболее возросли объемы в Республике Армения (157%), Республике Казахстан (145%) и Украине (68%). Это объясняется постепенным ростом экономики и притоком капитала, а также развитием рынка ценных бумаг в целом и повышением финансовой грамотности как эмитентов, так и инвесторов.

 

Объем и количество зарегистрированных регулятором рынка ценных бумаг выпусков ценных бумаг

 

Государства - участники СНГ

Количество выпусков

Объем фактически размещенных ценных бумаг по цене размещения, тыс. долларов США

По состоянию на 1 января 2009 г.

По состоянию на 1 января 2010 г.

По состоянию на 1 января 2009 г.

По состоянию на 1 января 2010 г.

Республика Армения

14

21

36 840

94 972

Республика Беларусь

5 094

4 579

15 303 700

17 100 000

Республика Казахстан

2 792

2 773

14 480 000

35 480 000

Кыргызская Республика

95

96

150 958

171 077

Республика Молдова

155

133

78 283

52 365

Российская Федерация

10 358

8 971

-

4 450 314

Украина

2 614

795

12 489 075

21 017 000

 

По объемам торгов на организованном рынке ценных бумаг в тройку крупнейших входят рынки Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины, хотя соотношение объема торгов к ВВП по-прежнему остается на низком уровне.

 

Объем торгов финансовыми инструментами на организованном рынке

 

(тыс. долларов США)

 

Государства - участники СНГ

Общий объем торгов на первичном и вторичном рынках

Объем торгов/ВВП

Республика Армения

39 694

0,005

Республика Беларусь

14 840 000

0,11

Республика Казахстан

12 149 000

0,11

Кыргызская Республика

117 166

0,06

Республика Молдова

50 553

Данные не предоставлены

Российская Федерация

1 830 000 000

Данные не предоставлены

Украина

4 516 670

Данные не предоставлены

 

В целом по-прежнему наблюдается низкий уровень развития рынков ценных бумаг, о чем свидетельствует невысокое соотношение уровня капитализации и объема торгов по отношению к ВВП, что также означает наличие значительного потенциала дальнейшего развития национальных рынков при условии создания их конкурентоспособности по сравнению с иностранными рынками развитых стран.

В отношении спроса на финансовые инструменты наблюдается рост количества институциональных инвесторов, являющихся основной категорией инвесторов на развивающихся рынках ценных бумаг. Лишь в Республике Казахстан заметно снижение количества институциональных инвесторов (32%).

 

Количество институциональных инвесторов и размер их активов

 

Государства - участники СНГ

Количество институциональных инвесторов

Размер активов, тыс. долларов США

По состоянию на 1 января 2009 г.

По состоянию на 1 января 2010 г.

По состоянию на 1 января 2009 г.

По состоянию на 1 января 2010 г.

Республика Армения

68

69

3 615 324

3 795 814

Республика Беларусь

65

74

51200

-

Республика Казахстан

588

399

96 530 000

(19 270 000)(1)

95 970 000,

(28 330 000)

Кыргызская Республика

8

9

1 224,9

981

Республика Молдова

В настоящее время институциональные инвесторы отсутствуют**

Российская Федерация

1 595

1 876

41 911,96

51 441,10

Украина

1 177

1 274

7 052 323

8 274 280

 

Примечания: 1. В скобках приведен размер инвестиционных активов.

2. Согласно информации, предоставленной Национальной комиссией по финансовому рынку Республики Молдова (далее - НКФР) и законодательству Республики Молдова, организация по управлению активами негосударственных пенсионных фондов не является непосредственным профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет свою деятельность на финансовом небанковском рынке. Учитывая, что рынок ценных бумаг является составляющей частью финансового небанковского рынка, она была включена в таблицу "Организации, осуществляющие определенный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".

Принимая во внимание тот факт, что данная организация так и не начала свою деятельность, она не была отражена в таблице "Количество институциональных инвесторов и размер их активов".

 

Ввиду увеличения размера активов институциональных инвесторов следует ожидать также и увеличения инвестиционных активов, которому будет способствовать снижение рисков, связанных с инвестированием средств в финансовые инструменты. Данный фактор в значительной степени поддержит рост национальных фондовых рынков.

Что касается количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, представляющих собой инфраструктуру рынка, то в государствах наблюдается разная динамика количества организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Хотя нужно отметить, что разница по сравнению с прошлым годом относительно не очень значима.

 

Количество организаций, осуществляющих определенный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг*

 

Государства - участники СНГ

По состоянию на 1 января 2009 г.

По состоянию на 1 января 2010 г.

Республика Армения

87

80

Республика Беларусь

179

198

Республика Казахстан

217

177

Кыргызская Республика

106

108

Республика Молдова

39

42

Российская Федерация

3 710

4 048

Украина

1 942

1 803

 

* В случае если одна организация выполняет несколько видов профессиональной деятельности, в данной таблице такая организация учитывается по каждому виду деятельности отдельно.

 

Наиболее снизилось количество профессиональных участников в Республике Казахстан (18%) за счет снижения количества брокеров/дилеров, брокеров Регионального финансового центра г. Алматы и управляющих инвестиционным портфелем. Следует отметить, что вслед за общим ростом рынка ценных бумаг в Российской Федерации количество профессиональных участников увеличилось на 9%.

В Республике Беларусь наблюдается самый большой рост количества профессиональных участников (10,6%) за счет увеличения количества организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность.

Ниже приведен обзор ситуации на рынке ценных бумаг отдельных государств - участников СНГ.

В 2009 году, несмотря на влияние последствий мирового финансового кризиса, развитие фондового рынка Республики Армения продолжилось, хотя и с несколько замедленными темпами.

По состоянию на 1 января 2009 года на фондовой бирже "NASDAQ OMX Армения" зарегистрированы и прошли листинг 19 выпусков ценных бумаг, а капитализация фондовой биржи составила 53,09 млрд драмов (141 млн долларов США, 1 доллар США = 377,89 драма).

Кроме того, "ОАО NASDAQ OMX Армения" обладает лицензией на организацию аукционов по купле-продаже валюты, выданной Центральным банком Республики Армения (далее - ЦБ Армении) 7 ноября 2005 года. Торги на валютной площадке официально стартовали 15 ноября 2005 года.

В рамках нормотворческой деятельности ЦБ Армении по регулированию рынка ценных бумаг разработаны проекты законов "Об инвестиционных фондах" и "О накопительной пенсионной системе", которыми будет регулироваться деятельность инвестиционных и пенсионных фондов. В настоящее время проекты документов находятся на рассмотрении в Национальном Собрании Республики Армения.

ЦБ Армении активно сотрудничает с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO) с целью стать полноправным участником многостороннего Меморандума о взаимопонимании IOSCO, касающегося консультаций, сотрудничества и обмена информацией.

В Республике Казахстан меры по регулированию рынка ценных бумаг в 2010 году направлены на дальнейшее укрепление финансовой устойчивости профессиональных участников рынка ценных бумаг, снижение рисков, связанных с осуществлением деятельности на фондовом рынке, обеспечение защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также повышение привлекательности национального рынка для национальных и зарубежных эмитентов и инвесторов.

В этих целях Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) продолжило работу по дальнейшему совершенствованию пруденциального регулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения пруденциальных требований с учетом степени рисков, связанных с их деятельностью, поэтапно повышая требования к капитализации профессиональных участников рынка ценных бумаг, что позволит обеспечить функционирование на рынке финансово устойчивых организаций, способных отвечать по обязательствам перед своими клиентами и контрагентами.

Одновременно совершенствуются подходы и процедуры надзорного органа к оценке качества и эффективности систем управления рисками и корпоративного управления, применяемые финансовыми организациями, в том числе путем установления дополнительных требований по самооценке систем управления рисками и внутреннего контроля. Акцент сделан на обеспечение эффективной и действенной системы управления рисками Казахстанской фондовой биржи и АО "Центральный депозитарий ценных бумаг". Также пересматриваются вопросы установления более "прикладных" требований в части определения допустимых лимитов на риски, связанные с осуществлением деятельности на финансовом рынке, усовершенствования процедур применения финансовой организацией стресс-тестинга.

В 2010 году приняты меры, направленные на повышение ответственности должностных лиц акционерных обществ и расширение перечня аффилированных лиц акционерных обществ при заключении с ними сделок за счет активов акционерного общества, а также на установление перечня аффилированных лиц в отношении товариществ с ограниченной ответственностью.

По данному направлению планируется дальнейшее совершенствование системы раскрытия информации о корпоративных событиях акционерных обществ и иных эмитентов посредством усиления контроля за своевременностью и достоверностью информации и отчетности, предоставляемой эмитентами и лицензиатами финансового рынка в адрес уполномоченного органа, а также расширение перечня информации, затрагивающих интересы акционеров и иных инвесторов, в том числе включение информации об активах общества (эмитента), переданных в залог либо обремененных иным способом. В качестве альтернативы по опубликованию эмитентами корпоративных событий предлагается создание информационной базы на основе депозитария финансовой отчетности.

Ряд мер также будет направлен на повышение ответственности финансовых организаций по исполнению обязательств перед их клиентами, а также руководящих работников и крупных участников указанных организаций по обеспечению выполнения требований законодательства Республики Казахстан, регламентирующего порядок осуществления того вида деятельности, на которую выдана лицензия.

В целях предотвращения незаконного использования инсайдерской информации при совершении сделок с ценными бумагами устанавливаются нормы, ограничивающие ее распространение и использование, определяются перечни инсайдерской информации и лиц, которые признаются инсайдерами, их ответственность за использование инсайдерской информации, а также устанавливается обязанность эмитентов и профессиональных участников по обеспечению условий по защите инсайдерской информации.

В части совершенствования инфраструктуры финансового рынка в целях предотвращения возможности мошенничества, в том числе манипулирования на рынке ценных бумаг, и повышения доверия инвесторов к профессиональным финансовым посредникам предусматриваются изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, направленные на совершенствование деятельности субъектов технической инфраструктуры фондового рынка, в частности, фондовой биржи и Центрального депозитария.

Наделение фондовой биржи контрольными полномочиями за действиями участников торгов и их работников, допущенных к работе в торговой системе, при заключении сделок на организованном рынке позволит повысить квалификацию трейдеров и снизить операционные риски, связанные с техническими ошибками, допускаемыми трейдерами.

В 2010 году Агентством планируется дальнейшее совершенствование пруденциального регулирования деятельности организаторов торгов с ценными бумагами (далее - биржа). В настоящее время деятельность биржи подвержена определенным рискам. Исходя из выполняемых биржей функций в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" деятельность биржи сопряжена с вероятностью возникновения операционного и кредитного рисков.

Кроме того, нормативно-правовой базой не предусмотрены ограничения для инвестирования биржей в ценные бумаги, отсутствуют ограничения на выпуск долговых ценных бумаг, что подвергает портфель биржи рыночным рискам.

С учетом присутствующих рисков (кредитный, рыночный, операционный) в 2010 году планируется пересмотреть действующее пруденциальное регулирование биржи, что будет способствовать повышению доверия к организатору торгов со стороны национальных и зарубежных инвесторов и эмитентов.

В целях совершенствования деятельности инвестиционных фондов планируется уточнение процедур прекращения деятельности паевого инвестиционного фонда, выбора новой управляющей компании, которой передаются активы паевого инвестиционного фонда в случае применения уполномоченным органом санкций в отношении лицензии компании, управляющей активами данного инвестиционного паевого фонда, а также повышение требований по информированию инвесторов о деятельности управляющей компании, составе активов фонда и иных вопросах, затрагивающих права и интересы держателей паев.

В части дальнейшего развития национального рынка и создания условий для обращения новых финансовых инструментов продолжается разработка предложений по внесению изменений в законодательство по вопросам исламского финансирования в рамках функционирования рабочей группы, созданной Агентством. Вырабатываются предложения, направленные на минимизацию рисков, связанных с функционированием товарных бирж в Республике Казахстан, и создание отдельной площадки на Казахстанской фондовой бирже для обращения производных финансовых инструментов на товары (в частности, золото) и валюту. Совершенствуется регулирование сложных финансовых инструментов, в том числе производных финансовых инструментов.

Следует отметить, что в 2010 году продолжается работа по усилению риск-ориентированного дистанционного надзора лицензиатов рынка, направленного на оперативное выявление повышения степени рисков, связанных с их текущей деятельностью, и контролю за проблемными аспектами.

Предпринимаемые Агентством меры позволят обеспечить дальнейшее восстановление национального фондового рынка и будут способствовать его дальнейшему развитию.

Приоритетными направлениями развития рынка ценных бумаг на 2010 год для Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госфиннадзор) являются:

развитие рынка государственных ценных бумаг и перевод их выпуска и обращения на торговую площадку лицензированных организаторов торговли ценными бумагами Кыргызской Республики;

развитие рынка облигаций;

разработка и усиление минимальных требований листинга;

повышение уровня знаний населения в вопросах инвестирования в ценные бумаги;

проведение работы по вопросам развития и интеграции рынка ценных бумаг в рамках государств - участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества.

Рынок ценных бумаг Республики Молдова отражает приватизационные процессы, фрагментирован и характеризуется низким уровнем активности на первичном рынке и незначительными объемами сделок на вторичном рынке.

Рынок ценных бумаг сформировался как результат массовой приватизации государственного имущества, вследствие чего было зарегистрировано огромное число миноритарных акционеров и небольшое число акционеров, владеющих контрольными пакетами в акционерных обществах. Акции и владельцы акций появились в результате инвестирования бонов народного достояния, а не в результате вложения собственных средств. Практически рынок не располагает крупными операторами, такими как институциональные инвесторы и эффективные управляющие инвестициями. Спектр финансовых инструментов, обращающихся на рынке капитала, ограничен и включает практически только простые и привилегированные акции.

Анализ финансовых показателей рынка ценных бумаг за 2009 год показывает их снижение по сравнению с 2008 годом как на первичном, так и на вторичном рынках.

Экономический кризис отрицательно повлиял на рынок ценных бумаг: объем эмиссий ценных бумаг в 2009 году сократился по сравнению с прошлым годом на 20,9%, а объем сделок - на 71,6%. В большинстве случаев значительные объемы эмиссий или сделок с ценными бумагами, зарегистрированные в 2008 году, являются результатом изменения требований в законодательстве к размеру уставного капитала акционерных обществ, а также интереса иностранных инвесторов к банковскому сектору. Также в 2008 году существенный удельный вес (54,4%) в объеме биржевых сделок приходился на сделки с ценными бумагами, являющимися публичной собственностью.

Показатель биржевой капитализации на конец 2009 года составил 4,5 млрд леев, регистрируя уменьшение на 2,9 млн леев (39,2%) по сравнению с 2008 годом, и обусловлен изменениями, внесенными в список ценных бумаг, котирующихся на бирже.

Недостаточный уровень развития рынка ценных бумаг Республики Молдова определяется следующими факторами: отсутствие публичных эмиссий, ликвидных финансовых инструментов, институциональных инвесторов, недостаточное применение информационных технологий, низкая степень доверия к инвестированию и развития корпоративных отношений.

В Российской Федерации 2008 год стал для рынка ценных бумаг этапным. Вследствие глобального финансово-экономического кризиса вектор развития рынка кардинально изменился. Острая фаза кризиса завершилась в конце 2008 - начале 2009 года, в течение 2009 года рынок постепенно восстанавливался после глубокого падения и компенсировал большую часть потерь предыдущего года. Тем не менее по многим основным показателям российский рынок ценных бумаг еще далек от своего докризисного уровня.

Рынок акций. Капитализация российского рынка акций за год возросла на 104% и составила 0,76 трлн долларов. Однако в сравнении с 2007 годом, когда капитализация достигла своего исторического максимума и впервые превысила уровень 1 трлн долларов, это на 43% меньше. Соотношение капитализации рынка акций и ВВП по итогам года составило 59%. Традиционно высокая концентрация капитализации рынка акций российских компаний не изменилась, на долю 10 наиболее капитализированных компаний приходится около 65% капитализации. В отраслевом разрезе по-прежнему 50% капитализации относится к сектору добычи и переработки нефти и газа. Количество эмитентов акций, представленных как на внутреннем, так и на внешнем рынках, имеет незначительную тенденцию к росту и составило по итогам года около 330 компаний. Темпы роста количества эмитентов акций, представленных на организованном рынке, значимо отстают от темпов роста количества зарегистрированных в стране открытых акционерных обществ. На внутреннем рынке около 55% компаний - эмитентов акций одновременно представлены на двух ведущих фондовых биржах - ФБ ММВБ и РТС. За год произошло определенное уменьшение количества выпусков акций, представленных в котировальных списках на внутреннем организованном рынке.

Начиная со II квартала 2009 года внутренний биржевой оборот сделок с акциями российских компаний демонстрирует тенденцию к росту. В денежном выражении по итогам года объем торгов (без учета сделок РЕПО) составил около 15,9 трлн рублей, что на 25% больше, чем годом ранее, и соответствует итогам докризисного 2007 года. Доля сделок РЕПО в общем внутреннем биржевом обороте акций со II квартала стала снижаться и по итогам года составила 46%, что также соответствует показателям 2007 года. Концентрация биржевого оборота на рынке акций отдельных эмитентов остается высокой: доля ценных бумаг 10 наиболее ликвидных эмитентов в общем обороте превышает 90%. Характерно, что впервые с 2006 года ОАО "Газпром" оказалось по итогам 2009 года на втором месте по объемам сделок с акциями, уступив первое место ОАО "Сбербанк России". Сдвиг торговой активности на внешних рынках, который проявился в июле-ноябре 2008 года, дальнейшего развития не получил, и начиная со второго полугодия 2009 года соотношение торгов на внутреннем и внешнем рынках вернулось к докризисному уровню 70 на 30% в пользу внутреннего рынка с тенденцией перехода на соотношение 75 на 25%.

Рынок корпоративных облигаций. Общий объем в обращении корпоративных облигаций, представленных на внутреннем рынке, составил к концу 2009 года 2,5 трлн рублей (6,5% ВВП), увеличившись за год на 58%. Вместе с тем до 10% выросла доля так называемых "нерыночных" выпусков. Количество эмитентов облигаций уменьшилось на 9% и составило немногим более 410 компаний. Размещение новых выпусков корпоративных облигаций возобновилось в мае, и к концу 2009 года объем размещений превысил 1 трлн рублей, что на 87% больше, чем годом раньше. Биржевой объем сделок с корпоративными облигациями (без учета сделок РЕПО) начиная со II квартала 2009 года проявил тенденцию к росту, однако в целом за год он остался на 5% меньше по сравнению с предыдущим годом и составил 2,4 трлн рублей. Концентрация сделок с корпоративными облигациями возросла: на долю 10 наиболее ликвидных выпусков облигаций пришлось около 25% общего оборота против 17% годом ранее. Доля сделок РЕПО в общем биржевом обороте корпоративных облигаций, которая в конце предыдущего года вследствие кризисных явлений резко снизилась, вернулась на докризисный уровень - 73%. Характерной особенностью 2009 года явилось сужение рынка корпоративных облигаций: все меньшее количество компаний заимствуют более часто и в увеличивающихся объемах. Многочисленные нарушения эмитентов корпоративных облигаций в обслуживании своего долга, начавшиеся в 2008 году, продолжились в 2009 году в большем масштабе: количество эмитентов, допустивших нарушения, составило 110 компаний, суммарный объем неисполненных обязательств достиг 124 млрд рублей.

Срочный рынок. В сравнении с 2008 годом увеличение объемов сделок со срочными контрактами, базовым активом которых являются ценные бумаги и фондовые индексы, в денежном выражении составило 16%, в количестве контрактов - 90% и в количестве сделок - 154%. Среди типов срочных контрактов преобладающую долю оборота (более 90%) занимают фьючерсы, ниша опционов имеет тенденцию к уменьшению. В структуре базовых активов срочных контрактов преобладают фондовые индексы - свыше 80% оборотов в денежном выражении; доля облигаций стала исчезающе малой. Соотношение объема рынка срочных контрактов, базовым активом которых являются акции и индексы на акции, и объема спот-рынка акций без учета сделок РЕПО по итогам 2009 года составило 77% против 83% в предыдущем году. Объем открытых позиций по срочным контрактам в 2008 году резко сократился. В конце 2009 года объем открытых позиций увеличился по сравнению с концом предыдущего года в денежном выражении на 40%, а в количестве контрактов - на 63%. Тем не менее, если сравнивать с итогами докризисного 2007 года, то объем открытых позиций остался меньше на 57 и 22% соответственно. Соотношение объемов открытых позиций по опционам call и put на фьючерс на индекс РТС показывает, что практически в течение всего года преобладающими были открытые позиции по опционам put.

Фондовые индексы. Основные фондовые индексы акций испытали в течение 2009 года стремительный рост, начавшийся в марте. Доходность (в процентах годовых) по сводным индексам акций "первого эшелона" составила: индекс РТС - 128%, индекс ММВБ - 121%. Вместе с тем индекс акций "второго эшелона" - индекс РТС-2 показал еще более высокую доходность -160%. Среди отраслевых индексов опережающими темпами росли индексы потребительских товаров и розничной торговли (индекс RTS сг - 230%) и металлургической промышленности (индекс MICEX М&М - 212%). Медленнее восстанавливался нефтегазовый сектор (индекс RTS og - 93%). Среди капитализационных индексов наибольшую доходность продемонстрировал индекс компаний базовой (малой) капитализации - индекс MICEX SC - 199%. Индексы корпоративных облигаций MICEX CBITR и IFX-CBONDS продемонстрировали сходное поведение: начавшееся в 2008 году обвальное падение продолжалось до марта 2009 года, затем индексы вышли на траекторию, которая была прервана в результате кризиса. Дюрация индексного портфеля IFX-CBONDS практически в течение всего года уменьшалась, минимальное значение составляло 305 дней, а максимальное - 600 дней. Средневзвешенная доходность к погашению индексного портфеля IFX-CBONDS в начале февраля 2009 года достигла 25%, а к концу года снизилась до 10-12%. В течение года средневзвешенная доходность постоянно превышала ставку рефинансирования Банка России, максимальный разрыв составил 10,8 пункта.

Эмитенты. Количество эмитентов акций и облигаций, представленных на организованных рынках, изменилось за год незначительно, зафиксировано сокращение количества эмитентов в котировальных списках. Публичные предложения акций практически не проводились. На рынке инвестиций и инноваций ММВБ проведено одно публичное размещений биотехнологической компании, объем размещения - 142,5 млн рублей. Созданные на ведущих российских фондовых биржах альтернативные площадки, предназначенные для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний и компаний малой капитализации, показали незначительные объемы размещений и вторичного рынка.

Частные инвесторы. Количество частных инвесторов, оперирующих на ФБ ММВБ, постоянно растет и достигло к концу 2009 года 671 тыс., годовой прирост, несмотря на весьма существенное увеличение фондовых индексов, составил 20%, тогда как в кризисном 2008 году годовой рост достиг 34%. Число активных инвесторов, за исключением традиционного летнего спада, от месяца к месяцу увеличивалось и достигло к концу 2009 года 114 тыс. человек, что на 38% больше, чем годом ранее.

Коллективные инвесторы. Количество ПИФ за 2009 год увеличилось и составило 1 700 фондов, увеличение произошло за счет роста числа закрытых ПИФ, количество открытых и интервальных ПИФ сократилось. В течение года в связи с новацией, связанной с фондами для квалифицированных инвесторов, значимо изменился порядок раскрытия информации о стоимости чистых активов ПИФ: данные по фондам для квалифицированных инвесторов не раскрываются. В связи с этим имеющиеся публичные данные о стоимости чистых активов закрытых ПИФ перестали быть репрезентативными. Стоимость чистых активов открытых и интервальных ПИФ составила по итогам 2009 года 78 млрд рублей (0,2% ВВП), что на 30% больше, чем годом ранее. Однако по сравнению с 2007 годом, когда стоимость чистых активов ПИФ достигала своего исторического максимума, это на 100 млрд рублей меньше. В открытых ПИФ чистый отток средств, начавшийся во II квартале 2008 года, продолжился: по итогам 2009 года зафиксировано отрицательное сальдо чистого привлечения средств в размере 12,4 млрд рублей.

Зарубежные инвестиционные фонды. По имеющимся оценкам, в российские активы (как локальные акции, так и депозитарные расписки) инвестируют 2 106 зарубежных фондов из числа тех, которые обязаны раскрывать информацию о своей деятельности. Это на 13% меньше, чем в 2008 году. Отмечается незначительный рост инвестиций таких фондов в российские активы, объем ценных бумаг российских компаний в активах фондов оценивается в 77,6 млрд долларов, четверть этих активов приобретена на российских биржах. Вместе с тем наблюдается резкая активизация деятельности специализированных фондов (доля российских активов более 75%): за год их количество увеличилось с 36 до 46, а активы выросли на 175% - до 23,9 млрд долларов.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Число действующих лицензий профессиональных рыночных посредников в течение 2009 года сократилось на 7-9%, депозитарных лицензий - на 4,2%. Среди профессиональных посредников - участников торгов на фондовых биржах отмечается высокая концентрация по объемам сделок. На ФБ ММВБ на долю 10 наиболее активных операторов приходится 45% общего объема сделок с негосударственными ценными бумагами. На классическом и срочном рынках РТС этот показатель составляет 77 и 80% соответственно.

В течение 2009 года произошло довольно много изменений в регулировании деятельности на рынке ценных бумаг. Наиболее важные из них связаны с внесением изменений в Налоговый кодекс, которыми уточнен порядок налогового учета по срочным сделкам и операциям РЕПО. Усилена административная ответственность за нарушения законодательства об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг. Введена уголовная ответственность за нарушения порядка учета прав на ценные бумаги и манипулирование ценами. Также увеличены нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний.

В Украине в соответствии с задачами, возложенными на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (далее - Комиссия), в течение 2009 года осуществлялась разработка проектов законодательных актов и их сопровождение в Кабинете Министров Украины и Верховной Раде Украины. Также осуществлялись меры по адаптации законодательства Украины в сфере деятельности на рынке ценных бумаг к законодательству Европейского союза.

Реализация задачи по становлению ликвидного, надежного и прозрачного национального фондового рынка требует проведения интенсивной законотворческой работы. В течение 2009 года Комиссией осуществлялись мероприятия по следующим приоритетным направлениям:

усовершенствование принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов;

усиление конкурентоспособности фондового рынка Украины, в том числе путем повышения роли организационно оформленного фондового рынка;

развитие депозитарной системы Украины;

развитие корпоративного управления.

Комиссией осуществляется ряд мероприятий, направленных на усовершенствование законодательства по вопросам функционирования фондового рынка в Украине.

 

II. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 

В 2009 году экономика государств - участников СНГ все еще ощущала последствия мирового финансового кризиса, но ситуация постепенно улучшается. Наблюдаются признаки оживления экономической деятельности. В дальнейшем перед уполномоченными государственными органами стоит задача не только не допустить ущемления прав и законных интересов инвесторов, но и стимулировать активность, восстановление и дальнейшее развитие рынков ценных бумаг, а также тщательно исследовать последствия мирового финансового кризиса и принятых мер по предотвращению негативных явлений в будущем.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг нацелено на обеспечение публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Государство должно выполнять на рынке ценных бумаг прежде всего системообразующую функцию и нести ответственность за состояние его экономической безопасности.

В настоящее время рассматриваются совместные антикризисные меры, направленные на экономическое развитие государств - участников СНГ до 2020 года. План мероприятий первого этапа реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств рассчитан на 2009-2011 годы, включает 18 направлений, разделенных на две части -сотрудничество в системообразующих областях и экономическое взаимодействие.

Кроме того, рядом государств - участников СНГ были разработаны антикризисные меры и нормативные правовые акты, направленные на минимизацию влияния финансового кризиса, поощрение развития рынка ценных бумаг и совершенствование его регулирования.

В Республике Армения продолжается активная политика стимулирования развития рынка ценных бумаг и финансовой инфраструктуры.

В целях регулирования рынка ценных бумаг решением Совета ЦБ Армении от 10 марта 2009 года N 58 были утверждены изменения и дополнения, внесенные в Положение 4/05 "Квалификация лиц, предоставляющих инвестиционные услуги, оператора, управляющего центральным депозитарием и физических лиц, предоставляющих инвестиционные услуги, критерии профессиональной пригодности, перечень тем для проверки профессиональной квалификации". Основной целью изменений является идентифицирование и упрощение процедуры регистрации руководителей финансовых организаций, надзор за деятельностью которых осуществляет ЦБ Армении, путем сокращения перечня представляемых документов для регистрации и введения требования представления их в электронном варианте.

Решением Совета ЦБ Армении от 7 апреля 2009 года N 83-Н было утверждено Положение 5/06 "Сведения, публикуемые оператором регулируемого рынка на своем сайте, и порядок их опубликования", что позволит поднять уровень прозрачности рынка ценных бумаг и укрепить доверие к рынку ценных бумаг, а также поможет в выборе правильных решений со стороны участников рынка ценных бумаг.

Решением Совета ЦБ Армении от 5 мая 2009 года N 115-Н были внесены изменения и дополнения в Положение 4/03 "Отчеты, представляемые в Центральный банк со стороны лиц, предоставляющих инвестиционные услуги, сроки, формы и порядок представления отчетов". Впредь лица, предоставляющие инвестиционные услуги, информацию о своей деятельности (в части предоставления инвестиционных услуг) будут раскрывать согласно единому положению с применением единого подхода (ранее отчеты об операциях, осуществленных банками, государственными агентами, дилерами на вторичном рынке ценных бумаг, и о РЕПО-соглашениях представлялись в соответствии с отдельными положениями).

Решением Совета ЦБ Армении от 28 июля 2009 года N 226-Н было утверждено Положение 4/09 "Критерии, предъявляемые лицам, осуществляющим аудит финансово-экономической деятельности подотчетных эмитентов". Документ устанавливает критерии, лишь при наличии которых аудит финансово-экономической деятельности подотчетных эмитентов могут проводить авторитетные, надежные, не зависящие от подотчетного эмитента аудиторские фирмы. В результате применения указанного Положения укрепится доверие потенциальных инвесторов и прочих заинтересованных лиц к лицам, осуществляющим аудит финансово-экономической деятельности подотчетных эмитентов, а, следовательно, и к самим подотчетным эмитентам, что в свою очередь придаст уверенности инвесторам.

Решением Совета ЦБ Армении от 28 июля 2009 года N 231-Н были внесены изменения в решение Совета N 44-Н об утверждении Положения 4/02 "Основные экономические нормативы инвестиционных компаний, их предельные величины, порядок расчета, состав компонентов, участвующих в расчете, размер нарушений установленных экономических нормативов". Были изменены минимальные величины общего капитала и уставного капитала инвестиционных компаний согласно приобретенным ими правам на предоставление соответствующих услуг, а также установлен норматив адекватности общего капитала. Системы пруденциального надзора за участниками финансового рынка - банками и инвестиционными компаниями были приведены в соответствие, так как инвестиционные компании в осуществлении своей деятельности сталкиваются с теми же рисками, что и банки. Положение 4/02 даст возможность ЦБ Армении расширить рамки пруденциального надзора за инвестиционными компаниями, укрепит доверие инвесторов к инвестиционным компаниям и в целом будет содействовать стабилизации финансовой системы.

Решениями Совета ЦБ Армении от 8 сентября 2009 года N 272-Н, 265-Н и 269-Н были внесены изменения в следующие решения Совета ЦБ Армении (соответственно):

от 22 апреля 2008 года N 140-Н об утверждении Положения 4/03 "Отчеты, представляемые в Центральный банк со стороны лиц, предоставляющих инвестиционные услуги, сроки, формы и порядок представления отчетов";

от 16 декабря 2008 года N 356-Н об утверждении Положения 5/03 "Отчеты, представляемые в Центральный банк оператором регулируемого рынка, порядок, формы и сроки представления отчетов";

от 16 декабря 2008 года N 357-Н об утверждении Положения 5/04 "Отчеты, представляемые в Центральный банк Центральным депозитарием, порядок, формы и сроки представления отчетов".

Целью внесения изменений в вышеупомянутые положения является установление формы нового отчета об уплате годовой государственной пошлины, что позволит ЦБ Армении обеспечить мониторинг уплаты годовых государственных пошлин, вносимых инвестиционными компаниями, оператором регулируемого рынка и Центральным депозитарием.

Решениями Совета ЦБ Армении от 22 сентября 2009 года N 280-Н, 279-Н и 277-Н были внесены дополнения в следующие решения Совета ЦБ Армении от 15 января 2008 года (соответственно):

N 16-Н об утверждении Положения 4/01 "Регистрация и лицензирование инвестиционных компаний, регистрация филиалов и представительств инвестиционных компаний и иностранных инвестиционных компаний, порядок получения предварительного согласия на приобретение значительного участия в уставном капитале инвестиционных компаний, порядок, форма и сроки представления экономической программы инвестиционных компаний, извещение о предоставлении инвестиционных услуг банками и кредитными организациями";

N 17-Н об утверждении Положения 5/01 "Регистрация и лицензирование оператора регулируемого рынка, порядок получения предварительного согласия на приобретение значительного участия в уставном капитале оператора регулируемого рынка, порядок, форма и сроки представления бизнес-плана";

N 14-Н об утверждении Положения 5/02 "Регистрация и лицензирование Центрального депозитария, порядок получения предварительного согласия на приобретение значительного участия в уставном капитале Центрального депозитария, порядок, форма и сроки представления бизнес-плана".

Целью внесения изменений в вышеупомянутые положения является установление порядка регистрации фирменных наименований инвестиционных компаний, оператора регулируемого рынка и Центрального депозитария, обусловленного внесением изменений в Закон Республики Армения "О фирменном наименовании". Вместе с этим были устранены некоторые недостатки в вышеупомянутых положениях.

В целях регулирования рынка ценных бумаг решениями Совета ЦБ Армении от 1 декабря 2009 года N 353-Н, 354-Н, 355-Н и 356-Н были внесены изменения и дополнения в следующие решения Совета ЦБ Армении от 15 января 2008 года (соответственно):

N 16-Н об утверждении Положения 4/01 "Регистрация и лицензирование инвестиционных компаний, регистрация филиалов и представительств инвестиционных компаний и иностранных инвестиционных компаний, порядок получения предварительного согласия на приобретение значительного участия в уставном капитале инвестиционных компаний, порядок, форма и сроки представления экономической программы инвестиционных компаний, извещение о предоставлении инвестиционных услуг банками и кредитными организациями";

N 15-Н об утверждении Положения 4/05 "Квалификация лиц, предоставляющих инвестиционные услуги, оператора, управляющего Центральным депозитарием и физических лиц, предоставляющих инвестиционные услуги, критерии профессиональной пригодности, перечень тем для проверки профессиональной квалификации";

N 17-Н об утверждении Положения 5/01 "Регистрация и лицензирование оператора регулируемого рынка, порядок получения предварительного согласия на приобретение значительного участия в уставном капитале оператора регулируемого рынка, порядок, форма и сроки представления бизнес-плана";

N 14-Н об утверждении Положения 5/02 "Регистрация и лицензирование Центрального депозитария, порядок получения предварительного согласия на приобретение значительного участия в уставном капитале Центрального депозитария, порядок, форма и сроки представления бизнес-плана".

Внесение изменений и дополнений в указанные положения обусловлено в основном необходимостью установления единой процедуры квалификационного экзамена и порядка регистрации для подлежащих квалификации и регистрации руководителей и работников всех финансовых организаций. Были внесены соответствующие изменения в положения, регулирующие регистрацию и лицензирование инвестиционных компаний, оператора регулируемого рынка и Центрального депозитария.

В 2009 году в Республике Беларусь продолжена работа по реализации мероприятий, предусмотренных Программой развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21 января 2008 года N 78/1.

В 2009 году реализованы следующие мероприятия Программы:

в целях осуществления комплексного регулирования рынка ценных бумаг разработаны проекты законов Республики Беларусь "Об эмиссионных ценных бумагах и профессиональных участниках рынка ценных бумаг" и "О депозитарной деятельности и Центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь". В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2010 года N 2 данные проекты законов включены в план подготовки законопроектов на 2010 год, срок внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь - сентябрь текущего года;

межведомственной рабочей группой подготовлен проект Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010-2015 годы. В настоящее время ведется работа по обеспечению принятия данного документа совместным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь;

расширен круг инвесторов в жилищные облигации за счет предоставления возможности их приобретения иностранным юридическим и физическим лицам;

принят ряд постановлений Министерства финансов Республики Беларусь, направленных на совершенствование порядка выпуска, обращения, погашения новых инструментов - бездокументарных закладных, учета прав на них в депозитарной системе, снятие ряда ограничений на осуществление профессиональной деятельности по ценным бумагам в части учета денежных средств клиентов;

усовершенствован порядок выпуска и государственной регистрации корпоративных облигаций, обеспечиваемых банковской гарантией, а также расширен перечень способов обеспечения исполнения обязательств по облигациям в части обеспечения договором страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента.

Вышеперечисленные мероприятия позволили в 2009 году обеспечить сохранение положительной динамики развития рынка корпоративных ценных бумаг и создать предпосылки для дальнейшего роста объемов их выпуска и обращения.

В Республике Казахстан 12 февраля 2009 года главой государства был подписан разработанный Агентством Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования" (далее - Закон об исламском финансировании), целью которого является предоставление возможности применения инструментов исламского финансирования путем организации деятельности исламских банков.

На протяжении последних 25 лет финансовый и банковский секторы экономики как отдельных стран, так и целых регионов периодически испытывают острые кризисы, выражающиеся во внезапном и резком росте числа банков, инвестиционных и страховых компаний, обнаруживающих свою неплатежеспособность. Финансовые кризисы случаются сегодня с периодической регулярностью. На этом фоне большой интерес представляет исламская финансовая система, которая до настоящего времени не сталкивалась с серьезными финансовыми кризисами. Рост популярности и прибыльности исламского банкинга ведущие западные и азиатские государства рассматривают уже сквозь призму экономической целесообразности. Более чем хорошие показатели финансовой устойчивости и прибыльности, которые исламские финансовые институты демонстрируют уже несколько лет, побуждают правительства многих стран вносить изменения в действующее законодательство, делая его более либеральным к исламскому банкингу.

Закон об исламском финансировании направлен на законодательное закрепление общеобязательных норм поведения исламских банков, форм и методов государственного регулирования и надзора за их деятельностью, перечня исламских банковских операций, что способствует эффективной организации исламского финансирования путем внедрения исламских банков на территории Республики Казахстан.

Закон об исламском финансировании не повлечет отрицательных социально-экономических последствий и будет способствовать появлению альтернативных форм финансирования, что приведет к созданию здоровой конкурентной среды. Кроме того, этот Закон исключает риск принятия незаконными финансовыми институтами средств у населения и юридических лиц, так как исламские банки в Казахстане будут создаваться зарубежными исламскими банками, подлежащими регулированию и надзору со стороны уполномоченного органа и в соответствии со стандартами, принятыми в международной практике.

В целях реализации Закона об исламском финансировании Агентством в 2009 году был принят ряд нормативных правовых актов, при разработке которых учитывался международный опыт, в том числе рекомендации Исламского совета по финансовым услугам и пруденциальные нормативы надзорного органа, основанные на документах Базельского комитета по банковскому надзору. Таким образом, в настоящее время создана законодательная основа для осуществления в Казахстане финансовых операций по принципам исламского финансирования.

В Кыргызской Республике при активной поддержке Азиатского банка развития Госфиннадзором разработан проект Закона Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг", который призван заменить действующий с 1998 года Закон Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг", поскольку содержит положения, изменяющие существующие нормы в сфере рынка ценных бумаг. В частности, законопроект предусматривает принципиально новый подход в вопросах регистрации выпусков ценных бумаг и предъявления требований к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Закон Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг" принят 25 июня 2009 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, подписан Президентом Кыргызской Республики 24 июля 2009 года и опубликован в газете "Эркин Too" от 7 августа 2009 года N 70-71. В настоящее время проводится работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с данным Законом.

В целях развития рынка ипотеки - нового финансового инструмента, гарантирования доходности вложений в жилищное кредитование и обеспечения при этом низкой рискованности, определения статуса, порядка выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг, отработки механизма их выпуска и оборота на рынке Госфиннадзором разработан проект Закона Кыргызской Республики "Об ипотечных ценных бумагах" в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства Кыргызской Республики на 2009 год, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 января 2009 года N 60.

Вместе с тем, учитывая ипотечный кризис и его возможное отрицательное влияние в связи с обращением Союза банков Кыргызстана о необходимости детального изучения и доработки проекта документа, а также принятием Закона Кыргызской Республики от 22 октября 2009 года "Об утверждении структуры Правительства Кыргызской Республики", в декабре 2009 года он был возвращен Аппаратом Правительства Кыргызской Республики для рассмотрения на предмет его актуальности, корректировки и внесения в установленном порядке.

В целях восстановления справедливой рыночной цены основных средств акционерных обществ, их переоценки по международным стандартам и проведения государственной политики по сближению разницы расчетных и реальных рыночных цен, улучшения инвестиционной привлекательности, достижения большей прозрачности и повышения эффективности деятельности акционерных обществ разработан проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об акционерных обществах", которым предлагается внести изменения в части необходимости проведения акционерными обществами раз в пять лет переоценки основных средств, а также дополнения полномочий и ответственности совета директоров по выбору и заключению договора с независимым оценщиком.

Однако по результатам проведенных совещаний с участием заинтересованных сторон было принято совместное окончательное решение о преждевременности принятия данного законопроекта.

В целях развития рынка государственных ценных бумаг и их дальнейшего перевода, размещения и обращения государственных казначейских векселей (ГКВ) на торговую площадку лицензированной фондовой биржи в 2009 году проводилась работа по отбору организатора торгов (фондовой биржи), депозитария и оператора по проведению расчетов с ГКВ Кыргызской Республики путем объявления тендера на закупку услуг по данному вопросу.

Для реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 22 апреля 2008 года N 146 "О дальнейших мерах по внедрению индустрии исламских финансовых услуг в Кыргызской Республике" и постановления Правительства Кыргызской Республики от 2 июля 2008 года N 361 "О внедрении индустрии исламских финансовых услуг в Кыргызской Республике" принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 12 сентября 2009 года N 578 "Об утверждении положений об организации страхования по исламским принципам (такафул) и о ценных бумагах, выпускаемых по исламским принципам финансирования (сукук)", проект которого был разработан Госфиннадзором.

Кроме этого, представители Госфиннадзора принимали участие в работе межведомственной рабочей группы по разработке нормативных правовых актов по вопросам организации деятельности по исламским принципам банковского дела и финансирования. В результате был разработан и в дальнейшем принят Закон Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года N 216 "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики", предусматривающий внесение дополнений в законы Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете", "Об организации страхования в Кыргызской Республике", Гражданский кодекс Кыргызской Республики в части исламских принципов ведения бухгалтерского учета, страхования и финансирования.

Также по инициативе указанной межведомственной рабочей группы было принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 15 августа 2009 года N 536 "О внесении дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 26 августа 2008 года N 470 "О Международных стандартах аудита в Кыргызской Республике".

В 2009 году в Республике Молдова разработаны следующие нормативные акты:

Положение о требованиях по сертификации аудиторов профессиональных участников небанковского финансового рынка;

Положение об аттестации специалистов профессиональных участников небанковского финансового рынка.

В процессе разработки находятся проекты следующих законодательных и нормативных актов:

Закон "О рынке капитала";

Инструкция о составе, порядке заполнения, представления и опубликования специализированной отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Положение о брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг;

Положение о порядке проведения проверки соблюдения законодательства в области финансового небанковского рынка.

В Российской Федерации в 2009 году приняты основные нормативные правовые акты, разработанные Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР России):

Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг";

Федеральный закон от 30 октября 2009 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";

Федеральный закон от 28 апреля 2009 года N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг";

Федеральный закон от 25 ноября 2009 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций";

приказ ФСФР России от 2 июня 2009 года N 09-18/пз-н "О внесении изменений в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25 января 2007 года N 07-4/пз-н (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2009 года, регистрационный N 14468);

приказ ФСФР России от 23 апреля 2009 года N 09-14/пз-н "О внесении изменений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года N 06-117/пз-н" (зарегистрирован в Минюсте России 11 июня 2009 года, регистрационный N 14078);

приказ ФСФР России от 10 февраля 2009 года N 09-4/пз-н "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по лицензированию деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию" (зарегистрирован в Минюсте России 24 марта 2009 года, регистрационный N 13582);

приказ ФСФР России от 9 июля 2009 года N 09-26/пз-н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ" (зарегистрирован в Минюсте России 2 сентября 2009 года, регистрационный N 14692).

В течение 2009 года Верховной Радой Украины принят ряд законов, которые направлены на урегулирование вопросов функционирования фондового рынка в Украине.

Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", принятый 11 июня 2009 года, предусматривает урегулирование следующих вопросов:

существование в одной форме эмиссионных ценных бумаг одного выпуска;

существование исключительно в документарной форме неэмиссионных ценных бумаг;

существование акций исключительно в бездокументарной форме;

установление срока утверждения эмитентом результатов размещения ценных бумаг;

установление срока предоставления эмитентом в Комиссию отчета о результатах размещения ценных бумаг;

порядок действий эмитента и инвесторов в случае признания эмиссии недействительной или неутверждения эмитентом в установленные законодательством сроки результатов размещения ценных бумаг.

Законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий", принятым 17 ноября 2009 года, внесены изменения в Хозяйственно-процессуальный кодекс Украины, Гражданско-процессуальный кодекс Украины, законы "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" и "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей", которые направлены на урегулирование всех важных аспектов противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий.

На рассмотрении в Верховной Раде Украины VI созыва находились 11 законопроектов, разработанных Комиссией в целях усовершенствования законодательства в сфере функционирования фондового рынка, а именно:

- "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма государственной регистрации прекращения деятельности акционерного общества" (31 марта 2009 года принят за основу в первом чтении);

- "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно порядка выдачи документов разрешительного характера" (31 марта 2009 года направлен на повторное первое чтение);

- "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения требований к уставному капиталу профессиональных участников фондового рынка" (26 сентября 2008 года принят в первом чтении);

- "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно заключения договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовых биржах";

- "О системе депозитарного учета ценных бумаг";

- "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота векселей";

- "О производных (деривативах)";

- "О внесении изменений в Закон Украины "О рекламе" (относительно рекламы на рынке ценных бумаг);

- "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования законодательства на рынке ценных бумаг";

- "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" (зарегистрирован 30 апреля 2009 года, регистрационный N 4434);

- "О внесении изменений в Закон Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" (относительно инсайдерской информации).

В течение 2009 года Комиссией проведена экспертиза и обработано более 72 законодательных актов, 59 из которых поступили в Комиссию от других соисполнителей - государственных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, и 13 - разработаны народными депутатами Украины.

 

III. Основные результаты работы Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ за 2009 год

 

В сложившихся условиях развития фондового рынка большое значение уделяется органам исполнительной власти, осуществляющим функции по регулированию и надзору на рынке ценных бумаг. Развитие национальных рынков выдвигает не только новые требования к системе государственного регулирования, но и требует углубленной оценки качества и обоснованности принимаемых решений. Эта задача не может быть решена без тесного взаимодействия всех государственных регуляторов рынка ценных бумаг государств - участников СНГ.

Гармонизация национального законодательства о рынке ценных бумаг, по сути, означает сближение требований, регулирующих различные аспекты функционирования фондового рынка, при обеспечении эффективного взаимодействия национальных регуляторов. Решение этой проблемы будет способствовать либерализации межнационального рынка капитала при одновременном обеспечении прав и законных интересов инвесторов.

Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет) образован Решением Совета глав правительств СНГ от 18 сентября 2003 года. Его деятельность охватывает весь спектр направлений регулирования рынка ценных бумаг: эмиссию ценных бумаг, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность институтов коллективного инвестирования, раскрытие информации, контроль и надзор на рынке ценных бумаг.

По состоянию на 1 января 2009 года в Совет входят представители девяти регуляторов рынков ценных бумаг государств - участников СНГ:

Государственного комитета Азербайджанской Республики по ценным бумагам;

Центрального банка Республики Армения;

Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

Службы надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики;

Национальной комиссии по финансовому рынку Республики Молдова;

Федеральной службы по финансовым рынкам (Российская Федерация);

Агентства по развитию рынка ценных бумаг и специализированного регистратора Республики Таджикистан;

Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины.

В своей деятельности Совет руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, Положением о Совете руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ, межгосударственными и межправительственными договорами, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ.

В 2009 году были проведены два (девятое и десятое) заседания Совета - 19-20 мая и 10-11 ноября соответственно, которые возглавил Председатель ЦБ Армении Джавадян А.Ю., избранный Председателем Совета в ноябре 2008 года.

По итогам проведения девятого заседания Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ рассмотрены и обсуждены:

вопрос "О ходе выполнения решений восьмого заседания Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ";

текущее состояние рынков ценных бумаг государств - участников СНГ и вопрос "Об информационно-аналитическом обзоре "О состоянии рынка ценных бумаг в государствах - участниках СНГ за 2008 год";

вопрос "О мероприятиях по выработке мер по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса" и информация Исполнительного комитета СНГ о состоянии экономики государств - участников СНГ и принимаемых мерах по минимизации последствий финансового кризиса;

сравнительный анализ законодательства государств - участников СНГ, регулирующего отрасль коллективных инвестиций, на основе которого будет подготовлен проект Рекомендаций, регулирующих деятельность инвестиционных фондов;

проект Соглашения об обмене государственными органами по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ информацией конфиденциального характера в целях защиты инвесторов;

вопрос о международном опыте предупреждения манипулирования на рынке ценных бумаг и положениях российского законодательства, направленных на предупреждение манипулирования и неправомерного использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг. Совет решил рекомендовать государственным органам по регулированию рынков ценных бумаг инициировать разработку законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию на рынке ценных бумаг с использованием этой информации.

По итогам проведения десятого заседания Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ рассмотрены и обсуждены:

вопрос "О ходе выполнения решений девятого заседания Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ";

информация Исполнительного комитета СНГ о социально-экономическом положении государств - участников СНГ в январе-сентябре 2009 года;

информация членов Совета о текущем состоянии рынков ценных бумаг государств - участников СНГ и информация Исполнительного комитета СНГ о состоянии экономики государств - участников СНГ и принимаемых мерах по минимизации последствий финансового кризиса;

проект Рекомендаций о сравнительном анализе законодательства государств - участников СНГ, регулирующего отрасль коллективных инвестиций. Совет решил создать рабочую группу для доработки проекта документа с участием заинтересованных сторон, возложить координацию ее деятельности на начальника Управления развития регулирования на финансовом рынке ФСФР России Соколова Д.И.;

проект Соглашения об обмене и использовании информации конфиденциального характера государственными органами по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ в целях защиты прав и законных интересов инвесторов. Совет поручил членам Совета обеспечить к следующему заседанию проведение всех необходимых процедур для подписания указанного Соглашения;

сравнительный анализ законодательства государств - участников СНГ, регулирующего функционирование расчетной (включая клиринговую и неттинговую) системы на рынке ценных бумаг. Совет решил по результатам сравнительного анализа и с учетом предложений, полученных от государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг, разработать проект соответствующих Рекомендаций;

сравнительный анализ по налогообложению на рынке ценных бумаг государств - участников СНГ. Совет решил доработать указанный материал с учетом высказанных замечаний и предложений, полученных от государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг, изменив его название на "Сравнительный анализ законодательства государств - участников СНГ, регулирующего отношения, связанные с выплатой налогов, пошлин и других обязательных плат на рынке ценных бумаг";

проект Плана работы Совета на 2010-2011 годы;

вопрос "Группа NASDAQ OMX Армения: цели, достижения, планы на будущее". Принято решение продолжить практику рассмотрения биржевой деятельности на заседаниях Совета.

Решением Совета от 10-11 ноября 2009 года Председателем Совета избран руководитель ФСФР России Миловидов В.Д.

 

 

 

 

 


Информационно-аналитический обзор "О состоянии рынка ценных бумаг в государствах - участниках СНГ" (подготовлен Советом руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ) (Москва, 13 ноября 2010 г.)


Текст обзора официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.