С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ) и прекращает действие Закон о размещении заказов N 94-ФЗ.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок.
Закон о контрактной системе, в отличие от Федерального закона N 94-ФЗ, регламентирует не только закупочные процедуры, но и устанавливает порядок действий заказчиков по прогнозированию, планированию, обоснованию и нормированию закупок. В целях оценки достижения результатов осуществления закупок и их обоснованности внедрен механизм мониторинга и аудита в сфере закупок.
Основные новшества, вводимые Федеральным законом N 44-ФЗ:
Обоснование цены контракта
Федеральным законом N 44-ФЗ детально определены способы обоснования цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен, остальные методы могут применяться только в случаях, определенных в ч. 7 - 11 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ.
Служба контрактных управляющих
Нововведением Закона о контрактной системе является создание службы контрактных управляющих, призванных обеспечить качество исполнения государственных и муниципальных контрактов. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100,0 млн. рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100,0 млн. рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий). Функции и полномочия контрактной службы и контрактных управляющих установлены ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ.
Антидемпинговые меры
Новшеством также является установление антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона. Антидемпинговая мера состоит в том, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена на 25% и более, контракт заключается в следующем порядке:
- в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15,0 млн. рублей, - контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
- в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 15,0 млн. рублей и менее - контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20,0 млн. рублей.
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.
Обеспечение заявки при проведении конкурсов и аукционов
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального Закона N 44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок при проведении любых конкурсов и аукционов. Сейчас требование о предоставлении обеспечения заявки обязательно только при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Установлены два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии. Обеспечение заявки при проведении электронных аукционов может предоставляться только путем внесения денежных средств.
Размер обеспечения заявки должен составлять:
от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта;
если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3,0 млн. рублей - 1% начальной (максимальной) цены контракта;
для учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства - не более 2% начальной (максимальной) цены контракта.
Обеспечение исполнения контракта
Закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов независимо от начальной цены контракта (ч. 1 ст. 96 Федерального Закона N 44-ФЗ). Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона): для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать. Также определено, что правила об обеспечении исполнения контакта не применяются в случаях, когда участником закупки является государственное или муниципальное казенное учреждение (ч. 8 ст. 96 Федерального закона ).
Обеспечением исполнения контракта по выбору участника закупки может быть:
внесение денежных средств на счет заказчика,
или предоставление банковской гарантии.
В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.
Установлен следующий размер обеспечения:
- от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн. рублей;
- от 10 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.
Если предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже когда сумма аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Федерального закона).
Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Федерального закона).
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- электронный аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- закрытые способы;
- единственный поставщик.
Открытый конкурс:
срок подачи заявок - 20 дней до даты вскрытия конвертов;
внесение изменений - не менее чем 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
рассмотрение и оценка заявок - не более 20 дней с даты вскрытия конвертов;
заключение контракта - не ранее 10 и не позднее 20 дней с даты размещения на сайте протокола рассмотрения и оценки заявок.
Если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, а также если по результатам рассмотрения заявок отклонены все заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса.
Извещение о проведении повторного конкурса размещается в единой информационной системе не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на 10% начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся.
В случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Конкурс с ограниченным участием:
Конкурс с ограниченным участием проводится в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ и услуг к товарам, работам и услугам высокосложного, инновационного или специализированного характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Двухэтапный конкурс:
Двухэтапный конкурс, подразумевающий предквалификационный отбор, проводимый среди неограниченного круга лиц, заказчик вправе провести при одновременном соблюдении следующих условий:
1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Электронный аукцион:
Срок подачи заявок:
до 3 млн. рублей - 7 дней,
более 3 млн. рублей - 15 дней;
внесение изменений - не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
рассмотрение первых частей заявок - не более 7 дней;
рассмотрение вторых частей заявок - не более 3 дней независимо от цены контракта.
В случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или по результатам рассмотрения первых частей заявок отказано в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений или иным способом в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Запрос котировок:
Начальная цена - не более 500 000 рублей;
Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% годового объема закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более чем 100 млн. рублей в год.
Срок подачи заявок: до 250 тыс. рублей - 4 рабочих дня, до 500 тыс. рублей - 7 рабочих дней.
Внесение изменений - не позднее чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Изменение объекта закупки не допускается.
Порядок подачи котировочных заявок. Котировочная заявка подается заказчику в письменной форме в запечатанном виде, или в форме электронного документа.
В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок не подано ни одной заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.
Рассмотрение и оценка котировочных заявок. Котировочная комиссия в течение 1 рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, вскрывает конверты с заявками, рассматривает котировочные заявки и оценивает котировочные заявки.
Конверты с заявками вскрываются публично во время и в месте, которые указаны в извещении. Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам, представившим котировочные заявки, присутствовать при вскрытии конвертов с котировочными заявками.
Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с котировочными заявками.
Если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4 рабочих дня и размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.
В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.
Запрос предложений
Запрос предложений проводится в случаях:
заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
и в других случаях, установленных ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ.
Срок подачи заявок - не менее 5 дней.
Участники подают первоначально заявку на участие в запросе предложений, по завершении запроса предложений - подают окончательные предложения. Заявки и окончательные предложения подаются в письменной форме или в форме электронного документа.
Заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта.
Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей.
После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.
В единой информационной системе в течение 1 часа после завершения проведения запроса предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
Если все присутствующие при проведении запроса предложений его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников запроса предложений направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений.
Вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями.
Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.
Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и конвертов с окончательными предложениями.
Единственный поставщик
Случаи размещения заказов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены ст. 93 Федерального закона 44-ФЗ.
Заказчики смогут осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если сумма контракта составляет не более 100 тыс. рублей и совокупный объем таких сделок не превышает 5% размера средств, предусмотренных в плане-графике на все закупки заказчика, но составляет не более 50 млн.руб. в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые для нужд сельских поселений - они смогут совершать такие закупки независимо от достижения пороговых значений для определения объема средств.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 ст. 93 Федерального закона 44-ФЗ, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта.
Последствия признания торгов несостоявшимися в связи с поступлением одной заявки и возможность заключения контракта с единственным участником.
Согласно п. 25 ч. 2 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися в связи с тем, что:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо п. 25 ч. 2 ст. 93 имеется в виду п. 25 ч. 1 ст. 93
- по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и документации;
- по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и документации заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возможно только по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
При этом заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Процедура такого согласования устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Статья 15 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает особенности закупок в отношении бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц.
В частности, бюджетные учреждения имеют право разработать и принять Положение о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и разместить его до начала года в единой информационной системе. В данном случае бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с данным Положением следующие закупки:
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.
В случае, если Положение о закупках товаров, работ, услуг не принято и не размещено на общероссийском сайте до 01.01.2014 г., все закупки такими учреждениями с 1 января 2014 г. осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
При предоставлении средств бюджета автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона N 44-ФЗ.
В период перехода на контрактную систему с 01.01.2014 г., учитывая требования Федерального закона N 44-ФЗ, Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам считает необходимым осуществить заказчикам в 2013 году следующие мероприятия:
- создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;
- провести обучение специалистов;
- запланировать закупки товаров, работ, услуг на 2014 год.
План-график закупок на 2014 г. разрабатывается в соответствии с Приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н (ч. 2 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ). При этом необходимо учитывать новые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также новые условия закупок на сумму, не превышающую 100,0 тысяч рублей.
При предварительном планировании закупок на 2014 год следует рассмотреть возможность размещения заказов в текущем году на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ 2014 года с внесением соответствующих изменений в планы-графики 2013 года.
- пересмотреть проекты государственных контрактов, гражданско-правовых договоров на 2014 год с учетом требований статей 34, 95 Федерального закона N 44-ФЗ, в части возможности расторжения контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, изменения существенных условий контракта в случаях, установленных законодательством, в том числе возможности изменения на 10% количества (объема) не только товаров, но и работ и услуг и других условий.
Бюджетным учреждениям необходимо разработать Положение о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и до 1 января 2014 года разместить его на Официальном сайте. При этом необходимо учитывать, что внесение изменений в Положение о закупках в течение года не допускается.
Начиная с 1 января 2014 года договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии заключается по итогам проведения запроса предложений (ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ). В этой связи считаем целесообразным заключение таких договоров на 2014 год в текущем году на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ.
Просим довести данное письмо до всех подведомственных учреждений - получателей бюджетных средств.
Руководитель |
А.Е. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 31 июля 2013 г. N 012/04-2215 "О переходе на контрактную систему"
Текст письма официально опубликован не был