Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Структура законопроекта
1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т. д.
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания; не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; не содержит легальные дефиниции; не формулирует предмет регулирования законопроекта; не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей: раздел; глава; статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов - на подразделы, глав - на параграфы.
4. Часть законопроекта: обозначается словами:
Часть первая
Часть вторая
может иметь наименование:
Часть первая
Общие положения
либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
Общая часть
Особенная часть
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются полужирным шрифтом.
5. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами; имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Обозначение и наименование раздела печатаются полужирным шрифтом. Пример:
Раздел I. Общие положения
6. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:
Подраздел I. Общие положения об обязательствах
7. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
8. Параграф: обозначается знаком §;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами; имеет наименование.
Обозначение параграфа печатается с абзацного отступа полужирным шрифтом. Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка. Пример: § 1. Хозяйственные товарищества и общества
9. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, за исключением Устава (Основного Закона) Орловской области, законопроектов о внесении изменений в законодательные акты, законопроектов, содержащих перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, а также законопроектов, состоящих менее чем из пяти статей.
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1....................... (часть 1)
2....................... (часть 2)
или
Статья 33
1...................... (часть 1)
2...................... (часть 2)
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1.................. (часть 1)
2..................: (часть 2)
1).................; (пункт 1 части 2)
2).............: (пункт 2 части 2)
а).................; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б)................. (подпункт "б" пункта 2 части 2)
или
Статья 33
1.................... (часть 1) \
2....................: (часть 2)
1)..............; (пункт 1 части 2)
2)..............: (пункт 2 части 2)
а)...................; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б)................... (подпункт "б" пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Примеры:
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (абзац первый части 3)
план финансового оздоровления; (абзац второй части 3)
график погашения задолженности; (абзац третий части 3)
иные предусмотренные настоящим Законом документы, (абзац четвертый части 3)
или
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)
1) президиума; (пункт 1 части 3)
2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)
а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений;
(подпункт "а" пункта 2 части 3)
б) по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
(подпункт "б"пункта 2 части 3)
10. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от число, месяц _____ года N ... ".........."
(в последней редакции от число, месяц _____года N____. Орловская правда. Число, месяц
_____года. N____) следующие изменения:
1).......................; (пункт 1)
2)......................; (пункт 2)
3).......................: (пункт 3)
а)......................; (подпункт "а" пункта 3)
б)......................; (подпункт "б" пункта 3)
4)....................... (пункт 4)
или
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от число, месяц _____ года N ... "......"
(в последней редакции от число, месяц _____года N____. Орловская правда. Число, месяц
_____года. N ) следующие изменения:
..........................; (абзац второй)
..........................; (абзац третий)
..........................; (абзац четвертый)
.................... (абзац пятый)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
1).......................; (пункт 1)
2).......................; (пункт 2)
3).......................; (пункт 3)
4).......................; (пункт 4)
5).......................; (пункт 5)
6)....................... (пункт 6)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
....................; (абзац второй)
..........................; (абзац третий)
........................... (абзац четвертый)
11. Нумерация разделов, глав, статей и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 -дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т. д.).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3 , подпункт "б.1").
Пример:
Статья 2
Внести в Закон Орловской области от число, месяц _____ года N ... "..........."
(в последней редакции от число, месяц _____года N____. Орловская правда. Число, месяц
_____года. N____) следующие изменения:
1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1...........
1.......................
2.......................";
2) в статье 16:
а) часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1).....................;";
б) пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:
"б.2).............................;".
12. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в целях установления порядка и сроков вступления в силу данного законодательного акта. Установленные в законе порядок и сроки вступления в силу не должны противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Орловской области и настоящему Закону.
Примеры:
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
или
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
или
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
13. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся. В случае, если примечание уже имелось в статье законодательного акта или сформулировать его в качестве отдельной статьи либо включить в текст не представляется возможным, то примечание оформляется следующим образом.
Примеры:
Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным и нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта.
или
Примечания:
1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается от уголовной ответственности.
2. Крупным размером в настоящей статье признается количество наркотического средства, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять раз.
В случае, если в статье имелось одно примечание, но возникла необходимость дополнить статью вторым примечанием (или вторым и третьим), то примечания следует изложить в новой редакции, для того чтобы были соблюдены правила их оформления.
При ссылках на примечания к статьям законодательного акта рекомендуется использовать следующую форму:
Пример:
Под должностными лицами в настоящей статье понимаются лица, указанные в примечаниях 1-3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При внесении изменений в примечания к статьям законодательного акта рекомендуется использовать следующие формы: Пример:
1) в статье 2:
а).........;
б) примечания 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. ........
2. ........";
2) статью 3 дополнить примечанием 3 следующего содержания:
"3. ......... )
3) в примечании 2 к статье 6 слова"......" исключить;
4) в статье 8:
а) в примечании 1 слова "......" заменить словами ".......";
б) в примечании 2 слова "......" заменить словами ".......";
5) примечание 3 к статье 9 признать утратившим силу.
14. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т. д.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается.
Примеры:
согласно приложению 5 к настоящему Закону
или
согласно приложению 2 к Закону Орловской области от число, месяц_____года N ... "..."
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Примеры:
Приложение
к Закону Орловской области "........"
или
Приложение 2
к Закону Орловской области "........."
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.