Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей А.П. Саая, Ю.Я. Норбу, С.О. Монгуш,
с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - председателя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Д.К-Х. Ооржака;
а также приглашенных в заседание субъектов законодательного процесса: представителя Председателя Правительства Республики Тыва - полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва по взаимодействию с судебными органами Ч.Т. Донгак; представителей Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - начальника государственно-правового управления Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва А.И. Рязанова, советника государственно-правового управления Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Т.К. Ховалыга,
руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2-4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании частей 2 и 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела, согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", явился запрос Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва о толковании частей 2 и 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела, согласно пункту "б" части второй статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.
Заслушав выступление судьи-докладчика С.О. Монгуш, объяснения председателя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Д.К-Х. Ооржака, заключение эксперта Б.И. Татаринцева, доктора филологических наук, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва постановлением от 21 ноября 2003 года N 147 обратилась в Конституционный суд Республики Тыва с запросом о толковании частей 2 и 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва. Частью 2 статьи 101 Конституции Республики Тыва установлено, что депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности, за исключением случаев, установленных законом Республики Тыва. Депутаты Законодательной палаты осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Частью 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва предусмотрено, что депутаты Палаты представителей, Законодательной палаты, осуществляющие свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Неопределенность в понимании положений частей 2 и 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва, по мнению заявителя, возникла по причине отсутствия в настоящее время закона, регулирующего статус депутатов палат Великого Хурала Республики Тыва. Председатель Палаты представителей, его заместитель и председатели комитетов Палаты представителей осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе согласно бюджетным законам республики на 2002, 2003 г.г. и пунктам 3 и 4 статьи 20 Регламента Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва. Заявитель полагает, что имеющаяся нормативно-правовая база позволяет указанным депутатам Палаты представителей осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
В связи с изложенным заявитель просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование частей 2 и 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва в части осуществления председателем Палаты представителей, его заместителем и председателями комитетов Палаты представителей своих полномочий на профессиональной постоянной основе при отсутствии закона, устанавливающего статус депутатов палат Великого Хурала Республики Тыва.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Поскольку в обращении Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва ставится вопрос о возможности исполнения председателем Палаты представителей, его заместителем и председателями комитетов Палаты представителей своих депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе при отсутствии закона, устанавливающего статус депутатов палат Великого Хурала, разъяснение этого и будет предметом толкования по данному делу.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. Исходя из лексико-синтаксического содержания части 2 статьи 101 Конституции Республики Тыва, применительно к Палате представителей речь идет только о небольшой части депутатов, которые в виде исключения могут осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Таким образом, применительно к формам осуществления депутатами полномочий в Палате представителей действуют понятия правила и исключений, которые, вместе с тем, неприменимы к депутатам Законодательной палаты, целиком осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе.
4. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 95-ФЗ от 4 июля 2003 года) установлено, что число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, пунктом 8 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Таким образом, установление числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, федеральным законодателем отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, при этом решение вопросов организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации находится в исключительном ведении этого органа.
5. Осуществление депутатами Великого Хурала Республики Тыва своих полномочий на профессиональной постоянной основе по своему характеру относится к основам статуса депутата и непосредственно связано с организацией и деятельностью парламента. В соответствии с частью 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва основы организации и деятельности Великого Хурала устанавливаются Конституцией Республики Тыва, а порядок деятельности палат Великого Хурала определяется их регламентами. Данное конституционное положение корреспондируется с вышеприведенными нормами федерального законодательства.
Учитывая изложенное, настоящим толкованием выявлено, что выполнение своих депутатских полномочий должностными лицами Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва на профессиональной постоянной основе, в соответствии с регламентом палаты, допустимо до принятия закона, устанавливающего статус депутатов Великого Хурала Республики Тыва. Иное понимание толкуемого конституционного положения может существенно ограничить закрепленное в части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва право депутатов Палаты представителей самостоятельно определять порядок организации и деятельности палаты и затруднить реализацию в полном объеме полномочий, отнесенных Конституцией Республики Тыва к ведению Палаты представителей Великого Хурала.
Данный вывод основан также и на анализе положений, установленных статьями 96, 103, 105 и 108 Конституции Республики Тыва и главами 1-6, 9 и 10 регламента Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, в их взаимосвязи. Согласно анализируемым положениям, Палата представителей, являясь верхней палатой Великого Хурала Республики Тыва, постоянно действующего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва, обладает большим объемом полномочий. Такие полномочия, как инициирование поправок в Конституцию Республики Тыва, назначение референдума Республики Тыва, назначение половины членов Избирательной комиссии Республики Тыва, назначение судей Конституционного суда Республики Тыва и мировых судей, утверждение договоров (соглашений), заключаемых Правительством Республики Тыва с субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, характерны только для Палаты представителей Великого Хурала. Кроме того, Палата представителей является полноправным субъектом законодательного процесса, обладает правом законодательной инициативы, одобряет либо отклоняет принятые Законодательной палатой конституционные и иные законы Республики Тыва. Положениями регламента Палаты представителей установлено, что вопросы, отнесенные к ведению палаты, предварительно рассматриваются председателем Палаты представителей либо заместителем в период его отсутствия, а также в профильных комитетах, деятельностью которых руководят председатели этих комитетов. Исполнение председателем Палаты представителей, его заместителем и председателями комитетов палаты своих депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе позволяет более детально и полно предварительно проработать вопросы, отнесенные к ведению Палаты представителей, до их рассмотрения в заседаниях палаты, что способствует более эффективной реализации полномочий, отнесенных Конституцией Республики Тыва к ведению Палаты представителей и всего Великого Хурала Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Признать, что согласно Конституции Республики Тыва допустимо исполнение Председателем Палаты представителей, его заместителем и председателями комитетов Палаты представителей своих депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе в соответствии с регламентом Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва до принятия закона Республики Тыва, устанавливающего статус депутатов Великого Хурала Республики Тыва.
2. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Республики Тыва" и газетах "Шын", "Тувинская правда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 20 января 2004 г. N 1-П "По делу о толковании частей 2 и 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва"