Письмо Управления МНС по Московской области от 30 января 2004 г. N 07-40/17/Б662 "Обзор переписки по лицензированию отдельных видов деятельности за II полугодие 2003 г."

Письмо Управления МНС по Московской области
от 30 января 2004 г. N 07-40/17/Б662
"Обзор переписки по лицензированию отдельных видов деятельности
за II полугодие 2003 г."

 

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области направляет для сведения и руководства в работе обзор переписки за второе полугодие 2003 года по лицензированию отдельных видов деятельности.

 

Вопрос 1: Чем регламентируется порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов? Достаточно ли для признания объекта пожароопасным осуществление на этом объекте использования (производства, хранения и переработки) легковоспламеняющихся, горючих и трудногорючих жидкостей? Могут ли налоговые органы проверять наличие лицензий?

 

Ответ: В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" за рассмотрение лицензирующим органом заявления и предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в установленном порядке. Суммы указанных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

Согласно статьям 13, 14, 15 главы 2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) федеральные, региональные и местные лицензионные сборы входят в систему налогов и сборов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, статьи 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1

Главной задачей налоговых органов в соответствии со статьей 6 главы 2 Федерального закона от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с руководящим документом РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций", принятым и введенным в действие приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.07.2001 N 229, и согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации от 16.10.2001 N 07/10035-ЮД, не нуждающемуся в государственной регистрации, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей для транспортных средств и их обслуживания, а также оказания услуг владельцам и пассажирам транспортных средств.

Согласно Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, являются пожароопасными производственными объектами (Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595).

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация пожароопасных объектов является лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, на основании действующего законодательства Российской Федерации автозаправочные станции, а также объекты, имеющие в своем составе мазутохранилища, относятся к категории пожароопасных производственных объектов. Для осуществления деятельности по их эксплуатации требуется соблюдение лицензионного законодательства Российской Федерации, в данном случае - Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595. При этом необходимо учитывать, что лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выданные в установленном порядке до принятия постановления Правительства Российской Федерации N 595, действуют до окончания указанного в них срока.

 

Вопрос 2: Существует ли перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности?

 

Ответ: Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется на основании статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Действие данного Закона не распространяется на следующие виды деятельности:

- деятельность кредитных организаций;

- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- деятельность в области связи;

- биржевая деятельность;

- деятельность в области таможенного дела;

- нотариальная деятельность;

- страховая деятельность;

- деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- осуществление внешнеэкономических операций;

- осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

- приобретение оружия и патронов к нему;

- использование результатов интеллектуальной деятельности;

- использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

- использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

- деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

- образовательная деятельность.

Лицензирование данных видов деятельности устанавливается действующим законодательством и другими нормативными актами.

Лицензирование купли-продажи драгоценных металлов, камней и изделий из них, торговля легковыми автомобилями иностранного производства, предоставление площадей в аренду для мелкооптовой и розничной торговли, в том числе и рыночной, риелторской, лизинговой деятельности, лицензирование платных юридических услуг действующим законодательством не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а именно:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) - осуществляет лицензирование негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности (адрес: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16);

- Центральный банк Российской Федерации (ЦБ России) - осуществляет лицензирование профессиональной деятельности кредитных организаций (адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12);

- Министерство Российской Федерации по связи и информации (Минсвязи России) - осуществляет лицензирование деятельности в области связи (электрическая (электросвязь) и почтовая связь) (адрес: 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 18);

- Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) - осуществляет лицензирование организации и содержания тотализаторов и игорных заведений (адрес: 125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7);

- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - осуществляет лицензирование аудиторской и страховой деятельности (адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9);

- Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) - осуществляет лицензирование консультационных услуг по оценке (как объектов недвижимости, так и иных объектов, включая инвестиционные проекты) (адрес: 101990, г. Москва, ГСП, Никольский пер., д. 9);

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФБЦК России) - осуществляет лицензирование деятельности инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (адрес: 119991, г. Москва, ГСП, Ленинский проспект, д. 9);

- Управление организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области - осуществляет лицензирование на территории Московской области фармацевтической деятельности (адрес: 123056, г. Москва, Электрический пер., д. 8, стр. 1).

 

Вопрос 3: Нужна ли лицензия на осуществление работ по ремонту авиационной техники?

 

Ответ: В соответствии с разъяснением Российского авиационно-космического агентства от 03.11.2003 N 350/60 Российское авиационно-космическое агентство, осуществляя лицензирование организаций в области авиационной техники, действует в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135, от 27.05.2002 N 346.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступивший в силу 10.02.2002, предусматривает обязательное лицензирование ремонта авиационной техники двойного назначения.

В соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" к авиационной технике относятся: летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасения, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.

Действовавший до 10.02.2002 Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 N 326, от 19.03.2001 N 205 лицензирование деятельности по ремонту авиационной техники не предусматривали.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ признан утратившим силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. признано утратившим силу

Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346 постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 205 признано утратившим силу

 

Вопрос 4: В каких случаях деятельность котельных может рассматриваться как опасный объект, на который нужна лицензия?

 

Ответ: В соответствии с разъяснениями Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области от 01.10.2003 N 4647/3 котельную как опасный объект следует рассматривать в двух случаях:

1. Котельная использует в производственной деятельности жидкое топливо - нефтепродукты (мазут, дизельное топливо).

На основании Федерального закона Российской Федерации от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (приложение 1, п. 1, абзац "в") к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются, хранятся, транспортируются опасные вещества: горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В данном случае котельная относится к пожароопасному производственному объекту. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.08.2002 N 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" (п. 1, подп. 2) под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются, хранятся легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте письма допущена опечатка. Дату постановления N 595 следует читать: "14.08.2002 N 595"

В соответствии с вышеизложенным деятельность по эксплуатации котельных, использующих, хранящих и транспортирующих жидкие нефтепродукты (мазут, дизельное топливо), подлежит лицензированию. Лицензирование деятельности по эксплуатации котельных как пожароопасных производственных объектов осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Котельная использует оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ (приложение 1, п. 2; ст. 6, п. 1) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта может осуществляться на основании лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным по выдаче лицензий в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть органами Гостехнадзора России.

Таким образом, в обоих случаях деятельность по эксплуатации котельных как опасного производственного объекта осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной специально уполномоченными (лицензирующими) органами.

 

Вопрос 5: Нужна ли лицензия на деятельность по разработке проектно-сметной документации, а также на осуществление функций генподрядчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автодорог?

 

Ответ: Положениями статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Регламентация лицензирования конкретных видов деятельности осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 21.03.2002 N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства".

В соответствии с указанными законодательными актами Российской Федерации лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

- проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

- строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

В действующих в настоящее время государственных стандартах отсутствует упоминание об автомобильных дорогах и сооружениях на них в качестве сооружений I или II уровней ответственности с государственным стандартом.

По этому вопросу также отсутствуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие в установленном порядке в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Основание: письмо Государственной службы дорожного хозяйства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от 05.09.2003 N ГСДХ-24/3878-ис.

 

Вопрос 6: Какой существует порядок списания лицензиатом расходов по приобретению лицензий?

 

Ответ: Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

На основании пункта 47 главы 25, пункта 1 статьи 264 Кодекса, Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, расходы на приобретение лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", формирующие расходы будущих периодов, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Порядок признания расходов при методе исчисления установлен статьей 272 Кодекса, при кассовом методе - статьей 273 Кодекса.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Слова "пункта 47" следует читать "статьи 247"

Приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 Методические рекомендации, утвержденные приказом МНС РФ от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98 признаны утратившими силу

Поскольку расходы на приобретение лицензии на какой-либо вид деятельности относятся ко всему сроку действия этой лицензии, то в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с изменениями и дополнениями), такие расходы отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей "Расходы будущих периодов" и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 34н, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте письма допущена опечатка. Вместо слов "приказом Минфина России от 31.10.2000 N 34н" следует читать "приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н"

Таким образом, если налогоплательщик расходы по приобретению лицензий учитывает в составе расходов, переносимых на будущее, то указанные расходы будут уменьшать налоговую базу равными долями в течение срока, на который выдана лицензия.

При этом следует иметь в виду, что помимо оплаты лицензионных сборов за рассмотрение лицензирующим органом заявления и предоставление лицензии к затратам на приобретение лицензий могут быть отнесены и иные расходы, произведенные налогоплательщиком, которые являются необходимым условием для получения лицензии.

Пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с изменениями и дополнениями), определено, что лицензии на осуществление отдельных видов деятельности не относятся к нематериальным активам.

Расходы организации по приобретению лицензии являются расходами, непосредственно связанными с производством продукции (работ, услуг), и, следовательно, они должны относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе управленческих расходов.

 

Заместитель

руководителя Управления

Министерства РФ по налогам и сборам

по Московской области

Б.А. Курочкин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Управления МНС по Московской области от 30 января 2004 г. N 07-40/17/Б662 "Обзор переписки по лицензированию отдельных видов деятельности за II полугодие 2003 г."


Текст письма опубликован в журнале "Вестник Московского бухгалтера" от 16-22 февраля 2004 г., N 6