Приказ Министерства экономики Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия
от 13 августа 2009 г. N 48/115
"Об утверждении методики оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов"
Приказом Министерства экономики Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия от 22 декабря 2014 г. N 3-НП/350 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации пункта 3 постановления Правительства Республики Бурятия от 29.06.2006 г. N 194 "Об утверждении Порядка оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов", приказываем:
1. Утвердить Методику оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов (Приложение 1).
2. Рекомендовать отраслевым органам исполнительной власти Республики Бурятия и органам местного самоуправления Республики Бурятия руководствоваться настоящей Методикой при проведении экспертизы инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета.
3. Признать утратившими силу:
- Приказ Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия от 07.09.2006 г. N 167/78 "Об утверждении Методики оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, предоставляемых государственных гарантий Республики Бурятия";
- Приказ Министерства экономики Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия от 18.08.2008 г. N 61/193 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия от 07.09.2006 г. N 167/78 "Об утверждении Методики оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, предоставляемых государственных гарантий Республики Бурятия".
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр экономики |
Т.Г. Думнова |
Министр финансов |
И.Ю. Шутенков |
Методика
оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов
(утв. Министерством экономики Республики Бурятия от 13 августа 2009 г. N 48, Министерством финансов Республики Бурятия от 13 августа 2009 г. N 115)
1. Общие положения
1.1 Методика оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов (далее - Методика) содержит описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения организаций, в том числе негосударственных) методов расчета эффективности инвестиционных проектов.
1.2. Рекомендации предназначены для организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов.
Методика может быть принята в качестве основы для создания нормативно-методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов инвестиционных проектов, учитывающих их специфику.
1.3. Методика используется:
- для оценки эффективности реализации инвестиционных проектов;
- для оценки эффективности участия Республики Бурятия в инвестиционных проектах организаций;
- для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов;
- для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов, вариантов инвестиционных проектов и оценки экономических последствий выбора одного из них;
- для оценки экономических последствий отбора для реализации группы инвестиционных проектов из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
- для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований проектов и бизнес - планов;
- для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации инвестиционных проектов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
1.4. В Методике рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:
- социальная эффективность;
- экологическая эффективность
- экономическая эффективность;
- бюджетная эффективность.
II. Оценка социальной эффективности инвестиционных проектов
2.1. Социальная эффективность инвестиционных проектов, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей инвестиционного проекта могут применяться следующие показатели:
создание новых рабочих мест в Республике Бурятия;
улучшение жилищно-бытовых и культурно-бытовых условий;
работников, населения республики;
внедрение новых технологий;
обеспечение технической, экологической безопасности объекта, предусмотренного инвестиционным проектом;
изменение условий труда работников (по санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда);
изменение структуры производственного персонала, в том числе изменение численности работников, занятых тяжелым физическим трудом, изменение численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
обеспечение снабжения населения республики отдельными видами товаров, работ, услуг (топливом и энергией для инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием - для инвестиционных проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности; услугами здравоохранения - для инвестиционных проектов в области здравоохранения; услугами социального обслуживания - для инвестиционных проектов в области социального обслуживания и т.д.) (количественный показатель снабжения населения);
улучшение качества товаров, работ, услуг, потребляемых населением Республики Бурятия (качественный показатель снабжения населения);
изменение уровня здоровья работников и населения (изменение заболеваемости трудящихся, населения, приводящее к предотвращению потерь (дополнительным потерям) чистой продукции народного хозяйства, изменению сумм выплат из фонда социального страхования и изменению затрат в сфере здравоохранения);
изменение показателя смертности населения (работников);
изменение показателя инвалидизации населения (работников) (применяется для инвестиционных проектов, направленных на улучшение организации дорожного движения, повышение безопасности транспортных средств, снижение аварийности производства и т.п.);
экономия свободного времени работников организаций и населения (определяется, прежде всего, по инвестиционным проектам, предусматривающим повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов, выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в народном хозяйстве, производство новых видов и марок транспортных средств; строительство новых автомобильных или железных дорог, изменение транспортных схем доставки работников к месту работы, совершенствование размещения торговой сети; улучшение торгового обслуживания покупателей, развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи, улучшение информационного обслуживания граждан (например, о размещении тех или иных объектов, о наличии билетов в кассах, о наличии товаров в магазинах);
наличие программ подготовки и (или) переподготовки персонала на период внедрения инвестиционного проекта;
обеспечение работников заработной платой в размере не менее среднемесячной заработной платы одного работника соответствующей отрасли.
2.2. Оценка социальной эффективности производится путем проставления балла числом в 1, если положительный результат по критериям, указанным в п. 2.1 достижим, и балла числом в 0 - если положительный результат недостижим либо не предусмотрен инвестиционным проектом.
2.3. В расчетах социальной эффективности рекомендуется учитывать также влияние реализации проекта на деятельность сторонних организаций и населения по следующим показателям:
изменение рыночной стоимости имущества граждан (жилья, земельных участков и др.), обусловленное реализацией проекта;
снижение уровня розничных цен на отдельные товары и услуги, обусловленное увеличением предложения этих товаров при реализации проекта;
влияние реализации проекта на объемы производства продукции (работ, услуг) сторонними организациями (в частности, за счет развития социальной инфраструктуры в пунктах создания новых предприятий).
воздействие осуществления проекта на здоровье населения;
экономию времени населения на коммуникации, обусловленную реализацией проекта в области транспорта и связи и прочие.
При достижении положительного результата каждого показателя от реализации проекта на деятельность сторонних организаций и населения к оценке социальной эффективности дополнительно присваивается балл числом в 0,2 по каждому перечисленному выше показателю.
III. Оценка экологической эффективности инвестиционных проектов
3.1. Экологическая эффективность инвестиционных проектов, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки применяются следующие показатели:
Таблица
N |
Показатели |
Балл |
1. |
Место реализации проекта |
|
1.1. |
Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, ООПТ |
3,0 |
1.2. |
Буферная экологическая зона Байкальской природной территории |
2,0 |
1.3. |
За пределами Байкальской природной территории |
1,0 |
2. |
Снижение негативного воздействия на окружающую среду от предприятия, на котором реализуется инвестиционный проект |
|
2.1. |
снижение негативного воздействия на здоровье населения |
0,8 |
|
снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
0,8 |
2.3. |
проекты в рамках реализации механизмов Киотского протокола: снижение выбросов парниковых газов (диоксида углерода (СО2), метана (СН4), закиси азота (N2O), гидрофторуглеродов (ГФУ), перфторуглеродов (ПФУ), гексафторида серы (SF6)). |
0,2 |
2.4 |
снижение объемов сбросов загрязняющих веществ в водную среду |
0,7 |
2.5. |
снижение объемов отходов |
0,6 |
2.6. |
снижение объемов загрязнения почвы, растительный и животный мир |
0,3 |
2.7. |
снижение объемов шума, вибрации |
0,1 |
3. |
Уменьшение энерго-, ресурсоемкости производства |
|
3.1. |
уменьшение использования электроэнергии |
1,0 |
3.2. |
уменьшение, замена использования ископаемого топлива |
0,8 |
3.3. |
уменьшение использования теплоэнергии |
0,6 |
3.4. |
уменьшение использования воды |
0,6 |
4. |
Утилизация отходов производства, вторичное использование отходов |
2,5 |
5. |
Производство экологически чистой продукции |
3,0 |
3.2. Оценка экологической эффективности производится путем суммирования баллов по каждому показателю.
IV. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта
4.1. Экономическая эффективность проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его реализации. Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала вложения средств в проект.
4.2. Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (месяцы, кварталы, годы).
4.3. Проект должен содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта.
Денежный поток проекта - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации проекта, определяемая для всего расчетного периода.
На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:
притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
оттоком, равным платежам на этом шаге;
сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
4.3.1. Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности:
а) денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг):
- к притокам относятся выручка от реализации, а также прочие и внереализационные доходы;
- к оттокам - производственные издержки, налоги;
б) денежного потока от инвестиционной деятельности:
- к притокам относятся продажа активов в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала;
- к оттокам - капитальные вложения, затраты на пуско-наладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные на депозит и в ценные бумаги. В случаях, когда проект предусматривает при обретение целых предприятий, месторождений, затраты на их приобретение также относятся к инвестиционным затратам;
- в) денежного потока от финансовой деятельности:
- к притокам относятся вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе за счет кредитов коммерческих банков и выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг;
- к оттокам - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенные предприятием долговые ценные бумаги, а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.
4.3.2. Наряду с денежным потоком при оценке проекта используется также накопленный денежный поток - поток, характеристики которого: накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо (накопленный эффект) определяются на каждом шаге расчетного периода, как сумма соответствующих характеристик денежного потока заданный и все предшествующие шаги.
4.4. В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, применяются:
рентабельность проекта;
чистый доход;
чистый дисконтированный доход;
внутренняя норма доходности;
срок окупаемости проекта;
индексы доходности затрат и инвестиций.
Важнейшим показателем экономической эффективности проекта является рентабельность проекта, которая рассчитывается как отношение прибыли, получаемой от реализации проекта, к затратам на его реализацию.
Расчет рентабельности проекта должен осуществляться с учетом рисков, связанных с его реализацией. При этом рентабельность проекта с учетом рисков определяется отношением рентабельности проекта к коэффициенту, характеризующему величину поправки на риск.
Чистым доходом называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период.
Чистый дисконтированный доход (NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, определяемый с учетом приведения разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их значению на определенный момент времени.
Т
NPV = SUM (Rt - 3t) / (1 + Е) , где:
t=0
t |
- шаг расчета, отрезок, в пределах которого производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги формируют расчетный период и определяются: номерами (0, 1, 2,..., n). |
T |
- период расчета, соответствующий сроку реализации инвестиционного проекта; |
Rt |
- результаты, достигаемые на t-м шаге расчета (реализации инвестиционного проекта); |
3t |
- затраты, осуществляемые на том же шаге; |
E |
- норма дисконта (ставка сравнения). |
Чистый доход и чистый дисконтированный доход характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.
Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый дисконтированный доход проекта был положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением чистого дисконтированного дохода.
Внутренней нормой доходности называется такое положительное число, при котором при норме дисконта, равной этому числу, чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях нормы дисконта чистый дисконтированный доход отрицателен, при всех меньших значениях нормы дисконта - положителен.
IRR = Е1 + [1 - NPV (Е1) \ NPV (Е2)]] х (Е2 - Е1), где:
IRR |
норма дисконта, при которой приведенные эффекты равны приведенным капитальным вложениям; |
El |
значение нормы дисконта, при которой функция чистого дисконтированного дохода больше нуля (NPV > 0); |
E2 |
значение нормы дисконта, при которой функция чистого дисконтированного дохода меньше нуля (NPV < 1). |
Внутренняя норма доходности характеризует максимальный процент по кредиту, который предприятие может платить за финансирование проекта, работая при этом без прибыли и убытков.
Срок окупаемости проекта представляет собой период времени с начала финансирования проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.
DPBP
SUM (Rt -3t)/(1 +E) =0, где:
t=0
DPBP - дисконтированный срок окупаемости.
Индексы доходности характеризуют относительную "отдачу проекта" на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности могут использоваться:
индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам);
индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;
индекс доходности инвестиций - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности;
индекс доходности дисконтированных инвестиций - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.
Т T
PI = SUM[(Rt -3t)/(1+E)]/SUM[3t/(1 +E)]
t=0 t=0
Индексы доходности затрат и дисконтированных затрат должны быть больше единицы. Близость индекса доходности дисконтированных затрат к единице может свидетельствовать о невысокой устойчивости проекта к возможным колебаниям доходов и расходов. Индексы доходности инвестиций и дисконтированных инвестиций также должны быть больше единицы.
4.5. При оценке эффективности планируемого и реализуемого инвестиционного проекта необходимо учитывать финансовое положение организации, ее способность выполнять принимаемые на себя в соответствии с проектом финансовые обязательства. Оценка финансового состояния организации осуществляется в соответствии с Приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 30.12.2004 г. N 102 "Методическое положение по проведению предварительной проверки финансового состояния организации".
V. Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов
5.1. Показатели бюджетной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
- притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений, установленных действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;
- дивиденды по принадлежащим Республике Бурятия акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта.
К оттокам бюджетных средств относятся:
- предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности Республики Бурятия части акций акционерного общества, создаваемого для реализации проекта;
- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно учитываются:
- налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов, а также в сокращении на эти суммы федеральных субвенций;
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние организации и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
- прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации проекта;
- изменение налоговых поступлений от организаций, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации проекта;
- выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных).
- Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.
5.2. В основе оценки бюджетной эффективности лежит расчет приведенной стоимости баланса налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия от реализации инвестиционного проекта и средств, направляемых из республиканского бюджета на поддержку инвестиционного проекта.
Чистый дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта (ЧДЦ) определяется суммой погодовых сальдо поступлений и выплат в бюджет, приведенных к ценам первого года:
Т 1
ЧДД = SUM (Pt ------------------),
t=1 (1 +d)t-1
где Т - суммарная продолжительность жизненного цикла проекта, включая строительство объекта и эксплуатацию основного технологического оборудования;
Р - ежегодная разность выплат и поступлений в бюджет;
t - годы реализации проекта (t = 1, 2, 3 ...);
d - коэффициент дисконтирования. Коэффициент дисконтирования (d) без учета риска проекта:
r
1 + ---
100
1 +di = ------------,
i
1 + ---
100
где r - ставка рефинансирования, установленная Центральным банком Российской Федерации;
i - темп инфляции на текущий год, объявленный Правительством Российской Федерации.
VI. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционного проекта
6.1. В расчетах эффективности планируемых инвестиционных проектов необходимо учитывать риск, т.е. возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта.
Поправка на риск учитывается при расчетах рентабельности проекта, чистого дисконтированного дохода и других показателей эффективности.
6.2. В величине поправки на риск учитывается два типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта:
риск ненадежности участников проекта;
риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
Поправка на каждый вид риска не вводится, если инвестиции застрахованы на соответствующий страховой случай (страховая премия при этом является определенным индикатором соответствующего вида рисков). При этом затраты инвестора увеличиваются на размер страховых платежей.
6.3. Риск ненадежности участников проекта состоит в возможности непредвиденного прекращения реализации проекта и обусловлен:
нецелевым расходованием средств, предназначенных для инвестирования в данный проект;
финансовой неустойчивостью предприятия, реализующего проект (недостаточное обеспечение оборота собственными оборотными средствами, отсутствие достаточных активов для имущественного обеспечения кредитов и т.п.);
недобросовестностью, неплатежеспособностью, недееспособностью других участников проекта (например, строительных организаций, поставщиков сырья или потребителей продукции), их ликвидацией или банкротством. Этот риск наиболее значим для малых предприятий.
Размер поправки на риск ненадежности участников проекта определяется экспертно каждым конкретным участником проекта с учетом его функций, обязательств перед другими участниками и обязательств других участников перед ним и не превышает 5 процентов. Размер поправки:
- уменьшается, если один из участников предоставляет другому имущественные гарантии выполнения своих обязательств;
- увеличивается, если независимо от характера проекта данный участник не располагает проверенной информацией о платежеспособности и надежности других участников проекта, которые должны оплачивать производимые им работы (продукцию, услуги) или совместно участвовать в финансировании проекта.
6.4. Риск неполучения предусмотренных проектом доходов обусловлен, прежде всего, техническими, технологическими и организационными решениями проекта, а также нестабильным объемом производства и цен на продукцию и ресурсы. Поправка на этот вид риска определяется, с учетом технической реализуемости и обоснованности проекта, детальности проработки проектных решений, наличия необходимого научного и опытно-конструкторского задела и представительности маркетинговых исследований.
6.5. Если отсутствуют специальные соображения относительно рисков данного конкретного проекта или аналогичных проектов, размер поправок рекомендуется ориентировочно определять в соответствии со схемой, представленной в таблице.
Ориентировочная величина поправок на риск неполучения
предусмотренных проектом доходов
Величина риска |
Пример цели проекта |
Величина поправки на риск (процентов) |
Низкий |
Вложения в развитие производства на базе освоенной техники |
3-5 |
Средний |
Увеличение объема продаж существующей продукции |
8-10 |
Высокий |
Производство и продвижение на рынок нового продукта |
13-15 |
Очень высокий |
Вложения в исследования и инновации |
18-20 |
6.6. Риск неполучения предусмотренных проектом доходов снижается:
при получении дополнительной информации о реализуемости и эффективности новой технологии, о запасах полезных ископаемых, других обстоятельствах;
при наличии подробных маркетинговых исследований, подтверждающих умеренно пессимистический характер принятых в проекте объемов спроса и цен и их сезонную динамику;
в случае, когда в проектной документации содержится проект организации производства на стадии его освоения.
Риск неполучения предусмотренных проектом доходов может определяться также пофакторным расчетом путем суммирования влияния учитываемых факторов. В первую очередь к числу этих факторов можно отнести:
необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с заранее неизвестными результатами силами специализированных научно-исследовательских и/или проектных организаций и продолжительность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
новизну применяемой технологии (традиционная, новая, отличающаяся от традиционной различными особенностями и используемыми ресурсами);
степень неопределенности объемов спроса и уровня цен на производимую продукцию;
наличие нестабильности (цикличности) спроса на продукцию;
наличие неопределенности внешней среды при реализации проекта (горно-геологические, климатические и иные природные условия, агрессивность внешней среды);
наличие неопределенности процесса освоения применяемой техники или технологии.
Каждому фактору, в зависимости от его оценки, можно приписать величину поправки на риск по этому фактору. В тех случаях, когда эти факторы являются независимыми и дополняют друг друга, поправки на риск по отдельным факторам следует сложить для получения общей поправки, учитывающей риск неполучения доходов, запланированных проектом.
VII. Оценка эффективности инвестиционных проектов
7.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых в реальном секторе экономики осуществляется соответствующим отраслевым исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
7.2. Сравнительная значимость показателя по инвестиционным проектам по каждому критерию устанавливается в виде различий в предельном количестве баллов, которое может получить инвестиционный проект при оценке по тому или иному критерию, согласно приложению к настоящей Методике.
7.3. По итогам суммарной балльной оценки инвестиционных проектов определяется ранжированный ряд вышеуказанных инвестиционных проектов.
7.4. Инвестиционный проект признается убыточным в случае возникновения с учетом изменившихся условий отрицательного результата в оценке эффективности инвестиционного проекта по следующим показателям:
уменьшение объемов финансирования более чем на 20 процентов от установленных;
увеличение эксплуатационных расходов более чем на 20 процентов от расчетных;
удорожание стоимости строительства более чем на 20 процентов от расчетной;
отсутствие необходимости в строительстве объекта в связи с изменением демографической ситуации, сокращение численности населения, принятой в расчетах, более чем на 20 процентов в связи с частичным или полным закрытием населенного пункта.
Инвестиционный проект также признается убыточным при совокупности условий, указанных в первом, втором, четвертом абзацах пункта 6.4, в размере до 15 процентов по каждому показателю, либо если при арифметическом суммировании процентных показателей всех условий, указанных в пункте 7.4, их сумма превышает значение в 50 процентов.
Приложение
к Методике оценки бюджетной, социальной и экологической
эффективности планируемых и реализуемых
инвестиционных проектов
Система балльной оценки планируемых инвестиционных проектов
Итоговый коэффициент балльной оценки инвестиционного проекта определяется по формуле:
Kj = 0,3 K1j + 0,2SUM K2j + 0,2 SUM K3j + 0,3SUM K4j, где:
j - индекс инвестиционного проекта;
Kj - итоговый коэффициент j-го инвестиционного проекта;
0,2; 0,3 - коэффициенты весомости критериев К1,К2, К3, К4;
K1j - общий балл показателя значимости инвестиционного проекта и его соответствие целям и задачам программ социально-экономического развития Республики Бурятия;
SUM K2j - общий суммарный балл показателей финансового состояния субъекта инвестиционной деятельности;
SUM K3j - общий суммарный балл показателя научно-технической разработки инвестиционного проекта;
SUM K4j - общий балл показателя эффективности участия Республики Бурятия в реализации инвестиционного проекта.
Таблица
Расчет итогового коэффициента оценки инвестиционного проекта
N п/п |
Критерии оценки |
Ед. измерения |
Коэффициент весомости критерия (сумма равна 1) |
Граница значений |
Величина оценочного балла |
Значение критерия по j-му проекту |
Кол-во баллов по j-му проекту (Knj) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Показатель значимости инвестиционного проекта 1) Показатель определяется в соответствии с п. 2.2. Порядка оценки социальной и бюджетной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.06.2006 г. N 194 2) В графе 7 напротив показателя проставляется отметка |
||||||
1.1. |
Значимый для экономики Республики Бурятия |
х |
0,3 |
х |
30 |
|
|
1.2. |
Целесообразный для экономики Республики Бурятия |
х |
0,3 |
х |
15 |
|
|
1.3. |
Допустимый для экономики республики Бурятия |
х |
0,3 |
х |
1 |
|
|
Итого K1j |
|
||||||
2. |
Финансовое состояние субъекта инвестиционной деятельности |
||||||
2.1. |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
х |
0,2 |
К>=0,5 |
10 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,4<=К<=0,49 |
8 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,3<=К<=0,39 |
6 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,2<=К<=0,29 |
4 |
|
|
|
|
|
0,2 |
К<0,2 |
0 |
|
|
2.2. |
Коэффициент критической оценки (быстрой ликвидности) |
х |
0,2 |
К>=1,5 |
15 |
|
|
|
|
|
0,2 |
1,2<=К<=1,49 |
12 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,9<=К<=1,19 |
9 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,7<=К<=0,89 |
6 |
|
|
|
|
|
0,2 |
К<0,7 |
0 |
|
|
2.3. |
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) |
х |
0,2 |
К>=2,0 |
6 |
|
|
|
|
|
0,2 |
1,7<=К<=2,0 |
8 |
|
|
|
|
|
0,2 |
1,3<=К<=1,69 |
6 |
|
|
|
|
|
0,2 |
1,0<=К<=1,69 |
3 |
|
|
|
|
|
0,2 |
К<1,0 |
0 |
|
|
2.4. |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
х |
0,2 |
К>=0,4 |
11 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,3<=К<=0,39 |
8 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,2<=К<=0,29 |
6 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,1<=К<=0,19 |
3 |
|
|
|
|
|
0,2 |
К<0,1 |
0 |
|
|
2.5. |
Коэффициент финансовой независимости (автономии) |
х |
0,2 |
К>=0,65 |
10 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,6<=К<=0,64 |
8 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,55<=К<=0,59 |
6 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,50<=К<=0,54 |
3 |
|
|
|
|
|
0,2 |
К<0,50 |
0 |
|
|
2.6. |
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками |
х |
0,2 |
К>=1,0 |
9 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,90<=К<=0,99 |
7 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,80<=К<=0,89 |
5 |
|
|
|
|
|
0,2 |
0,60<=К<=0,79 |
3 |
|
|
|
|
|
0,2 |
К<0,60 |
0 |
|
|
Итого SUM K2j |
|
||||||
3. |
Научно-технический уровень инвестиционного проекта (показатель определяется на основе экспертной оценки. В графе 7 напротив показателя проставляется отметка) |
||||||
3.1. |
Принципиально новый продукт |
х |
0,2 |
х |
5 |
|
|
3.2. |
Аналог лучших зарубежных изделий |
х |
0,2 |
х |
3 |
|
|
3.3. |
Модернизация известного изделия |
х |
0,2 |
х |
4 |
|
|
3.4. |
Аналог выпускаемой продукции |
х |
0,2 |
х |
2 |
|
|
Итого SUM K3j |
|
||||||
4. |
Эффективность участия Республики Бурятия в инвестиционном проекте |
||||||
4.1. |
Социальная эффективность |
х |
0,3 |
Определяется суммой баллов по каждому показателю социальной эффективности (пп. 4.1-4.2 Порядка) |
|||
4.2. |
Бюджетная эффективность |
х |
0,3 |
ЧДД<=0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
0<ЧДД<1 |
10 |
|
|
|
|
|
|
ЧДД>=1,0 |
15 |
|
|
4.3. |
Экономическая эффективность |
|
0,3 |
|
|
|
|
4.3.1. |
Чистый дисконтированный (приведенный доход) (NPV) |
Млн. рублей |
0,3 |
NPV<=0 |
0 |
|
|
|
|
|
0,3 |
0<NPV<=0,25 |
2 |
|
|
|
|
|
0,3 |
0,26<NPV<=0,5 |
3 |
|
|
|
|
|
0,3 |
0,51<=NPV<=1 |
4 |
|
|
|
|
|
0,3 |
NPV>1,0 |
5 |
|
|
4.3.2. |
Внутренняя норма рентабельности (доходности) (IRR) |
% |
0,3 |
IRR<Ст(3) |
0 |
|
|
|
|
|
0,3 |
IRR=Ст |
4 |
|
|
|
|
|
0,3 |
IRR>Ст |
8 |
|
|
4.3.3. |
Дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта (DPBP) |
месяцев |
0,3 |
DPBP<=12 |
10 |
|
|
|
|
|
0,3 |
12<DPBP<=36 |
6 |
|
|
|
|
|
0,3 |
36<DPBP<=60 |
3 |
|
|
|
|
|
0,3 |
DPBP>60 |
1 |
|
|
4.3.4. |
Индекс рентабельности (доходности) инвестиций (PI) |
|
0,3 |
PI<=1,5 |
1 |
|
|
|
|
|
0,3 |
1,51<=PI<=2 |
2 |
|
|
|
|
|
0,3 |
PI>2 |
3 |
|
|
4.3.5. |
Доля собственных средств инициатора проекта в процентах к общему объему требуемых инвестиций (D) |
% |
0,3 |
75<=D<100 |
4 |
|
|
|
|
|
0,3 |
50<=D<75 |
3 |
|
|
|
|
|
0,3 |
25<=D<50 |
2 |
|
|
|
|
|
0,3 |
D<25 |
1 |
|
|
4.4. |
Экологическая эффективность |
х |
0,3 |
Определяется суммой баллов по каждому показателю экологической эффективности (п. 3.1. Порядка) |
|||
Итого SUM K4j |
|
||||||
Итоговый коэффициент оценки по j-му проекту с учетом весомости критериев (Kj) |
|
(3) Ставка рефинансирования Центробанка России на дату проведения оценки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономики Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия от 13 августа 2009 г. N 48/115 "Об утверждении методики оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов"
Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия
Номер государственной регистрации 032009119 от 26 августа 2009 г.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 5 сентября 2009 г. N 91
Приказом Министерства экономики Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия от 22 декабря 2014 г. N 3-НП/350 настоящий приказ признан утратившим силу