Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 декабря 2010 г. N 524 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Бурятия" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства Республики Бурятия
от 3 декабря 2010 г. N 524
"Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Бурятия"

С изменениями и дополнениями от:

26 июля 2012 г.

 

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в связи с получением положительных сводных заключений Министерства регионального развития Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Бурятия, Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Схему территориального планирования Республики Бурятия.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент -
Председатель Правительства
Республики Бурятия

В.В. Наговицын

 

Схема
территориального планирования Республики Бурятия
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 декабря 2010 г. N 524)

С изменениями и дополнениями от:

26 июля 2012 г.

 

Введение

 

Представленная Схема территориального планирования Республики Бурятия выполнена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Схема территориального планирования Республики Бурятия является стратегическим градостроительным документом со сроком реализации до 2040 г. (прогнозный период), в том числе на период до 2015 г. - первая очередь, на период до 2025 г. - расчетный срок.

Схема территориального планирования Республики Бурятия является градостроительным документом регионального уровня и составляет основу для разработки всех других документов территориального планирования Республики Бурятия, а также обеспечивает согласованное развитие этого региона в структуре Сибирского федерального округа Российской Федерации в целом.

Схема территориального планирования Республики Бурятия в соответствии со п. 3 - 6 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации включает в свой состав карты (схемы):

- планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

- планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

- объектов энергетических систем регионального значения;

- объектов транспорта и связи регионального значения;

- линейных объектов регионального значения;

- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами Республики Бурятия полномочий Республики Бурятия.

Таким образом, в разработанной Схеме территориального планирования Республики Бурятия представлен долгосрочный план развития государственной инфраструктуры регионального уровня (транспортной, инженерной и социальной), а также планирование территории для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд, зон с особыми условиями использования территории.

 

1. Цели и задачи территориального планирования

 

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации: "Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".

Данная Схема территориального планирования Республики Бурятия строится на комплексном подходе к развитию территории Республики Бурятия, конечным результатом которого является выделение территорий:

- определенного моно- или полифункционального назначения (с наличием одной, преимущественной функции, или с наличием нескольких равно приоритетных функций, соответственно);

- приоритетного нового освоения и развития, с преимущественной специализацией;

- планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения (или инвестиционных проектов).

С позиций территориального планирования крайне важно выделение зон:

- особо охраняемых природных территорий;

- с особыми условиями использования территории;

- действия опасных геологических процессов;

- с ограничениями для капитального строительства (по условиям строительства);

- размещения историко-культурного потенциала (памятники истории, культуры и архитектуры, исторические города).

В Схеме территориального планирования Республики Бурятия поставлены задачи по определению границ:

- муниципальных образований;

- земель сельскохозяйственного назначения и земель сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

- земель лесного фонда;

- земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- земель обороны и безопасности;

- территорий объектов культурного наследия;

- зон с особыми условиями использования территории;

- территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

- резервных территорий для развития городов;

- зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Основной задачей Схемы территориального планирования Республики Бурятия является планирование взаимоувязанного размещения конкретных объектов капитального строительства, пространственного положения планируемых к строительству объектов, в целях исключения конфликта интересов различных структур управления по отношению к земле как главному инвестиционному ресурсу территории Республики Бурятия.

 

2. Проектные предложения и мероприятия
по территориальному планированию Республики Бурятия

 

2.1. Состав и границы муниципальных образований Республики Бурятия

 

Границы муниципальных образований

На территории Республики Бурятия сформирована сеть муниципальных образований, включающая:

- 2 городских округа: город Улан-Удэ, город Северобайкальск;

- 21 муниципальный район;

- 18 городских поселений, в том числе 4 города районного подчинения: город Кяхта, город Гусиноозерск, город Бабушкин и город Закаменск;

- 255 сельских поселений".

Наличие статуса городского округа только у двух городов Республики Бурятия является спецификой муниципальных образований Республики Бурятии, и свидетельствует об относительно низком уровне урбанизации Республики Бурятия.

Сетка муниципальных районов является достаточно крупной, что во многом определяется масштабами и конфигурацией территории, а также и особенностями рельефа Республики Бурятия.

Границы муниципальных образований по городским округам, муниципальным районам и по поселениям отображены на карте (схеме) "Границы муниципальных образований", в масштабе М 1:1 000 000.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451 в раздел 2.2. настоящего приложения внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

2.2. Земельный фонд Республики Бурятия.
Границы земель различных категорий

 

Общий земельный фонд Республики Бурятия составляет 35133,4 тыс. га, в том числе:

- 10% приходится на земли сельскохозяйственного назначения;

- 0,4% - на земли населенных пунктов;

- 1,4% - на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и безопасности и иного назначения;

- 6,0 % - на земли особо охраняемых природных территорий;

- 73,6% - на земли лесного фонда;

- 6,2% - на земли водного фонда;

- 2,4% - на земли запаса.

Земли лесного фонда

Региональной особенностью земельных ресурсов Республики Бурятии является преобладание земель лесного фонда (почти 74% всех земель Республики Бурятия). В северных районах (Баунтовский, Курумканский, Баргузинский, Муйский и Северо-Байкальский) на земли лесного фонда приходится до 90% территории.

Границы земель лесного фонда отображены на карте (схеме) "Границы земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий регионального значения", в масштабе М1:1 000 000.

Земли особо охраняемых природных территорий регионального значения

Земли особо охраняемых территорий, в совокупности с особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения, входящими в состав лесного фонда Республики Бурятия, составляют около 9% земельного фонда Республики Бурятия (то есть сопоставимо с землями сельскохозяйственного назначения). В проектном периоде не планируется изменение статуса и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения", показаны на карте (схеме) "Границы земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий регионального значения", в масштабе М 1: 1 000 000.

Земли сельскохозяйственного назначения

Для Республики Бурятия характерно относительно низкая доля земель сельскохозяйственного назначения - всего 10% земель, особенно пашни - около 2% всех земель Республики Бурятия.

В структуре земель сельскохозяйственного назначения около 60% занимают сельскохозяйственные угодья, в составе которых естественные кормовые угодья составляют 65%, пашня - 33%, залежи - 2,1%, многолетние насаждения - 0,3%.

Наибольший процент земель сельскохозяйственного назначения в общей площади земель приходится на южные районы Республики Бурятия: Мухоршибирский (56,4%), Джидинский (52,9%) и Селенгинский (44,1%).

Границы земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения отражены на карте (схеме) "Границы земель сельскохозяйственного назначения и границы земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения", в масштабе М 1: 1 000 000.

Земли обороны и безопасности.

Общая площадь земель обороны составляет около 450 тыс. га, или около 1,5% от общей земельной площади Республики Бурятия, и распределены по разным территориям Республики Бурятия - по 2-м городским округам и 9-ти муниципальным районам.

Преобладающая часть земель обороны находится в Еравнинском районе - 85%, где дислоцированы две войсковые части. На втором месте - пограничный Кяхтинский район, где размещены земли обороны - около 6% (или 25,6 тыс. га), и на третьем месте - Заиграевский район - 3,4% (или 15,1 тыс. га) земель обороны.

 

Таблица 1

 

Земли обороны Республики Бурятия
(в территориальном разрезе) на 01.01. 2008 г.

 

Площадь земель обороны и распределение по территории Республики Бурятия

га

%

Республика Бурятия

445174,5

100,000

Джидинский район

2370,0

0,532

в/ч СибВО спец.уч.

639,0

0,144

в/ч 62286 спец.уч.

1257,0

0,282

в/ч 22161 склад

125,0

0,028

в/ч 44413 склад

90,0

0,020

в/ч 26292 спец.уч.

157,0

0,035

в/ч в-л Юкв.

2,0

0,000

в/ч спец.уч.

53,0

0,012

кэч

14,0

0,003

Желтуринская п/з

17,0

0,004

Боцинская п/з

7,0

0,002

Цаган-Усунская п/з

9,0

0,002

Еравнинский район

378235,0

84,963

в/ч 03423

370363,0

83,195

в/ч 21345

7872,0

1,768

Заиграевский район

15114,0

3,395

в/ч 14129

470,0

0,106

в/ч 11447

10,0

0,002

в/ч 39284

742,0

0,167

КЭЧ ЗабВО

24,0

0,005

в/ч 57358

37,0

0,008

в/ч 83217

29,0

0,007

ЗабВО

249,0

0,056

УНР256

464,0

0,104

в/ч 30682 (N2094)

50,0

0,011

в/ч 28098 (N 1019)

601,0

0,135

в/ч 32364

12023,0

2,701

ФГУП 1019 зав.

409,0

0,092

КЭЧ 235

6,0

0,001

Иволгинский район

403,9

0,091

в/ч 14129

190,0

0,043

в/ч 83217

8,2

0,002

в/ч 01807

192,8

0,043

в/ч 46167

12,9

0,003

Кяхтинский район

25562,0

5,742

Уч. "Орбита"

7,3

0,002

Очист.сооруж.

4,5

0,001

п/заставы

51,8

0,012

в/ч 44286

2,4

0,001

в/ч 69647

24453,0

5,493

в/ч 44413

80,0

0,018

КЭУ ЗабВО 9км.

426,3

0,096

в/ч 04176

29,0

0,007

в/ч 30227

45,0

0,010

в/ч ЗабВО

86,3

0,019

в/ч 2043

255,3

0,057

в/ч 62162

10,3

0,002

в/ч 22351

66,0

0,015

Очист.сооруж. п. Суджа

4,0

0,001

КЭУ ЗабВО ЛЭП

0,1

0.000

КЭУ ЗабВО водовод

14,7

0,003

в/ч 03820

6,0

0,001

в/ч 05376

20,0

0,004

Прибайкальский район

33,8

0,008

Спец.уч. в/ч 83217

33,8

0,008

Северо-Байкальский район

11,0

0,002

в/ч 7628

11,0

0,002

Селенгинский район

13134,0

2,950

Земли Мин. обороны

13134,0

2,950

Тарбагатайский район

7643,7

1,717

в/ч 32908

54,1

0,012

в/ч 39284

126,0

0,028

в/ч 5506

14,5

0,003

в/ч 32412

0,6

0,000

уч.Мин. обороны

7448,5

1,673

Тункинский район

17,0

0,004

Погранзастава

9,9

0,002

Вост.Сиб. тыл таможня

2,5

0,001

Бурятская таможня

3,6

0,001

Мондинское ОКВП

1,0

0,000

г. Северобайкальск

7,0

0,002

Земли обороны

7,0

0,002

г. Улан-Удэ

2643,1

0,594

Военный комиссариат РБ

8,0

0,002

Военный комиссариат РБ

0,4

0,000

Военный комиссариат РБ

1,7

0,000

Военный комиссариат РБ

0,3

0,000

в/ч 32908

3,3

0,001

в/ч 832117 Мин.обороны

27,2

0,006

в/ч 31527

0,4

0,000

в/ч 01880

0,8

0,000

в/ч 14344

1127,7 8,7

0,253

в/ч 21405

 

0,002

в/ч 21881

4,6

0,001

в/ч 26001

1,5

0,000

в/ч 32

1,0

0,000

в/ч 32908

10,2

0,002

в/ч 41055

90,5

0,020

в/ч 51587

18,2

0,004

в/ч 63292

1258,5

0,283

в/ч 69692

1,3

0,000

в/ч 72697

1,1

0,000

в/ч 73697

4,7

0,001

в/ч 95961 "А" (65463)

0,2

0,000

в/ч 14344

73,0

0,016

 

Кроме того, к землям обороны относятся территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. В проектном периоде не планируется изменение статуса и границ земель обороны и безопасности.

Границы земель обороны и безопасности отображены на карте (схеме) "Границы земель обороны и безопасности", в масштабе М 1: 1 000 000.

 

Таблица 2

 

Перечень пунктов пропуска через государственную границу
Российской Федерации в Республике Бурятия

 

N п/п

Наименование

Местоположение

Классификация

1. Автомобильные пункты пропуска

1.

Айнек - Гол

Республика Бурятия Закаменский район

автомобильный грузопассажирский
на нерегулярной основе двусторонний

2.

Желтура

Республика Бурятия Джидинский район

автомобильный грузопассажирский
на нерегулярной основе двусторонний

3.

Кяхта

Республика Бурятия Кяхтинский район

автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний

4.

Монды

Республика Бурятия Тункинский район

автомобильный грузопассажирский постоянный, двусторонний

2. Железнодорожные пункты пропуска

1.

Наушки

Республика Бурятия Кяхтинский район

железнодорожный грузопассажирский постоянный многосторонний

3. Воздушные пункты пропуска

1.

Аэропорт Улан-Удэ (Мухино)

Республика Бурятия

воздушный грузопассажирский постоянный многосторонний

 

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в Схеме территориального планирования Республики Бурятия" показаны планируемые границы земель сельскохозяйственного назначения, планируемые границы сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, планируемые границы земель обороны и безопасности, планируемые границы земель особо охраняемых природных территорий, планируемые границы земель лесного фонда.

Реализация инвестиционной программы Республики Бурятия, с целью создания новой экономики Республики Бурятия, базирующейся на масштабных инвестиционных проектах, безусловно, будет связано с изменением границ земель различных категорий, и прежде всего, с изменением границ лесного фонда как преобладающей категории земель Республики Бурятия.

В проектном периоде границы земель лесного фонда могут быть изменены преимущественно за счет строительства Мокского гидроузла и Мокской ГЭС, освоения новых минерально-сырьевых баз и добычи полезных ископаемых, строительства промышленных и транспортных объектов, а также за счет создания особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" и перевода их в земли промышленности, энергетики, транспорта и земли иного специального назначения(рекреационные земли).

В проектном периоде границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения могут быть изменены преимущественно за счет перевода их в земли населенных пунктов в связи с территориальным развитием поселений, в первую очередь - городского округа г. Улан-Удэ, в связи с решением амбициозной задачи по увеличению численности населения до 700 тыс. жителей.

В проектном периоде границы лечебно-оздоровительных местностей и курортов (рекреационных земель) могут быть изменены преимущественно за счет создания особой экономической зоны туристско - рекреационного типа "Байкальская гавань", восстановления и развития курортов местного значения (Закаменский, Баунтовский, Курумканский, Тункинский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Кяхтинского и Иволгинский районы).

В проектном периоде могут измениться площади земель особо охраняемых территорий регионального значения.

При разработке генеральных планов необходимо предусмотреть по прибрежным районам оз. Байкал (Кабанский, Баргузинский, Прибайкальский, Северо-Байкальский) возможность расширения границ населенных пунктов под земли рекреационного назначения.

 

2.3. Инженерно-строительное районирование
(по инженерно-геологическим изысканиям)

 

В Схеме территориального планирования Республики Бурятия, в рамках общих требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, проведения инженерных изысканий на основании анализа инженерно-геологических условий (рельеф и геоморфология, геологическое строение, гидрогеологические условия, опасные геологические процессы) на территории Республики Бурятии выполнено инженерно-строительное районирование.

Согласно инженерно-строительному районированию на рассматриваемой территории выделены регионы только со сложными и особо сложными инженерно-строительными условиями и исключаемые из масштабного градостроительного освоения.

Территории со сложными условиями для строительства охватывают средневысокие горы, долины рек в 7-8-балльной зоне, территории, пораженные опасными геологическими и геокриологическими процессами. Такие территории преобладают в юго-восточной части Республики Бурятия, встречаются на севере и в западной части Республики Бурятия.

Территории с особо сложными условиями и исключаемые из масштабного градостроительного освоения приурочены к высоким горам, оконтуривающим озеро Байкал, с сейсмичностью 9-10 баллов и выше, территориям, сильно пораженным опасным геологическим процессам, затапливаемым паводками.

Из анализа природных условий Республики Бурятия следует, что они достаточно сложны для освоения территории, что определяется:

- суровыми погодными условиями, присущими резко континентальному климату с холодной, но малоснежной зимой и резкими перепадами температур;

- преобладанием на большей части территории горного рельефа;

- повсеместным распространением многолетней мерзлоты (преимущественно сплошной и прерывистой, реже островной) и связанными с ней криогенными процессами;

- высокой сейсмичностью региона, достигающей 10 баллов;

- значительным распространением опасных геологических процессов;

- сложностью инженерно-строительных условий.

 

2.4. Развитие государственной инфраструктуры регионального значения.
Объекты капитального строительства регионального значения

 

2.4.1. Социальная инфраструктура

 

Образование

 

Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", реализация программы "Подключение школ к сети Интернет", по итогам которой все образовательные учреждения в Республике Бурятия будут подключены к сети Интернет.

До 2010 г. планируется строительство и ввод в эксплуатацию:

- 18 новых дошкольных образовательных учреждений на 1555 мест;

- общеобразовательных школ в с. Хонхолой, с. Исинга, с. Ацагат, г. Северобайкальск, в п. Орешкова, г. Улан-Удэ;

- дома-интерната в Новой Бряни Заиграевского района, расширение Верхнежиримского, Джидинского, Гусиноозерского домов-интернатов, Бабушкинского психоневрологического интерната, с общим увеличением на 359 мест;

- общежития специального профессионального училища N 1, в п. Южный г. Улан-Удэ;

- общежития на 350 мест в г. Улан-Удэ (19 квартал);

- детского дома на 50 мест в с. Субуктуй Кяхтинского района;

- детского дома на 70 мест в с. Красный Яр Кабанского района;

- общеобразовательной средней школы в г. Северобайкальск;

- общеобразовательной средней школы на 242 учащихся с интернатом на 28 мест в с. Улюнхан Курумканского района;

- Профессионального лицея N 21 в п. Онохой Заиграевского района;

- библиотечно-информационного корпуса Бурятской Государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филлипова в г. Улан-Удэ.

 

Здравоохранение

 

В рамках Программы "Социально-экономического развития Республики Бурятия на период 2008-2010 годы и на период до 2017 года" намечены к реализации, следующие инвестиционные проекты:

- Реконструкция и развитие Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" в г. Улан-Удэ (1-ая и 2-ая очереди, 1-ая очередь - срок ввода в эксплуатацию 2011 г.);

- Строительство комплекса Государственного учреждения здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница" в г. Улан - Удэ (1-ый - 4-ый пусковые комплексы);

- Строительство лечебного корпуса на 70 коек Государственного учреждения здравоохранения "Центр восточной медицины" на Верхней Березовке в окрестности г. Улан - Удэ (срок ввода в эксплуатацию - 2010 г.);

- Строительство акушерско-педиатрического корпуса на 30 коек Курумканской центральной районной больницы (срок ввода в эксплуатацию - 2010 г.);

- Строительство хирургического корпуса на 27 коек Гусиноозерской центральной районной больницы в г. Гусиноозерск (срок ввода в эксплуатацию - 2010- 2011 г.);

- Строительство комплекса из 3-ех зданий Государственного учреждения здравоохранения "Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" в г. Улан- Удэ (срок ввода в эксплуатацию - 2012 г.);

- Пристрой к участковой больнице с. Кудара - Сомон Кяхтинского района (срок ввода в эксплуатацию - 2012 г);

- Строительство хирургического корпуса на 15 коек Тункинской центральной районной больницы в с. Кырен Тункинского района (срок ввода в эксплуатацию-2011 г.);

- Строительство центральной районной больницы на 100 мест в с. Сосновоозерское Еравнинского района (срок ввода в эксплуатацию - 2012 г);

- Реконструкция городской инфекционной больницы на 126 коек в г. Улан-Удэ (2011 г.);

- Строительство родильного стационара на 150 коек Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр"в г. Улан-Удэ (2011 г.);

- Строительство хирургического стационара на 100 коек и каньона для линейного ускорителя Государственного учреждения здравоохранения "Бурятский республиканский онкологический диспансер" в г. Улан-Удэ (2010-2013 гг.);

- Строительство лабораторного корпуса Государственного учреждения здравоохранения "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" в г. Улан-Удэ (2012 г);

- Строительство общежития на 200 мест для Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева" в г. Улан-Удэ (2012 г.);

- Строительство 6-ой поликлиники на 800 посещений в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ (2012-2013 гг.);

- Строительство Государственного учреждения здравоохранения "Республиканское паталогоанатомического бюро" в г. Улан-Удэ (2013 г.);

- Строительство станции скорой медицинской помощи в г. Улан-Удэ (2013-2014 гг.);

- Строительство участковой больницы в с. Турка Прибайкальского района Республики Бурятия для обслуживания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" (2014 гг.);

- Строительство пансионата Государственного учреждения здравоохранения "Центр восточной медицины" в с. Аршан Тункинского района (2013 г.);

- Строительство бальнеологического стационара для реабилитации космонавтов в с. Горячинск Прибайкальского района (2012 г.);

- Строительство комплекса Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский кожно-венерологический диспансер" на 50 коек в г. Улан-Удэ (2014 г.);

- Строительство Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая гинекологическая больница" на 200 коек в г. Улан-Удэ (2013-2015 гг.);

- Реконструкция мастерских Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский психоневрологический диспансер" в г. Улан-Удэ под психо-туберкулезное отделение на 50 коек (2012 г.);

- Строительство Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский врачебно-физкультурного диспансер" в г. Улан-Удэ (2017 г.).

 

Физическая культура и спорт

 

До 2010 г. планируется строительство и ввод в эксплуатацию (в рамках республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годы и до 2010 года):

- строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в районах Республики Бурятия;

- капитальный ремонт муниципальных учреждений и укрепление их материально-технической базы (приобретение спортинвентаря, оборудования, техники) во всех городах и районах Республики Бурятия.

В рамках целевой программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период 2008-2010 годы и на период до 2017 года намечены к реализации следующие инвестиционные проекты:

- Строительство физкультурно-спортивного комплекса в г. Улан - Удэ;

- Строительство Центра Олимпийской подготовки на побережье озера Байкал в районе курорта Горячинск;

- На период до 2010 года планируется проведение проектно-изыскательские работы для строительства спортивного комплекса Бурятской Государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова в г. Улан-Удэ.

 

Культура и духовно-религиозная деятельность

 

В рамках Программы "Социально-экономическое развитие Республики Бурятия на период 2008-2010 годы и на период до 2017 года" намечены к реализации, следующие инвестиционные проекты:

- Реконструкция Автономного учреждения культуры "Государственный ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева" в г. Улан-Удэ;

- Реконструкция здания кинотеатра "Дружба" под размещение Государственное учреждение культуры "Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева" в г. Улан-Удэ;

- Реконструкция и реставрация Государственного учреждения культуры "Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова";

- Реконструкция Государственного учреждения культуры "Республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова";

- Строительство пристроя и реконструкция Государственного учреждения культуры "Национальная библиотека Республики Бурятия";

- Строительство пристроя к учебному корпусу Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств;

- Строительство национального театра Государственного учреждения культуры "Бурятский государственный национальный театр песни и танца "Байкал".

Объекты капитального строительства социальной инфраструктуры регионального значения показаны на карте (схеме) "Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения", в масштабе М 1:1 000 000.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451 в подраздел 2.4.2. настоящего приложения внесены изменения

См. текст подраздела в предыдущей редакции

2.4.2. Транспортная инфраструктура
Развитие транспорта

 

Схемой территориального планирования Республики Бурятия рассматривается как главное стратегическое направление развития территории Республики Бурятия, реализуемое как через реконструкцию и модернизацию существующей транспортной сети, так и строительства новых объектов транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках создания портовой особой экономической зоны на базе международного аэропорта "Байкал" в г. Улан-Удэ (Мухино).

Автомобильный транспорт

Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусмотрено новое строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования:

- Автодороги федерального значения:

- М-55 "Байкал"- Иркутск - Улан-Удэ до Читы; от Улан-Удэ (автомобильная дорога "Байкал") - Кяхта до границы с Монголией;

от Култук-Монды

- Автодороги регионального значения:

- Хаим - Бычье Озеро;

- Бычье Озеро - Котокель;

- Бабушкин - Гусиноозерск;

- Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян (на участке Улюнхан - Кумора);

- Даван (граница с Иркутской областью) - Северобайкальск - Нижнеангарск - Кичера - Новый Уоян - Северомуйск - Таксимо - Витим (граница с Забайкальским краем);

- Улюнхан - Багдарин;

- Улан-Удэ - Романовка - Багдарин - Таксимо-Бодайбо (на участке Багдарин-Таксимо);

- Обходная дорога вокруг г. Улан-Удэ;

- Закаменск - Кырен (а/д "Байкал"-Иркутск-Улан-Удэ-Чита ч/з н. п. Слюдянка);

- Автодорога от Багдарин- Орекитканский ГОК;

- Автодорога от с. Романовка- граница с Забайкальским краем;

- Мост через реку Витим в районе с. Романовка;

- Автодорога от с. Романовка до отворота на Хиагдинское месторождение;

- Автодорога "Витим- Мокская ГЭС";

- Автодорога Багдарин-Таксимо;

- Мост через реку Витим в районе Мокской ГЭС.

- Прочие автомобильные дороги регионального значения:

- Таксимо - Бамбуйка - Солонцово. Схемой территориального планирования Республики Бурятия также предусмотрено:

- Реконструкция автомобильной дороги Шергино - Оймур - Заречье, км 38 - км 58, в Кабанском районе (2009 г.);

- Строительство автомобильной дороги Шарогол - Хутор, км 0-км 1, в Кяхтинском районе (2007 г.);

- Строительство мостового перехода через р. Селенга на 2 км автодороги Тресково - Оймур - Заречье, в Кабанском районе (достройка объекта - до 2007 г.);

- Строительство железобетонного моста через р. Большая Речка на км 66 автодороги Береговая - Кабанск - Большая Речка, в Кабанском районе (2007 г.);

- Строительство мостового перехода через р. Хилок на 8 км автодороги Бичура - Новосретенка - Мотня - Гутай - Шибертуй, в Бичурском районе (2008 г.);

- Строительство подъезда к с. Мухор - Тала, км 0-км 11 от автомобильной дороги Улан-Удэ - Заиграево - Кижинга - Хоринск, в Заиграевском районе (2008 г.).

Железнодорожный транспорт

Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается новое строительство железных дорог регионального значения:

- Участок железной дороги для освоения Кедрово-Иракиндинского ЗРУ от ст. Таксимо дос.Бамбуйка;

- Железнодорожная ветка Таксимо - Цементный завод;

- Железнодорожная ветка Витим - Мокская ГЭС;

- Модернизация железной дороги ст. Наушки - ст. Улан-Удэ;

- Большую роль в социально-экономическом развитии Республики Бурятия должна сыграть проектируемая железная дорога регионального значения Могзон - Озерный ГОК - Новый Уоян, которая обеспечит развитие восточной части Республики Бурятия.

Воздушный транспорт

Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается восстановление сети местных воздушных линий и аэродромов (ранее закрытых), в связи с возрастающим спросом на внутриреспубликанские авиаперевозки.

Для обеспечения транспортной доступности населения, для увеличения туристического потока в Республике Бурятия планируется реконструкция следующих аэропортов местных воздушных линий: Нижнеангарск, Таксимо, Багдарин, Горячинск, Кырен, Закаменск, Баргузин, Сосново-Озерское, организация постоянно функционирующих местных воздушных линий, связывающих аэропорты местных воздушных линий (МВЛ) со столицей Республики Бурятия - городом Улан-Удэ.

Кроме этого, Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается реконструкция вертолетных площадок, в т.ч. организация современного искусственного покрытия взлетных площадок в населенных пунктах: Новый Уоян, Кумора, Хужир, Новоселенгинск, Джида, Боргой, Селенгинск, Энхалук, Хоринск, Кижинга, Романовка, Баргузин, Усть-Баргузин, Курумкан, Верхняя Заимка, Россошино, Бамбуйка, Муя, Северный, Сосново-Озерское. Указанные площадки обеспечиваются оборудованием для работы в ночное время и в сложных метеоусловиях.

В долгосрочной перспективе возможно преобразование части вертолетных площадок в аэропорты (в т.ч. Усть-Баргузин, Орлик, Сосново-Озерское).

Речной транспорт

Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается:

- Реконструкция портовых и причальных сооружений в г. Улан-Удэ, Нижнеангарск, п. Усть-Баргузин, г. Бабушкин (с. Клюевка), с. Турка, Сеногда, Хакусы, Лударь, Онокочан, Монахово, Максимиха, Энхалук, Сухая, Танхой, в местности Байкальский сор (Култушная, Истомино, Посольское) и др.;

- Организация регулярных рейсов (в т.ч. судами разного типа, а также грузопассажирскими судами) между северной частью оз. Байкал с населенными пунктами восточного и южного берега оз. Байкал;

- Организация круизных и регулярных рейсов по маршрутам "Улан-Удэ - Турка - Ольхон", "Улан-Удэ - Усть-Баргузин - Нижнеангарск" и др.

Объекты капитального строительства транспортной инфраструктуры регионального значения показаны на карте (схеме) "Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения", в масштабе М 1:1 000 000.

 

2.4.3. Связь

 

Электросвязь

Для достижения поставленной стратегической задачи по обеспечению населения надежной связью на всей территории Республики Бурятия, включая малонаселенные, удаленные и труднодоступные районы, в проектном периоде необходимо:

- создание новых современных цифровых линий передач на основе оптоволоконных и радиорелейных линий передач;

- создание спутниковой телефонизации в тех районах, где создание наземной инфраструктуры невозможно (для территорий с низкой плотностью населения и сложным рельефом местности), а также корпоративное использование спутниковой связи в целях реализации крупных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых, строительства трубопроводов федерального значения, а также для развивающего туристического сектора. При этом планируется размещение станций во всех сельских районах.

Информатизация. Планируется расширение и развитие существующего сегмента сети цифровых каналов связи с районными центрами Республики Бурятия.

Телевидение. Планируется внедрение цифровых технологий телевещания в целях более высокого качества принимаемого сигнала.

Предложения по развитию систем связи.

- Развитие услуг Интернета, сотовой и пейджинговой связи;

- Внедрение новых информационных технологий для предоставления новых видов услуг почты в рамках федеральных программ;

- Реконструкция сети распространения и трансляции программ центрального телевидения и радио в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы";

- Расширение и модернизация телекоммуникационных сетей в сельской местности;

- Реализация проекта развития региональной сети телерадиовещания с использованием спутниковых систем для дальнейшего увеличения зоны охвата;

- Строительство современных линий передач для организации цифровых каналов связи.

 

2.4.4. Инженерная инфраструктура

 

Электроснабжение

Предложения по перспективному развитию системы электроснабжения Республики Бурятия:

1. Гусиноозерская ГРЭС:

- Окончание реконструкции энергоблока N 4 (к 2011 году);

- Начало строительства энергоблоков N 7 и N 8 (2013-2015 г.п).

2. Реконструкция и модернизация Улан-Удэнской ТЭЦ-1, установка ТГ-7 мощностью 100 МВт (2010 год).

3. Строительство и доведение до проектных параметров Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (строительство 4-х энергоблоков по 210 МВт).

4. Строительство Мокской ГЭС и Ивановского контррегулятора в составе Витимского гидроузла (2020 год).

5. Строительство и реконструкция:

- ВЛ 500 кВ "Усть-Кут - Нижнеангарск" и ВЛ 500 кВ "Нижнеангарск - Витим" с ПС 500 кВ "Нижнеангарск" (ОРУ 220 кВ) и ПС 500 кВ "Витим" (ОРУ220 кВ);

- Строительство и проектирование 2-х цепной ВЛ 220 кВ "Орекиткан - Витим" (550 км) с ПС 220/110/10 кВ "Орекиткан";

- ВЛ 500 кВ "Мокская ГЭС - Витим";

- Мероприятия по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Мокской ГЭС (2011-2019 гг.);

- Мероприятия по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Ивановской ГЭС (2015-2018 гг.);

- Проектирование и строительство ВЛ 500 кВ Витим - Исток - Еравна с ПС 500 кВ "Еравна" и "Исток"; ПС 500 кВ "Витим";

- Строительство ВЛ-110 кВ "Хоринск-Георгиевка", "Георгиевка-Поперечная 1-Комсомольская", "Комсомольская-Сосново-Озерная" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (145км);

- Реконструкция ПС 110/35/10 кВ "Сосново-Озерская" 2*25 МВА;

- Расширение ПС 35/10 кВ "Гунда" (перевод на напряжение 110 кВ) 2*16 МВА;

- Строительство ВЛ-110 кВ "Сосновоозерск-Гунда" (провод АС-120, 33 км);

- Комплексная реконструкция ПС 220 кВ "Районная";

- Строительство ВЛ-110 кВ "Районная-Новая-Онохой" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (45 км);

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Онохой-Курба-Удинск" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (80 км);

- Строительство ВЛ-110 кВ "Удинск-Хоринск" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (50 км);

- Расширение ПС 35/10 кВ "Санномыск" (перевод на напряжение 110 кВ) 2*2,5 МВА;

- ПС 220 кВ "Хоринск";

- ВЛ 500 кВ "Еравна - Чита";

- ВЛ 500 кВ "Улан-Удэ - Еравна";

- Проектирование и строительство ВЛ 500 кВ "ГО ГРЭС - Улан-Удэ" (110 км) с ПС 500 кВ "Улан-Удэ";

- Проектирование и строительство 2-х цепной ВЛ 220 кВ "ГО ГРЭС - Петропавловка - Инкур" с (460 км), ПС 220/110/10 кВ "Инкур", ПС 220/110/10 кВ "Петропавловка";

- Проектирование и строительство ВЛ 110 кВ "Байкало-Кудара - Оймур - Сухая" (36 км) с ПС 110/10 кВ Сухая" (2x10 МВт);

- Проектирование и строительство ПС 110/10 кВ "Вершина" (2x10 МВт) с отпайкой ВЛ 110 кВ (2x10 км);

- Реконструкция ПС 110/10 кВ "Нестерово" (2x2,5 МВт);

- Проектирование и строительство ВЛ 110 кВ "Баргузин - Курумкан" (96 км) с ПС 110/10 кВ (2x10 МВт) "Баргузин" и ПС 110/10 кВ (2х 6,3 МВт) "Курумкан";

- Проектирование и строительство ПС 110/10 кВ (2x10 МВт) "Максимиха", с отпайкой ВЛ 110 кВ (2x10 км);

- Реконструкция ПС 110/35/10 кВ "Октябрьская", замена трансформаторов 2*25 МВА на 2*40 МВА;

- Реконструкция ПС 110/35/6 кВ "Западная" замена трансформаторов 2*16 МВА на 2*40 МВА;

- Строительство ПС 110/6 кВ "Затон" 2*40 МВА;

- Расширение ПС 35/10 кВ Таежная (перевод на напряжение 110 кВ) 2*40 МВА;

- Реконструкция ПС 110/35/10/6 кВ "Тимлюйская" 2*40 МВА;

- Реконструкция ПС 35/10 кВ "Аршан" 2*6,3 МВА;

- Проектирование и строительство ПС 110/10 кВ "Слобода" "Кяхта" 2*6,3 МВА с ВЛ-110 кВ(3 км);

- Строительство подстанции ПС 110/10 "Зауда" ул. Трубачеева г. Улан-Удэ;

- Строительство подстанции ПС 110/10 Н. Комушка г. Улан-Удэ;

- Строительство подстанции ПС 110/10, Железнодорожная, район заправки, Стеклозавод г. Улан-Удэ;

- Строительство подстанции ПС 110/10, п. Аэропорт, Международный аэропорт, г. Улан-Удэ;

- Строительство подстанции ПС 110/35/10 п. Загорск г. Улан-Удэ;

- Проектирование и строительство ВЛ 220 кВ "Татаурово - Баргузин" (300 км);

- ПС 220/10 кВ Баргузин" (2x16 км);

- Расширение ПС 220 кВ "Северная";

- Реконструкция ПС 220 кВ "Татаурово";

- ВЛ 220 кВ "Татаурово - Горячинск - Баргузин" с ПС 220 кВ "Горячинск" и ПС 220 кВ Баргузин" (2010-2012 гг.);

- ОРУ 500 кВ Гусиноозерской ГРЭС и ПС 500 кВ "Чита", перевод на номинальное напряжение ВЛ "Ключи - ГО ГРЭС и ВЛ ГО ГРЭС - Петровск-Забайкальский - Чита", сооружение ПП 500 кВ "Петровск-Забайкальский";

- ПС 500 кВ,"Иркутская", ПС 500 кВ Гусинозерская ГРЭС;

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Джида-Хоронхой" (25км);

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Селендума-Джида" (32км);

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Селендума-Боргой" (50км);

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Боргой-Петропавловка";

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Петропавловка-Бургултай";

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Бургултай-Торей";

- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Гусиноозерская ГРЭС-Селендума";

- Проектирование и строительство 2-й ВЛ 500 кВ "Шелехов - Гусиноозерская ГРЭС - Улан-Удэ"(340 км);

- ВЛ 4*220 кВ Витим-Таксимовский металлургический комбинат с ПС 220 кВ "Металлургический комбинат";

- ВЛ 2*110 кВ ПС "Таксимо- ПС 110 кВ "Цементный завод";

- ВЛ -110 кВ Нижнеангарск- Холоднинский ГОК сПС 110 кВ "Холоднинский ГОК";

- ВЛ 2*220 кВ "Улан-Удэ-Хоринск-Еравна" с ПС220 кВ "Хоринск";

- ВЛ 2*220 кВ Мокская ГЭС -Орекиткан с ПС 220/110/10 кВ "Орекиткан".

Электроснабжение центральной части Республики Бурятия.

Для возможности подключения новых потребителей, а так же для повышения надежности электроснабжения г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия необходимо:

- установка 2-го автотрансформатора мощностью 125 МВД на ПС Северная;

- установка автотрансформаторов 63 МВД на ПС Татаурово.

Для возможности присоединения нагрузок новых потребителей и повышения надежности электроснабжения необходимо также предусмотреть техническое перевооружение ТЭЦ-1 Улан-Удэ и ускорить ввод электрических мощностей на ТЭЦ-2 Улан-Удэ.

Электроснабжение участка БАМ.

Для возможности подключения новых потребителей, повышения надежности электроснабжения необходимо строительство:

- ВЛ-500 кВ Усть-Кут-Якурим-Киренга-Нижнеангарск, с ПС 500 кВ Нижнеангарская 2012-2015 гг.

- ВЛ-500 кВ Нижнеангарск-Витим с ПС 500 кВ Витим-2013-2015 гг.

При этом на 1-м этапе, возможна работа на напряжении 220 кВ.

Для выдачи мощности Мокской ГЭС, необходимо строительство ВЛ-500 кВ Мокская ГЭС-Витим.

Побережье озера Байкал.

В связи с развитием индустрии отдыха и туризма в с. Максимиха Баргузинского района, необходимо строительство ПС 110/10 кВ "Максимиха", ПС 110/10 кВ "Безымянная", ПС "Вершина" 110/ 10 кВ.

Электроснабжение Прибайкальского района Байкальских электрических сетей и Баргузинского и Курумканского районов Северных электрических сетей осуществляется по радиальной ВЛ 110 кВ Татаурово-Баргузин-Могойто от ПС 220 кВ Татаурово. По Прибайкальскому району, Баргузинскому, Курумканскому резерв мощности составляет всего 3 МВД. Для возможности присоединения нагрузок новых потребителей предусмотрено поэтапное строительство ВЛ 2200 кВ Татаурово-Горячинск-Баргузин.

Юг Республики Бурятия.

Для повышения надежности электроснабжения г. Гусиноозерск необходимо восстановление участка ВЛ 110 кВ Гусиноозерск-Окино-Ключи, реконструкцию ВЛ 110 кВ Селендума-Боргой, Петропавловка-Бургултай-Торей, ГОГРЭС-Селендума.

Тункинский район и Окинский район питаются по радиальной ВЛ 110 кВ от тяговой ПС 220 кВ Слюдянка (Култук) ВСЖД. Для возможности присоединения нагрузок новых потребителей и повышения надежности построен головной участок второй цепи ВЛ 110 кВ Култук-Зун-Мурино. Предусматривается реконструкция ПС 110 кВ Монды.

Восточные районы Республики Бурятия.

Восточные районы питаются по протяженной радиальной сети 110 кВ, от ПС 220/110/35/6 кВ "Районная". На участке "Районная-Онохой" (Заиграевский район Центрального ПЭС) ВЛ 110 кВ двухцепная, далее для ввода второй цепи ВЛ 110 кВ Онохой-Курба-Удинск необходима подвеска провода.

Для возможности присоединения новых потребителей (Озерный ГОК, ОАО "Хиагда", ООО "Флюорит", ЗАО "Ирис") необходим перевод на 110 кВ второй цепи 110 кВ "Удинск-Хоринск", используемой на напряжении 35 кВ, в связи с чем необходим перевод ПС 35 кВ Санномыск на 110 кВ, реконструкция ПС 110 кВ Хоринск и Сосновоозерская, установка дополнительных КУ от +25 МВАр до -25 МВАр на ПС 110 кВ Удинск и Сосновоозерск. Строительство ВЛ 110 кВ осуществляется в габаритах 220 кВ.

Обеспечение надежности.

Для обеспечения надежного электроснабжения Республики Бурятия, а также для исключения возможных аварийных ситуаций проводятся или планируются следующие мероприятия:

- Восстановление ЛЭП-126 между ПС Гусиноозерская и ПС Окино-Ключи;

- Установка второго автотрансформатора мощностью 125 кВА на ПС "Северная";

- Проектирование двух турбогенераторов по 210 МВт на ТЭЦ-2.

Структура распределения мощности энергосистемы Республики Бурятия

Анализ существующих мощностей осуществляется с учетом перспектив электроснабжения.

Учитываются следующие проекты:

- Дополнительная тяга поездов ВСЖД (около 200 МВт);

- Развитие туристического бизнеса по побережью озера Байкал (около 180 МВт);

- Разработка Хиагдинского уранового месторождения (7 МВт);

- Строительство Озерного ГОКа (свинцово-цинковое-пиритное месторождение) (60 МВт);

- Разработка Никольского месторождения угля (около 10 МВт).

Прирост электропотребления при реализации вышеуказанных проектов за период 2009-2014 гг. может составить около 500 МВт., таким образом, электропотребление территории значительно увеличится.

Теплоснабжение

Перспективы развития теплоснабжения.

Дальнейшее развитие теплофикации в существующих поселениях Республики Бурятия, повышение ее эффективности могут быть достигнуты при реализации мероприятий в двух основных направлениях.

Первое направление, реализуемое на первом этапе (до 2015 года) - обновление, техническое перевооружение и реконструкция систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Республики Бурятия с целью сокращения эксплуатационных издержек.

Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года предусмотрены строительство 2-го пускового комплекса теплоснабжения пос. Мясокомбината в г. Улан-Удэ, оптимизация теплоснабжения с. Сосновоозерск (строительство центральной котельной), реконструкция и модернизация котельной в с. Барагхан, реконструкция центральной котельной в с. Мухоршибирь.

В разрабатываемых муниципальных программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, входящих в состав Республиканской целевой программы "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года" обозначены конкретные мероприятия по модернизации и техническому перевооружению существующих систем теплоснабжения муниципальных образований.

Так, в соответствии с программой "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа "г. Улан-Удэ" Республики Бурятия", теплоснабжение города на перспективу планируется сохранить, в основном, централизованным. Источниками централизованного теплоснабжения города, как и в настоящее время, будут служить существующие ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

По ТЭЦ-1 предусматривается реконструкция за счет замены турбин высокого давления и увеличения паровой мощности ТЭЦ-1. По ТЭЦ-2 предусматривается установка двух турбоагрегатов мощностью по 110 тыс. кВт.

В результате тепловая мощность ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 увеличится.

Газоснабжение

В проектном периоде предусматривается:

- использование в качестве топлива газа (с целью оздоровления окружающей природной среды и улучшения качества жизни населения);

- применение топлива с минимальным количеством вредных веществ на территории охранных зон Байкала - применение сжиженных газов, что дает также возможность проектирования и строительства квартирных систем отопления, независимых от тепловых сетей;

- перевод котельных и внутридомовых газопроводов с сжиженным углеводородным газом (СУГ) на природный газ, при условии строительства в Бурятии газопровода;

Водоснабжение и канализация

В проектный период для обеспечения потребителей качественной водой приняты следующие решения:

- строительство централизованных водозаборов в населенных пунктах, в которых водоснабжение осуществляется из шахтных и трубчатых колодцев;

- модернизация 30% мощностей водозаборных сооружений и 17% водопроводных сетей (замена 255,5 км уличной водопроводной сети и 68 км уличной канализационной сети);

- расширение водозаборов в соответствии с расчетным водопотреблением, строительство павильонов;

- закрытие и тампонаж скважин, расположенных в зоне застройки, где невозможна организация зон санитарной охраны;

- государственная экспертиза запасов большинства водозаборных сооружений в Бурятии;

- проектирование зон санитарной охраны водозаборов;

- регулярный объектный мониторинг качества подземных водозаборных скважин;

- выполнение капитального ремонта 16 гидротехнических сооружений;

- установка бактерицидных установок для обеззараживания, типа УДВ, на всех водозаборах подземных вод, подающих воду потребителю, отвечающую по химическому составу СаНПиНу;

- строительство водоочистных сооружений в ряде населенных пунктов (Кабанского и Баргузинского районов), где в воде отмечено превышение нормативных показателей по железу и марганцу;

- строительство в населенных пунктах водонапорных башен с различной емкостью баков, в зависимости от водопотребления, и включение их в существующую систему водоснабжения.

С целью снижения уровня экологического воздействия на центральную экологическую зону Байкальской природной территории предлагаются следующие решения по водоотведению сточных вод от населенных пунктов:

- реконструкция и интенсификация существующих очистных сооружений с доведением их степени очистки до норм, отвечающих требованиям сброса в озеро Байкал и другие водные объекты: в п. Выдрино, с. Шалуты, с. Петропавловка, ст. Гусиное Озеро, с. Иволгинск, с. Петропавловка, с. Новокижингинск, а так же реконструкцию цеха механического обезвоживания осадка очистных сооружений г. Улан-Удэ);

- строительство новых очистных сооружений для населенных мест, не имеющих централизованного водоотведения, а так же в местах массового отдыха и рекреационных зонах: в с. Кабанск, г. Бабушкин, п. Заиграево, п. Аршан, с. Максимиха, п. Слобода;

- строительство очистных сооружений на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;

- строительство сооружений обезвоживания и утилизации осадка сточных вод;

- предусмотреть очистку стоков от населенных пунктов с малой численностью населения и расположенных на незначительном расстоянии друг от друга на единых площадках (узлах);

- предусмотреть в местах массового отдыха населения строительство выгребов с водонепроницаемым днищем. Доставку стоков предлагается осуществлять спецавтотранспортом в сливные станции, предусмотренные на каждой площадке очистных сооружений.

Санитарная очистка территории

Предложения по районам размещения заводов по обезвреживанию мусора и полигонов захоронения отходов для городских поселений:

1. На расчетный срок 2025 г.:

- разработка системы обслуживания частного сектора санитарной очисткой и уборкой территории;

- организация сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

- развитие системы экологической информированности, образования и воспитания населения;

- проектирование и строительство полигона промышленных отходов в г. Улан-Удэ и с. Нижний Саянтуй;

- строительство полигонов твердых и жидких бытовых отходов в Мухоршибирском районе;

- завершение строительства полигона ТБО в с. Петропавловка, п. Джида, с. Иволгинск, с. Сосновоозерск;

- строительство производственных комплексов по переработке ТБО в г. Улан-Удэ;

- строительство мусороперерабатывающего завода на территории сельского поселения "Аршан" Тункинского района;

- строительство мусоросортировочной станции на территории особо экономической зоны туристско-рекреационной типа "Байкальская гавань".

- рекультивация мест несанкционированного складирования ТБО.

2. На перспективу 2040 г.:

во всех населенных пунктах (районных центрах) проектирование и строительство полигонов ТБО.

Рекультивация закрываемых полигонов.

Фактически во всех населенных пунктах отсутствуют полигоны ТБО - это обычные свалки, без подготовки территории, не имеющие ограждения и освещения, где не соблюдается технология обезвреживания ТБО.

На основании анализа сложившейся ситуации в Республике Бурятия рекультивации подлежат все места несанкционированного складирования ТБО.

Рекультивация таких свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ:

- проведения комплекса экологических исследований (гидрологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.);

- решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д.

Наиболее приемлемы для закрытых полигонов сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное и строительное направления рекультивации.

 

2.5. Развитие туристко-рекреационной деятельности.
Объекты капитального строительства регионального значения.
Памятники истории культуры

 

Развитие туристско-рекреационной деятельности в проектном периоде становится приоритетным стратегическим направлением социально-экономического развития Республики Бурятия. И с целью реализации этого направления проектом предусматривается создание на территории Республики Бурятия полноценного туристско-рекреационного комплекса, а в градостроительном плане - создание туристско-рекреационных зон и центров разного ранга по обслуживанию рекреантов. В первую очередь, это - создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань", включающие территории рекреационных объектов капитального строительства, как федерального, так и регионального значения.

Кроме того, создание особой экономической зоны будет связано с вовлечением туристических ресурсов других территорий Республики Бурятия и прежде всего территорий г. Улан-Удэ, г. Кяхты, Тункинского района, г. Северобайкальска и др. территорий, где будет также создаваться туристско-рекреационная инфраструктура регионального значения.

Памятники истории и культуры

Республика Бурятия обладает высоким историко-культурным потенциалом, представленным большим количеством памятников, ансамблями, достопримечательными местами.

Всего, движимых и недвижимых памятников истории, культуры и архитектуры на территории Республики Бурятия - 1859 объектов.

Всего на государственной охране состоит 1632 объектов культурного наследия. К ним относятся памятники древнейшей культуры - археологические объекты от эпохи раннего палеолита до позднего средневековья, памятники XVII-XIX веков, историко-революционные и военные, архитектурные и градостроительные.

Из общего числа недвижимых памятников (1632), федерального значения - 784 (в том числе без археологии - 29), регионального значения -848.

Из общего числа: памятников архитектуры - 286, из них регионального значения - 274; памятников истории - 587, из них регионального значения - 571; памятников искусства - 4, из них регионального значения - 3; памятников археологии -755.

Республика Бурятия имеет и движимые памятники, их 227, в том числе: православия - 30, буддизма -197 (согласно Постановления Правительства Республики Бурятия от 19.03.1997 г. N 78 "О постановке на государственную охрану вновь выявленных движимых памятников истории и культуры").

Списки объектов культурного наследия регионального значения приведены в работе в электронном виде отдельным файлом.

Исторический статус имеют города: Улан-Удэ, Кяхта, Бабушкин и пос. Новоселенгинск.

Памятники истории и культуры, а также исторические города показаны на карте (схеме) "Охрана памятников истории и культуры. Границы территорий объектов культурного наследия" в масштабе М 1 : 1 000 000.

Необходимо предусмотреть мероприятия по разработке и утверждению проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Бурятия, на основании ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В целях обеспечения сохранения исторической среды, необходима разработка проектов охранных зон, как для исторических поселений, так и для отдельно стоящих объектов и ансамблей.

В соответствии с действующими методическими материалами, за основу принимается система зон охраны с различной степенью ограничений строительства и хозяйственной деятельности на их территории:

- охранные зоны памятников;

- зоны регулируемой застройки;

- зоны охраняемого природного ландшафта.

Охранные зоны памятников истории и культуры могут быть показаны на последующих уровнях проектирования.

Проект охранной зоны памятников и зоны регулируемой застройки разработаны для городов Улан - Удэ и Кяхта.

Границы территорий объектов культурного наследия показаны на карте (схеме) "Охрана памятников истории и культуры. Границы территорий объектов культурного наследия", внемасштабным значком.

 

2.6. Состав и границы зон с особыми
условиями использования территории

 

Зоны с особыми условиями использования территории занимают значительные земельные площади Республики Бурятия, и, имея особые режимы (регламенты) природопользования и хозяйственной деятельности, являются, как правило, жесткими планировочными ограничениями развития территории Бурятии,

В состав зон с особыми условиями использования территории входят:

Байкальская природная территория (БПТ, до 60% всей площади Республики Бурятия), с:

- Центральной экологической зоной - территория, включающая в себя озеро Байкал с островами, водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, в пределах территории Бурятии;

- Буферной экологической зоной - территория за пределами Центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Бурятии.

Хозяйственная деятельность на ее территории регламентируется целым пакетом нормативно-правовых документов, в том числе федерального уровня. Озеро Байкал имеет международный статус.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ), предназначенные для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Природно-заповедный фонд составляет 3262,2 тыс. га (6% территории Республики Бурятия) и включает: государственные природные заповедники: Баргузинский - в Баргузинском районе (площадью 374,3 тыс. га), Джергинский - в Курумканском районе (площадью- 238,1 тыс. га), Байкальский - в Селенгинском, Кабанском и Джидинском районах (площадью - 165,7 тыс. га), а также 2 национальных парка: Тункинский (площадью - 1088,2 тыс. га) и Забайкальский (площадью-230,2 тыс. га), 20 заказников и 266 памятников природы. Перечень особо охраняемых территорий регионального значения приводится в таблице 3, в конце раздела.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты это земли оздоровительного и рекреационного назначения, занимают 0,4 тыс. га, в основном на территории, прилегающей к озеру Байкал. Перечень рекреационных территорий приведен в таблице 4, в конце раздела.

Курортные территории:

- на территории Тункинского национального парка: 2 курорта федерального значения: Аршан и Нилова Пустынь (на основе источников: "Аршан Тункинский" и "Нилова Пустынь") и Шумакский;

- на территории Прибайкальского района: курорт Горячинск (на основе источника "Горячинское" (В настоящее время данный курорт, а также н.п. Турки и озеро Котокельское с прилегающими территориями включены в состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань");

- на территории Баунтовского района: курорт Баунт

- на территории Кяхтинского района: курорт Киран

- на территории Закаменского района: курорт Енгорбой

- на территории Курумканского района: курорт Кучигэр

- на территории Тункинского района: курорт Хонгор-Улла.

Проектируемые курортные территории: на основе минеральных источников Шумакский, Котельниковский, Хакусский, Баунтовский, Аллинский, Гаргинский, Гусихинский и др.

Перспективные территории на основе освоения месторождений:

- родоновых вод - вблизи городов Улан-Удэ, Гусиноозерска, Закаменска;

- минеральных источников - в долинах рек Хилок, и Курба, на западном берегу озера Котокель, источников Отобулак, Тэгдинский, Урминский, Шенистуйский;

- сероводородных вод: источник Пинесярикта (в долине р. Улюнги, правого притока р. Баргузин), Усть-котерский и Ченчивинский - в долине р. Верхняя Ангара, Халугунский (Далбайский), Кунтенский - в Тункинской долине, Боргуйский.

Водоохранные зоны водоемов - водоохранные зоны рек и озер (в Республике Бурятия законодательно на местности не определены):

- Ширина водоохранных зон рек, установлена в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и приведена в таблице 5, в конце раздела.

- Реки, ручьи протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны устанавливается в размере - 50 м.

- Для озера Байкал в разработках ученых предлагается установить водоохранную зону, шириной 2,5 км.

- Значения ширины водоохранных зон озер приведены в таблице 6, в конце раздела.

Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий - на территории Бурятии все промышленные предприятия являются предприятиями 2, 3, 4 и 5 класса опасности. В зависимости от класса опасности рассчитывается размер санитарно-защитной зоны. Размеры санитарно-защитных зон не всегда соответствуют установленным нормам, а в отдельных случаях и вообще отсутствуют. Кроме того, территории некоторых санитарно-защитных зон заселены.

Территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Границы зон с особыми условиями использования территории показаны на карте (схеме) "Границы зон с особыми условиями использования территории", в масштабе М 1:1 000 000.

 

Таблица 3

 

Перечень особо охраняемых территорий регионального значения

 

Наименование ООПТ

Площадь,

(тыс. га.)

Административный

Профиль (тип)

Нормативно-правовая основа

Заказники регионального значения

Государственный заказник "Ангирский"

42,33

Заиграевский

Биологический

Республиканского значения

Государственный заказник "Боргойский"

42,18

Джидинский

"-"

"-"

Государственный "Верхне-Ангарский"

12,29

Северо-Байкальский

"-"

"-"

Государственный "Кижингинский"

40,07

Кижингинский

"-"

"-"

Государственный заказник "Кондо-Витимский"

40,85

Еравнинский

"-"

"-"

Государственный заказник "Муйский"

46,40

Муйский

"-"

"-"

Государственный заказник "Прибайкальский"

73,17

Прибайкальский

"-"

"-"

Охранная зона "Прибайкальский"

23,33

Прибайкальский

"-"

"-"

Государственный заказник "Снежинский"

238,48

Закаменский

"-"

"-"

Государственный заказник "Тугнуйский"

39,36

Мухоршибирский

"-"

"-"

Государственный заказник "Узколугский"

15,33

Бичурский

"-"

"-"

Государственный заказник "Улюнский"

18,35

Баргузинский

"-"

"-"

Государственный заказник "Худакский"

50,00

Хоринский

"-"

"-"

Государственный заказник "Энхалукский"

14,57

Кабанский

"-"

"-"

 

Таблица 4

 

Перечень рекреационных территорий

 

N п/п

Наименование

Площадь, (тыс. га.)

Административный район

Профиль (тип)

1.

Байкальский прибой - Культушная

10,5

Кабанский район

Рекреационная местность местного значения

2.

Лемасово

0,9

Кабанский район

 

3.

Щучье озеро

 

Кабанский район

 

4.

Баргузинское побережье

 

Баргузинский район

 

5.

Северо-Байкальский

 

Северо-Байкальский район

 

 

Таблица 5

 

Ширина водоохранных зон рек

 

N п/п

Наименование водного объекта

Протяженность по территории Российской Федерации

Водоохранная зона (м)

1.

река Витим

1024 км

200 м

2.

река Селенга

419 км

200 м

3.

река Баргузин

411 км

200 м

4.

река Верхняя Ангара

420 км

200 м

5.

река Турка

250 км

200 м

6.

река Уда

416 км

200 м

7.

река Ока

265 км

200 м

8.

река Иркут

300 км

200 м

9.

река Джида

510 км

200 м

10.

река Темник

250 км

200м

11.

река Хилок

250 км

200 м

12.

река Китой

134 км

200 м

13.

река Тыя

113 км

200 м

 

Таблица 6

 

Ширина водоохранных зон озер

 

N п/п

Наименование

водного объекта

Площадь зеркала,

(км2)

Водоохранная зона, (м)

1.

оз. Кулинда

7,05

500

2.

оз. Блудная

5,04

500

3.

оз. Кичерское

8,56

500

4.

оз. Иркана

11,7

500

5.

оз. Фролиха

15,4

500

6.

оз. Арангатуй

54,2

500

7.

оз. Амут

10,7

500

8.

оз. Духовое

6,16

500

9.

оз. Котокельское

68,9

500

10

оз. Таглей

7,56

500

11

оз. Гусиное

163

500

12

оз. Шакшинское

53,6

500

13

оз. Б. Ундуген

11,6

500

14

оз. Иргень

33,2

500

15

оз. Б. Еравное

104

500

16

оз. М. Еравное

60,5

500

17

оз. Сосновое

24,0

500

18

оз. Исинга

31,0

500

19

оз. Харга

6,6

500

20

оз. Исингинское

33,4

500

21

оз. Арейское

4,56

500

22

оз. Щучье

4,24

500

23

оз. Телемба

5,0

500

24

оз. Гунда

11,9

500

 

Ширина водоохранных зон озер по СНиП 2007.01-89* при площади зеркала более 2,5 км кв. рекомендовано принимать равной 500 м.

 

2.7. Территории, подверженные риску возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

Территория Республики Бурятия подвержена значительному риску возникновения чрезвычайных ситуаций, источники которых многообразны, имеют природный и техногенный характер.

Территории, имеющие природные источники возникновения чрезвычайных ситуаций, включают:

- Территории, подверженные затоплению и наводнениям;

- Территории формирования селей;

- Лавиноопасные участки;

- Наиболее опасные в сейсмическом отношении районы, с распределением эпицентров зарегистрированных сильных землетрясений);

- Территории с широко развитой абразией;

- Участки с активной речной боковой эрозией и плоскостной эрозией;

- Территории активных оползневых процессов и сплывов, обвалов и осыпей;

- Участки карстообразования;

- Площади развития перевеваемых песков;

- Территории распространения мерзлоты и различных криогенных процессов (наледей, термокарста, солифлюкции, повторно-жильных льдов);

- Курумные участки;

- Площади развития пучения грунтов.

Территории, имеющие техногенные источники возникновения чрезвычайных ситуаций, включают:

- Территории размещения гидротехнических сооружений (защитных дамб, водохранилищ и прудов), находящихся в технически неудовлетворительном состоянии - представляют риск возникновения затопления и подтопления;

- Территории размещения взрыво-пожароопасных объектов, с категорией опасности от II до IV (ТЭЦ, склады взрывчатых материалов, ГСМ, топливно-заправочные пункты, автогазозаправочные станции, газонакопительные пункты, мазутохранилища, нефтебазы, элеваторы, приемно-раздаточные базы сжиженного газа, ТЭЦ и др.);

- Территории размещения химически опасных объектов, с категорией опасности от II до IV (аммиачно-холодильная установка, склады хлора, кислот и щелочей, хранилища химических удобрений и пестицидов);

- Территории размещения гидродинамически опасных объектов, III-IV категории опасности (хвостохранилища рудников Кедровского, Холбинского, Иракинда, а также шламонакопители, золошлакоотвалы, пруды - накопители и пр.);

- Территории размещения объектов жизнеобеспечения, прежде всего объектов теплоснабжения - котельных, IV класса опасности;

- Территории размещения энергетических объектов: электросетей (до 90% всех нарушений в электроснабжении), а также размещение генерирующих источников и объектов преобразования энергии;

- Территории лесов - потенциальные территории лесных пожаров (ежегодно в Бурятии сгорают многие гектары леса);

- Территории радиационной опасности, формируемые космическим излучением и природными радионуклидами (выявлено более 180 рудопроявлений, 8864 радиоактивных аномалий и свыше 400 радономинеральных источников), а также техногенной радиоактивностью (проведение медицинских рентгенорадиологических процедур, обращение лома цветных и черных металлов, содержащих источники ионизирующего излучения);

Территории размещения объектов транспортной инфраструктуры - практически всех видов транспорта. Вероятность чрезвычайных ситуаций имеется при перевозке взрывоопасных, химически опасных веществ и т.д., при неисправности транспортных средств, при неопытности водителей, при авариях на транспорте и т. д. Особую опасность представляют перевозки химически опасных веществ на участках БАМ и ВСЖД, проходящих по берегу Байкала в его северной и южной части.

Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций показаны на карте (схеме) "Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в масштабе М 1: 1 000 000.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451 настоящее приложение изложено в новой редакции

См. текст приложения в предыдущей редакции

Границы земель сельскохозяйственного назначения
и границы сельскохозяйственных угодий
в составе земель сельскохозяйственного назначения

 

ГАРАНТ:

Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится

Границы зон с особыми условиями использования территории

 

ГАРАНТ:

Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 декабря 2010 г. N 524 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Бурятия"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 8 декабря 2010 г. N 135


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451