Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2001 г. N Ф03-А16/01-2/367
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Правительства ЕАО - Абанин О.А. - заведующий государственно-правовым отделом аппарата Губернатора, доверенность N 03-25/186 от 06.03.2001; от ответчика - ЗАО "Дальцветмет" - Жуйкова И.С. - адвокат, доверенность N 05/1 от 05.01.2001, Александров А.И. - директор филиала, доверенность N 01/1 от 05.01.2001, рассмотрел кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Дальцветмет" на решение от 26.10.2000, постановление от 10.01.2001 по делу N А16-644/2000-7 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по иску Правительства ЕАО к Закрытому акционерному обществу "Дальцветмет" об аннулировании лицензии.
Правительство Еврейской автономной области (далее - Правительство ЕАО) обратилось с иском в Арбитражный суд Еврейской автономной области об аннулировании лицензии серии В 421434, регистрационный N 79-013, на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, выданной Закрытому акционерному обществу "Дальцветмет" города Хабаровска (далее - ЗАО "Дальцветмет") 17.01.2000 на основании распоряжения Правительства ЕАО N 1-рп от 11.01.2000.
Решением суда от 26.10.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2001, исковые требования удовлетворены на том основании, что ЗАО "Дальцветмет" допустило неоднократные и грубые нарушения лицензионных условий осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов на территории Биробиджанского участка.
Правильность принятых судом решения и постановления проверяется в порядке и в пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе ЗАО "Дальцветмет", считающего состоявшиеся по делу судебные акты необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права и поэтому подлежащими отмене. По мнению заявителя жалобы, суд не обосновал признаков неоднократности и грубости нарушения лицензионных условий и требований, как оснований для аннулирования лицензии, и, как следствие, неправильно применил законодательство о лицензировании. Данные требования и доводы поддержаны в полном объеме в ходе судебного заседания.
Правительство ЕАО отзыв на кассационную жалобу не представило. Вместе с тем, при рассмотрении дела в кассационной инстанции просит принятые судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела установлено, что лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов на территории области осуществляет Правительство ЕАО. Распоряжением N 1-рп от 11.01.2000 ЗАО "Дальцветмет" выдана 17.01.2000 лицензия серии В421434 N 79-013 на право осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов на территории Биробиджанского участка, где у истца расположен филиал. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.1998 N 158-ФЗ (с изменениями и дополнениями), одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Условия и требования осуществления данного вида деятельности регламентированы в "Положении о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 822 (в редакции от 04.04.2000 N 304), и определяются в выдаваемой лицензии.
Согласно пункту 3.2 лицензии от 17.01.2000, лицензиат обязан иметь на предприятии технологическую документацию по заготовке, переработке и реализации лома металлов и по порядку проведения пиротехнического и дозиметрического контроля. Распоряжением Правительства ЕАО N 15-рп от 23.05.2000 действие лицензии, выданной ЗАО "Дальцветмет", было приостановлено до 12.05.2000 за нарушение лицензионных требований и условий по соблюдению ГОСТа 1639 о проведении пиротехнического и дозиметрического контроля принимаемого лома цветных металлов на основании акта проверки от 09.03.2000 б/н Центра стандартизации, метрологии и сертификации ЕАО.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 304 в вышеназванное Положение о лицензировании были внесены изменения и дополнения, которые, в частности, касались вопросов соблюдения обязательных условий, требований лицензирования и осуществления деятельности в указанной сфере отношений: соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, наличие служб радиационного и пиротехнического контроля, наличие технологического оборудования для определения химического состава лома цветных металлов, представление проектов объектов, предназначенных для осуществления лицензионной деятельности, с перечнями, количественными и техническими характеристиками технологического оборудования, предназначенного для осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и (или) черных металлов, и акты комиссий о приемке объектов в эксплуатацию. Во исполнение данного Постановления Правительства РФ, Распоряжением Правительства ЕАО N 24-рп от 06.05.2000 установлен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, 2-х месячный срок на приведение их производственных мощностей и деятельности в соответствие с требованиями законодательства. Надзорным и контролирующим органам было дано поручение осуществить контроль за выполнением лицензиатами требований законодательства в установленный срок.
При проведении проверок контролирующими органами деятельности филиала ЗАО "Дальцветмет" выявлены нарушения действующего законодательства: отсутствие информации о перечне видов лома, запрещенных к приему, отсутствие журнала пиротехнического и дозиметрического контроля, закупочные акты неустановленного образца (акт проверки Управления внутренних дел ЕАО от 24.05.2000); отсутствие технологической документации, оборудования для определения химического состава лома цветных металлов (акт проверки Центра стандартизации, метрологии и сертификации ЕАО от 19.07.2000, информация от 19.07.2000 N 391); не представление на экспертизу документов на соответствие требованиям законодательных и нормативных актов по охране и условиям труда (акт проверки Управления по труду Правительства ЕАО от 19.07.2000, информация от 25.07.2000 N 352).
Федеральный закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 N 158-ФЗ направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, а также на установление основ единого рынка, о чем особо указано в статье 1 Закона. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 названного Закона и пунктом 28 Положения о лицензировании, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления выдавшего ее лицензирующего органа. Основанием для аннулирования лицензии является неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Из смысла названных норм следует, что для принятия решения об аннулировании лицензии достаточно установить лишь одно из условий указанного основания: неоднократность либо грубость выявленных нарушений, которые были установлены в деятельности лицензиата.
Таким образом, судом полно исследованы обстоятельства дела, обоснованно установлены факты нарушений законодательства со стороны ЗАО "Дальцветмет" по соблюдению условий и требований лицензирования, и сделан правильный вывод об удовлетворении исковых требований по аннулированию лицензии у ответчика на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов на территории Биробиджанского участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для аннулирования лицензии были предметом рассмотрения суда обеих инстанций, получили правильную и объективную оценку. Поэтому правовые основания для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанции в силу статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствуют.
Следовательно, принятые по делу судебные акты соответствуют закону и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.10.2000, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10.01.2001 по делу N А16-644/2000-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2001 г. N Ф03-А16/01-2/367
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании