Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2017 г. по делу N 33-52986/2017

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,

и судей Сальниковой М.Л,Бобровой Ю.М,

при секретаре Каманиной Ю.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Мусаевой О.Б.на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 15 мая 2017 года, которым постановлено:

Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Варгиной Людмилой Дмитриевной, Варгиным Дмитрием Сергеевичем договор социального найма в отношении жилого помещения в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 41,6 кв.м, жилой площадью 26,3 кв.м, расположенной по адресу: *.

УСТАНОВИЛА:

Истцы Варгина Л.Д, Варгин Д.С. обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить с ними договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что указанное жилое помещение было предоставлено Варгиной Л.Д. и членам ее семьи в качестве служебного жилого помещения на основании ордера N* от 06.10.1995 года, выданного Департаментом муниципального жилья г. Москвы. В настоящее время по месту жительства по адресу: *, зарегистрированы Варгина Л.Д, Варгин Д.С. На обращение в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, Департаментом городского имущества города Москвы письмом N ДГИ-ГР-79130/16-1 от 02 августа 2016 года было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с отсутствием основания для заключения указанного договора. Истцы полагают, что указанный отказ нарушает и существенным образом ущемляет их законные права и жилищные интересы, поскольку истец Варгина Л.Д. работала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и предоставившей жилое помещение более 10 лет. Истцы были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, имеют право пользования данным жилым помещением, и соответственно, право на заключение договора социального найма жилого помещения.

Истец Варгина Л.Д, а также представитель истцов по доверенности Третьяков К.Д. в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объёме, просили иск удовлетворить, пояснили, что Варгина Л.Д. по настоящее время работает в МФЦ района Котловка, спорное жилое помещение истцы занимают на основании Постановления Правительства Москвы N711 от 05.08.2008 года.

Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Мусаева О.Б. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что не имеется оснований для заключения договора социального найма жилого помещения с истцом в отношении занимаемой им квартиры.

Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Мусаева О.Б, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, выводы суда противоречат материалам дела.

Изучив материалы дела, выслушав истцов Варгину Л.Д, Варгина Д.С, рассмотрев дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 62 ч. 1 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет,заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Из материалов дела видно и судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру, общей площадью 41,6 кв.м, жилой площадью 26,3 кв.м, расположенную по адресу: *, правообладателем права собственности которого является город Москва.

Указанное жилое помещение было предоставлено Варгиной Л.Д. и членам ее семьи: Варгина Л.Д. (о/с), Варгин Д.С. (сын) в качестве служебного жилого помещения на основании служебного ордера N* от 06.10.1995 года, выданного Департаментом муниципального жилья г. Москвы.

В соответствии с выпиской из домовой книги по адресу: * с 27 октября 1995 года по месту жительства по указанному адресу зарегистрированы Варгин Д.С, Варгина Л.Д.

Истец Варгина Л.Д. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: *.

Департамент городского имущества города Москвы письмом N ДГИ-ГР-79130/16-1 от 02 августа 2016 года сообщил, что порядок использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений определен Постановлением Правительства г. Москвы от 05.08.2008 г. N711-ПП. Определением Верховного суда Российской Федерации от 17.04.2013 года N5-АПГ13-8 пункт 1.1 Положения, утвержденного указанным постановлением, регламентирующий заключение договоров социального найма, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в связи с чем, до принятия нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения по пользования гражданами указанными жилыми помещениями рассмотреть вопрос о заключении с истцами договора социального найма в отношении вышеуказанной квартиры не представляется возможным

Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, Варгина Л.Д. работала в организации, предоставившей жилое помещение, а также организациях финансируемых за счет средств бюджета города Москвы более 10 лет - в период с 26.11.1994 года по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки на имя Варгиной Л.Д.

Пункт 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП) не содержит в качестве условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма нахождение гражданина на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий. При этом, приведенное положение регулирует правоотношения и предусматривает основания для заключения договора социального найма в отношении предоставленных жилых помещений, имеющих статус служебных или ранее предоставленных на основании договора субаренды.

Подпунктом 1 пункта 1 названного выше Положения предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: - договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и

суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-

либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом

собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье

20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей

города Москвы на жилые помещения";

- договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием

ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами

города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь

всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи

обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности,

превышает размеры площади жилого помещения, указанные в пункте 1.1 настоящего

Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и

статье 35 указанного Закона города Москвы.

В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

Однако, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 года за N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП).

Так, Судебная коллегия пришла к выводу, что пункт 1.1 Положения противоречит положениям статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, поскольку при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого Положения, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, вопрос о предоставлении спорного жилого помещения истцу по договору социального найма не ставится в зависимость от соответствия площади занимаемого им жилого помещения размеру общей площади жилого помещения, приходящегося на истцов исходя из минимального размера площади жилого помещения указанного в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Поскольку, спорное жилое помещение предоставлено истцу Варгиной Л.Д. и членам её семьиорганизацией, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, истец Варгина Л.Д.проработала в организации, финансируемой за счет бюджета города Москвы более 10 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента городского имущества города Москвыв заключении договора социального найма является незаконным, а истецзанимает спорное жилое помещение на законных основаниях, это право возникло у нее до введения в действие Жилищного кодекса РФ и не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, истец и члены ее семьи проживают в указанном жилом помещении, не утратили права пользования жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы решения суда, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, без учета требований закона и обстоятельств дела, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При проверке законности и обоснованности решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от15 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.