Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 22 января 2018 г. по делу N 33-109/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,

судейколлегии Мирзаевой И.И, Гимадеевой О.Л,

с участием прокурора Болдоевой Э.В,

при секретаре Баторовой Д.Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к Администрации МО "город Улан-Удэ", Правительству Республики Бурятия об обязании принять меры по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельных участков,

по апелляционным жалобам представителей Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, Администрации г.Улан-Удэ, Правительство республики Бурятия на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 09 октября 2017 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

1.1. в 20 метрах в восточном направлении от дома номер "... ";

1.2. в 30 метрах севернее от дома "... "

в 40 метрах в южном направлении от дома N "... "

Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Улан-Удэ" в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке. утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

2.1 в 20 метрах в восточном направлении от дома номер "... "

2.2. в 30 метрах севернее от дома N "... "

2.3. в 40 метрах в южном направлении от дома N "... "

Заслушав доклад судьи Гимадеевой О.Л, выслушав пояснения представителя Администрации г.Улан-Удэ Булытову И.В, представителя Правительства РБ Борсоева С.Ц, представителей Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Елбаскину А.П, Актионову И.В, пояснения прокурора Болдоевой Э.В, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился с иском к Администрации МО "город Улан-Удэ", Правительству Республики Бурятия об обязании принять меры по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки выявлено захламление твердыми коммунальными отходами земельных участков, расположенных в 20 метрах в восточном направлении от дома номер... по улице "... " обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов и мусора, примерной площадью "... ", координаты свалки:... ; в 30 метрах севернее от дома N "... " обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, и строительных отходов в виде бетона в кусковой форме, примерной площадью 400 м 2, примерным объемом 2 м 3, координаты свалки "... " в 40 метрах в юго-восточном направлении от дома N "... ") обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов примерной площадью 100 м 2, примерным объемом 0,5 м 3, координаты свалки "... ".

Определением суда привлечено третьим лицом - Министерство природных ресурсов РБ.

В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Занданова О.Б. уточнила исковые требования и просила суд обязать Правительство Республики Бурятия организовать деятельность по сбору, транспортированию, утилизации твердых коммунальных отходов с земельных участков и обязать администрацию муниципального образования городского округа "Улан-Удэ" принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию и утилизации твердых коммунальных отходов с земельных участков.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО "город Улан-Удэ" по доверенности Булытова И.В. с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок должны быть включены в региональную программу в области обращения с отходами, которая должна быть разработана субъектом РФ.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности Борсоев С.Ц, представители Министерства природных ресурсов РБ по доверенностям Актинова И.В. и Елбаскина А.П. с исковыми требованиями не согласились и суду пояснили, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям органов местного самоуправления, Правительство Республики Бурятия надлежаще выполняет возложенные полномочия и принимает необходимые меры по организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Просили в иске отказать.

Представители Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Районный суд постановилвышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе министр природных ресурсов РБ Сафьянов Ю.П. просит решение отменить, указывая, что требования истца противоречат законодательству. Считает, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора обязанность по сбору твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Булытова И.В. просит решение отменить, в удовлетворении иска к Администрации г.Улан-Удэ отказать, указывая, что Администрация г. Улан-Удэ не являясь собственником указанных земельных участков не вправе принимать меры для обращения отходов в свою собственность.

В апелляционной жалобе представитель Правительства РБ Борсоев С.Ц. просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации МО "Город Улан-Удэ", ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения.

В суде апелляционной инстанции представитель Правительства РБ Борсоев С.Ц. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Администрации г.Улан-Удэ Булытова И.В. доводы своей апелляционной жалобы поддержала.

Представители Министерства природных ресурсов РБ Елбаскина А.П, Актионова И.В. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней министра природных ресурсов РБ поддержали.

Прокурор Болдоева Э.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.

Представитель Управления Росприроднадзора по РБ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее ФЗ-89) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.

В соответствии со ст.6 ФЗ-89 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относит организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 8 ФЗ-89 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п.4 ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктами 12, 25 ст.5 Устава ГО "Город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 г. N624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, собственность на земельные участки, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.

Из материалов дела следует, что на территории г.Улан-Удэ, на указанных в иске земельных участках расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов.

Собственность земельных участков, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.

Поскольку законодателем определен круг полномочий как Правительства Республики Бурятия, так и органа местного самоуправления в области обращения с отходами, то суд обоснованно удовлетворил иск.

При этом, учитывая, что предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (п.3 ст.7) и Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (п.3 ст.8) полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории городского округа от бытовых и промышленных отходов, предусматривают участие органов местного самоуправления в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Улан-Удэ не имеется, в связи с чем доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.

Доводы жалоб представителя Министерства природных ресурсов РБ, Правительства РБ о том, что Федеральным законом от 29.12.2014 N458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" установлен переходный период, связанный с внедрением механизма деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчиков от исполнения своих обязанностей, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 г N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности решения суда, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Довод о неправомерности проводимой прокурором района проверки не является состоятельным, т.к. положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено проведение прокурором проверок с привлечением специалистов.

Довод жалобы об отсутствии указаний в резолютивной части решения на конкретные действия ответчиков, подлежит отклонению. Согласно части 1 статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

Иные доводы апелляционных жалоб выводы суда не опровергают и основаниями для отмены правильного по существу решения не являются.

Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционных жалоб, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 09 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

 

Председательствующий И.Ч. Гончикова

 

Судьи коллегии И.И. Мирзаева

О.Л. Гимадеева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.