Постановление Верховного Суда Республики Бурятия от 22 января 2018 г. по делу N 4А-9/2018-

 

И.о. председателя Верховного Суда Республики Бурятия Мельничук И.В., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новая Брянь" Нарыгина С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1Заиграевского района Республики Бурятия от 20 июля 2017 г., решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 24 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Заиграевского района Республики Бурятия от 20 июля 2017 года муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Новая Брянь" (МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 24 ноября 2017 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, конкурсный управляющий МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь" Нарыгин С.В. просит отменить постановление мирового судьи и решение районного суда, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 19.4.1КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в соответствии с утвержденным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Бурприроднадзора по 2017 год, утвержденным прокурором Республики Бурятия, руководителем Бурприроднадзора Щепиным С.Г. 03.04.2017 года выдано распоряжение N 81-рэ на проведение плановой выездной проверки деятельности МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь". В соответствии с данным распоряжением, плановая выездная проверка подлежала проведению в период с 02.05.2017г. по 31.05.2017г.; с 02.05.2017г. по 17.05.2017г. - выезд на объект проверки и проведение обследования используемых при осуществлении деятельности здания, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов; с 18.05.2017г. по 31.05.2017г. - рассмотрение документов индивидуального предпринимателя /юридического лица, оформление акта проверки.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.05.2017 г. адрес регистрации МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь": "... ".

Указанное выше распоряжение на проведение плановой проверки от 03.04.2017 г. направлено по адресу регистрации учреждения 08.04.2017 г, но не вручено по причине отказа адресата от получения (отметка почтовой службы 17.04.2017 г.).

Старшим государственным инспектором Республики Бурятия по охране природы, консультантом отдела ГЭГВКН Бурприроднадзора Цыденовым С.Д. 02.05.2017 г. в 14 часов 00 минут осуществлен выезд по адресу учреждения. Представители учреждения отсутствовали по месту регистрации юридического лица.

Указанные обстоятельства квалифицированы в качестве противоправного бездействия, повлекшего невозможность проведения плановой выездной проверки органа государственного контроля и послужили основанием для составления старшим государственным инспектором РБ по охране природы Цыденовым С.Д. в отношении МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь" протокола об административном правонарушении от 19.06.2017 г. по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, мировой судья постановилприведенное выше постановление от 20 июля 2017 г, которымпризнал МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь" виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения.

Заиграевский районный суд Республики Бурятия, рассматривая дело об административном правонарушении по жалобе конкурсного управляющего МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь",постановил24 ноября 2017 г. решение, которым оставил постановление мирового судьи без изменения.

Фактические обстоятельства, послужившие основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 июня 2017 года (л.д. 5-6), актом о невозможности проведения проверки N 81-рэ от 31 мая 2017 г. (л.д.9-10), служебной запиской консультанта отдела ГЭГВКН Цыденова С.Д. (л.д.11), распоряжением о проведении проверки от 3 апреля 2017 г. N 81-рэ (л.д.26-28) и другими материалами дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из имеющихся в деле доказательств не видно, что МУП ЖКХ "Новая Брянь" приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

Доводы жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Учитывая приведенные законоположения, принимая во внимание то, что распоряжение о проведении проверки, направленное по месту государственной регистрации МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь" не было вручено последнему по причине отказа адресата от его получения (л.д. 25); проведение проверки по месту нахождения указанного учреждения не представилось возможным ввиду отсутствия работников данного предприятия, вывод мирового судьи о том, что его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного 19.4.1 КоАП РФ, является обоснованным.

В соответствии со ст. 26.1 этого же Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица в отношении, которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

В материалах дела нет доказательств того, что на момент проведения проверки, учреждение фактически прекратило свою деятельность и у него отсутствовали как работники, так и руководство. Наличие постановления Правительства РБ о передаче имущества из собственности муниципального образования "Новобрянское" в собственность муниципального образования "Заиграевский район" от 15 июля 2016г. об указанном с очевидностью не свидетельствовало.

Решение о ликвидации МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь" и открытии конкурсного производства принято 16 июня 2017 г, соответственно на момент проведения проверки 2 мая 2017 г. учреждение не являлось банкротом, следовательно, являлось субъектом указанного правонарушения.

В силу приведенных выше норм учреждение не приняло всех зависящих от него мер для получения юридически значимой для него корреспонденции по месту своей государственной регистрации либо для изменения сведений о его местонахождении в данных ЕГРЮЛ, тем самым допустило бездействие, воспрепятствовавшее проведению указанной выше проверки должностными лицами Бурприроднадзора.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, соразмерно содеянному, в пределах санкции, установленной ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, по делу не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренных статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка N 1Заиграевского района Республики Бурятия от 20 июля 2017 года, решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 24 ноября 2017 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новая Брянь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новая Брянь" Нарыгина С.В.- без удовлетворения.

 

И.о. председателя Верховного Суда

Республики Бурятия И.В.Мельничук

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.