Постановление Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 января 2018 г. по делу N 4А-8/2018-

 

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" (далее - ЗАО НК "Калмпетрол", Общество) Каминова С.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ЗАО НК "Калмпетрол" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, ЗАО НК "Калмпетрол" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, конкурсный управляющий Каминов С.Б. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении Общества судебных актов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными. Указывает, что срок давности привлечения ЗАО НК "Калмпетрол" к административной ответственности к моменту рассмотрения дела судьей истек. Вывод мирового судьи о том, что Общество имело возможность для принятия всех зависящих от него мер исполнить предписание, не основан на фактах. Не вручение уведомления и копии приказа о проведении внеплановой проверки является нарушением части 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из представленных документов усматривается, что 17 октября 2016 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО1 ЗАО НК "Калмпетрол" выдано предписание N П-11.2/09-2016 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в срок до 1 марта 2017 года. В названном предписании указано обеспечить представление утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы, образующиеся в результате деятельности ЗАО НК "Калмпетрол" (л.д. 2).

В период с 19 по 29 сентября 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия в отношении ЗАО НК "Калмпетрол" проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданных предписаний от 17 октября 2016 года N П-11.2/09-2016, N П-11.3/09-2016 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

По результатам проверки 29 сентября 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия составлены акт проверки (л.д. 23 - 27) и протокол об административном правонарушении (л.д. 59-61), согласно которым предписание административного органа от 17 октября 2016 года N П-11.2/09-2016 Обществом не исполнено, срок исполнения до 5 сентября 2017 года: на момент проведения проверки утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение Обществом не представлены, предписание от 17 октября 2016 года N П-11.2/09-2016 по состоянию на 6 сентября 2017 года, а также на момент составления протокола об административном правонарушении не выполнено.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия постановления от 31 октября 2017 года о признании ЗАО НК "Калмпетрол" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 59-61); предписанием об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (л.д. 2); распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 18-20); уведомлением о проведении внеплановой, выездной проверки от 11.09.2017 (л.д. 3-4); актом проверки N В-31/09-2017 (л.д. 23-27), которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, правомерность предписания органа государственного контроля (надзора) установлена в судебном порядке.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание административного органа об устранении нарушений законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводом судов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Приведенные в жалобе доводы о том, что срок давности привлечения ЗАО НК "Калмпетрол" к административной ответственности истек подлежат отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В данном случае срок давности привлечения ЗАО НК "Калмпетрол" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 17 октября 2016 года N П-11.2/09-2016 установлен до 1 марта 2017 года.

ЗАО НК "Калмпетрол" обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным выданного предписания, заявив ходатайство о приостановлении его действия.

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2016 года действие предписания было приостановлено до рассмотрения заявления по существу.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2017 года в удовлетворении заявления ЗАО НК "Калмпетрол" отказано.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2017 года решение суда оставлено без изменения.

При таких обстоятельствах, предписание должно было быть исполнено не позднее дня, следующего за днем истечения оставшегося срока исполнения предписания после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2017 года (4 июля 2017 года), то есть не позднее 5 сентября 2017 года

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 6 сентября 2017 года и истек 6 декабря 2017 года и на дату составления протокола об административном правонарушении N В-31.1/09-2017, вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении не истек.

Порядок организации и проведения проверок юридического лица, предусмотренный Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия, не нарушен.

Содержащиеся в жалобе утверждения о не вручении уведомления и копии приказа о проведении внеплановой проверки проверялись судьей Лаганского районного суда Республики Калмыкия при разрешении жалобы ЗАО НК "Калмпетрол" и не нашли своего подтверждения. Данные выводы суда надлежащим образом мотивированы и основаны на требованиях действующего законодательства, а потому оснований не согласиться с ними не имеется.

Приведенные в жалобе доводы об отсутствии вины ЗАО НК "Калмпетрол" во вмененном правонарушении со ссылкой на банкротство Общества, действие специальных норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", очередность расходования средств являлись предметом рассмотрения судов, должным образом оценены и обоснованно отклонены. Как верно отметили суды, данные обстоятельства не освобождают общество от обязанности обеспечить представление утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы, образующиеся в результате деятельности ЗАО НК "Калмпетрол", соответственно, от выполнения законного предписания административного органа.

Суды не установили объективных препятствий для соблюдения обществом законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а равно принятие обществом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

В связи с чем доводы жалобы о необоснованности вывода мирового судьи о том, что Общество имело возможность для принятия всех зависящих от него мер исполнить предписание, не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу согласно санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием для отмены состоявшихся по делу постановлений, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ЗАО НК "Калмпетрол" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" Каминова С.Б. - без удовлетворения.

 

Заместитель Председателя Верховного Суда

Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.