Апелляционное определение СК по административным делам Оренбургского областного суда от 18 января 2018 г. по делу N 33а-60/2018

 

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф,

судей Хакимовой О.В, Кудряшова В.К.

при секретаре Лексиковой Е.А,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области об обязании устранить недостатки по содержанию скотомогильников по апелляционной жалобе Правительства Оренбургской области на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 06 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф, судебная коллегия

установила:

прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой Тоцкого района проведена проверка соответствия мест захоронения биологических отходов требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения отходов. Установлено, что на территории сельских поселений Тоцкого района расположены два скотомогильника в 1 км восточнее села Марковка Тоцкого района и в 2 км в северном направлении от села Приютное Тоцкого района. Вышеуказанные скотомогильники не отвечают требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469.

Допущены следующие нарушения: отсутствуют ограждение (глухой забор), траншея с внутренней стороны забора с перекинутым мостом, вытяжная труба из биотермической ямы, помещение для вскрытия трупов животных, инвентаря, спецодежды и инструментов, коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов. В ходе проверки также установлено, что земельные участки, на которых расположены указанные скотомогильники, на кадастровый учет не поставлены. Вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что данные скотомогильники не находятся в собственности органов местного самоуправления муниципальных образований Тоцкого района. Скотомогильники эксплуатируются жителями населенных пунктов сельских поселений, которыми туда осуществляется сброс трупов животных.

С учётом уточнения требований прокурор Тоцкого района Оренбургской области просил суд: обязать Правительство Оренбургской области в срок до 1 января 2019 года устранить недостатки по содержанию скотомогильника, расположенного в 1 км восточнее села Марковка, а именно: оборудовать территорию скотомогильника глухим забором; оборудовать территорию скотомогильника траншеей с внутренней стороны забора с перекинутым мостом; установить из ямы скотомогильника вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м; построить помещение для вскрытия трупов животных, инвентаря, спецодежды и инструментов; оборудовать коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов; поставить земельный участок, на котором расположен скотомогильник, на кадастровый учет; обязать Правительство Оренбургской области в срок до 1 января 2019 года устранить недостатки по содержанию скотомогильника, расположенного в 2 км в северном направлении от села Приютное, а именно: оборудовать территорию скотомогильника глухим забором; оборудовать территорию скотомогильника траншеей с внутренней стороны забора с перекинутым мостом; установить из ямы скотомогильника вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м; построить помещение для вскрытия трупов животных, инвентаря, спецодежды и инструментов; оборудовать коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов; поставить земельный участок, на котором расположен скотомогильник, на кадастровый учет.

Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 06 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

С таким решением не согласилось Правительство Оренбургской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что решением суда на Правительство Оренбургской области фактически возложена обязанность построить заново две биотермические ямы, поскольку имеющиеся в селе Приютное и селе Марковка земляные ямы, в которые был разово захоронен павший скот, не отвечают ни одному из признаков скотомогильника; судом не установлен собственник имущества, который обязан его содержать и нести ответственность за его надлежащее состояние; Правительство Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств, не может выступать заказчиком работ и услуг по договорам, выполнять непосредственно какие-либо работы, ставить на кадастровый учет земельные участки и пр.; требования должны были быть рассмотрены в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного ответчика Евдокимова Т.Н. и Коваленко Е.А доводы апелляционной жалобы поддержали.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Губарева О.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица администрации МО "Приютинский сельсовет" Тоцкого района в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области с привлечением начальника ГБУ Тоцкое районное управление ветеринарии в августе-октябре 2017 года проведена выездная проверка мест захоронения биологических отходов животных на территории Тоцкого района на соответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения отходов, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Приютинский сельсовет Тоцкого района расположены скотомогильники: в 1 км восточнее села Марковка и в 2 км в северном направлении от села Приютное. Вышеуказанные скотомогильники не отвечают требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469.

Данные обстоятельства подтверждаются актами обследования скотомогильников от 18 августа 2017 года, 2 октября 2017 года, составленными старшим помощником прокурора Тоцкого района Вялых И.А. с участием начальника ГБУ "Тоцкое районное управление ветеринарии" Еремина Е.В.

При проведении обследования выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильников, расположенных на территории МО Приютинского сельсовета Тоцкого района.

На обследуемом участке Приютинского сельсовета, 2000 метров в северном направлении от села Приютное имеется скотомогильник со сгнившим ограждением, деревянные перекрытия ямы обвалены, территория скотомогильника заросла сорной растительностью, ров и обваловка скотомогильника отсутствуют. На территории скотомогильника имеются останки животных.

На обследуемом участке Приютинского сельсовета, 1000 метров в восточном направлении от села Марковка имеется скотомогильник, без ограждения, ров и обваловка скотомогильника отсутствуют, на территории скотомогильника имеются костные останки животных, отсутствует люк (крышка) на бетонном перекрытии скотомогильника. Территория скотомогильника заросла сорной растительностью.

Указанные скотомогильники в собственность или ведение администрации муниципального образования Приютинский сельсовет не передавались, на балансе администрации не состоят, права на данные объекты не зарегистрированы, на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены скотомогильники, не поставлены.

Из ответа директора ООО "Землемер" С. от 4 октября 2017 года на запрос прокурора Тоцкого района о собственниках земельных участков, на которых расположены скотомогильники в селе Марковка, селе Приютное, следует, что запрашиваемые данные о земельных участках отсутствуют.

Согласно ответу директора ООО "Приютинский", главы КФХ "Лепехов С.Н.", скотомогильники, расположенные в сёлах Приютное и Марковка, в собственности и на балансе указанных хозяйств не состоят.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества (скотомогильники), в государственном кадастре недвижимости также отсутствуют сведения о соответствующих земельных участках.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрена, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона для осуществления государственных полномочий по оборудованию "скотомогильника" администрации муниципального образования не передавались. Вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников и биотермических ям, входящих в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к компетенции и полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствам субъекта Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает данные выводы правильными и соответствующими нижеприведённым нормам закона.

В соответствии с положениями статей 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ NОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами (абзац 2 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Надлежащее обустройство и содержание скотомогильников является составляющей мерой по предупреждению болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Следовательно, обязанность по их содержанию возлагается на исполнительную власть субъекта Российской Федерации - Правительство Оренбургской области.

Однако суд полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

Порядок и способ размещения и строительства, а также содержания скотомогильников (биометрических ям) регламентируются Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарные правила).

Ветеринарные правила предусматривают порядок выбора и отвода земельного участка (пункт 5.1) для обустройства скотомогильника, в связи с чем требования прокурора об оборудовании в соответствии с Ветеринарными правилами существующих, стихийно организованных скотомогильников (биометрических ям) с привязкой к конкретному месту расположения этих объектов, не будут способствовать целям соблюдения мер по предупреждению болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, поскольку суду не представлено соответствие нормам Ветеринарных правил территориальное расположение существующих мест захоронения падших животных.

Поэтому судебная коллегия считает, что Правительство Оренбургской области обязано с учётом существующих мест захоронения животных на территории муниципального образования Приютинский сельсовет Тоцкого района и потребности в организации скотомогильников на этой территории оборудовать указанные объекты в соответствии с требованиями Ветеринарных правил.

Кроме того, учитывая объём работ и организацию подготовки необходимых мероприятий, предусмотренных Ветеринарными правилами, судебная коллегия считает возможным увеличить срок исполнения этих мероприятий до 1 июля 2019 года.

Довод апелляционной жалобы о том, что решением должен был быть установлен собственник скотомогильника, правильности выводов суда не опровергает, поскольку при разрешении заявленных административных требованиях указанное обстоятельств юридически значимым не является.

Довод о том, что Правительство Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств, признается необоснованным, поскольку приведённые выше положения федерального законодательства относят решение поставленных прокурором вопросов к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы и Устав Оренбургской области относят Правительство Оренбургской области как орган государственной исполнительной власти Оренбургской области.

Довод Правительства Оренбургской области о том, что требования должны были быть рассмотрены в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, основан на неверном толковании норм процессуального права, поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 6 октября 2017 года изменить.

Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 1 июля 2019 года на территории муниципального образования Приютинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области обустроить и привести в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, места для захоронения животных, расположенные в 1 км восточнее села Марковка и в 2 км в северном направлении от села Приютное.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.